Придворный художник. Придворный художник императора Николая I Михаил Зичи - придворный художник Российской империи

Публикации раздела Музеи

Русские вельможи глазами иностранных художников

Д опетровская Русь и ее бородатые бояре в длинных шубах и высоких шапках казались Европе удивительным, экзотическим зрелищем. Софья Багдасарова выбрала самые любопытные изображения русских вельмож за авторством иностранных художников.

Обычно мы представляем жителей Московского государства - дьяков, бояр, царей - по примерам застывшего и каноничного древнерусского искусства: фрескам, рукописям или иконам. Реалистическая живопись появилась в России лишь в XVIII веке во многом благодаря реформам Петра Великого . Однако запечатлеть для потомков быт и костюмы русского царства художники Нового времени, конечно, уже не могли - этими же петровскими преобразованиями старый мир был уничтожен. Есть только одна возможность взглянуть на московитов с помощью привычного нам иллюзионистического искусства. Это произведения художников тех европейских стран, где бывали русские послы, либо же зарисовки иноземцев, прибывавших в Россию в качестве дипломатов или купцов.

Ганс Бургкмайр. Посольство дьяка Племянникова. 1518

Сигизмунд фон Герберштейн. План из книги «Записки о московитских делах» (фрагмент). 1556

Адам Олеарий. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию. 1656

Одна из первых таких работ - гравюра немецкого художника Ганса Бургмайра (современника Альбрехта Дюрера). На ней изображено посольство 1518 года от великого князя московского Василия III в Инсбрук к императору Священной Римской империи Максимилиану I. В левой части картины - дьяк Владимир Семенович Племянников и толмач (переводчик) Истома Малый. В правой части - император, узнаваемый и по короне и по фамильному габсбургскому носу. Они стоят на полу, вымощенном плитами с двуглавыми орлами - но это не русский герб, а имперский.

Это был ответный визит. Ранее, в 1517 году, Россию посетил австрийский посол Сигизмунд фон Герберштейн, составивший «Записки о Московии». Именно с этого путешествия Герберштейна начались русско-австрийские отношения, и в честь 500-летнего юбилея 2017 год был объявлен перекрестным Годом туризма России и Австрии.

Автором других известных записок о России был посол шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III Адам Олеарий. Он посещал двор царя Михаила Федоровича дважды, в 1634 и 1636 году, а в 1647 году издал подробное «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию». Книга содержала множество гравюр, иллюстрирующих жизнь русских, а на обложке бояре в собольих шапках соседствовали с персами в тюрбанах: оба народа казались немцу одинаково диковинными.

Эрик Пальмквист. Прием царем Алексеем Михайловичем шведского посольства. 1674

В 1673 году ко двору Алексея Михайловича прибыло шведское посольство, в составе которого был инженер Эрик Пальмквист. Его альбом «Заметки о России» был полон зарисовок городов и их военных укреплений (таково было задание шведского короля). Но, помимо этого, книга иллюстрировала многие сцены русского быта.

Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге. 1576. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария

Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге. 1576. Центральная библиотека Цюриха, Швейцария

Изредка подобные гравюры раскрашивались, как, например, карта из записок Герберштейна, но в основном они оставались черно-белыми. Исключение - знаменитая гравюра «Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге» 1576 года. На ней изображены посланники Ивана Грозного , князь Захарий Сугорский, дьяк Андрей Арцыбашев и члены их свиты, которые держат в руках дары императору - собольи шкурки, связанные «сороками» (по сорок штук). Наряды московитов красочны и разнообразны, прорисованы до мельчайших деталей. Кстати, именно эту гравюру использовал художник Борис Кустодиев при работе над костюмами оперы «Борис Годунов» 1908 года.

Сохранилось и несколько портретов маслом, которые иностранцы писали с русских гостей. Один из них изображает Григория Микулина, в 1600–1601 годах возглавлявшего посольство от Бориса Годунова к Елизавете Тюдор. Неизвестный художник не стал писать Микулина в полный рост и сосредоточился на лице посла, умном и серьезном. Странно, но Микулин изображен на картине без бороды, что противоречило и обычаю, и воспоминаниям о нем англичан.

