Роман Папсуев: «У меня принципиальная позиция, чтобы дети росли на старых добрых вариантах сказок. Интервью Романа Папсуева: «Даже если создатели сериала отойдут от буквы книги, это не страшно…

Российский художник Роман Папсуев получил широкую известность под ником «Амок» благодаря иллюстрациям к знаменитой «Песни Льда и Огня» Джорджа Мартина . Также он был иллюстратором книг Ника Перумова, Веры Камши, Дмитрия Казакова, Леонида Алёхина . А уже в сентябре 2017-го в книжных магазинах появится авторский артбук Папсуева «Сказки Старой Руси», в котором художник поместил героев русских народных сказок в игровую вселенную.

Папсуев рассказал АиФ.ru о знакомстве с Джорджем Мартином и переосмыслении русской мифологии.

Елена Яковлева, АиФ.ru: Расскажите о своём знакомстве с Джорджем Мартином и вашей совместной работе?

Роман Папсуев: Когда мы познакомились с Джорджем Мартином, его книги были популярны, но ещё не вышел сериал «Игра престолов» и не было общемировой известности, которая есть у него сейчас.

В начале 2000-х я рисовал фан-арт по его книжкам, в частности, по «Песни Льда и Огня» (фан-арт — это когда ничего не получаешь за своё творчество, а просто рисуешь для себя и других поклонников). Однажды кто-то скинул ссылку на мои рисунки Мартину, и он связался со мной по почте. Мы познакомились, пообщались, после чего Мартин порекомендовал меня для работы в американской фирме Fantasy Flight Games, выпускающей настольные игры по книгам «Песни Льда и Огня». Какое-то время я работал с ними, а потом мы делали артбук, во время создания которого я очень плотно общался с Мартином. Он предоставлял мне описания героев, которых нужно было нарисовать, в частности, династию Таргариенов.

Обложка артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

— Сейчас уже не вспомню. Портретную галерею, которую делал по Мартину, я уже давно прикрыл, потому что не могу смотреть без слёз раскаяния и отчаяния на старые картинки. Тогда я толком ещё не умел рисовать, брал, так сказать, энтузиазмом (смеётся).

Но Неда Старка и Ланнистеров мы меняли точно. Много кого меняли. Мартин проходился буквально по каждому портрету и вносил какие-то правки: там поправь, здесь лучше добавь и так далее. Он точно знал, как должны выгладить его герои. С ним было приятно работать, но потом я пошёл в игровую индустрию, и наши пути разошлись.

— Насколько мне известно, он сам предложил вам встретиться, когда приезжал в августе на фантастическую ассамблею в Санкт-Петербург. Возможно, вы единственный человек в России, с кем Джордж Мартин сам назначил встречу...

— Я даже не думал, что он обо мне помнит, и был приятно удивлён, когда получил от него письмо. Он писал, что впервые приезжает в Россию, в Санкт-Петербург, и спросил, не живу ли я рядом, не будет ли для меня проблемой заскочить к нему, чтобы познакомиться лично.

Я ответил, что никаких проблем, и сел вместе с женой на поезд. Если честно, я думал, что у нас будет всего одна встреча, но мы эти дни очень много общались. Оказывается, он видел в Живом Журнале мой проект «Сказки Старой Руси». Картинки ему нравились, но, естественно, он ничего не понимал, потому что там всё написано на русском языке. Буквально в первую же личную встречу он проявил интерес к «Сказкам» и спрашивал: «Что это такое?». А так как у меня был с собой планшет с макетом артбука, я ему всё показал и объяснил. Мартин одобрил «Сказки» и отметил, что за то время, пока мы с ним не общались (прошло больше 10 лет) я подрос как художник.

Роман Папсуев показывает макет артбука «Сказки Старой Руси» Джорджу Мартину. Фото: Из личного архива

— А кто из ваших фольклорных героев «Сказок Старой Руси» заинтересовал Мартина?

— Ему понравилась картинка с Болотником. Но, в целом же, он просто смотрел на красивые картинки, он же ничего не знает о русской мифологии... В меру своих возможностей я, конечно, пытался ему кое-как объяснить, кто такие богатыри и так далее, проводя какие-то ассоциации.

Болотник из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Алёнушку я срисовал с Натальи Водяновой»

— В проекте «Сказки Старой Руси» вы берёте героев русских народных сказок и помещаете их в игровую вселенную. Проект пользуется огромной популярностью у публики, но есть и те, кто не воспринимает вашу фэнтези-интерпретацию фольклорных героев. Как вы относитесь к их критике?

— Когда я начинал проект, то прекрасно понимал, что берусь за очень сложную тему, которая может вызвать шквал критики и негатива в адрес моего творчества и меня лично. У нас же в течение 100 лет практически не предпринималось попыток хоть как-то переосмыслить фольклор, изображение сказочных или былинных героев. Мы все выросли на классике: Васнецове, Билибине , фильмах Птушко, Роу . Конечно, были робкие попытки сделать что-то новое, но они ничем не заканчивались в основном потому, что основывались как раз на классике. А я на классике не основываюсь, я пытаюсь от неё уйти как можно дальше. Некоторые люди воспринимают это нормально, а некоторые (у которых классика уже впилась в костный мозг) любые попытки модернизировать образы, которые им привычны, воспринимают с негативом. И это, собственно говоря, нормальное явление. Вполне возможно, если бы я увидел, что кто-то так же делает, я бы тоже подумал, что он сумасшедший. Другое дело, я бы не пошёл к этому человеку высказывать своё «драгоценное мнение», и, во-вторых, никогда бы не стал его осуждать. Любой творческий человек имеет право на своё видение.

Я на хейтеров («ненавистников», которые критикуют любое произведение конкретного автора вне зависимости от качества, — Ред. ) обычно внимания не обращаю, потому что если я на каждого буду оборачиваться, то ничего не смогу сделать, а у меня и так проблемы с наличием свободного времени.

— Когда рисуете фольклорных героев, используете какие-то живые прототипы? Например, Варвара-краса — это Анджелина Джоли и так далее...

— Нет, но есть такая штука, как типаж, который есть практически у любого человека.

Когда я нарисовал Илью Муромца, мне писали, что это Курт Рассел, Сергей Бадюк и кто-то ещё. Безусловно, у меня есть референсы, но я их не срисовываю, а пытаюсь передать именно типаж, к тому же всегда вношу существенные изменения, чтобы получилось именно то, что я хочу.

Хотя... был один референс, который я практически не менял — это Алёнушка, которую я срисовал с Натальи Водяновой (портрет будет в артбуке). У Водяновой очень необычный тип лица, а Алёнушка у меня получилась сложным, интересным персонажем, и мне захотелось, чтобы она была на неё похожа.

Алёнушка из артбука «Сказки Старой Руси». Роман Папсуев

«Национальные герои»

— Вы не планировали заняться созданием комиксов? Качественные комиксы с нашими фольклорными героями, возможно, могли бы потеснить тех же суперменов.

