Лица войны. Маршал Будённый. Издания. Из истории баянного исполнительства на Дону

(могут быть неточности - см., сверяйтесь со спр.)

Беляев А. и Михайлов А.
Д—12138 1. Белорусская народная песня «Перепелочка». Обраб. А. Беляева
2. Волжские напевы. Обраб. А. Михайлова

Беляев В. М. и Руденко И. М. (дует Воронежского русского народного хора)
14179 Воронежские страдания

Боровиков И. и Трубицын А.
0036535-6 1. Сибирский плясовой наигрыш
38071-2 № I
Д—10725-6 № 1
С—61755 № 1

Будённый С. М. (гармоника немецкого строя) и Зайцев Г. А. (баян с готовыми аккордами)
Э—1 1. Коробейники
2. Полька
Э—5 3. Будённовская полька (соло на гармонике С. М. Будённый)
Э—6 4. Краковяк (соло на гармонике С. М. Будённый)
Э—7 5. Кабардинка
13364-5 6. Саратовские страдания № 1
13366 № 5
16887-8 7. Русская народная песня «Зачем тебя, мой милый, я узнала»
8. Донской казачок
16889-90 9. Краковяк.
10. Ростовские страдания
21600 11. Волго-донские страдания
21601 12. Русская плясовая
21602 13. Ростовская полька Д—00030427 № 8, 11
Д—033901 № 7, 8, 9, 10, И, 12, 13
14. Украинский гопак
Издана небольшим тиражом в качестве подарка С. М. Будённому к его 90-летию.

Гусаков В. и Воробьев И.
35693-4 1. Ю. Щекотов и А. Шалаев. Волжские припевки
2. В. Митькин. Кавалерийская в обраб. Н. Ризоля

Дюдя И. (баян). Леньо Я. (баян, скрипка) В ансамбле с П. Собко (бубен)
СЗО—08199-200 1. Троiста музика (баян, скрипка, бубен)
2. Танцевальные мелодии (баян, скрипка, бубен)
3. Танец молодой (баян, баян, бубен)
4. ВесЬльн) коломийки (баян, баян, бубен)

Казаков И. К. и Казаков Ю. И.
9364-65 Северные народные мелодии:
1. Солнышко восходит
2. У Катюши
3. С горы на гору
4. В калиновой роще
5. Ты, Кудряш
6. Не во нашем полюшке
7. Пороха

Коваль Г. А. и Коваль Д. А. (братья) (дуэт баянистов Ансамбля песни и пляски кубанских казаков)
9492-3 Попурри из кубанских песен. Обраб. Г. Коваля

Кудрин В. и Гурин Б.
0044047 В. Чирков. Кадриль «Незабудка»

Кузнецов В. И. и Тихонов И. С.
23243-4, Д—07572 1. Саратовские переборы. Обраб. В. Кузнецова и И. Тихонова.
23251-2 2. Русская народная песня «Сама садик я садила»
3. Русская народная песня «Выйду ль я иа реченьку»
27469 4. Русская народная песня «А я по лугу»
34265 5. Полька «Кубанка»
34285 6. Сельская полька
34313 7. П. Чайковский. Русская пляска, соч. 40, № 10
0035615-6 8. В. Корнев. Волжская кадриль
9. И. Дунаевский. Галоп из кинофильма «Моя любовь»
НД—3420-1 № 4
Д—005942 № 6
Д-006991-2 № 1, 4, 5, 7, 8, 9
10. Матросский танец «Яблочко»
Д—10725-6 № 7
Д—00013403-4 № 1, 5, 7, 9
Д—00029701-2 № 6, 2, 4, 8
11. Полька «Мельница»

Кузнецов Е. Д. и Тихонов Б. Е.
17873 Русский трепак. Обраб. Е. Кузнецова

Кукарин В. (баян), Максимов М. (гармоника) (дуэт Гос. Уральского народного хора)
30826-7 1. В. Кукарин. Фантазия «Уральские напевы»
2. В. Кукарин. Сельская полька
Д—0008775-6 № 2

Курбатов А. и Мартынов А. (Марийская АССР)
39665-6 1. Народная плясовая «Йошкар-Ола велысе куштымо сем»
Марийские народные мелодии:
Д—031131-2 2. Дружно выйдем на работу. ОбраС. А. Курбатова
3. Фантазия на тему песни «Горит сердечко» Обраб. А. Курбатова
4. Наигрыш «Мелодия для глиняного соловья». Обраб. А. Курбатова
5. Фантазия на темы двух песен. Обраб. А. Мартынова
6. Фантазия на тему двенадцатибасовой гармоники. Обраб. А. Курбатова
7. К.Смирнов. Вальс
8. Плясовая из пьесы «Дамай». Обраб. А. Мартынова
9. Марийская плясовая. Обраб. А. Искандарова
10. Волынка. Старинная марийская мелодия. Обработка А. Курбатова

