Проект русскому языку тайна имен. Этапы работы над проектом. война святых ангелов во главе с Архангелом

Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образование «Выборгский район», Ленинградская область.

Цель:
Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

Оборудование:
выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань», С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»);
макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ, ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к нему).
Запишем тему урока в тетрадях.

2. Лексическая работа. Значение слова «имя».
А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е. в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка.

3. Сообщение учеников о возникновении имен:
А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев, Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.

4. Самопрезентация. Представление себя.
Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
Продиктуйте свои данные соседу по парте.
Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

5. Беседа.
Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка, учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг, защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

7. Подготовленные сообщения учащихся из книги «Краткий толковый словарь русских имен и фамилий».

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
В каком имени пол Я? (Поля)
Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

11. Работа в парах. Игра «Знаешь ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.

12. Лексическая работа.
Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

13. Чтение стихотворения З.Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

16. Выбор имени.
А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Обсуждение содержания стихотворения.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

17. Подведение итога урока.
А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Б) Познавательный .
Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1 .

18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение 1.
Анкета для учащихся:
Что означает твое имя?
Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
Какие бы имена ты дал своим детям?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).

Приложение 2. Макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в имени)

СОНЯ ТОНЯ ЛИЗА РАЯ ШУРА ЗИНА РИТА ПОЛЯ ПАША НЮРА ДУНЯ УЛЯ

Список использованной литературы
1. Борисова Ю.С. Все тайны имени.- М.: ООД ТД «Издательство Мир книги», 2010
2. Зубова Е.Н., Титкова Е.В., Щеглова О.А., Кузина Е.В., Ларина О.В., Пивоварова И.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. ООО «Дом Славянской книги», 2009
3. Откупшиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008
4. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.-2-е изд.-М.: Дрофа; Русский язык, 1997
5. Краткий толковый словарь русского языка/Сост. И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н.Судоплатова, Т.А.Фоменко; Под ред. В.В.Розановой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Рус.яз., 1982
6. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО,1997

Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org
2. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
8. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
9. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
10. festival.1september.ru›articles/410246/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РОВЕНЬКОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Проект

по русскому языку

Тайна имени

Выполнили

учащиеся 3-А класса

Руководитель: Туз Е.П.

Ровеньки

2017 год

Содержание

    Введение

    Аннотация проекта

    Цели и задачи проекта

    Планируемый результат

    Актуальность

    План проведения проекта

    Основная часть

    Заключение

1.Введение

Почти каждый из нас хоть раз задавался вопросом, что обозначает то или иное имя для мальчика и девочки. Нам интересно узнать каково точное значение имени, которым нарекли нас наши родители, какова его история, этимология, что это имя означает для других людей, и что предрекает нам. Полная тайна имени может раскрыть для нас потаенные черты характера наших друзей, близких и коллег, помочь избежать ошибок в общении с ними.

2.Аннотация проекта

Проект ориентирован на развитие у учащихся аналитического мышления в процессе анализа информации, сравнения, сопоставления и отбора необходимых фактов; ассоциативного мышления - установление ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами и явлениями; логического мышления - умения выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, принимаемых для решения проблемы.

3. Цель проекта:

1.Узнать, что такое имя.

2. Узнать об истории и происхождении имен.

3.Определить самые популярные и самые редкие имена в начальной школе, что они обозначают.

Задачи проекта:

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

2.Развивать навыки исследовательской деятельности

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его

происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся 1-4 классов с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

4. Планируемый результат:

Углубить знания о своих именах

5. Актуальность проекта

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, так как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и творчество народов. А знать историю своего народа должен каждый человек.

Вот и актуальной оказалась тема нашего проекта.

6. План проведения проекта

Подготовительный этап

    Анкетирование.

    Определение темы проекта.

    Определение направлений работы, составление плана.

План работы ребенка:

7. Основная часть

Имена, имена, имена

В нашей жизни звучат не случайно.

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в 1-4 классах. В анкетировании приняли участие 256 человека.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным.

