Верность в любви аргументы гранатовый браслет. Тема любви в повести «Гранатовый браслет. Главные выводы из произведения

Тема любви в рассказе Куприна 8220 Гранатовый браслет 8221

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена”. Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: “Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”. Эта истина, сказанная “обломком старины” говорит нам о том, что обладать даром такой любви, “сильной, как смерть”, смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. “В шесть часов пришёл почтальон”, Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, “и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу”, наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – “Я не хочу печалить Вас ничем”.

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. “Да святится имя твоё” повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета…

Тема любви – одна из самых главных в мировой и русской литературе с момента ее возникновения. Это чувство имеет самые разные определения, но, пожалуй, самым всеобъемлющим является определение евангельское: “Тайна сия велика есть”. К пониманию великой тайны Куприн и ведет читателя всей системой образов новеллы “Гранатовый браслет”.

Тайну Божьего дара любви, чистую и единственную, высокую до самопожертвования, созидающую высокую атмосферу нравственности, автор воплотил в образе “маленького человека” Желткова.

Новелла открывается описанием наступающей осени по принципу контраста. В половине августа погода “отвратительная”. Ей сопутствуют “густой туман, мелкий, как водяная пыль, дождик, превращающий глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь”, свирепый ураган, “сирена на маяке ревела, точно бешеный бык”…Деревья раскачивались…, “точно волны в бурю”.

К началу сентября погода резко меняется. “Тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”.

Этот контрастный пейзаж, удручающий и радостный, как бы предваряет естественную перемену в жизни княгини Веры Николаевны Шеиной и чиновника контрольной палаты Желткова, где гармонично сольются воедино Божественная чистота и трагедия, прозрение и вера в любовь вечную, неземную. Душевное состояние Веры Николаевны автор дает через призму отношения к природной красоте, растворенной в необъятном мире бытия.

“Она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанию на телеграфных проволоках ласточек…”.

От природы чуткая, она уже “давно” утратила чувство любви к мужу. Они дружили и заботились друг о друге.

Вера интуитивно ищет ответ на вопрос, есть ли любовь и как она проявляется.

Жажду любви и наивность замужних сестер автор объясняет сложившимся стереотипом во многих поколениях, где любовь подменяется привычкой, удобствами. Автор и поведет свою героиню вместе с читателем к истинной любви, на престол, на алтарь которой возложена жизнь.

На протяжении всего повествования Желтков – тайный влюбленный Веры Николаевны

Шеиной, редко напоминающий о себе письмами. Для родных Веры он представляется смешным, незначительным. Василий Львович, муж Веры, неглупый, милосердный, много места отводит Желткову в домашнем юмористическом журнале, изображает его карикатурный воображаемый портрет. То Желтков трубочист, то монах, то деревенская баба, то он присылает Вере флакон от духов, наполненный слезами. В такой сниженной манере Шеин изображал ущербность “маленького человека”, дерзнувшего полюбить женщину не своего круга.

Вероятно, князь Шеин в минуту встречи с Желтковым понял свое паясничанье, поскольку даже Николай Николаевич Тугановский мгновенно увидел благородство Желткова. Он всматривается в необычный облик мужчины, видит в нем внутреннюю работу души: “худые, нервные пальцы, бледный, нежное лицо, детский подбородок”.

Это внешние черты человека, утонченно воспринимающего мир, дополняются штрихами его психологических переживаний перед Василием Львовичем и Николаем Николаевичем. Желтков растерялся, губы помертвели, вскочил, дрожащие руки забегали и т.д.

Все это и характеризует человека одинокого, не привыкшего к такому общению.

В новелле слово “обрыв” имеет прямое значение и обретает смысл образа – символа. Вера живет на обрыве, перед которым бушует море. Она боится смотреть с обрыва. Желтков постоянно мысленно там, на обрыве.