Лебедев В. и Трубицын А.
0036535-6 В. Чирков. Сибирская кадриль «Незабудка»

Маркин В. П. и Попов Б. П.
С22—11314 В. Маркин. Пьеса на волжские темы

Мартынов А. и Агафонов Ю. (Марийская АССР)
30342 1. Народный танец «Плясовая Звениговского района». Обработка А. Мартынова
30343 2. Народная песня «Чоп-чоп, чопай»
30382 3. К- Гейст. Фантазия на марийские темы
Мартынов А. и Локшин Н. (Марийская АССР)
0039503-4 Народная мелодия «Иктык-коктык куэрет»

Мартынов А. и Рылов В. (Марийская АССР)
Д—11039-40 Народная плясовая «Йошкар-Ола вел куштымо сем»

Myрзина Т. Г. (выборный баян) и Гаценко А. В. (баян с готовыми аккордами)
С30—08631-2 1. Д. Россини. Увертюра к опере «Севнльскнй цирюльник»
2. А. Дворжак. Славянский танец ми минор
3. А. Дворжак. Славянский танец соль минор
4. Неизвестный автор. Финал симфонии «Казачок»
5. Е. Юцевич. Сюита в старинном стиле. Прелюдия и жига
6. Д. Шостакович. Концертино
7. В. Мотов. Тюркский танец «Узундара»
8. В. Иванов. Фантазия на темы украинских народных песен
СЗО—20247-8 9. Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка»
10. К. Мясков. Танец
11. О. Тактакишвили. Юмореска
12. Л. Вильчик. Табакерочный вальс
13. Л. Бёльман. Готическая сюита
14. К. Мясков. Чардаш
15. А. Голубятников. Парафраз на темы песен Г. Пономаренко

Никитин В. и Поляков В.
24390,003384-3 Е. Выставкнн. Русская кадриль

Орлов А. Д. и Васильев Д. Н. (дуэт гармонистов СОФИЛа)
692 1. В. Моцарт. Турецкий марш
2, С. Прокофьев. Гавот

Петров В. и Сорокин В.
С20—13971 Т. Петрова. Загрядские страдания

Пудов Ю. и Пудов А.
38969-70 1. Кадриль
2. Полька

Пятинский А. и Максимов В.
26254-5 1. Волжские напевы
2. Русская народная песня «На горе-то калина»

Семёнов А. С. и Марьин И. М. (дует баянистов ЦДКА)
2164 1. Русская народная песня «Ноченька»
2. Русская народная песня «Между двух белых берез»
2165 3. Посевные частушки
4. Урожайная плясовая

Семёнов А. Си Павлов С. И.
4442—3 1. На улице дождик. Обраб. А. Семенова
2. Между двух берез
5530—1 3. Полька «Мельница». Обраб. А. Семенова
4. Коробейники
Султанов А. и Сайфуллин Ф. (БашАССР)
0036793-4 1. Полька
2. Молодежная колхозная плясовая

