Оформление выпускной квалификационной работы бакалавра гост. Требования к дипломной работе

1. Бакалаврская работа оформляется в соответствии с: ГОСТ Р 7.0.5-2008 (Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005) (Отчет о научно-исследовательской работе); ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»; ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления); ГОСТ 7.82-2001 (Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления).

2. К защите принимаются только сброшюрованные бакалаврские работы. Общий объем бакалаврской работы должен составить50-70 страниц. Бакалаврская работа должна быть выполнена с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 черезполтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт- Times New Roman, размер 12, полужирный шрифт не применяется.

3. Текст бакалаврской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое - не менее 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - не менее 30 мм (ГОСТ 7.32-2001, в ред. Изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005)

4. ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЕ служат заголовками структурных элементов бакалаврской работы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.

5. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей бакалаврской работы и записываться с абзацного отступа. После номера главы ставится точка и пишется название главы. ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ не нумеруются как главы.

6. Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной).

7. Формулы можно размещать как отдельными строками, так и непосредственно в тексте. Второй вариант предпочтителен в том случае, если формула достаточно проста по написанию, не деформирует текст и на нее не делается в дальнейшем ссылка. В противном случае формулы записываются отдельной строкой.

В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами.

Все формулы, выносимые в отдельную строку, нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенной точкой. Номер формулы проставляется с правой стороны листа на уровне написанной формулы в круглых скобках, например:

, (3.1)

где: – сумма начальных инвестиций;

n – количество периодов в проекте;

– чистый денежный поток за период;

d – ставка дисконтирования.

Что значит – 1-я по порядку формула из третьего раздела.

Печать основного текста после пояснения значений символов и числовых коэффициентов формулы начинается через два полуторных междустрочных интервала.

8. Нумерацию сносок следует начинать заново на каждой странице, шрифт 10.

9. Графики, схемы, диаграммы располагаются в бакалаврской работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рисунок без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №, например: Рисунок 2.1. Название рисунка.

10. Таблицы располагаются в бакалаврской работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Они имеют заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей посредине. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Точки в конце заголовка не ставятся.

Слово "Таблица", заголовок и порядковый номер таблицы пишут один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут "Продолжение табл. 3.1". В последнем случае номер повторяют, если пояснительная записка содержит более одной таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы (приложение Е ).

11. Приложения должны начинаться с новой страницы в порядке появления ссылок на них в тексте и иметь заголовок с указанием слова Приложение, его порядкового номера и названия. Порядковые номера приложений должны соответствовать последовательности их упоминания в тексте.

12. Страницы бакалаврской работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Каждую главу работы следует начинать с новой страницы; параграфы на составные части не подразделяются.

Приложения не входят в установленный объем выпускной квалификационной работы, хотя нумерация страниц их охватывает.

13. Законченная бакалаврская работа подписывается студентом на лицевой обложке переплета.

14. Бакалаврская работа представляется на кафедру в печатном переплетенном виде в твердом переплете в одном экземпляре, а также в электронном виде для проверки в системе Антиплагиат.

6. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА
БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

К государственной итоговой аттестации (выполнению и защите ВКР) допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе бакалавриата.

Не позднее, чем в указанный в задании на бакалаврскую работу срок (не менее, чем за 10 дней до даты защиты), проверенная и подписанная руководителем работа должна быть представлена на кафедру вместе с отзывом руководителя для прохождения проверки в системе Антиплагиат.

Бакалаврская работа считается готовой к защите, если она сброшюрована, подписана студентом, и научным руководителем, на нее имеются отзыв руководителя ВКР, работа успешно прошла проверку на допустимый объем заимствований.

Прошедшая успешно проверку на объем заимствования, готовая к защите бакалаврская работа представляется на кафедру и получает от заведующего кафедрой официальный допуск к защите. Отметка о допуске к защите делается заведующим выпускающей кафедры на титульном листе бакалаврской работы.

