Как придумывать новые уникальные имена для персонажей своих рассказов. ■ Сказочный терем. ■ Сказочные предметы

Клуб Увлеченных Мам

Способов создания нового существует довольно большое количество. Сегодня познакомимся с простыми приемами, которые легко освоит ребенок. Что тут придумывать, скажите вы. Бери лист бумаги и воплощай на нем свои идеи при помощи карандаша. Да, есть люди, которым легко и просто вообразить совершенно нового персонажа, ранее не бывшего. А что делать тем, у кого с этим процессом посложнее? Когда идеи иссякли и каждый новый герой – это небольшое видоизменение предыдущего? На помощь придут приемы из этой статьи!

Способ 1. Несуществующее животное

Для этого нужно взять нескольких уже существующих персонажей и сконструировать из них одного нового.

У меня в детстве была книга, в которой были портреты разных . Каждая страница была разрезана на три части. Перелистывая части страниц создавались разные животные: страусо-медведе-лошадь. От первого голова, от второго туловище, от третьего нижние конечности. Подобный органайзер можно сделать самостоятельно. Нарисовать животных в альбоме и каждый лист разрезать. Найти картинки в интернете и распечатать. Поискать в книжных магазинах, вероятно, подобные книжки издаются и сейчас.

Можно воспользоваться кубиками, на которых изображены части животных или других персонажей. Вот что из этого может получиться:

Такой способ довольно прост в использовании. Есть минус в том, что количество создаваемых объектов ограничено. Следующий пункт решает этот недостаток.

Способ 2. Морфологический ящик Фрица Цвикки

Суть его заключается в том, что создается многомерная таблица (ящик) с характеристиками и параметрами, которые могут быть у нового персонажа. Все ответы шифруются и помещаются в ящик.
Выглядит ящик так:

А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7
Б 1 Б 2 Б 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7
В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6 В 7

Под буквами А находятся разные части тела нового героя. Если ящик создаете совместно с ребенком, то спросите, какие части тела будут у героя? Мои варианты следующие:

  • А1 – голова;
  • А2 – шея;
  • А3 – туловище;
  • А4 – верхние конечности (руки, лапы);
  • А5 – нижние конечности;
  • А6 – хвост;
  • А7 – усы/антенны.

Количество колонок у вас будет таким же, либо изменится.

В строке Б помещены объекты, у которых берем форму и покров данной части тела:

  • Б1 – собака;
  • Б2 – петух;
  • Б3 – черепаха;
  • Б4 – девочка;
  • Б5 – лошадь;
  • Б6 – кролик;
  • Б7 – жук.

Соответственно, от собаки берем длину и частоту шерсти согласно той породе, которую выбрали для образца, у петуха – оперение и т.д. Составляя эту строку можно изучить и строение человека, животных, насекомых и пр. Провести соответствия и сопоставительный анализ. Например, усы человека и усы кошки отличаются от усов жука.

Начните заниматься творчеством с ребенком с удовольствием!

В строке В помещены цветовые решения:

  • В1 – белый;
  • В2 – розовый;
  • В3 – серый;
  • В4 – зеленый;
  • В5 – синий;
  • В6 – красный;
  • В7 – желтый.

Теперь извлекаем наугад разнообразные сочетания из ящика. Из каждой строки берется по одной букве: А5, Б6, В3. Таких комбинаций для одного героя должно быть по данному ящику либо 7, либо меньше. Зависит от тех частей тела, которые будут у нового персонажа.

Мои комбинации для нового героя такие: А1, Б7, В4; А7, Б1, В7; А4, Б6, В2; А5, Б6, В3; А3, Б7, В2; А2, Б4, В1.
Расшифровываем полученное: голова (А1) хомяка (Б7) зеленого цвета, усы (А7) собаки (Б1) желтого цвета (В7), верхние конечности (А4) кролика (Б6) розового цвета (В2), нижние конечности (А5) как у кролика (Б6) серого цвета (В3); туловище (А3) жука (Б7) розового цвета, шея (А2) девочки (Б4) белого цвета. Из данных параметров рисуется новый герой. Если это будущая игрушка, то подбирается материал и воплощается идея.

Такой способ придумывания для детей – увлекательная игра, правила которой они схватывают на лету и тут же генерируют свои варианты морфологического анализа. Данный способ можно использовать и для создания новых игр.

Способ 3. Грифонаж

Возьмите лист бумаги. Можно маленький – 10х10 см. Фломастером, простым карандашом нарисуйте каракулю. Самую обычную каракулю, которую вы рисовали в детстве. Рисуйте так, как хочется руке по всему листу. Когда почувствуете, что лист наполнен/запачкан, завершите рисование и отложите карандаш. Фундамент для создания нового героя готов.