— Безусловно, я думаю об этом. В принципе, развивать этот проект можно в любую сторону: типографии, видеоигр, настольных игр, кино... но для этого нужна история. Комиксы — это как раз история, поэтому насчёт них я сейчас думаю очень плотно.

Можно сделать целую серию именно комиксов. Не иллюстрированных книг, где «текст с картинками», а комиксов, где «картинки с текстом». А ещё было бы здорово в каждый выпуск добавлять справочную информацию со ссылками на реальные тексты и реальную историю персонажей.

Нужно привлекать внимание молодёжи к нашему фольклору, ведь у нас мифология ничуть не беднее той же мифологии Marvel. Я сейчас не уменьшаю значимость того, что создали американцы, но нужно понимать ради чего они это делали. У них нет своей мифологии, они создавали её фактически с нуля, и это получилось: сейчас молодые люди, слыша имя Тора, не думают о скандинавском боге, они думают о клёвом парне с молотом в руке и «Мстителях».

— Вы, наверное, видели фильм «Защитники» Сарика Андреасяна 2017 года, который продвигался как «первый фильм про российских супергероев». Как вам его «национальные герои»: человек-ветер, человек-вода, человек-земля, человек-зверь? И если бы у вас была возможность сделать «первый фильм про российских супергероев», кто был бы в главной роли?

— Я прекрасно знаю отношение общих масс к «Защитникам». И если сейчас начну защищать Сарика, наверное, народ меня возненавидит. Но я все же выскажу «непопулярное мнение» и объясню почему. Лично мне нравится сам факт, что ребята попробовали, взялись за тему, поэтому я не хочу их ругать. Они попробовали, не получилось. Бывает. Будем надеяться, что будут и еще попытки, и когда-нибудь выйдет действительно крутое кино про отечественных супергероев. Что касается второй части вопроса, то я бы, наверное, обратился к фольклору, а, возможно, пошёл и в другую область. В своё время у меня уже были мысли сделать проект, вроде «Алиса Селезнёва и космические пираты». То есть я бы перенёс всё действие в космос и сделал что-то похожее на «Звёздные войны», но с уникальными персонажами. Мне кажется, что сейчас на международный рынок (если мы говорим о комиксах или фильмах) выходить с конкретно нашими персонажами достаточно сложно, нужно использовать какие-то универсальные вещи, которые будут понятны не только соотечественникам, но и самому широкому кругу зрителей по всему миру. Именно такие проекты, базирующиеся на принципах универсальности образов, обычно и оказываются самыми успешными.

Бумага - мелованная, поэтому все рисунки (это именно рисунки, он работает в старой манере, на бумаге, потом сканирует изображение и вносит дополнительные штрихи в фотошопе) воспроизведены великолепно. Некоторое количество цветных изображений (вот они сделаны изначально в фотошопе) тоже выглядят просто фантастически:

Книга представляет собой предмет искусства, от форзаца:

До страниц с собственно рисунками:

Перед частями с рисунками идет разъяснение: как автор дошел до жизни такой:

В нем, а также в послесловии, Роман настойчиво объясняет, что его работы не являются иллюстрациями к русским сказкам и былинам, а представляют собой плоды его фантазии, концепт-арты его собственного мира, базирующегося не только на фольклорном материале, но и на идеологии компьютерных игр, главным образом, ролевых (RPG). Автор сознательно работал в таком стиле, чтобы сделать свои работы доступными не только людям, знакомым с русским эпосом и фольклором (Роман почему-то все время называет их славянскими)))), но и тем, кто от этих материй далек, то есть молодежи и западному читателю. Разумеется, это обстоятельство должно вызвать сильное недовольство у ревнителей русской старины, потому что есть ведь васнецовско-билибинский канон, а все, что от него отступает - это харам. Здесь можно только напомнить, что канон в изображениях русских богатырей - это отнюдь не Билибин и Васнецов, а совсем другие картины:

Ценители искусства XVIII - первой половины XIX века, наверное, тоже указывали Виктору Михайловичу, что его богатыри - это отступление от всех норм и правил изображения героев русского эпоса.))) Так что эту претензию вряд ли можно считать существенной. В каждой эпохе есть свои стандарты изображения как исторических, так и фольклорных персонажей. В средневековье и на заре Нового Времени картины на библейские сюжеты показывали римских легионеров в бригандинах, шапелях, кирасах и с алебардами. Стража царя Ирода истребляла младенцев, одетая в полные миланские доспехи. Прерафаэлиты рисовали воинов короля Артура, как рыцарей 15-16 вв, вместо того, чтобы нарядить их в римские кольчуги и ламеллярные нагрудники

Конечно, можно задать вопрос: если это не иллюстрации, а плоды фантазии, то почему у персонажей на картинках имена героев былин и сказок? Почему было не дать героям совершенно новые имена и прозвища? В конце концов, по-крайней мере у двух богатырей такие имена звучат немного нелепо: в мире, который придумал Роман (или, судя по сопроводительному тексту, начал придумывать), нет города Мурома и православных священнослужителей. Я не знаю, как на такой вопрос ответит автор (и станет ли отвечать вообще)))).

Кстати, да, в его мире нет православия или какой-то другой религии. Честно говоря, мне это кажется определенной натяжкой. Я согласен с тем, что русские сказки, что в адаптированном варианте, что в академическом - это предельно далекие от православия истории. Та хтоническая жуть, которая там творится через строчку, по большому счету должна вызывать баттхёрт у самого либерально настроенного батюшки. Вера в Бога в русских сказках практически отсутствует. Крест не дает защиты от нечисти, которая творит все, что ей вздумается. Разного рода демонические создания побеждаются либо железом, огнем и кровью, либо колдовством, поиском уязвимого места, которое, как известно, должно быть у любого демона, либо банальной хитростью. В общем, эллинские бесования и никакого христианства. Но в русском героическом эпосе все несколько сложнее. Там тоже есть колдовство, всякие грязные бытовые подробности, половая распущенность и тирания власть имущих, но герои то и дело обращаются за помощью к высшим силам и получают защиту, бафф на себя и дебафф на противника. Причем эти элементы были даже в адаптированных вариантах былин, кроме совсем уж детских, изложенных прозой. Да и вообще, фэнтезийный мир без богов - злых и добрых - кажется пустым, выхолощенным. Сознание людей, которые носят доспехи и сражаются холодным оружием не может быть атеистическим. Впрочем, что там говорить, даже в научной фантастике героического типа авторы часто вводят сверхъестественные всемогущие силы, чтобы придать масштабности и глубины побуждениям и поступкам своих героев. Потому что одно дело, когда императоры галактических государств взрывают целые системы из-за всяких колониальных устремлений, и совсем другое, когда это есть продолжение миллионнолетнего конфликта Света и Тьмы. Людям нужен размах, ага. Правда, разработать концепцию сверхъестественных сил, светлого и темного пантеонов, пребывающих в постоянном космологическом конфликте, и все это на базе чего-то близкого русскому и славянскому - задача нетривиальная. Данная поляна сильно обгажена родноверием, которое, по сути, есть банальное поклонение деревянным самотыкам .

