Самые знаковые экспонаты виртуальной выставки «Космос: рождение новой эры. Путь России глазами Музея современной истории: вызовы времени и приоритеты развития

П ервые экспонаты в Политехническом музее появились в 1872 году. За полтора века коллекция выросла настолько, что залы ее не вмещают: часть собрания хранится в фондохранилище. Однако в это своеобразное музейное закулисье может попасть на экскурсию каждый посетитель. Представляем 5 наиболее ценных экспонатов из открытых фондов Политехнического музея .

Фотокамера Photographe Шевалье

Фотокамера Photographe - одно из первых поступлений в музей с московской Политехнической выставки 1872 года. Это ящичная магазинная дагерротипная фотокамера с комбинированным фотообъективом Р.V.С. (Photographe à Verres Combinés), в которой кассеты внутри кассетного магазина перемещаются вручную. И камеру, и фотообъектив сконструировал оптик и физик Шарль Луи Шевалье в 1840 году.

В 1843 году Сергей Левицкий, первый русский фотохудожник и придворный фотограф, путешествовал по Кавказу и делал там фотоснимки. Его камера была оснащена объективом P.V.C. Несколько своих лучших дагерротипов Левицкий послал Шарлю Шевалье. В 1849 году на Всемирной промышленной выставке в Париже за дагерротипы с видами Пятигорска и его окрестностей оптику Шевалье была присуждена золотая медаль. Это была первая высшая награда в истории фотографии. Так объектив Р.V.С. стал известен у современников - он был популярен у фотографов вплоть до 1860-х годов.

Телеграфный аппарат Павла Шиллинга

Телеграф Шиллинга - первый электромагнитный телеграф в мировой истории. Сегодня существуют только два подлинных аппарата Павла Шиллинга. Один из них хранится в Центральном музее связи в Санкт-Петербурге, другой - в экспозиции Политехнического музея . Оба аппарата отреставрировал в 1886 году - к столетию со дня рождения изобретателя - главный механик петербургского телеграфа Иван Деревянкин.

Член Петербургской академии наук Шиллинг впервые продемонстрировал «дальноизвещающую машину» в своей квартире в октябре 1832 года. Два аппарата первой в мире линии электромагнитного телеграфа стояли в разных комнатах. С помощью специального кода они передавали цифры и буквы со скоростью 10 знаков в минуту. Сеансы «связи» устраивались регулярно, их можно было посещать до рождественских праздников . На одной из демонстраций присутствовал император Николай I .

Изобретение электромагнитного аппарата стало важным научным событием: телеграфный код к аппарату заложил основы кодирования информации, которые используются и сегодня.

Ахроматический телескопический микроскоп Франца Эпинуса

В Политехническом музее хранится единственный экземпляр первого в мире ахроматического телескопического микроскопа, изготовленного мастером Иоганном Готлибом Тидеманом по проекту Франца Эпинуса.

Первый ахроматический микроскоп академик Петербургской академии наук Эпинус сконструировал в 1784 году. Он использовал наработки механика Леонарда Эйлера, которому принадлежала идея ахроматизации объектива, и математика Николая Фусса - он произвел необходимые расчеты. Качество изображения в микроскопе Эпинуса было на порядок выше: ахроматический объектив сглаживал часть помех.

В истории науки микроскоп Эпинуса занимает особое место. Это был первый микроскоп, созданный на основе математических расчётов, а не подбора линз опытным путем. Франц Эпинус о нем писал: «Мой новый микроскоп если и не заставит немедленно отказаться и забыть все те, которые существуют в настоящее время, то спустя немного лет нельзя будет найти никого, кто бы пользовался иными микроскопами, чем изобретённым мною» .

В 1805 году ректор Дерптского (ныне Тартуского) университета Георг Паррот заказал микроскоп у немецкого оптика Иоганна Тидемана. В 1827 году Петербургская академия наук приобрела у Дерптского университета один из этих микроскопов. Это помогло сохранить его для потомков: второй экземпляр погиб во время оккупации Тарту в 1942 году.

«Указатель часов всего земного шара» Для определения местного, церковного времени и географической долготы Петра Хавского

«Указатель часов всего земного шара» появился в те годы, когда идея унифицированной системы времяисчисления только зарождалась. Расчеты для часов подготовил специалист по русской хронологии Петр Хавский в 1850-е годы. В Политехническом музее хранится первый авторский экземпляр, который изготовил часовой мастер и гравер Дмитрий Гаврилов. На циферблате надпись: «Сочинение П. Хавского, а издание и устройство Д. Гаврилова». Сохранилось рекламное объявление, из которого ясно, что часовой выпускал приборы разного дизайна.

