Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно. Упражнения для улучшения писательского навыка

Как-то раз преподавательница моего университета принесла на семинар по культуре речи занятный списочек упражнений. Предполагается, что выполняя задания, можно улучшить писательский навык, развить воображение и научиться соблюдать заданный объем. В списке были и очень забавные упражнения («Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку»), и довольно серьезные, над которыми стоит призадуматься. Предлагаю весь список упражнений, возможно, кто-нибудь захочет потренироваться!:)

1)Закрыть глаза. Подумать о предмете в комнате. Не открывая глаз, перечислить как можно больше признаков предмета. Открыть глаза, записать всё, что запомнилось.

2)Выбрать понравившееся стихотворение, использовать его последнюю строчку в качестве первой строки своего стихотворения.

3)Куда вы идете, когда хотите отдохнуть от семьи, работы и.т.д.? Написать об этом месте.

4)В 400 словах описать идеальное место, где хотели бы жить.

5)Написать, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему в 3 часа ночи.

6)Написать рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ёё упустил».

7)Письмо в прошлое. Написать письмо 10-летнему себе.

8)В 200 словах описать свою первую игрушку.

9)Написать о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10)Написать о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11)Написать рассказ о пустом стакане.

12)Вспомнить самый скучный день в жизни. Описать его, но рассказ не должен быть скучным.

13)Написать статью на 500 слов: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14)Написать объяснительную, почему я не занимаюсь улучшением писательских навыков каждый день.

15)Написать рассказ о синем предмете.

16)Представить, что нахожусь в комнате, полной людей, но в ней я единственная слепая. Записать, какой я ее вижу, какие люди в комнате.

17)Составить список своих страхов. Выбрать один и написать о нем.

18)В 200 словах описать жаркий день.

19)Чем вы занимаетесь в ненастье? Написать об этом 250 слов.

20)Написать о том, каким яствами я угостила бы злейшего врага.

21)Подумать о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Описать поведение этого человека.

22)Используя 150 слов, описать внешность, род занятий, привычки человека по имени Анатолий Бубликов.

23)Перечислить 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24)Написать монолог от лица свежесрезанного цветка.

25)Сочинить рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж. Булочка.

26)Написать монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27)Перечислить 15 причин, чтобы выучить иностранный язык.

28)Почему учитель собирается сменить карьеру? Назвать не менее 10 причин.

29)Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30)Написать короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый расхожим выражением «растет как сорная трава».

31)Написать короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32)Написать короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

33)Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.

34)Написать монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.

35)Перечислить 8 заслуживающих внимания причин оправдать лжеца.

36)Написать короткий рассказ, используя слова: священник, кольцо, сад, бинокль.

37)Предложить 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните __________, потому что (иначе, а то) ___________.

38)Перечислить 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.

39)Сочинить историю, используя слова: дедушка, фотоальбом, почта, спички.

40)Назвать 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

41)Написать монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.

42)Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислить 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь квартиры распахнута настежь.

43)Написать инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.

Стать великим копирайтером или известным автором художественных произведений — мечта многих моих коллег. Но даже у креативных людей писательский талант не всегда достаточно раскрыт. Кто-то из-за текущих дел забивает на это, а кто-то продолжает наступать на те же грабли и не развивается. Давайте поговорим о том, как раскрыть свой творческий потенциал.

Откуда берётся писательский талант?

Из детства, конечно.

  1. Книги, которые читают родители детям с первых дней жизни.
  2. Знакомство с окружающим миром во время прогулки.
  3. Музыка.
  4. Пересказ ребёнком сказок.
  5. Выразительное чтение наизусть стихотворений.
  6. Описание природы, людей, животных.

Писательские способности у взрослых могут открыться внезапно. Для этого достаточно желания и практики. А одна моя знакомая стала писать стихи после перенесённого стресса. Также люди открывают в себе способность писать после получения ярких позитивных эмоций. Например, закат солнца на экваторе во время путешествия в Африку. Или даже поездка на дачу способна многое в вас изменить. Главное — перемены.

