Центральная Городская Детская Библиотека им. Пушкина. Белые ночи в Питере – удивительное зрелище Когда начинаются и сколько длятся такие ночи

Александр Куприн "Штабс-капитан Рыбников":

"Было не светло и не темно. Стояла теплая, белая, прозрачная ночь с её нежными переливчатыми красками, с перламутровой водой в тихих каналах, чётко отражавших серый камень набережной и неподвижную зелень деревьев, с бледным, точно утомленным бессонницей небом и со спящими облаками на небе, длинными, тонкими, пушистыми, как клочья растрёпанной ваты".

Или вот он же в "Блондель":

"На берегу Невы мы сидим в лёгком, качающемся поплавке-ресторанчике и едим раков в ожидании скромного ужина. Десять с половиной часов вечера, но ещё совсем светло. Стоят длительные, томные, бессонные белые ночи - слава и мука Петербурга".

Даниил Гранин "Неизвестный человек":

"...И тут вдруг он перестал слышать, что говорит Усанков. Басовитый раскатистый голос отдалился, неразличимо вошёл в звук работающего мотора. Произошло это, когда они свернули на Фонтанку, въехали в белую ночь. Оказывается, в городе уже наступили белые ночи. Между гранитными стенами набережных покоилась сияющая полоса воды, она была светлее, чем небо. Вода была серебряно-гладкой, неподвижной, от неё шёл свет. На набережных никого. Теплынь. Всё замерло, только на мостах бесшумно перемигивались светофоры".

Ю.Слепухин. "Киммерийское лето. Южный Крест":

"Время не гасило воспоминаний. Оно уплотняло их, сжимая в цепочку образов, и каждый такой образ постепенно разрастался, вбирал в себя все сопутствующее, становился символом. Так образом-символом Ленинграда стала картина белой ночи. Не какой-то одной, определенной, - ночей вообще, многих, слившихся в его памяти в одну: безлюдная набережная, широкие воды за низким гранитом парапета и мостовой пролет, исполинским крылом взнесенный в пустое, прозрачное, обесцвеченное близким рассветом небо.

(...) А в Питере сейчас белые ночи. Он посмотрел на часы, было четверть девятого. Это что ж, третий пополуночи? Пожалуй, какие-то мосты уже развели. Он начал вспоминать, в котором часу разводят Литейный, Дворцовый, Кировский; картина стояла в памяти четко, словно он видел это только вчера: негаснущая заря над Петропавловкой, мокрый пустой асфальт, широкая, того же цвета, что и небо, розоватая гладь реки..."

Мамин-Сибиряк "Черты из жизни Пепко":

"Красота вообще - вещь слишком условная, а красота типичная - величина определённая. Северные
сумерки и рассветы с их шёлковым небом, молочной мглой и трепетным полуосвещением, северные белые ночи, кровавые зори, когда в июне утро с вечером сходится, - все это было наше родное, от чего ноет и горит огнём русская душа... "

Дымов Ф.Я. "Благополучная планета":
.

"- Харьков попросил разрешения Всемирного Совета на организацию у себя белых ночей, - ни к кому особенно не обращаясь, сказал Стас. Багир обиделся на харьковчан. Ладно, будьте патриотами своего города, но не завидуйте другим! Не жаль энергии для поддержания где-то долгой зари, жаль Ленинграда, у которого, независимо от нынешнего решения Совета, могут когда-нибудь отнять неповторимые пушкинские белые ночи. Или, скажем, так: не отнять, а скопировать, разбавить повторением. Но всё равно обидно. Нельзя множить диво, нельзя ставить чудо на поток. Точно так же никому нельзя навязывать даже праздник".

Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы:

"Пора было спуститься поужинать, но старший лейтенант оставался на мостике, вглядываясь в дымчатый горизонт балтийской белой ночи. Высокий светлый купол неба, где мягко смешивались нежные тона, легко и невесомо опирался на гладкую штилевую воду. Она светилась розовыми отблесками. Солнце, зайдя, пробиралось под самым горизонтом, готовое вновь подняться, и просторное бледное зарево стояло над морем, охватив всю северную часть неба. Только на юге сгущалась над берегом неясная фиолетовая дымка. Наступала самая короткая ночь в году, ночь на двадцать второе июня...

Солнце уже встало над морем, и вся таинственная невнятность белой ночи давно исчезла. Трезвая и ясная бежала за бортами вода, ясно и прозрачно было голубое небо. Блестела на мостике краска, и ярко трепетали на быстром ходу цветные флажки флюгарки. Начинался день, первый день войны, и в мыслях, во всем существе была та же ясность, трезвость и прозрачность".