Структура доклада по бакалаврской работе

Доклад, который студент делает перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), существенно влияет на окончательную оценку работы. Доклад должен быть кратким (7-10 минут), ясным и по существу темы выполненной бакалаврской работы.

Для того чтобы члены комиссии могли объективно оценить подготовленность студента к самостоятельному решению актуальных задач, доклад целесообразно построить по следующему плану:

1. Наименование темы бакалаврской работы.

2. Четкая формулировка цели работы.

3. Обоснование необходимости проведения исследований (проработок) в направлении поставленной цели, исходя из состояния вопроса в данной области. Критический анализ, выявление недостатков, имеющих место в выбранном предмете (объекте) исследования.

4. Постановка задач с целью совершенствования предмета (объекта) исследований в целом или его элементов.

5. Выбор метода (приемов) решения поставленной задачи (задач). Краткая характеристика модели предмета (объекта) исследования. Критерии принятия решения по совершенствованию предмета (объекта) исследований.

6. Результаты решения задач (количественные оценки и сопоставления). Выводы из проведенной работы. Полученный эффект (стоимостной, материальный и т.д.). Практическая применимость полученных результатов.

7. Формулировка предложений по совершенствованию предмета (объекта) исследования.

Доклад необходимо иллюстрировать раздаточным материалом (8-12 листов). Для наглядности необходимо использовать средства визуализации материала бакалаврской работы.

Наиболее важно иметь наглядную информацию по следующим вопросам доклада:

· цель и задачи работы;

· модель и критерии принятия решения по совершенствованию предмета (объекта) исследования;

· результаты исследований в виде графиков и таблиц;

· существо предложений по совершенствованию предмета исследования.

Каждый экземпляр раздаточного (иллюстративного) материала должен быть сшит и иметь титульный лист, подписанный студентом и руководителем (Приложение В ). Каждый член ГЭК должен быть обеспечен экземпляром раздаточного материала по защищаемой работе.

Каждый лист (слайд) раздаточного (иллюстративного) материала должен содержать:

· заголовок (шрифт 20-32);

· изобразительную часть;

· условное цветное обозначение для различных видов схем;

· пояснительный текст, при необходимости (шрифт 18-24).

Номер листа (слайда) иллюстративного материала необходим для использования однозначных ссылок на иллюстративный материал в процессе доклада и ответов на вопросы ГЭК. Номер ставится в правом верхнем углу и должен не мешать прочтению представленного материала и быть заметным. Нумерация листов (слайдов) иллюстративного материала должна быть сквозной.

Наименование листов (слайдов) выполняется в виде заголовка в верхней части листа (слайда). Заголовок должен быть кратким и соответствовать содержанию листа (слайда). Наименования, условные обозначения, текстовая часть слайда должны соответствовать тексту пояснительной записки.

Доклад в рукописном или машинописном исполнении с иллюстрированными материалами согласовывается с руководителем бакалаврской работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 38.03.01 «Экономика». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. №1327.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в МГУПС (МИИТ). Утвержден приказом ректора №706/а от 18.12.2015.

5. Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Утверждено приказом МГУПС (МИИТ) от 26.06.2015 № 375/а.

6. ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила»; введ. 2011-12-13. М.: Стандартинформ, 2012. 24 с.

8. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. Взамен ГОСТ 7.1-84. ГОСТ 7.16-79, ГОСТ-7.18-79, ГОСТ 7-34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. М.: Изд-во стандартов, 2004. 165 с.

9. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления. Введ. 2002 07-01. М: Изд-во стандартов. 2001. 23 с.

10. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Взамен ГОСТ 7.32-91; введ. 2002-07-01. М.: Изд-во стандартов. 2001. 16 с.

11. Королькова Н.В., Флягина Т.А. Написание и оформление выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению «Экономика»: Методические указания для студентов, занимающихся по программе бакалавриата направления «Экономика». – М.: МИИТ, 2013. - 37 с.