Признаки писательского таланта

  • Грамотная речь.
  • Богатый лексический словарь.
  • Коммуникабельность.
  • Любознательность.
  • Вы задаёте окружающим и самому себе много вопросов.
  • Любите рассказывать истории.
  • Точный пересказ произведений с именами героев, черт лица, дат, сюжетной линии, важных событий, обстановки.
  • Нравится заниматься сочинительством.
  • Хорошо развитая фантазия.
  • Использование сложных конструкций в предложениях.
  • Тонкое чувство языка и лексической сочетаемости слов.
  • Общение с собеседниками, которые в чём-то выше на уровень.
  • Знание стихотворений наизусть.
  • Любовь к чтению.
  • Внимательность.
  • Хорошая память.
  • Видение причинно-следственных связей.
  • Лёгкая обучаемость.

Если вы обладаете хотя бы частью из перечисленного, поздравляю, вы способны сочинять собственные тексты.

Как развить в себе писательские способности?

Человек не камень. Он способен изменяться, учиться и получать новую профессию. Именно гибкость его и отличает. Поэтому на вопрос, как стать хорошим писателем, всегда есть ответ. Меняться самому, узнавать новое, помнить опыт и постоянно писать.

Для развития креативных наклонностей нужно всегда творить и делать то, чего раньше никогда не приходилось. И каждый раз обязательно описывать это. Со временем слова будут с лёгкостью складываться в предложения, абзацы, статьи. Вы и сами не заметите, как начнёте владеть богатым словарным запасом, придумывать новые сюжетные линии и оригинальных героев. А там, глядишь, и слава Льва Толстого начнёт преследовать.

Упражнения для развития фантазии и воображения

Развитие творческого потенциала требует постоянной тренировки интеллекта и креативности. Делюсь некоторыми практическими приёмами. Вы можете делать их как самостоятельно, так и с друзьями, родителями и детьми — вместе веселее. Тем более, что практика достаточно забавная и напоминает развлечение.

  1. Оглянитесь вокруг. Какой самый первый предмет, который вы увидели? У меня это рюкзак. Поместите его мысленно в необычное пространство. Допустим, в духовой шкаф. Задача: описать предмет и обстановку со всех сторон. И пусть он будет одушевлённым. Естественно, это всё мы делаем с помощью карандаша и бумаги или ноутбука.
  2. Выключаем внутреннего критика. Пишите так, как будто вы ни перед кем не отчитываетесь за результат. Забудьте про ошибки, подбирайте яркие сравнения, необычные синонимы, ставьте героев в странные ситуации. Творите!
  3. Опишите подробно свой день по минутам и часам. Встали, оделись, умылись, позавтракали, пошли пешком или поехали на работу. Что происходило по пути? Возможно, было что-то совсем необычное. Внимательно осмотритесь по сторонам. Теперь опишите приход в офис, рабочее место. Как выглядит Марья Ивановна? В какой одежде пришла? С какой интонацией разговаривает. Поход на обед. Специфику деятельности. Опишите всё, что только видите.
  4. Поход в кафе с ноутбуком или с блокнотом. Садитесь напротив понравившихся людей и подробно описывайте: мимику, жесты, движения, взгляд, улыбку, голос, эмоции, одежду, содержание разговора, отношение к собеседникам, официантам, что едят, пьют. Вариант этого же упражнения: выберете человека и придумайте историю его жизни. О! Да тут материала на целый роман!
  5. Игра в рифму. Называете слово, и составляете список из 10 созвучных слов.
  6. Записывайте идеи в ежедневник.
  7. Обсудите интересную книгу с другом. Если один не знаком с изданием, берите интервью. Всё это легко делать в литературном клубе.
  8. Читайте вслух свои записи и книги классиков с нужной интонацией. Сколько смыслов открывается при этом!
  9. Сходите в галерею. Найдите бессюжетную картину. Когда окажетесь дома, опишите её по памяти, вникая в мелочи.
  10. Возьмите 10 любых предметов. Какие ассоциации они у вас вызывают? С какими воспоминаниями связаны?
  11. Напишите небольшой рассказ на 1 страницу. Каждое предложение должно состоять из 2-х слов. Пример. Наступило утро. Светило солнце. Лучи настойчивые. Я проснулась. Спать нельзя. Пора бодрствовать. Вижу стол. Лежит ручку. Буду писать. Это письмо. Для друга. Продолжите? В следующем рассказе предложения должны быть из 3-х, 4-х, 5-и слов. Количество слов можно увеличивать до бесконечности или пока не станете Львом Толстым.