Чупахин Г. и Кулижников А.
30023 Г. Чупахин. Сударушка

Шалаев А. А. и Крылов И. А.
16867-8 1. Русская народная песня «Полосонька». Обраб. А. Шалаева
2. Трепак. Обраб. А. Шалаева
17249-50 3. Гопак.
4. Украинская плясовая
18113-4 5. Русская народная песня «Ой, иа горе калина»
6. Русская народная песня «Ой да ты, калинушка»
7. Русская народная песня «Вейся, вейся, капустка»
22224-5 8. В. Корней. Волжская кадриль
9. Барыня. Обраб. А. Шалаева
22380-1 10. Молдавский танец. Обраб. А. Шалаева
11. А. Шалаев. Полька
25613-4 12. Хороводная. Обраб. А. Шалаева
13. Старинный вальс
26466 14. В. Щекотав и А. Шалаев. Фантазия на темы волжских припевок
32590-1 15. П. Чайковский. Сцена из 2-го действия балета
«Лебединое озеро» 16. В. Белов. Вальс
33093 17. Румынский народный танец «Мартовский хоровод». Обраб. А. Шалаева
33802-3 № 8, 14
34937-8 18. Старинный вальс «Тоска» № 15
37379-80 19. А. Шалаев. Музыкальная картинка «Ты меня провожала в солдаты» на темы песен Б. Мокроусова и В. Соловьева-Седого
20.
38605-6 21. Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен». Перелож. В. Горохова
22. В. Моцарт. Турецкий марш (Рондо из Сонаты № 11). Перелож. А. Шалаева
0038613-4 23. Ф. Шуберт. Баркарола. Перелож. А. Шалаева
24. Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94, № 3. Перелож. А. Шалаева
43350 25. Плясовая. Обраб. А. Шалаева
44377-8 26. Русская народная песня «Не слышно шума городского». Обраб. А. Новикова
27. А. Шалаев. Музыкальная картинка «Футбол»
44387-8 28. А. Шалаев. Вальс «Листопад»
29. А. Шалаев. Солдатская лирическая кадриль
46843-4 30. А. Шалаев. Фантазия на тему русской народной песни
«Ах ты, зимушка-зима»
31. А. Шалаев. Музыкальная картинка «На стадионе»
НД-2015 Ш 9
НД-3088-9 № 12, 14
Д—003944 № 9
Д—005942.№ 18
Д—006993-4 32. А. Хачатурян. Танец Эгины из балета «Спартак». Переложение А. Суркова
№ 6, 7, 12, 13, 16
Д—0009225-6 33: А. Шалаев. Полька «Веселые часы»
№ 10, 16. 17
Д-0009718 Ni 23, 24
Д—0009861-2 Ш 21. 22, 23, 24
Д—00010263-4 № 19, 25, 30, 32
Д—10369-70 № 9
34. Русская народная песня «Вниз по Волге-реке»
35. Русская народная песня «Выйду ль я на реченьку»
36. Пастуший наигрыш
37. Камаринская
38. Саратовские припевки и переборы
Д—10725-6 М 9
Д-10727-8 № 14
Д—00015023-4 Ш 8, 9, 14, 15
Д—00016263-4 № 26, 27, 28, 29
Д—017662 № 14
Д-29057 № 29
39. Русская народная песня «На горе-то калина»
ГД-000817 № 9
С-01748 № 27
С20—06141-2 40. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке (Вступление к опере «Хованщина») 41. Ф. Шопен. Вальс № 7, перелож. А. Шалаева
42. П. Чайковский. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
43. Л. Шац. Попурри из вальсов И. Штрауса
44. А. Шалаев. Музыкальная картинка «На завалинке» № 14, 15, 19, 25, 26, 30, 33, 39
С20—10553-4 № 30
М20—43847-8 № 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 30, 39
45. Русские народные песни «Что ты жадно глядишь на дорогу» и «У ворот, ворот». Обраб. А. Шалаева
46. Плясовая «Трепак». Обработка А. Шалаева
47. В. Корнев, А. Шалаев. Мазурка

Шашин Б. И. и Гридин В. Ф. В ансамбле с Б. Феоктистовым (балалайка)
СМ—01859-60 Русские народные песни:
1. Выйду ль я на реченьку
2. Винят меня в народе
3. По улице не ходила, не пойду
4. Во саду ли, в огороде
5. Ах ты, береза
7. Русская пляска «Трепак»

Людмила Осипова: Инструментальная музыка. Рожки, гусли, колёсная лира, балалайка, домра, деревянные ложки… Сколько ещё музыкальных инструментов в фольклорной палитре русского народа? Сегодня в нашей программе - гармонь и баян. Вот сейчас звучит полька.

Слышно, что это очень старая запись. Нет цены ей не только потому, что она раритетная, древняя, можно сказать, а потому что исполнители - личности легендарные. Дуэт музыкантов-самоучек. Семён Михайлович Будённый (гармоника немецкого строя), и его друг со времён гражданской войны, известный ростовский музыкант Григорий Зайцев (баян).

Сейчас в исполнении этого дуэта звучат «Ростовские страдания». Страдания - это музыкально-поэтический жанр русского фольклора. Кажется, в них переплелись все жанры русского музыкального фольклора: игровая, плясовая, хороводная, частушки и крестьянская женская протяжная песня. Конечно, страдания - это про любовь. Когда нет певуньи, а есть гармонь и баян, невелико дело! Гармонь пропоёт мелодию, а баян придаст ей необходимый оттенок, характер.

Необычный дуэт звучит сегодня в нашем «Фолк-альбоме». Семён Будённый и Григорий Зайцев. Два боевых товарища, два больших любителя кнопочной игры. У С. М. Будённого был прекрасный музыкальный слух. Отец его - Михаил Иванович Будённый - виртуозно играл на балалайке. Где и у кого выучился игре на гармонике Семён Михайлович, неизвестно. Но, судя по всему, учитель у него был превосходный. Талантливый и волевой паренёк с донского хутора Литвиновка выработал в себе железный характер, который здорово помогал в жизни.

Известно, что Сталин нередко просил командарма Первой Конной сыграть ему «Барыню» на гармошке. Будённый и Зайцев выпустили даже грампластинку под названием «Дуэт баянистов». И записали ещё несколько композиций. Дочь Григория Зайцева - Клавдия Григорьевна - вспоминала: "Буденный мог слушать эти записи до бесконечности, и требовал от всех присутствующих идеальной тишины во время прослушивания. Эта музыка доставляла ему истинное наслаждение. Семен Михайлович очень ценил и любил Григория Зайцева и с гордостью говорил: "Это я сделал его баянистом". Вообще-то, Григория Алексеевича никто не учил исполнительству на баяне. Родители его были категорически против музыкальных увлечений сына. И отдали его в ученики слесаря. Зайцев работал в паровозоремонтном депо Ростова, но продолжал играть на баяне. Он играл даже в ресторанах, а туда неслухов не берут. За несколько лет до Великой Отечественной войны Григорий Зайцев поступает на работу в Ростовскую филармонию. Начинается его гастрольная жизнь. Но вот что его роднит с нами: он сотрудничал с Радиокомитетом, и, значит, люди старшего поколения должны помнить игру этого замечательного ростовского баяниста.