Александр Чаковский. "Блокада":

"Они проезжали мимо лесов и рощиц, мимо одиноко стоящих крестьянских домов с плотно прикрытыми ставнями или занавешенными изнутри окнами, и все это - леса, и рощи, и дома, и колодцы со вздернутыми над ними журавлями, - облитое призрачным светом белой ночи, казалось врезанным чьей-то властной и сильной рукой в белесый неподвижный полумрак, ощущающийся как нечто вещественное, материальное, сливающий воедино и землю и небо. И чем больше Звягинцев вглядывался во все, мимо чего они проезжали, тем более невероятной казалась ему мысль, что сюда может дойти враг".

Е. Богданов. "Лодейный кормщик":

"После наглухо закрытой душной и промозглой каюты, в которой пахло чем-то прелым, чужеземным, он с удовольствием вдохнул свежего воздуха, глянул на небо. На западе в редких, волокнистых, как чесаный лен, облаках раскаленными грядками дотлевали отблески заката. Солнце упряталось за горизонт ненадолго, для того чтобы тотчас начать подниматься снова. Июньские белые ночи на Двине коротки, как размах крылышков кулика".

Александр Щёголев "Ночь, придуманная кем-то":

"У нас ведь, начиная с мая, вечера практически отменяются, а в июне и ночи тоже. Это называется "белые ночи" - ну, когда закат в полночь, небо чуть-чуть потемнеет ради приличия, и всё - в пять утра восход. Помню, прошлым летом мы с мамой провожали одного родственника с Финляндского вокзала, так вот, вместо того, чтобы обратно на автобусе ехать, мы попёрлись пешком. Маму одолело что-то поэтическое, и она решила мне показать "это
незабываемое явление". Интересно, конечно. Белая ночь - в самом деле явление. Темноту будто ветром приносит на пару часов и уносит. Да и какая там темнота! Курам на смех, читать запросто можно, если глаз не жалко. До сих пор картинка перед глазами стоит: вокруг ночь, но серое небо быстро краснеет, краснеет, потом облака светиться начинают, и вдруг уже утро. Мы тогда почти всю Неву прошагали - смотрели, как мосты разводятся, удивлялись,
как много людей на улицах..."

Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
А.С. Пушкин «Медный всадник»

Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Александр Блок

Явление, которому посвящены тысячи строк. О нем пишут в прозе, слагают стихи, сочиняют песни. Белые ночи давно стали символом северной столицы, символом романтики, загадочности. И хотя этот природный феномен характерен и для других городов, расположенных на высоких северных широтах, например, для Нового Уренгоя, Надыма, Северодвинска, именно Петербург ассоциируется с легкими, невесомыми ночами.

Официально они длятся с 11 июня по 2 июля. Но петербуржцы утверждают, что диапазон шире: примерно с 25 мая по 15 июля. В это время в городе яблоку негде упасть, туристы стекаются со всего мира, чтобы запечатлеть какого это читать ночью без света или фотографироваться после полуночи без вспышки. Номера в гостиницах разлетаются как горячие пирожки, такой ажиотаж сказывается и на ценах, они подскакивают в разы.

Туроператоры соревнуются в остроумии, предлагая на период белых ночей разнообразные туристические программы. Власти города устраивают всевозможные фестивали. Примерно месяц в северной Пальмире царит атмосфера круглосуточного праздника. Всеобщее веселье не разделяют только транспортники: метро, автобусы, троллейбусы работают в привычном графике. И это правильно, сон для водителей – дело святое.

Почему ночи белые?

Белые ночи – явление сугубо природное и научно объяснимое. Оно применимо ко всем городам, которые находятся выше 60 параллели северной широты, у Петербурга она почти 60, если совсем точно 59, 57. Солнце в здешних местах в июне-июле уходит за горизонт не сильно, поэтому темноты не наступает. Но сказать, что ночью светло также как днем не совсем правильно. Наиболее подходящее определение — сумерки. Вечерние плавно перетекают в утренние, кромешных черных красок нет, лишь приглушенные серые тона. Такой затянувшийся закат или рассвет, кому как больше нравится.

Петербуржцы утверждают, что в этот период светлее всего в районе Елагина острова и Финского залива. Это видимо как-то связано с географическим положением.

Экскурсионные маршруты

В период белых ночей туристические агентства фонтанируют идеями. Петербург в это время точно никогда не спит, да и как спать если на улице достаточно светло. Толпы гостей изучают северную Пальмиру на своих двоих, из окон одно и двухэтажных экскурсионных автобусов, с палуб прогулочных кораблей. Знаковые достопримечательности, улицы мосты предстают в непривычном освещении, окруженные ореолом серой дымки, они кажутся таинственными и загадочными.

Музеи в круглосуточном режиме в это время не работают. Но есть дни, когда в тот же Эрмитаж можно попасть белой ночью – это 20-ые числа мая, когда проводится международная акция «Ночь в музее». А вот кафе, рестораны открыты постоянно. Так что не откажите себе в возможности, выпейте кофе на открытой террасе с видом на Исаакиевский собор, а потом отправьтесь гулять по его крыше. В период белых ночей – прогулки по питерским крышам вещь, распространенная и романтичная.