Содержимое:

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

1 Улучшайте свой язык

  1. 1 Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.
    • Использовать страдательный залог не всегда плохо. Иногда не получается красиво и ясно составить предложение в действительном залоге или вы намеренно хотите построить фразу в страдательном, чтобы она несла определенный оттенок. Однако стоит сначала научиться соблюдать правило, а уже потом позволять себе исключения.
    • Главное исключение из этого правила – научный стиль, в котором страдательный залог используется очень широко, перенося акцент с субъекта (исследователя) на объект (результат). Например, предложение "рацион щенков был изменен, после чего у трех из десяти были выявлены случаи расстройства желудка" рассказывает о результатах эксперимента, а не о том, кто его проводил.
  2. 2 Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.
    • Исключение – слова, описывающие диалог. Плохой текст пестрит оборотами "прокомментировал он", "молвила она", "ужаснулся он". Редкое и продуманное употребление таких слов оживит ваше произведение, но в большинстве случаев будет достаточно простого "сказал". В школе вас наверняка учили, что нельзя постоянно использовать "сказал" и "сказала", но слишком большое разнообразие синонимов затруднит чтение и будет отвлекать читателя от линии диалога. Если без них не обойтись, склоняйтесь хотя бы к эмоционально нейтральным "спросил" и "ответила", а не "прорычал" и "вскричала". Но лучше пусть в вашем диалоге будет минимум авторских слов: обозначьте в начале, где чья реплика, а дальше пусть персонажи говорят сами за себя
    • Сильные и яркие слова – не значит сложные или малопонятные. Не говорите "эксплуатировать", когда можно сказать "использовать". "Идиосинкразия" далеко не всегда звучит лучше, чем "отвращение". Если вы уверены, что слово "перманентный" идеально подходит по смыслу, используйте его – но если нет, пишите "постоянный".
    • Словарь синонимов или тезаурус могут оказаться полезными, однако пользуйтесь ими с осторожностью. Учитывайте нюансы, уместность, многозначность слов. Согласитесь, что хотя "homo sapiens" – это научное название человека, а сердцем можно назвать центр или средоточие чего-либо, но если вместо "человек с горячим сердцем" вы напишете "homo sapiens с раскаленным средоточием", это будет очень глупо! Если вы намерены использовать тезаурус для расширения своего словарного запаса, уточняйте в словаре точное значение найденных вам слов.
  3. 3 Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.
    • Наречия – классический "костыль", на который опираются посредственные авторы, и часто их роль сводится к тому, чтобы перегружать предложение. Уместно использованные наречия украшают рассказ, но нередко они лишь дублируют значение глагола или прилагательного, к которому относятся, или же вместо конструкции с наречием можно использовать одно, более емкое слово. Не пишите "громко завопил" – вопить и так можно только громко. Если вы заметили, что ваш текст переполнен наречиями, пора сделать глубокий вдох и решительно избавиться от лишнего, оставив только необходимое.
    • Иногда удалять лишнее лучше на стадии редактирования. Не будьте одержимы желанием сразу идеально сформулировать каждое предложение; запишите свои мысли как есть, а затем тщательно отшлифуйте и уберите ненужное.
    • Написанный текст не существует в вакууме; его восприятие напрямую связано с читательским воображением. Не нужно описывать каждую подробность, если всего пары существенных деталей хватит, чтобы читатель сумел домыслить остальное. Расставьте нужные точки опоры, и пусть читающий сам соединит их.
  4. 4 Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.
    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  5. 5 Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.
    • "Стояла темная ненастная ночь" – типичный пример такой фразы-клише. Сравните ее с первыми строчками нескольких известных произведений.
      • "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". – Джордж Оруэлл, "1984". Не ночь, не темная и не ненастная, однако вы сразу чувствуете, что происходит неладное.
      • "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". – Уильям Гибсон, "Нейромант" (роман, в котором впервые появилось слово "киберпространство"). Эта фраза не просто рисует картину погоды, но немедленно погружает читателя в мрачный мир книги.
      • "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, – век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, – словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем – будь то в хорошем или в дурном смысле – говорили не иначе, как в превосходной степени". – Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах". Не только погода, но и чувства, надежда, отчаяние – автор готовит читателя ко всему.
    • Избегайте клише, когда пишете о самом себе. Фраза "я коммуникабельный человек" не говорит о вас ничего определенного. Но скажите, что легко находите с людьми общий язык, в том числе в самом прямом смысле, так как выросли в двуязычной семье и в детстве успели пожить в шести странах, и читатель сразу поймет, что вы из себя представляете.
  6. 6 Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.
    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  7. 7 Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.
  8. 8 Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.
    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  9. 9 Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.
    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  10. 10 Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.
    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