"Это был необыкновенно одаренный музыкант, - вспоминали о Зайцеве его современники. - Всей своей душой, сердцем он глубоко чувствовал народную музыку. У него баян не играл, нет - он разговаривал, пел. Зрители это чувствовали и любили его. После объявления номера он долго не мог начать выступление из-за непрекращающихся аплодисментов. Играл он очень свободно, как бы играючи, и очень много. Слушатели всегда попадали под обаяние его мастерства и не отпускали его со сцены, горячо выражая свое желание послушать игру виртуоза баяниста".

А вы знаете, друзья, до сих пор ведь идут споры, какая страна является родиной гармоники. Одни историки считают, что в Германии был изобретён этот двухрядный язычковый клавишно-пневматический инструмент, другие - указывают на Россию. Альфред Мирек, исследователь, музыкант и основатель музея русской гармоники своего имени, утверждал, что самая первая гармошка появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году. Её изобретатель - чешский органный мастер Франтишек Киршник. В Германии она появилась позже, в начале 19 века. Кстати, татары тоже считают гармонь своим национальным инструментом, она вошла в их обиход во второй половине 19 столетия.

Внешне гармоника похожа на баян, только она меньшего размера: кнопочная клавиатура на правой стороне предназначена для исполнения мелодии, левая - для аккомпанемента. Нажимаешь на левой клавиатуре всего одну кнопочку - а звучит целый аккорд.

Дорогие друзья, не забывайте, что мы всегда ждём ваших писем, откликов. Может быть, среди вас живут уникальные музыканты, о которых мы могли бы рассказать в нашей программе. Но мы не знаем о них. Напишите нам! Наш адрес для бумажных писем: 125040, это индекс, Москва, «Радио России». Программа «Фолк-альбом «Радио России», ведущей Осиповой Людмиле Александровне. А для тех, кто пишет электронные письма, на основной странице нашей передачи - есть электронный адрес для переписки.

Музыка в программе в исполнении дуэта С. Будённого и Г. Зайцева:

Ростовская полька

Ростовские страдания

Донской казачок

Импровизация на тему песни «Зачем тебя, я, милый мой, узнала»

Кабардинка

Волго-Донские страдания

Краковяк

Полька «Пчёлка». Исп. Г. Зайцев

Режиссёр Ирина Высоцкая

Возникновение и распространение в России первых образцов гармоник, прототипов современных баянов, относится к началу прошлого века. С самого начала своего рождения гармоника становится достоянием простого народа. Благодаря своей относительной дешевизне и доступности беднейшим слоям общества, гармоника непосредственным образом входит в быт культурной жизни города и деревни. Она обладала ярким оригинальным тембром, имела большие динамические и технические возможности, была портативна и несложна в освоении. Не имеющие возможности приобщения к мировой музыкальной культуре, трудящиеся массы на протяжении всей истории создавали свои культурные ценности, где главное место занимал фольклор - песни и танцы. Гармоника скрашивала тяжелую жизнь рабочих и крестьян царской России, служила средством отдыха и развлечения и, можно смело утверждать, была одним из любимых и необходимых инструментов народа.

Представители господствующих классов не принимали гармонику, презрительно называя этот инструмент "народным". В его производстве фабриканты видели лишь средство наживы, налаживая массовый выпуск дешевых, примитивных видов, приносящих доход. Невнимание господствующих классов к новому виду инструмента привела к тому, что вплоть до революции 1917 года профессиональное развитие баянного искусства проходило крайне медленно. В то время игра на гармониках ограничивалась, в основном рамками бытового музицирования, так как скромные возможности первых диатонический гармоник затрудняли исполнение даже народной музыки. И только благодаря деятельности отдельных энтузиастов самородков происходит утверждение и развитие художественных достоинств нового музыкального инструмента. Такие талантливые музыканты-гармонисты, как Петр Невский, Орланский-Титаренко, Батищев и другие, достигнув большого исполнительского мастерства, выходят на концертную эстраду. Их постоянное стремление к расширению репертуара привело к созданию вначале хроматических систем гармоник, а затем и баяна. И приоритет в этом, как известно, принадлежит России.