Мы узнали, что существует даже специальная наука, изучающая имена ОНОМАСТИКА

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей …

Вот несколько русских имён – характеристик:

    по внешности человека Косой, Рябой, Кудряш, Черныш

    по черте человеческого характера Добрыня, Молчан, Несмеяна,

    по месту в семье Первый, Второй, Третьяк и другие.

Какие же имена есть в нашей начальной школе?

Девочки Алина -3

Альбина -1

Ангелина -5 Анастасия -10

Анна -6

Александра -3

Анжелика -1 Валерий -1

Арина -4

Валерия -4

Валентина -1

Вероника -3

Виктория -3

Виолетта -2

Владислава -3

Дарина -1

Дарья -7

Диана- 1

Доминика – 2

Елена -5 Евгений -6

Ева -1

Елизавета 3

Екатерина -5

Изабелла -1

Илона -1

Ирина -3

Кира -3

Камила -1

Карина -1 Каролина -1 Кристина -2

Ксения -2

Мария -6

Маргарита -1

Мирослава -1

Наталья -1

Олеся -3

Ольга -5

Полина-7 Рамина -1

Светлана -1

София -15

Таисия -1

Ульяна -2

Эвелина -1

Эльвира -1

Эсмира -1

Юлия -2

Ярослава -1

Яна -2

Всего -136 чел.

Мальчики

Алексей -3

Александр -13

Антон -1

Андрей -3

Артем -5

Богдан -5

Вадим -4

Валерий -1

Виктор -2

Виталий -1

Влад -1

Владимир -1

Владлен -1

Давид -1

Даниил -7

Денис -5

Димир -1

Дмитрий -4

Егор -2

Захар -1

Иван -3

Илья -5

Кирилл -8

Константин -2

Максим -5

Марк -1

Мирослав -1

Михаил -7

Роман -1

Ростислав -1

Руслан -1

Рустам -1

Прохор -1

Никита -9

Святослав -1

Станислав -1

Олег -1

Ярослав -1

Ян -1

Эрик -1

120 чел.

Мы расставили наши имена в алфавитном порядке и сделали следующие выводы:

Больше всего имен на букву

«А»- 55 имён.

«Д» -28 имен

«В» - 26 имен

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

Что означает имя Артем

"невредимый "

Тёма, Артемий .

Тайна имени Артем

Спокойны, никогда не навязывают другим своего мнения. В школе обычно не возникает никаких проблем. Много читают, всегда объективны в оценке ситуаций, всегда говорят правду, и порой им достается за это. Похожи на мать. Доброжелательны и общительны.

Великие люди по имени Артем

Микоян,Сергеев


Что означает имя Александр

Александр – мужественный защитник

Варианты имени и как ласково называть

Саша, Саня, Шурик, Санёк, Сашуля, Сандро, Алек, Алекс, Сандор, Алехандро, Алексис.

Тайна имени Александр

Александры способны добиваться своего, из них получаются неплохие руководители, умеющие управлять коллективом и отдающие должное способным, одаренным сотрудникам. Пользуются репутацией справедливых людей

Великие люди по имени Александр

Македонский, Невский, Суворов, Грибоедов, Радищев и другие.

Что означает имя Антон

Антон –От греческого - противник. От латинского - широкий.

Варианты имени и как ласково называть

Антоний, Антуан, Антонио, Энтони, Антек, Тони, Тённис, Тюннис.

Тайна имени Антон

Как правило, это очаровательный ребенок. Обаяние, располагающее к нему людей, он сохраняет и в зрелом возрасте. Характером обычно похож на мать, но крепко держится за отца, даже если родители разведены и живут врозь. Впрочем, Антон всю жизнь старается с большим уважением относиться к обоим. Очень работоспособен. Трудолюбив. Мастер своего дела. В раннем детстве болезненный. Много читает.

