Методология государственной научно технической политики. Основные цели и принципы государственной научно-технической политики

Секция «Экономические науки»

Подсекция № 15

Иванова В. В.

Макеевский экономико-гуманитарный институт

Государственная научно-техническая политика

Научно-техническая политика как самостоятельное направление экономической политики государства появилось в 80-е годы 20 столетия, выделившись из промышленной политики. Термин «научно-техническая политика» широко используется в экономической литературе. Вместе с тем до сих пор отсутствует общепринятое определение данного понятия.

Научно-техническая политика представляет собой систему взаимосвязанных действий государственных органов и включает определение целей, выбор средств и методов их достижения, а также осуществление конкретных мероприятий (организационных, экономических, социальных и других) по реализации намеченных задач НТП. Например, С. А. Хейман считает, что научно-техническая политика заключается «в отборе и стимулировании именно тех направлений прогресса науки и техники, которые позволяют наиболее эффективно решать главные задачи экономической политики общества».

А Р. Ротуэлл включает в научно-техническую политику «финансирование фундаментальных исследований в университетах и правительственных лабораториях, техническое образование и создание систем коллективных промышленных исследований, патентную политику, учреждение центровпо передаче созданной на государственные средства патентоспособной технологии для коммерческого использования».

Обобщив различные мнения, можно сформулировать следующее определениенаучно-технической политики. Научно-техническая политика – совокупность исторически сложившихся принципов, методов и мероприятий экономического, правового и организационного характера, осуществляемых в целях стимулирования научных исследований и разработок и применения их результатов в экономических, политических и военных интересах как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.

Такой подход позволяет рассматривать научно-техническую политику какотносительно самостоятельное направление государственного управления развитием производительных сил, составной частью которых являются наука и техника. Вместе с тем, органически входя в структуру производительных сил, наука и техника в то же время неразрывно связана с другими элементами, что предопределяет «включенность» научно-технической политики в структуру общегосударственной политики.

На современном этапе НТР роль науки и техники в жизни общества неизменно возросла. Соответственно повышается вес и научно-технической политики в процессе разработки и проведения общегосударственной стратегии развития.

В 20 веке произошло обособление научно-исследовательской деятельности. Это было вызвано объективной необходимостью систематически осуществлять исследования и разработкипо самому широкому кругу проблем, областей знания, целенаправленно регулировать, а также наиболее эффективно стимулировать их результаты. Существует четкое разделение видов научной деятельности, которые в соответствии с задачами, целями, объектами и результатами, основными элементами структуры подразделяются на фундаментальные исследования, прикладные исследования, научные разработки.

Все виды научной деятельности, а также изобретательство и техническое новаторство требуют государственнойфинансовой поддержки. При этом необходимость такой поддержки определяется целым рядом факторов, значение которых варьируется от одной сферы деятельности к другой.

Результаты фундаментальных исследований в наибольшей степени определяют научный прогресс , они открывают новые области для прикладных исследований, ОКР, технического новаторства, создают возможность для осуществления непрерывного процесса совершенствования производства. Фундаментальные исследования необходимо также рассматривать как составную часть расходов на образование, т.к. уровень и качество образования находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии в каждой конкретной стране находится сфера фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования не могут представлять практического интереса для функционирующего капитала, т.к. вероятность получения положительного результата и сроки являются неопределенными, а сам результат не имеет коммерческого значения. Это выступает основным фактором необходимости государственного финансирования.

Проведение прикладных исследований представляет существенный интерес для функционирующего капитала. Результаты таких исследований уже могут иметь коммерческое применение. Прикладные исследования проводятся целенаправленно, сроки их выполнения могут быть определены заранее, и, следовательно, существует возможность оценить расходы и прогнозировать период окупаемости. Наряду с высокой степенью риска (существует большая неопределенность получения положительного результата; не всегда применение полученного результата на практике и использование в условиях конкретного производства приведет к росту эффективности) важным фактором, обусловливающим государственное финансирование и стимулирование прикладных исследований выступает абсолютная величина расходов. Прикладные исследования в некоторых областях требуют специально создаваемых полигонов, оборудованных дорогостоящей техникой, а также необходим определенный штат инженеров, техников и обслуживающего персонала. Все это может быть не под силу отдельному предприятию или даже объединению производителей одной отрасли. К тому же значение результатов этих исследований выходит за рамки чисто отраслевого применения. Кроме того, существует объективная необходимость ведения прикладных исследований опережающими темпами по сравнению с потребностями текущего периода.

Опытно-конструкторские разработки из всех видов научной деятельности представляют наибольший интерес для функционирующего капитала, т.к. эта деятельность направлена непосредственно на поиск методов, дающих оптимальные результаты от применения на практике, причем в условиях конкретного производственного процесса. Результаты ОКР имеют коммерческое значение, они могут быть реализованы, что привлекает частные предприятия и банковские организации. Научные разработки быстро окупаются. Сфера ОКР в наименьшей степени нуждается в привлечении государственного финансирования. Но необходимость государственного финансирования существует и в этой сфере. Далеко не все разработки осуществляются в интересах монополий и других частных предприятий. Это относится к разработкам в областях с высокой долей государственных предприятий в производстве продукции оказании услуг. Не все разработки гражданского назначения могут своевременно и в достаточном объеме финансироваться частными предприятиями. Государственное участие в финансировании требуется для поддержания уже начатых научных разработок в условиях спада производства, ухудшения конкурентоспособности предприятий.

Государственное стимулирование необходимо и в области технического новаторства. Освоение новой техники и применение новых технологий всегда связано для предприятия с новым риском и затратами. Роль государства возрастает и связи с необходимостью преодоления многочисленных негативных социально-экономических последствий внедрения новых технологий. К ним относятся: повышение уровня безработицы в тех отраслях, где активно проводится автоматизация и роботизация производственных процессов; изменение требований к уровню квалификации и подготовки кадров. Что выражается в увеличении спроса на управленческие и технические кадры и снижение потребности в неквалифицированных рабочих, экологические проблемы.

На выбор направлений государственного стимулирования в каждой конкретной области НТП влияют: положение ведущих национальных компаний на мировом рынке, их способность выделять достаточно средств дл я проведения НИОКР, задачи общей экономической политикой государства. Этими же факторами определяется выбор методов стимулирования НТП и доля участия государственного бюджета в финансировании НИОКР.

В развитых странах отсутствует какая-либо особая отдельная система государственных стимулов или специальный механизм НТП. Мероприятия государства, направленные на ускорение темпов НТП, «встроены» в сам рыночный механизм и систему товарно-денежных отношений.