Приложение А. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В поисках ответа на животрепещущий вопрос, каков должен быть объем дипломной работы по ГОСТу 2017 – страниц, в частности, в количественном отношении, забрели на нашу виртуальную страничку? Вам повезло! Мы не просто рассказываем все, что знаем по этому поводу, но и предлагаем квалифицированную помощь по любым вопросам, связанным с дипломными проектами – оперативно, надежно, строго по ГОСТ!

Объем дипломной работы по ГОСТу 2017: страниц больше – тема всесторонне раскрыта?

Требования ГОСТ необходимо соблюдать – это беспрекословное правило, иначе хорошей оценки не видать. Но ведь существуют разные науки, разные факультеты, наконец, разные темы, которые тоже могут вносить свои коррективы в объем дипломной работы по ГОСТу 2017 — страниц в количественном отношении в этих случаях может быть и больше, и меньше регламентируемых стандартом ГОСТ.

В идеальном варианте о точных объемах следует уточнять на кафедре. Но если по каким-то причинам это не получается сделать, придерживайтесь «классики жанра», о чем поговорим ниже.

«Классика жанра», или о том, сколько должно быть страниц в дипломном проекте

Количество страниц в дипломном проекте зависит от следующих моментов:

  • типа выпускной квалификационной работы. Так, от бакалавров требуется дипломный проект на 65-70 страницах (это с учетом списка литературы и приложений). Будущие специалисты должны предоставлять аналогичные работы на 70-90 страницах. И самая объемная и трудоемкая – это работа будущего магистра: 80-100 страниц. Многие вузы в указанные «страничные» стандарты не включают список литературы и приложения, так что если приплюсовать эти страницы, то объемы в среднем увеличатся еще на 5-7 страниц;
  • сложности рассматриваемой темы: чем глубже «копнуть» — тем объемнее выйдет работа;
  • научной дисциплины. Например, будущие банкиры и аудиторы, раскрывая темы своих дипломных проектов, вряд ли вложатся даже в 100 страниц (без учета списка литературы и приложений) – у них, кроме слов, «работают» и цифры, увеличивающие количество дипломных страниц. А вот философы или историки вполне могут вложиться и в 65 страниц: и тема будет полностью раскрыта, и объем соблюден!
  • от требований кафедры: иногда кафедры устанавливают свои «объемные рамки», фиксируя их в методичках. Цифры могут отличаться от «классических» в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Важно: если объем не дотягивает до стандартов, работу возвращают на доработку. Так что старайтесь вкладываться в нормы!

Объемы разделов

Из чего складывается общий объем дипломной работы по ГОСТу 2017 – в страницах? Из объемов входящих в работу разделов. Распределение количества страниц по разделам следующее:
  • введение (2-3 страницы);
  • основная часть вместе с теоретическими и практическими главами (50-70 страниц). По количеству страниц главы должны быть приблизительно одинаковыми. Не допускать, чтобы одна глава была раздута, а другая едва дотягивала до половинного уровня предыдущей;
  • заключение (2-3 страницы).

Кроме того, в общий объем работы входят: титульник, содержание, список литературы. Единственное, что остается за пределами общего объема дипломного проекта, — это приложениям.

О списке использованной литературы, который входит в общий объем

Увеличивает в количественном отношении число страниц дипломного проекта и список литературы. В нем должно присутствовать следующее количество наименований:

  • для «бакалавров» — от 30 и больше наименований: из них 60% — статьи в научных журналах;
  • для «специалистов» — от 40 наименований: при этом от 70% материалов – из новейших академических изданий;
  • для «магистров» — от 50 наименований, среди них должно быть использовано не менее 80% статей из академических журналов, в том числе иностранных.

5.1. Бакалаврская работа должна быть представлена в печатном и сброшюрованном виде. Параметры:

    ширина верхнего поля - 15 мм;

    ширина нижнего поля - 20 мм;

    ширина правого поля - 10 мм;

    ширина левого поля - 25 мм.

