После тире пишется маленькая или заглавная буква. Правила оформления текста курсовой и выпускной квалификационной работы

Комитет по образованию Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования

Текст главы по смыслу разбивают на пункты, а текст пунктов при необходимости – на подпункты.

Заголовки пунктов являются заголовками второго уровня, их нумеруют двумя арабскими цифрами с точками, например 1.1., а заголовки подпунктов – это заголовки третьего уровня, их нумеруют тремя арабскими цифрами с точками, например 1.1.1.

1. Все эти заголовки печатают строчными буквами (первая буква – прописная) и полужирным шрифтом.

2. Точку в конце заголовков не ставят .

3. Заголовки пунктов и подпунктов располагают центрованным способом.

4. Заголовки пунктов и подпунктов не должны занимать всю длину строки. Переносы слов не допускаются , на строки делят по смыслу. Переход на новую строку осуществляется одновременным нажатием клавиш Shift и Enter .

5. Заголовки пунктов и подпунктов должны быть отделены от предыдущего текста (заголовка) и от последующего текста (заголовка).

6. Для выполнения вышеперечисленных требований при форматировании заголовков пунктов и подпунктов в содержащих их абзацах через команду Главная → Абзац устанавливают:

Выравнивание – по центру ;

Уровень – Уровень 2 (заголовок пункта) или Уровень 3 (заголовок подпункта);

Отступ слева и справа 2 см ;

Отступ первой строки – нет ;

Интервал перед – 18 пт ;

Интервал после – 12 пт ;

Междустрочный интервал – Одинарный .

7. Если после заголовка пункта следует не текст, а заголовок подпункта, то в заголовке пункта не надо заказывать интервал после.

8. Заголовок второго и третьего уровня располагают сразу после предыдущего текста (а не в начале новой страницы). Эти заголовки не пишут в конце страницы, если после них не помещается несколько строк последующего текста. Для этого абзац, содержащий заголовок второго или третьего уровня, надо связать с последующим текстом (Главная → Абзац → Положение на странице → не отрывать о следующего). В этом случае заголовок автоматически перейдет на следующую страницу.

5. ОФОРМЛЕНИЕ СНОСОК К ТЕКСТУ

Сноска – это текст, помещаемый в конце страницы и предназначенный для комментария каких-то положений текста или указания на источник информации. Он отделяется от основного текста отчеркивающий линией. В том месте текста, которое требует комментария, ставят знак сноски – арабскую цифру. В начале текста сноски повторяется этот же знак.

При оформлении цифровых таблиц в качестве знака сноски используют звездочки, так как арабские цифры могут быть приняты за обозначения показателя степени.

При употреблении в тексте в качестве знака сноски арабских цифр нумерация сносок может быть постраничной (в пределах одной страницы) или сквозной (на протяжении всего текста).

Знак сноски пишут слитно со словом, после которого они располагаются. Если после этого слова стоит знак препинания, то знак сноски надо располагать перед такими знаками как «точка», «запятая», «точка с запятой», «двоеточие», «тире», но после знаков «многоточие», «вопросительный знак», «восклицательный знак». Исключение – знак сноски, который ставят после точки, обозначающей сокращение слова. Например: 2013 г.1 Если какая-то фраза заключена в скобки или кавычки, то знак сноски около этих знаков располагают по смыслу в зависимости от того, к чему относится текст сноски – ко всей фразе или к ее последнему слову.

Текст сноски должен быть напечатан через междустрочный интервал Одинарный . От отчеркивающей линии текст сноски должен быть отделен интервалом, который в два раза больше интервала, через который печатают сноску. Если на странице расположено несколько сносок, но между их текстами также делают в два раза больший интервал.

Порядок оформления сносок к тексту:

1. Напечатать и отформатировать текст.

2. Установить курсор на месте первой сноски, затем Ссылки → Сноски.

3. Заказать положение сноски Внизу страницы , в качестве формата номера выбрать арабские цифры , начало нумерации с «1 », нумерацию На каждой странице (если нужно, чтобы нумерация сносок на протяжении текста была сквозной, то надо заказать Продолжить ), Вставить .

4. После выполнения этих действий курсор окажется внизу страницы под автоматически появившейся отчеркивающей линией. Также автоматически появится знак сноски и пробел после знака.

5. Стереть автоматически появившийся пробел, вместо него сделать неразрывный пробел (одновременно нажать клавиши Ctrl , Shift и Пробел ) и набрать текст сноски.