Вторым недостатком, который мне видится в концепции мира Папсуева, является дегуманизация злых сил, представленных в артбуке. Миру, который в какой-то степени основывается на русских былинах и сказках, больше подходит не толкиеновская, а говардовская концепция мироздания. Герои русских сказок и былин постоянно где-то шарятся, выезжают за границу, дают по щам иноплеменникам, обносят иностранные государства, ищут по заморским базарам аленькие цветочки и т. д. и т. п. В этом смысле мир, где с одной стороны, типа, Светлая Русь с добрыми молодцами, красными девицами и прочими хороводами да пашней, а с другой - хмарь, дурь и набигающие орды волоколако-орко-рептилоидов с личом-Кащеем во главе, выглядит несколько однообразно и уныло. В обширном фентезийном мире есть место злым чуркам и своим поганым, курносым няшкам-славянам и хладнокровным живодерам-викингам (причем и те, и другие могут по разным причинам переходить на противоположную сторону), чужим культурам, рядом с которыми уживаешься, и вроде бы похожим обычаям, носители которых ровняют с землей города и украшают получившиеся пустыри кольями с насаженными головами. И вот уже в этот котел можно запускать упырей, оборотней, мертвяков, драконов, демонов и прочую нечисть, чтобы все хорошенько взбодрились.

Третье обстоятельство, которое, как мне кажется, несколько снижает интерес к проекту - это вторичность некоторых образов. И я не говорю о вторичности по отношению к той основе, на которой они создавались. Речь идет об их предшественниках в мировой поп-культуре. Богатая, избалованная, тренированная девушка, которая грабит дрвение захоронения и разгадывает старинные тайны? Да еще вооруженная double weapon? Серьезно? Тогда следующим, наверное, будет чародей, который заработал много золота, продавая всякие грозные магические артефакты, а потом сделал себе стальные летающие доспехи и начал сражаться с нечистью, которая хочет сокрушить его город? Оммажи и пасхалки - это одно, но вторичность персонажей делает их малоинтересными.

Четвертое отрицательное обстоятельство (и это уже чистая вкусовщина) - это засилье брюнетов))) Серьезно, блондинов там только двое, да и те, похоже, исключительно из-за своей сверхъестественной физиологии)))

А теперь серьезно. Данная книга - это потрясающий и оригинальный проект, выполненный человеком, который любит свое дело и достиг в нем высокого уровня мастерства. Исполнение всех картин - просто замечательное, при этом большинство рисунков еще и представляют собой по-настоящему оригинальное прочтение знакомых сюжетов, иногда - забавное, иногда - серьезное, иногда - жутковатое. Каково бы ни было мое отношение к некоторым концепциям мира Романа Папсуева, я получил огромное удовольствие от его альбома и буду получать его еще много раз - к этим персонажам можно возвращаться снова и снова. Честно признаюсь, я по-хорошему завидую ему. Папусев смог сделать свое любимое дело своей профессией, которой он может зарабатывать себе на жизнь. И это в нашей, прямо скажем, не слишком цивилизованной стране, где на объекты любого искусства, что высокого, что популярного, смотрят, как на такую фигню, которую каждый-может-в-интернете-скачать-да-я-зн аю-пацана-он-лучше-сделает-за-бутылку. Покупать ли альбом вам? Если вы ортодоксальный русский, воспитанной на русской культуре в ее русском понимании русского - пожалуй, нет. Если вам нравятся хорошие рисунки, если вас прет от сочетания русской и врахаммеровской эстетики (как в фентезийной, так и в сорокатысячной ее ипостаси), то, разумеется, брать, не задумываясь! Потому что это - совершенно офигительная книга!

Мой интерес к народным обычаям иногда приводит меня к необычным открытиям. Одним из таких недавних открытий стало знакомство с творческим проектом художника Романа Папсуева . Он представил, как бы выглядели герои русских сказок и былин в стиле фэнтези.

Видение у него интересное, конечно, но изображение некоторых персонажей для меня очень спорно. Ну что же, давайте познакомимся поближе со старыми новыми героями. Далее привожу текст Романа.

Будучи CG-художником, иногда развлекаю себя тем, что вспоминаю, как рисовать карандашом. Однажды я потратил много времени на скетчбук, который назвал Monsta Panopticum - там был сборник разнообразных монстров, своего рода зарядка для фантазии. Но скетчбук закончился, а идеи остались, и тут мне пришло в голову, что в славянской мифологии и в русских народных сказках полно клёвых персонажей, а игр на основе наших преданий - раз-два и обчёлся. Поскольку довольно давно работаю в геймдеве, я вполне сносно разбираюсь в основных визуальных штампах (при этом могу кого-то разочаровать, но я никогда не играл в Warhammer, Аллоды Онлайн, Доту, Elder Scrolls, Dark Souls и даже World of Warcraft, что не мешает мне знать, как они выглядят).

Идея проекта такова: разработать-раскачать одну тему, попробовать рассмотреть её под разными углами. Пришло в голову, что стоит попробовать сделать наших персонажей, но в стандартной современной игровой фэнтези-стилистике (не стоит пытаться определить конкретную игру, вдохновившую картинки, тут будет всё и отовсюду).

Сначала было просто упражнение для фантазии, потом, когда я стал внимательно изучать первоисточники и смотреть справочную литературу, проект стал для меня намного интереснее, поскольку он позволял интерпретировать «на игровой лад» не только стереотипы, засевшие у всех в головах с детства, но и первоисточники - русские народные сказки и былины. Вы сами увидите, как разнятся описания к картинкам: чем больше описание, тем больше времени я потратил на изучение источников.

Я не выдумываю персонажей, все они есть в мифологии, я лишь интерпретирую их описания на свой лад, стараюсь найти в этих описаниях единые черты и при этом стараюсь выдержать единую стилистику, чтобы было похоже на игровой мир.

Больше всего меня радует, что некоторые люди, посмотревшие на мои картинки, начинают перечитывать сказки-былины, узнают для себя много нового и понимают, почему у Василисы Прекрасной в сумке сидит кукла, почему Водяной на соме, почему у Ильи Муромца в руках меч, а не булава и т. п. Этот возврат к истокам через мой скромный проект радует меня как автора больше всего.

Я часто слышу, что герои получились «не русские», мол, убери подписи - и непонятно, кто где. Хотел бы сразу сказать, что, во-первых, я сознательно старался уйти от стереотипов и интерпретаций отдельных авторов, а во-вторых, хотелось бы узнать, где тот канон, по которому можно ТОЧНО определить, как именно выглядела Баба-яга, например. Ведь всё, что мы знаем о героях сказок, - это образы из детства, образы, подаренные нам гениальными Птушко, Роу, Васнецовым, Билибиным. То есть авторские интерпретации. Так вот, мои картинки - это тоже интерпретации, причём в совершенно конкретной стилистике. Просто имейте в виду, что этот проект не имеет ничего общего с реализмом и исторической аутентичностью. А это - сказки, попавшие в мир игр. Моя цель - не перечеркнуть наше великое наследие, а лишь попытаться взглянуть на него с другой точки зрения.