Великие люди по имени Антон

Чехов, Макаренко ,Дельвиг



Что означает имя Анастасия

Анастасия –От греческого «воскресшая»

Варианты имени и как ласково называть

Настя, Настасья,Настенька, Настюша

Тайна имени Анастасия

Настенька - имя из русских сказок. Девочке с таким именем как бы предопределено быть самой красивой, самой умной, самой нежной. Ее все любят в детстве, и Анастасия не обманет ожиданий - она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Напротив, она беззащитна перед хитрыми, злыми людьми, ее легко обмануть или обидеть. Девочка растет мечтательной, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение. А вот ест плохо, чем частенько расстраивает родителей. Придется родителям приложить немало усилий к и тому, чтобы научить Настеньку убирать за собой игрушки, складывать книги, наводить в своей комнате порядок.

Великие люди по имени Анастасия

Цветаева, Вертинская, Волочкова.



Что означает имя Алина

Алина –От древнегерманского «благородная»

Варианты имени и как ласково называть

Аля, Алинка

Тайна имени Алина

Болезненная в детстве девочка, очень раздражительная, упрямая и дерзкая, не терпящая никаких замечаний. Часто воспитывается в неполной семье, одной матерью, а вот характер она унаследовала от отца, да и внешне похожа на него. У нее хорошая память, она быстро схватывает услышанное, и в школе Алина учится хорошо. Она любит рисовать и читать исторические романы. Алина самолюбива, стремится всеми командовать, конфликтна и умудряется в школе испортить отношения едва ли не со всеми учителями, да и с матерью постоянно ссорится из-за пустяков. Предпочитает дружить с мальчиками.
Великие люди по имени Алина

Кабаева, Гроссу.

Что означает имя Богдан

Богдан –От старославянского - данный богами

Варианты имени и как ласково называть

Ботан, Божидар

Тайна имени Богдан

Богдан - это спокойный, знающий себе цену человек. В нем заметно стремление хорошо и основательно устроиться в жизни. Может порой достичь высокого мастерства в профессии, достаточно конкретной, не требующей вдохновения и импровизации. С окружающими несколько замкнут и суховат. Прижимист. Из «зимних» иногда выходят художники, музыканты, военачальники, историки.

Великие люди по имени Богдан

Бельский, Ступка, Титомир.


Что означает имя Вероника

Вероника –От греческого - несущая победу, от латинского - истинное, подлинное изображение

Варианты имени и как ласково называть

Ника, Вероничка

Тайна имени Вероника

В детстве робки, застенчивы и нерешительны, подвержены простудным заболеваниям. С возрастом в характере этих чувствительных крошек становятся заметны такие черты, как раздражительность и, особенно, упрямство. Кроме того, у некоторых из них возникает аллергия на запахи, они могут упасть в обморок от вида крови .

Великие люди по имени Вероника

Тушнова, Першина, Кастро

Что означает имя Виктор

Виктор –От латинского - победитель

Варианты имени и как ласково называть

Витя, Викториан, Вико, Виторио.

Тайна имени Виктор

Виктор будет прекрасно чувствовать себя в той сфере деятельности, где нет места мечтаниям и долгим раздумьям. Из них получаются хорошие электрики, среди них много футболистов, подходит им и профессия футбольного тренера. Если же у них талант художника, то лучше всего он реализуется в графике. Увлекаются игрой в теннис, обожают водить автомобиль

Великие люди по имени Виктор

Кочубей, Гюго, Васнецов

Что означает имя Вадим

Вадим –От древнерусского «обвинять, клеветать»

Варианты имени и как ласково называть

Вадик, Вадя

Тайна имени Вадим

Из Вадимов получаются неплохие руководители. Они хорошо чувствуют людей, заботливы, помнят от своих обещаниях. Необычайно трудолюбивы и целеустремленны. Взявшись за что-нибудь, не остановятся до тех пор, пока не добьются своего. Не лишены расчетливости и некоторой хитрости, тщательно продумывают свои поступки и высказывания. Обладают хорошими «пробивными» способностями, достать что-нибудь редкое и дефицитное - для них одно удовольствие, они видят в этом определенную игру, спортивный интерес .