Сфотографируйте то, что у вас получилось. Можно и отсканировать, или сделать несколько копий каракули. Наша задача – сохранить эту самую каракулю. Зачем? Обязательно расскажу вам, но позже.

Всмотритесь внимательнее в каракулю. В ней что-то спряталось. Может быть это носорог? Может там или утка? А может быть, там только множество черных пересекающихся линий? Поверните лист. Вертите его как хотите, наклоняйте, отходите подальше. Смотрите. Смотрите. И смотрите. Что-то нашли? Замечательно! Но это не предел. Разыщите еще пару-тройку объектов.

Выберете то, что вам понравилось больше всего. Обведите ярче. Можете дополнить недостающие детали. Рисунок-грифонаж готов!

Можно нарисовать все найденные объекты. Размноженные каракули в этом помогут. Иногда создаются совершенно новые персонажи, которых прежде не было. Порой данным героям можно добавить то, что сделает их особенными среди подобных ему представителей. И предыдущий способ в этом поможет.

Задание: создайте 3 новых героев совместно с ребенком. Если ребенок еще не умеет достаточно хорошо рисовать, то он может стать соавтором грифонажа и нарисовать замечательную каракулю. А для создания нового героя по способу один и два малыш тоже может быть соавтором. Например, перелистывать страницы, показывать на ячейки ящика и тем самым совершать выбор комбинаций.

Что вам даст выполнение этого задания? В следующей статье мы будем придумывать новый сюжет для будущей сказки. А потом создадим новое произведение!

Сегодня мы продолжим тему, как ненавязчиво, в увлекательной для ребенка форме, тренировать фантазию, развивать речь, творческое мышление и изучать окружающий мир. И делать мы это будем на примере игр-упражнений из чудесной книги Джанни Родари - «Грамматика фантазии» .

Как легко, весело и с пользой придумывать с ребенком новых персонажей для игр и сочинения собственных сказок? Мы попробовали и нам очень понравились 4 варианта фантазирования.

1 . Персонажи из различных материалов: стеклянный человечек, песочный, огненный, сахарный, хлебный, мятный, изо льда, фольги, ваты, железа и т.д. Интерес в том, что этот герой должен будет действовать, двигаться, знакомиться, попадать в ситуации в соответствии с материалом, из которого сделан. То есть нужно будет обязательно учитывать его химические и физические свойства.

Возьмем, к примеру, стеклянного человечка. Этот материал прозрачный, значит, такой герой тоже обладает этим свойством, причем в прямом и переносном смысле. Его мысли можно читать. Нравится ли ему это? Что он может сделать, чтобы их спрятать? Стекло хрупкое. А, значит, дом такого человечка должен быть обит чем-то мягким. А где он вообще может жить? Современный город вряд ли ему подойдет. С кем он может дружить? А кого ему следовало бы опасаться? Стекло можно мыть, но такой человечек может утонуть, в отличие, к примеру, от деревянного.

Если человечки изо льда, мороженого, сливочного масла, то все вместе они могут жить в холодильнике. И все их приключения будут происходить между морозилкой и полками для овощей - иначе растают.
То, что будет происходить с человеком из папирусной бумаги, не произойдет с человеком из мрамора, соломы, шоколада, дыма, колбасы, пластмассы.

В историях с подобными персонажами простор фантазии безграничен и неизвестно, куда приведет вас ваша сказка. У нас с детьми придумалась вот такая история.

Жил-был на свете мыльный человечек. Он очень любил чистоту: носил белоснежную одежку и стерильные перчатки. Жил в стерильно чистой квартире. Ходил с огромным чемоданом, в котором хранил кучу тряпочек и различные моющие средства. Ему было трудно жить: он всюду видел грязь, микробы, вирусы, но не мог все это хорошенько вымыть, ведь ему нельзя было иметь дело с водой. Поэтому, чтобы не испачкаться, он очень редко выходил на улицу. Но однажды через окно он увидел удивительной красоты бабочку. Она так поразила его воображение, что мыльный человечек, забыв обо всем, выбежал на улицу. И тут его охватил ужас - сколько же грязи вокруг! Дороги, дома, машины, мусорные баки!!! Все это нужно срочно мыть! И, забыв об осторожности, он раздобыл воду и принялся за дело. Чистил и чистил, не переставая, несколько дней и ночей, но грязи, как ему казалось, становилось только больше. И он так устал и так измылился, что заснул за работой прямо на улице. А дальше… как это случилось, он так и не понял, наверное, его перенесло ветром - он проснулся на лесной поляне. Бушевал май, росла сочная трава, благоухали цветы. Мыльный человечек открыл глаза и увидел огромное чистое небо, а потом какие-то белоснежные цветы с прозрачными капельками чистейшей росы. Он никогда не видел ничего подобного. Человечек, как завороженный, просидел весь день рядом с цветами, наслаждаясь их ароматом и совершенной красотой.