Во время ночной автобусной экскурсии обязательно покажут Петропавловскую крепость, Летний сад, Медного всадника, и конечно подгадают время, а это около часа ночи, и подвезут к Дворцовому, Благовещенскому или какому другому мосту во время его разведения. Но за этим невероятным действом лучше всего наблюдать с воды, многочисленные прогулочные кораблики вам в туристическую помощь. Только выбирайте внимательно пристань. Ваша гостиница должна находиться с этой, а не противоположной стороны. Иначе коротать вам время до 5-6 утра, пока мосты не воссоединят вновь.

Праздничный Петербург

Белые ночи - это всегда атмосфера праздника. В месяц, когда солнце не уходит далеко за горизонт, устраивают всевозможные фестивали и торжества:

  • День города – 27 мая, видимо Петр Первый подгадал, чтобы дата основания была приурочена к началу сезона белых ночей. Кульминация этого дня фестиваль «Классика на Дворцовой». Вечером под открытым небом Петербурга выступают ведущие артисты Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковент Гарден;

  • «Звезды белых ночей» — главное культурное мероприятие города. Основная сцена – Мариинский театр. В течение месяца в режиме нон-стоп зрителям демонстрируют классическое искусство. На основной сцене выступает симфонический оркестр, на Исторической – балет, Концертный зал ждет поклонников оперы. Билеты необходимо приобретать заранее. Несмотря на большое количество всевозможных постановок они пользуются огромным спросом, ведь в них участвуют звезды мирового масштаба. Ночью культурная жизнь не останавливается. Всё те же классические концерты, балет, опера;
  • «Алые Паруса» — главный городской выпускной, он проходит в 20-ые числа июня и приходится на самый пик белых ночей;

  • «Белые ночи» - это один из этапов Кубка Европы по бадминтону, проходит в Гатчине;
  • Во время белых ночей проходит фестиваль детско-юношеского творчества «Звуки и краски белых ночей»;
  • Фестиваль джаза «Свинг белой ночи»;
  • В конце мая в городе включают все фонтаны.

Коварство белых ночей

Для человека неподготовленного теряется ощущение времени. Кажется, что еще совсем рано, а часы упрямо показывают время близкое к полуночи. Поэтому чаще смотрите на часы, а еще лучше установите напоминалку вроде «через полчаса закрывается метро», «уже поздно, пора ложиться спать». Хотя многим в таком режиме очень трудно заснуть, особенно с непривычки, спасают лишь плотные шторы. Некоторые спать не ложатся специально, что не проспать такие прекрасные, романтичные, белые ночи.

И приятный бонус — видео белых ночей в Питере

Николай Журкин


































1 из 33

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Описание Изучить явление белых ночей; Собрать информацию, соответствующую выбранной теме, из различных источников;Исследовать, проанализировать информацию;Определить продолжительность белых ночей;Рассчитать положение Солнца над горизонтом и исследовать протяженность белых ночей в г.Череповце на 2010год.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Что такое белые ночи? Белые ночи - ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Вблизи полярных кругов (с внешней их стороны) это явление наблюдается вблизи солнцестояния (в северном полушарии - в июне, в южном - в декабре).

№ слайда 7

Описание слайда:

Где наблюдаются белые ночи Определение белых ночей зависит от определения сумерек. Если принять определение гражданских сумерек, то белые ночи могут наблюдаться на широте не ниже 60°, хотя о них говорят и в несколько низших широтах; впрочем, общепринятое определение отсутствует. В широтах выше полярного круга белые ночи наблюдаются в течение одной-трёх недель до наступления полярного дня и после его окончания. Там, где полярного дня нет, белые ночи наблюдаются вблизи солнцестояния, в течение тем большего количества ночей, чем широта местности выше, причём наивысшая освещённость ночи наблюдается в ночь солнцестояния.

№ слайда 8

Описание слайда:

Белые ночи в России Наиболее известным российским городом, где наблюдаются белые ночи, является Санкт-Петербург. Другие города (перечислены от самых тёмных и коротких к самым светлым и продолжительным белым ночам): Череповец, Вологда, Березники, Магадан, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Сыктывкар, Петрозаводск, Якутск, Ухта, Архангельск, Северодвинск.Белые ночи также можно наблюдать в тех городах, где наблюдается и полярный день: Мурманск, Норильск, Воркута - 2-3 недели до наступления полярного дня и столько же после его окончания.

№ слайда 9

Описание слайда:

Белые ночи за территорией России На всей территории стран: Финляндия, Исландия, Гренландия, Антарктида.На большей части территории: Швеция, Норвегия, Канада.На меньшей части территории: Эстония (север), Великобритания (Оркнейские и Шетландские острова в Шотландии, а также Южные Оркнейские острова в Антарктике), США (почти вся Аляска, за исключением южных районов).