Культурная жизнь на Дону до революции сильно отставала от экономического развития. И если в области образования властями что-то делалось, то музыкальная жизнь являлась уделом небольшого круга интеллигенции. Несколько доморощенных любительских оркестров, два-три хорошо поставленных церковных хора, да заезжие музыканты гастролеры. B основном процветала оперетта, которая пришлась по душе молодой буржуазии Дона. И даже открытие в Ростове-на-Дону, Новочеркасске и Таганроге в конце прошлого века музыкальных обществ, а позже и музыкальных классов, деятельность таких музыкантов, как А. М. Листопадова, Гаэтана и Валерия Молла, В. А. Cука, М. Ф. Гинзбурга, Ю. П. Попова, Ф. А. Стаджи, Е. Г. Круссера и других, мало что изменило. Стоимость обучения в открывшихся в начале века музыкальных школах и техникуме стоило очень дорого, что исключало возможность обучения в них рабочих и их детей. Поэтому уделом простых людей были народные инструменты, в основном примитивной конструкции гармошки, на которых можно было сыграть незатейливую мелодию, да аккомпанемент частушкам, танцам. Хороший инструмент стоил очень дорого,2 и им владели зажиточные люди.

После революции отношение к гармонике коренным образом меняется. Уже в 20-х годах стала налаживаться государственная промышленность по производству музыкальных инструментов, начали функционировать музыкальные издательства, активизировалась концертная деятельность, работа музыкально-образовательных учреждений и учебных заведений, организовываются клубы, которые становятся центром культурного воспитания трудящихся.

Особенно плодотворной была вторая половина 20-х годов. Повсеместно по всей стране проводятся конкурсы гармонистов и баянистов. Конкурсы способствовали улучшению репертуара, инструментария и выявлению наиболее талантливых музыкантов, которых жюри рекомендовало для учебы в музыкальные заведения. В это время по всей стране открываются отделения народных инструментов в музыкальных школах и техникумах, налаживается выпуск более совершенной конструкции гармоники баяна.

На Дону с первых дней установления советской власти много внимания обращалось на развитие музыкальной культуры. В 20 годы возобновляют работу три музыкальные школы, музыкальный техникум, филармония, симфонический оркестр, оперетта. Но основная нагрузка культурного воспитания людей в то время приходилась на клубы. Новые формы работы с трудящимися требовали и новых средств. И в этом большая роль отводилась гармонике.

В феврале-марте 1927 года в Ростове-на-Дону, по примеру Москвы и Ленинграда, Донкомом ВЛКСМ, Крайсофпрофом и редакцией газеты "Большевистская смена" проводятся общегородские конкурсы на "лучшего музыканта, певца и плясуна". Около 500 самодеятельных артистов участвовало в 17 конкурсах, которые посетило 12 тысяч рабочих. В рамках этого мероприятия, под лозунгом "Гармошку на службу комсомолу", "Гармошку в рабочий клуб" проводятся конкурсы гармонистов. Цель конкурсов - привлечь гармошку в клуб, создать ей такую обстановку, чтобы она служила средством разумного отдыха, подчинить гармошку, как один из самых любимых народных инструментов, культурному строительству, обогатить клубно-художественную работу новым видом музыкального искусства. Другой задачей конкурсов было выявление из числа рабочей молодежи талантливых самородков музыкантов и направление их музыкальное развитие по нужному руслу. Прошедшие конкурсы показали, какой огромной популярностью пользуется гармоника в народе. В дни конкурсных выступлений болельщики собирались целыми семьями. После каждого номера долго не смолкали аплодисменты, подбадривающие выкрики. Чувствовалось, что пришли поболеть за своего "любимчика гармониста".

Прошедшие конкурсы также показали, что в среде рабочих и членов их семей, выступавших на конкурсе, есть, несомненно, даровитые музыканты. Но учителями этих гармонистов, в основном, была улица и мещанская эстрада, с их сентиментальной, слезливой песней. Поэтому общим недостатком всех выступающих однобокость репертуара. В основном исполнялись вальсы, польки, романсы. Это происходило оттого, что рабочие музыканты мало слышали настоящей музыки и очень мало приобщались к настоящему искусству.

Победителей районных и городских конкурсов награждали ценными подарками. Наиболее подготовленных жюри рекомендовало для работы баянистами и гармонистами в клубы. Других рекомендовали для учебы в музыкальный техникум и школы. Для многих участников состоявшиеся конкурсы оказали огромное влияние на выбор своего жизненного пути, на выбор своей специальности. Примером такого влияния может служить судьба одного из первых руководителей ансамблей тембровых баянов на Дону - Г. И. Магометова.

Григорий Иванович рано начал свою трудовую деятельность. Работал мастером-краснодеревщиком на заводе Красный Аксай. Самостоятельно научился играть вначале на гармошке, а затем и на баяне. Природный талант организатора и любовь к инструментам побудила его к первым опытам создания ансамбля. Участники ансамбля нотной грамоты не знали, учились, в основном, "с рук". Перенимали все, что умел и показывал руководитель. Успешное выступление Григория Ивановича на конкурсе в корне изменило отношение его к своему увлечению, дало возможность профессионально заниматься любимым делом, еще больше упрочило его авторитет и привлекло к нему любителей игры на баянах. В то время отзыв, которым был удостоен Г. И. Магометов, являлся как бы дипломом на право организации кружков. "Настоящий Похвальный отзыв присужден организационным комитетом жюри участнику конкурса т. Магометову Григорию за лучшее исполнение на инструменте гармонь. Комитет и жюри рекомендует т. Магометова Григория всем ячейкам ВЛКСМ, культ. комиссиям предприятий, учреждений и рабочим клубам, как имеющего большие достижения в области игры на гармонии, могущего быть организатором в культурной работе... Решение районного конкурса на лучшего музыканта, плясуна, певца, организованного Донским. Нахичеванским ВЛКСМ и Крайсофпрофа. 5 марта 1927 года". После выступления на конкурсе, Григория Ивановича приглашают для работы в качестве руководителя кружка любителей игры на гармонике в клуб при заводе "Красный Аксай".