Характерной чертой государственного стимулирования НТП в развитых странах в современных условиях становится расширение объема и характера налоговых и амортизационных льгот частным компаниям.

Такого рода льготы широко используются как для создания в целом благоприятной обстановки для инвестиционной активности корпораций, роста собственных источников их финансирования, так и для наращивания внутрифирменных расходов на НИОКР, стимулирования взаимодействия в сфере НИОКР при выполнении прикладных и фундаментальных исследований, а также для развития инновационного процесса – освоения достижений науки и внедрения их в производстве. При этом существует свой, заданный набор льгот и стимулов, их отличает целенаправленный характер и строго конкретная адресность льгот.

В государственной научно-технической политике в развитых странах четко прослеживается приоритетность отдельных отраслей и компаний, которая выражается в масштабах предоставляемых налоговых и амортизационных льгот, выдаче государственных субсидий и кредитов и прочих косвенных форм стимулирования.

Существуют следующие основные льготы и направления косвенного финансирования НТП в развитых странах. Налоговые льготы по инвестициям новые производственные фонды, которые чаще всего предоставляются в виде инвестиционных налоговых скидок. Амортизационное законодательство развитых стран предусматривает особо льготный порядок амортизации оборудования, применяемого в технически передовых отраслях, а также оборудования, используемого компаниями для НИОКР. В 80-е годы 20 века была введена специальная налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий компаний в сфере НИОКР. Эта скидка представляет собой вычет из налога на прибыль компании определенной доли в процентах от суммыдополнительных расходов компании на НИОКР в сравнении с соответствующими среднегодовыми затратами за предшествующий или базисный период.

Для современного налогового инструментария стимулирования НТП в развитых странах есть характерные черты.

Система льгот «привязана» к единому, существующему во всех странах платежу компаний в госбюджет – налогу на прибыль корпораций.

Существует дифференциация льгот по отраслям, виду оборудования, виду деятельности, а также гибкость льгот по времени действия и целям введения исходя из национальных экономических и научно-технических задач.

Каждая льгота имеет четкий, целевой характер.

Во всех странах проводится официальный анализ и статистический учет налоговых льгот.

Вместе с тем налогово-амортизационные меры стимулирования НТП не влекут роста прямых государственных ассигнований, что особенно актуально в условиях дефицитности государственного бюджета.

раздел второй. теория управления социальными системами

THEORY OF GOVERNANCE

научно-техническая политика в россии, ее возможности и проблемы

и.п. воробьева

Национальный исследовательский Томский политехнический университет [email protected]

Рассмотрены перспективы, возможности и проблемы государственной научно-технической политики, выявлены направления ее совершенствования на современном этапе, исходя из опыта инновационного развития за рубежом.

Ключевые слова: научно-технический потенциал, государственная научно-техническая политика, механизм регулирования инновационного процесса, финансирование науки.

Каждое государство заинтересовано в ускоренном развитии научного потенциала, повышении доли инновационного продукта в ВВП. Поэтому активная научно-техническая политика правительства характерна для многих стран. Научно-техническая политика государства - совокупность стратегических и тактических целей, задач и направлений по развитию научно-технического потенциала, эффективному его использованию в интересах социально-экономического развития общества. Научнотехническая политика является долгосрочной, так как создание научнотехнического потенциала требует времени и ресурсов. Во-вторых, это политика стимулирующая, так как направлена на увеличение потенциальных возможностей страны, ускорение научного развития и внедрение достижений НТП в производство. В-третьих, органы власти заинтересованы в том, чтобы страна максимально эффективно использовала научные достижения. Для этого объекты интеллектуальной собственности

должны быть защищены государством. То есть научно-техническая политика имеет протекционистскую направленность.

Целями научно-технической политики относительно научнотехнического потенциала являются, прежде всего, его увеличение, соблюдение пропорций между разновидностями и частями. Например, необходимо наличие знаний, умений, технологий в «запасе», для будущего применения. Научно-технический потенциал не только используется, но и одновременно происходит процесс его создания (обучение будущих инженеров и ученых, накопление новых знаний, разработка новых технологий, освоение производства новой продукции).

Сложность управления научно-техническим развитием проявляется в том, что объекты этой политики весьма разнообразны, разнородны по организации, формам собственности, структуре, функциям. На макроуровне это такие сферы деятельности, как наука, наукоемкое производство, образование. На микроуровне это организации, связанные с указанными видами деятельности: вузы, исследовательские учреждения, инновационный бизнес, потребители наукоемкой продукции. Наконец, объектом государственной научно-технической политики является научно-технический потенциал региона.

Важнейшим направлением научно-технической политики относительно указанных объектов является прогнозирование научной деятельности, определение перспектив дальнейшего развития. Необходимо также оценить состояние науки и потребностей производства в стране с целью выявления возможных направлений научного развития. Правительство определяет приоритетные направления, выступает в качестве заказчика, оплачивает научные исследования. Среди перспективных направлений в России названы: безопасность и противодействие терроризму; наносистемы; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика .

Для научного развития государством предоставляются соответствующие ресурсы (информационные, исследовательские, производственные). Государство выступает также заказчиком в системе образования, оплачивает подготовку кадров нужных профессий. То есть важнейшим инструментом научно-технической политики выступает бюджетное финансирование науки и образования. В 2011 г. на развитие науки израсходовано 314 млрд руб., 2,87 % Федерального бюджета РФ .

Во многих странах привлекаются бюджетные ресурсы для развития науки по следующим причинам:

1. Наука не вписывается в рыночные отношения. Научные разработки бывают востребованы на рынке инноваций лишь на последнем, заключительном, этапе. Но финансовые средства, причем немалые, требуются на этапах исследования, разработок. Финансирует эти этапы, как правило, государство.

2. Непредсказуемость результата научного исследования. Предприниматели обычно финансируют научные разработки, если сроки научных изысканий небольшие, а результат однозначно положительный. Однако одна из особенностей науки - непредсказуемость сроков и результатов. Отрицательный результат продвигает науку вперед так же, как и положительный. Для бизнеса же нет смысла расходовать деньги на результат, не имеющий практического применения.

3. Необходимость прогнозов научного развития. Ввиду долгосроч-ности исследований необходимы научные прогнозы, которые покажут перспективные научные направления. Такие прогнозы могут быть разработаны только под непосредственным руководством органов власти, так как информационные, финансовые ресурсы для этих целей имеются у государства.