На циферблаты «Указателя часов» вынесены названия 135 городов, время и меридианы которых можно определить относительно нулевых точек - острова Ферро, Москвы, Парижа.

На приборе есть специальная шкала, позволяющая переводить церковное время в гражданское и наоборот. Как ее применять, Павел Хавский подробно рассказал в брошюре с описанием часов. Шкала помогала историкам, которые работали с древними летописями: с ее помощью ученые точно вычислили гражданское время Куликовской битвы 1380 года.

Автомобиль «Руссо-Балт К12/20»

В Политехническом музее хранится собрание уникальных автомобилей , изготовленных до 1918 года. Среди них есть российский автомобиль «Руссо-Балт К12/20» 1911 года. Это единственный сохранившийся до наших дней легковой автомобиль этой марки.

В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость до 60 км/ч. На «К12/20» с кузовами ландоле ездили известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель.

Экспонат, который хранится в Политехническом музее, был обнаружен в 1963 году в городе Кимры Калининской области (сегодня - Тверская область). Машина принадлежала механику по паровым котлам Александру Орлову. Он купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась: хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького , и в том же году его выкупил у студии Политехнический музей. К 50-летию Великой Октябрьской революции машину отреставрировали в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, и вскоре она заняла свое место в экспозиции.

Благодарим за помощь в подготовке публикации и предоставленные иллюстрации

На открытии экспозиции «Россия. ХХ I век: вызовы времени и приоритеты развития» в Государственном музее современной истории России. Выступает генеральный директор музея И.Великанова. Фото А.Торина.

В День Конституции в Музее современной истории России открылась новая экспозиция. Она получила название «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития» и охватывает историю современности - от перестройки до наших дней. В торжественной церемонии открытия приняли участие министр культуры России Владимир Мединский и министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева.

Экспозиция разместилась в шести залах общей площадью 700 кв. м. В качестве художественного решения экспозиции был избран образ пути - непростого, многосюжетного, порой трагичного, который прошла страна за последние три десятилетия. Отличительной чертой проекта стало сочетание подлинных экспонатов и мультимедийных технологий. Огромную помощь в создании экспозиции оказали Всероссийская государственная телерадиокомпания, предоставившая хроникальные кадры важнейших событий последних десятилетий, а также Международное информационное агентство «Россия сегодня», выступившее генеральным партнером проекта. Неоценимую помощь музею оказали Российских государственный архив социально-политической истории и его директор А.Сорокин, Институт российской истории РАН и его директор Ю. Петров, а также Министерство иностранных дел России.

Вниманию посетителей Государственного музея современной истории России впервые за постсоветский период Была представлена музейная экспозиция, посвященная сложному пути, который за последние три десятилетия прошла наша страна.

По словам генерального директора Музея современной истории России Ирины Великановой, представленный вниманию посетителей проект можно сравнить с мультимедийной хрестоматией, в основе которой, с одной стороны, документальная хроника, свидетельства очевидцев и непосредственных участников событий, уникальные документы и экспонаты, а с другой - новейшие технологии, при помощи которых подается информация.

По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, новый проект музея представляет собой основу для дальнейших исследований актуальных политических и общественных проблем.

«Это здание мы восстанавливаем уже третий год, капитально ремонтируем его частями, - отметил в своем выступлении министр культуры Владимир Мединский. - В следующем году займемся филиалами музея. Здание бывшего Английского клуба в Москве должно стать одним из самых посещаемых музейных пространств столицы».

В настоящее время в экспозиции выставки «Россия. XXI век» находится 1400 предметов и 10 тысяч документов, однако, это вовсе не предел. По словам организаторов, экспозиция будет обновляться практически в режиме реального времени, вбирая в свой состав все важнейшие свидетельства времени. С целью «погружения в эпоху» в шести залах размещены 14 мультимедийных киосков, при обращении к которым можно в мельчайших подробностях узнать о происходивших событиях, прослушать аудио- и видеозаписи. Некоторые из них сделаны специально для музея. Значительный интерес у посетителей вызовет интервью командующего Черноморским флотом в 1991-1992 годах адмирала Игоря Касатонова об обстоятельствах раздела флота между Российской Федерацией и Украиной и своем отказе принести присягу Киеву.