6. Установить курсор в месте нахождения следующей сноски и повторять все вышеперечисленные действия до тех пор, пока все сноски к тексту на данной странице не будут набраны.

7. Выделить все тексты сносок, установить необходимый вид и размер шрифта, затем зайти в Главная → Абзац и заказать выравнивание по ширине , уровень – основной текст , междустрочный интервал Одинарный , отступ первой строки 1,25 см , добавить интервал перед 12 пт .

В тексте работы могут встречаться перечисления. Для их оформления можно использовать нумерованные или маркированные списки. Нумерованные списки рекомендуется использовать, если важно количество пунктов в перечислении, в остальных случаях лучше использовать маркированные списки. Если внутри перечисления есть свое перечисление, то сначала применяют нумерованный список, а внутри него – маркированный. Для нумерованных списков следует использовать арабские цифры, после них ставить точку.

Форматирование абзацев, содержащих нумерованные или маркированные списки, не должно отличаться от форматирования основного текста.

6.1. Оформление нумерованных списков

2. Напечатать цифру 1, поставить после нее точку, сделать пробел и набрать текст пункта. Текст должен начинаться с прописной буквы, заканчиваться точкой. В конце текста нажать Enter.

3. Компьютер автоматически сделает нумерованный список (после цифры с точкой вместо пробела появится стрелка). Если этого не произошло, то самостоятельно заказать его, нажав на кнопку , которая находится в меню Абзац .

4. В дальнейшем номера следующих пунктов перечисления будут появляться автоматически.

5. Закончив печать последнего пункта, два раза нажать Enter. В новом абзаце нумерация пропадет, но может произойти сбой в форматировании абзаца, поэтому в нем надо восстановить стандартное форматирование
(см. п.2).

6. Форматирование нумерованных абзацев также может отличаться от стандартного, поэтому их надо выделить, заказать в них стандартное форматирование, а также положение табуляции 1,75 см (Главная → Абзац → Табуляция). Если в перечислении 10 или более пунктов, то в абзацах, начинающихся с двузначной цифры, заказать табуляцию 2,1 см .

Пример оформления нумерованного списка

Правила переносов:

1. Не допускаются переносы в заглавиях.

3. Если абзац заканчивается переносом, то переносить следует не меньше шести-семи знаков.

4. Перенос должен быть грамматически правильным и удобочитаемым.

5. Не отделяется переносом первая буква корня. Неправильно:
наз-вание, сог-ласно, прог-рамма. Следует: на-звание, со-гласно, про-грамма.

6. Сдвоенные согласные в середине слова разделяются переносом. Разные согласные в середине слова делятся свободно.

7. Нельзя начинать строку с Ъ, Ь, Ы, Й.

6.2. Оформление маркированных списков

1. Напечатать обобщающее предложение, в его конце поставить двоеточие и начать Enter.

2. Набрать текст первого пункта перечисления. Текст должен начинаться со строчной буквы, в конце текста ставят точку с запятой. После набора текста нажать Enter.

3. Напечатать все пункты перечисления, после текста последнего пункта напечатать точку и нажать Enter.

4. Выделить все абзацы, входящие с перечисление, и заказать маркированный список, нажав на кнопку , находящуюся в меню Абзац .

5. В качестве знака маркера можно использовать знаки «черточка», «круг», «квадрат», «галочка». Если в работе маркированные списки используются несколько раз, то знак маркера во всех списках должен быть одинаковым. Изменять знак маркера можно, нажав на стрелку в кнопке 0 " style="border-collapse:collapse">

Заголовок граф

Подзаго-ловок граф

Подзаго-ловок граф

Подзаго-ловок граф

Подзаго-ловок граф

Наименование

Наименование

Многострочное наименование боковика выполняется через один интервал, первая строка выделяется

Наименование

Итого

Примечание. Примечания и сноски в таблицах выполняют непосредственно под таблицей, а не в конце страницы текста.

* Сноски в таблицах обозначают не цифрами, а «звездочкой». Такая система сносок в таблицах удобна, потому что обычно знак сноски располагается рядом с цифрой и может быть принят за степень.

В абзаце установить междустрочный интервал Одинарный, отступов слева, справа, отступа или выступа первой строки быть не должно. Обязательно проверить, заказан ли перенос слов, если нет, то заказать.

Напечатать нумерационный заголовок таблицы, затем два раза нажать Enter.

Напечатать тематический заголовок таблицы, два раза нажать Enter.