4. Необходимость опережения соперников. Для того чтобы воспользоваться научными результатами, следует опередить исследователей из других стран. Такое под силу органам власти, которые аккумулируют ресурсы, объединяют научные силы, предоставляют оборудование и материалы для исследований. Это особенно актуально для разработок в военной науке, исследовании космоса, медицине. В Советском Союзе был пример ускорения исследований для производства атомного оружия, хотя первыми применили атомную бомбу США. Примеры Японии, Кореи, Китая показывают, что для инновационного прорыва необходима продуманная научно-техническая стратегия государства. Рассмотрим состояние развития науки в России по сравнению с другими странами.

1. В большинстве стран с высоким техническим уровнем затраты на исследования превышают 2-3 процента ВВП (табл. 1). В России доля расходов на науку в ВВП сопоставима с такими странами, как Испания. Италия. В абсолютном выражении наша страна тратит на научные исследования в 5 раз меньше, чем в Японии, в 6 раз меньше, чем в Китае, в 13 раз меньше, чем в США.

2. Во многих странах наука активно развивается за счет вузовского сектора (Швейцария, Великобритания, Бельгия, Франция, Швеция). В нашей стране велика доля исследователей, работающих в государственных НИИ. Доля исследователей из предпринимательского сектора обычно высока в странах, имеющих успехи в практическом применении научных знаний (Япония, Корея, Китай) (табл. 2).

3. В России традиционно высока доля государственного финансирования расходов на научные исследования. Бюджетное финансирование науки превышает расходы предпринимателей в 3 раза (табл. 3). В то же время бремя расходов на науку во многих странах берут на себя предприниматели, заинтересованные в получении прикладных научных результатов и использовании их для получения прибыли. Доля предпринимательских расходов превышает расходы государства в США в 2 раза, в Японии - в 4,4 раза, в Республике Корея - в 2,67 раза.

Таблица 1

Затраты на исследования и разработки, млн долл. сША

Страна 2005 2008 2009 2010 2009, в % к ввП 2010, в % к ввП

Россия 18115,0 30060,9 33575,3 32793,1 1,25 1,16

Австрия 6802,5 8854,1 8839,3 9254,2 2,72 2,76

Германия 64298,8 81970,7 83297,2 86299,4 2,82 2,82

дания 4418,9 6235,8 6478,6 6816,0 3,06 3,06

Испания 13330,8 20414,9 20546,6 20386,1 1,39 1,39

Италия 17999,0 24075,9 24534,5 24269,2 1,26 1,26

Франция 39235,7 46547,8 49143,5 49990,8 2,26 2,25

Китай 71054,9 120806,6 154147,4 178980,7 1,70 1,77

Республика Корея 30618,3 43906,4 47168,5 53184,9 3,56 3,74

япония 128694,6 148719,2 137314,2 140832,8 3,36 3,26

США 325936,0 403668,0 401576,0 2,90

Таблица 2

Численность исследователей по секторам науки в 2010 г.,

% к итогу

Страна Государственный сектор Предпринимательский сектор Сектор высшего образования

Россия 32,8 47,8 19,1

Бельгия 7,9 46,1 45,2

Германия 15,8 56,8 27,4

Соединенное Королевство Великобритания) 3,5 34,2 60,6

Франция 12,3 57,0 29,3

Швейцария 1,9 41,1 57,0

Швеция 3,8 61,7 34,4

Китай 19,1 61,1 19,8

Республика Корея 7,5 76,5 14,9

япония 4,9 74,8 19,1

4. Как правило, предпринимательские источники финансирования науки связаны с теми секторами, где высока вероятность получения практического результата для бизнеса в короткие сроки. Поэтому страны с высокой долей финансирования за счет бизнеса имеют достаточно хорошие результаты по научным результатам в виде патентов на изобретение (табл. 4). Несмотря на значительный рост патентов в России, наблюдается отставание от ведущих по научно-техническому уровню государств - Японии, США, Кореи.

Таблица 3

Источники финансирования затрат на исследования и разработки

в 2010 г., % к итогу

Страна 2000 г. 2010 г.

Россия 17592 29999

Австрия 1217 1130

Германия 14707 13678

Нидерланды 2820 1947

Соединенное Королевство (Великобритания) 8253 5594

Франция 11274 9899

Израиль 2033 3724

Индия 1263 6168

Китай 13058 135110

Республика Корея 34956 68843

Япония 125880 222693

Канада 12125 19120

США 157496 219614

5. Тенденции научного развития, финансирования науки и ее результатов оказывают влияние на деятельность тех предприятий, которые являются потребителями инновационного продукта. Статистика показывает, что доля таких предприятий в промышленном производстве России незначительна (табл. 5). В 2010 г. их было не более 9,3 %, в 2011 г. - 10,2 % (в Томской области - 15,7 %, в Кемеровской области - 6,4 %, в Новосибирской области - 8,2 %) . Кроме того, эти предприятия не стремятся заниматься собственными исследованиями либо заказывать их сторонним организациям. Доля этих расходов - 20,6 %, в то время как в Германии - 64,5 %, во Франции - 79,6 %. Российские фирмы предпочитают покупать уже готовое оборудование, отработанную технологию. Понятно, что подобный инновационный путь развития не позволяет повысить конкурентоспособность промышленного производства России в достаточной степени, так как продаваемые технологии не являются достаточно новыми.

Итак, подведем итоги. Сравнительный анализ статистических данных по России и иным странам в области научно-технического прогресса позволяет выявить следующие проблемы:

Низкая доля расходов на науку в ВВП России;

Недостаточная активность вузовской науки;

Преобладающая доля расходов на науку со стороны государства при низкой активности бизнеса по финансированию научных исследований;

Таблица 5

структура затрат на инновации по организациям промышленности,

Страна Исследования и разработки, выполненные собственными силами Исследования и разработки, выполненные сторонними организациями Приобретение машин, оборудования, программных средств X .0 т 0 х ш 5 1 ё н £ и X и а. П Прочие затраты на технологические инновации Доля организаций, осуществляющих инновации

Россия 14,2 6,4 55,7 1,3 22,4 9,3

Австрия 62,9 11,3 24,1 1,7 - 86, 4

Бельгия 48,5 21,2 29,3 1,0 - 48,1

Германия 52,7 11,8 32,9 2,6 - 84,9

Италия 42,5 10,6 43,2 3,7 - 42,2

Люксембург 75,2 2,8 20,5 1,4 - 61,4

Нидерланды 55,1 19,2 24,7 1,0 - 52

Финляндия 66,8 13,0 18,8 1,4 - 66,7

Франция 65,4 14,2 16,3 4,1 - 40,7

Инновационное сопротивление предприятий, не желающих осуществлять модернизацию производства;

Недостаточная активность производителей в области научных исследований для собственных нужд; использование чужих, отработанных технологий и оборудования, что не позволяет существенно повышать конкурентоспособность предприятия.