А вот дальше мнения детей разделились. Младшая сказала, что мыльный человечек остался жить на поляне. А старшая предположила, что он вернулся в город, нашел мыльную фабрику, где его восстановили. Он работал днем дворником, а утром и вечером ходил любоваться природой.

2. Персонажи комиксов

Дети любят читать комиксы, но, как выяснилось, еще больше любят их сочинять. Придумать персонажа комикса очень легко - у него должна быть одна особенность, которая будет обеспечивать ему все новые и новые приключения или одно и то же, которое будет повторяться в разных вариантах до бесконечности. Отличительная черта при этом - не внешняя, а особенность характера, суперспособность или стиль поведения. К таким персонажам относятся такие обобщенные герои, как пират, разбойник, следопыт и т.д. Как пишет Джанни Родари, сочинить и изобразить на бумаге комикс - дело во всех отношениях полезное. Ведь для этого нужно придумать сюжет, понять, как его лучше подать, как расположить картинки; надо сочинить диалоги, дать внешнюю и психологическую характеристику персонажа и т.д.

У нас пользуется популярностью супердевочка. Персонаж этот незамысловатый, но дочка любит играть в него и в какой-то степени ассоциирует себя с ним. Думаю, что у каждого ребенка найдется подобный любимый герой. И не удивляйтесь, если придумывание комиксов, увлечет вашего ребенка гораздо больше, чем написание школьных сочинений.

3. Путешествие по собственному дому или оживление предметов

В этой игре мы выбираем любой предмет и отстраняемся от его повседневного назначения, придумывая что-то абсолютно новое и неожиданное. Дети и сами часто применяют этот прием, когда воображают стул поездом, а найденную палку шпагой или самолетиком.

Для малышей можно сочинять рассказы во время их кормления, оживляя предметы, находящиеся на столе. И тогда вилка будет дружить с ножом и спорить с ложкой о том, кто главнее. Или же блюдце превратится в автомобиль, самолет, черепаху, улитку… Ребенок очень быстро включится в эту веселую для него игру, вам нужно будет лишь ее активизировать, подсказав наводящими вопросами интересный сюжетный поворот.

Я предложила детям «оживить» что-нибудь в квартире, и они выбрали наше старенькое фортепиано. И неожиданно нафантазировали историю о семье музыкальных инструментов. Мама Арфа - красивая, спокойная, ласковая, великолепно поет, но ужасная домоседка, печет вкуснейшие тортики и… мечтает танцевать в балете «Спящая красавица». Папа - Барабан- большой, толстый, с густой черной шевелюрой и длинными усами, громогласный, нетерпеливый, строгий и очень занятой. И детки: младшая - Флейточка - непоседа, хохотушка, вечно из-за своего любопытства попадающая в нелепые ситуации. И старшая - Скрипочка - очень нежная, ранимая, добрая, любит всем помогать, впечатлительная. Ее легко обидеть, и она все время плачет: и от грусти, и от радости. А еще у них есть дедуля - старый Рояль. Он - любитель шумных вечеринок, заядлый театрал, балагур и неутомимый выдумщик.

Конечно, это всего лишь набросок к дальнейшему развитию характеров и сюжета. И персонажи этой истории не претендуют на какое-либо точное соответствие их реальным музыкальным характеристикам. Эти образы основаны лишь на детских ассоциациях и приправлены легким юмором. Но польза от подобного сочинительства, я думаю, очевидна.

Небольшая рекомендация: все дети разные, и не всем сразу удается включаться в поток сочинительства. На первом этапе просто задавайте детям как можно больше вопросов и пусть они выбирают понравившийся им вариант. Фантазируйте с удовольствием и не относитесь к этому занятию слишком серьезно! Один из секретов успеха любой деятельности с детьми - соблюдение принципа РАДОСТИ.

4. «Фантастическое вычитание», или игра в ничего

Это очень увлекательная игра для развития мышления, изучения и осмысления окружающего мира, которая пришлась нам по душе. Дело в том, что моей младшей дочке (ей четыре года) становится скучно, если ей просто рассказывать что-то «научное». А вот эта несложная игра вызвала у нее живой интерес. Нужно всего лишь задать ребенку один вопрос: «Что случилось бы, если на свете не стало чего угодно (сахара, стула, стола, солнца, денег, бумаги, солнца, дверной ручки, зеркала…) ?»


Например, я спросила: «Что случилось бы, если бы исчезли все деревья?» И тут дочка узнала, что привычные для всех деревья вокруг на самом деле играют огромную роль в жизни всех живых существ на Земле. И это ее впечатлило! Обычный объект предстал в совершенно ином свете! Проговорили час, узнали много новых фактов, полистали энциклопедию о деревьях, и на следующий день дочка сама предложила сыграть в эту же игру.