Спасибо, что осилили вступление. Теперь собственно картинки.

Илья Муромец. Начал, понятное дело, с него. К слову сказать, на поясе у него висит бутыль с мёртвой водой, раны лечить. И щитом он вполне себе может врагов крушить. Эту картинку рисовал из головы, как раз основываясь на типажах из детства, но позже, сверившись с источниками, пришёл к выводу, что в образ вполне себе попал.

Добрыня. Что про него известно (в скобках - как я это обыграл). Родственник князя (доспехи должны быть богатыми), второй по популярности богатырь после Ильи (меньше размерами, но всё равно крутой), змееборец (магический щит, обитый огненной драконьей кожей, стреляющий огнём), плётка-семихвостка, которой он коня хлестал, чтобы тот змеёнышей потоптал, ну и всё такое. Дипломатические способности, образованность и вежество на картинке сложно изобразить, но я сунул ему на пояс свиток в тубусе, типа он читает на досуге. Тут же у него живая вода, она дополняет комплект Ильи, у которого, напомню, на поясе - вода мёртвая. Ну и мотив солнца, как у Ильи, - служат-то одному князю.

Попович. Ну очевидно же, что он должен быть витчхантером (witch hunter), да?

Внезапный поворот чуть в сторону, к Финисту .

Пришёл черёд девочек. Начну с Василисы Прекрасной (не путать с Василисой Премудрой, ака Царевна-лягушка). Боевой маг, даже и думать нечего, один череп, испепеляющий врагов (упоминается в сказке), чего стоит. Ну и конечно, кукла в сумке, всё как положено. Небольшая ремарка: возможно, не так хорошо видно, но кокошник у неё стальной, часть полушлема.

Василиса Премудрая (Царевна-лягушка) . С ней оказалось всё не так просто. Есть аж три распространённые версии сказки (в одной из них она вообще зовётся Еленой Прекрасной), поэтому я решил попробовать собрать в один образ всё, что о ней известно. Итак, колдунья. Колдует и с помощью собственной силы, и с помощью мамок-нянек (бабки-няньки, мамки-маньки и т. п.). Я решил, что мамки-няньки будут в моей версии толстенькими летающими феями. Магия у мамок-нянек по отдельности не то чтобы сильная, но если вместе начнут что-то делать - только держись.

Я не нашёл в сказках подтверждения, что Василиса - дочь Кощея Бессмертного (хотя такая версия есть, и она вполне логична), поэтому не стал делать очевидной некромантской атрибутики. Но Премудрая, как мне кажется, могла бы и тёмной магией баловаться, характер у неё такой… Совсем забыл упомянуть - у неё на груди висит в виде кулона наконечник стрелы. Той самой.

Царевна Несмеяна. Хотел сначала сделать лицо открытым, потом решил сразу маску-забрало показать. Кокошник - часть шлема. Наблюдательные зрители обратят внимание на бурдюк и рог у неё на поясе. Почему? Потому что из-за вечно плохого настроения постоянно прикладывается к спиртному. Кстати, когда она смеётся (а смеётся она крайне редко), это значит, что у неё начался приступ и она становится берсеркером, - очень страшная абилка.

Марья Моревна. Тут всё понятно. Единственная ремарка - поскольку в сказке указывается, что она степная воительница, то я слегка добавил азиатских элементов.

Варвара-краса. Расхитительница курганов. Строго говоря, это киношный персонаж, в мифологии Варвары-красы вроде бы не было. Но, во-первых, все, наверное, знают фильм Роу, а во-вторых, уж больно знатное у неё имя, не мог пройти мимо. Думаю, ясно, кто был референсом. Немного комментов: топорики крепятся к ножнам на бёдрах, на ремнях болтаются амулеты-обереги, кокошник, как всегда, металлический. Когда много противников, она атакует, крутясь волчком, и косит врагов (ха-ха). Сама коса вполне может быть из кожи, наподобие хлыста, т. е. это не убранные волосы, а часть шлема.

Баба-яга. V. 1.0.

Кощей. Питается душами жертв. Этого тоже рисовал, основываясь на штампах из головы, потом внимательно изучил источники и пришёл к выводу, что голову Кощею поменяю. Так что впоследствии будет Кощей Марк 2. :)

Соловей-разбойник. Часть первая. Верхняя. Придётся кое-что объяснить. В сказках Соловей сидит на девяти дубах, высоко сидит, далеко глядит, свистит по-соловьиному, кричит по-звериному. Я долго думал, как это всё обыграть («сидит на девяти дубах» было самой большой проблемой - гигант, что ли? Или дубы маленькие?), в итоге пришёл к выводу, что Соловей будет монстром-наездником. Он будет ездить верхом на дубе. Его крик-свист - это звуковое оружие. Свист - прицельный удар, крик - волна широкого радиуса действия. Также у него будет магический посох для управления дубом. И обратите внимание на ожерелье из желудей у него на шее. Оно неспроста, это решение проблемы с девятью дубами. Да, у многих ассоциации с его ртом странные, советую подойти к зеркалу и попробовать сделать «губки куриной гузкой» - удивитесь. :)

Соловей-разбойник. Часть вторая. Верхом на дубе. В общем, он живёт на дереве, это его хранилище и крепость. На ветвях развешаны сундуки (трофеи) и щиты, которые сдвигаются, если Соловью что-то угрожает. Также у дуба есть цепи с крюками, которыми он подтягивает к себе жертву, чтобы съесть её.

Передвигается дуб и как паук, и как многоножка, т. е. большими ветвями поддерживает ствол, а корнями мелко перебирает. Двигается медленно, но если дойдёт - кранты герою. Теперь про проблему девяти дубов. Жёлуди - волшебные. Когда Соловей бросает один жёлудь на землю, оттуда стремительно вырастает дуб-миньон, наземная поддержка, так сказать. Одного из них я нарисовал слева. Они шустрее и агрессивнее, чем дуб-крепость. Подбегают к герою и лупасят. На ожерелье восемь желудей плюс дуб-крепость, итого девять. Дубы сами по себе довольно стрёмные деревья, но, когда на героя двигается девять дубов плюс ещё и Соловей со своим звуковым оружием, герою должно быть неуютно.

Да, и масштаб тут немного условный (иначе не уместилось бы), но примерно ориентируйтесь по черепам на ветке, это черепа взрослых людей. То есть Соловей чуть крупнее обычного человека. Да, и на картинке он как раз кричит по-звериному.

Тугарин Змей. Это, наверное, последняя картинка, где я использую сложные рамки, - слишком много времени на них уходит, персонажи важнее, так что дальше рамки будут очень условные.

Лесовик. Хозяин леса. Я буду разделять лесных духов, этот - самый главный. Он, в принципе, добрый, но суровый и справедливый, если что, может и жёстко наказать.

Визуально решил отталкиваться от зооантропоморфных описаний, с элементами фитоантропоморфности, для каждого лесного духа выберу основное животное и буду плясать от этого.

Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное - злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации - из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос - как он их носил? Логичный ответ - он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.

Что касается общего облика, то тут обоснования следующие.
Во-первых, в преданиях указывается на то, что Леший часто предстаёт в зооантропоморфном виде, в частности - в виде медведя. Существует такое высказывание: «Леший не свой брат - переломает все косточки не хуже медведя».
Во-вторых, бытуют поверья, что он впадает в зимнюю спячку (превед, медвед).
В-третьих, какое животное у нас считается наиболее свирепым и олицетворяет русскую природу?
В-четвёртых, как мне подсказали друзья из ЖЖ - по мнению многих исследователей (в частности, Дмитрия Зеленина), Леший может считаться олицетворением Велеса, чья базовая ипостась как раз медведь.

Но это, сами понимаете, не совсем медведь, всё-таки дух леса. Отсюда и мощные рога, и вывернутые козлиные ноги (там копыта внизу, да), и окрас у него наполовину волчий (в мифологии он часто оборачивается волком). Медвежья шкура на плечах и шрам у правого глаза неспроста, как и огромная дубина за спиной. У меня Леший - это класс, т. е. он не один, их много (как и Лесовики и другие лесные духи). Привязаны они к отдельным лесам, поэтому часто дерутся между собой за территории. Так что этот Леший (старый и опытный) явно уже однажды завалил более молодого соперника, получил в бою небольшое, но брутальное увечье и обзавёлся трофейной шкурой.

Поскольку он всё-таки лесной дух, то я добавил и фитомотивов. Леших часто ассоциируют с осинами (осины вроде как указывают на демоничность), поэтому он обвешан листьями этого дерева. На груди висят срезанные сердцевины волшебных осин, в центре которых растут магические камни (это сказка, напомню). Эти срезы на груди - магическая защита Лешего. Ну и корни-веточки удерживают шкуру на плечах.

Ну и напоследок - у него висят черепа дятлов. Поскольку у Лешего нрав буйный и дурной и при этом он любит поспать, его ужасно раздражают стучащие дятлы. Поэтому он их изничтожает. Ну а крыс истребляет просто потому, что они крысы, Леший боится их голых хвостов. На этой почве Лешие часто ругаются с Лесовиками. Те хоть и родственники, но, по сути, гринписовцы и вообще - защищают любую лесную живность. А Лешие считают, что некоторые лесные жители отвратительны и маст дай.

Болотник. Мерзкая тварь, живущая на болотах, притворяется кочкой, жрёт всех подряд. Кидается «болотными огоньками» с браслета, чтобы парализовать жертву. Ядовитый.

P. S. Хочу ещё добавить манок, как у рыбы-удильщика. Манок длинный, телескопический, фактически симбиот, т. е. отдельное существо, заманивает-гипнотизирует путников, заводит их прямо в трясину к Болотнику.

Духи леса. Часть 1. Для каждого мелкого духа леса рисовать отдельную картинку было нецелесообразно, поэтому я решил разделить их на группы. Все эти ребята - свита Лесовика. Старался сделать по тем описаниям, которые смог найти, но без самоуправства не обошлось.

Водяник, например, - это как бы одно из имён Водяного . Но я решил, что мелкие прудики, ручьи и маленькие речушки тоже должны иметь своих духов, поэтому выделил имя «Водяник» в отдельную группу мелких духов. Все духи леса вполне себе нейтралы, но, если их разозлить, могут и атаковать.

Самый агрессивный из этой группы - Моховик , он и по легендам мог детишек скушать, если что.

Ягодник , при всей его внешней безобидности, тоже может нанести урон (отравленными ягодами).

Деревяник - в одном персонаже совместил Деревяника и Корневика - глуповатый, неловкий, но довольно сильный, может опутывать корнями и выпивать ими соки из жертвы.

Духи леса. Часть 2. Грибник, Листовик, Травник, Кустин. Я эту картинку называю «Сыроежка опаздывает на собрание». Завершая тему лесных духов и свиты Лесовика, быстренько пробежимся по характерам и абилкам.

Грибник - не очень добрый персонаж (в мифологии грибы вообще не сильно жалуют, там много про гениталии и экскременты), не очень сильный, но очень живучий и обидчивый (считает, что люди его оговаривают). Может заражать обидчиков бурно растущими грибками. Его мечта - завоевать весь мир.

Травник - хиппи. В случае опасности может задурманить голову обидчика и даже убить, если сильно разозлится.

Листовик (совместил со Стеблевиком, чтобы не плодить сущности) - самый безобидный из всех, обычно действует как группа поддержки у Деревяника и Кустина, даёт им дополнительные силы и защиту.

Кустин (Кущаник) - младший брат Деревяника, они очень похожи характерами и обычно работают в паре. Кустин умеет дистанционно оплетать обидчика ветвями, парализуя его.

Водяной на соме. Для этой картинки я просто перечислю основные характеристики с пояснениями, почему так, а о деталях характера Водяного поговорим на следующей картинке. Сразу скажу: я постарался вобрать в образ всё, что интернету известно о Водяном, предложив заодно кое-какие собственные решения. Прошу сразу, забудьте песенку Водяного из «Летучего корабля». Итак, поехали.

Известно, что Водяной - толстый старикашка с большим пузом (сделано), часто его видят в красной рубахе (у меня это кольчуга из червлёного золота), у него окладистая борода и зелёные усы (тут я схитрил и сделал ему СОМОВЬИ усы, часть бороды - тоже сомовьи щупы, отсюда и зеленоватый цвет). У северных народностей России Водяной часто представляется с палицей. В общем, Водяной - серьёзная нечисть, и характер у него очень скверный (цитата: «Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала»). И главная для картинки цитата, из которой и родился, собственно, сам образ. «Ему приписывают сома как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют „чёртова лошадь“». Тут и пришла в голову идея сделать маунт-босса. Поскольку Водяного иногда всё-таки видят и на суше, я сделал сома не совсем сомом. На самом деле там целый микс из животных (все вполне себе живут на территории России, кстати), кто их всех определит, тому пирожок.

Отдельное внимание уделил упряжи, сбруе и седлу, пришлось пофантазировать, конечно, но боевых вьючных сомов в природе не существует, так что прошу извинить, если что. Это не последняя картинка Водяного: тут он мелковат и деталей не видно, поэтому я сделаю его ещё отдельно, как сделал Соловья.

Водяной и Водяница. Простите, что много букв, но нужно. Представляю вашему вниманию семейное фото, из-за которого провёл в работе бессонную ночь, так накрыло. Начнём с Водяницы, потому что новый персонаж. О Водяницах (куда ударение ставить, неясно, я предпочитаю ставить на и) информации крайне мало, известно, что она НЕ русалка, одета в рваный сарафан, у неё большая грудь, она проказница, но в целом никого сильно не обижает, т. е. вполне себе положительный персонаж. Нарисовал её в сороке (головной убор замужних женщин), чтобы подчеркнуть семейный статус. И ещё у этого персонажа есть ключевая особенность, которая меня сильно зацепила. «Водяница - утопленница из крещёных, а потому и не принадлежит к нежити». Понимаете, да? Крещёная утопленница - жена Водяного, который вообще-то нечисть (нежить). Тут огромный простор для фантазии, конечно. И вот что я нафантазировал.