Ускоренное развитие науки, на наш взгляд, предполагает принятие ряда срочных мер.

1. Следует предусмотреть стимулы для тех предприятий, которые могут финансировать науку для получения практических результатов и применения их в производстве. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» предложены меры государственной поддержки инновационного развития . Главным образом эти меры направлены на поддержку научных учреждений (гранты, кредиты, субсидии, взносы в уставный капитал и пр.), но не заказчиков.

2. Необходимы поддержка государством и стимулирование развития венчурного капитала. В России крайне медленно распространяются зарекомендовавшие себя способы финансирования инноваций при помощи венчурного капитала. В России наиболее популярным у венчурных инвесторов является сектор информационно-компьютерных технологий (в 2010 г. общий объем зафиксированных сделок составил около 1063,5 млн долл., или примерно 42 % от общего объема венчурных инвестиций). Около трети венчурных инвестиций направлены в сферу финансовых услуг (842,27 млн долл.) . В иных инновационных направлениях венчурный бизнес практически не представлен.

3. В мире положительные результаты в научно-техническом развитии достигаются зачастую за счет свободных экономических зон (США, Китай, Южная Корея). На наш взгляд, статус российских особых экономических зон технико-внедренческого типа (например, ОЭЗ ТВТ «Томск») не позволяет в полной мере активизировать научно-техническое развитие страны. Резиденты этих зон не имеют право заниматься внедрением и производством инновационной продукции. Законченные научные разработки подлежат продаже покупателю, которого чаще всего находят за границей. В то же время во многих странах подобные инновационные центры являются научно-производственными. Например, в Китае создаются зоны новой и высокой технологии («Пекинская экспериментальная»), зоны экономического и технического развития («Ма-вей»). Главная цель таких зон - внедрение высоких технологий и создание высокотехнологичных отраслей, ускорение прикладных исследований.

4. Следует особо обратить внимание на материальную базу науки. В настоящее время научные результаты получаются главным образом экс-

периментальным путем. Без аппаратуры, установок, мощной вычислительной техники и пр. невозможны значимые результаты как в фундаментальной, так и в прикладной науке. Для этого следует шире применять не только бюджетное финансирование, но и арендные отношения, банковское кредитование, лизинг.

Итак, следует применять новые методы воздействия и поддержки научной сферы, что позволит осуществить ускоренное инновационное развитие в России.

литература

1. Российский статистический ежегодник. - 2012: стат. сб. / Росстат. -М., 2012. - 786 с.

2. Регионы России. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.

3. Россия и страны мира. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 380 с.

4. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7.07.2011 г. № 899. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=87163.

5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон, принятый 23.08.1996 г. (№ 127-ФЗ). - URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138644.

7. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России в 2010 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/rvca_ yearbook_ 2011_russian_pe_and_vc_market_review_2010_rus.pdf

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.


ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Макропланирование является основным средством реализации научно-технической политики государства. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения.

Осуществляется также сквозное прогнозирование по технологическим цепочкам. Прогнозы обсуждаются в комиссиях и комитетах, образованных на базе государственных органов управления с участием научной и инженерной общественности. С учетом итогов обсуждений подготавливается Комплексный прогноз, в котором дается социально-экономическая оценка достижений науки и техники, делаются выводы о целесообразности их использования в народном хозяйстве, определяются приоритетные направления и очередность задач, предлагаются несколько вариантов путей и средств их решения, оцениваются социально-экономические последствия НТП.

Специфика научно-технического прогресса как объекта прогнозирования (неизученность многих явлений и процессов, сложность взаимосвязей, цикличность развития и т.п.) предопределяет особенности методики разработки прогнозов. Прогнозирование носит междисциплинарный характер, широко применяются качественные методы оценки показателей: системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование.

На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в условиях рынка являются основной формой реализации научно-технической стратегии. Программы разрабатываются на всех уровнях управления - народно-хозяйственном, отраслевом, территориальном, локальном. Процесс формирования научно-технических программ включает 4 этапа:

Определение и детализация основных характеристик и целей;

Подбор исполнителей;

· планирование ресурсного обеспечения;

Оценка конечных результатов.

В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация. Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятий "научно-технический прогресс", "научно-техническая революция".

2. Раскройте роль НТП в современном обществе.

3. Охарактеризуйте теорию циклического развития НТП.

4. Перечислите основные разновидности циклов в развитии НТП. Приведите примеры.

5. Объясните, что представляет собой научно-технический потенциал общества. Охарактеризуйте научно-технический потенциал РФ.

6. Назовите наиболее значимые параметры научного потенциала. Приведите цифровые данные по РФ.

7. Перечислите показатели, характеризующие технический потенциал. Проиллюстрируйте их фактическими данными на примере России. Сделайте выводы.

8. Изобразите в виде схемы структуру научно-технического потенциала.

9. Аргументируйте необходимость участия государства в управлении НТП.

10. Сформулируйте определение научно-технической политики государства.

11. В чем заключается главное содержание научно-технической политики

12. Какие направления НТП относятся к приоритетным в современной России? Аргументируйте ответ.

13. Объясните связь научно-технической политики государства со стратегическим планированием НТП.

14. Охарактеризуйте содержание прогнозов развития науки и техники.

15. Укажите особенности методики прогнозирования НТП. Чем они обусловлены?

16. Объясните, почему в условиях рыночной экономики основной формой осуществления научно-технической стратегии выступают целевые программы.

17. Сформулируйте определение целевой научно-технической программы.

18. Назовите основные этапы формирования научно-технической программы.

19. Из каких источников финансируется в РФ развитие науки и техники?

20. Как осуществляется финансирование фундаментальной науки в РФ?