Так что спасибо Джанни Родари за великолепные идеи! Если они вдохновили и вас, то выберите для начала один из предложенных вариантов игр, который вам больше всего понравился. Чтобы все получилась, вы должны играть наравне с ребенком, и вам должно быть тоже интересно, и тогда он обязательно откликнется и вовлечется в процесс фантазирования. И не бойтесь, что у вас не получится. Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать абсолютно в любом возрасте, чтобы жизнь была ярче, веселее и увлекательнее.

Татьяна Гизатова, педагог, арт-терапевт, мама троих детей

Надоело перебирать однотипные имена для героев своих историй? Кажется, что вы снова и снова возвращаетесь все к тем же тривиальным вариантам? Вот несколько способов придумать интересные, необычные имена.

Шаги

Создание уникальных имен

    Можно использовать имя в качестве фамилии. Поскольку имя и фамилия обычно звучат совсем по-разному, нарушение этого правила поможет вашему герою немного выделиться среди других.

    • Примерами такой ротации могут служить варианты: Aнна Джои, Роберт Гидеон, Пол Майкл
    • Этот тонкий прием лучше всего подойдет для описания событий, разворачивающихся в месте и времени, близком автору.
  1. Ищите имена в неожиданных местах. Просмотрите титры к телешоу или фильму; там можно найти большое количество нетипичных имен и их комбинаций. Гуляя пешком или проезжая по городу на велосипеде или машине, обращайте внимание на названия улиц. Для имени можно даже позаимствовать название иностранного города, далекой туманности или экзотического растения.

    • Это довольно свободный подход, поэтому его можно распространить на все многообразие жанров и имен: как мужских, так и женских.
  2. Необычные варианты можно найти в книгах. Полистайте телефонный справочник или словарь имен, особенно детских. Там можно найти много редких имен и интересных вариаций их произношения.

    • Можно ли назвать общеупотребительными найденные там: Рэзили, Кадиа, Джовал, Джэнтани, Кэрил или Кэлин?
    • Если вы хотите не просто найти красивое имя, а стремитесь, чтобы оно подчеркивало характер героя, обратитесь к библиотеке мифов. Однако, дабы оно не звучало чересчур уж банально (скажем, Афина), придется отказаться от скандинавской, греческой или римской мифологии.
  3. Создавайте имена из простых слов. Говорят, некоторые имена в “Гарри Поттере” Джоан Роулинг составила как анаграмму на описание характера персонажа. Существует целый ряд алгоритмов для такого поиска, которыми можно воспользоваться при подобном подборе. Например:

    • Миксуйте обычные имена. Так, из “Сара” и “Жозефина” можно получить “Жозара” и “Серафина”; “Гарретт” и “Адриан” могут стать “Адриетт” и “Гарран”, и так далее.
    • Поэкспериментируйте с разными вариантами произношения. Замените Майкла Микаэлом, Габриэля Гайбрелом, так далее.
    • Поменяйте порядок букв в своем собственном имени (или имени вашего друга). Если вас зовут Боб Смит, с помощью инверсии букв можно получить что-то вроде Оми Тиббса. Ваша подруга Эйлин может стать Нелли, Аннабель Беланной, и так далее.
    • Составляйте анаграммы на повседневные слова. Например, “смех” может стать основой для имени Месх, “прыгун” – для Гунпри. Вы можете также воспользоваться этим способом, чтобы создать имя, которое соответствует характеру вашего персонажа. Так, человек по имени Месх (от слова “смех”) может быть балагуром и весельчаком, а персонаж с именем-анаграммой на слово “прыгун” – действительно увлекаться паркуром и быть известным тем, что прыгает он выше всех.
  4. Произвольный выбор. Если вы ищете что-то действительно уникальное, откажитесь от принципа составления на основе чего-то уже известного и попробуйте придумать нечто совершенно новое. Это может быть что-то из области научной фантастики или историй в стиле фэнтези, что полностью выпадает из вашего теперешнего культурного контекста.

    • Наберите в текстовом редакторе (к примеру, Word) случайный набор букв. Затем выберите из него ту последовательность, которая покажется вам наиболее перспективной и переделайте ее так, чтобы она вам понравилась.
    • Или можно вырезать из журнала отдельные буквы, подбросить их вверх и посмотреть, какая комбинация получится, когда они упадут на пол.
  5. Назовите героя в честь вашего любимого литературного персонажа. Но постарайтесь не делать это чересчур очевидно, ведь вы же не хотите заниматься открытым плагиатом.

