Почему карамзина называют родоначальником сентиментализма. Вопросы и задания по творчеству Н. М. Карамзина

В отличие от традиционных произведений писателей-реалистов, беспристрастно описывающих события, уделял особой внимание чувствам - как героев, так и самого автора. Это течение зародилось в Англии, в начале 18 века. Его основателем можно считать поэта Джеймса Томсона, написавшего поэму «Времена года». В ней была показана идиллическая жизнь деревенских жителей на лоне природы, их простые чувства и переживания. Эстафету вскоре подхватили другие авторы - Сэмюэл Ричардсон, Лоренс Стерн и Томас Грей, создав чувственные романы, пронизанные меланхолическими настроениями и лирическими отступлениями. Так оформились черты - субъективность в описании событий, обширные авторские отступления, идеализирование главных героев, заострение внимания на чувствах, а не на событиях, культ нравственности, преобладание чувств над разумом. В России сентиментализм развился в 1890-х годах.
В отличие от русского, европейскому сентиментализму была присуща назидательность и морализаторство.

Первые русские сентименталисты

Н.М. Карамзин стал пионером сентиментализма в русской литературе. Его произведение «Письма русского » было написано под влиянием романов Ж.-Ж. Руссо. В отличие от обычных путевых заметок, в «Письмах» основное внимание уделяется впечатлениям героя и его чувственному развитию. Более известным произведением Карамзина стала «Бедная Лиза», получившая огромную популярность. В повести идеализируется деревенский быт и простые сельские жители, а небольшого отрезка времени растягивается на десятки страниц из-за множества лирических отступлений. Несмотря на множество несоответствий, произведений Карамзина стало новаторским для своего времени и получило массу подражаний.
«Бедная Лиза» стала одним из первых русских произведений, которое заканчивается гибелью героини.

В сентиментальном ключе начинал и В.А. Жуковский. Поэт был знаком с Карамзиным, и от него он узнал о новом литературном течении. Описания чувств увлекли молодого Жуковского, и он создал свое первое сентиментальное произведение - «Сельское ». Стихотворение стало вольным элегии английского поэта Томаса Грея, но уже здесь Жуковский проявил характерные черты своего творчества. Произведение было напечатано в альманахе «Вестник Европы». Позже Жуковский продолжал печататься в издании, а в 1808 году стал его редактором.

Другие -сентименталисты были не так известны, а к 1820 году направление и вовсе исчерпало себя.

Доподлинно не установлено, существовал ли на самом деле древнегреческий мудрец по имени Эзоп, по преданию, живший в 6 веке до н.э. Однако именно он считается родоначальником басни. Многие его сюжеты были использованы и творчески переработаны такими великими баснописцами, как Жан де Лафонтен и Иван Андреевич Крылов.

Инструкция

Легенда гласит, что Эзоп был хромым и горбатым, а лицом напоминал . По социальному статусу, он был рабом, и жил на острове Самос. Впоследствии хозяин, покоренный мудростью Эзопа, решил отпустить его на волю. Иной версии придерживался знаменитый историк Плутарх. Он писал, что Эзоп жил в Сардах и служил советником у царя Креза.

О смерти Эзопа все источники рассказывают примерно одинаково. Во время пребывания баснописца в Дельфах, несколько жителей города возненавидело его за смелость и остроумие. Они придумали коварный план: украли из знаменитого храма Аполлона золотую чашу и подбросили ее Эзопу. Когда служители храма обнаружили пропажу и решили обыскать прихожан, чаша обнаружилась у Эзопа. Поскольку воровство считали смертным грехом, несчастного Эзопа сбросили со скалы.

Из поколения в поколение в народе передавались басни, авторство которых приписывалось Эзопу. На рубеже 4–3 веков до н.э. Деметрий Фалерский объединил их в сборник под названием «Эзоповы басни», содержащий более двухсот произведений.


2 Сентиментализм Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в концеXVIII- начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. Наиболее выдающиеся представители сентиментализма Томас Грей, Жак- Анри Бернарден де Сен-Пьер, Жан Жак Руссо, Николай Карамзин Томас Грей Жак-Анри Бернарден Жан Жак Руссо Николай Карамзин де Сен-Пьер


3 Сравнение классицизма и сентиментализма Основные черты КлассицизмСентиментализм Основной пафоскульт разумакульт чувства Взаимоотношения лично сти и государства человек-гражданин, интерес к государственным деятелям приоритет личной жизни, интерес к простому человеку Изображение героявнешняя сторона жизни, акцент на поступках героев; однозначность характера внутренняя жизнь человека, мысли, чувства, настроения героев; неоднозначность характера Авторская позицияобъективность повествованиясубъективность повествования, неоднозначность авторской позиции Ведущие жанрыода, трагедия, комедияповесть, дневник, письма, песня, романс Роль литературыпоучать, воспитыватьсострадать, пробуждать лучшие чувства Нормированностьстрогие правиланарушение норм; культ природы; элементы психологизма


4 Немного о Карамзине Н.М. Карамзин происходил из крымско-татарского рода Кара-Мурзы (известного с XVI в.). Родился в селе Михайловка Симбирской губернии, детство провел в имении отца Михаила Егоровича, помещика средней руки, затем воспитывался в частном пансионе Фовеля в Симбирске, где он учился по-французски, потом в московском пансионе профессора И. М. Шадена. Шаден являлся апологетом семьи, видел в ней хранительницу нравственности и источник образования, в котором религия, начало мудрости, должна была занимать ведущее место.