Как я писал ранее, у Водяного крайне скверный характер. Он вроде как нейтрал, но с бóльшим перекосом в зло. Его постоянно нужно задабривать, иначе он и пакостит, и топит, и палицей машет. Однако он может и улов обеспечить, и спасти, если что, - и в моей версии все его добрые дела напрямую связаны с Водяницей. Поскольку жена у него по сути добрая, но молодая, озорная и вздорная, она крутит старикашкой, как хочет. И часто заставляет муженька совершать добрые поступки, хотя это противоречит его нечистой природе. И наоборот, когда они ссорятся, Водяной уходит в поход и свирепствует ещё пуще, выпуская пар. Сама Водяница особо людям на глаза не показывается, и в моей интерпретации она даже не отдельный персонаж, а просто дополнение к образу Водяного. Она бафает (увеличивает силу) Водяного, когда орёт на него.

Теперь немного о самих образах.

Все речные духи в славянской мифологии отличаются страстью к расчёсыванию волос (у всех они обязательно длинные и распущенные). Водяница не исключение. В одном из источников видел, что она расчёсывает волосы рыбьими косточками, но я решил дать ей крутой гребень (висит на поясе). Это подарок от Морского Царя, дальнего родственника Водяного (Болотник, кстати, тоже родственник, но одичавший, «в семье не без урода», как говорится). Волосы у Водяницы зелёные, сама она очень бледная. Украшения у неё преимущественно жемчуг и всякие штуки с ракушечно-водными мотивами. На пояске, помимо гребня, висят обереги, но на Водяного они не действуют, потому что он - муж. Водяной не возражает против оберегов (даже на своего боевого сома вешает всякие лунницы), но сам не носит, поскольку искренне считает, что они ему не нужны и ему всё нипочём.

Ещё про Водяного. Как я упоминал, у него кольчуга из червлёного золота, под ней рубаха из сетей, ракушечная плита для защиты живота, ну вы сами видите. А вот наплечники он снял, потому что дома. На боку у него плётка, поскольку он же «пасёт на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы». У него коротенькие ножки, потому что он обычно ездит на соме, и они у него не особо развиты. Отдельно хочу отметить «корону». Водяного описывают в том числе и с рогом на голове, я заменил рог на корону - в виде сомовьих щупов, торчащих из головы.

Что касается способностей Водяного, то он черпает свою силу, разумеется, из воды и из криков жены. Он маунт-босс (это означает, что он очень крутой и ездит верхом), вместе с боевым сомом они представляют собой грозную боевую единицу. Водяной использует в основном грубую силу, магически может призывать только низших водяных духов (сродни Келпи из кельтской мифологии) - тупых, но агрессивных. Возможно, есть другие магические способности, но о них я пока и не думал.

Вот такая сладкая парочка получилась. В целом у них счастливый брак, живут-поживают, добра наживают. Не без ссор и ругани, конечно. Но так же у всех, наверное, да?

Сестрица Алёнушка, братец Иванушка

Ещё одна сладкая парочка. Понимаю, что многих шокирую этой картинкой, но прежде, чем судить, прошу - перечитайте сказку. Впрочем, я кратенько вам всё объясню. В сказке (во многих её итерациях) есть несколько ключевых моментов, которые едины для всех вариантов. Итак, факты:
Иванушка стал козлёнком.
Алёнушку утопили.
Практически во всех вариантах присутствует «люта змея», которая Алёнушке сердце высосала (а ещё там «тяжёл камень» на шее, «бела-рыба глаза выела», «желты пески на груди легли», «шелкова трава на руках», прах, тлен, безысходность, вот это всё).
Есть ведьма-колдунья, устроившая всю эту катавасию с утоплением.
Алёнушку из реки достали, «окунули её, сполоснули в чистой воде, белым полотном обернули, и стала она ещё лучше, чем была».
Во всех вариантах сказки, где Иванушка превращался в козлёночка, он им и оставался. Ну вы поняли, к чему я, да?

Во-первых, Алёнушка как бы осталась жива, верно? По-моему, не совсем. Люта змея, по моей версии, была волшебной гадюкой, которая лишила Алёнушку жизни, но не смогла из-за крестика на шее пожрать её душу, и в итоге змея эта стала симбиотом, присосавшись к груди Алёнушки, подарив ей магические способности и поддерживая в ней жизнь. После такого малоприятного опыта у Алёнушки начался жёсткий посттравматический синдром, смерть колдуньи её не успокоила, и через какое-то время она взорвалась, забрала козлёночка и ушла от мужа-тряпки (напомню, он чуть не зарезал её братика). И стала охотницей на ведьм. Да-да. Она охотница на ведьм, причём именно колдуньи - её специализация. Она, конечно, может и другую нечисть убивать, но со злыми колдуньями она беспощадна.

Прошло десять лет. Козлёночек подрос…

Он стал её телохранителем и инструментом грубой силы. Оба персонажа - завязанные на магию существа. Оба в целом положительные и на стороне добра, однако не гнушаются пользоваться и чёрной магией, в отличие от того же Поповича, который весь из себя правильный. Они профессионалы высокой пробы, с нечистью беспощадны, непревзойдённые мастера ближнего боя: Иванушка берёт силой, Алёнушка - ловкостью. Иванушка вообще силён как бык (ха-ха), поэтому таскает на себе все их с сестрой пожитки плюс огромный молот, который он наивно называет «Молот Ведьм». Иванушка комплексует по поводу своей внешности и может убить, если кто-то вдруг назовёт его козлом.

Теперь по образам. Идея маленькой девочки и большого спутника не нова, в том же Джаггернауте у нас есть Уна, например. Тут эта схема просто сама напрашивалась. Поэтому получилось вот так. Ну и некоторые детали, чисто для сведения.

Алёнушка:
- венок сплетён из кувшинок (утопленница же по факту), мака (цветок против ведьм), листьев и веточек осины (магическое дерево);
- крестик на шее - защита бессмертной души. В сказке не было сказано, крещёная ли Алёнушка, я считаю, что крещёная;
- ведьмы боятся всякого колюще-режущего оружия, в том числе косы. У Алёнушки булатная коса-серп, созданная специально для борьбы с нечистью;
- костюм Алёнушки частично и очень вольно основан на одежде кривичей и древлян;
- на поясе висят необходимые против ведьм вещи - бутылка с родниковой водой (плюшка тому, кто скажет, почему именно родниковая), мешочек с семенами мака, обязательные обереги и сумка со всякой всячиной. Ну и полуутопленницы тоже любят гребни.