Неизвестный художник. Портрет Григория Микулина. 1600. Государственный исторический музей

Юстус Сустерманс. Портрет Ивана Чемоданова. Ок. 1657. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Подробнее рассмотреть костюм русского вельможи, украшенный богатой вышивкой, можно на картине, написанной в 1656–1657 годах придворным живописцем герцогов Медичи Юстусом Сустермансом. Это портрет посла Ивана Чемоданова, отправленного царем Алексеем Михайловичем в Венецию, чтобы попросить у республики финансовую поддержку в войне с Польшей и Швецией (безуспешно).

Еще интересней рассматривать групповой портрет 1662 года неизвестного автора, на котором запечатлены участники русского посольства в Англию - князь Петр Прозоровский, Иван Желябужский, дьяк Иван Давыдов и толмач Андрей Форот. Они отправились к Карлу II по приказу Алексея Михайловича, чтобы поздравить монарха со вступлением на престол. Одежды и позы мужчин выдают, кто был главой посольства, а кто - его подчиненными.

Неизвестный художник. Групповой портрет участников русского посольства 1662 году в Англию. 1662. Государственный исторический музей

Хуан Карреньо де Миранда. Портрет Петра Потемкина. 1681-1682. Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1681–1682 годах Хуан Карреньо де Миранда, преемник Диего Веласкеса на посту придворного художника испанского короля, написал портрет Петра Потемкина, посла царя Федора II Алексеевича ко двору Карлоса II. Живописец был явно впечатлен красочным нарядом и гордой осанкой Потемкина. Картина считается одним из лучших испанских портретов этого периода и выставляется в мадридском Национальном музее Прадо, куда попала из королевской коллекции.

Годфри Неллер. Портрет Петра Потемкина. 1682. Государственный Эрмитаж

Густав Шмидт. Портрет Петра Потемкина. Muscarelle Museum of Art, Уильямсберг, штат Вирджиния, США

Петра Потемкина писал и придворный английский художник Годфри Неллер, когда посол прибыл в Англию ко двору Карла II. Этот портрет стал причиной исторического курьеза. Сначала мастер Роберт Уайт выполнил с него гравюру, обрезав фигуру посла и заключив ее в рамку с херувимами и львами. А позже некий художник (возможно, Густав Шмидт) написал по образцу гравюры портрет маслом. В начале ХХ века он попал в Капитолий штата Вирджиния (США), где портрет посчитали изображением возлюбленного Покахонтас - капитана Джона Смита, будто бы носившего восточные одежды в турецком плену, - и повесили картину в кабинете губернатора.

Сибранд ван Беест. Приезд посольства царя Московии на заседание представителей Штатов в Гааге, 4 ноября 1631 года. Рейксмюсеум, Амстердам, Нидерланды

Посольские процессии тоже писали маслом, но намного реже. В амстердамском Рейксмузеуме хранится полотно Сибранда ван Бееста «Приезд посольства царя Московии на заседание представителей Штатов в Гааге, 4 ноября 1631». Именно во время того визита России было позволено держать в Нидерландах постоянного представителя. Эта картина ошибочно публиковалась некоторыми историками как изображение Великого посольства Петра I 1697–1698 годов.

Михиль ван Мюссер. Портрет Александра Меншикова. 1698. Частная коллекция

Михиль ван Мюссер. Портрет Франца Лефорта. 1698. Женевский музей искусства и истории, Швейцария

От путешествия самого молодого царя осталось много и подлинных свидетельств - европейцы с большим любопытством следили за посольством восточных «варваров». Из них наиболее интересны два портрета приближенных Петра - Александра Меншикова и Франца Лефорта, написанные нидерландским художником Михилем ван Мюссером. Портреты отражают грядущие перемены в российском обществе. Например, Лефорт на картине причудливо сочетает напудренный парик с богатой шубой в русском стиле. Сам же Петр во время Великого посольства предпочитал позировать уже в европейском костюме - который в скором времени надели вельможи всей страны.