Среди экспонатов, представленных вниманию посетителей, - реликвии с инаугурации первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина, личные вещи защитников Дома Советов РСФСР («Белого дома») в августе 1991 года, простыня с надписью кровью «Не стреляйте в нас!», которую вывесили в окне заложники во время трагических событий в Буденновске в июне 1995 года, личные вещи народного депутата СССР Галины Старовойтовой. На выставке представлены личные вещи председателей Правительства Российской Федерации Виктора Черномырдина и Евгения Примакова. Тем более ценно, что организаторы проекта не ставили задачи осудить или превознести кого-либо из активных участников событий 1990-2000-х годов. Эта выставка скорее побуждает к размышлению о причинах и следствиях событий, свидетелями которых еще недавно был весь наш многонациональный народ.

Витрина экспозиции, посвященная трагическим событиям в Москве 3-4 октября 1993 года. Фото А.Торина.

В залах, посвященных современному периоду, особое место отведено проведению референдума в Крыму в марте 2014 года. Воспользовавшись специальной мультимедийной программой, каждый желающий может подробно изучить историю Крыма - от вхождения в состав Российской империи в 1783 году до последних событий. Эксклюзивным экспонатом выставки стало перо, которым Президент России В.Путин подписал Договор между Российской Федерации и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов.

Экспозиция, посвященная воссоединению Крыма с Россией. Среди экспонатов справа - бюллетень для голосования на общекрымском референдуме 16 марта 2014 года. В центре - перо, которым, Президент России подписал Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образовании в составе России новых субъектов. Справа - распоряжение Президента о подписании этого Договора. Фото А.Торина.

Важное место на выставке отведено развитию науки и техники в современной России. Среди наиболее ценных экспонатов - обтекатель с первой ракеты, запущенной в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке; модель ракеты-носителя «Ангара»; скафандр летчика-космонавта, Героя России Федора Юрчихина. Заметное место в новой экспозиции нашли и военные разработки последних лет - танк Т-14 «Армата» и российская боевая экипировка «Ратник».

Модель танка Т-14 «Армата», представленная на выставке. Фото А.Торина.

На выставке представлены экспонаты, иллюстрирующие участие России в миротворческих операциях, а также современные события, разворачивающиеся на территории Сирии. Среди них - ценный трофей: черный флаг террористической организации ДАИШ, захваченный при освобождении Пальмиры.

Модель морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Фото А.Торина.

Значительный акцент в рамках выставки уделен освоению Севера. На посвященной этому вопросу витрине представлена капсула с первой арктической нефтью, а также макет ледостойкой нефтяной платформы «Приразломная». В музее представлены личные вещи известного российского полярника, Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова. Посетители выставки могут увидеть макет глубоководного аппарата (батискафа) «Мир», на котором в ходе экспедиции «Арктика-2007» люди достигли дна в точке географического Северного полюса. Участникам экспедиции удалось доказать, что хребет Ломоносова, в районе которого, по предварительным данным, находится до четверти объема мировых запасов углеводородов, является частью российского континентального шельфа.

Центральным мультимедийным объектом экспозиции стала уникальная интерактивная карта «Россия-Родина моя». Она включает в свой состав 15 информационных слоев и 1500 загруженных объектов. Карта позволяет получить исчерпывающие данные о субъектах страны, их истории, народах и религиях, культурном и природном богатстве.

Завершающим аккордом проекта стала демонстрация панорамного видеофильма «Символы России», лейтмотивом которого стала тема единства и традиций российского народа - от принятия великим князем киевским Владимиром Святославичем крещения в Херсонесе до современного этапа развития Российской Федерации. Тем самым посетитель выставки чувствует, что новые страницы истории создаются у него на глазах, а сам он - непосредственный участник этого процесса. Хочется надеяться, что эта выставка получит популярность не только как музейный объект, но и как источник формирования взвешенного взгляда на прошлое и настоящее нашей страны.

» - это международный проект о первых российских космических путешествиях. Выставка стала результатом масштабного исследования, которое продолжалось пять лет. Ученые и музейщики из России и Англии по крупицам собирали архивные документы и памятные вещи, принадлежащие пионерам космонавтики, чтобы раскрыть личные истории людей, которые участвовали в создании космической эры.