2 Читайте, чтобы писать

  1. 1 Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.
    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. 2 Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.
  3. 3 Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.
    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  4. 4 Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.
    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  5. 5 Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.
  6. 6 Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

3 Больше практикуйтесь

  1. 1 Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!
  2. 2 Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.
    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  3. 3 Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.
  4. 4 Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.
    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  5. 5 Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

4 Придумайте историю

  1. 1 Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)
  2. 2 Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.
    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.
  3. 3 Оставьте место, чтобы добавить новых персонажей и пояснить, кто они такие. Придумайте каждому краткую историю. Даже если она не войдет в ваше произведение, это поможет вам лучше представить себе, как персонаж поведет себя в предлагаемых обстоятельствах.
  4. 4 Не бойтесь перескакивать вперед или назад. Если у вас неожиданно родилась блестящая идея развязки, запишите ее, даже если вы все еще работаете над первой главой! Не давайте идеям пропасть зря.
  5. 5 Напишите первый черновик. Теперь вы готовы приступать к самой истории – к ее первому черновику. Опираясь на план, вдохните жизнь в своих персонажей и повествование.
    • Не застревайте на этой стадии. Пока вы пишете черновик, не нужно подолгу обдумывать каждую формулировку – сейчас это не принципиально. Намного важнее собрать и изложить все свои мысли.
  6. 6 Пусть история ведет вас за собой. Позвольте истории развиваться своим ходом, и, быть может, она примет неожиданный, но очень интересный оборот. Вы режиссер событий, но оставьте в них место импровизации.
    • Если вы достаточно продумали, что собой представляют ваши герои, чего они хотят и почему, то они сами начнут вам указывать, как писать.
  7. 7 Закончите первый черновик. Не задерживайтесь на то, чтобы отшлифовать подробности, просто дайте истории развернуться на бумаге. Если, написав две трети рассказа, вы поймете, что на самом деле ваша героиня – посол в Индии, отметьте это и завершите историю с ней в роли посла. Не возвращайтесь назад и не переписывайте сцены с ее участием, пока не закончите первый черновик.
  8. 8 Перепишите. Помните, что это был только первый черновик? Сейчас вам придется переписать все с самого начала, на этот раз уже зная все детали истории, что сделает ваших персонажей более реалистичными и правдоподобными. Теперь вы знаете , что он делает в самолете и почему она одета как панк.
  9. 9 Напишите все до конца. К тому времени как вы закончите второй черновик, у вас уже будет полная информация о вашей истории, ее действующих лицах, основой и побочных сюжетных линиях.
  10. 10 Прочитайте историю и поделитесь ею. Когда вы завершили второй черновой вариант, пора его прочитать, стараясь быть беспристрастным и объективным. Дайте его прочитать паре близких друзей, чьему мнению вы доверяете.
  11. 11 Напишите окончательный вариант. Вооружившись собственными заметками после прочтения истории, а также замечаниями друзей или издателя, снова перепишите ее, теперь уже доводя до совершенства. Сведите концы с концами, разрешите конфликты, уберите лишних персонажей.
  • Творчество обязано приносить радость. Или нет, произведение должно рождаться в муках. На самом деле, все зависит от того, кого вы спросите. Вы можете ощутить душевный подъем или почувствовать себя опустошенным. Нет единого для всех правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой путь.
  • Если поначалу идея вам не нравится, все же дайте ей шанс – возможно, она вас куда-нибудь приведет.
  • Пусть вас не смущает, если первый черновой вариант никуда не годится. Он почти никогда не бывает удачным. Имейте это в виду, когда читаете его, и редактируйте без сожаления!
  • Попробуйте плыть по течению. Но не переусердствуйте, потому что иначе вы упустите детали или ваши мысли станут слишком тяжелыми для прочтения. Постоянно контролируйте свое сознание.