Текст печатается через полтора интервала, 14 шрифтом, гарнитура Times New Roman. Абзацный отступ - 5 знаков. Сноски печатаются через один интервал 10 шрифтом и нумеруются арабскими цифрами без скобки. Нумерация сносок начинается заново на каждой странице.

    Нумерация страниц начинается со страницы 3. Титульный лист (1-я страница) и оглавление (2-я страница) не нумеруются.

    Вставки на полях и между строк не допускаются.

5.5. Таблицы должны быть простыми и удобными для размещения в тексте. В графах таблиц необходимо повторять одинаковые цифры, символы, формулы и обозначения, не заменяя их кавычками или иными знаками.

Пропуски в графах (за отсутствием данных) следует заполнять знаком «тире» или словами «нет данных».

5.6. На все пронумерованные иллюстрации должны приводиться ссылки в тексте.

5.7. Каждая структурная часть ВКР оформляется с новой страницы. Наименования структурных частей в тексте ВКР («СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ») печатаются прописными (заглавными) буквами по центру строки, без подчеркивания. Точка в конце наименования не ставится.

5.8. Наименования структурных частей (подпунктов) печатаются с абзацного отступа с прописной (заглавной) буквы, без подчеркивания. Точка в конце наименования не ставится.

      Расстояние между заголовком и текстом составляет 3-4 интервала, а между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала.

      Перенос слов в заголовках глав и подпунктов не допускается.

      ВКР оформляется на русском языке.

      При изложении своей позиции по отдельным вопросам, своей точки зрения, изложение должно вестись во множественном числе (например, «по нашему мнению», «на наш взгляд» и т.д.).

      Параграфы должны иметь двойную нумерацию арабскими цифрами (например: 1.1., 1.2., 2.1., 2.2.). Название параграфа отделяется от последующего текста интервалом в 1 строку. Деление на подпараграфы не допускается.

      Параграфы начинаются на той же странице, где заканчивается предыдущий параграф

Оформление табличного материала

      Цифровой материал, результаты расчетов и анализа, как правило, оформляются в виде таблиц, включаемых как в основную часть ВКР (выравнивание по центру), так и в приложения. На каждую таблицу в тексте должна быть сделана ссылка (например: Данные таблицы 2.1 показывают… , Результаты расчетов представлены в таблице 2.2) .

      Заголовки граф и строк таблицы пишутся с прописной (заглавной) буквы в форме единственного числа, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной (заглавной) буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точка не ставится.

      Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при переносе таблицы – над каждой частью, являющейся продолжением таблицы. Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах физических величин, но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах физических величин, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины (например: Размеры в сантиметрах, Доходы в рублях), а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и/или обозначения других единиц физических величин.

      Над таблицей справа помещается надпись «Таблица…» с указанием ее номера (знак № и точка не ставятся), после знака пишется тематический заголовок с прописной (заглавной) буквы, без подчеркивания. Точка в конце заголовка не ставится.

      Нумерация таблиц может быть сквозной в пределах всей текстовой части ВКР (например: Таблица 1, Таблица 2 и т.д. ) или в пределах главы (например: Таблица 1.1, Таблица 1.2 , где первая цифра обозначает номер главы, вторая - порядковый номер таблицы).

      В таблице не должно быть незаполненных граф и/или строк. При отсутствии данных в соответствующей графе и/или строке ставится прочерк.

      Строка с нумерацией граф таблицы арабскими цифрами необходима в том случае, если в тексте имеются ссылки на ее графы.

      В случае переноса таблицы на другой лист заголовок таблицы не дублируется, а в правом верхнем углу указывается: «Продолжение таблицы…», строка с нумерацией граф дублируется при ее наличии.

      При большом объеме таблицы ее следует оформить в виде приложения.

Образец оформления табличного материала смотри в приложении 8.

Общие правила

Бакалаврская работа с соответствующими схемами, таблицами и другими материалами оформляется на одной стороне листа формата А4 (297 х 210), используются принятые на практике унифицированные методы оформления. Размер левого поля 30 мм, правого 15 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).