№ слайда 10

Описание слайда:

Белые ночи в Санкт-Петербурге Официально в Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля; период очень светлых ночей длится с 25-26 мая до 16-17 июля. Белые ночи - своеобразный символ Санкт-Петербурга: к этому времени приурочиваются различные фестивали и народные гуляния. Образ «Белые ночи» широко используется в искусстве и литературе.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Белые ночи на полюсах На Северном и Южном полюсах белая ночь наблюдается непрерывно в течение примерно 15-16 дней до восхода Солнца и столько же после его захода. На Северном это примерно с 3 по 18 марта и с 26 сентября по 11 октября, на Южном - с 23 марта по 7 апреля и с 7 по 21 сентября.

№ слайда 15

Описание слайда:

Белые ночи в Череповце Таблица расчетов положения Солнца над горизонтом Череповец - крупнейший город Вологодской области, административный центр Череповецкого района, один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологда) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Население - 310 тыс. чел. (1.10.2009 год). Череповецкая агломерация (Череповецкий район и город Череповец) - 360 тыс. чел.Координаты: 59°08′00″ с. ш. 37°55′00″ в. д.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Вывод В таблице приведен расчет положения Солнца над горизонтом с 9 июня по 4 июля 2010 года. Солнце заходит за горизонт в 22:00 и восходит в 04:00. Солнце максимально опускается под горизонт до -7,77 градусов 9 июня в 00:00 часов и 4 июля в 01:00, что соответствует наступлению навигационных сумерек. Остальное время соответствует гражданским сумеркам, пока погружение Солнца под горизонт не превышает 6-7 градусов. Погружение Солнца за горизонт даже в полночь мало, что вечерние и гражданские сумерки переходят в утренние без ночной темноты.

№ слайда 19

Описание слайда:

Почему же ночь бывает белой? Как мы помним из уроков географии и астрономии, ось Земли наклонена, поэтому Солнце по-разному освещает нашу планету – получается, что зимой солнечные лучи практически не попадают на наш Север, а летом, наоборот, Солнце светит почти круглыми сутками.Санкт-Петербург, ведь именно с этим городом ассоциируются белые ночи. Это заслуга нашей литературы – именно благодаря литературным традициям многие готовы считать белые ночи достопримечательностью исключительно нашей северной столицы. Однако это не так. Белые ночи есть и в Казани, и в Кирове, и в Архангельске, и в Пскове, и в Самаре, и в Сыктывкаре.Южная граница зоны белых ночей проходит на широте 49º. От экватора до этой параллели белых ночей никогда не бывает – именно здесь и только здесь день всегда белый, а ночь – черная. На широте 49º бывает одна белая ночь в году – 22 июня. К северу от этой широты белые ночи становятся все светлее, продолжительнее и ярче.Далее…

№ слайда 20

Описание слайда:

Белыми ночами могут любоваться и москвичи, однако в столице ночи не так светлы, как в Питере. В Сыктывкаре же белые ночи еще длиннее и ярче, чем в Санкт-Петербурге. А в Архангельске ночи белее, чем в Сыктывкаре. Чем ближе к Северу, тем дольше длится период белых ночей: в Петербурге за лето бывает 23 белые ночи, в Петрозаводске – 52, а в Архангельске – 77 ночей. Близ бухты Тикси, что в Якутии, Солнце не погружается под горизонт с 12 мая по 1 августа. Представьте себе – более двух месяцев круглосуточный день!Период белых ночей – это явление положительно сказывается на внутреннем, душевном состоянии. Хочется любить, петь, творить, писать стихи, жить! Но у этого прекрасного астрономического явления есть оборотная сторона медали – страна белых ночей зимой превращается в страну черных дней. Где летом солнце лишь ненадолго прячется за горизонт, там зимой оно почти не показывается. С детства человек усваивает представление о «правильной» смене дня и ночи на Земле: ночью – темно, днем – светло. Однако на самом деле смена света и темноты на нашей планете разнообразнее детских представлений об этом. Наш мир сложен и загадочен, но при этом безумно прекрасен!

№ слайда 21

Описание слайда:

Полярный день Полярный день - период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток.Продолжительность: самый короткий полярный день равен почти 2 суткам и наблюдается на широте полярного круга - 66°33′ за вычетом радиуса солнечного диска (15-16′) и атмосферной рефракции (на уровне моря в среднем 35′), итого около 65°43′. Самый же долгий наблюдается на полюсах - более 6 месяцев. На Северном полюсе это примерно с 18 марта по 26 сентября, на Южном - с 21 сентября по 23 марта. Интересно, что благодаря рефракции в течение нескольких суток солнце светит одновременно на обоих полюсах.Полярный день - следствие наклона плоскости экватора Земли к плоскости эклиптики, который составляет примерно 23°26′.В России полярный день могут наблюдать жители следующих относительно крупных городов: Мурманск, Норильск, Воркута.