    • Скажем, если вы хотите назвать свою героиню в честь Китнисс Эвердин, не называйте ее просто Китнисс Эвердин, так как это не только неоригинально, но и является нарушением закона об авторском праве. Вместо этого постарайтесь создать похожее имя, такое, как “Катарина” вместо “Китнисс”, или “Дин” вместо “Эвердин”.
    • Также можно использовать имена знаменитостей для создания новых, смешивая их или комбинируя. Например, Джастин Байбер и Кейт Алекса могут стать Джекса Келбайр.
  6. Для создания новых имен используйте существующие слова и фразы: адаптируйте их или запишите с ошибками. Это может быть орфографическая ошибка или использование транслитерации.

    • Попробуем записать с ошибками “Вроде того”. Пускай получилось “Вратитаво”. Потом из того, что получилось, выбираем интересную комбинацию. Например: Титав, Итав или Рати.
    • Запишите короткий отрывок из песни без пробелов между словами и попробуйте найти интересные комбинации. Например, на основе фрагмента: “Тот кто верит, тот и в пути. Голос ветра, звёзды любви” у нас получилось Товер, Тигол, Етраз, Ритто, Лосве, Етра, Азве.
  7. Поменяйте гендерную принадлежность имени. Сделайте женское имя из мужского и наоборот.

    • Но помните, что не все имена имеют эквивалент для противоположного пола.
  8. Поищите имена в Интернете. Если вы воспользуетесь программой-генератором имен (который вообще-то подразумевает создание детских имен, но все-таки может оказаться полезным), вам с высокой долей вероятности попадется хотя бы одно, а то и несколько, имен, которыми вы захотите назвать своих героев.

    Использование любимой буквы (или букв)

    1. Составьте список букв, присутствие которых в имени желательно. Если вы все еще колеблетесь, пусть это будет только одна из ваших любимых букв. Например, вы хотите, чтобы в имени персонажа была буква Л или С, потому что вам нравится, как они звучат, или вы чувствуете, что они бы могли соответствовать личности героя.

      Подберите окончание. Обычно женские имена оканчиваются на -а, -бель, -на, -ли, -и, -ей, -лин, так далее. Типичные окончания мужских имен: -об, -аб, -ан, -ли, так далее. Выберите то, которое вам по душе или сочините его сами!

    2. Составьте имя на основе любого понравившегося вам слова или из названия первого объекта, который попадется вам на глаза, когда вы отведете взгляд от монитора или выглянете из окна. Если название этого объекта на ваш взгляд – не очень подходящая стартовая площадка для составления имени, подберите синонимы.

      • К примеру, вы разглядываете луну. Почему бы не использовать также синоним “небесное тело”, на основе которого можно создать имя “Бесси”.
    3. Добавьте еще букв к тем, которые вам нравятся. Пускай ваши любимые буквы – это “О” или “А”; вы можете добавить “н” и “х”, чтобы получилось “Ханна”.

      • Если имя, которое вы сочинили, звучит немного коряво, добавьте еще букв, но не перестарайтесь.

    Поиск имен, соответствующих персонажу

    1. Используйте имя, которое вписывается в атмосферу вашей истории. Имена должны соответствовать обстановке, временным рамкам и/ или стране, где разворачиваются события.

      • Если имена звучат типично для данного региона, это добавит вашей истории достоверности. Например, если место действия – Китай, то, скорее всего, имена должны быть совсем другими, чем в истории, которая происходит в Африке.
      • Еще один прием, использованный когда-то Джоном Брейном, – использовать для имен географические названия из того региона или страны, где находится ваш персонаж.
    2. Выбирайте имя, которое легко произносить. У большинства читателей не хватит терпения разбирать по буквам имя героя каждый раз, когда оно встречается. Имя, которое трудно выговорить, может даже отбить у читателя желание далее погружаться в сюжет, и он может даже вовсе прервать чтение.

      • Отдавайте предпочтение именам, которые вы сможете легко выговорить громко и потренируйтесь их произносить.
      • Избегайте использования большого количества странно записанных имен для своих героев, поскольку это может привести читателя в замешательство, и даже охладить его интерес к событиям.
    3. Подумайте о том, какой смысл(ы) может стоять за именем героя вашего произведения. Значение имени может помочь вам найти связь между тем, как его зовут, и его чертами характера. Подумайте о том, как значение имени может подчеркнуть его личностные характеристики.