Придворный художник

Придворный художник , придворный живописец, устар. гофмалер, «придворный первый живописного дела мастер» - мастер, который рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других). Как правило, такие художники имели официальную должность при дворе, в особенности в позднее Средневековье (например, Valet de chambre). Для художника подобное назначение давало возможность подняться над ограничениями гильдии.

В переносном смысле в XX веке употребляется для именования художника, создающего официальное ангажированное искусства, а также многочисленные (и обычно однотипные) портреты глав государства (например, «Герасимов, Александр Михайлович - один из самых именитых „придворных“ художников сталинской эпохи, любимейший художник Кремля» )

Обязанности

Обязанности придворного художника обычно не ограничивались одной живописью. Так, «Иоганн Христоф Гроот, был не только гофмалером Вюртембергского двора, но и исполнял обязанности „гофмузикера“ и хранителя картинной галереи. Он трудился над эскизами новых ливрей, маскарадных одежд, фейерверков, оформлял кареты и экипажи, золотил решетки, декорировал мебель и даже „проектировал“ фигурные торты. В придворной иерархии гофмалер занимал примерно такое же положение, что и лейб-медик, повар или прачка. В определенном смысле он был среди избранных слуг, допущенных „к телу“ императора» .

Россия

Должность придворного художника появилась в России в петровскую эпоху: на смену «царскому изографу» (Симон Ушаков , Карп Золотарев , Иван Рефусицкий) пришел «гофмалер». Официально оформился его статус, определились права и обязанности. «Согласно „Табели о рангах“, должность придворного живописца не присваивала какого-либо класса. При зачислении на русскую службу с придворным живописцем, как правило, иностранцем, заключался контракт, который информировал о профессиональных возможностях и квалификации претендента и заявлял о совместных намерениях двора и художника. В России жалованье гофмалера выплачивалось обычно из Кабинета Его Императорского Величества по третям года (январская, майская и сентябрьская). Необходимые материалы (краски, кисти, холсты), квартира (мастерская), дрова и свечи также оплачивались казной» .

  • двор Пётра I:
    • Иоганн Готфрид Таннауер (Саксония) - 1-й придворный живописец в России (с 1710 по 1727)
    • Иван Никитин - 1-й русский придворный живописец. Был введен в придворный штат как гофмалер в 1721 г (до 1729)
  • двор Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны:
    • Луи Каравак (Гасконь)
    • Георг Христоф Гроот (Швабия), был назначен «галереи директором» (формировал первую коллекцию Эрмитажа) (до 1749)
    • Георг Гаспар Преннер (Австрия) с 1750 до 1755
  • двор Екатерины II
    • Стефан Торелли (Италия) с 1768 по 1780
    • Ричард Бромптон (Англия)
  • двор Павла I
    • Гебхард Кюгельхен (Германия) 1798 г.
  • двор Александра I и Николая I:
    • Василий Шебуев с 1823 г.
    • Григорий Чернецов с 1829 г.
    • Тимофей Нефф с 1832 г.
  • двор Александра II
  • двор Александра III
    • Лауриц Туксен (Дания)

Литература

  • Michael Levey, Painting at Court, Weidenfeld and Nicholson, London, 1971

См. также

  • Придворный архитектор

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придворный художник" в других словарях:

    придворный - I см. придворный; ого; м. II ая, ое. см. тж. придворный, придворная а) Состоящий на службе при дворе монарха, великого князя. Придво/рный вельможа. Придво/рный художник. П ая дама … Словарь многих выражений

    Ая, ое. Состоящий на службе при дворе монарха, великого князя. П. вельможа. П. художник. П ая дама. П ая знать. П. лакей. // Связанный со двором монарха, имеющий отношение к нему. П. чин. П ая должность. П. мундир; п ая ливрея (форма одежды,… … Энциклопедический словарь