Когда был объявлен набор, желающих заниматься в нем оказалось очень много. В основном, это были молодые рабочие. Из наиболее подвинутых и овладевших нотной грамотой Григорий Иванович стал создавать ансамбль. На первых порах исполняли революционные песни и марши, популярные мелодии и танцы. Овладению более сложным репертуаром мешало отсутствие хорошего инструментария.

В эти годы действенную помощь организованным кружкам оказывает Краевой Совет профсоюзов. Были приняты решения о создании на базе баянной фабрики, открытой в феврале 1927 года, мастерских по изготовлению оркестровых гармоник, утверждены руководители кружков: Д. А. Пивоваров, И. С. Шнейдер, Г. И. Магометов. Мастером конструктором в отделе оркестровых гармоник - И. П. Фром.

Когда комплект оркестровых инструментов для ансамбля Магометова был готов3 , появилась возможность включения в репертуар популярных классических произведений: Военный марш и Серенаду Ф. Шуберта, Турецкий марш В. Моцарта, Хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" М. Глинки, Хор поселян из оперы "Князь Игорь" А. Бородина, "Рассвет на Москва-реке" М. Мусорского и другие. Ансамбль гармонистов дает концерты в заводском клубе, в цехах, в Первомайском парке, на прогулочных теплоходах для отдыхающих заводчан и их семей, перед воинами Советской Армии.

Большое влияние на Ростовских любителей игры на гармониках, на развитие их исполнительских качеств и расширение репертуара оказали выступления в июле 1928 года "Первого симфонического оркестра гармонистов" под управлением Л. М. Бановича. Концертная деятельность коллектива, исполнявшего лучшие образцы русской и зарубежной классики, обработки народных мелодий, имела огромное просветительское значение и способствовала популяризации гармоники. Находясь в Ростове на Дону, музыканты оркестра познакомились с работой кружка баянистов Г. И. Магометова. Увидев в ансамбле баян-бас, сделанный Ростовским мастером И. П. Фромом, очень заинтересовались и заказали себе такой же.

Особое место в музыкальной культуре Дона, в развитии баянного исполнительства занимали музыканты самоучки, которые в своем мастерстве достигли уровня, позволяющего им долгие годы плодотворно работать на концертной эстраде и своим исполнительским искусством оказывать влияние на воспитание молодых музыкантов. Среди них наибольшей известностью на Дону и далеко за его пределами пользовалось имя баяниста Григория Зайцева, развившего в своем творчестве традиции народной исполнительской манеры игры.

Из воспоминаний современников: "... Это был необыкновенно одаренный музыкант. Всей своей душой, сердцем он глубоко чувствовал народную музыку. У него баян не играл, нет - он разговаривал, пел. Зрители это чувствовали и любили его. После объявления номера он долго не мог начать выступление из-за непрекращающихся аплодисментов. Играл он очень свободно, как бы играючи, и очень много. Слушатели всегда попадали под обаяние его мастерства и не отпускали его со сцены, горячо выражая свое желание послушать игру виртуоза баяниста".

Григорий Зайцев еще мальчишкой самостоятельно научился играть на баяне. Уже в то время он мог быстро подобрать с пластинки и обработать по своему любую мелодию. Родители были против его увлечения музыкой, и ему пришлось освоить профессию слесаря. Работая в Ростовском паровозоремонтном заводе, Григорий продолжает увлеченно заниматься музыкой, и скоро становится одним из известных ростовских баянистов.

В то время вся популярность виртуозов баянистов шла от выступлений в ресторанах. Сохранилась афиша, приглашающая посетить ресторан, где выступал Гриша Багатяновский4 . В Ростове его знали все. Многие могли показать дом, где жил музыкант. Не случайно о нем в народе говорили, что у него друзья от кучера до маршала.

Большое место в творческой биографии артиста занимала его дружба с маршалом Советского Союза Семеном Михайловичем Буденным. Еще в годы гражданской войны Григорий Алексеевич служил в частях Красной Армии под командованием прославленного полководца. Семен Михайлович сам играл на гармошке и очень любил этот инструмент. Игра Григория Зайцева производила на него огромное впечатление, он мог слушать его часами. И уже после гражданской войны они встречались ежегодно.