Речь его перед гостями, пришедшими лишить его того, чем он живет, была прыжком в бездну с обрыва. С детской прямотой он скажет то, чем наполнена душа: “Посылка браслета была еще большей глупостью. Но…я не в силах ее разлюбить никогда… Заключить меня в тюрьму? Но я и там найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно – смерть…”

Желтков бросается с “обрыва” в небытие, когда слышит по телефону Веру: “ Ах, если бы Вы знали, как мне надоела эта история”.

Облик Желткова, речь, поведение всколыхнули Шеина. Он вдруг увидел перед собой живого человека “с невыплаканными слезами”, с “громадной трагедией души”. Шеин понял, что это не сумасшедший, а любящий человек, для которого не существовала жизнь без Веры.

Вера слышит от квартирной хозяйки полные материнской любви и скорби слова: “Если бы вы знали, пани, что за чудный человек был”. От нее Вера узнает, что гранатовый браслет он просил повесить на икону Божьей Матери. И холодная Вера берет из рук квартирной хозяйки написанное для нее последнее письмо Желткова с нежностью, читает строчки, адресованные ей, единственной: “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или попросите сыграть сонату D-dur № 2. ор.2 ”.

Итак, любовь Желткова, вечная и единственная, бескорыстная и самоотверженная, дар Творца, за которую он с радость идет на смерть. Любовь Желткова исцеляет Веру и двух мужчин от гордыни, душевной сухости, рождает в душах этих людей милосердие.

В семье у Веры любви между супругами не было, хотя они чувствовали себя удобно и уверенно. На любовь и не было спроса, о чем свидетельствует разговор Веры с Яковом Михайловичем Аносовым.

— Люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел.

— Ну как же так, дедушка? Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит все-таки любили?

— Ровно ничего не значит, дорогая Верочка.

— Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов долго молчал. Потом протянул неохотно:

— Ну, хорошо… скажем – исключение…

Умный Аносов, любящий и Веру, и Анну, весьма сомнительно соглашается с Верочкиным понятием о счастье. Сестра Анна и вовсе мужа терпеть не могла, хотя родила двух детей.

Он один среди героев повествования чувствует запах роз в этот осенний вечер: “ Как розы пахнут… Отсюда слышу”. Ему Вера вдела в петлицу генеральского пальто две розы. Первая любовь генерала Аносова связана с девушкой, перебиравшей сухие лепестки роз.

Тонкий запах роз напомнил ему случай из жизни – смешной и грустный. Это вставной рассказ в новелле “Гранатовый браслет” , с началом и концом.

“Вот иду по улице в Бухаресте. Вдруг на меня повеял сильный розовый запах… Между двух солдат стоит прекрасный хрустальный флакон с розовым маслом. Они смазали им сапоги и также оружейные замки.

— Что это у вас такое?

— Какое-то масло, Ваше высокоблагородие, клали в кашу, да не годится, так и рот дерет, а пахнет хорошо”.

Следовательно, тонкий аромат солдатам не нужен, кругозор не тот, необходимости в красоте нет. Путь к вершине духа, красоте, вершине благородства труден и длинен.

Образ розы, символ любви и трагедии, пронизывает ткань новеллы от начала до конца. Они и в виде сухих лепестков, и в виде уже изготовленного масла, несомненно, являются параллелью ко всем тем историям любви, которые рассказывает дедушка, тем, которые наблюдает сам читатель в среде действующих персонажей.

Образ розы живой, красной, как кровь, возникает как невозможное явление осенью в руках у Веры Николаевны. Она ее положила к голове умершего в знак признания его неземной любви. Такой же цвет и в гранатовом браслете, только это другой символ, символ трагедии, “точно кровь”.

Понявши силу любви Желткова, Вера прикована к музыке Бетховена. И шептали ей волшебные звуки слова восторженной любви: “Да светится имя твое”. Осознанная вина растворяется в ее обильных слезах. Душу наполняют звуки равносильные словам:

“Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь? Ты ведь моя единственная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой”.

