Волшебные вещи из сказок. Чудесные предметы волшебной сказки. Семь сказочных предметов волшебства

В большей части эпическое произведение волшебного, бытового или же авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов самобытны и имеют ярко выраженную национальную окраску, однако большинство популярных сказочных сюжетов повторяется у многих народов мира. Причем волшебные предметы из сказок также трансформируются согласно менталитету сказочника.

Две основные группы сюжетосложения

В сказочном цикле по построению сюжета выделяются две самые распространенные истории: повествование о добыче волшебного объекта («Молодильные яблоки», «Жар-птица») и сказания о получении сказочного предмета и его последующем использовании («Волшебное кольцо», «Двое из сумы»). Сказки первой категории схожи с мифами о героях: персонаж отправляется на поиски волшебной диковинки, проходит разнообразные испытания, достает (иногда похищает) желанный предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько инверсированный, то есть в самом начале истории главный герой получает сказочные волшебные предметы как награду (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), однако после эта добыча у него выкрадется антагонистом, и персонаж просто обязан будет всяческими способами её вернуть.

Русская четверка

XXI век подарил человечеству разнообразные хитроумные гаджеты и прочие блага цивилизации, но волшебные истории изначально были богаты не меньшим ассортиментом облегчающих жизнь и спасительных приспособлений. Особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов русские народные сказки. в них самобытны и весьма полезны:

1.Универсальный навигатор - клубок. В большинстве повествований этот предмет ориентируется лучше компаса в сторонах света и никогда не сбивается с заданного маршрута. Получить его можно, пройдя какие-то испытания от умудренного жизненным опытом персонажа (вроде Бабы-Яги).

2.Чудо-перышко. Сказки, где есть волшебные предметы, повествуют и о множестве диковинных мифических животных, птиц, которые завсегда готовы прийти на выручку главному герою. Традиционно они отдают центральному персонажу свое перо, которое нужно либо сжечь, и тогда птица явится, либо взмахнуть - и тогда возникнет все, что душе угодно («Финист - ясный сокол»).

3. Скатерть-самобранка - заветная мечта каждого второго функционирует по принципу «все включено». Роскошные яства и напитки возникают перед жаждущим, стоит лишь ее расстелить. Перечисляя волшебные предметы из сказок, никак нельзя не упомянуть об этом более чем притягательном гаджете.

4. Гусли-самогуды. Данный объект работает полностью в автономном режиме - сами играют, поют и даже пляшут. Во время их звучания нереально усидеть на месте - ноги сами рвутся в пляс. В иной интерпретации герой мог дернуть за определенную струну - и сразу же разливалось бескрайнее море, за иную - выплывают по морской глади военные корабли, а за третью - суда открывают огонь по противнику.

И еще три

1. Волшебное зеркальце. Работает словно в современном режиме on-line. С его помощью можно узнать, что в данный момент творится в соседних царствах-государствах. Его вариацией, рассматривая волшебные предметы из сказок, можно назвать блюдечко с наливным яблочком. Которое начинало свою трансляцию в мгновение, когда само по себе яблочко начинало движение по каемочке.

2. Полотенце иль волшебный гребешок. Чтобы благополучно уйти от погони после выполненного квеста, главный герой имел вышеупомянутые диковины. Каждый из них бросался позади беглецов, и сразу же на пути преследователей возникала непреодолимая преграда. Добыть гребень можно было у той же Бабы-Яги или же вытащить из уха сказочного коня. Вот такими загадочными по происхождению могут быть волшебные предметы из сказок. Список продолжит диковина, позволяющая перемещаться на любые расстояния.

3. Сапоги-скороходы. В некоторых вариация - «семимильные». Обладатель этой вещи мог с легкостью и со скоростью света перемещаться на огромные расстояния. Им вполне могут позавидовать самые современные средства передвижения.

Чудесные помощники

Перечисленные выше диковинки не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, какие есть волшебные предметы. Сказочный мир дарует встречу с множеством удивительных вещей. Среди них:

1.Ковер-самолет. Использование данного устройства встречается не только лишь в русских сказках, он популярен среди героев сказаний всего мира. Традиционно он помогает героям перемещаться на внушительные расстояния по воздуху.

2. Шапка-невидимка. Уникальный объект, скрывающий обладателя от глаз посторонних, делая его невидимым.

3. Огниво. Этот предмет вспомнится большинству из одноименной сказки великого Андерсена, ведь с его помощью герой призывал трех громадных псов, а те выполняли его поручение. Но оно также довольно часто встречается и в славянских сказках, однако в этом случае, использовав вещь по назначению, вызывают коня или двенадцать молодцев.

Сколько сказок - столько и диковин

Вспоминая волшебные предметы из сказок, стоит не забыть также: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летучий корабль, неумолимую волшебную дубинку, сочные молодильные яблоки, суму, живую и мертвую воду, русскую печь, чудесное кольцо (или же перстень).

