План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Жизнь коренных народов Сибири. Законодательные акты, связанные с новыми территориями

Конспект НОД

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем

Тема: «Жизнь коренных народов Сибири»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Уточнить и расширить представления детей о коренных народах Сибири. Продолжать знакомить с их историей и культурой – одеждой, бытом, традициями.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знание детей о своей стране – России.

Дать знания о своеобразии жизни народов Сибири: природа, жилища, одежда, труд.

Развивающие: Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Материал: ширма с детскими рисунками; фигурки из соленого теста: чум, олени, нарты, лодка, люди в шубах; сказки, мифы. Легенды народов ханты и манси, иллюстрации (чум, оленеводы, рыбаки, нарты и др.)

Оформление группы : чум, импровизированная река и лодка, костер.

Оборудование : костюмы, маски, куклы, барабан, палки, иллюстрации.

Предварительная работа: Беседы с детьми о культуре народов ханты и манси; чтение литературных произведений народов ханты и манси; слушание музыкальных произведений; Просмотр слайдов «Коренные народы Сибири»; рисование людей в национальной одежде; лепка из соленого теста людей, нарт, лодки, оленей и чума, подвижные игры «Полярная Сова и евражки», «Белый шаман»

Ход НОД:

Организационный момент. Дети входят в зал под музыку. Садятся на стульчики.

Мы живем на земле коренных народов. Они жили на этой земле много веков и сейчас живут рядом с нами. А что мы знаем о них?

Для начала, скажите, ребята, как называется страна, в которой мы живем?(Россия)Как называется округ, край, в котором мы живем?(Ханты-Мансийский автономный округ)Как называется город, в котором мы живем.(Радужный)Как называют коренные народы, которые здесь жили и живут до сих пор.(Ханты и манси)Все правильно. Давайте посмотрим, какой же наш край.

Рассматривание Карты Ханты-мансийского автономного округа, с точкой на карте города Радужный. Иллюстрации леса и реки Аган. Иллюстрации города Радужный, его достопримечательностей, микрорайонов. Иллюстрации коренных жителей округа, их быт. Фотография детей хантов.

Как вы уже и сказали, коренные жители нашего края – это ханты и манси. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа Севера суровая и жить нелегко. И мы с вами сегодня отправимся в гости к ним, посмотрим, как они живут.(Рассказ сопровождается показам иллюстраций)Основная их профессия – оленевод. Повторите это слово. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы. Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у

оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест? Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему? Из чего сшита его одежда?(Из оленьей шкуры)Шуба эта называется малица. Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда. Ребята, мы много новых слов узнали: оленевод, малица, нарты, чум.(дети повторяют)Ведущий подходит к чуму, берет куклу (оленевода) в руки. А в чуме кукла. Кто это?

(оленевод, охотник)

Танец мальчиков «Охотники»

В чуме еще одна кукла. Кто это?(девочка ханыйка)Все дети на свете любят играть. На стойбище детям всегда весело, всегда игры, всегда праздник. Взрослые трудятся - дети помогают. А помогут дети – ну играть, веселиться.

Хант: Слышу, слышу, поиграть хотите, раз вы оказались на моем стойбище, однако, тогда я с вами!

Игра «Полярная Сова и евражки» Полярная сова находится в углу зала, остальные играющие евражки. Под музыку евражки ходят по залу как по тайге, кушают мох-ягель. По сигналу «Ночь», евражки останавливаются «замирают», не шевелятся. Полярная сова облетает всех евражек и того, кто пошевелиться уводит с собой, забирает. Народы Сибири очень талантливы. Рукодельницы украшают шубу – малицу бисером, тесьмой. В такой одежде можно встречать праздник? А танцевать?

Танец девочек «Рукодельницы»

Хант :А какой же праздник без игр и веселья.

Игра «Белый шаман» Играющие становятся в круг. Под музыку передают по кругу друг другу куклу. Когда музыка заканчивается тот, у кого оказывается кукла в руках, выходит в центр круга и показывает движение. Все должны повторить за ним.

Хант: Раз вы ко мне в гости попали, со мной поиграли, на вопросы теперь мои ответьте:Как называется мое жилище?(чум)Как называется моя одежда?(малица)Как называются мои сани?(нарты)Однако на все мои вопросы вы ответили правильно. И за это я с вами еще поиграю.

Игра “Возвращение Солнца”. (Хант объясняет правила игры, для детей она новая)

Хант: Почему люди радуются солнцу? Потому, что его не было всю зиму и сейчас оно начинает показываться понемногу. Солнце появляется не сразу, его лучики как будто играют в прятки.

А вы хотите поиграть с солнышком? Дети стоят по кругу. Водящий - Солнце. Солнце приседает. Дети ходят по кругу, взявшись за руки со словами “Солнце. Солнце. Солнце”. «Хейро» - Солнце встает. Ребята, которые за Солнцем могут двигаться, те, кто перед Солнцем должны замереть. На кого Солнце указало лучиком, приседает. Выигрывают ребята, которых солнышко не заметило в движении. Хант: Вот и пора уходить, вечереет, однако, пора и отдохнуть всем. До свидания, ребята! (уходит)

На этом и мы закончим наше путешествие. Что мы делали с вами сегодня? Какие слова новые узнали?

Кто приходил к вам? В какие игры мы играли?