Нумерационный заголовок выровнять вправо.

Тематический заголовок расположить его по центру.

Приступить к оформлению таблицы.

1. Вставка → Таблица Число столбцов – 5, число строк – 9 (данные приведены для конкретного примера). Выделить таблицу и заказать в ней междустрочный интервал Одинарный, интервалы перед и после 3 пт, при необходимости интервалы перед и после увеличивают или уменьшают. Также заказать фиксированную ширину столбцов (Макет → Автоподбор → Фиксированная ширина столбца ).

2. Зацепить мышью вертикальную границу между первым и вторым столбцом и сдвинуть ее вправо примерно до середины второго столбца. Выделить 2 – 5 столбцы и выровнять их по ширине (Макет → Выровнять ширину столбцов).

3. В первом столбце выделить 1 – 2 строки и объединить их (Макет → Объединить ячейки). Ввести наименование графы «Боковик».

4. В первой строке выделить 2 – 5 столбцы и объединить их. Ввести наименование «Заголовок граф».

5. Ввести подзаголовки граф.

6. Ввести номера столбцов. Это делают в том случае, если таблица большая и не помещается на одном листе. Тогда на следующем листе сначала пишут Продолжение таблицы 1, а затем указывают номера столбцов, заголовки не повторяют, далее продолжают оформлять таблицу. Можно заказать автоматический повтор заголовков на следующей странице. Для этого надо выделить все наименования граф, далее Макет → Повторить строки заголовков. В этом случае при переходе таблицы на следующую страницу заголовки граф в ней будут автоматически повторены, писать Продолжение таблицы в этом случае не надо, нумеровать каждую графу тоже не надо.

7. Заголовок боковика, заголовки и подзаголовки граф и номера столбцов отцентровать по горизонтали и вертикали (Макет → Выравнивание ).

8. Набрать наименования строк боковика и цифровые данные. В многострочном наименовании строки боковика заказать выступ первой строки на 0,5 см. Цифровых данные надо расположить снизу по центру (Макет → Выравнивание ) и, по возможности, учесть разрядность (добавляя пробелы перед цифрами добиться того, чтобы цифры, обозначающие единицы, были расположены друг под другом, обозначающие десятки тоже друг под другом и т. д.). Если данные в таблице являются не цифровыми, а текстовыми, то текст выровнять сверху по левому краю.

9. Для выполнения итоговой строки: установить курсор в соответствующей строке боковика – Таблица → Разбить ячейки (Число столбцов – 2) – во втором столбце боковика ввести «Итого».

10. В последней строке сначала объединить все столбцы, затем напечатать примечание, нажать Enter, напечатать отчеркивающую линию (15 ударов), снова нажать Enter (если при этом произойдет изменении начерченной линии, то отменить последнее действие) и напечатать знак сноски, сделать неразрывный пробел и напечатать текст сноски.

11. Отформатировать примечание, задав в нем выступ первой строки на 2,95 см.

12. Отформатировать сноску, задав отступ первой строки на 1,25 см.

13. Сделать невидимыми некоторые внутренние линии в таблице (воспользоваться кнопкой , находящейся в меню Абзац и кнопкой Ластик в Конструкторе ).

14. Если таблица в работе не напечатана самостоятельно, а скопирована из какого-то источника информации, то ее оформление надо привести в соответствие с перечисленными выше правилами.

8. ОФОРМЛЕНИЕ РИСУНКОВ

Все схемы, графики, диаграммы, используемые в работе, называются рисунками. Все рисунки нумеруют, нумерация может быть сквозной или в пределах одной главы. На все рисунки должны быть ссылки в тексте. Сам рисунок лучше располагать сразу после того абзаца, в котором дается на него ссылка.

Пример оформления рисунка:


Рис.1. Компоновка спутника «Молния-1»:

1 – антенна ретранслятора; 2 – солнечная батарея;
3 – привод антенны; 4 – блоки РЭУ; 5 – корпус;
6 – телевизионная камера с системой самонаведения

Рисунок должен быть расположен по центру страницы, в абзаце, содержащем рисунок, не должно быть заказано отступа или выступа первой строки. В подрисуночной подписи заказывают междустрочный интервал Одинарный, перед – 12 пт, после – 6 пт. В расшифровке деталей рисунка заказывают междустрочный интервал Одинарный, после – 18 пт. Длина одной строки подрисуночной подписи и расшифровки деталей рисунка не должны занимать всю длину строки. Переносы слов в них не допускаются, на новую строку в этих абзацах переходить, одновременно нажимая Shift и Enter .