И она ощутила его прощение. Именно музыка их объединила в этот скорбный день первой встречи и прощания, как объединяла все восемь лет Веру и Желткова, когда он впервые увидел ее на концерте, где звучала музыка Бетховена. Музыка Бетховена и любовь Желткова является художественной параллелью новеллы, что и предваряется эпиграфом к новелле.

L. Von Bethoven. 2 Son. (op.2, № 2)
Largo Appassionato

Таким образом, все художественные средства: живая речь, вставные повествования, психологические портреты, звуки и запахи, детали, символы — делают авторское повествование яркой картиной, где любовь является главным мотивом.

Куприн убеждает, что любовь у каждого своя. То она подобна осенним розам, то это подобие сухих лепестков, то любовь приняла пошлые формы и снизошла до житейского удобства и маленького развлечения. Любовь, о которой грезят женщины, Куприн сосредоточил на образе Желткова. Его любовь – Божий дар. Его любовь преобразует мир. Куприн убеждает читателя, что “маленький человек” может обладать богатейшей душой, способной внести благодатную лепту в совершенствование человеческой нравственности. Как важно понять это до наступления трагедии.

    Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви … то твоя любовь бессильна, и она – несчастье. К. Маркс Я хочу Вам рассказать о прекрасном чувстве, которое невозможно...

    Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской...

    Наверное, каждый, кто прочитал эту повесть А. И. Куприна, не остался равнодушным и, конечно, скажет, что эта книга про любовь. Большую любовь. Трагическую любовь. «Сильную, как смерть, любовь». Но про любовь можно читать с увлечением, говорить с уважением,...

    Нам говорит согласие струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Шекспир. Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная,...

    У каждого художника можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна, ее он подчеркнул, может быть, излишне резко, в рассказе "Гранатовый браслет". Это гамсуновская тема о "неразделенной, невознагражденной, мучительной...

    «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна». А.И. Куприн Гуманист и правдоискатель,...

Признанным мастером любовной прозы считается Александр Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». «Любовь - бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость», - вот такая любовь коснулась обычного чиновника средней руки Желткова.

Он раз и навсегда влюбился в Веру. Причем не обычной любовью, а той, которая бывает раз в жизни, божественной. Вера не придает значения чувствам своего обожателя, живет полной жизнью. Выходит замуж за тихого, спокойного, хорошего со всех сторон человека князя Шеина. И начинается ее тихая, спокойная жизнь, не омраченная ничем, ни печалью, ни радостью.

Особая роль отведена дяде Веры – генералу Аносову. В его уста Куприн вкладывает слова, которые являются темой повести: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Таким образом, Куприн в своей повести хочет показать истрию любви, пусть безответной, но тем не менее от этой безответности не ставшей менее сильной и не перешедшей в ненависть. О такой любви, по мнению генерала Аносова, мечтает любой человек, но получает далеко не каждый. А у Веры, в ее семейной жизни, такой любви нет. Есть другое – уважение, взаимное, друг к другу. Куприн в своей повести стремился показать читателям, что такая возвышенная любовь уже уходит в прошлое, остались лишь немногие люди, такие как телеграфист Желтков, которые способны на нее. А ведь многие, подчеркивает автор, вовсе не в состоянии понять глубинного смысла любви.

Да и сама Вера не понимает, что ей судьбой даровано быть любимой. Конечно, она дама, занимающая определенное положение в обществе, графиня. Наверное, благополучного исхода у такой любви быть и не могло. Куприн наверняка сам понимает, что Вера не в сотоянии связать свою жизнь с «маленьким» человеком Желтковым. Хотя все же и оставляет ей один шанс на то, чтобы прожить в любви оставшуюся жизнь. Вера свой шанс быть счастливой упустила.