Инициаторы выставки - лондонский Science Museum и Наталья Сидлина, которая впоследствии стала организатором выставки с английской стороны, а теперь - куратором русской коллекции в галерее Тейт.

После того как выставка прошла в Лондоне и Москве, создан виртуальный каталог экспозиции. Платформой для него стала «Википедия вещей» Thngs - международный стартап родом из России.

The Village пообщался с создателями выставки и попросил отобрать семь знаковых вещей, с которых лучше начать знакомство с проектом.

Наталья Сергиевская

заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея, куратор выставки

«Космос: рождение новой эры»

Идея была не только в том, чтобы рассказать факты о российской космонавтике. Наша цель - рассказать о легенде, о судьбах удивительных людей, причастных к первым полетам в космос. О том, как невозможное становится реальностью.

Можно было пойти простым путем, чтобы сделать выставку: собрать экспозицию из макетов и экспонатов из российских музеев. Но стало понятно, что если уж запускать такой большой уникальный проект, то надо показывать те объекты, которые никто и никогда раньше не видел. Команда собирала подлинные «документы» тех первых космических полетов: реально летавшие аппараты, технологические макеты кораблей, станций, луноходов, которые были самыми прорывными изобретениями того времени.

В переговоры было вовлечено большое количество российских предприятий космической отрасли. В конце концов, выставка собрана из экспонатов более чем 25 коллекций. С одной стороны, были крупные фантастически красивые объекты, которые было нереально сложно перевезти через границу. С другой - был перелопачен огромный массив архивных материалов. Организаторы встречались и с ныне живущими космонавтами первой плеяды, такими как Терешкова, Леонов, и с родственниками Королева, Гагарина, и с большим количеством других людей, причастных к первым полетам, про которых в России никто никогда не слышал.

Затея выставки была в том, чтобы поговорить о тех мечтателях, которые не думали о том, что полет в космос невозможен. Они просто полетели.

В какой-то момент удалось убедить организаторов в том, что выставка должна быть показана и в Москве, иначе большая часть объектов, про которые мы еще школьниками читали в учебниках, снова вернется на закрытые предприятия и их больше никто никогда не увидит. Было принято решение, что выставка должна состояться на ВДНХ. Все участники довольно сложного организационного процесса (ВДНХ, Политехнический музей, Science Museum и РОСИЗО) пытались договориться о том, насколько сильно изменится концепция выставки. Казалось, что делать выставку точно такой, как в Лондоне, было бы странно, учитывая уровень осведомленности российской аудитории об истории и героях отечественной космонавтики. Мы решили сместить акценты, подчеркнув фантастичность того, что было совершено нашими соотечественниками, мы рассказали о космосе как о мечте.

Кроме космических аппаратов, в выставку вошли и произведения искусства - именно они создавали ореол мечты, сбывшихся надежд и фантазий. Среди них были, например, работы авангардистов начала XX века, которые создавались тогда же, когда первые конструкторы и первые идеологи космических полетов (Королев, Глушков, Циолковский) мечтали о том, что сейчас уже кажется нормой, а тогда казалось абсолютно невозможным. Художественные произведения были представлены из коллекции Третьяковской галереи, Музея архитектуры имени Щусева, частных коллекций.

В разделе, посвященном пребыванию человека в космосе, мы разместили архитектурные акварели Галины Балашовой, которая в реальности занималась проектированием тех самых интерьеров, о которых мечтали люди в начале «космического» века. Искусство пронизывает всю выставку параллельной нитью - нитью мечты.

Дима Девинн

сооснователь и СЕО Thngs

Мы создаем «Википедию вещей». На Thngs можно находить интересные вещи, и вскоре их можно будет обсуждать, собирать в коллекции, а некоторые даже купить. Сейчас мы сфокусированы именно на работе с музейными коллекциями, их оцифровке и публикации онлайн-выставок. Это очень интересный формат, на Thngs выставки проходят вне привычного музейного пространства и не ограничены во времени - любой может получить доступ к экспонатам и их историям, где бы он или она ни находились. Это в своем роде возведение мостов между культурами: например, школьник из Токио или астронавт из Калифорнии имеет доступ к знаниям о советской космической программе, а также о мечтах и ценностях того времени через экран своего устройства. А еще это просто красиво.

Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-52 разработали в Газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко. Он стал одним из самых мощных двигателей из ранней серии ОРМ. Он работал на смеси керосина и азотной кислоты и вырабатывал очень значительную мощность для своего времени - 300 кгс. Благодаря этому ОРМ-52 использовали в одной из первых экспериментальных жидкотопливных ракет - РЛА-2. В соответствии с проектом ракета должна была подняться вертикально вверх, достичь высоты четырех километров, а затем выпустить парашют с метеорологическими инструментами, установленными в верхней части. На волне успеха двигателя ОРМ-52 разработали еще несколько мощных жидкостных двигателей после ряда попыток: от ОРТ-53 до ОРМ-70, которые могли производить до 600 кгс мощности.

Масштаб: 1:10

«Спутник-3» создали в ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия»). Он стал фактически первым спутником, действительно подготовленным для научной работы. «Спутник-1» делали ради самого факта запуска объекта в космос, а «Спутник-2» проектировался впопыхах - к годовщине Октябрьской революции. «Спутник-3» же был значительно крупнее и содержал большое число всевозможных измерительных приборов. На нем были установлены магнитофон для записи телеметрии, экспериментальные солнечные батареи и работающий от них радиомаяк, а также датчики для регистрации космических лучей, уровня радиации, анализа солнечного излучения и другие.

Запуск «Спутника-3» состоялся 15 мая 1958 года с помощью доработанной ракеты-носителя Р-7: для вывода полезного груза массой 1327 кг понадобилось создание дополнительного ракетного блока. Аппарат успешно вышел на вытянутую эллиптическую орбиту и оставался на ней до 6 апреля 1960 года. По результатам запуска «Спутника-3» создано целое семейство аналогичных аппаратов.

Кресла для трех членов экипажа с трудом вошли в «Восход». Пришлось пожертвовать комфортом - космонавтам приходилось изворачиваться, чтобы увидеть панель управления. Кроме того, средства эвакуации также не поместились, и космонавты не покидали борт на протяжении всей миссии. Возвратная ракета замедляла скорость корабля, опускавшегося на Землю.

Размеры: 0.6 × 0,85 × 2 м

Вес: 85 кг

«Кречет» разрабатывался на научно-производственном предприятии «Звезда» им. Г. И. Северина в рамках советской «лунной программы». Поскольку она сильно отличалась от американского аналога, к скафандру предъявлялись совершенно другие требования, что в итоге позволило разработчикам установить несколько технологических рекордов. Так, «Кречет» мог обеспечить автономную работу космонавта на Луне в течение 10 часов, что достаточно для пятикилометрового пешего перехода.

В скафандре были предусмотрены две независимые системы кондиционирования: одна обеспечивала равномерную циркуляцию и регенерацию атмосферы, а другая (КВО, представленная здесь) - отвод тепла. Для этого под «Кречет» надевался специальный комбинезон, в который было вшито в общей сложности около 100 метров трубок, по которым текла вода. Таким образом, можно было отводить около 400 Вт тепла. Но за все приходится платить: масса костюма, заполненного водой, составляла больше трех килограммов, а скафандр «Кречет» и вовсе не был предназначен для надевания - он был так велик и тяжел, что в него нужно было «входить» через люк в спине. «Кречет» ни разу не использовался по прямому назначению из-за отмены «лунной программы». Однако большая часть его систем, в том числе и КВО, нашла применение при разработке скафандров серии «Орлан», которые до сих пор применяются для работы в открытом космосе.

Масштаб: 1:3

Размеры: 1.3 × 1,25 × 1,85 м

Вес: 40 кг

Станцию разработали в конструкторском бюро Химкинского машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина c целью доставить на Землю образец лунного грунта. Для этого «Луна-16», помимо посадочной платформы, была оснащена возвратной ракетой и возвращаемым аппаратом. Запуск состоялся 12 сентября 1970 года, а 20 сентября станция мягко прилунилась. Из-за ограничений по массе возвращаемого аппарата точка посадки выбиралась так, чтобы начальная траектория ракеты на пути к Земле была как можно ближе к вертикали по отношению к поверхности Луны, что резко упрощало маневрирование и коррекцию траектории. В итоге станция совершила посадку практически на экваторе, в Море Изобилия, поставив рекорд максимальной массы, доставленной на Луну. После забора грунта успешно стартовала возвратная ракета.