За великим Каменным поясом, Уралом, раскинулись необъятные просторы Сибири. Эта территория занимает почти три четверти от всей площади нашей страны. Сибирь больше второго по величине (после России) государства мира — Канады. Более двенадцати миллионов квадратных километров хранят в своих недрах неисчерпаемые запасы природных богатств, при разумном использовании достаточных для жизни и процветания многих поколений людей.

Поход за Каменный Пояс

Начало освоения Сибири приходится на последние годы царствования Ивана Грозного. Наиболее удобным форпостом для продвижения вглубь этого дикого и необжитого по тем временам края было среднее Приуралье, безраздельным хозяином которого являлась семья купцов Строгановых. Пользуясь покровительством московских царей, они владели огромными земельными территориями, на которых находились тридцать девять деревень и город Сольвычегодск с монастырём. Им также принадлежала цепь острогов, вытянувшаяся по границе с владениями хана Кучума.

История Сибири, а точнее, её завоевания русскими казаками, началась с того, что населявшие её племена отказались платить русскому царю ясык — дань, которой они были обложены в течение многих лет. Более того, племянник их правителя — хана Кучума — с большим отрядом конницы совершил ряд набегов на деревни, принадлежавшие Строгановым. Для защиты от столь нежеланных гостей богатые купцы наняли казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алениным, прозванным Ермаком. Под этим именем он и вошёл в русскую историю.

Первые шаги в неизведанном крае

В сентябре 1582 года отряд из семисот пятидесяти человек начал свой легендарный поход за Урал. Это было своего рода открытие Сибири. На всём пути следования казакам сопутствовала удача. Татары, населявшие те края, хотя и превосходили их своей численностью, но уступали в военном отношении. Они практически не знали огнестрельного оружия, столь широко распространённого к тому времени в России, и в панике бежали каждый раз, когда слышали залп.

Навстречу русским хан выслал своего племянника Маметкула с десятитысячным войском. Сражение произошло у реки Тобол. Несмотря на своё численное превосходство, татары потерпели сокрушительное поражение. Казаки, развивая успех, вплотную приблизились к ханской столице Кашлык и здесь окончательно сокрушили врагов. Бывший повелитель края бежал, а его воинственный племянник попал в плен. С этого дня ханство практически перестало существовать. История Сибири делает новый виток.

Схватки с инородцами

В те времена татарам подчинялось большое количество племён, покорённых ими и являвшихся их данниками. Денег они не знали и свой ясык платили шкурами пушных зверей. С момента разгрома Кучума эти народы перешли под власть русского царя, и обозы с соболями и куницами потянулись в далёкую Москву. Этот ценный товар всегда и везде пользовался большим спросом, а в особенности - на европейском рынке.

Однако не все племена смирились с неизбежным. Некоторые из них продолжали сопротивление, хотя с каждым годом оно ослабевало. Казачьи отряды продолжали свой поход. В 1584 году погиб их легендарный атаман Ермак Тимофеевич. Произошло это, как нередко бывает в России, по халатности и недосмотру — на одном из привалов не выставили часовых. Случилось же так, что сбежавший за несколько дней до этого пленный привёл ночью отряд неприятеля. Пользуясь оплошностью казаков, те внезапно напали и начали резать спящих людей. Ермак, пытаясь спастись, прыгнул в реку, но массивный панцирь — личный подарок Ивана Грозного — увлёк его на дно.

Жизнь в завоёванном крае

С этого времени началось активное освоение Вслед за казачьими отрядами потянулись в таёжную глушь охотники, крестьяне, духовенство и, разумеется, чиновники. Все, кто оказывался за Уральским хребтом, становились вольными людьми. Здесь не было ни крепостного права, ни помещичьего землевладения. Платили только установленный государством налог. Местные же племена, как было сказано выше, облагались меховым ясыком. В этот период доходы от поступления в казну от сибирской пушнины являлись существенным вкладом в российский бюджет.

История Сибири неразрывно связана с созданием системы острогов — оборонительных укреплений (вокруг которых, к слову, впоследствии выросли многие города), послуживших форпостами для дальнейшего покорения края. Так, в 1604 году был заложен город Томск, ставший затем крупнейшим экономическим и культурным центром. Через непродолжительное время появились Кузнецкий и Енисейский остроги. В них расположились военные гарнизоны и администрация, контролировавшая сбор ясыка.

Документы тех лет свидетельствуют о многих фактах коррумпированности представителей власти. Несмотря на то что по закону вся пушнина должна была поступать в казну, некоторые чиновники, а также казаки, непосредственно занятые сбором дани, завышали установленные нормы, присваивая разницу в свою пользу. Уже тогда подобные беззакония строго карались, и известно немало случаев, когда лихоимцы расплачивались за содеянное свободой и даже жизнями.

Дальнейшее проникновение в новые земли

Особенно интенсивным процесс колонизации стал после окончания Смутного времени. Целью всех, кто рискнул искать счастье в новых, неизведанных краях, была на этот раз Восточная Сибирь. Процесс этот шёл весьма скорыми темпами, и уже к концу XVII века русские достигли берегов Тихого океана. К этому времени появилась новая правительственная структура — Сибирский приказ. В его обязанности входило установление новых порядков управления подконтрольными территориями и выдвижения воевод, являвшихся на местах полномочными представителями царской власти.