Великие люди по имени Вадим

Спиридонов, Алисов .


Что означает имя Анна

Анна –От древнееврейского «благодать», «милостива»

Варианты имени и как ласково называть

Андель, Анита, Энн, Аннели, Энне, Анко, Нанна, Хана, Аннина, Аня, Нюта, Нюра, Нюся, Нэнси, Аника, Анетта, Наннетте, Нанон

Тайна имени Анна

Растет артистичным ребенком, любит все красивое. С удовольствием ухаживает за щенками, котятами, приносит в дом выпавших из гнезда птенцов. Доброта Аннушки не знает, кажется, границ. Если кто-то рядом плачет - лучшей утешительницы не найти. Анна покладистая, врагов у нее практически не бывает. Рукодельница, шьет своим куклам платья, а позже, став взрослой, шьет себе, не отказывает и подруга.

Великие люди по имени Анна

Болейн, Ахматова,Самохина, Седокова.


Что означает имя Константин

Константин –От латинского «твердый, постоянный

Варианты имени и как ласково называть

Костя, Констанц, Кюёсти, Костаки, Констанций, Константино, Консуэло, Силард.

Тайна имени Константин

Константин - ответственный и добросовестный человек. При этом хитроват и упрям. Но делу, которым занимается, отдает всю душу. Деликатен. С подчиненными мягок, скорее попросит, чем прикажет. Имеет предрасположенность к алкоголю. Сильно развито воображение. Может раздражаться по пустякам.

Великие люди по имени Константин

Аксаков, Циолковский, Ушинский





Что означает имя Кирилл


Кирилл – Господин, Владыка

Варианты имени и как ласково называть:
Кирилка, Киря, Кира, Кирюха, Кируха, Кирюша, Киро, Кирюня, Кируня, Кируся, Киряха, Киряша, Кирька, Кирка.

Тайна имени Кирилл


Кирилл очень любознателен, начитан, общителен, самостоятелен, терпелив. Ему присуща огромная работоспособность, однако порой Кирилл бывает излишне строг и требователен, ему не хватает мягкости и пластичности.

Великие люди по имени Кирилл

Лавров, Кондрашин, Мазуров, Мерецков, Москаленко, Молчанов.


Что означает имя Ксения

Ксения –От греческого «гостеприимство», «чужеземный»

Варианты имени и как ласково называть

Аксинья, Ксюша, Оксана, Ксена.

Тайна имени Ксения

Ксению скорее интересуют гуманитарные науки, чем техника, большие способности у нее к языкам, но щедрее всего природа наделила ее музыкальным талантом, и если она всерьез начинает заниматься музыкой, то достигает в этой области больших профессиональных успехов. Ксения живо реагирует на несправедливость, но бороться будет только за свои собственные права, хотя на словах может сочувствовать и другим. И вообще она больше интересуется своим внутренним миром, чем работой. Наилучшим для нее является благоустройство домашнего очага. Она превосходная и, главное, очень запасливая хозяйка.
Великие люди по имени Ксения

Эрдели, Пономарева .



Что означает имя Наталья

Наталья –От латинского «родная».

Варианты имени и как ласково называть

Наташа, Ната, Натали, Наталина, Ноэль, Нателла.


Тайна имени Наталья

Наталья любит путешествовать, завзятая туристка. Еще одно ее увлечение - рисование. Наталья знает себе цену и, как все самолюбивые люди, очень нуждается в похвале - она удесятеряет ее энергию. Наоборот, даже самое пустячное замечание буквально убивает. Она злопамятна и обиды помнит всю жизнь.

Великие люди по имени Наталья

Гончарова, Фатеева, Гундарева, Варлей .


Что означает имя Ульяна

Ульяна –принадлежащая древнеримскому роду Юлиев

Варианты имени и как ласково называть

Уля, Юлиана.