Если есть только подрисуночная подпись без расшифровки деталей рисунка, то в содержащем ее абзаце заказывают междустрочный интервал Одинарный, перед – 12 пт, после – 18 пт. В этом случае в конце подрисуночной подписи не ставят точку.

9. ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ФОРМУЛ
И ТЕКСТОВ С ФОРМУЛАМИ

(1)

Среднегодовая мощность это мощность, которой располагает предприятие или его структурное подразделение в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Составим баланс производственных мощностей предприятия.

Баланс производственной мощности может быть выражен следующей формулой:

ПМк = ПМн + ПМот + ПМтп +(–) ПМна – ПМв, (3)

где ПМк производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность);

ПМн то же на начало периода (входная);

ПМот прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;

ПМтп прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;

ПМна прирост (+) или уменьшение () мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;

ПМв уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов .

Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).

Первоначальная стоимость основных средств, поступивших за счет капитальных вложений предприятий, включает затраты на возведение (сооружение) или приобретение основных средств, включая расходы по доставке и установке, а также иные расходы по доведению данного объекта до состояния готовности к эксплуатации по назначению. Для отдельного объекта первоначальную стоимость определяют по формуле

где Соб стоимость приобретенного оборудования;

Зтр – затраты на транспортировку;

Зпр – прочие затраты.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации , признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Однако самый точный способ определения среднегодовой стоимости основных средств – это расчет по формуле средней хронологической:

где Сн – стоимость основных средств на начало месяца;

Ск – стоимость основных средств на конец месяца.

Через определенный период времени с момента покупки или создания основные средства теряют часть своей стоимости. В экономике такое явление называется износом.

10. СОЗДАНИЕ АВТОСОБИРАЕМОГО ОГЛАВЛЕНИЯ

После того, как написан и отформатирован весь текст работы, надо создать оглавление. Для этого:

1. Сделать две чистые страницы в начале работы (два раза одновременно нажать клавиши Ctrl и Enter , установив курсов в начале заголовка «введение»). На первой странице впоследствии будет оформлен титульный лист, а на второй оформляется оглавление.

2. Установив курсором в начале второй страницы, зайти в Ссылки , затем Оглавление → Автособираемое оглавление. На этой странице появится заголовок Оглавление и само оглавление, которое должно включать все заголовки работы. Если какой-то заголовок не появился в оглавлении или появились лишние заголовки, то надо проверить уровни, заданные в этих абзацах, при необходимости внести исправления и установив курсор на автособранном оглавлении, нажать правую клавишу мыши, выбрать вариант Обновить поле , затем обновить целиком .

3. Убедившись, что автособранное оглавление соответствует заголовкам работы, приступить к его форматированию. Заголовок «Оглавление» следует расположить по центру страницы и задать в нем уровень – основной текст , отступ слева и справа – 0 см , первая строка – нет , интервалы перед и после – 0 пт , междустрочный интервал – Одинарный . Так как этот заголовок короткий, то его следует написать вразрядку (Главная → Шрифт → Интервал → Разреженный на 6 пт → ОК ).

4. Если слова «ВВЕДЕНИЕ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» в автособранном оглавлении написаны вразрядку, то выделить их (именно в оглавлении, а не в тексте работы) и установить интервал – Обычный .

5. Выделить все автособранное оглавление (кроме заголовка «Оглавление»), установить в нем шрифт Times New Roman 14, убрать полужирный шрифт, если он появился, заказать во всем оглавлении выравнивание – По левому краю , уровень – Основной текст , отступ справа – 0 см , интервал перед – 0 пт , интервал после – 6 пт , междустрочный – Одинарный .

6. Установить курсор на любой строке, соответствующей заголовку первого уровня и установить в этом абзаце отступ слева – 0 см , выступ первой строки – 0,55 см . После этого остальные строки, соответствующие заголовкам первого уровня, должны отформатироваться аналогично. Если этого не произошло, то сделать это вручную.

7. В строках, соответствующих заголовкам второго уровня, установить отступ слева – 0,55 см , выступ первой строки – 0,9 см .

8. В строках, соответствующих заголовкам третьего уровня, установить отступ слева – 1,45 см , выступ первой строки – 1,25 см .

9. Цифры, соответствующие номерам страниц, должны быть по правому краю страницы и соединены с наименованием заголовка точками. Если это не произошло автоматически, то через Главная → Абзец → Табуляция установить позицию табуляции 16,5 см , выравнивание – по правому краю , заполнитель – точки .