    Придворный (театр.) живописец (1777 г. в отст.), род. 1725 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Мессонье Орел - придворный художник(эскизы оружия). Франция. Около 1740 … Энциклопедия вооружений

    Основная статья: Русский портрет Список русских художников портретистов включает как отечественных живописцев, так и иностранных художников, работавших в России и оставивших значительное число портретов с изображением русских дворян и монархов… … Википедия

    Альбрехт Дюрер Albrecht Dürer … Википедия

    Франц Ксавер Винтерхальтер Franz Xaver Winterhalter Дата рождения … Википедия

    Автопортрет с братом Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805 1873) немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Его имя тесно связано со светской придворной… … Википедия

    Автопортрет с братом Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805 1873) немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Его имя тесно связано со светской придворной… … Википедия

Книги

  • Русский Антиквар. Альманах для любителей искусства и старины. Выпуск первый, 2002 , Перед Вами первый выпуск Альманаха `Русский Антиквар`. В своем настоящем виде Альманах `Русский Антиквар` появился прежде всего как дань высокой издательской культуре прошлого, в которой… Серия: Русский Антикваръ (Альманах) Издатель:

За границей мастерство живописцев из России высоко ценят, они там преуспевают и хорошо
зарабатывают,например,Иван Славинский,который сделал себе имя во Франции,и в течение 10 лет
работал по контрактам европейских галерей. Потом он вернулся в Питер,где некоторые критики
считают его гением.


Иван Славинский Натюрморты


Некоторые художники - портретисты стали как бы современными придворными живописцами.
Так,например,москвичка Наталья Царькова,ученица Глазунова, стала официальным художником Ватикана, она единственная, которой удалось написать портреты трёх римских пап: Иоанна Павла I (взошёл на престол в 1978 году и умер спустя 33 дня), Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Портреты пап Царькова пишет по фотографиям,так как папе не положено позировать.





Тайная вечеря

Впервые эту картину Царьковой показали перед Пасхой в Риме, и ее как
послание мира благословил сам Папа Римский Иоанн Павел II.

Георгий Шишкин - художник Монако,
про него князь Монако написал:"Я рад,что этот художник большого таланта выбрал княжество для своего искусства".





Актриса Е.Гоголева

А художник Сергей Павленко стал известен в Лондоне.
"В России и сейчас плохо для художника.
Россия теряет людей, не бережет и не сохраняет свои таланты - это самое страшное. У нас в стране
нынче так много денег и денежных людей, но их капиталы на родное искусство не работают."

Имя русского художника Сергея Павленко, выпускника Петербургской
художественной академии, известно англичанам по очень веской причине -
он автор парадного портрета Елизаветы II.

Павленко был выбран заказавшим портрет благотворительным фондом среди двухсот художников на
конкурсной основе. В Англии существует очень старая традиция, что портретами обычно занимались
приезжие художники, начиная от Гольбейна, Ван Дейка и так далее до современности.
Талант художника оценили в Букингемском дворце после того, как королева признала портретиста
лучшим из всех, кому ей доводилось позировать.А за полувековую историю её правления портрет
королевы писали более 100 разных художников. Рисовать портрет Ее Величества — большая удача
и огромный риск. Карьера художника зависела во многом от того, что скажет коронованная особа.
Проблема была ещё в том,говорит художник,что в данном случае у него было в общей сложности
только шесть часов.Только шесть раз по часу позировала королева, и все.
Не справился - никто не виноват.
Среди шести портретов королевы,попавших на марки,есть и этот портрет Павленко.


Марки (в нижнем ряду средняя марка - портрет Павленко)

В одной из лондонских галерей выставлен групповой портрет британской монархии.
Изобразить королевскую семью на выпускном параде в Военной академии, где учились принцы Уильям и Гарри, тоже доверили эмигранту из России Сергею Павленко.