      • Можно также использовать прием противопоставления имени характеру, чтобы создать контраст между звучанием или значением имени и личностью персонажа. Например, грубоватую и упрямую девушку можно назвать Лейси, а занудного ребенка – Брок.
    • Попробуйте изменить порядок букв в слове, которое описывает персонаж. К примеру, Лукавый на Вакул, Застенчивый – на Етзас Винч, Наивная – на Наия Ван, и далее в таком духе. Потом вы можете добавлять и убирать буквы на свое усмотрение.
    • Если вам нужно имя для научно-фантастического произведения, можно использовать сочетания и комбинации на свой вкус. Имен существуют тысячи, и, комбинируя имена из научной фантастики, вы можете придумать совершенно уникальный персонаж.
    • Такие имена как Аристотель, Себастьян и Бриджелль хороши для классических историй, в то время, как Эндрю и Том или Эмма и Сара – прекрасно подойдут главным героям более “современных” историй.
    • Видоизмените привычное имя, чтобы разделить его на более интересные формы. К примеру, Крис может стать Крисс, Крайс или даже Кристалл.

    Предупреждения

    • Не называйте свой персонаж в честь героя уже опубликованной истории, особенно, если они имеют схожие характеры. Это может быть рассмотрено как нарушение авторских прав. Выясните, использовал ли кто-то данное имя в литературных произведениях прежде, чем нарекать им своих персонажей.
    • Имена должны быть правдоподобными, особенно, если вы работаете над серьезной или печальной повестью. Даже если вы стремитесь к креативности и ощущению фантастичности, с именами вроде “Лорд Марки Марк” или “принцесса Серфборт” читателю может быть сложно воспринимать действующие лица, да и всю историю в целом, серьезно.
    • Не спешите вписывать имя в текст сразу же после того, как вы его сочинили или отыскали. Сначала расскажите о нем хотя бы еще одной (желательно беспристрастной) персоне. Что для вас звучит прекрасно, может звучать как касторка для ваших слушателей.

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей - тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю, что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Детям предлагается дать названия небольшим незнакомым сказкам или стишкам.

■ Придумайте заглавие к отрывкам из сказок

К каждому отрывку можно придумать множество названий. Чем их больше, тем лучше. Правильными следует считать те, что соответству­ют содержанию.

■ Придумайте название картине (открытке)

Детям предлагается рассмотреть незнакомую картину или открыт­ку и придумать для нее название.

■ Анализируем характер

Задача - проанализировать характер героя того или иного произ­ведения:

А. Назвать черты характера героя. Б. Выбрать основную, главную черту.

■ Поиск причин событий

Детям предлагается определить причины возникновения некоторых сказочных ситуаций. Например:

Ослику Иа было смешно...

Весь день Бармалей бегал по лесу...

Золушка не смогла поехать на бал...

Список можно продолжать до бесконечности.

■ Расскажи, но... покороче

Предлагается не просто пересказать сказку, а сделать это как можно короче, чтобы осталось главное, а второстепенное ушло.

■ Расскажи другими словами

Вариант I. Берется несколько несложных фраз, и детям предлага­ется попробовать выразить содержащиеся в них мысли другими сло­вами, не искажая смысла.

Вариант II. Предлагается пересказать рассказ языком разных пер­сонажей (языком маленького ребенка, кота Матроскина или почтальо­на Печкина).

■ На что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоу­гольник и т. д.

Такое задание можно выполнять очень долго. Главное - результат.

■ Без плагиата

Дети получают кружки разного цвета, для начала по два-три. нужно сказать, на кого (или на что) они похожи, и придумать историю с их участием. Детям необходимо объяснить, что такое плагиат и что не надо повторять чужие сказки, а придумать что-то свое. Кружки можно увеличивать, цвета менять.

■ Невиданное животное, цветок, дерево, рыба и т. д.

Нарисовать свое животное (цветок, дерево, рыбу и т. д.), никем не виданное. Назвать его.

■ Необычная ситуация

Дети придумывают варианты развития различных сказочных ситу­аций. Например:

Что будет делать Буратино в гостях у Винни-Пуха?А в замке у Людоеда?

Как поведет себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах?

К тебе прилетел Карлсон, что ты будешь делать?

А если ты встретишь Маугли? И т. д.

■ Кто я?

Взрослый жестами, мимикой, звуками и т. п. изображает что-то а ребенок отгадывает. Например: чайник, поезд, часы и т. д.

Перепутанные названия

Дети отгадывают сказки, названия которых перепутал волшебника

- «Суп из метелки»;

- «Царевна-пчела»;

- «Мальчик-великан»;

- «Гадкий котенок»;

- «Пылюшка»;

- «Домик-домок»;

- «Редиска»;

- «Волк и семеро поросят»;

- «Три волчонка»;

- «Лягушка-домоседка»;

- «Дождливая королева»;

- «Шар, трубочка и ботинок»;

- «По карасьему приказу»;

- «Иванушка-умник»;

- «Иван-царевич и зеленый крокодил»;

- «Комарище»;

- «Подаренная луна»;

- «Зеленые усы»;

- «Зажигалка».

Выберите одну из сказок и расскажите ее в новом варианте.