Объем бакалаврской работы(без списка литературы и приложений) должен составлять не менее 50 и не более 60 страниц машинописного (набранного на компьютере) текста.

Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой (Приложение 5). На титульном листе обязательны: подписи студента, выполнившего бакалаврскую работу, руководителя работы, консультантов по разделам, заведующего выпускающей кафедрой. Справа от каждой подписи указывают инициалы и фамилию лица, подписавшего документ, а ниже подписи – дату подписания. Внизу указывается год выполнения бакалаврской работы.

ВНИМАНИЕ! В содержании перед такими структурными элементами как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» номер не проставляется!

Текст бакалаврской работы подразделяют на главы (разделы) и параграфы (подразделы). Каждый из параграфов должен содержать примерно равное количество страниц.

Главы должны иметь порядковые номера, обозначаемые арабской цифрой. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Например: «3.1» (первый параграф третьей главы). После номера параграфа точка не ставится.

1 – нумерация глав

1.2 нумерация параграфов

2 – нумерация глав

2.1 – нумерация параграфов

2.1.2 нумерация пунктов

2.2 – нумерация параграфов

Названия глав, параграфов и пунктов не должны совпадать ни друг с другом, ни с названием темы бакалаврской работы! Названия всех глав, параграфов и пунктов строятся содержательно, отражая раскрываемые в них идеи. Их назначение – направлять внимание и пишущего, и читающего на конкретную идею, конкретный материал.


Переносы слов в заголовках глав, параграфов и пунктов не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится . Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовков не допускается. Расстояние между заголовками главы, параграфа и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 1 пробелу . Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, чем весь остальной текст, а также выделять жирным шрифтом. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Параграфы (подразделы) и пункты внутри параграфа располагаются последовательно друг за другом.

Законченная мысль должна выделяться в самостоятельный абзац.

Если в тексте применяются сокращения слов, за исключением общепринятых, то в приложении приводится расшифровка этих сокращений. В приложения целесообразно выносить и вспомогательные материалы, содержащие исходные данные, а также табличную и графическую информацию объемом более одной страницы.

В работе допускается употребление следующих общепринятых сокращений:

– самостоятельно употребляемые сокращения: и др., и пр., и т. д., и т. п., т. о., т. е.;

– слова, сокращаемые только при именах, фамилиях, географических названиях: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), т. (товарищ), г. (город), д. (деревня), обл. (область), с. (село);

– слова, сокращаемые при датах в цифровой форме: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (года), до н. э. (до нашей эры), н. э. (нашей эры), ок. (около);

– слова, сокращаемые при числах в цифровой форме: руб., коп., млн, млрд, тыс., экз.;

Перечисления. Перечисления могут оформляться, как нумерованным, так и маркированным списком. Списки могут быть одно- или многоуровневыми.


Например:

1) производственную;

2) товарную;

3) сбытовую;

4) традиционного маркетинга;

5) социально-этического маркетинга;

6) маркетинга взаимодействия.

Или:

Мировая наука и практика маркетинга выделяет следующие его концепции, сложившиеся в результате эволюции:

Производственную;

Товарную;

Сбытовую;

Традиционного маркетинга;

Социально-этического маркетинга;

Маркетинга взаимодействия.

Нумерация страниц. Все страницы дипломного проекта обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Нумерация листов начинается со второго листа и заканчивается последним. На втором листе ставится номер «2». На титульном листе номер страницы не проставляется!

Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Список использованной литературы и приложения также включаются в общую нумерацию листов.

Требования к изложению текста. Текст бакалаврской работы должен быть кратким, четким, не должен допускать различных толкований. Следует применять установленные стандартами термины, обозначения и определения, а при отсутствии стандартов – общепринятые в научной литературе.

Важным моментом при написании бакалаврской работы является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

3. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках и оформляется в виде подстрочной ссылки.