Помимо ясычного сбора пушнины, производились также закупки мехов, расчёт за которые вёлся не деньгами, а всевозможными товарами: топорами, пилами, различными инструментами, а также тканями. История, к сожалению, и тут сохранила немало случаев злоупотреблений. Нередко самоуправство чиновников и казачьих старшин заканчивалось бунтами местных жителей, усмирять которые приходилось силой.

Главные направления колонизации

Восточная Сибирь осваивалась по двум основным направлениям: на север вдоль побережья морей, и на юг по линии границ с прилежащими к ней государствами. В начале XVII века были заселены россиянами берега Иртыша и Оби, а вслед за ними и значительные области, прилегающие к Енисею. Были заложены и начали строиться такие города, как Тюмень, Тобольск и Красноярск. Всем им предстояло со временем стать крупными промышленными и культурными центрами.

Дальнейшее продвижение русских колонистов осуществлялось главным образом по реке Лене. Здесь в 1632 году был заложен острог, давший начало городу Якутску — важнейшему по тем временам опорному пункту в дальнейшем освоении северных и восточных территорий. Во многом благодаря этому уже через два года казакам во главе с удалось достичь побережья Тихого океана, а вскоре впервые увидели Курилы и Сахалин.

Покорители дикого края

История Сибири и Дальнего Востока хранит память об ещё одном выдающемся путешественнике — казаке Семёне Дежнёве. В 1648 году он и возглавляемый им отряд на нескольких судах впервые обогнул побережье Северной Азии и доказал существование пролива, отделяющего Сибирь от Америки. Одновременно с ним другой путешественник, Пояров, пройдя вдоль южной границы Сибири и поднявшись вверх по Амуру, достиг Охотского моря.

Ещё через некоторое время был основан Нерчинск. Его значение во многом определяется тем, что в результате продвижения на восток казаки приблизились к Китаю, который тоже претендовал на эти территории. К тому времени Российская империя достигла своих естественных границ. В течение следующего столетия шёл неуклонный процесс закрепления достигнутых в ходе колонизации результатов.

Законодательные акты, связанные с новыми территориями

История Сибири 19 века характерна главным образом обилием административных новшеств, вносимых в жизнь края. Одним из ранних было утверждённое в 1822 году именным указом Александра I разделение этой обширной территории на два генерал-губернаторства. Центром Западного стал Тобольск, а Восточного — Иркутск. Они, в свою очередь, подразделялись на губернии, а те — на волостные и инородческие управы. Такое преобразование явилось следствием известной реформы

В том же году увидели свет десять законодательных актов, подписанных царём и регламентирующих все стороны административной, хозяйственной и юридической жизни. Большое внимание в этом документе уделялось вопросам, связанным с обустройством мест лишения свободы и порядком отбывания сроков заключения. К XIX веку каторга и остроги стали неотъемлемой частью этого края.

Сибирь на карте тех лет изобилует названиями рудников, работы в которых велись исключительно силами осуждённых. Это и Нерчинский, и Забайкальский, и Благодатный и многие другие. В результате большого притока ссыльных из числа декабристов и участников польского мятежа 1831 года правительство даже объединило все сибирские губернии под надзор специально сформированного жандармского округа.

Начало индустриализации края

Из основных отраслей промышленности, получивших в этот период широкое развитие, следует отметить прежде всего добычу золота. К середине века она составляла большую часть всего объёма добываемого в стране драгоценного металла. Также большие поступления в государственную казну шли от предприятий горнодобывающей промышленности, которые в значительной степени увеличили к этому времени объём добычи полезных ископаемых. Развиваются и многие другие отросли.

В новом столетии

В начале XX века толчком для дальнейшего развития края послужило строительство Транссибирской магистрали. История Сибири в послереволюционный период полна драматизма. По её просторам прокатилась чудовищная по своим масштабам братоубийственная война, закончившаяся ликвидацией Белого движения и установлением советской власти. В период Великой Отечественной войны в этот регион эвакуируются многие промышленные и военные предприятия. В связи с этим резко увеличивается численность населения многих городов.

Известно, что только за период 1941-1942 гг. сюда прибыло более миллиона человек. В послевоенный период, когда строились многочисленные заводы-гиганты, электростанции и железнодорожные линии, также был отмечен значительный приток приезжих — всех тех, для кого новой родиной стала Сибирь. На карте этого обширного края появились названия, ставшие символами эпохи, — Байкало-Амурская магистраль, Новосибирский Академгородок и многое другое.

Татьяна Степанчук
Конспект занятия «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» для детей 6–7 лет дошкольного возраста

Программное содержание :

Познакомить детей с географическим положением Сибири . Рассказать о культуре и быте народов , населяющих Сибирь : эвенки, буряты. Дать представления о возникновении городов. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому.

Материалы :

Карта; круги по методу «Матрёшка» (белый, зелёный, красный) . Огонь (муляж) . Котелок, очаг, картинки : лошадь, коза, овца, лук, стрела, унты, мех, изображения людей по национальности, чум, юрта, кроссворд, лабиринт, пластилин, графическое изображение города. Дидактическая игра «Кто быстрее построит дом» .

Связь с занятием и видами деятельности :

Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением народов

Сибири , их быта, рода деятельности, традиций; беседы, составление рассказов по картинам.

Рассматривание карты России, Иркутской области.

Просмотр слайдов «Коренные народы Сибири » .