Тайна имени Ульяна

Одаренная от природы, Ульяна способна добиться достаточно высокого положения в обществе. Помешать ей может только чрезмерная искренность и открытость, она не умеет льстить, не хочет ни под кого подлаживаться. Высказать прямо в глаза нечестному человеку все, что о нем думает, тоже не способна: не позволяет врожденная деликатность и хорошее воспитание; более того, обидев кого-нибудь ненароком, очень переживает. Привлекательность, доброжелательность и приветливость Ульяны помогают ей создать хорошую семью. У нее уютный дом, в который она вкладывает много сил. Друзья любят бывать у нее в гостях.
Великие люди по имени Ульяна

Громова, Лаптева, Шилкина


Что означает имя Эльвира

Эльвира –От германского «защитница людей.

Варианты имени и как ласково называть

Эля, Элечка

Тайна имени Эльвира

Трудолюбивая, в ее руках все горит и спорится, терпеть не может медлительных, нерешительных людей, поэтому больше дружит с мужчинами, чем с женщинами. Окружающие считают ее сильной и мужественной, но те, кто знает ее хорошо, близко к своим секретам не подпускают - тайны хранить она не умеет.

Великие люди по имени Эльвира

Кокорина, Маслова

Что означает имя София

София- От греческого «премудрость»

Варианты имени и как ласково называть

Соня, Софа, Софья, Софи, Зофия, Фай, Фей, Фиа.

Тайна имени София

Нежная, утонченная девочка. Не плакса, не рохля. Добра, в ее доме часто можно встретить попавшую в беду кошку или собаку. С незнакомыми людьми держится стеснительно, недоверчиво. Хотя с близкими друзьями она тоже не очень откровенна, они знают, что на Софью всегда можно положиться: если надо - отдаст последнее. Софья усидчива и педантична, что способствует ее успехам в учебе. Принципиальна, всегда готова постоять за свои идеи. Ценит хорошие отношения с родственниками, последние всегда занимают важное место в ее жизни. Рукодельница, любит кропотливую мелкую работу, часто обладает музыкальными способностями, увлекается театром.

Великие люди по имени София

Лорен, Ротару


Что означает имя Никита

От греческого - победитель.

Варианты имени и как ласково называть

Никитка, Ники, Ник

Тайна имени Никита

Это мужчины, которые знают себе цену. Они эгоистичны и целеустремленны, выбирают себе цель, идут к ней прямым путем. Не любят, чтобы ими командовали, они настойчивы, упрямы и одновременно - чувствительны и ранимы. Внешне похожи на мать, характер же у них - отцовский

Великие люди по имени Никита

Одоевский. Михалков

Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

на тему: « Тайна имени»

Выполнили учащиеся 3в класса

Ивлева Виолетта

Власов Сергей

Пронина Софья

Скворцов Денис

Танкова Дарья

Яшкова Ирина

Руководитель

учитель начальных классов

И.Ю. Кисёлева

Жуковка 2017

    Введение…………………………………………………………………...стр. 3-5

    Основная часть……………………………………………………….........стр.6

    1. Имена и прозвища в Древней Руси……………………………….стр.6-7

      История возникновения имён……………………………………..стр.7-9

      Откуда к нам пришли наши имена………………………………..стр. 9-10

      Толкование имен……………………………………………………стр. 10

      Анкетирование……………………………………………………...стр.11-12

      Социологическое исследование………………………....................стр.12

3.Заключение…………………………………………………………………....стр.13-14

4.Список использованной литературы………………………………………..стр.15

5.Приложение…………………………………………………………………...стр.16-18

Введение.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой как обращаться друг к другу.

Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя человека возникло не случайно.

Каждый человек после своего рождения получает имя. Он его не выбирает, за него это делают другие. К сожалению, мало кто из нас знает, что обозначает данное нам имя и какова история его происхождения.

Что они означают наши имена?

Отвечая на данный вопрос, мы выяснили, что никто не знает значение своего имени.