Требования по оформлению бакалаврской работы разработаны на основе стандартов:

ГОСТ 2.105 – 95. ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам» (с обновлением на 13.01.2010 г.)

ГОСТ 7.32 – 2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

ГОСТ Р 6.30 – 2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

ГОСТ 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

ГОСТ 7.12 – 77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании»

ГОСТ 7.11 – 78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании»

ГОСТ 7.80 – 2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»

ГОСТ 7.82 – 2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления»

Требования к построению работы

Титульный лист (форма приведена в Приложении А);

Задание (форма приведена в Приложении Б)

Введение;

Текстовое изложение работы (по главам и параграфам);

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

Титульный лист, задание на выполнение бакалаврской работы включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на них не проставляют.

Рецензия и отзыв на бакалаврскую работу вкладываются в конверт.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Титульный лист

Оформление титульного листа работы приведено в Приложении В. Надписи, относящиеся к теме бакалаврской работы, выполняются шрифтом 14 прописными буквами (все заглавные), остальные шрифтом 14, используя прописные и строчные буквы (как в приложении).

Основной текст

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, обозначаются арабскими цифрами без точки (пример 1, 2, 3 и т.д.). Шрифт – Times New Roman Cyr, буквы – прописные, размер – 14 пт., начертание – полужирное, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ (отступ первой строки) – 0 мм, форматирование – по центру.

Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (пример 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 и т.д.), без точки в конце . Шрифт – Times New Roman Cyr, размер – 14 пт., начертание – полужирное, межстрочный интервал – одинарный, абзацный отступ – 1.25 см, форматирование – по ширине.

Расстояние между заголовками раздела, подраздела, предыдущим и последующим текстом должно быть равно не менее, чем четырем высотам шрифта. Для этого на закладке «абзац» следует установить интервал перед: 18 пт и интервал после:18 пт.

Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая (шрифт 14).

Перенос слов в заголовках не допускается.

Пример оформления заголовков разделов и подразделов представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Пример оформления разделов и подразделов

Текст работы должен быть выполнен на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текстовый редактор WORD (шрифт Times New Roman, размер 14, начертание обычное). Выравнивание – по ширине: первая строка – отступ 1,25 см. Интервал полуторный. Установка функции «переноса» обязательно.

Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 20 мм, левое поле – 30 мм, правое поле – 10 мм.

Страницы нумеруются арабскими цифрами. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки в конце . Ниже на рисунке 1 приведен пример оформления заголовков, подзаголовков.

Таблицы позволяют представлять большие массивы цифровой информации в удобной для сравнения и наглядной форме. Их следует располагать в бакалаврской работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Таблицы должны нумероваться в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. (Пример: Таблица 3.2 – вторая таблица в третьем разделе бакалаврской работы)

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. (Пример: Таблица А1 – первая таблица Приложения А.)

Если данные таблицы приводятся в одном измерении, единица измерения полностью указывается над таблицей (после заголовка) справа; при делении таблицы на части – над каждой частью; если в разном измерении, единицы измерения указываются в каждой графе или строке.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой. При делении таблицы на части допускается ее сказуемое во второй и последующих частях заменять соответственно номерами граф. При этом под сказуемым первой части таблицы располагают нумерацию граф арабскими цифрами и буквами следующим образом: графу с показателями (как правило первую) нумеруют заглавными буквами алфавита; графы с числовыми значениями арабскими цифрами.

Слово «Таблица» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы», а над заключительной частью «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы.

Пример:

Таблица 1.1 – Технико-экономические показатели ООО «…» за 2008-2010 гг.

---- разрыв страницы ---

Окончание таблицы 1.1

Если в таблице приводится цифровой материал из статистических сборников, монографий и другой экономической литературы, то под таблицей делается ссылка на соответствующий источник (с указанием страницы).

Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей номера следует указывать в первой графе таблицы непосредственно перед их наименованием

Числовые значения показателя проставляют на уровне последней строки наименования показателя. Значения показателя, приведенные в виде текста, записываются на уровне первой строки наименования показателя. При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (‑).

Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Иллюстрации в тексте принято называть рисунками. К рисункам относят любой графический материал (схемы, диаграммы). На иллюстративный материал должна быть дана ссылка в тексте работы. При ссылках на иллюстрации, следует писать: «… в соответствии с рисунком 1.1».

Рисунки нумеруются арабскими цифрами в пределах разделов. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, (например: Рисунок 1.1 – Динамика инвестиций за 2015-2018 гг., руб.). Можно использовать сквозную нумерацию по всей работе.


Рисунок 2 – Схема факторной модели фондоотдачи

Иллюстрации, размещенные в приложениях, обозначаются отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением после буквенного обозначения приложения. Например: Рисунок А.1

Слово «Рисунок» и его название приводится под рисунком.

Формулы, которые приводятся в работе, должны быть выполнены в редакторе формул. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается.

Формулы должны нумероваться в пределах разделов. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, и записывается на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки на порядковые номера формул дают в скобках. Пример: … в формуле (1.1).

Пояснения символов, и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Пояснения начинается со слова «где» без двоеточия после него.

Пример: Изменение прибыли ( П), исчисляют по формуле:

, (1.1)

где изменение прибыли, руб.;

Прибыль отчетного периода, руб.;

Прибыль базисного периода, руб.

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой.

Примечания приводятся в работе, если необходимо пояснить или привести справочные данные к содержанию таблиц или рисунков.

Примечания помещаются непосредственно после рисунка или в таблице, к которым примечания относятся.

Если примечание одно, то оно печатается с абзацного отступа с большой буквы. После слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют.

Если примечаний несколько, то они нумеруются по порядку арабскими цифрами.

Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией обозначающей ее окончание.

При необходимости пояснения отдельных данных, приведенных в работе делают надстрочные сноски. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Нумерация сносок делается отдельно для каждой страницы.

Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяются от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски ставят непосредственно после того предложения, к которому дается пояснение.

Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список использованной литературы, после упоминания о нем или после цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в библиографическом списке, в необходимых случаях, страницы.

В своей книге Ю.А.Барсов писал…

Список использованных источников

В бакалаврской работе следует использовать алфавитный способ группировки литературных источников, при котором в начале списка необходимо выделить официальные нормативные документы в обратной хронологии их выхода в свет (сначала новые, затем принятые ранее) и по уровням нормативного регулирования бухгалтерского учета:

1) федеральные законы, стандарты и ПБУ;

2) отраслевые стандарты;

4) стандарты хозяйствующего субъекта.

Затем следует привести список монографий, книг, учебников, журнальных и газетных статей в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавий, если автор не указан.

Особо следует отметить, что с введением в 2004 г. нового ГОСТ, необходимо перед и после каждого знака препинания делать пробел . Исключение составляет лишь отсутствие пробела перед точкой и запятой. Следующее после двоеточия слово необходимо писать со строчной буквы (не относится к городу и наименованию издательства).

В зависимости от источника используются различные элементы и знаки библиографического описания:

Фамилия И.О. одного автора. Основное название книги: сведения относящиеся к заглавию / И.О. Фамилии всех авторов, или сведения о редакторе, составителе, переводчике. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц. – (Серия). – Дополнительная информация.

Название официального документа // Название газеты. – Год издания. – Дата издания. – Страницы статьи.

Для статьи журнала:

Для статьи из сборника:

Фамилия И.О. одного автора. Название статьи /И.О. Фамилии одного, двух или трех авторов // Название продолжающегося издания / Название учреждения, выпустившего издание. Серия издания. – Год издания. – Том, номер или выпуск. – Страницы статьи.

1) Николаева О. Е. Управленческий учет / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. – М. : УРСС, 2000. – 386 с.

2) Палий В.Ф. Управленческий учет (с элементами финансового учета) : пособие для бухгалтеров – менеджеров / В.Ф. Палия. – М. : ИНФРА, 1997. – 480 с.