10. В процессе выполнения вышеперечисленных действий может произойти сбой в виде, размере, форме написания шрифта в автособранном оглавлении. Поэтому, когда все строки в нем отформатированы, а цифры правильно расположены и соединены с наименованиями, надо еще раз выделить все автособранное оглавление и установить в нем нужный вид и размер шрифта.

11. Если в процессе форматирования автособранного оглавления оно перешло на следующую страницу, то надо еще раз обновить поле , но обновить только номера страниц .

На следующей странице приведен пример правильно оформленного автособранного оглавления.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 5

1.1. Нормативная база документационного обеспечения управления. 5

1.2. Характеристика отдельных документов нормативной базы документационного обеспечения управления. 6

2. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ.. 17

2.1. Структура Администрации Петроградского района. 17

2.2. Оформление управленческих документов Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. 20

2.2.1. Перечень реквизитов и их расположение в документах Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. 21

2.2.2. Оформление реквизитов документов Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга. 23

2.2.3. Виды бланков документов, используемых в Администрации Петроградского района. 37

2.2.4. Правила подготовки и изготовления документов в Администрации Петроградского района. 38

2.2.5. Порядок оформления правовых актов Администрации. 41

2.2.6. Оформление распоряжений (приказов) Администрации. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 46

Приложение. 47

Вид шрифта должен совпадать с видом шрифта, используемого в основном тексте. Размер шрифта должен быть на два пункта меньше. То есть надо установить Times New Roman 12 .

Предпочтительнее всего использовать именно этот знак.

Как оформить список?

Школьникам, студентам и различным работникам часто требуется уметь составлять и оформлять списки. Сейчас мы рассмотрим, каковы правила их создания в разных ситуациях. Поговорим о том, как составлять списки в MS Word, для научных работ по ГОСТу и в документации.

Оформление списков в MS Office

В целом оформление списков в MS Office примерно одинаковое во всех версиях. Рассмотрим, как оформить список в Word. Создать список в данной программе можно очень легко и быстро.

  1. Список можно создать автоматически. Для этого в начале абзаца нужно разместить символ, который похож на маркер списка. Затем после нажатия Enter этот абзац будет оформлен как список, следующий абзац будет новым пунктом данного списка. Так после каждого нажатия Enter Вы будете переходить к оформлению нового пункта списка. Для того чтобы отменить такое создание списка, нужно нажать Alt+Backspace, а чтобы закончить оформление такого списка, - два раза клавишу Enter.
  2. Список можно создать вручную. Для этого нужно в столбик напечатать все пункты будущего списка, выделить их и зайти в меню «Список». («Формат» - «Список»). Значок «Список» представлен на основной панели Word в виде цифр или значков, идущих в столбик, с параллельными линиями. В этом меню Вы сможете настроить нумерованный список (для выделения пунктов используются цифры по порядку) или маркированный список (для выделения пунктов используются различные значки). Также здесь Вы сможете произвести разные настройки списков: размеры и вид маркеров, их отступ от начала текста, шаг нумерованного списка, создание вложенных (многоуровневых) списков (с Word 97 года и выше).
  3. Также нумерованными списками можно оформить любые абзацы. Для этого их надо выделить и выбрать кнопку нумерованного списка на панели «Форматирование».

Как оформлять списки литературы по ГОСТу

Для многих школьников и студентов оформление списков литературы по ГОСТу в конце научных работ может стать настоящим мучением, ведь нельзя ошибиться даже в постановке одного знака. Сейчас мы расскажем, как правильно оформить список литературы.

Список литературы для научной работы должен быть полным и точным, необходимо, чтобы он отражал тему исследуемой работы. По ГОСТ при оформлении библиографии список литературы должен называться «Список использованных источников». Зачастую в учебных заведениях вместо этого требуют использовать другое название, например, «Список литературы», «Литература», «Библиография» и т. д. Это зависит от того, какие правила предусмотрены в учебном заведении.