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

Сумерки - часть суток между ночью и восходом Солнца и между заходом Солнца и ночью, в течение которого Солнце уже (ещё) находится за горизонтом и невидимо, но ещё (уже) видны признаки заката (рассвета), обусловленные рассеянием солнечного света в верхних слоях атмосферы Земли. Поверхность Земли в это время освещается рассеянным светом и не полностью освещена. Благодаря тому, что в это время свет необыкновенен и романтичен, сумерки давно популярны среди фотографов и художников, которые называют этот период «режимное время».Формально, сумерки – это отрезок времени перед восходом и после захода Солнца, во время которого естественный свет обеспечивается верхними слоями атмосферы, которые, принимая прямые солнечные лучи, отражает часть их на поверхность Земли.

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Различают гражданские, навигационные и астрономические сумерки. С научной точки зрения, сумерки различаются в зависимости от позиции Солнца относительно горизонта. Установлены три подвида сумерек: гражданские сумерки (самые светлые, по окончаниии или перед их началом видны самые яркие звёзды), навигационные сумерки (невозможно читать без дополнительного освещения) и астрономические сумерки (до или после них - астрономическая ночь: видны все звёзды). Для сравнения, угловой диаметр Солнца 0.5°. Примечание: Если Солнце ниже горизонта на 8.5°, на Земле освещенность так же, как ночью при полной луне.

№ слайда 28

Описание слайда:

Гражданские сумерки В условиях гражданских сумерек горизонт ясно виден и наземные объекты легкоразличимы без применения искусственного света. Гражданские сумерки - наиболее светлая часть сумерек, длящаяся от момента видимого захода Солнца за линию горизонта до момента погружения центра Солнца под линию горизонта на 6°. Во время гражданских сумерек есть возможность наблюдать ярчайшие небесные светила, например, Венеру (Венера иногда может быть видна и днём при свете Солнца). Считается, что в эту часть сумерек на открытом месте можно без искусственного освещения выполнять любые работы. Этот фактор учитывается в некоторых законах, таких, как обязательное включение фар после захода Солнца, или рассмотрение грабежа в это время как ночной грабёж, который в некоторых кодексах наказывается строже. В таких случаях, чаще чем «градусный период», используется определённый промежуток времени (обычно 30 минут до рассвета/после заката). Гражданские сумерки также могут быть описаны как период, в течение которого при хороших атмосферных условиях освещения достаточно, чтобы чётко видеть наземные объекты; утром в начале или вечером в конце гражданских сумерек чётко различима линия горизонта и при хороших атмосферных условиях хорошо видны самые яркие звёзды.Если гражданские сумерки продолжаются в течение всей ночи, то такая ночь называется белой. Летом к северу от полярного круга Солнце вообще не заходит за горизонт и наблюдается полярный день.

№ слайда 29

Описание слайда:

Навигационные сумерки Навигационные сумерки - достаточно светлая часть суток, когда центр Солнца находится ниже горизонта от 6 до 12 градусов.Считается, что в эту часть сумерек естественное освещение позволяет судоводителю ориентироваться по береговым предметам при хождении корабля вблизи берега.Навигационные сумерки вблизи дня летнего солнцестояния продолжаются всю ночь на широтах более 54°, то есть, в том числе, и в Москве, Калининграде, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и других городах на этих широтах. За рубежом частично в Казахстане, Монголии, Китае, Белоруссии, Польше, Германии, Великобритании, Канаде, США; полностью на территории Латвии, Эстонии, Литвы, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии. В Южном полушарии - в южных территориях Аргентины и Чили.Тем не менее такого освещения недостаточно для нормальной жизнедеятельности человека (освещение на улице ближе к ночному, чем к вечернему в классическом понимании), поэтому улицы населённых пунктов нуждаются в искусственном освещении.В начале этого вида сумерек утром, или в конце его вечером, при хороших атмосферных условиях и при отсутствии других источников света, общие очертания наземных объектов могут быть различимыми, но сложные наружные операции делать невозможно, и горизонт неотчетлив. Навигационные сумерки также используются военными. Аббревиатуры BMNT -начало утренних навигационных сумерек и EENT -конец вечерних навигационных сумерек используются и принимаются во внимание при планировании военных действий. Военные подразделения могут относиться к BMNT и EENT с большей безопасностью. Это было принято частично благодаря опыту Франко-индейской войны, когда солдаты в обоих лагерях использовали эти отрезки времени для атак.