Нам захотелось узнать историю происхождения и значения имен, совпадают ли наши черты характера со значением наших имен, насколько распространены наши имена.

Поэтому тема нашей исследовательской работы «Тайна имени».

Нам захотелось узнать:

Когда и как возникли имена;

Откуда они пришли в наш язык;

Что означают наши имена;

Какие имена наиболее популярные в настоящее время.

Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению имен.

Цель : с помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка.

Задачи:

    Изучить истории и значения имён.

    Развивать навыки исследовательской деятельности.

    Изучить имена учеников начальной школы.

    Выяснить, знают ли ребята моего класса значение своего имени и историю его происхождения.

    Установить популярность имён среди обучающихся начальных классов.

    Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.

Объект исследования: наши имена.

Предмет исследования: история происхождения, значение наших имен

Гипотеза исследования: Мы предположили, может ли человек жить без имени, что может сказать имя о человеке .

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Работа с Интернетом.

3. Анализ списков обучающихся школы;

4.Систематизация известных сведений и результатов;

5.Анкетирование;

6.Социологическое исследование;

7.Беседы с родителями;

8. Провести собственное наблюдение за одноклассниками.

Актуальность работы заключается в следующем:

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны.

Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

2.Основная часть.

2.1. Имена и прозвища в Древней Руси

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.

А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.

Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.

Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, может быть, у имен и впрямь нет значения?

Имя – это бесценный дар, который даётся при рождении один раз и навсегда. Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре с другими людьми. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён тесно связана с историей народа и его языка.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава, Черныш.

Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. Например, Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк.

Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка. Ребенка, который появился на свет зимой, называли Зима. Если родился в сильный мороз, так и называли – Морозом, а родившийся весной, получал имя Вешняк, от слова «вешний» - весенний.

Некоторые имена характеризовали явления природы, например, Метелица, христианские праздники, например, Постник, Мясоед.

Некоторые имена давали по профессии родителей, например, Рыбак, Муковоз, Кожемяка.

Другие имена отражали какие – либо особенности новорожденных, например, Пискун, Прыгунок, Лобик.

2.2. История возникновения имён

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами будем давать имена нашим детям. А что же это такое – имя? Согласно словарю В.И. Даля, имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

На раннем этапе развития цивилизации люди долго не выбирали, какое имя дать ребенку. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда.

Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

Еще в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Лучезар). От этих имен веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей. В древней Руси использовались три группы имен:

Простые и двуосновные древнеславянские имена (Владимир, Святослав, Людмила)

Скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд)

Имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена).

С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые имена (Анна, Мария, Елизавета).

При крещении человеку давалось второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван. Церковь не

все имена признавала. Так князю Киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена.

В России, на протяжении довольно долгого времени : при крещении , священник предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка.

Дело родителей было только выбрать и согласиться с каким-либо из имен. Избежать же насильственного выбора имени и упросить священника дать другоеимя стоило немало трудов и средств.

Лишь в 1905 году эта прерогатива церкви была несколько ослаблена и родители уже могли назвать ребенка на свое усмотрение. После революции, с 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений, и пошло новое поветрие на модные имена.

2.3. Откуда к нам пришли наши имена

В конце Xвеке киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии…

Чтобы военный союз был прочным и долговечным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие.

Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней

на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

Древнегреческие и древнеримские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Например, греческое имя Тихон - обозначает «счастливый», римское имя Марина – «морская».

Древнееврейские имена означали обращение к Богу. Например, Михаил обозначает «равный Богу».

2.4. Толкование имен

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

2.5.Анкетирование

Следующим этапом исследовательской работы стало проведение анкетирования учащихся 1-4 классов. Было опрошено 193 человек. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся знают значение собственного имени, но не знают его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.

В нашем классе 20 человек (вместе с учителем).

У нас есть: Анастасия, Сергей, Сергей, Виолетта, Евгения, Ирина, Евгений, Полина, Михаил, Владислав, Софья, Валерия, Кирилл, Денис, Дарья, Валерия, Александр, Ирина, Максим, Артем.