В одну из таких встреч Семен Михайлович и Григорий Зайцев записали ряд пластинок, которые были изданы небольшим тиражом в качестве подарка С. М. Буденному к его 90-летию. Буденный С. М. (гармоника немецкого строя) и Зайцев Г. А. (баян с готовыми аккордами) "Дуэт баянистов":

Буденный очень любил эти пластинки и всегда с восторгом их слушал и спрашивал: "Ну, как наши записи?". Как вспоминает дочь Зайцева Клавдия Григорьевна: "Он мог слушать эти записи до бесконечности, и требовал от всех присутствующих идеальной тишины во время прослушивания. Эта музыка доставляла ему истинное наслаждение. Семен Михайлович очень ценил и любил Григория Зайцева и с гордостью говорил: "Это я сделал его баянистом".

Начиная с 1937 года, Григорий Зайцев работает в Ростовской областной филармонии, гастролирует по всей стране как солист баянист. Более 10 лет он проработал в Радиокомитете, где участвовал в различных литературно-музыкальных передачах, в музыкальных антрактах. На Всесоюзной фабрике звукозаписи он наиграл 18 патефонных пластинок, выпущенных большим тиражом7 .

Другим популярным баянистом, аккордеонистом был Иван Васильевич Мищенко (1905-1953). Родился он в селе Койсуг Ростовской области. Дед, отец и большинство его родственников любили гармошку и с удовольствием на ней играли. И первые музыкальные впечатления были связаны с большой популярностью гармоники в семье и селе, где он жил. В детстве Иван Васильевич научился играть на баяне, а затем продолжил свое музыкальное образование в Ростове.

С 1927 года начинается его музыкальная и артистическая деятельность. Он работает в ростовских театрах и филармонии, и уже в скором времени становится известным исполнителем, гастролирующим по всей стране.

О большом мастерстве Ивана Мищенко как баяниста, педагога и активного пропагандиста баяна позволяют судить воспоминания о его музыкально просветительской деятельности в г. Керчи, рассказанные его бывшим учеником Иваном Матвеевичем Тарабукиным: "В 1928 году в г. Керчи был устроен конкурс гармонистов любителей. Вне конкурса, как профессионал, выступал известный ростовский баянист Иван Мищенко, который исполнил увертюру Адамса "Когда бы я был король". Успех был огромный. Газеты дали высокую оценку выступлению баяниста. Его сразу пригласили играть в ресторан, где он, к удивлению всех, играл классические произведения. Одновременно, он выступает с сольными номерами и аккомпанирует солистам в концертах, проводимых филармонией. Он мог хорошо сыграть незнакомую вещь с листа. На одном из концертов, где Иван Васильевич аккомпанировал певцам, танцорам и играл соло, после исполнения им "Раскинулось море широко" в собственной обработке, матросы в знак восхищения вынесли его из зала на руках. Популярность его была столь велика, что многие баянисты стали брать у него уроки игры на баяне".

В конце 20-х годов у Ивана Васильевича появляется первый в Ростове выборный баян тульского мастера Н. Васина. В эти годы он работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ), где с успехом исполнял на нем: Вторую рапсодию Ф. Листа, Вальс из балета П. Чайковского "Щелкунчик", "Полет шмеля" А. Римского-Корсакова, "Попурри на русские темы" в собственной обработке и другие произведения.

Параллельно с сольной концертной деятельностью Иван Васильевич с большой увлеченностью занимается и ансамблевой работой. Сохранилась афиша извещающая о концертном турне гармонистов, известных виртуозов на баянах Григория Зайцева и Ивана Мищенко. В репертуаре музыкантов произведения Бизе, Шопена, Зуппе, Гуно, Рахманинова, Шуберта, Сен-Санса, Глиэра и других композиторов, а также народно-бытовая разнохарактерная музыка.

С 1933 года начинает свою деятельность дуэт баянистов Иван Мищенко и Илья Шнейдер, где Мищенко играет на выборном баяне, а Шнейдер на готовом. Ансамбль ведет активную концертную деятельность. Особенно много дуэт гастролирует в Сибири и на Дальнем Востоке. О популярности в те годы баяна и успехах музыкантов свидетельствует афиша, на которой, кроме артистов других жанров, в том числе и зрелищных, красной строкой стоит "Лучшие в СССР баянисты - Иван Мищенко и Илья Шнейдер". В 1935 году у Ивана Васильевича Мищенко появляется аккордеон, который изготовили по его чертежам на фабрике "Красный партизан" в Ленинграде. С этого времени в концертах он играет на выборном баяне и аккордеоне. Сохранилась афиша: "Солист на джаз аккордеоне и органоле8 ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МИЩЕНКО. Репертуар: Органола - Шопен, Рахманинов. Гуно, Ипполитов-Иванов, Спендиаров и песни нашей Родины; Аккордеон - новинки джаза, танго, блюз, уан-степ и музыка кинофильмов".