Заморские волшебные гаджеты

Не каждая сказка с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) является исключительно народной. Многие известные всему миру сказочники с удовольствием внедряли полезные диковины в повествование. Среди самых известных:

  • Ш. Перо - «Золушка» - волшебная палочка феи.
  • В. Гауф - «Маленький Мук» - башмаки скороходы, посох, с помощью которого можно узнать о сокровищах под землей, табакерка с волшебным порошком.
  • Г. Андерсон - «Огниво» - волшебное огниво, в других - сундук-самолёт и калоши счастья; из сказки «Оле-Лукойе» - волшебный зонтик и сказочная брызгалка, оживляющая все предметы.
  • Братья Гримм - «Белоснежка и 7 гномов» - волшебное зеркальце, которое показывало правду, и удивительный горшочек каши из одноименной сказки.
  • Александр Волков - «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрец из страны Оз») - волшебный свисток королевы Рамоны и очки из изумрудных стеклышек.
  • - «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» - волшебная дудочка, которую сделал Нильс.

Ольга Воеводина
Игра-соревнование «Волшебные предметы»

Цель : вспомнить и закрепить ранее полученные знания о волшебных предметах , развивать внимание, выявить творческие способности детей, создать двигательную активность.

Ведущий :

Здравствуйте, ребята. Сегодня я – хранительница сказочного сундука, в котором есть волшебные предметы .

Хочу я вас проверить, хорошо ли вы знаете волшебные сказки . Но прежде, чем я буду доставать из моего сундука волшебные предметы , вы должны будете отгадать их и выполнить мое задание. Я буду загадывать предметы , а вы должны рассказать, в чем их волшебная сила , а может, даже сказку назовете! Ну что начнем?

Дети делятся на две команды. В ходе соревнования за каждое задание победитель получает фишку.

1 задание «Сапоги-скороходы»

И за тридевять земель,

И за тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги скороходы)

Пробежать в одном сапоге, передать другому участнику команды.

2 задание «Волшебный клубок »

Круглый я, пушистый, мягкий,

Хвостик есть, но я не кот.

В сказках встретите меня,

Укажу вам путь друзья. (Клубок ниток)

Перемотать клубок - кто быстрее.

3 задание «Скатерть самобранка»

Вкусных кушаний полна.

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить. (Скатерть-самобранка.)

Из разрезных картинок собрать и накрыть на «стол» .

4 задание «Шапка-невидимка»

Если ты ее одел, тут стоял, и вмиг исчез.

Можно юркнуть в каждый дом.

И подслушать все секреты.

Защититься от злодеев, и спасти своих друзей.

Ведь не видно- кто под ней. (Шапка-невидимка.)

Дети закрывают глаза, кого-то из детей или персонаж сказки нужно спрятать под «шапку- невидимку» . Отгадать, кого не хватает.

5 задание «Игла»

На дубу висит сундук.

Заяц в сундуке сидит,

А в зайчишке – утка.

Ну а в утке есть яйцо

Что в себе таит оно? (Игла)

Игла из картона с ниткой, каждый должен змейкой пробежать между детьми, вернуться на свое место и передать следующему.

6 задание «Гусли - самогуды»

Коль тронуть струны инструмента,

То тотчас ноги в пляс пойдут.

Так что ж за инструмент такой,

Коль ноги пляшут сами собой? (Гусли)

Произвольный танец под музыку.

Подводятся итоги. Все дети получают призы (раскраску по сказкам) .

Публикации по теме:

«Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста «Мы - весёлые ребята!» - игра-соревнование для детей старшего дошкольного возраста. Цели: пропаганда здорового образа жизни; привлечение.

И снова я с ВАМИ, КОЛЛЕГИ! Покажу ещё одно пособие-игру "Весёлые верёвочки". Раньше использовала для закрепления учениками знаний о кривых.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и самым эффективным приемом развития дошкольников, так как сочетает.

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Правила игры: Детям даётся карточка с заданием - образцом и пустая карточка.

Мы придумали игру на сенсорное развитие. Материал дня нее используется очень простой и дешевый;трубочки для коктейля и составные коврики.

Игра - занятие по формированию культурно-гигиенических навыков для детей средней группы «Предметы личной гигиены» Задачи: Развивать познавательный интерес, воображение, логическое мышление, внимание и память. Совершенствовать умения различать и.

День космонавтики – прекрасный повод поговорить с детьми об устройстве нашей солнечной системы, звездном небе, космических ракетах. В этом.

Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, о лучшей доле бедняка. Рассказывал о красоте, об уме и трудолюбии простых людей.
Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Есть сказки - бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказки вызывали и вызывают особый интерес у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

В наших сказках есть различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и другие.

Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Волшебными свойствами наделяются, чаще всего самые обычные предметы быта, которыми герои пользуются каждый день: вёдра, печь, зеркало, клубок ниток.

А самое главное, что волшебные сказки всегда заканчиваются победой «добра» над «злом» и в конце сказки главного героя ждёт награда.

Картотека волшебных предметов

Стрела, клубочек, перышко . (Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.)

Зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга.

(Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.) Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки. ( Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых).

Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина .(Предметы, выполняющие работу за героя).

Кольцо, огниво, волоски. (Предметы, вызывающие помощников).

Шапка-невидимка .(Предметы, способные сделать героя невидимым.)