Практические задания

Научно-технический прогресс - категория историческая. Наука на всех этапах своего развития оказывала влияние на технику и материальное производство. При этом степень, характер и формы этого влияния существенно изменялись в зависимости от уровня развития производительных сил и характера общественных отношений. В XIX в. с развитием машинного производства наука стала приобретать производительную силу и находить свое воплощение в технике. С этого времени прогресс науки и развитие техники переросли в научно-технический прогресс, стала формироваться единая система «наука - техника-производство-потребление». Поскольку научно-технический прогресс охватывает две сферы - духовное и материальное производство, закономерности его развития также двойственны. С одной стороны, они обусловлены экономическими потребностями общества, развитием техники исследований, с другой - внутренней логикой развития научно-технической мысли. При таком подходе наука выступает как система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно деятельности людей по накоплению, систематизации и использованию этих знаний. А главной закономерностью развития техники признана цикличность, смена периодов эволюции (модернизации) качественными скачками. Поэтому объективно изменяются экономические свойства технического прогресса. При первичной механизации экономия живого труда сопровождалась увеличением затрат овеществленного. При обновлении поколений и направлений техники снижается ресурсоемкость конечного продукта. Поэтому, разрабатывая меры по совершенствованию форм и методов управления научно-техническим прогрессом, важно учесть объективные закономерности его развития, в частности, инновационного процесса на разных уровнях управления (макро, мезо, микро) и его цикличность. Для анализа теорий стратегического планирования на макро- и мезоуровне управления экономикой необходимо рассмотреть теории конъюнктурного развития. Основы теории циклических (конъюнктурных) колебаний зародились в период завершения промышленной революции. В основе циклической теории лежит концепция кризисов. Сложность проблемы циклического развития обусловила множество разных концепций. В первую очередь это связано с определением конкретных объективных и субъективных факторов, которые вызывают кризисные ситуации и распространяют их на территории множества стран. Систематизация конъюнктурных волн показала, что выбор критериев систематизации весьма широк. Основными критериями систематизации (повторяющимися в большинстве теорий цикличности) выступают: внешние (экзогенные) помехи; случайные процессы; экономические явления; монетарные аспекты экономики; факторы реальной экономики; психологические факторы. Естественно, что сложно распределить факторы очень четко по предложенной систематизации. В чистом виде такая классификация состояться не может. Еще в 1939 г. в книге «Циклы деловой активности. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» Й. Шумпетер предложил концепцию «трехцикличной схемы» экономической динамики, где на один цикл накладывается другой. Поэтому на цикличность экономического развития оказывает влияние комплекс всех вышеперечисленных групп факторов. Необходимо отметить, что в зависимости от условий конкретной территории (страны, региона) можно выделить превалирующее значение некоторого ряда факторов из всей совокупности теорий. В современных условиях, когда XXI в. признан веком инновационного развития, появляется еще один критерий систематизации - технологическое обновление. Но в той же работе Й. Шумпетера выявлено, что широкое распространение инноваций вызывает рост производства, а следующий за ним спад (депрессия) является своеобразной адаптацией хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом. Исходя из вышесказанного развитие научно-технического прогресса должно не столько прогнозироваться, сколько очень достоверно планироваться на долгосрочный период. В этом состоит одна из главных задач государственного регулирования в области развития науки и технических инноваций. Для реализации такого процесса следует использовать подходы стратегического планирования, которые выгодно отличаются от долгосрочного планирования. Отличия, в первую очередь, заключаются в четком определении комплекса целей развития территории. И уже потом, по логической цепочке стратегического планирования, определяются задачи, условия, точки воздействия, механизмы реализации стратегии в области научно-технического развития территории. Для определения целевых показателей необходимо ориентироваться не только на амбиции и условия территории, но и предполагать использование возможностей технологического уклада. В виде организации инновационной активности применять горизонтальную интеграцию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование производства и обучения промышленного и инженерного персонала, подготовку специалистов нового поколения. При этом важная роль отводится государственной поддержке развития новых технологий и построению логической цепочки коммерциализации технических разработок. Стремление России стать не только высокоразвитой страной, но и выйти в технологические лидеры, будет определять стратегический выбор развития национальной экономики. Рассматривая теории стратегического планирования, которые характерны на макро- и мезоуровнях управления экономикой, можно выделить следующие сценарии макроразвития: - сырьевой консервативный сценарий (предполагает усиление политической роли и представительства в международном бизнесе); - сырьевой либеральный сценарий (предполагает инерционное развитие при активизации бизнеса за счет облегченного доступа к ресурсам развития); - патерналистский сценарий (предполагает максимальное участие государства); - инновационный сценарий (предполагает существенную модернизацию экономической системы в целом). Стратегическое развитие России определено в «Стратегии 2020» как инновационное развитие, поэтому на уровне управления государством должна быть проведена существенная модернизация всей экономической системы с использованием современных инновационных подходов и технологий во всех сферах общественного хозяйства. При этом инновационный тип развития экономики предполагает постоянное обновление и разнообразие форм деятельности предприятий и организаций различных сфер производства и услуг. Инновационные процессы, которые должны выступать основой системы управления, будут иметь свои особенности. Рассматривая обобщенные подходы к формированию инновационного поведения предприятия, можно выделить четыре направления, которые определяют качество управления в целом. Эти направления используются при применении ССП (системы сбалансированных показателей - Balanced Scored Card, - авторы Norton, Kaplan): финансы, клиенты, бизнес–процессы, персонал. В зависимости от сферы деятельности значимость этих направлений будет различна. Основные типы инновационных стратегий развития предприятий по отношению к научно-техническому процессу можно подразделить на следующие типы: - технические (обеспечение лидерства путем самостоятельной разработки и внедрения технических новшеств высокой степени радикальности); - технологические (разработка и применение технологических новшеств, дающих преимущества в качестве, стоимости и времени производства продукта); - продуктовые (обеспечение лидерства путем разработки и внедрения новых продуктов, предупреждающих потенциальный спрос); - управленческие (самостоятельная разработка и внедрение новшеств в систему управления и формирования кадрового потенциала); - имитационные (динамичное воспроизведение достижений технических, технологических, продуктовых лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка). Отдельно не выделен финансовый тип инновационной стратегии, но это связано с субъективными факторами. Основной стратегической целью в финансовой стратегии предприятий Дальнего Востока выступает рост прибыльности и рентабельности. Практически ни одна наша компания (предприятие, организация) не ставит своей целью рост стоимости компании. Вследствие этого функции финансовых департаментов предприятий и организаций декларируются как текущее бюджетирование. В центральной части России и в компаниях естественных монополий финансовый тип инновационной стратегии уже давно учитывает данный аспект. Стоимость компаний в электроэнергетике, добыче природного газа, железнодорожных перевозках грузов выросла за последние десять лет многократно. Также необходимо учесть, что для собственников важно обеспечение максимальных доходов в течение длительного времени. Поэтому цели финансовой стратегии принимаются в виде показателей эффективности деятельности предприятия с учетом их влияния на будущие доходы. В табл. 1 для каждого типа стратегий представлены базисные условия, методы либо подходы, которые возможно применять при каждом типе, и результаты влияния типа инновационной стратегии на научно-технический прогресс. Далее спроецируем направления ССП для каждого типа инновационных стратегий и определим базовые показатели для каждого направления (см. табл. 2). Приведенные показатели являются обобщающими, независящими от характеристик компании и отраслевой принадлежности. Для более конкретного применения такая система показателей должна учитывать все особенности компаний: внешнее окружение, внутренний потенциал, амбиции компании на рынке, существующие альтернативные варианты, склонность данной компании к определенному уровню риска и многое другое. Следует отметить, что применение системы сбалансированных показателей относится к инновациям в управлении, и соответственно, более качественно может регулировать все управленческие и производственные процессы. Основными стратегиями развития предприятий, по Портеру, которые в основном адаптированы к российской экономике (чаще применяемые), являются: стратегия минимизации издержек; стратегии диверсификации; стратегии дифференциации и стратегии инновационных разработок. На первый взгляд, кажется, что использование условий научно-технического прогресса относится только к стратегиям инновационных разработок. Это действительно та стратегия, которая в основе развития деятельности организации опирается на новые технические и технологические подходы, учитывает инновационные аспекты в управленческой деятельности. В современной экономике инновационная стратегия, при ее успешной реализации, может дать организации возможность получения сверхприбыли, что является для организации весьма привлекательным. Но в тоже время эта стратегия и самая рискованная - необходимо четко определить возможности будущего спроса на разрабатываемый вид продукции или услуг, а также иметь достаточный капитал для финансирования текущей деятельности, финансирования разработок и доведения их до потребителя. То есть негативными моментами этой стратегии является отвлечение крупных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации (предприятия) с неизвестным (или очень длительным) периодом их возвратности, а также очень высокий риск.