Иванушка:
- помимо двуручного боевого молота, таскает с собой большой булатный нож на боку (один из тех, которыми его хотели зарезать), тесак, притороченный к «рюкзаку», и там же осиновый кол. Не колышек, как обычно у всех (у того же Поповича), а реально здоровенный кол. Может нанизывать на него сразу несколько нечистых врагов;
- весь армор у него изрисован знаком охотников на ведьм, чтобы сразу было понятно, кто он и зачем пришёл;
- на поясе у него болтается зуб, вырванный у первого убитого им волколака (его же шкура - на плечах), и ключица той самой ведьмы, которая утопила Алёнушку;
- на наплечниках висят бубенцы-обереги;
- ну и под конец, прежде чем говорить, что у козлов только два рога, загуглите «козёл с четырьмя рогами», всё увидите сами, я тоже был удивлён разнообразием генетических мутаций.

В преддверии выхода артбука «Сказки Старой Руси: Начало» мы в подробностях расспросили Романа Папсуева (он же Amok) о работе над книгой, трудностях и радостях жизни востребованного художника, а также о совместном проекте с Джорджем Мартином.

9 сентября в рамках 30-ой Международной книжной выставки – ярмарки на ВДНХ Роман Папсуев на стенде издательства “Эксмо” представит свой (и мы верим, что не последний) артбук «Сказки Старой Руси: Начало». Этот масштабный проект, захлестнувший огромный пласт любителей фентези в России и не только, начался всего с одного рисунка, по сути, служившего автору “пробой пера”. Однако благодаря ему многие люди обратили внимание на славянский фольклор и собственную историю.

Роман с женой Юлией

Geekster: Как вообще возникли «Сказки Старой Руси»? Кто был первым героем и почему вообще появилась мысль нарисовать персонажа славянского фольклора в стиле боевого фентези?

Роман: Сказки стали моим, так называемым, пет-проджектом, то есть проектом, который делается для души, вне рабочего времени. Я долгое время работал в игровой индустрии, поэтому в попытке совместить русский (да и вообще – славянский) фольклор с игровыми визуальными штампами ничего удивительного нет: к тому моменту я неплохо разбирался в теме концепт-дизайна персонажа. Плюс у меня как раз закончился очередной альбом для набросков, и я захотел порисовать что-то новенькое и вдохновляться решил именно русскими сказками, поскольку всегда их любил. И первым персонажем, которого я нарисовал, был Илья Муромец. Правда, должен заметить, что сначала я не лез в источники и рисовал прямо из головы, основываясь исключительно на стереотипах, которые были заложены в детстве. Я постарался эти стереотипы сломать, сделать что-то новое и необычное, поэтому и нарисовал Илью Муромца непривычно. В стиле фэнтези-игры.

Geekster: Что сподвигло перейти от онлайн-проекта к работе над книгой?

Роман: Со временем накопилось очень много материала, и когда я понял, что его уже хватит на полноценный артбук, я подумал: «Почему бы и нет?» В итоге, первое издание выходит в сентябре, а второе, дополненное, скорее всего – в ноябре.

Обложка артбука

Geekster: Для кого эта книга?

Роман: Для взрослых. Уточню – для тех взрослых, кто не против эскапизма, кому нравятся сказки, и кто хочет посмотреть на необычную трактовку всем известных персонажей. Это однозначно не детская книга, я настоял, чтобы был взрослый рейтинг, и артбук в итоге получился 16+ (хотя ни особой крови, ни обнаженки там нет). Просто у меня принципиальная позиция, чтобы дети росли на старых добрых адаптированных вариантах сказок, а не ужасы всякие смотрели. Дело в том, что своих персонажей я рисовал, основываясь на текстах из сборников Афанасьева и Толстого, а также былинах, и это зачастую весьма жесткие тексты. Мало кто знает, что тот же Илья Муромец в былинах часто буйствовал по пьяни, убил собственного сына очень жестоким образом и вообще был – как бы помягче? – несколько противоречивый персонаж с точки зрения современной морали. Это вообще вполне нормально для эпоса и мифологии – неадаптированные версии мифов разных народов часто полны геноцида, инцеста, расчлененки и прочего непотребства. Почитайте неадаптированный сборник “Сказки тысяча и одной ночи”, к примеру. Поэтому неудивительно, что, используя в основе своего проекта исходные, неотцензуренные тексты, я в итоге пришел к несколько мрачноватому визуальному исполнению. Хотя забавные и милые существа у меня там тоже есть. Тот же Серый Волк или мамки-няньки.


Geekster: Кроме собственно художественной части, в артбуке огромное количество информации. Как проходил процесс подготовки всего этого богатства? Откуда добывались сведения?

Роман: Артбук будет издаваться в двух версиях. Первое издание выйдет в сентябре, и там будет минимум текста и много картинок. А вот в ноябре выйдет уже полное издание, где будет и много картинок, и много текста. Будут статьи о каждом персонаже, с цитатами и ссылками на источники, плюс ко всему я буду рассказывать, почему изобразил героя именно так, а не иначе, т.е. приоткрою дверь в творческий процесс. Как показал опыт интернет-проекта, людям иногда интересно понять, почему художник нарисовал героя именно так, и простое “я художник, я так вижу” их не устраивает. Вот поэтому я как можно более подробно рассказывал в своих статьях-исследованиях о создании образов всем известных персонажей. Сведения добывал из разных источников, но основными были: трехтомный сборник сказок А.Н.Афанасьева, сборник А.Н.Толстого, замечательный пятитомный словарь “Славянские древности”, где собрана масса информации о славянской мифологии, плюс “Мифы народов мира” и другие справочные ресурсы, включая даже небезызвестную Википедию (там, оказывается, тоже можно много чего полезного найти). К каждому персонажу я старался подойти как можно более ответственно, однако не мог изучить ВСЕ источники (иначе до сих пор бы просто читал и ничего не рисовал), поэтому ограничился только выбранными изначально. И уже на их основе создавал образы, которые вписались бы в игровой фэнтези-мир.

заставка к главе

Geekster: С кем из персонажей работа шла наиболее гладко, а кто потребовал уделить ему много времени? С чем это было связано?

Роман: Практически все персонажи шли “влёт”, хотя были и сложные случаи. Долго не мог понять, что делать с Морозко, например. Потому что Морозко – это совсем не Дед Мороз, которого нам навязали с Запада, кстати. Еще пришлось переделывать Кощея, поскольку уже после первой нарисованной версии мне пришла в голову идея сделать из Кощея супер-колдуна и лич-вампира. Ну, что поделать, всякое бывает! Иногда прикольные мысли приходят в голову пост-фактум. Очень долго я работал над Змеем Горынычем, которого не выкладывал в Интернете и приберег для артбука. В общем, в процессе работы всякое бывало. А с чем было связано? Ну, хотелось сделать персонажей интересно, подать с необычной стороны или хотя бы добавить к уже сложившемуся образу какую-то любопытную деталь. А уж что получилось в итоге – пусть судят читатели и зрители.


Geekster: Насколько проект “Сказки Старой Руси” повлиял на вашу популярность? Был момент, когда вы “проснулись знаменитым”?

Роман: Мне кажется, никак он не повлиял. Да я и не ищу славы, если честно. Мне просто нравится то, чем я занимаюсь.