На портрете представлены три поколения династии Виндзоров - молодые принцы Гарри и Уильям,
их отец принц Чарльз с женой Камиллой, герцогиней Корнуэльской, и собственно правящий монарх -
королева Елизавета Вторая со своим мужем, принцем Филлипом.
Композицию, детали, позы и даже количество трубачей на групповом портрете королевской семьи
утверждали в Букингемском дворце.
По словам Сергея Павленко, Елизавете II и всем членам королевской семьи портрет понравился.
Королевское признание принесло Сергею Павленко признание и в кругах мировой аристократии.
Такой лестный отзыв королевы стал его рекомендацией для представителей европейской
аристократии и правящих династий,которые теперь выстраиваются в очередь к художнику,
мастер регулярно получает интересные заказы.
Его работы появились у герцога Мальборо, принца Ганноверского, владельца аукционного дома
«Сотбис» Альфреда Таубмана, короля Иордании Абдуллы Второго.

Придворным (или королевским) художником Сергей Павленко себя не считает,
ведь он не живёт при дворе.

Придворный художник , придворный живописец, устар. гофмалер, «придворный первый живописного дела мастер» - мастер, который рисует членов королевской или аристократической семьи, подчас за фиксированное жалование и на эксклюзивной основе (он не должен был работать на других). Как правило, такие художники имели официальную должность при дворе, в особенности в позднее Средневековье (например, Valet de chambre). Для художника подобное назначение давало возможность подняться над ограничениями гильдии.

В переносном смысле в XX веке употребляется для именования художника, создающего официальное ангажированное искусства, а также многочисленные (и обычно однотипные) портреты глав государства (например, «Герасимов, Александр Михайлович - один из самых именитых „придворных“ художников сталинской эпохи, любимейший художник Кремля» )

Обязанности

Обязанности придворного художника обычно не ограничивались одной живописью. Так, «Иоганн Христоф Гроот, был не только гофмалером Вюртембергского двора, но и исполнял обязанности „гофмузикера“ и хранителя картинной галереи. Он трудился над эскизами новых ливрей, маскарадных одежд, фейерверков, оформлял кареты и экипажи, золотил решетки, декорировал мебель и даже „проектировал“ фигурные торты. В придворной иерархии гофмалер занимал примерно такое же положение, что и лейб-медик, повар или прачка. В определенном смысле он был среди избранных слуг, допущенных „к телу“ императора» .

Россия

Должность придворного художника появилась в России в петровскую эпоху: на смену «царскому изографу» (Симон Ушаков , Карп Золотарев , Иван Рефусицкий) пришел «гофмалер». Официально оформился его статус, определились права и обязанности. «Согласно „Табели о рангах“, должность придворного живописца не присваивала какого-либо класса. При зачислении на русскую службу с придворным живописцем, как правило, иностранцем, заключался контракт, который информировал о профессиональных возможностях и квалификации претендента и заявлял о совместных намерениях двора и художника. В России жалованье гофмалера выплачивалось обычно из Кабинета Его Императорского Величества по третям года (январская, майская и сентябрьская). Необходимые материалы (краски, кисти, холсты), квартира (мастерская), дрова и свечи также оплачивались казной» .

  • двор Пётра I:
    • Иоганн Готфрид Таннауер (Саксония) - 1-й придворный живописец в России (с 1710 по 1727)
    • Иван Никитин - 1-й русский придворный живописец. Был введен в придворный штат как гофмалер в 1721 г (до 1729)
  • двор Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны и Елизаветы Петровны:
    • Луи Каравак (Гасконь)
    • Георг Христоф Гроот (Швабия), был назначен «галереи директором» (формировал первую коллекцию Эрмитажа) (до 1749)
    • Георг Гаспар Преннер (Австрия) с 1750 до 1755
  • двор Екатерины II
    • Стефан Торелли (Италия) с 1768 по 1780
    • Ричард Бромптон (Англия)
  • двор Павла I
    • Гебхард Кюгельхен (Германия) 1798 г.
  • двор Александра I и Николая I:
    • Василий Шебуев с 1823 г.
    • Григорий Чернецов с 1829 г.
    • Тимофей Нефф с 1832 г.
  • двор Александра II
  • двор Александра III
    • Лауриц Туксен (Дания)