«Необыкновенные сказки»

Дети выбирают две картинки, на которых изображены различные предметы или написаны их названия (для дошкольников, умеющих читать или младших школьников), и придумывают словосочетания. Например, ребенок вытягивает две карточки: шоколад луна

Получаются такие словосочетания: шоколадная луна и лунный шо­колад.

Психолог может предложить детям выбрать одно из словосочета­ний и придумать сказку. Например, «Шоколадная луна»: «Однажды на небе я увидел большую шоколадную луну. На ней были ореховые горы, изюмные леса, молочные реки. Очень вкусная луна. А еще туда возят детей на экскурсию на ковре-самолете. Им дают маленькие лопатки, и они могут, когда им захочется, накопать себе шоколада с орехами или изюмом, или сливочной помадкой. Очень вкусная экскурсия получается».

Примеры словосочетаний:

Диванное облако - облачный диван.

Солнечный домик - домашнее солнце.

Книжная музыка - музыкальная книга.

Конфетный компьютер - компьютерная конфета.
Существительные могут быть разные, их сочетание бывает очень забавным, что вызывает эмоциональный подъем у детей.

■ Пять картинок

Каждому ребенку дается набор из пяти картинок. Психолог просит детей рассмотреть картинки и придумать сказку, используя все кар­тинки.

Варианты картинок:

Лес, луна, Карлсон, домик, ежик.

Море, солнце, медуза, корабль, кот Матроскин.

Дерево, петух, муравей, воробей, кольцо.

■ День рождения Ослика Иа

Психолог спрашивает у детей: «Вы помните, ослика Иа из сказки о Винни-Пухе? Он был очень грустный. И день рождения у него тоже был очень грустный. Давайте выберем, кто у нас будет ослик Иа. Все остальные дети - гости. Не забудьте "подарки". Теперь пусть каждый из вас подойдет к ослику Иа, скажет, какой подарок он ему дарит и для чего этот подарок ему нужен. Например: "Я дарю тебе корзинку, в нее ты сможешь положить разные вещи, предметы, которые найдешь по дороге", "А я хочу подарить тебе расческу, ею ты сможешь расче­сывать свой хвостик"». После того как все дети подарят воображае­мые подарки, «ослик Иа» рассказывает, какой подарок ему понравил­ся больше всего.

■ Игра со Слонопотамом

Психолог рассказывает детям, что у одного из племен Африки есть охотничья игра: они бесшумно подходят к спящему носорогу, очень свирепому зверю, и кладут ему на спину камешки. Если носорог про­снется - жизни смельчака будет угрожать смертельная опасность. «Однажды Винни-Пух и Пятачок отправились на охоту На Слонопотама. Сейчас один из вас будет - Слонопотам. Пусть он ляжет на ковер. Мы накроем ему голову платком, чтобы он никого не мог ви­деть. А вы будете Винни-Пухами и Пятачками. Становитесь друг за дружкой. Вам надо подкрасться к Слонопотаму так, чтобы он не слы­шал шагов, и положить ему на спину маленький камешек. Когда отой­дет один "охотник", пусть идет следующий. Удастся ли вам положить камешек так, чтобы Слонопотам ничего не почувствовал?»

■ «Воздушные шарики»

Психолог спрашивает у детей: «Помните ли вы, как Винни-Пух подбирал цвет шарика, чтобы запутать пчел? Возьмите в руки шарик понравившегося вам цвета. Подумайте, что напоминает вам этот ша­рик? А теперь представьте, что вы - Винни-Пух. Во что сможет "пре­вратиться" ваш шарик? Например, зеленый шарик - листок, кустик; огурец, арбуз; синий - тучка, лужа, кусочек неба; красный поми­дор, яблоко, цветок; желтый - солнышко, цыпленок, одуванчик и т. д.

Придумали? А теперь без слов проделайте какие-то действия с ша­риком, чтобы мы смогли догадаться, во что превратился ваш шарик». Ребенок показывает до тех пор, пока дети не догадаются. Дети могут задавать вопросы, на которые ребенок кивком головы может отвечать «да» или «нет».

■ Дом для сказочного героя

Дети вспоминают сказочных героев и рисуют для одного из них сказочный дом. Затем каждый ребенок по очереди описывает дом, ко­торый он нарисовал, а остальные дети пытаются определить, какой сказочный герой живет в этом доме.

■ Сладкий мир Винни-Пуха

Психолог обращается к детям: «Чем любил лакомиться Винни-Пух больше всего на свете? Ну конечно, медом, сгущенкой, вареньем и остальными сладостями. И придумал он себе сладкую страну, где все было из разных сладостей: медовые цветы, реки, полные варенья, мармеладные деревья и даже зефирные облака. А теперь возьмите одну из карточек, на которых изображены различные предметы (дом, машина, стол, книга и т. д.) и природные явления (снег, дождь, радуга и т. д.) и придумайте, из каких сладостей они сделаны».