Предупреждения

  • Аккуратнее выбирайте слова. Нет более быстрого способа показаться безграмотным, чем употребить слово не в том смысле и не в том контексте. Если вы не уверены в каком-то слове, найдите его в словаре и убедитесь, что правильно понимаете его значение и возможные коннотации.
  • Не занимайтесь плагиатом! Присвоение себе чужих слов или идей – серьезное нарушение этики и даже закона в науке, журналистике и литературе. Если вы попались на плагиате, вас могут исключить, уволить, включить в издательский черный список или привлечь к суду. Никогда этого не делайте.

Как превратить свой жизненный опыт в интересные истории, прокачать свой юмор и умение придумывать сюжеты - об этом и многом другом нам рассказали писатель Тарас Прохасько, журналист Юрий Марченко и литературовед Ростислав Семкив. И несколько советов о том, как удачно организовать финансовую составляющую творчества и где искать возможности для развития.

Тарас Прохасько

писатель, переводчик и эссеист

Писатели, как и спортсмены, очень разные. И речь идет не только об их стиле и заинтересованности, но и о мотивации — что их побудило писать? Существует целая систематика таких причин. Лично я чувствовал недолговечность всего, что вокруг, и хотел это зафиксировать. Поэтому главным моим мотивом была попытка перевести исчезающее бытие в бытие в языке и таким образом его сохранить. Но есть побуждение, объединяющее все возможные мотивации, желание рассказать людям историю. Это базовая вещь для всех, кто пишет. Из желания рассказать о том, что знаешь, что тебя беспокоит или радует, растет вся литература.

Важнейшим для автора является не сам его опыт, а рефлексия. Даже мнимо скудный или банальный опыт, когда он обдуманный и на нем построены определенные образы, может стать очень ценным. Главное в литературе — это работа с опытом, а не его коллекционирование. Но, конечно, каждый опыт, даже если он не перетекает в литературный материал, все равно является расширением горизонта. И это очень хорошо, потому что позволяет даже обычные вещи показать в другом масштабе.

У меня много было такого опыта. И пускай я о нем не пишу, он многому меня научил. Например, некоторое время я работал барменом. И кроме историй, которые мне рассказывали ежедневно посетители за стойкой, я понял, насколько важна коммуникация. Не в современном понимании стратегии правильного поведения, а просто различных проявлений общения. А еще понял, как можно прислуживать с достоинством, как это может приносить радость, а не унижение, как переносить свои стереотипы и комплексы туда, где ты работаешь.

Так же для меня очень важным стал армейский опыт. Я был домашним ребенком, западноукраинским, интеллигентным, и армия открыла мне новый горизонт. Ведь как бы не тянуло тебя в гнездо, важно понимать, что рядом есть совсем другие проявления и формы жизни. Огромной школой для меня стал опыт отцовства. А еще сейчас, каждый день по несколько часов гуляя с младенцем, у меня есть время по-новому посмотреть на различные уголки города и сцены городской жизни. У меня давно не было возможности за этим понаблюдать, потому что жил в другом темпе.

Самый ценный совет, который я получил от Юрия Андруховича: «Не так важно, о чем написать. Главное — чтобы это было красиво написано». Когда речь идет о литературе, то не в историях смысл, а в том, как они рассказаны. Литература это не стенографирование фактов. Поэтому стоит думать не о том, как на самом деле было, и даже не о том, как ты сам это переживаешь. А отталкиваться от того, что каждый текст — это создание новой реальности. И когда он в ком-то вибрирует, то это хороший эффект литературы. А поражать читателя могут разные вещи — само повествование, его ритм, хорошо подобранные слова.

Четко определенное начало и конец — одна из самых значительных особенностей литературы и искусства. И это наиболее нереальные штуки, ведь на самом деле в жизни очень тяжело их найти. Поэтому автор должен хорошо знать, что было до начала и что будет после завершения произведения. Текст должен быть максимально деликатно вырезан из этого потока вечности.

Даже когда я пишу колонки на актуальные события, то хочу показать, что это не вырванный фрагмент истории. Это процесс, который давно начался, и еще долго будет продолжаться, даже если мы не будем на него обращать внимание. То, что мы замечаем, — это лишь маленький узелок на длинном шнурке. И надо прощупать шнурок немного назад, и, возможно, еще немного вперед, иначе ты этот узел не развяжешь.