По происхождению есть имена:

    Греческие – 10 (Артем, Александр, Анастасия, Полина, Кирилл, Евгения, Евгений, Ирина, Софья, Ирина)

    Латинские – 4(Виолетта, Валерия, Максим, Валерия,)

  • Еврейские- 1(Михаил,)

    Русские- 4(Владислав, Денис, Сергей, Сергей)

    Древнеперсидские- 1 (Дарья)

2.6. Социологическое исследование

Мы провели социологическое исследование имён в 1-4классах и узнали, какие имена самые распространенные, а какие редкие.

Среди имён девочек:

    на 1 месте – Анастасия;

    на 2 месте имя- Валерия;

    на 3 месте имя - Дарья.

Среди имён мальчиков:

    на 1 месте – Евгений, Илья, Артем, Даниил

    на 2 месте имена - Максим, Денис, Иван;

    на 3 месте имена - Александр, Кирилл, Дмитрий.

Редкие имена, то есть те, которые встретились 1 раз:

Таким образом, мы можем сделать вывод:

    только половина наших имен достаточно распространенны школе;

    черты характера совпадают со значением наших имен.

Заключение

Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории происхождения имен, изучил их значение. Проведя свою исследовательскую работу можно сказать, что в настоящее время много русских людей носят традиционные имена, хотя мода на имена меняется.

В процессе работы над темой «Тайна имени» мы научились: формулировать цели и задачи проекта, выбирать методы и способы работы, планировать предстоящую деятельность, собирать и анализировать информацию, самостоятельно проводить исследование и анкетирование, обобщать, представлять и оценивать полученные результаты.

Наша исследовательская работа предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. Имя дают ребёнку при рождении его родители. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Необычное имя не только поддерживает уникальность человека, но и его отличие от других. Самое главное соблюдать меру, потому что человек, который совсем не похож на тех, кто его окружает, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Поэтому, прежде чем нарекать человека, необходимо прислушаться к советам:

1) имя должно легко произноситься;

2) должно соотноситься с отчеством;

3) должно быть легко запоминающимся;

4) от имени должны образовываться уменьшительно - ласкательные формы;

5) не должно вызывать у человека неприятных ассоциаций.

Исследовательская работа «Тайна имени» оказалась очень интересным, увлекательным. Мы узнали много нового и остались довольны своей работой.

Список литературы

1. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г.

2. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г.

3. Советский энциклопедический словарь. Составитель Булатов Р. М.: «Советская энциклопедия», 1988.-159 с.

4. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г.

5. Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». – 608 с.

6. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. Москва. ООО «Дом Славянской книги». 2009-671с.

7. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г.

Источники Интернет:

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

    Знаешь ли ты значение своего имени?

    Знаешь ли ты происхождение своего имени?

    Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

    Доволен ли ты своим именем?

  • В стародавние времена родители, выбирая имя ребёнку, верили в то, что оно может повлиять на его характер и судьбу. Постепенно о значении имён люди стали забывать, особенно когда имена заимствовались одними народами у других. Сегодня мы уже не задумываемся о том, что же значат наши имена. А ведь если обратиться к их происхождению, можно узнать много интересного.
    Узнаем, что означают имена, пришедшие к нам из греческого, латинского, скандинавского и других языков.

1. Прочитайте толкование некоторых имён.