■ Путешествие на Снежинке

Детей просят представить, что им на руку упала маленькая холодная снежинка. Нужно дать детям возможность внимательно ее рас­смотреть, почувствовать ее холод. Затем предлагается представить, что вдруг на их глазах снежинка стала расти, расти, и стала такой боль­шой, как облако. Психолог: «Смелее садитесь на нее, сейчас вы отправитесь на ней в сказочную страну. Веселая или грустная история может произойти в этой стране? Сочините свою историю».

Путешествовать можно на капельке дождя, ветерке, солнечном лу­чике и т. д.

■ Желания Винни-Пуха

Дети представляют, что каждый из них - Винни-Пух. А у Винни-Пуха, как и у всех, есть свои желания. Затем детям предлагается на небольшом листочке бумаги нарисовать самое заветное желание Вин­ни-Пуха и опустить его в горшочек. После этого нужно перемешать все рисунки и, доставая из горшочка по одному рисунки с желаниями, попросить детей догадаться, какое желание там изображено. Тот, чей рисунок достали, не должен подсказывать.

Живая картина

Детям предлагается побыть художниками по сказкам. Они по оче­реди вытягивают иллюстрацию к какой-нибудь сказке и расставляют остальных детей так, чтобы получилась картина к этой сказке. Напри­мер, сказка «Винни-Пух», иллюстрация, когда Винни-Пух собирается добыть мед. «Художник рисует» картину (говорит детям, кем они бу­дут на его картине, что они будут делать и расставляет их): один ребе­нок - Винни-Пух, второй - Пятачок, кто-то будет пчела, кто-то - дуб, кто-то - шарик, кто-то ружье, кто-то куст, кто-то - ветер и т. д. Каждый ребенок должен участвовать в картине. Когда картина будет готова, по хлопку «художника», все начинают делать или говорить то, что им сказал «художник». «Пчела» - жужжать, «Пятачок» - дер­жать «ружье», «ружье» - стрелять, «ветер» - шуметь, «шарик» - летать и т. д. По хлопку психолога все замирают на месте, по хлопку «художника» картина «оживает». Детям нужно быть очень вниматель­ными и следить за тем, кто хлопнул в ладоши.

■ Герои одной сказки

Дети становятся в круг. Психолог (или педагог) по очереди бросает каждому ребенку мяч, называя сказочного героя. Ребенок, поймав мяч, должен назвать героя из этой же сказки и бросить мяч обратно.

Например, Герда - Кай, сестрица Аленушка - братец Иванушка, Золушка - принц, домовенок Кузя - Наташа, кот Матроскин - Ша­рик, Колобок - лиса.

■ Сказочный терем

Психолог приносит лист бумаги с нарисованным сказочным тере­мом в несколько этажей с разноцветными окнами (красные, синие, зе­леные, желтые, оранжевые, черные, коричневые, серые) и просит де­тей расселить сказочных героев в тереме. Дети кладут картинки сказоч­ных героев на этажи и окна того цвета, который они выбрали для данного героя. Герои должны быть как положительные, так и отрицательные. Когда все герои будут расселены, можно задать детям вопросы:

Как живется сказочным героям в этом тереме?

Не беспокоят ли соседи? Если беспокоят, то кого?

Как можно их помирить?

Кто с кем дружит, ходит в гости друг к другу?

Как поведут себя жители терема, если вдруг возникнет пожар?

■ Придумай сказочных героев на заданную букву

Дети выбирают карточку, на которой написана буква, и придумыва­ют сказку или сказочного героя, которые начинаются с этой буквы. Например:

А - Айболит, Аленький цветочек;

Б - Бармалей, Баба Яга, Буратино;

В - Василиса Прекрасная, Волк, Водяной;

Г - Гадкий утенок;

Д - Дюймовочка, Домовенок;

Е - Емеля-дурак;

Е - «Еж и заяц»;

Ж - Женя из сказки «Цветик-семицветик»;

3 - Заяц-хваста, Змей Горыныч;

И - Иван-царевич, Иван-дурак;

К - Красная Шапочка и т. д.

Сказочные предметы

Из двух стопок картинок дети выбирают одну картинку из той стоп-ки, где собраны изображения предметов сказочных героев: лук, невод и т. д. Нужно попросить детей вспомнить, кому принадлежат эти ска­зочные вещи. Затем психолог говорит, что сказочник все перепутал и раздал предметы не тем сказочным героям. После этого дети выбирают еще одну картинку с изображением сказочного героя. Например, у ребенка оказались две карточки: Винни-Пух и лук или Заяц Коська и невод. Дети должны придумать старую сказку на новый лад с этим героем и сказочной вещью. Например:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11