Чтение эвенкийских и бурятских народных сказок и легенд - «Орлиная скала» , «Почему кедр, ель и сонна всегда зеленые» , «Кубулгаты» (записаны краеведом В. И. Рассадиным, «А где тот олень?» , «Собаки и человек» , «Богатырь Байкал» , «Хурист» , «Две сумы» ; стихов и рассказов поэтов и писателей народов Сибири – «Как гласит преданье» , «Скачки» (Цыден-Жап Жимбиев, «Таежная, озерная, степная…» , «Хитрый Будамшу» (Дамба Жалсараев, «Ая Ганга» (Дондок Улзытуев) .

Знакомство с наставлениями народов Сибири о земле , отечестве, родителях.

Разучивание подвижных игр Сибирских народов : «Важенка и оленята» , «Хейро» , «Каюр и собаки» , «Евражки и полярная сова»

Методика проведения

Эмоциональный настрой :

«Встали детки все в кружок, улыбнись-ка мне дружок,

Крепко за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь, и конечно - подружитесь!»

Художественное слово : (читает воспитатель)

Я шагаю по нашему краю, а где край у него не знаю!

Полнедели берёзы белели, полнедели чернели ели,

Ну, а снег здесь почти до вершины, до вершины вот этой осины….

Вот какая у нас тайга, вот какие в тайге снега!

Погружение : дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю на лыжах.

Ой, какой большой мороз, щиплет щёки, щиплет нос, мчимся быстро мы на лыжах, ой, ребята, что я вижу?

Работа по карте :

Ребята, как называется город, в котором мы живём? (г. Зима, показ на карте)

Как называется область, в которой находится город Зима? (Иркутская область)

Почему она так называется?

Логическая задача :

Что больше по площади, Иркутская область или город Зима? Почему?

Сибирь или Иркутская область? Сибирь или город Зима ?

Как можно показать размеры Сибири ? Иркутской области? Города Зима? (без карты) .

Метод «Матрёшки»

Что больше по площади? (Сибирь - белый круг )

Что меньше Сибири ? (Иркутская область – зелёный круг)

Что меньше всех? (г. Зима – маленький, красный круг)

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Сибирь – богатырь , ширь, визирь, имбирь. Зима – холода, кутерьма, дома, холма, шторма.

Дом – ком, сом, том, ром, лом, бом.

Рассказ воспитателя о людях бурятской национальности :

Эти люди не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам реки Ангары.

Главным их занятием было скотоводство , они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения. Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Буряты занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу.

(Дети имитируют движения, сидя у огня, принимают пищу)

Игра - пляска с шаманом вокруг огня с бубном.

Рассказ воспитателя об эвенках :

Древнейшими жителями Сибири считают эвенков . Они занимались охотой, рыболовством. Эвенки разводили оленей, использовали их для перевозки грузов.

Олени давали им молоко, мясо, шкуры. Пищу, одежду, строительные материалы давала им тайга. Жили они в чумах покрытых шкурой оленя.

Психогимнастика «Солнечный зайчик»

Кроссворд :

Какой народ жил в чумах ? (эвенки)

Какой народ кочевал с одного места на другое? (буряты)

Чем занимались эвенки кроме охоты? (рыболовством)

Как называется наша область? (Иркутская)

Как называется наш край? (Сибирь )

Физминутка «У оленя дом большой…»

Игра на развитие внимания «Что лишнее?»

Рассказ о возникновении городов (графическое изображение)

Дидактическая игра «Кто быстрее построит дом?» (из геометрических фигур)

Лабиринт (на развитие мышления) «Помогите лесному человечку найти дорогу в город»

Лепка «Построим дома для эвенков и бурят»

Моделирование настроения, с помощью цветного квадратика.

Публикации по теме:

В Сибири не было войны, Но бесконечны павших списки. В Сибири не было войны, Но в каждом парке обелиски. Сибирь, кормившая страну, Ждала.

5 января 2016 года вышел указ Президента РФ №7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии». В нашем детском саду ребятам и их родителям.

Презентация «Кедр - жемчужина лесов Сибири» Кедровая смола (живица, вытекающая из надрезов на стволе, обладают бактерицидным свойством. Древние жители Сибири успешно использовали.

Конспект непосредственной образовательной деятельности игры-викторины «Байкал-сердце Сибири» Конспект непосредственной образовательной деятельности игры-викторины «Байкал- сердце Сибири» Цель: Систематизировать, обобщать полученные.


Термин Сибирь. Первые сведения о Сибири

Известно, что в древности на среднем Иртыше жило племя угров - «сипиры», или «сыбыры». Позднее часть его под напором тюркских племен ушла на север. Оставшиеся смешались с пришельцами-тюрками.

До сих пор на Иртыше бытуют легенды о сыбырах. В одной из них говорится: «Однажды с севера надвинулись туманы, наползли тучи, пошли проливные дожди, земля пропиталась влагой, реки и озера вышли из берегов, а из земли стали расти «рога» (то есть край начал покрываться таежным лесом). Вместе с непогодой на благодатную страну сыбыров обрушились полчища мошки, комаров, мух, оводов - они буквально доводили маленький народ до исступления. Собрались племена сыбыров на большой совет и решили уйти со всем своим имуществом, со стадами скота на юг, чтобы найти для жизни те же самые условия, в которых они жили на своей родине. Однако часть сыбыров не захотела покинуть земли своих предков, древние поселения и могилы отцов. И вот племена раскололись на две части: первая из них ушла куда-то на юг, вторая осталась. Но долго прожить тут оставшиеся не могли. Зудящая нечисть, от которой не помогали дымы костров, вновь набросилась на людей. Не выдержали сыбыры. Собрались они все вместе и бросились в воды озер и рек, где и нашли свой трагический конец».