Прочие страны

  • Джотто - у неаполитанского короля Роберта Анжуйского
  • Ян ван Эйк - у бургундского герцога Филиппа Доброго.
  • Франсуа Клуэ - у французского короля
  • Гарофало - у герцогов д’Эсте
  • Аньоло Бронзино - у семьи Медичи, флорентийских герцогов
  • Лукас Кранах Старший - у курфюрста Фридриха Мудрого
  • Ганс Гольбейн Младший - у английского короля Генриха VIII
  • Рубенс - придворный живописец мантуанского герцого Винченцо Гонзага.
  • Антонис ван Дейк - у эрцгерцогини нидерландской инфанты Изабеллы Клары Эухении, затем короля английского Карла I.
  • Диего Веласкес - у испанского короля Филиппа IV
  • Хусепе Рибера - у неаполитанского герцога Осуна (испанских вице-королей)
  • Гиацинт Риго - у французского короля Людовика XIV
  • Антуан Пэн - у прусского короля

Эстонцы очень гордятся творчеством этого художника, устраивая периодически его выставки и называют его немцем балтийского происхождения. Но только вот отчего-то почти забыли о его усадьбе и доме на мызе Мууга, где художник в 1860 - 1870 годах построил свой дом, работал и собирал коллекцию живописи западно-европейских мастеров. Однако большую часть жизни Тимофей Андреевич Нефф провел на территории России, расписывая православные храмы и служа придворным художником императора Николая I.

Нефф Т.А. Портрет Великой княжны Марии Николаевны в виде ангела со свечой и кадилом


Живопись Неффа - яркий образчик академизма в искусстве середины XIX века в России. Это мифологические и религиозные сюжеты, красивая женская обнаженная натура и конечно же портреты. Все они очень яркие и имеют хорошее композиционное решение. Будучи придворным художником, Нефф оставил нам множество портретов женщин из императорской семьи и придворных дам. Также хороши его итальянки и религиозные картины на библейские сюжеты.

Художник Тимофей Андреевич Нефф


Карл Тимолеон фон Нефф (Carl Timoleon von Neff) - таково настоящее имя Тимофея Андреевича Неффа - родился 2 октября 1804 в усадьбе Пюсси Эстляндской губернии (ныне это территория Северной Эстонии). Порывшись в своем архиве ссылок, нашла интересную статью из эстонской газеты "Пярнуский Экспресс" Татьяны Ильиной от 26 декабря 2006 года, посвященную жизни Тимофея Андреевича Неффа. Она более интересна, чем жвачка из Википедии, и я позволю себе привести несколько отрывков из нее, проиллюстрировав их замечательными картинами художника.

Мать Карла, 19-летняя Фелиците Нефф, приехала из Франции, чтобы учить языку детей из состоятельных семей, служить гувернанткой. Как утверждают документы, в феврале 1804 года она отправилась в Россию вместе с мадам Берг. До Эстляндии они добрались только летом и остановились в имении Сангасте, принадлежавшем сыну мадам Берг. К этому времени беременность Фелиците была уже достаточно заметна, и будущая мать решила расстаться с мадам и самостоятельно устраивать свою жизнь. Она нанялась гувернанткой в дом фон Крюденера в имении Пюсси, где 2 октября родила сына. 9 октября мальчика окрестили Чарльзом Тимолеоном, а его крестными, несмотря на то, что мать была обычной учительницей, стали представители известных дворянских родов: майор Пауль фон Крюденер, арендатор усадьбы Пюсси, капитан Антон Врангель из Майдла и майорша фон Эссен из Эрра.