    Государственная научно-техническая и инновационная политика

    Формы регуляции научно-технической деятельности

    Государственная регуляция инновационных процессов

Ключевые понятия и сроки:

научно-техническая политика, научно-технический потенциал, инновационная политика, инновационная деятельность; приоритетные направления научно-технического развития, научно-технические программы; тех-нополіси, технопарки; венчурные предприятия, инкубаторы бизнеса.

После изучения темы студенты должны

знать: суть научно-технической и инновационной политики, влияние научно-технического развития на макроэкономические показатели, государственную политику в сфере научно-технической и инновационной деятельности, критерии формирования приоритетных направлений научно-технической деятельности, источника финансирования научно-технической и инновационной деятельности.

уметь: дать оценку современному состоянию научно-технической политики государства, определять средства государственного влияния на научно-техническое и инновационное развитие.

1. Государственная научно-техническая и инновационная политика

Государственная научно-техническая политика - это составляющая социально-экономической политики государства относительно формирования условий эффективного научно-технического развития страны, определения целей, направлений, форм ее осуществления.

Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда.

Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" (1991) научно-техническая деятельность рассматривается как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех отраслях техники и технологий. ее основными видами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-поисковые работы, изготовления опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы с доведения научно-технических знаний до стадии их практического использования.

Государство формирует и реализует научно-техническую политику, обеспечивает социально-экономические, правовые и организационные условия для формирования и использования научно-технического потенциала, создает инфраструктуру науки, осуществляет подготовку научных кадров, государственное финансовое обеспечение, способствует созданию рынка научно-технической продукции, оценивает уровень исследований, проводит экспертизу проектов, устанавливает связи с другими государствами в научно-техническом сотрудничестве.

Научно-техническая политика осуществляется на основе таких принципов: демократизации и децентрализации управления в сфере научно-технического развития; обеспечение экологической безопасности; збалансування развития фундаментальных и прикладных исследований; поддержки конкуренции в научно-технической сфере; содействие созданию рынка научно-технической продукции.

Функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственной власти и управления на всех иерархических уровнях управления: И уровень - Верховная Рада и Президент Украины; II уровень - Кабинет Министров Украины; III уровень -министерства, ведомства и другие центральные органы управления; IV уровень - местные органы государственной власти и управления; V уровень - организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие в осуществлении научно-технической политики.

Верховная Рада Украины определяет основные принципы, мету, направления и правовую основу научно-технической деятельности; утверждает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений средств в Государственный Инновационный фонд; утверждает приоритетные направления развития науки и техники и перечень национальных программ; создает систему кредитно-финансовых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.

Президент Украины содействует научно-техническому развитию с целью обеспечения технологической независимости страны, материального достатка общества. Он определяет систему органов власти в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает контроль за управлением этой сферой, создает консультационно-совещательный совет по вопросам научно-технической политики и тому подобное.

Кабинет Министров Украины предоставляет предложения относительно приоритетных направлений научно-технической деятельности, обеспечивает организацию разработки национальных научно-технических программ, механизм их реализации и контроль за выполнением; определяет средства бюджета, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов; осуществляет координацию работ относительно создания современной инфраструктуры научно-технической деятельности; способствует заключением международных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества; разрабатывает механизмы стимулирования научно-технической деятельности.

Министерства и ведомства реализуют научно-техническую политику в отдельной отрасли. Центральными органами государственного управления в сфере науки и техники является Государственный комитет развития техники, Министерство образования и науки Украины, а также службы сертификации, экспертизы, информации и тому подобное.

Они разрабатывают принципы научно-технического и инновационного развития страны; обеспечивают развитие научного и научно-технического потенциала Украины; организуют и координируют информационную, инновационную деятельность; осуществляют руководство системой научно-технической экспертизы; обеспечивают интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.

Другие органы власти (министерства, комитеты) осуществляют управление в сфере научно-технической и инновационной деятельности в соответствующих отраслях; определяют направления развития научно-технологического потенциала отрасли; формируют отраслевые научно-технические программы; организуют выпуск современной конкурентоспособной продукции; формируют механизм обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей.

Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности является:

    приумножение национального богатства на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;

    укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;

    создание условий для развития научно-технического творчества.

Достижения отмеченных целей и заданий осуществляется путем:

1. Создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для эффективного использования научно-технического потенциала.

    Развитию приоритетных направлений науки и техники, концентрации ресурсов для их реализации.

    Формирование и реализации долгосрочных научно-технических программ.

    Разработка действенных механизмов интеграции науки и производства.