№ слайда 30

Описание слайда:

Астрономические сумерки Так называется время, когда Солнце находится от 12 до 18° ниже горизонта. Большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью темное даже в самом начале астрономических сумерек вечером или конца утром, и астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, такими, как звёзды, но слабо рассеивающие объекты, такие, как туманности и галактики могут быть хорошо видны до или после астрономических сумерек. Однако, для обычного наблюдателя астрономические сумерки неотличимы от ночи.Из наблюдений известно, что вечерняя заря прекращается, когда Солнце опустится под горизонт на 18°, при этом на небе уже видны самые слабые звёзды, а в начале астрономических сумерек утром звезды пропадут. Однако, благодаря «световому загрязнению» в некоторых местностях - главным образом в больших городах- никогда не будут видны даже звёзды 4-й величины, практически независимо от сумерек.Поэтому за начало или конец расстояние Солнца равно 108°. В приполярных широтах летом заря бывает всю ночь, в течение того времени, когда склонение Солнца больше (90° - φ) - 18°, где φ означает широту места.Продолжительность t и то склонение Солнца δ, когда сумерки будут кратчайшие, вычисляются по формулам:sin t/2 = sin 9° x sec φsin δ = -tg 9° x sin φ.

№ слайда 31

Описание слайда:

Продолжительность сумерек Продолжительность сумерек зависит от широты места и времени года. Обратите внимание на то, что в приполярных районах с сентября по март гражданские сумерки длятся всю ночь.Продолжительность сумерек перед восходом и после захода Солнца сильно зависит от широты места. В приполярных районах сумерки (если бывают) могут длиться по несколько часов. На полюсах сумерек не происходит в течение месяца до и после зимнего солнцестояния. На полюсах сумерки могут длиться до двух недель, в то время, как на экваторе они могут длиться до двадцати минут. Это объясняется тем, что в районах низкой географической широты кажущееся движение Солнца перпендикулярно горизонту наблюдателя. К тому же, линейная скорость вращения земли имеет наибольшее значение на экваторе и уменьшается с увеличением широты. Таким образом, данное место на экваторе пройдет все зоны сумерек прямо и быстро. При приближении к приполярным районам солнечный диск будет находиться под меньшим углом и опускаться под горизонт медленнее, а данная точка Земли будет проходить через различные зоны не так прямо, за большее время. В умеренных широтах сумерки имеют наименьшую продолжительность во время равноденствий, немного удлиняясь во время зимнего солнцестояния и гораздо дольше в конце весны и в начале лета. За полярными кругами летом день не прерывается на ночь и сумерки длятся буквально неделями (в полярные весну и осень). В определённый день в начале марта 2008 Северный полярный круг находился на широте 66° 33’ 42.36. В районах высоких широт ниже полярного круга, дней без перерыва на ночи не бывает, но сумерки могут длиться от заката до рассвета. Это явление часто называется «Белые ночи». Широты, выше которых в определённые времена сумерки могут длиться всю ночь: астрономические-48° 33’ 42”, навигационные-54° 33’ 42”, гражданские-60° 33’ 42”. Список крупных городов, где могут длиться всю ночь: гражданские сумерки: Архангельск, Тампере, Умео, Тронхейм, Торсхавн, Рейкьявик, Нук, Уайтхорс и Анкоридж; навигационные сумерки: Петропавловск, Москва, Витебск, Вильнюс, Рига, Таллин, Вейхерово, Фленсбург, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Ньюкасл-апон-Тайн, Глазго, Белфаст, Гранд-Прери, Джуно, Ушуайя и Пуэрто-Уильямс; астрономические сумерки: Астана, Киев, Минск, Варшава, Кошице, Цветль, Прага, Берлин, Париж, Люксембург, Амстердам, Лондон, Кардифф, Дублин, Беллингхэм (Вашингтон), Рио-Галлегос и Пунта-Аренас. Хотя, в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Таллинне и Санкт-Петербурге, фактически гражданские сумерки не длятся всю ночь, даже во время солнцестояния. Там во время летнего солнцестояния небо заметно светлее (белые ночи).

№ слайда 32

Описание слайда:

Движение солнца по эклиптике Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днем опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше. В высоких широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причем летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.1. В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь.В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит - здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до 66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° - навигационные, а до 48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.

№ слайда 33

Описание слайда:

2. За Полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. 3. На широте Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остается неглубоко - в зоне сумерек Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт-Петербург (59,9° с. ш.) - самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом.

ВРЕМЕНА ГОДА

Май. Белые ночи

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!..
(А. Фет)

Белые ночи - так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей.

Эпиграфом к этой пьесе является первая строфа стихотворения Афанасия Фета «Еще майская ночь…». Вот остальные его строфы:

...Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.

Спокойный темп (andantino), удобное для рук расположение аккордов на клавиатуре, их мягкое арпеджирование (взятие звуков аккорда не одновременно, а одного за другим, словно на арфе), тихое звучание (piano) - все это передает умиротворенный мечтательный характер. Некоторые улавливают в таком изложении и в такой фактуре нечто рапсодическое.

Не нужно никаких специальных музыкальных познаний, чтобы сразу и непосредственно воспринять и принять эту музыку. Мелодии, из которых соткана пьеса, - и это тоже черта стиля Чайковского - очень легко можно напеть: нигде их длина не входит в конфликт с природой вокальных возможностей обычного человека 1 .