Местные жители до сих пор чтят память о сыбырах - славных людях, так любивших свою родину, что предпочли смерть уходу в чужие благодатные земли.

В XIII-XIV веках территорию, которую ранее населяли сыбыры, стали называть Сыбыр (в русском произношении - Сибирь). Позднее этот термин перенесли на все земли от Урала до Тихого океана.

Первым правителем Сибирского ханства, по преданию, был Мамет, происходивший из местного знатного рода Тайбуги.

Со временем территория Сибирского ханства значительно увеличилась. К середине XVI века в него были включены улусы барабинских татар. Дань (она по-прежнему называлась ясаком) во многом сохраняла черты военной добычи. Размеры ее не определялись. Иногда наезд ханских сборщиков разорял «черных людей» так же, как и вражеское нашествие. Зависимость от сибирского хана признали и чаты. Эта зависимость была крайне непрочной и держалась силой оружия.

Местные князьки имели право сбора ясака с населения своих улусов. По свидетельству летописи, они собирали «соболи и лисицы и прочих зверей и рыб» и передавали ханским сборщикам или отправляли в Кашлык с провожатыми.

До недавнего времени считалось, что заселение Сибири началось около 20- 30 тысяч лет тому назад и шло по трем направлениям - из Средней Азии, Восточной Европы и Центральной Азии. Однако раскопки археологов на берегу р. Улалинки в Горно-Алтайске позволили сделать вывод, что человек в Сибири и, в частности, на Алтае появился еще в доледниковый период, более 600 тысяч лет тому назад, то есть, возможно, даже раньше, чем в Западной Европе. Древнейшие люди пользовались примитивными каменными орудиями, вели подвижный образ жизни и постепенно заселяли соседние с Алтаем области.

В VII-VI веках до нашей эры на территорию Сибирского Приобья проникают северные лесные племена, принесшие свои хозяйственные традиции. Пришельцы смешались с местным населением, передав ему некоторые элементы своей культуры. В связи с этим возросло значение рыбной ловли и охоты, несколько потеснивших скотоводство.

Причины движения русских в Сибирь

Разгром Кучума произвел огромное впечатление на местное население, которое поспешило добровольно принять русское подданство, так как увидело в Российском государстве силу, способную обеспечить мирную жизнь и защитить от разорительных вторжений кочевников южных степей.

Очевидно, чаты сообщили о гибели войска Кучума своим северным соседям - томским татарам. В 1604 г. в Москву прибыл князек Тонн, просивший поставить в землях томских татар русский город и принять их «под высокую государеву руку».

В конце сентября того же года на берегу Томи возник Томский острог, ставший военным и административным центром обширного Томского уезда. В его ведении находились и земли чатских татар, и кочевья телеутов. Острог должен был защищать население бассейна средней Оби от разрушительных вторжений с юга и юго-востока.

Из Томска началось продвижение к верховьям р. Оби. Уже в 1618 г. томские служилые люди основали Кузнецкий острог (ныне Новокузнецк), ставший опорной базой для продвижения в глубь Горного Алтая.

Барабинские татары, в состав которых в XVII веке окончательно влились и обитавшие ранее на севере лесостепи группы ханты, оказались под ведомствам тароких воевод. В Барабинской лесостепи для «береженья» жителей был построен небольшой укрепленный пункт - Барабинский острожек, куда посылались на временную службу казаки и стрельцы из ближайших городов.

Одной из причин, побудивших население бассейна верхней Оби и Барабы добровольно принять русское подданство, было появление в степных районах Западной Сибири многочисленных западно-монгольских племен - «черных колмыков». Воинственные кочевники захватили все земли от Алтая до Волги и стали сильно теснить население лесостепи.

Дальнейшее продвижение русских на юг оказалось невозможным. В Западной Сибири на рубеже лесостепи и степи установилась временная граница Российского государства. Земли барабинцев более столетия оставались пограничными.

Уже с конца XVI века началось массовое переселение в Сибирь населения из европейской части страны. Энергичную деятельность по заселению новоприобретенных земель развернуло само правительство: в Сибирь отправляли «прибранных» (то есть завербованных) царскими воеводами крестьян северных уездов страны, ссыльных, жителей городов (посадских людей).

Однако решающую роль в формировании постоянного крестьянского населения сыграли вольные переселенцы. За Урал хлынули земледельцы, бежавшие от растущей феодальной эксплуатации. Это были государственные крестьяне поморских уездов. Их привлекали слухи о свободных плодородных землях и вольной жизни. Переселенцы распахали земли по Туре, Тоболу, Ищиму, Томи и другим рекам, создали крупные очаги земледелия. Развивались ремесла, обрабатывающая промышленность, промыслы и торговля.

Из-за постоянных вторжений джунгар территория нашей области оставалась вне основной зоны расселения русских. Крестьяне предпочитали оседать в более безопасных районах. Кроме того, на протяжении всего XVII века царское правительство интересовала прежде всего таежная зона Сибири с ее богатыми запасами «мягкого золота» - пушнины.