    Подготовки научных кадров и их социально-экономической защиты.

    Создание современной инфраструктуры науки.

    Установление эффективного международного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности.

Формы и методы государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности зависят от уровня научно-технического потенциала страны.

Научно-технический потенциал страны - это совокупность национальных ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и результаты от их использования.

Составляющими научно-технического потенциала выступают:

    мматериально-техническая база науки (научные организации, лаборатории, экспериментальные производства, информационные центры, оборудование и тому подобное);

    научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);

    результаты научно-технической деятельности (изобретения, открытия, научная информация, патенты, научные проекты, авторские свидетельства и тому подобное);

    организационно-управленческая структура научной сферы (объемы финансирования, планы научно-технической деятельности, задания из подготовки кадров, система управления и тому подобное).

Украина принадлежит к государствам с высоким научным потенциалом. Это, прежде всего, признанные в мире научные школы, весомые и уникальные достижения во многих сферах - разработке новых материалов, біо-технології, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, информатике и тому подобное. Государство должно создать такие условия, которые смогут обеспечить приумножение этого потенциала, в первую очередь его максимальную отдачу. Государство должно стать непосредственным проводником инновационного развития, заказчиком и организатором разработок и исследований в самых современных, самых перспективных направлениях научно-технического прогресу-

Хоть позиции Украины в научно-технической деятельности достаточно высокими, в последнее десятилетие в этой сфере имеют место негативные тенденции во всех подсистемах научно-технического потенциала: но-ваційному менеджменте (научные кадры, исследовательские разработки); инновационном менеджменте (внедрение и рыночное освоение нововведений); функционально-ресурсном менеджменте (организация, управление, обеспечение финансовое, материально-техническое, информационное).

Да, если в начале 90-х гг. обеспеченность научно-инженерными кадрами в Украине составляет 6,7 лица на 1000 население (в США - 3,8, в Швеции - 3,0, у Франции - 2,2 лица), то в настоящее время она сократилась втрое. Технологические исследования выполняют не больше 100 тыс. лиц (в 1990 г. - 313 жал). Отечественная наука "стареет" - каждый четвертый научный работник - пенсионер, частица ученых в возрасте до 40 годов не превышает 15 % .

Заостряются структурные изменения в інноватиці - большая часть докторов и кандидатов наук занятые во внерыночном секторе науки - образовании. В производственной сфере задействовано лишь 0,3 % научных работников высшей квалификации. Значительная частица ученых работает на заграничный интеллектуальный рынок: ежегодно до 200 специалистов эмигрируют, до 10 тыс. ученых выезжает за пределы страны на работу за контрактами, стажировки. Преобладает подготовка научных кадров в отраслях общественных наук (экономических, политических, юридических, филологических), что не отвечает потребностям страны.

Объем научно-технических работ в Украине уменьшился в 4 разы. В лицензионной торговле сложилось негативное сальдо, которое растет. На 10 тыс. население приходится 0,5 % охранительных документов на интеллектуальную собственность (патентов) (в США - 3,5 %, Японии - 27%).

Приведены данные свидетельствуют о необходимости формирования действенных рычагов государственной регуляции научно-технической и инновационной деятельности, направленной на технологические смены, инновационную синергетику (самоорганизацию, самовоспроизведение).

7.2. Формы регуляции научно-технической деятельности

Достижения целей и заданий научно-технической политики осуществляется государством путем применения форм прямой и непрямой регуляции.

К рычагам прямой регуляции в сфере научно-технической деятельности принадлежат: - определение государственных приоритетов развития науки и техники;

    формирование государственных научно-технических программ;

    доведение государственных заказов на научно-технические разработки;

    бюджетное финансирование фундаментальных исследований и реализации научно-технических программ;

    проведение государственной научно-технической экспертизы;

    подготовка научно-технических кадров высшей квалификации;

    осуществление патентной и лицензионной деятельности.

К рычагам непрямой регуляции научно-технической деятельности принадлежат:

Создание благоприятных условий для осуществления науково-техніч-

ної деятельности всеми субъектами предпринимательства;

    правовая защита интеллектуальной собственности;

    освобождение от налогообложения, введения льготного режима

налогообложение субъектов ведения хозяйства в сфере научно-технической деятельности;

    введение льготного кредитования;

    установление взаимовыгодных международных связей;

    пропаганда научно-технических достижений;

    стимулирование научно-технического творчества.

Заданием регуляции научно-технической деятельности является создание оптимального механизма сочетания рыночных и государственных рычагов влияния на научно-технические процессы, их ориентация на экономический рост и интеграцию в мировую экономику.

Рыночный и государственный механизмы регуляции по-разному влияют на эффективность научно-технической деятельности, предопределяют разные действия и политику в этой сфере (рис. 17).

Рыночные механизмы развития научно-технической деятельности предопределяют потребность в политике содействия активизации частного бизнеса, создания одинаковых правовых условий защиты интеллектуальной собственности, ведения хозяйства, конкуренции.

Государственная регуляция связана с выделением приоритетных направлений научно-технической деятельности, формированием программ и госзаказов, их финансированием.

В регуляции научно-технической деятельности важно обеспечить оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного влияния на функционирование и развитие этой важной сферы экономики. Механизм регуляции научно-технической деятельности в целом предусматривает:

    правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности;

    создание экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем применения налоговых и финансово-кредитных рычагов;

обеспечение бюджетным, базовым и программно-целевым финансированием научно-технической деятельности в размере не меньше 1,7 процента ВВП. Базовое финансирование предоставляется для проведение фундаментальных исследований, развития приоритетных отраслей науки, инфраструктуры научно-технической деятельности, сохранения научных учреждений, которые являются национальным достоянием, подготовки научных кадров. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе и обеспечивает реализацию научно-технических программ, разработок за государственным заказом и программами международного сотрудничества;

    определения приоритетных направлений научно-технической деятельности, их поддержку и поощрение;

    формирование научно-технических прогнозов и программ;

    мобилизацию средств на научно-техническую деятельность и стимулирование их поступлений;

    стимулирование развития предпринимательства в сфере науки и техники;

    подготовку научных кадров высшей квалификации.

Рис. 17. Условия рыночной и государственной регуляции научно-технической деятельности

Государственное финансирование научно-технических процессов и программ осуществляется на основе их отбора за такими критериями:

  • направленности на решение первоочередных проблем национальной безопасности государства;

    обеспечение прорыва или сохранение передовых позиций в научно-техническом развитии;

    соответствия требованиям современного мирового уровня;

    наличию условий для реализации;

    многоцелевого назначения;

    обеспечение социального эффекта от реализации;

    экономической целесообразности, окупаемости.