, сталь , стекловолокно

Ключевой механизм, который используется и сейчас для стыковки космических аппаратов в космосе - например, для пристыковки дополнительных модулей к космической станции. Разработан в конструкторском бюро «Энергия» в начале 1970-х годов. Агрегаты стыковки подразделяются на два основных класса: активно-пассивные и универсальные. В первом случае агрегаты на двух стыкующихся кораблях несимметричны, чаще всего один имеет форму штыря, другой - конуса. Такая система более точна в наведении, но не универсальна: два космических аппарата с одинаковыми (штырь-штырь или конус-конус) агрегатами состыковаться не могут. Для устранения этого недостатка разработали андрогинный агрегат: один АПАС всегда мог пристыковаться к другому, независимо от того, пассивный он или активный. Впервые АПАС-75 был применен в июле 1975 года во время экспериментального полета «Союз» - «Аполлон». При помощи системы АПАС корабли дважды успешно провели стыковку и в общей сложности находились в состыкованном состоянии почти 47 часов. Позднее появились более совершенные модификации - АПАС-89 и АПАС-95, последняя используется и в настоящее время. На Международной космической станции также используется аналогичная система Единый механизм пристыковки, благодаря которой со станцией стыкуются корабли H-II Transfer Vehicle, Cygnus и Dragon SpaceX.

Фотографии: Polytechnic Museum/Thngs

Медные деньги императорской России. Накануне в столице открылась нумизматическая выставка. Среди представленных экспонатов – редчайшие образцы, отчеканенные еще во времена Петра Первого.

Трудно поверить в то, что медный пятак может стоить семь миллионов рублей. В 1723 году царь Петр забраковал эту монету и не пустил в массовое производство. Сейчас о ней знают лишь искушенные нумизматы. Ее уникальность в том, что это первая попытка создать биметальную монету для защиты казны от фальшивомонетчиков. В те времена лишь ювелир мог вставить в нее бронзовый штифт.

"Помимо сложности воспроизведения лицевой и оборотной стороны, в гуртовом оформлении включался дополнительно вот этот бронзовый штифт, такой кругленький, небольшого размера, который монету превращал в биметаллическую. Уровень фальшивомонетничества того времени не позволял повторить подобную технологию", - рассказывает эксперт по монетам Андрей Федорин.

Уникальность самой выставки заключается в том, что здесь собраны российские мелкие монеты. 623 медяка в своих руках держали современники Петра Великого, Екатерины и других славных монархов. Тем-то они и дороги, ведь золотые и серебряные деньги лежали в казне или были зарыты в землю. Тем самым они изымались из оборота, а значит и сохранились как новенькие.

"Есть золотые монеты, которые совсем не дорогие, допустим, монеты периода Николая II, конца XIX века – начала ХX, которые стоят очень дешево, фактически по стоимости металла, по стоимости золота. А есть медные монеты, которые гораздо дороже золотых", - пояснил Игорь Лаврук, организатор выставки.

Наравне с квадратными пятаками чеканки Екатерины II, выставлены бракованные экземпляры. Их по технологическим требованиям следовало отправить в переплавку. Как они попали в руки коллекционеров – не известно. Пока выставка открыта, посетители могут деньги брать в руки, рассматривать их во всех нужных проекциях, но профессионалам это ни к чему, они и так знают, чем не похожи советские деньги на старинные. Их запрещали к использованию несколько денежных реформ.

"Деньги, выпущенные при Петре I, имели обращение и при Екатерине II, при Павле, при Николае II, они все время были в обращении. Преемственность постоянно присутствовала", - сказал Владимир Казаков, нумизмат.

Крестьянская Россия хранила полушки, пятаки и гривенники в расчете на грядущие приобретения. Самое выгодное капиталовложение – корова. Она стоила полтора рубля. Если дед начинал собирать средства на кормилицу, внук уже гарантировано мог стать ее собственником. На деньги, собранные в этой коллекции, можно купить даже не стадо коров, а пастбище со слонами.

Cultural Institute компании Google - образцовый пример современного виртуального музея. Начинавшийся в 2011 году как проект, посвященный исключительно музеям искусства, сейчас ресурс включает в себя раздел по истории, а также по самым удивительным местам планеты. Кроме просмотра картинок в высоком разрешении сайт предлагает виртуальный тур с эффектным интерфейсом и аудиогидом. Здесь можно ознакомиться с такими площадками, как галерея Тейт в Лондоне, галерея Уффици , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, узей Орсе в Париже, Королевский музей в Амстердаме и другие. Недавно Google оцифровал последнюю Венецианскую биеннале современного искусства. Отдельного внимания заслуживает проект про уличное искусство со всего мира Street Art .