Нефф Т.А. Рисунок-портрет леди Елены, баронессы Крюденер 1857

Вскоре Фелиците встретилась с молодым бароном Генрихом Зеге фон Мантейффель. Юноша влюбился всерьез, но отец не позволил ему жениться на учительнице французского языка неизвестного происхождения. И тогда в 1809 году молодые, забрав маленького Карла Тимолеона, вместе уехали в Россию, в городок Вольск, где жил хороший знакомый Генриха, художник Карл Кюгельген. Но случилось непредвиденное: Филиците бежала во Францию, оставив сына на руках барона Мантейффеля. И тому не оставалось ничего другого, как вместе с мальчиком вернуться домой на мызу Кюти.
С 1 апреля 1815 года Карл Тимолеон пошел учиться в Ракверескую земскую школу. Он был очень способным и прилежным учеником, и каждый год получал от школы благодарности. В феврале 1822 года он прошел конфирмацию в церкви Виру-Яагупи. Во время этой церемонии пастор Фридрих Август Хёршельманн впервые публично назвал Карла приемным сыном Генриха Зеге фон Мантейффеля.

Нефф Т.А. Поклонница Вакха Этюд

(Нижегородский художественный музей)

Летом 1816 года в имение Кюти приехал Карл Кюгельген, который стал для Неффа первым учителем живописи. Несмотря на то, что учитель был пейзажистом, а ученик предпочитал писать портреты, успешному обучению это не мешало. Уже в январе 1824 года Карл Нефф пишет портрет профессора Тартуского университета Моргенштерна, а, закончив его, приступает к работе над портретом его жены Мийны Моргенштерн. В том же году он рисовал развалины замка Пайде, церковь Колга-Яани, развалины цесиского замка, написал портрет пастора Хёршельманна. Это была упорная подготовка к Дрезденскому университету, куда он поступил в сентябре 1824 года. И здесь он проявил необыкновенное усердие и редкостный талант художника, пройдя за восемь месяцев трехгодичный курс обучения. Окончив в феврале 1825 года учебу, Нефф впервые поехал в Рим .

Нефф Т.А. Две девушки в гроте

Во второй половине 1827 года Нефф отправился в Петербург, где писал портреты по частным заказам. Дальнейшую его судьбу решил случай. В одних источниках значится, что ему заказали портрет графини Барановой — якобы дочери императора Николая I. В других — что он выполнил групповой портрет детей императора, великих княгинь Марии Николаевны, Ольги Николаевны и Александры Николаевны. Вероятнее второе, поскольку, судя по данным официального сайта дворянских фамилий, ни одна из дочерей Николая I не была замужем за графом Барановым. Но как бы там ни было, за успешно выполненную работу в 1832 году Нефф был приглашен ко двору и назначен придворным художником. Прибалтийский юноша чтил императора Николая. Благодаря отеческому одобрению царя и большому количеству заказов, молодой человек смог полностью проявить свой талант. Как придворному живописцу, Неффу надлежало учить царских детей рисованию. Сохранились воспоминания одной из дочерей императора о том, как в перерывах художник рассказывал им "трогательные и несуразные истории" , играл "во всякие безобидные игры".

Нефф Т.А. Портрет Великих княжон Марии Николаевны и Ольги Николаевны 1838

Первым крупным заказом стали образа для готической капеллы на даче "Александрия" в Петергофе. За эту работу Карл Тимолеон получил пожизненный пенсион и разрешение на поездку в Рим. Будучи в Италии, Нефф копировал произведения старых мастеров XVI века, особенно много занимался изучением творчества Рафаэля. В этот же период им была написана и копия картины Тициана "Катарина", а также 22 наброска по мотивам итальянской национальной одежды .

Нефф Т.А. Фрески на религиозные сюжеты из Исакиевского Собора в Санкт-Петербурге

Вернувшись в 1837 году в Петербург, он приступил к восстановлению образов для малой церкви Зимнего дворца, пострадавших во время пожара. Сняв большую квартиру на углу Невского проспекта и Адмиралтейской площади, Нефф превратил ее в ателье. Работа была очень ответственной: сам император следил за ее выполнением, постоянно навещая художника. После этого последовали иконы для Исаакиевского собора в Петербурге — свыше 20 полотен большого формата: это и оформление главного алтаря и иконостаса, иконы в Царских вратах, образы в нишах пилонов. За эту работу он получил звание профессора исторической и портретной живописи и стал преподавать в живописном, натурном, рисовальном и этюдном классах Академии художеств.