Государственные научные и научно-технические программы являются важным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны (рис. 18).

Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины, Национальной академией наук, другими центральными органами управления на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсных принципах с учетом приоритетных направлений развития науки и техники.

Рис. 18. Виды государственных научных и научно-технические

программ

При выборе научно-технических приоритетов учитывается:

    состояние, уровень и возможности развития науки и техники в обществе на определенный период времени;

    национальный спрос на научно-техническую продукцию, ее экспортный потенциал;

    согласованность с приоритетными и реальными возможностями социально-экономического развития;

    комплексность и взаимоувязанность элементов научно-технической деятельности, ранжованість заданий та согласованность действий на стадии "наука->виробництво";

    экономические, социальные и экологические последствия внедрения результатов научно-технической деятельности в производство.

Исходя из приоритетных направлений, разрабатываются государственные научно-технические программы, которые включают плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям и ряд прогнозов развития научно-технических исследований.

На основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новейших технологий и продукции, ежегодно формируется государственный заказ, который обеспечивает экономически выгодные условия

для участия научных, опытных и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований.

Для обеспечения развития науки и содействия научно-техническому творчеству государство создает систему научно-технической информации, обеспечивает стандартизацию, сертификацию и метрологию, проводит экспертизу научно-технических разработок.

С целью постоянного возобновления интеллектуального потенциала общества, развития научно-технической культуры, новаторства, содействия творчеству государство обеспечивает престиж научного труда, организует подготовку и повышение квалификации научно-технических кадров, обеспечивает отбор талантливой молодежи, внедряет систему аттестации кадров, устанавливает государственные стипендии, премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки.

Государственная политика в сфере патентов и лицензий направлена на регуляцию отношений относительно приобретения и использования права на объекты интеллектуальной собственности. Авторы прав получают доходы от использования их продукта в предпринимательской деятельности. Тем самым создается эффективная система мотиваций к научно-технической деятельности, ее практической направленности, повышению качества разработок.

Важным средством государственной регуляции в сфере научно-технической деятельности является государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества. Государство создает необходимые правовые и экономические условия для осуществления свободных и равноправных отношений с международными организациями, обществами, объединениями. Научно-техническое сотрудничество осуществляется путем проведения общих исследований, технических разработок на основе кооперации, реализации общих программ, обмена научно-технической информацией, проведение международных конференций, конгрессов, симпозиумов, обмена кадрами, общую подготовку специалистов и тому подобное.

3. Государственная регуляция инновационных процессов

Закон Украины "Об инновационной деятельности" определяет правовые и организационно-экономические принципы государственной регуляции инновационной деятельности, устанавливает формы стимулирования государством инновационных процессов. Он дает определение инноваций - как ново-созданных или усовершенствованных конкурентоспособных технологий, продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного , административного, коммерческого или другого характера, что существенно улучшают структуру и качество производства или социальной сферы.

А инновационная деятельность - это деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию научных исследований и разработок , которая предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Закон Украины "Об инвестиционной деятельности" определяет инновационную деятельность как форму инвестиционной, которая осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу.

Инновационная деятельность включает:

г

    выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;

    прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;

    реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости расходов;

    финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;

    разработку и внедрение новой, ресурсозберігаючої технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.

Государственная инновационная политика - это комплекс правовых, организационно-экономических и других мероприятий государства, направленных на создание надлежащих условий для развития инновационных процессов в экономике, стимулирования внедрения результатов инновационной деятельности в производство. Государственная инновационная политика осуществляется за такими направлениями:

    содействие росту инновационной активности;

    ориентация на приоритетную поддержку инноваций, которые составляют основу современного технологического процесса;

    согласование государственной инновационной политики с эффективной конкуренцией в этой сфере;

    иззащита интеллектуальной собственности и интересов национального инновационного предпринимательства;

    содействие региональному, межрегиональному и международному сотрудничеству в инновационной деятельности.

Головною-метой государственной инновационной политики является созданием надлежащих условий для эффективного воссоздания, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечения внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсозберігаючих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

Государственная регуляция инновационной деятельности осуществляется путем:

    определения и поддержки приоритетных направлений инновационной деятельности государственного, отраслевого, регионального и местного уровней;

    формирование и реализации государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;

    создание нормативно-правовой базы и экономических механизмов для поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

    защите прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

    финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;

    стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений относительно кредитования инновационных проектов;

    установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности;

    поддержки функционирования и развития современной инновационной инфраструктуры;

    государственной регистрации инновационных проектов.

Приоритетные направления инновационной деятельности - это законодательно и научно обґрунтовані направления инновационной деятельности, направленные на обеспечение потребностей общества в високотехнологічніи конкурентоспособной продукции, высококачественных услугах и увеличение экспортного потенциала страны (рис. 19).

Формирование стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности осуществляется центральным органом исполнительной власти в сфере инновационной деятельности с привлечением Национальной и

Рис. 19. Характеристика приоритетных направлений инновационной деятельности

отраслевых академий наук Украины на основе ґрунтовних прогнозно-аналитических исследований тенденций мирового научно-технологического развития, мониторинга инновационной деятельности в стране, инновационного потенциала и инновационной культуры общества.

Кабинет Министров Украины проводит экспертизу разработанных стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности, организует их публикацию и обсуждение в общественных научно-технических организациях, средствах массовой информации и передает на утверждение Верховной Раде Украины (до 1 марта последнего года действия предыдущего аналогичного документа).

Аналогично формируются среднесрочные приоритетные направления инновационной деятельности, которые на государственном уровне утверждаются вместе со стратегическими направлениями, а изменения к ним вносятся вместе с формированием проекта закона о Государственном бюджете; на отраслевом уровне - разрабатываются отраслевыми органами власти и утверждаются коллегиями отраслей; на региональном уровне - разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и утверждаются областными советами.

Государство обеспечивает реализацию стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности через систему общегосударственных (национальных) программ, экономического, научно-технического, социального , национально-культурного развития, охраны окружающей среды.

Реализация среднесрочных инновационных приоритетов общегосударственного уровня осуществляется через государственные прогнозы и программы экономического и социального развития Украины, на конкурсных принципах через государственный заказ; на отраслевом и регіо горючему уровнях - через инновационные программы и проекты, инновационные проекты технопарков.