Эта пьеса построена точно так же, как многие романсы Чайковского. В данном случае на ум приходит сравнить ее с романсом «О, спой же ту песню…» (ор. 16, № 4). Их сходство вызвано многими деталями стиля: во-первых, мелодия в обоих произведениях помещена в сопрановый регистр, оба произведения написаны в одной тональности - соль мажор. Арпеджио на широких аккордах в романсе, ближе к концу его, напоминают подобные арпеджио в начале фортепианной пьесы. Средний раздел «Белых ночей» легко можно представить себе как романс, в котором фортепиано вторит многим фразам голоса.

Восклицательные интонации в эпиграфе находят выражение и в музыкальных интонациях - в музыке ощущается восторженность чувств. При этом заметен определенный холодновато-прозрачный оттенок. Можно даже до некоторой степени определить, какими средствами композитор достигает этого ощущения: забираясь в самые высокие регистры (два такта перед первой остановкой движения), мелодия располагается по звукам так называемых чистых кварты и квинты. Эти по природе своей пусто и холодно звучащие интервалы, хотя их поддерживает более полный аккорд в среднем регистре в левой руке, как раз и создают ощущение разряженности. После общей паузы музыка переходит в средний, затем в низкий регистр: изложение как бы струнным квартетом перемежается сольными фразами то у воображаемого альта, то у виолончели. И постепенно эта часть пьесы - опять, как и все остальные в цикле, трехчастной - завершается стройным мягким квартетным звучанием.

Средняя часть контрастирует с крайними в большей степени, чем в других номерах цикла: мажор сменяется минором; темп становится более оживленным -allegro giocoso в отличие от начального andantino, что означает темп, чуть более оживленный, чем andante (отметим это специально, поскольку иногда считают наоборот - более медленный, чем andante); другая динамика: в первой части господствуют оттенки тихой звучности, здесь, наоборот, громкой; метр: в первой - трехдольный, во второй - двухдольный). Словом, всё говорит о большей взволнованности. Обращает на себя внимание фактура изложения. Если в первой части мелодия, как правило, далеко отстояла от сопровождающих ее голосов, то здесь она переплетается с ними. И от искусства исполнителя зависит, чтобы звучание не превратилось в некую недифференцируемую звуковую массу. Здесь нельзя не вспомнить излюбленную фортепианную фактуру Р. Шумана, которого, как мы знаем, Чайковский очень любил 2 . Это сходство особенно очевидно при сравнении средней части с тем, как записана знаменитая «Арабеска» (ор. 18) Шумана.

Трудно решить, каков замысел allegretto в контексте крайних частей этой пьесы с их широкой неторопливой мелодией. Как ритм каждых двух тактов этой средней части, так и мелодическая структура в среднем эпизоде этого раздела (пьеса написана в сложной трехчастной форме) возрождаются через много лет в хоре нянюшек «Забавляйтеся, детки милые» в действии I оперы Чайковского «Пиковая дама».
Настроения и чувства, выражаемые этой пьесой, очень ясные. Это вообще характерная особенность музыки П. Чайковского, и, вероятно, именно благодаря этому она столь любима.

1 Не требуется большого дыхания, чтобы спеть мелодии Чайковского. Это станет особенно ясным, если сравнить с ними мелодические построения, например, Р. Вагнера с его «бесконечной мелодией». Это не значит, конечно, что все вагнеровские мелодии должны исполняться на одном дыхании, но тем не менее они требуют вокальных ресурсов гораздо реже встречающихся, чем те, которые предполагает мелодика П. Чайковского.

2 «Можно с уверенностью сказать, что музыка второй половины текущего столетия составит в будущей истории искусства период, который назовут шумановским» - так считал П. Чайковский. Шумана Чайковский выбрал в эталоны, когда писал другой свой замечательный фортепианный цикл «Детский альбом», для которого избрал подзаголовком (в первом издании): «В подражание господину Шуману».

Текст Александра Майкапара
По материалам журнала «Искусство»

На постере: Евгений Бойко . Белые ночи (2009)

Молодой человек двадцати шести лет - мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг., в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие - прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его «друзьями». Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на «чахлую и хворую» девушку, на один миг делающуюся «чудно прекрасною».

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решётки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только «сучковая палка», оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку. Они говорят друг с другом. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» же никогда не говорил и потому очень робок. Это успокаивает попутчицу. Она вслушивается в рассказ о «романах», которые провожатый создавал в мечтах, о влюблённостях в идеальные выдуманные образы, о надежде когда-нибудь познакомиться наяву с достойной любви девушкой. Но вот она почти дома и хочет проститься. Мечтатель умоляет о новой встрече. Девушке «нужно быть здесь для себя», и она не против присутствия нового знакомого завтра в этот же час на этом же месте. Ее условие - «дружба», «а влюбиться нельзя». Как и Мечтатель, она нуждается в том, кому можно довериться, у кого попросить совета.