Способ письма очень зависит от особенностей психики автора, поэтому здесь трудно говорить о норме. Известно, что литература в определенном смысле является терапией, она является способом облегчить свое пребывание в мире. Но в зависимости от особенностей психики того или иного автора письмо может быть связано и со страданиями, и с самобичеванием, или же быть легким и радостным, возбуждающим самого автора.

При том, что это может быть и то, и другое в одном человеке, в зависимости от тем, которые он описывает. Иногда, зная, что этот текст будет для меня мучительным, я его откладывал и предпочитал не писать. А в одном из ранних произведений я написал: «Эта повесть должна написаться радостно и легко, чтобы так же легко она читалась». Верю, что это состояние автора передается читателю.

Нельзя говорить о каком-либо «надо» в литературе. И когда речь идет о практике, то это скорее внутренняя работа автора, его желание превратить письмо в стратегию своего духовного развития. Конечно, нельзя хорошо писать без практики, она нужна, хотя и может быть очень разной. Как у японцев, которые ежедневно по несколько часов занимаются боевыми искусствами. Или как у американцев или европейцев, которые раз в неделю идут в йога-центр, а потом живут такой жизнью, которая отрицает их тренировки.

Конечно, есть случаи, когда, даже несмотря на ежедневную практику, людям не удается выскочить за пределы своей ограниченности и достичь желаемых результатов. Хотя некоторые умения одинаково отшлифовываются. Лично для меня важно чувствовать прогресс. Но я не могу сказать, что это кривая, которая растет от качества. Речь идет скорее об эволюции, когда есть изменения, новации, новые приемы, когда возникают новые мотивы. Мне нравится разнообразие, и это побуждает меня не придержаться одного, пусть даже очень удачного, шаблона. Письмо должно прорастать, как трава и деревья, порой совершенно неуправляемо.

Если вы — начинающий писатель, то советуем уже задуматься о монетизации своего творчества и возможности для развития. Вот несколько советов:

1. Выстраивайте свой персональный бренд в соцсетях , работайте на портфолио и развивайте сеть знакомств — с коллегами, издателями, литературными агентами.

2. Участвуйте в резиденциях для писателей . Так вы получите творческую среду, опытных менторов и драгоценное время, которое можно посвятить письму, ведь все расходы на проживание обычно возмещают организаторы. А еще вы сможете окунуться в уникальную атмосферу локации. Актуальные резиденции со всего мира можно посмотреть , а также не забывайте про украинские, особенно

Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт…

— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.

Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.

Мне было очень интересно подготовить этот курс.

Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».

Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.

1. Пиши по-своему». Для самых начинающих писателей

В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги - помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.

2. Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя

Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» - известных и малоизвестных, - позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.

3. Написать свою книгу. То, чего никто за тебя не сделает

Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя - эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.

Основы писательской работы. Экспресс-курс

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

2. Литературная студия: открытие возможностей

Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.

Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.

Представьте, что вы написали рассказ/повесть/роман… Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.
Вы отправите свое произведение родственникам, потом ближайшим друзьям, знакомым и т.д.
И сразу можно сказать — никто из них вам честно не расскажет о степени вашего таланта. И на это есть ряд объективных причин…

Как можно рассмотреть талант писателя:

Каждый «автор-новичок» пишет относительно одинаково. Как бы это грубо не звучало, но в начале своего творческого пути, писатель выдает «на-гора» компиляцию из чужих мыслей и идей, слегка приправленных личным мнением. Так начинают писать все молодые литераторы, и в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально любой писатель хочет «написать что-то похожее», и только потом пишет истинно собственные произведения.
Именно поэтому вешать на себя ярлыки «есть талант» либо «нет таланта» бесполезно. Единым мерилом таланта является количество читателей, которые полюбили книги писателя и желают новых историй.

Как прийти к писательскому мастерству

На этот вопрос есть только один ответ: «Нужно писать, много, много, много писать…». Каждый признанный литератор когда-то был новичком, произведения которого не принимались в редакциях.

И каждый известный писатель пробился через все препоны и получил своего читателя.
Прийти к успеху в написании интересных книг можно только одним путем — практиковаться в печатном слоге, и не сдаваться при первых неудачах.

Попробуем разложить литературное мастерство на две составляющие:

Техника. В данном случае речь идет об умении красиво «играть со словами». Можно иметь в голове гениальные задумки и великолепные сюжетные истории, но при этом не написать ничего путевого… Причина проблемы очень простая — есть большая разница между созданием истории в голове, и ее описанием в словах. Писать книги нужно учиться. Просто брать и писать «в стол»… Если у вас есть интересные идеи, то начните писать, а все остальное приложится.