Музей Гуггенхайма


Но большинство известных музеев сегодня считают необходимым формирование виртуальной коллекции в сети, лишний раз подтверждая свое владение шедеврами и распространяя качественные репродукции своих картин. В частности, Музей Гуггенхайма создал онлайн-коллекцию с удобным рубрикатором по именам и направлениям, объединив таким образом коллекции всех четырех городов, где расположен музей, и других проектов фонда Гуггенхайма. Виртуальный музей включает множество опций: помимо прочего, это информативный сайт с лекциями и видеороликами на разные темы.

Виртуальные туры по парижскому Лувру


Лувр не представлен в культурном проекте Google (о котором речь шла выше), предпочитает развивать собственную онлайн-платформу. На своем сайте музей позволяет прогуляться по нескольким залам. Подножия стен королевского дворца на первом этаже музея, зал с реликвиями античности и Древнего Египта можно увидеть в виде виртуальной панорамы.

Музей истории и науки Оксфорда


На сайте одного из самых известных мировых музеев науки можно посмотреть фотографии и панорамы экспозиций. Все это является частью одного большого виртуального тура по Оксфорду . Из примечательных экспонатов виртуального музея - доска, на которой писал Эйнштейн во время знаменитой лекции в университете в 1931 году. На сайте музея создан целый ностальгический проект Прощай, доска! », в котором приняли участие британские знаменитости вроде Брайана Ино и Роберта Мея. Получилось мило.

Виртуальный музей Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон


Бесплатная прогулка по колыбели американской демократии - музею Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Место, где работал и жил первый президент Америки, оцифровано создателями музея с невероятной тщательностью. Подробный онлайн-тур с фотографиями, информационными блоками, аудиогидом на английском языке подкреплен также видео с актерами в костюмах конца XVIII века. Все, чтобы погрузиться в атмосферу исторического места.

Виртуальный музей вещей Thngs.co


Молодой проект, уже завоевавший признание среди специалистов IT-индустрии и простых пользователей, понравится тем, кто интересуется историей вещей и склонен к созданию собственных коллекций. Сами авторы называют свой сайт фейсбуком для вещей. У каждого предмета или категории предметов есть свой таймлайн, где можно в исторической перспективе отследить эволюцию объекта. Зрителю предлагаются только факты: год, место и внешний вид. Ориентация на объективность и простоту выгодно отличает этот проект среди других. Убедиться в этом поможет, в частности, подборка предметов советского наследия. Проект запустился недавно, но обещает бурно развиваться и расти.

Проект Europeana

Скорее это проект энциклопедического характера, но за счет упора на визуальную культуру вполне тянет на звание музея. Ресурс дает возможность пользователю отправиться в настоящий виртуальный тур по предмету, который его интересует, будь то велосипеды начала XX века, античные вазы или открытки с видами Петербурга. Просто нужно ввести данные, эпоху - и ресурс выдаст список изображений, текстов, видеороликов и звуковых дорожек, чтобы помочь сделать восприятие предмета максимально объемным и полным.

Мировая цифровая библиотека


Похожий на Europeana, но уже русифицированный проект «Мировая цифровая библиотека» также может снабдить полезными фактами и изображениями на любую тему. Сайт эстетичен и прост в использовании, так что можно надолго застрять, изучая законодательные акты времен Киевской Руси или хронику чемпионата США по бейсболу 1947 года из простого любопытства.

Национальный музей естественной истории в Вашингтоне


Американский Национальный музей естественной истории позволяет пройти по залам, детально рассмотреть окаменелости древних существ, коллекции насекомых и птиц и даже египетских мумий, представленных в экспозиции. В общем, полностью погрузиться в историю естествознания, даже если у вас нет возможности посетить музей в реальной жизни. На сайте также есть большой раздел с интерактивными материалами и роликами по темам.

Музей НАСА


Поклонникам космической тематики нельзя пройти мимо виртуального проекта, посвященного истории всемирно известного космического агентства США. Запуск ресурса был приурочен к пятидесятилетнему юбилею организации в 2008 году. Помимо успехов американской космонавтики здесь довольно наглядно показаны технические детали космического кораблестроения и запуска космических аппаратов, а добродушный робот сориентирует, на что кликать дальше.