Присоединение Сибири к Российскому централизованному феодальному государству было продиктовано экономическими и военно-политическими причинами. Этого требовали развивающаяся внешняя торговля, интересы обороны страны и захватнические планы западно-европейских государств в отношении Зауралья.

Разгром Сибирского ханства осуществили бывшие волжские казаки во главе с Ермаком. Их успехи закрепили новые отряды служилых людей. После полного разгрома Кучума чатские и барабинские татары и телеуты добровольно приняли русское подданство, увидев в Российском государстве силу, способную избавить их от опустошительных набегов воинственных кочевников южных степей.

Барабинские татары и телеуты после включения в состав России были обложены натуральной податью, которая вносилась пушниной. Они оказались в наиболее тяжелом положении. Чаты в основном вошли в разряд служилых татар - привилегированную группу коренного населения, помогавшую царской администрации охранять границы, отражать натиск внешних врагов и держать в повиновении эксплуатируемую массу населения.

Присоединение территории нашей Западной Сибири к Российскому государству имело прогрессивное значение. Создалась более благоприятная обстановка для развития промыслового и скотоводческого хозяйства, ремесла, торговли. Появилась возможность освоения бассейна средней Оби переселенцами из европейской части страны, которые принесли с собой более высокую культуру обработки земли и более совершенные способы ведения животноводства и передали их (об этом речь пойдет дальше) коренным жителям - татарам. Местные племена были освобождены от гнета Кучума, избавлены от гибели в результате междоусобиц местной знати, от порабощения раннефеодальными объединениями кочевников.

Югра. Печорский «чрезкаменный» и морской пути в Сибирь. Колонизация Поморья в XVI веке

В результате длительного перемещения и смещения различных племен в лесостепной зоне Западной Сибири сформировались тюркоязычные группы, получившие общее название «сибирские татары». Их экономическое, политическое и культурное развитие было надолго задержано нашествием кочевников-завоевателей.

Постепенное развитие хозяйства у населения Новосибирского Приобья и Барабы привело к зарождению феодального общества. Однако становление классового общества тормозилось, политической обстановкой в крае, гнетом монголо-татаров и междоусобной борьбой знати. В целом по уровню развития барабинские и чатские татары, а также немногочисленные группы ханты и телеутов, обитавших на территории области, значительно отставали от русского населения Европейской России.

Войны и все увеличивавшиеся поборы тяжело отражались на положении рядового населения улусов, подрывали его хозяйство, обрекали на экономическую и культурную отсталость.

После распада Золотой Орды основная масса местных жителей попала в зависимость от правителей Сибирского ханства.

После покорения Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) татарских ханств перед русскими людьми открылись пути на восток - в Зауралье.

Продвижение за Урал было продиктовано, прежде всего, экономической необходимостью. Ко второй половине XVI века расширились торговые связи Российского государства с Западной Европой и Средней Азией, где большим спросом пользовались русские меха. Старые промысловые районы страны не могли удовлетворить запросы внешнего рынка. Пушные звери в изобилии водились за Уралом, однако для русских был доступен лишь опасный и трудный «чрезкаменный» путь в Сибирь - по северным рекам и волокам. Для регулярного сообщения он оказывался непригодным. Более удобные южные дороги преграждали сибирские татары.

Правительство России стремилось также обезопасить восточные рубежи страны. Сибирский правитель Кучум все откровеннее притязал на русские приуральские владения. В 1577 г. он отправляет своих послов к крымскому хану с просьбой оказать военную помощь для борьбы с Россией в виде огнестрельного оружия. Хотя крымский хан на этот раз и ответил отказом, не было гарантий, что в будущем он не объединится с Кучумом. Это создало бы серьезную опасность для окраинных районов Российского государства.

В XVI веке зауральские земли привлекают внимание английских и голландских купцов и промышленников. Они старательно собирают сведения о землях, лежавших за Уралом, об условиях плавания в Северном Ледовитом океане. Предпринимаются попытки проложить морской путь к устью р. Оби. Угроза проникновения в Сибирь иностранцев крайне беспокоила Москву, особенно в связи с ухудшением отношений с Сибирским ханством.

В XVI веке северные земли Прикамья составляли особую административную область, называвшуюся Пермью Великой. Центром ее был город Чердынь. Чердынские наместники подчинялись Новгородскому приказу. Они объединяли в своих руках гражданскую, военную и судебную власть на всей территории края, кроме земель Строгановых и монастырей.

Колонизация Зауралья развертывается с походом Ермака в Сибирь. Еще до этого Строгановы, реализуя жалованную грамоту в 1574 г. на зауральские земли, заняли верховья рек Лозьвы, Южной Сосьвы и Туры. Дальше они продвинуться не могли и даже потеряли часть освоенных земель.

Деятельность Строгановых

С Сибирским ханством непосредственно граничили владения купцов Строгановых, которым были пожалованы обширные земли в бассейнах рек Камы и Чусовой. С разрешения правительства Строгановы строили укрепленные городки, нанимали «охочих людей» и казаков для обороны своих владений.

В 1574 г. Строгановы получили царскую грамоту на владение землями по рекам Туре и Тоболу, в пределах Сибирского ханства. Грамота предоставляла Строгановым право наряду с обороной восточных границ предпринимать походы против Кучума - «в полон сибирцов имати и в дань за нас приводите». С этой целью, с ведома московского правительства, Строгановы наняли отряд волжских казаков во главе с Ермаком.