Прежде чем думать о том, как оформить список литературы к научной работе, нужно определиться с тем, какая литература будет включена в данный список. Во-первых, она должна быть свежая - лучше не раньше трех-четырехлетней давности. Использование более старой литературы должно быть по минимуму или если оно оправдано (например, научная работа об истории). Каждый литературный источник должен использоваться в сносках в тексте работы. По минимуму используйте учебники и учебные пособия (они должны быть изучены и представлены в списке литературы, но их не должно быть слишком много); большинство источников должны составлять монографии, научные труды, статьи из научных изданий и т. д. Литература должна быть преимущественно узкоспециальной именно по рассматриваемой теме. Что касается оформления законов и подзаконных актов, они должны быть представлены в самой последней редакции с указанием источника и даты первого опубликования. Всего источников должно быть не менее 30, и они должны располагаться в алфавитном порядке.

Оформлять список литературы нужно в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». .

Если в работе используются нормативно-правовые акты, то они должны быть указаны в первую очередь. Затем следует научная литература, в которой источники должны быть расположены в алфавитном порядке (ориентация на фамилию автора). Если используются внутристрочные библиографические ссылки, то источники в списке должны быть расположены по фамилии авторов в порядке их упоминания. Если совпадают фамилии авторов, то нужно располагать источники, ориентируясь на инициалы ученых. Если нужно указать несколько работ одного автора, то в определении очередности источников ориентируйтесь на названия трудов.

Как оформлять список литературы по всем правилам? Вы найдете примеры оформления различных источников в списке литературы, а также примеры оформления ссылок.

Списки в делопроизводстве

Списки также нередко используются в различной документации, поэтому знать, как правильно оформлять список в документе, чрезвычайно полезно. Рассмотрим основные требования к оформлению списков в документах.

  1. Слова, использованные в пунктах списка, обязательно должны быть согласованы в роде, падеже и числе. Если используется предваряющее предложение, то в определении форм слов в пунктах списка следует ориентироваться именно на него.
  2. Предложение перед перечнем, которое предваряет его, и элементы списка (их перечисление следует после двоеточия) можно писать в виде единой строки. Однако если список сложный и длинный, то лучше располагать каждый его элемент с новой строки. Здесь можно воспользоваться абзацным отступом или заменить его на букву, цифру или тире.
  3. Списки могут быть простыми и сложными. В простом списке все пункты следуют друг за другом без дробления на подпункты. Сложные многоуровневые списки - более развернутые, пункты а таком списке имеют подпункты, которые, в свою очередь, также могут иметь свои подпункты. При составлении многоуровневого списка обязательно нужно следить за тем, чтобы пункты и подпункты располагались таким образом, чтобы было понятно, к чему каждый из них относится. Чтобы понять, как выглядит и оформляется многоуровневый список, обратите внимание на примеры 3 и 4 вот .
  4. От сложности и членения списка в документе зависит выбор символов для элементов списка. Для простых списков подходят арабские цифры, строчные буквы, тире. В составных списках все немного сложнее: символы разных уровней списка должны быть различными, чтобы тем самым показать, к какому уровню списка относится тот или иной пункт. Например, на первом уровне используются арабские цифры с точкой, на втором — буквы со скобкой и т. д. Если в конце списка используется сокращение типа «и т. д.», «и т. п.», то это сокращение пишется на одной строке с последним элементом списка.
  5. Особое внимание следует уделить постановке знаков препинания в списках. Так, если предполагается, что после заголовка (в нашем случае это словосочетание или предложение, которое стоит прямо перед списком) пойдет членение текста (то есть список будет подробно раскрывать заголовок), ставится двоеточие. Если же членения не будет, то после заголовка ставится точка.
  6. Если пункты списка представляют собой слова или простые словосочетания, то в конце каждого из них (кроме последнего) можно ставить запятую. Если пункты списка более сложные (например, в них ставятся запятые), то в конце них лучше ставить точку с запятой. Если пункты списка — это целые отдельные предложения, то в конце каждого из них следует ставить точку.
  7. Если список предваряет целое предложение, после которого ставится двоеточие, то в пунктах списка для их обозначения нужно использовать тире или строчные буквы со скобкой, а после каждого (кроме последнего) пункта ставить точку с запятой.
  8. Если в какой-либо из пунктов списка включено целое предложение, то оно оформляется так, как должно оформляться (в конце него ставится точка), но в конце каждого пункта (кроме последнего) все равно ставится точка с запятой.

Мы рассмотрели, как правильно оформлять список в различных ситуациях. Не торопитесь, будьте внимательны, и тогда Вы обязательно составите список по всем правилам.

Порой наилучшим способом представления информации на сайте является маркированный список. Такой список неплохо привлекает внимание, удобен для восприятия посетителями, лаконичен и раскрывает взаимосвязь элементов.