Свисток, гусли, рожок .(Предметы, способные заставить все вокруг плясать.)

Яйцо, сундук. (Предметы, хранящие тайны вредителей.)

Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.

Семь сказочных предметов волшебства

2. Клубок.

3.Перышко.

4.Скатерть-самобранка.

5.Гусли-самогуды.

6. Зеркальце.

7.Гребешок.

Загадки о волшебных предметах

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток -

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-ка:

Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Много верст впереди.

Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай дружок скорей ответ.

Я пушистый, мягкий, круглый,

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго

Покачусь и под комод.

(Клубок ниток)

Круглое, румяное, сочное и сладкое,

Очень ароматное, наливное, сладкое,

Тяжёлое, большое

Ткачев Егор

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 г. о. Сызрань

Выполнил: Ткачев Егор,

обучающийся 3 А класса

ГБОУ СОШ № 12

Руководитель работы:

Егорова Светлана Павловна,

учитель начальных классов.

г. Сызрань

2015

Роль волшебных предметов в русских народных сказках

1. Введение

Русские народные сказки – одно из главных сокровищ нашей культуры. Они переведены на многие языки и пользуются мировой известностью. Сказка входит в жизнь каждого человека с раннего детства. Самый распространённый вид сказок – сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идёт петух в сапогах, несёт на плече косу; волк ловит рыбу и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика!» Лиса извещает тетерева о новом «указе». Детям постарше нравятся волшебные сказки. Они привлекают развитием действия, борьбой светлых и тёмных сил, чудесными превращениями.

Самые простые и в тоже время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – даёт нам сказка.

Объектом исследования данной работы являются русские народные сказки и волшебные предметы, встречающиеся в них.

Цель работы – исследовать назначение волшебных предметов в русских народных сказках.

Задачи:

1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

2. Роль волшебных предметов в русских народных сказках

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Такое определение сказки даётся в толковом словаре С. И. Ожегова. Подобные толкования предлагаются в словарях Д. Н. Ушакова («Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества») и В. И. Даля («Сказка – вымышленный рассказ»).

Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка – рассказывать – сказывать. По сути, сказка – это то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А.С. Пушкин: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!

Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем – и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве-тридесятом государстве.

Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.

Сказка даёт в руки героя какой-нибудь волшебный дар и при помощи этого дара он достигает своей цели.

Число волшебных предметов необычайно велико. Это – одежды (шапка, рубашка, сапоги, пояс); орудия и оружие (меч, дубина, кнут, палка, клюка); всякого рода сумки, мешки, кошельки, сосуды; музыкальные инструменты (свистки, рожки, гусли); бытовые предметы (огниво, полотенца, ковры, скатерти, клубочки, зеркала, карты), плоды, ягоды. Главное во всех этих предметах – волшебная сила, которой они обладают, помогая герою достичь цели.

Предметы-орудия

В сказке топор сам вырубает корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Интересно, что древняя связь с животными здесь еще не утеряна. Это делается по щучьему веленью. Но эта связь в сказке не обязательна. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно».

Предметы, вызывающие духов

Такие предметы могут быть как животного состава (волоски коня), так и орудия (дубинка) и целый ряд других предметов (кольцо). В них живет сила. Сила присуща всему животному и всем частям его. В волосках есть та же сила, что и во всем животном, т. е. в волосе есть конь, так же как он есть в уздечке, так же как в кости.

Палочка

К совершенно иным представлениям восходит палочка, прутик или тросточка. Предметы, о которых шла речь до сих пор, идут или от животных, или от орудий. Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке "Притворная болезнь" убитый царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на человека.

Предметы, дающие вечное изобилие

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие.

Живая и мертвая, слабая и сильная вода

Живая и мертвая вода не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Волшебные предметы и их назначение

Волшебные предметы

Назначение предметов

Стрела, клубочек, перышко.

Показывают направление движения.

Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.

Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.

Палочка, волосок.

Исполняют желания.

Гребешок, полотенце, платок.

Преграждают путь преследователю.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Быстро переносят героя на большое расстояние.

Кольцо, огниво, волоски.

Вызывают помощников.

Свисток, гусли, рожок.

Заставляют все вокруг плясать.

Яйцо, сундук.

Хранят тайны.

Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода.

Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.

Шапка-невидимка.

Делает героя невидимым.

Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.

Выполняют работу за героя.

Рубашка.

Защищает, оберегает,

Куколка

Даёт совет, оберегает, помогает.

3. Заключение

Волшебные предметы в сказках являются либо неким порталом, проводником в другой мир, либо выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В. А. Жуковский, П. П. Ершов, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю. К. Олеша, А.Н. Толстой, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.

Список использованной литературы

Художественные тексты

  1. Афанасьев А. Н. Русские народные сказки. Издательство «Самарский дом печати», 1993.

Энциклопедические и справочные издания

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981.
  2. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
  3. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Научно-критическая литература

  1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1984.
  2. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.
  3. Пропп В. Я. Исторические корни русской народной сказки. Л., 1986.
  4. Пропп В. Я. Русская народная сказка. Л., 1984.