Биография Ермака историками окончательно не выяснена. Одна из летописей сообщает, что дед Ермака, Афанасий Григорьевич Аленин, был посадским человеком и жил в Суздале. Дети Афанасия - Родион и Тимофей - «от хлебной скудости» перебрались на р. Чусовую, в вотчину Строгановых. Здесь у Тимофея родился сын Василий. По свидетельству летописи, «оный Василий был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах (речных судах) в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость и, прибрав себе дружину малую, пошел от работы на разбой и от них звался атаманом, прозван Ермаком». Другая летопись называет Ермака уроженцем русского Поморья.

Осенью 1581 г. после длительной подготовки Ермак во главе отряда казаков и служилых людей строгановских городков двинулся по р. Чусовой и ее притокам к притоку Туры - Тагилу, в глубь Сибирского ханства. В ряде сражений Ермак, проявивший себя талантливым военачальником и дипломатом, нанес поражения Кучуму и его вассалам, занял столицу ханства - Кашлык.

По численности татары значительно превосходили русских, но ружьям и пушкам могли противопоставить лишь луки и стрелы. Главная же причина неудач Кучума - отсутствие единства в его войсках, ненависть к нему порабощенных народов и «черных улусных людей», видевших в русских своих избавителей.

Кучум после потери Кашлыка откочевал на юг, в степь, где сформировал новые отряды и продолжал борьбу с казаками и местным населением, признавшим власть русского царя. Одна из схваток произошла на р. Тартас, недалеко от того места, где сейчас находится районный центр Северное.

В августе 1584 г. татарам удалось заманить Ермака с небольшим отрядом в засаду у устья р. Вагая - притока Иртыша. В происшедшей схватке Ермак погиб. После гибели атамана остатки его поредевшей дружины покинули Кашлык, но Сибирскому ханству был нанесен сокрушительный удар, от которого оно уже не оправилось.

В ноябре того же 1584 г. в Сибири появились новые русские отряды, уже не встретившие серьезного сопротивления. В 1586г. служилые люди основали на месте татарского городка Чимгатура крепость Тюмень. Через год на берегу р. Иртыша, неподалеку от Кашлыка, вырос новый русский острог, положивший начало Тобольску. Вскоре возникли другие русские крепости и города: Березов, Пелым, Сургут, Нарым, Тара.

Кучум, кочевавший в степях, оставался противником Российского государства. Все попытки урегулировать с ним отношения мирным путем оказались безрезультатными, и московское правительство решило «усмирить» его силой.

В августе 1598 г. из, Тары выступил воинский отряд под командованием воеводы Андрея Воейкова. Половину отряда составляли сибирские татары, поступившие на русскую службу. После нескольких сражений с кучумовцами в Барабинской лесостепи Воейков двинулся к р. Оби, где находилась ставка хана. Отряд шел быстро; впереди основных сил ехали, конники, обеспечивавшие разведку.

Утром 20 августа Воейков напал на главную ставку Кучума у устья р. Ирмень, на ее правом берегу (сейчас там Обское море). Разгорелась битва, в которой участвовало более 800 человек. Отряд Кучума был уничтожен. Лишь 50 всадникам удалось вырваться из окружения и бежать. Они пытались укрыться в чатских улусах, но были настигнуты и разбиты.

В 1558 году Григорий Строганов, сын крупного сольвычегодского солепромышленника Аникия Строганова, получил первую жалованную грамоту от Ивана IV на земли по обоим берегам реки Камы от устья Лысьвы в районе Соликамска и вниз до реки Чусовой. В 1568 году другой сын Аникия Строганова - Яков получил земли по реке Чусовой, а в 1597 году Строгановым были пожалованы среднекамские земли по рекам Нытве, Югу, Очеру и Ошапу. Обширные владения Строгановых простирались по Каме от реки Лысьвы (несколько южнее Соликамска) на севере до реки Ошапа (несколько южнее Оханска) на юге. Строгановы стали на Урале крупными феодалами-земледельцами.

В обязанность Строгановым вменялось строить укрепленные городки, содержать ратных людей, искать руду и плавить для казны металл, развивать солеварение и сельское хозяйство. Строгановы были на двадцать лет освобождены государственных налогов и повинностей. Им было дано право населять эти земли людьми «неписьменными и нетяглыми». Однако это правило, они постоянно нарушали, принимая беглых.

По праву владения строгановские земли в первое время были близки крупному поместью. В 1566 году по челобитью Строгановых их земли были взяты в опричнину. Строгановы пользовались правом феодального иммунитета (особый суд, невмешательство воевод и в их внутренние дела). На их землях разрешался свободный беспошлинный торг. Крестьяне после истечения льготных лет вносили оброки и несли государственные повинности не прямо в казну, а через Строгановых. Все это создавало особо благоприятные условия для заселения строгановских вотчин.

С помощью Строгановых и на их землях создается Пыскорский монастырь (1560 год), ставший одним из крупнейших духовных феодалов в Прикамье.