Надо понимать, что интернет не подходит для длинных, описательных форм контента. Пользователи предпочитают материал, удобный для сканирования (беглого прочтения), который позволяет легко пропускать большие куски текста и быстрее определять интересные области.

Много различных методов веб-форматирования улучшают восприятие контента. Вы можете выделить текст жирным шрифтом, использовать отступы и цвета, менять межстрочный интервал, создавать (bulleted lists) — все эти техники хороши для эффективного восприятия контента.

Несколько крошечных точек притягивают взгляд и делают сложные тезисы понятными. Читатели воспринимают буллеты в качестве меток лаконичных, но очень важных крупиц информации. Неудивительно, что при проведении исследований юзабилити становится очевидным, как сильно читатели тяготеют к маркированным спискам, ведь они помогают усваивать контент как можно быстрее.

Сравните два разных варианта контента. Вы, вероятно, заметите, что информация, представленная во втором варианте, воспринимается легче. Все потому, что предложения представлены вертикальным списком, каждое из них занимает одну строку. Напротив, в варианте 1 читатели вынуждены искать их в менее структурированном параграфе текста.

Вариант 1

В наш пакет SPA-услуг входят две ночи проживания, две 50-минутные SPA-процедуры на ваш выбор, завтрак в номере на двоих и подарочная корзина по прибытию.

Вариант 2

В наш пакет SPA-услуг входят:

  • две ночи проживания;
  • две 50-минутные SPA-процедуры на ваш выбор;
  • завтрак в номере на двоих;
  • подарочная корзина по прибытию.

Не стоит беспокоиться, что вариант 2 занимает больше пространства. Пользователей не смущает дополнительный скроллинг, если только он оправдан получением интересной информации. На самом деле лендинг, который выглядит дружелюбно и прост для понимания в силу надлежащего использования маркированных списков, получит гораздо больше внимания пользователей, чем сайт, встречающий их стеной текста. На том, как правильно составить маркированный список, остановимся подробнее.

1. Все пункта списка должны иметь приблизительно одинаковую длину строки

Маркированный список становится эффективнее, когда содержит связанные друг с другом пункты. При этом все они должны иметь общую степень важности. Если возможно, постарайтесь уместить каждый пункт в заранее определенный размер строки, чтобы ни один из них не казался важнее другого. Подобный перфекционизм не только радует глаз, но и не перегружает список.

Неправильно

  • спальный мешок;
  • купальный костюм для прогулки к водопадам;
  • солнцезащитный крем;
  • водонепроницаемая куртка для дождливых дней. Возможны грозы.

Разница в длине делает список неупорядоченным и неравномерным.

Правильно

Возьмите в лагерь следующие вещи:

  • спальный мешок;
  • солнцезащитный крем;
  • купальный костюм;
  • дождевик.

2. Используйте нумерованные перечни только тогда, когда последовательность или количество элементов имеют важное значение

Нумерованные списки, как правило, используются в тех случаях, когда пункты должны быть перечислены в определенном порядке, например, порядок действий при работе с программой. Либо когда количество пунктов имеет значение, например, в разного рода топах (топ-10 лучших техник и т. д.).

Если же порядок или общее количество пунктов не имеет значения, нумеровать список не нужно. Это просто-напросто создаст путаницу: в проводимых пользовательских тестированиях участники, глядя на нумерованные списки, ошибочно думали, что они должны выполнить каждый пункт, хотя им нужно было выбрать только один.

Неправильно

1. Контактная форма на сайте
2. Чат
3. Звонок по телефону
4. Личная встреча

Правильно

Пожалуйста, свяжитесь с нами одним из следующих способов:

  • Контактная форма на сайте
  • Звонок по телефону
  • Личная встреча

3. Используйте параллельные конструкции предложений

Стиль написания пунктов списка должен быть единообразным. Большое разнообразие формулировок может показаться неграмотным и замедлить (или даже запутать) читателей.

То же относится и ко структуре элементов. Каждый из них должен начинаться с одной и той же части речи (существительного, глагола и т. д.) и представлять либо фрагмент, либо полное предложение.

Неправильно

  • животные могут пугаться громких звуков;
  • желтыми линиями отмечены места, где вы можете стоять;
  • сохранять парк в чистоте — задача каждого.

В этом примере каждый пункт начинается со слов разных частей речи.

Правильно

Пожалуйста, следуйте правилам пребывания в парке:

  • выкидывайте мусор только в урны;
  • не шумите;
  • не пересекайте желтые линии;
  • сохраняйте парк чистым.