Идея произведения

Идеей повести «Гранатовый браслет» становится вера в силу истинного, всепоглащающего чувства, которому ни страшна и сама смерть. Когда у Желткова пытаются отнять единственное – его любовь, когда его хотят лишить возможности видеть возлюбленную, тогда он решает добровольно умереть. Таким образом Куприн пытается сказать, что жизнь без любви бессмысленна. Это чувство, не знающее временных, социальных и иных преград. Недаром имя у главной – Вера. Верит Куприн, что его читатели очнутся и поймут, что не только материальными ценностями богат человек, но богат внутренним миром, душой. Красной нитью через всю повесть проходят слова Желткова «Да святится имя Твое» , - вот идея произведения. Каждая женщина мечтает услышать такие слова, но дается большая любовь только Господом и далеко не всем.

Сочинение-рассуждение «Гранатовый браслет: любовь или сумасшествие». Любовь в повести Куприна

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» раскрывает тайные богатства человеческой души, поэтому она традиционно любима юными читателями. Она показывает, на что способна сила искреннего чувства, и каждый из нас надеется, что тоже способен так благородно чувствовать. Однако самое ценное качество этой книги заключено в главной теме, которую автор освещает мастерски из произведения в произведение. Это тема любви между мужчиной и женщиной, опасная и скользкая дорога для писателя. Трудно не быть банальным, в тысячный раз описывая одно и то же. Однако Куприну неизменно удается удивить и растрогать даже искушенного читателя.

В этой повести автор рассказывает историю неразделенной и запретной любви: Желтков любит Веру, но не может быть с ней хотя бы потому, что она не любит его. Кроме того, все обстоятельства против этой пары. Во-первых, их положение существенно разнится, он слишком беден и является представителем другого сословия. Во-вторых, Вера замужем. В-третьих, она привязана к мужу и ни за что не согласилась бы изменить ему. Это лишь основные причины, почему герои не могут быть вдвоем. Казалось бы, при такой безнадежности едва ли можно продолжать во что-то верить. А если не верить, чем питать чувство любви, лишенное даже надежды на взаимность? Желтков смог. Его чувство было феноменальным, оно ничего не требовало взамен, но отдавало всего себя.

Любовь Желткова к Вере была именно христианским чувством. Герой смирился со своей судьбой, не роптал на нее и не бунтовал. Он не ждал вознаграждения за свою любовь в виде ответной реакции, это чувство самоотверженно, не привязано к эгоистическим мотивам. Желтков отрекается от себя, ближний стал для него важнее и дороже. Он возлюбил Веру, как самого себя, и даже больше. Кроме того, герой оказался на редкость честным по отношению к личной жизни своей избранницы. В ответ на претензии ее родственников он смиренно сложил оружие, не стал упорствовать и навязывать им свое право на чувство. Он признавал права князя Василия, понимал, что страсть его в каком-то смысле греховна. Ни разу за эти годы он не переступил черту и не посмел явиться к Вере с предложением или же чем-то скомпрометировать ее. То есть, он заботился о ней и ее благополучии больше, чем о себе, а это духовный подвиг – самоотречение.

Величие этого чувства в том, что герой сумел отпустить свою возлюбленную, чтобы она не чувствовала ни малейшего дискомфорта от его существования. Он сделал это ценой своей жизни. Он ведь знал, что сделает с собой после растраты казенных денег, но пошел на это сознательно. При этом Желтков не дал Вере ни единого повода считать себя виновной в случившемся. Чиновник покончил с собой из-за своего преступления. Отчаявшиеся должники в те времена стрелялись, чтобы отмыть свой позор и не перекладывать материальные обязательства на родственников. Его поступок всем показался логичным и никак не связанным с чувством к Вере. Этот факт говорит о необычной трепетности отношения к любимой, которая является редчайшим сокровищем души. Желтков доказал, что любовь сильнее смерти.

В заключение хочу сказать, что благородное чувство Желткова изображено автором не случайно. Вот мои мысли на этот счет: в мире, где комфорт и рутинные обязательства вытесняют подлинную и возвышенную страсть, необходимо отрезвиться и не воспринимать любимого, как нечто должное и будничное. Нужно уметь ценить близкого человека наравне с собой, как делал это Желтков. Именно такому трепетному отношению учит повесть «Гранатовый браслет».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!