На землях, принадлежащих Строгановым, строятся укрепленные городки: Канкор (1558 год), Кергедан (Орел-городок, 1564 год), Нижний Чусовской (1568 год). До 1579 года возникли Сылвенский и Яйвинский острожки, в 1597 году – Очерский острожек, в 1610 – Верхний Чусовской городок. Кроме городков, были построены слободки, так же, как и городки, являвшиеся центрами небольших округов. В 1606 году возникает крупный центр солеварения – Новое Усолье



Тамара Сыромятникова
Конспект занятия «Наша Родина-Сибирь» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель : познакомить детей с названием региона , в котором они живут, с его историей и достопримечательностями; развивать связную речь детей , умение использовать при ответе имеющиеся знания; воспитывать любовь и чувство гордости за свой край.

Наглядный материал : глобус, географическая карта, ролик лимнологического института о Байкале, иллюстрации на интерактивной доске с изображением достопримечательностей : тайга, река Ангара, Иркутск, музей деревянного зодчества, гидроэлектростанция, красивые места отдыха. Стихотворение С. Островой «Моя Сибирь» , песня «Славное море, священный Байкал» .

1. Чтение детям стихотворения «Моя Сибирь» на фоне песни.

Вопросы после прослушивания :

О чем говорится в этом стихотворении? (о Сибири)

Расскажите, как называется край, где живете вы, ваши родные и друзья? (да, мы живем в крае, который называется Сибирь, а если точнее, то Восточная Сибирь)

Ребята, вспомните, что вам из стихотворения больше всего запомнилось о нашем крае? (примерные ответы : зимой много снега, простор, тайга, где растут кедры, глубокий и чистый Байкал и т. д).

2. Давайте посмотрим на географической карте, где находится наш край, который называется Иркутская область (дети вместе с воспитателем рассматривают карту, обводят границы области, делятся своими впечатлениями, находят озеро Байкал, определяют преобладающий цвет области на карте, делятся своими знаниями, почему много зеленого цвета)

Затем переходят к глобусу и по просьбе воспитателя несколько детей находят на нем озеро Байкал и город Иркутск.

3. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики в зрительном зале и посмотреть фильм о Байкале (отрывки)

Что знакомого вам встретилось в фильме? (озеро Байкал)

Давайте попробуем с вами рассказать, что вы запомнили из фильма? (глубокое и красивое озеро Байкал, вокруг него много тайги, вода в озере чистая и прозрачная, много рыбы – омуль, хариус, голомянка, в тайге дикие звери – медведи, рыси, росомахи, лоси, кабаны и другие).

Обобщение ответов : одно из самых известных и красивых достопримечательностей нашего края – это озеро Байкал с его уникальной природой.

4. Но наш край славится и другими достопримечательностями, посмотреть на которые приезжают туристы из других стран. Давайте представим себя экскурсоводами и попробуем рассказать об этих красивых местах (дети по очереди, ориентируясь на появляющиеся слайды на экране, рассказывают о достопримечательностях : музей деревянного зодчества в селе Тальцы, река Ангара, гидроэлектростанция, театры и музеи, парки и скверы города).

5. А сейчас я приглашаю вас в игровую и мы будем отгадывать загадки. Чтобы помочь вам я подобрала несколько картинок, которые подскажут вам отгадку (озеро Байкал, река Ангара, г. Иркутск, люди – сибиряки) .

И плыли, и гребни мелькали и кедры смотрели со скал,

О это озерное море, о это священный… (Байкал)

С древних лет к нам легенда дошла :

Что она от отца убежала и с собой навсегда унесла

Богатырскую силу Байкала (Ангара) .

Наша родная столица , но не Москва (Иркутск) .

Как называются люди, которые живут в Сибири? (сибиряки)

Итог занятия :

Ребята, сегодня мы с вами разговаривали о Сибири, а какие чувства вы испытывали, когда говорили об озере Байкал, о красавице реке Ангара, о сибирской тайге, о мощных электростанциях и о других достопримечательностях родного края?

Предполагаемые ответы : чувство гордости, что это находится в нашем крае, радовались, что у нас так красиво, что к нам приезжают на это посмотреть люди из других месс и другое.

Мы сегодня узнали о богатстве и красоте родного края, испытали чувство гордости за свой край, почувствовали себя сибиряками, но чтобы и дальше гордиться своим краем, мы должны научиться беречь и сохранять это богатство. Вот об этом мы поговорим на следующем нашем занятии

Публикации по теме:

Конспект занятия «Наша Родина» Игра – занятие: Область: «Познание». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Интеграция образовательных областей: «Социализация».

Итоговое занятие по патриотическому воспитанию с презентацией для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Родина?» Итоговое занятие по патриотическому воспитанию «Что такое Родина?» Области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,.

Конкурс чтецов «Наша Родина, наш край родной» для детей старшего и среднего дошкольного возраста Цель: Развивать речь детей Задачи: - Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихов - учить выразительно передавать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Наша Родина» Программное содержание: воспитывать у детей любовь к своей Родине, закрепить знания о символике; воспитывать у детей интерес к истории своей.

Занятие для детей подготовительного возраста «Наша Родина» Конспект занятия для детей подготовительного возраста «Наша Родина» Задачи: Формировать у детей представление о стране, в которой.

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Наша армия сильна» Играет военный марш «Несокрушимая и легендарная» (музыка А. Александрова, слова О. Колычева, дети заходят в музыкальный зал, выстраиваются.

Проект «Наша армия» для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «НАША АРМИЯ» Подготовила: воспитатель логопедической группы Трофименко Татьяна Николаевна Тема: «Наша армия в понимании детей старшего.