Интеллектуальность. Умение придумывать яркие сюжеты и вкладывать глубокий смысл в свои произведения не менее важное, чем способность составлять красивые предложения. Но если положиться только на свой интеллект, и не обращать внимания на тщательный подбор метафор, построение ритма текста, создание композиции и т.д., то вряд ли у вас получится пробиться в печать. Существует множество примеров того, как перспективные авторы так и не начинали издаваться из-за собственной лени и нежелания кропотливо работать над текстом.
Для успешной писательской деятельности нужно соединить оба составляющие таланта – техническое мастерство и интеллектуальность. Только так начинающий писатель сможет начать создавать действительно интересные произведения.

Для развития писательского таланта может потребоваться много времени, в течении которого литератору нужно постоянно расти над собой иначе можно «исписаться» так и не добившись успеха.

В развитии писательского мастерства вам поможет следующая литература:
Джефф Колвин «Выдающиеся результаты. Талант не при чем!»
Дэниел Койл «Код таланта»
Малкольм Глэдуэлл «Гении и аутсайдеры»

Как улучшить свои писательские навыки

Используйте сильные слова

Благодаря сильному слову простое предложение получает мощный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Наиболее сильной частью речи является глагол. Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга активности. Когда вы проявляете сознательные усилия, то размышляете, что является отличным способом тренировки писательских навыков.

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные труды. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, то больше настраиваетесь на его волну, стиль, внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в конкретном случае.

И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти слова зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащите их все наружу, они перестанут быть настолько неосознанными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это воспринимают. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна бы она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который должен вызвать нужную вам реакцию, и посмотреть, сработает ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это отличное упражнение: посмотреть на яблоко и описать его на 5000 знаков. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо (фрирайтинг)

Чтобы развить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь, что даже бесцельная писанина помогает улучшить свои навыки.

Самый важный совет: пишите от руки . Это важно для осознанности. К тому же многие ученые сходятся в том, что моторика активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Коды на очки навыков на Скайрим

Читерство, в частности использование на Скайрим кодов на навыки, часто критикуют. При этом обращать игровые недоработки себе на пользу не считается зазорным. Редкие игроки никогда не атаковали безответных Ралофа или Хадвора по пути из Хелгена.

Бесплатных уроков стрельбы у доверчивого Фендала не брали, наверное, единицы, а попрактиковать боевые навыки на Тенегриве сам Талос велел.

Быстрая прокачка персонажа при помощи кодов ничем, в принципе, не отличается от перечисленных действий. Такой способ развития навыков отнимет меньше времени и убережет клавиатуру с мышкой от преждевременного износа.

Повышающие навыки коды на Skyrim

Чит «player.setav» используется в целях увеличения реального значения навыка, к которому прибавляется базовое значение, умноженное на указанный игроком процент. Формула введения:

player.setav [Х] [Y]

Вместо «X» ставится англоязычное наименование навыка, а «Y» означает число процентов, на которое увеличится умение. Например, повысить навык владения двуручным оружием можно так:

player.setav TwoHandedPowerMod 50

Аналогичным образом прокачивают стрельбу (MarksmanPowerMod), блокировку (BlockPowerMod) и одноручное оружие (OneHandedPowerMod).

Все коды на усиление навыков:

  • OneHandedPowerMod — одноручное оружие
  • TwoHandedPowerMod — двуручное оружие
  • MarksmanPowerMod — луки
  • BlockPowerMod — щит
  • SmithingPowerMod — кузнечное дело
  • HeavyArmorPowerMod — тяжелая броня
  • LightArmorPowerMod — легкая броня
  • PickPocketPowerMod — карманная кража
  • LockpickingPowerMod — взлом
  • SneakPowerMod — скрытность
  • AlchemyPowerMod — алхимия
  • SpeechcraftPowerMod — красноречие
  • AlterationPowerMod — изменение
  • ConjurationPowerMod — колдовство
  • DestructionPowerMod — разрушение
  • IllusionPowerMod — иллюзия
  • RestorationPowerMod — восстановление
  • EnchantingPowerMod — зачарование
  • Коды Skyrim на очки навыков

    Используя некоторые читы, можно быстро развить умения Довакина и открыть все нужные перки.

    advskill [Х] [Y] — повышает навык Х на Y очков опыта. Это основной код, используемый для прокачки персонажа.