Второй список читается лучше, потому что каждая фраза начинается со слов одной части речи, в данном случае с повелительной формы глагола.

4. Избегайте повтора слов в начале предложений

Если возможно, старайтесь, чтобы каждый пункт начинался с разных слов, поскольку тогда их будет проще отличить друг от друга.

Неправильно

Как выбрать спелый ананас:

  • обратите внимание на его запах: он должен быть приятным;
  • обратите внимание на его структуру: ананас должен быть крепким;
  • обратите внимание на его цвет: он должен быть золотисто-желтым.

Правильно

Как выбрать спелый ананас:

  • понюхайте его: запах должен быть приятным;
  • сожмите его: ананас должен быть крепким;
  • обратите внимание на цвет: он должен быть золотисто-желтым.

5. Фраза или предложение, предваряющее маркированный список, должны быть понятными и раскрывающими его содержание

Вводные слова, так называемые lead-in (слова, стоящие непосредственно перед маркированным списком), очень важны, поскольку они дают читателю понять, что за список перед ним и почему он так важен. Лид-ин не обязательно должен иметь форму полного предложения, особенно если каждый пункт раскрыт в достаточной степени.

Неправильно

Отдых в Британской Колумбии:

Лид-ин (Отдых в Британской Колумбии) не ясно описывает список. Кроме того, в этом списке перечислены занятия, но «художественные музеи» — это не занятие.

Правильно

В ваш отдых в Британской Колумбии включены:

  • походы;
  • посещение музеев;
  • плавание на каноэ по озеру.

6. Соблюдайте правила оформления списков

Существуют конкретные правила оформления маркированных списков.

  • если маркированный список состоит из целых предложений, то каждый пункт начинается с заглавной буквы, а в конце ставится точка;
  • если же вы имеете дело с фрагментами предложения, в конце точку ставить не надо. Заглавная буква тоже по правилам не ставится, но для повышения удобства текста рекомендуется ее все же ставить.

Неправильно

  • вам следует заступиться за человека, над которым издеваются
  • рассказать взрослым об этой ситуации
  • посоветовать жертве рассказать об этой ситуации взрослым
  • оказать поддержку, проявив заботу

Пункты начинаются не с заглавных букв, и в конце нет точек.

Правильно

Если вы стали свидетелем издевательств:

  • Вам следует заступиться за человека, над которым издеваются.
  • Рассказать взрослым об этой ситуации.
  • Посоветовать жертве рассказать об этой ситуации взрослым.
  • Оказать поддержку, проявив заботу.

Неправильно

  • Отдавать бумагу и предметы из пластика на переработку.
  • Использовать меньше одноразовых предметов.
  • Делиться с другими вещами, которые вам не нужны.
  • Смените автомобиль на велосипед.

Это фрагменты предложения, поэтому пунктуация не нужна.

Правильно

Вы можете защитить окружающую среду, если будете:

  • Отдавать бумагу и предметы из пластика на переработку
  • Использовать меньше одноразовых предметов
  • Делиться с другими вещами, которые вам не нужны
  • Смените автомобиль на велосипед

7. Не злоупотребляйте маркированными списками, так как они могут потерять свою эффективность

Как и в случае со многими другими техниками дизайна, слишком частое использование маркированных списков может оказаться нерезультативным, а то и вредным. Обилие точек и тире может еще больше обескуражит посетителя, чем стена текста. Поэтому вам следует более тщательно выбирать то, что будет отображено в формате маркированного списка.

Вертикальные списки хороши, когда у вас есть три и более пунктов, на которые вы хотите обратить внимание читателя. Менее трех пунктов лучше оставить в пределах одного предложения.

Избегайте составных перечней, когда один список включен в состав другого, поскольку это, как вы понимаете, затрудняет его восприятие. Если же составные списки обязательны, проследите, чтобы они отличались друг от друга стилем написания.

Заключение

Это наиболее общие рекомендации, и каждая компания может выбрать свой стиль оформления. Если ваша организация придерживается гида по стилю, сверьтесь с руководством, прежде чем решитесь на какие-либо изменения. Важным аспектом правильного написания является единообразие стиля во всех документах и письменных источниках компании.

Вертикальные списки привлекают внимание и придают значимости каждому элементу списка. Такой подход более эффективен, поскольку подобный контент легче просканировать и понять.

Высоких вам конверсий!

По материалам nngroup.com . Источник картинки: jhembach