Geekster: Как вы относитесь к приписыванию ваших работ другим авторам? Это больше негодования вызывает или иронии?

Роман: А были такие случаи? Или вы про Анищенко? Если речь про Анищенко, то это какой-то балбес пустил дезинформацию Вконтакте, а ее некоторые подхватили, приняв за чистую монету. Я сначала смеялся, а потом, когда это приняло характер эпидемии, меня это стало раздражать. Особенно, когда публикуют мою фотографию и пишут, что это некий Александр Анищенко. Кому такое понравится? Но в целом я к этому всему отношусь спокойно.

форзац артбука

Geekster: А хейтеры находятся? Те, кто недоволен “новым воззрением” на “свое родное”?

Geekster: Вы говорили, что “Сказки” станут многотомником. Ожидается обширная вселенная?

Роман: Надо посмотреть, как выступит первое издание. Если оно пойдет хорошо, горизонты развития – безграничны. Но сейчас пока ничего не ясно.

старое святилище лесовика в глухом лесу.

Geekster: Над какими еще проектами вы работаете сейчас, ведь, насколько мне известно, “Сказки” не основная работа?

Роман: «Сказки» теперь моя основная работа, сейчас я фрилансер, который не берет заказов, ха-ха-ха. На самом деле где-то с мая я наконец-то полностью сосредоточился на «Сказки», поэтому сейчас все время уделяю им.

Geekster: А можно поподробнее разузнать о совместной работе с Джорджем Мартином? Сложно было сработаться?

Роман: Мы с мистером Мартином работали очень давно, в начале 2000-ых, когда книги из цикла “Песнь Льда и Пламени” еще не были так популярны, как сегодня. Сначала он вносил правки в галереи героев, которых я нарисовал, будучи фанатом его книг. Он указывал, где и что нужно подправить, я строго следовал его указаниям. Потом он посоветовал меня Fantasy Flight Games и какое-то время я рисовал для них карточки. А потом мы очень плотно сработались, когда вместе делали галерею портретов Таргариенов для первого издания артбука The Art of George R. R. Martin’s A Song of Ice and Fire, которая вышла в 2005 году. Работали по переписке. Он кидал мне описание королей и королев, я их рисовал, кидал ему, он делал замечания, я исправлял и так далее, до финального результата. К слову, рисовал я тогда ужасно плохо, как мне кажется, поэтому на старые работы я не могу смотреть без слез отчаяния и раскаяния. Но сам процесс работы мне очень понравился. Мартин очень вежливый, очень сдержанный и очень педантичный, поэтому опыт работы с ним был удивительный и приятный.

Эйгон, Висенья и Рейнис Таргариены, 2014 год

Geekster: Фэнтези, фантастика, фольклор… насколько все это вам близко, если не касаться непосредственно работы? Есть любимые авторы? Кого можете посоветовать почитать?

Роман: Близко, конечно. Я всегда был фанатом и сказок, и фэнтези, и фантастики. Советовать я всегда остерегаюсь, поскольку вкусы у всех разные, но очень рекомендую “осилить” хотя бы признанную классику, начиная от Брэдбери, Шекли, Азимова, Желязны, Толкина, заканчивая Мартином, Сапковским, Роулинг, Брауном, Гейманом и другими современными авторами.

Geekster: Кроме прочего, вы еще и один из основных художников Mail.ru. Есть ли какие-то концептуальные различия между созданием артов к книгам и играм?

Роман: К сожалению, я уже не работаю в Мейл.ру, но на вопрос ответить вполне смогу. Как по мне, концептуальное отличие заключается в том, что когда ты иллюстрируешь книгу, ты обычно общаешься с автором напрямую, он единственный твой заказчик, а потому твоя задача – попасть в его видение, чтобы автор был доволен иллюстрациями. Когда ты работаешь над артом к игре, ты общаешься с командой людей. А люди разные, и… всякое бывает. В целом, как мне кажется, иллюстрировать книгу проще, чем разрабатывать арт к игре. Ну, и тщеславным категорически нельзя идти работать в отечественный геймдев: там любой человек – часть команды, а вся слава достается проекту, а не конкретному человеку. Хотя – снова – всякое бывает. Ах да, еще одно концептуальное различие – платят в геймдеве намнооооогооооо больше, уж поверьте.

арт к игре “Эволюция”, 2014 год

Geekster: Как только в сети стали появляться арты по Сказкам Старой Руси, немедленно начали возникать и косплееры по ним. У вас на страницах в соцсетях можно нередко увидеть их фото. Они сами вас находят или кто-то присылает вам фото? Как вообще проходит взаимодействие с ними?

Роман: Обычно они выходят на меня сами, задают в личке какие-то уточняющие вопросы, я по возможности подробно на них отвечаю. Косплей по «Сказкам» – это вообще нечто удивительное, поскольку я никак не ожидал, что ребят вдохновит не какой-то конкретный продукт (потому что обычно косплеят игры, фильмы, мультфильмы, книги и т.п.), а просто набор картинок. Никогда не думал, что такое возможно. Поэтому стараюсь помогать им, чем могу, поддерживаю информационно, включил их фотосеты в артбук и надеюсь когда-нибудь познакомиться с ними лично. Потому что они крутые, и я их обожаю.

Василиса Премудрая в исполнении Марии Рыжей

Geekster: На кого из художников вы ориентируетесь или ориентировались, формируя свой стиль?

Роман: Я самоучка и стиль у меня, как мне кажется, до сих пор не сформировался, увы. Учусь постоянно, пробую разные техники, стараюсь найти для себя оптимальный вариант. Однако пока еще не определился, какой стиль рисования мне больше нравится. У этого есть свой плюс – в артбуке, например, многие картинки будут выглядеть так, будто их рисовали разные люди. Разнообразие стилей в портфолио я не считаю слабиной.

Разворот артбука

Geekster: Художник в России – это профессия? И как сделать так, чтобы твои рисунки приносили еще и покушать в холодильник, а не только моральное удовлетворение?

Роман: Профессионализм художника зависит от художника. Профессионал должен уметь рисовать что угодно и когда угодно, вне зависимости от вдохновения и других розовых соплей. Профессионал – ремесленник, именно ремесло и приносит еду в холодильник. И профессионал делает то, что ему скажут, не задавая вопросов. Профессионал – машина по производству картинок. А если ты весь воздушный, мечтательный и рисовать можешь только, когда посетит Муза – ну… Доширак – тоже еда. А там, глядишь, может после смерти станешь супер-знаменитым и твои картины будут продавать на аукционах за баснословные барыши. А бывает и такое, что просто приходится выбирать между набитым холодильником и проектом мечты. Еще совсем недавно прошел через это сам. Тут каждый художник должен решать, чего хочет. По личному опыту могу заметить, что периодический выход из комфорт-зоны просто необходим каждому, чтобы встряхнуться и сделать что-то крутое, чем сам мог бы потом гордиться. И это касается не только художников.

Подробнее ознакомиться с проектом вы можете здесь:

    Инстаграм – @amokrus