    Пример использования для Зачарования:

    advskill Enchanting 100 — добавляет Зачарованию 100 очков (но не уровней).

    player.setav [Х] [Y] — задает Y уровень умению Х. Не влияет на очки опыта.

    Пример использования для Иллюзии:

    player.setav Illusion 50 — Довакин получает 50 уровень Иллюзии.

    Инструкция для полной прокачки:

    Чтобы развить все навыки на Skyrim, коды на уровни и опыт придется применять последовательно.

    1. Поднять навык командой advskill.

    2. Сбросить уровень командой player.setav.

    3. Полученные очки опыта потратить на приобретение всех необходимых перков.

    4. Повторить действия для других навыков.

    Пример для легкой брони:

    advskill LightArmor 999999

    player.setav LightArmor 0

    Все коды на прокачку навыков:

    • Alchemy — алхимия
    • Alteration — изменение
    • Conjuration — колдовство
    • Destruction — разрушение
    • Enchanting — зачарование
    • Illusion — иллюзия
    • Restoration — восстановление
    • Marksman — стрельба
    • Block — блок
    • HeavyArmor — тяжелая броня
    • LightArmor — легкая броня
    • Lockpicking — взлом
    • Onehanded — одноручное оружие
    • Twohanded -двуручное оружие
    • Pickpocket — карманная кража
    • Smithing — кузнечное дело
    • Sneak — скрытность
    • Speechcraft — красноречие
    • Инструкция для быстрой прокачки:

      Разумеется, вводить массу, пусть и однотипных, команд — утомительно. Нужные читы потребуется держать под рукой, распечатывать, переписывать, а то и запоминать. Куда проще создать или скачать готовый файл, содержащий нужные коды на очки навыков Скайрим.

      Порядок действий:

      — скачать архив;

      — извлечь два текстовых файла в корень игры;

      — запустить Скайрим;

      — открыв консоль, последовательно ввести «bat allskills» и «bat allperks».

      Первый чит повысит все навыки до максимума, второй — откроет доступные в игре перки.

      Корректировка характеристик персонажа:

      Команда player.setav может дополнительно использоваться для увеличения/уменьшения количества маны, здоровья и сил Довакина. Вместо названий навыков используйте параметры Health, Magicka и Stamina, плюс число, обозначающее максимальное значение той или иной характеристики.

      Пример использования для магии:

      player.setav Magicka 500

      Дополнительно:

      Использование кодов очков навыков на Скайрим неизбежно повысит уровень персонажа. Таким образом, полученные преимущества окажутся бессмысленными — ведь противники также станут сильнее. Чтобы понизить уровень Довакина, используйте простой код «player.setlevel Х», где Х означает, собственно, номер нужного уровня.

      Если хотите действия - не пишите. Идите к человеку и скажите ему лично, что вам нужно.

      Генри Миллер

      Работая над своим романом «Тропик Рака», Генри Миллер составил 11 заповедей писателя и его ежедневной творческой рутины, которые помогли ему закончить произведение.

      Он также зафиксировал на бумаге тот распорядок дня, которого следует придерживаться во время работы.

      11 заповедей писателя

    Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.

    Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».

    Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.

    Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!

    Когда невозможно творить, можно работать.

    Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.

    Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.

    Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.

    Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.

    Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.

    Первым делом - всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино - это все потом.

Распорядок дня

Утро. Если нет сил - пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя.
Если в норме - пиши.

День. Часть работы перед глазами - следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.

Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком - если мокро, на велосипеде - если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.

Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки - раз в неделю.


Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек известен своим подходом к написанию текстов в духе соцреализма - говорить исключительно о том, что действительно важно. В своем интервью 1975 года журналу The Paris Review он поделился своими творческими секретами.

    Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц - просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.

    Пишите свободно и так быстро, как можете - чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе - это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

    Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе - нет. В литературе ваша аудитория - это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.

    Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше - оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.

    Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.

    Если вы пишете диалог - проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.


Курт Воннегут

Курт Воннегут - один из ключевых американских писателей и журналистов XX века, мастер сатирических рассказов и очерков. В своем видео-интервью он дал восемь советов о том, как написать хороший рассказ.