5 Николай Михайлович Карамзин Н.М. Карамзин() российский историк, мыслитель, писатель, журналист, поэт, почетный член Российской Академии Наук. Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12,), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», Наталья –боярская дочь). Редактор «Московского журнала» () и «Вестника Европы» ().


6 Карамзин считал, что путь цивилизации един для всего человечества и что России должна идти по этому пути: «все народное ничто перед человеческим. Главное дело быть людьми, а не славянами». Как литератор, он создает новое направление - сентиментализм, осуществляет масштабную реформу русского языка, с одной стороны, ориентируя его на французские литературные модели, с другой, приближая его к разговорному, полагая при этом, что русский бытовой язык еще предстоит создать. Впрочем, стремление Карамзина «офранцузить» русский язык не следует преувеличивать. Еще в 1791 он утверждал: «в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?».


7 Используя нормы разговорной речи, Карамзин создал легкую, изящную фразу, передающую эмоциональную выразительность слова. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. Слезы, проливаемые читателями, писал Карамзин, текут всегда от любви к добру и питают его.


8 «Бедная Лиза» Идея произведения Карамзина «Бедная Лиза» И крестьянки любить умеют. Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово. Бедная Лиза Художник Орест Кипренский 1827


9 Повесть «Бедная Лиза» открыла в России эпоху сентиментализма Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля. Для чего же? Мне не надобно лишнего. Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня. Г. Д. Епифанов. Иллюстрация к «Бедной Лизе» (1947) Г. Д. Епифанов 1947


10 В.Г. Белинский о Н.М. Карамзине Карамзин имел огромное влияние на русскую литературу, он преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизив к живой, естественной, разговорной русской речи... При нем и вследствие его влияния тяжелый педантизм и школярство сменялись сентиментальностью и светскою легкостью, в которых много было странного, но которые были важным шагом вперед для литературы общества. В. Г. Белинский


11 Николай Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких- либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор. Р. Б. Казаков

Учитель русского языка и литературы

Адамбеков Гылымжан Кылышканович

СШГ № 14 г.Талдыкорган

Предмет Русская литература

Тема Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Карамзин – основоположник русского сентиментализма

Цели урока

Образовательные:

кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н. М. Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающие:

способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

    способствовать воспитанию духовно развитой личности,

    формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Методы и приемы: информационно-коммуникативные, частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: компьютер; презентация Microsoft Power Point ; раздаточный материал

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1).

(Учитель сообщает о том, что за каждый правильный ответ ученики будут получать по цветочку. Таким образом, можно будет определить лучшего ученика урока)

III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2).

- Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журналДетское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3).

- (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5).

Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

От какого лица ведётся повествование?

Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?

Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?

V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6).

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8) . Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”).

VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9).

Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Время для выполнения этого задания – 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда).

VII. Подведение итогов урока.

- В повести Лиза продавала цветы. За правильные ответы вы получали по одному цветочку. Теперь по количеству набранных цветов вы сможете определить лучшего ученика сегодняшнего урока.

VIII . Домашнее задание (СЛАЙД 10).

Записать ответы на вопросы:

    Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?

    Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

  1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали?
  2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»:

    Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»?

    Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета?

    Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.).

    Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Как складывались их отношения? Почему они расстались?

    Как проявляются в повести черты сентиментализма?

    Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

  3. В чем смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»? Как Вы понимаете строки?

      Странник печальный, утешься!
      Вянет природа
      Только на малое время;
      Все оживится,

      Все обновится весною;
      С гордой улыбкой
      Снова природа восстанет
      В брачной одежде.

      Смертный, ах! вянет навеки!
      Старец весною
      Чувствует хладную зиму
      Ветхия жизни.

  4. Прочитайте самостоятельно другие произведения Карамзина, например: «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени», стихотворения.
  5. Расскажите о реформе литературного языка, проведенной Карамзиным. Чем она вызвана и в чем она состояла?
  6. Читали ли Вы «Историю государства Российского» Карамзина? Прочтите главу о времени Смуты и монолог Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории Древней Руси? Похож ли летописец Пимен («Борис Годунов» А. С. Пушкина) на повествователя в «Истории...»?
  7. В чем значение творчества и личности Карамзина для России - ее культуры и литературы?
  8. В. Г. Белинский в статье «Карамзин и его заслуги» подчеркивает, что Карамзин первым на Руси заменил мертвый язык книги живым языком, начал писать повести, которые заинтересовали общество. Обратите на это внимание, когда будете читать стихотворные и прозаические произведения писателя.

Развивайте дар слова

  1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему современники автора считали это новаторским приемом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.
  2. Назовите слова, строки повести, которые подчеркивают особенности сентиментализма. Введите их в предложения собственной конструкции. Сделайте вывод, когда они могут использоваться в современной речи.
  3. Подготовьте характеристику одного из героев повести «Бедная Лиза», включив в нее монологи и диалоги героев, описание портретов героев (письменно или устно - на выбор).