Нефф Т.А. Мечтание 1840

В 1839 году Карл Тимолеон Нефф получил звание академика, а 19 апреля 1844 года ему был пожалован дворянский титул. При этом он уже значился под именем Тимофея Андреевича Неффа. Откуда взялось такое отчество, так и осталось загадкой, но в российских каталогах он пишется именно так.
В 50-х годах XIX века по заказу великой княгини Елены Павловны он делал композицию музыкального зала Михайловского дворца. В это же время им написаны известные картины "Русалка" и "Купальщица", которые император Александр II купил для Эрмитажа. После этого Нефф приступает к созданию галереи портретов семьи Романовых, пишет портрет Петра I как императора, подтвердившего в 1710 году привилегии балтийских дворян, который ему заказало Рижское дворянское собрание.С 1864 года Нефф был смотрителем Эрмитажа, в его обязанности входила реставрация картин, а также оформление стен царских комнат.

Нефф Т.А. Портрет императрицы Александры Фёдоровны

(Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева)

Нефф Т.А. Портрет Великой кн. Марии Николаевны 1846

(Государственная Третьяковская галерея)

Нефф Т.А. Портрет великой кн. Марии Николаевны (работа с аукциона)

Нефф Т.А. Портрет придворной дамы 1830

Нефф Т.А. Портрет камеристки императрицы Александры Федоровны

Нефф Т.А. Портрет Великой княгини Екатерины Михайловны 1850

20 мая 1838 года в церкви Виру-Яагупи обвенчался с мадемуазель Луизой Августой Доротеей фон Каулбарс из Мыдрику. В 1850 году Нефф купил на имя жены мызу Пийра недалеко от Раквере, где обустроил ателье. Именно там было создано большинство его картин. Через 10 лет семья Неффа у наследников приемного отца приобрела и мызу Мууга. А в 1866 году Нефф приступил к строительству господского дома. Проект дома и парка был составлен самим хозяином. Придворный художник сделал все, чтобы превратить родовое поместье в настоящий художественный музей. Здесь он собрал свои лучшие произведения, копии картин Тициана, Рубенса, Ван Дейка и др., установил копию скульптуры "Венеры Милосской". В вестибюле мызы поставили мраморную лестницу — подарок художнику от императора Александра II. Карл Тимолеон сам начал и расписывать стены и потолки комнат, но не успел закончить, поэтому продолжил за него эту работу его сын Генрих фон Нефф.

Нефф Т.А. Юная девушка

После смерти Карла Тимолеона наследником мызы Мууга стал Генрих Гастон фон Нефф, продолживший начатое отцом дело по созданию в усадьбе музея. Потом усадьба перешла в руки внука императорского художника Тимолеона Карла фон Неффа, а последним владельцем был правнук - Генрих Нефф. Этот хотел открыть в Мууга дом-музей прадеда и собрать здесь все его работы. Но 3 мая 1940 года все планы были перечеркнуты пистолетным выстрелом: Генрих Нефф был убит. Коллекция поместья осталась без хозяина, и все оставшиеся в ней бесценные экземпляры только в 1946-48 гг. были перевезены в Эстонский художественный музей в Таллинне. А в господский дом Мууга, построенный с любовью великим художником, переехала местная школа, основанная в 1796 и ютившаяся в не подходящем для учебного заведения помещении. Кстати, она находится там до сегодняшнего дня...
Вот такая вот история жизни. Тимофей Андреевич Нефф нашел свой последний приют на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге (хотя нигде в справочниках по некрополям Петербурга подобного упоминания нет), а его прекрасные картины можно увидеть в Эрмитаже, в музеях Эстонии, Лондона и в старинных дворянских усадьбах.