Славянские имена

Владимир - «владеющий миром»
Владислав - «владеющий славой»
Вячеслав - «наиславнейший, самый славный»
Ростислав - «возрастающая слава»
Святослав - «священная слава»
Ярослав - «славящий Ярйлу»
Вера - «вера, верная»
Лада - «любимая, милая»
Людмила - «милая людям»
Светлана - «светлая, чистая»
Снежана - «беловолосая, холодная»

Греческие имена

Александр - «защитник, борец»
Андрей - «мужественный»
Василий - «царь, царский»
Евгений - «благородный»
Николай - «победитель»
Елена - «светлая»
Ирина - «мир, покой»
Маргарита - «жемчужина»
София - «мудрая»

Латинские имена

Валентин - «сильный, здоровый, крепкий»
Валерий - «сильный, бодрый, крепкий»
Максим - «величайший»
Сергей - «высокочтимый»
Виктория - «победа» Марина - «морская»
Юлия - «женщина из рода Юлиев»

Скандинавские имена

Игорь - «молодой»
Олег - «святой»
Ольга - «святая»

2. Кто из ваших родственников, знакомых носит какое-либо из этих имён? Соответствуют ли личные качества, характер этих людей значению их имени?

3. Узнайте значение вашего имени. Если его не оказалось в списке на этой страничке, обратитесь к книге Льва Успенского «Ты и твоё имя» или к современному словарю имён.

В древнееврейском языке нет слова «Иван». Но имя это, которое у всех европейских народов звучит сейчас по-разному (у немцев - Иоганн, у французов - Жан, у англичан - Джон, у грузин - Иванэ, у финнов и эстонцев - Юхан, у поляков - Ян), когда-то в Древней Иудее произносилось как Йэхоханан, или Йоханаан. И означало это слово «божья благодать», «божий дар», то есть - Фёдор.

4. Какие литературные герои или известные люди носят то же имя, что и вы? Что между вами общего и различного?

Иван-царевич,
Иван IV Грозный,
Иван Сусанин,
Иван Купала,
Иван Крузенштерн,
Иван Крылов

Подготовьтесь рассказать о происхождении своего имени в классе. Дополните свой рассказ интересными сведениями о людях, носящих такое же имя, как у вас.

Имя Иван во время Великой Отечественной войны использовалось немцами как прозвище для обозначения русских. От имени Иван образована одна из наиболее распространённых русских фамилий - Иванов.

Характер человека по имени Иван очень противоречив. В нём в одинаковой мере сочетаются слабость и сила, открытость и любовь схитрить, добродушие и коварство. Сложный характер обрекает Ивана на сложную жизнь, наполненную препятствиями и ухабами. Иван, как Иван-царевич, с честью выносит все испытания благодаря своей выносливости. К желаемой цели Иван идёт спокойно и настойчиво, не сворачивая с прямого пути. Иногда в моменты, когда до желаемого осталось лишь протянуть руку, Иван внезапно отказывается от этого.

Истории известно немало замечательных Иванов. К примеру, знаете ли вы, кто первым из европейцев побывал на острове Пасхи и рассказал о населяющих его громадных статуях-исполинах? Этим человеком был не кто иной, как Иван Крузенштерн (1770–1846), мореплаватель, первым в России осуществивший кругосветное путешествие.
Упорство и честолюбие – качества, отличающие многих людей с этим именем, в большой мере были присущи и Крузенштерну – ему не исполнилось и девятнадцати, когда он был награждён за геройские действия во время сражения у острова Готланд и произведён в лейтенанты. Свое первое кругосветное плавание он совершил, пересаживаясь с корабля на корабль, как обычный путешественник, после чего, вернувшись на родину, стал настойчиво рекомендовать Павлу I профинансировать кругосветный проект русских кораблей.
Но лишь после восшествия на престол Александра I инициатива была поддержана, и в августе 1803 года два корабля – «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Плавание было долгим и трудным, однако оно принесло миру множество замечательных открытий. Так, помимо острова Пасхи, именно Иван Крузенштерн и его спутники стали одними из первых европейцев, чьи корабли прошли по Японскому морю, в результате чего были впервые составлены его точные мореходные карты. В августе 1806 года мореплаватели с триумфом вернулись в Россию, где вдохновитель проекта Иван Крузенштерн был награждён золотой медалью Географического общества и удостоен звания почётного члена Академии наук. Что и неудивительно – составленное им описание путешествия, а также «Атлас Южных морей» на несколько десятилетий стали руководством для географов и моряков всего мира.