Во вторую встречу они решают выслушать «истории» друг друга. Начинает герой. Оказывается, он «тип»: в «странных уголках Петербурга» живут подобные ему «существа среднего рода» - «мечтатели», - чья «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей, так как долгие часы проводят среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». «Вы говорите, точно книгу читаете», - угадывает Настенька источник сюжетов и образов собеседника: произведения Гофмана, Мериме, В. Скотта, Пушкина. После упоительных, «сладострастных» мечтаний больно бывает очнуться в «одиночестве», в своей «затхлой, ненужной жизни». Девушка жалеет друга, да и сам он понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». После «фантастических ночей» на него уже «находят минуты отрезвления, которые ужасны». «Мечты выживаются», душа хочет «настоящей жизни». Настенька обещает Мечтателю, что теперь они будут вместе. А вот и ее исповедь. Она сирота. Живёт со старой слепой бабушкой в небольшом собственном домике. До пятнадцати лет занималась с учителем, а два последних года сидит, «пришпиленная» булавкой к платью бабушки, которая иначе не может за ней уследить. Год назад был у них жилец, молодой человек «приятной наружности». Он давал своей юной хозяйке книги В. Скотта, Пушкина и других авторов. Приглашал их с бабушкой в театр. Особенно запомнилась опера «Севильский цирюльник». Когда он объявил, что уезжает, бедная затворница решилась на отчаянный поступок: собрала вещи в узелок, пришла в комнату к жильцу, села и «заплакала в три ручья». К счастью, он понял все, а главное, успел до этого полюбить Настеньку. Но он был беден и без «порядочного места», а потому не мог сразу жениться. Они условились, что ровно через год, вернувшись из Москвы, где он надеялся «устроить дела свои», молодой человек будет ждать свою невесту на скамейке возле канала в десять часов вечера. Год прошёл. Уже три дня он в Петербурге. В условленном месте его нет... Теперь герою ясна причина слез девушки в вечер знакомства. Пытаясь помочь, он вызывается передать для жениха ее письмо, что и делает на следующий день.

Из-за дождя третья встреча героев происходит только через ночь. Настенька боится, что жених снова не придёт, и не может скрыть от друга своего волнения. Она лихорадочно мечтает о будущем. Герою же грустно, потому что он сам любит девушку. И все же Мечтателю достаёт самоотверженности утешать и обнадёживать упавшую духом Настеньку. Тронутая, девушка сравнивает жениха с новым другом: «Зачем он - не вы?.. Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». И продолжает мечтать: «зачем мы все не так, как бы братья с братьями? Зачем самый лучший человек всегда как будто что-то таит от другого и молчит от него? Всякий так смотрит, как будто он суровее, чем он есть на самом деле...» Благодарно принимая жертву Мечтателя, Настенька тоже проявляет о нем заботу: «вы выздоравливаете», «вы полюбите...» «дай вам Бог счастия с нею!» Кроме того, теперь с героем навсегда и ее дружба.

И вот наконец четвёртая ночь. Девушка окончательно почувствовала себя брошенной «бесчеловечно» и «жестоко». Мечтатель вновь предлагает помощь: пойти к обидчику и заставить его «уважать» чувства Настеньки. Однако в ней пробуждается гордость: она больше не любит обманщика и постарается его позабыть. «Варварский» поступок жильца оттеняет нравственную красоту сидящего рядом друга: «вы бы так не поступили? вы бы не бросили той, которая бы сама к вам пришла, в глаза бесстыдной насмешки над ее слабым, глупым сердцем?» Мечтатель больше не вправе скрывать уже угаданную девушкой правду: «я вас люблю, Настенька!» Он не хочет «терзать» ее своим «эгоизмом» в горькую минуту, но вдруг любовь его окажется нужной? И действительно, в ответ раздаётся: «я не люблю его, потому что я могу любить только то, что великодушно, что понимает меня, что благородно...» Если Мечтатель подождёт, пока прежние чувства совсем улягутся, то благодарность и любовь девушки достанутся ему одному. Молодые люди радостно мечтают о совместном будущем. В минуту их прощания вдруг появляется жених. Вскрикнув, задрожав, Настенька вырывается из рук героя и бросается к нему навстречу. Уже, казалось бы, сбывающаяся надежда на счастье, на подлинную жизнь покидает Мечтателя. Он молча глядит вслед влюблённым.

Наутро герой получает от счастливой девушки письмо с просьбой о прощении за невольный обман и с благодарностью за его любовь, «вылечившую» ее «убитое сердце». На днях она выходит замуж. Но чувства ее противоречивы: «О Боже! если б я могла любить вас обоих разом!» И все же Мечтатель должен остаться «вечно другом, братом...». Опять он один во вдруг «постаревшей» комнате. Но и через пятнадцать лет он с нежностью вспоминает свою недолгую любовь: «да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»