Другая афиша рассказывает о выступлении в 1938 году орденоносца Любви Петровны Орловой (Мосфильм) при участии И. В. Мищенко (солист на аккордеоне и органоле).

В эти годы интенсивно расширяется репертуар исполнителя. В концертах он играет: Россини -"Увертюра из оперы "Вильгельм Тель", Шопен -"Полонез ля бемоль мажор", Вальсы - №3, 7 и 10, Бизе - "Марш" из оперы "Кармен", Хачатурян - Вальс из музыки к драме М. В. Лермонтова "Маскарад" и другие произведения.

В 1940 году Мищенко приглашают в Москву, где он играет в эстрадном ансамбле Бориса Ренского.

В годы войны, он вместе с баянистами П. Жихаревым, Г. Зайцевым, гитаристом Н. Бинардаки добровольцами уходят на фронт, где в составе концертных бригад выступают перед воинами Красной армии. С марта 1942 года Иван Мищенко служит в Ансамбле песни и пляски СКВО в качестве солиста-аккордеониста.

После войны Иван Васильевич работает в Ростовской областной филармонии и параллельно - аккомпаниатором в театре "Юного зрителя". В 1946 году он открывает класс баяна и аккордеона в музыкальной школе им. Ипполитова-Иванова. В ней он проработал до конца своей жизни, передавая свой богатейший опыт ученикам. Одновременно, начиная с 1948 года, он работает руководителем эстрадного ансамбля в Доме офицеров, экспертом на баянной фабрике.

Работая на эстраде и в музыкальной школе, Иван Васильевич делает много переложений для баяна, аккордеона, различных видов ансамблей. Им была предпринята также попытка написать Школу игры на аккордеоне, которая к сожалению не была реализована.

Большую роль в развитии исполнительства на баяне сыграл Михаил Пантелеевич Сурков (1905-1982). Родился он в Таганроге в семье портного. Его отец был большим любителем игры на гармошке. Свое увлечение он передал и детям - все шестеро сыновей играли на баянах. Но профессиональным баянистом стал только Михаил.

С 1937 года начинается его работа в качестве руководителя кружка баянистов в клубе камбайностроительного завода. На основе этого кружка Михаил Пантелеевич создает первый в Таганроге ансамбль баянистов. Ансамбль многие годы вел активную концертную деятельность, принимал участие в различных смотрах художественной самодеятельности и фестивалях молодежи Дона.

С 1944 года Сурков М. П. вновь приступает к педагогической работе в музыкальной школе им. Чайковского, сочетая ее с сольными концертными выступлениями. В газете "Таганрогская правда" от 23 марта 1949 года в статье "Концерт русской классической музыки" отмечалось: "Заслуженный успех у слушателей получил концерт русской классической музыки, в которой участвовали педагоги музыкальной школы им. П. И. Чайковского. ...Преподаватель по классу баяна М. П. Сурков мастерски сыграл "Песню без слов" П. Чайковского, "Концертный вальс" А. Глазунова и русские песни".

Всю свою творческую жизнь Михаил Пантелеевич отдал воспитанию подрастающего поколения. И сегодня многие педагоги-музыканты с гордостью говорят: "...мы занимались у Суркова. Это он привил нам любовь к музыке, к своей специальности".

Известными в те годы музыкантами в Ростове были незрячие баянисты-самоучки Василий Егоркин и Николай Кудрявцев. Особой известностью пользовался в обработке Василия Егоркина марш "Взятие Перекопа", в котором он использовал различные звуковые эффекты инструмента: тремоло мехом - изображение скачущей конницы, глиссандо в правой клавиатуре - имитация выстрелов, несколько доминант септаккордов в левой руке - шагающие солдаты и другие. Баянист Николай Кудрявцев славился феноменальной памятью. Он мог на слух сыграть части симфоний и даже исполнял все акты "Лебединого озера" П. И. Чайковского. Музыкально одаренный человек, прекрасный импровизатор, он работал в ресторане и филармонии, его игру можно было услышать по радио.

В конце 20-х годов на Дону происходят значительные события в сфере профессионального обучения исполнителей на народных инструментах. В трудные годы возрождения культуры в Ростовском музыкальном техникуме им. Луначарского, на базе хорового отделения открылись классы балалайки и домры, которые затем переросли в отделение народных инструментов. Класс баяна был открыт позже, в 1931 году. Отбирали учащихся, в основном, из самодеятельных баянистов-самоучек в какой-то степени владеющих инструментом, так как преподавания баяна в музыкальных школах тогда еще не было.

Начальный этап становления профессионального исполнительства на баяне был связан с именами музыкантов педагогов И. С. Шнейдера и В. В. Павлючука, привнесших в баянное исполнительство достижения уже сложившихся исполнительских культур.

Илья Семенович Шнейдер (1884-1948) родился в семье профессионального музыканта скрипача. Мальчик унаследовал от отца абсолютный слух. Мать рано умерла, и Илье пришлось с 16 лет начать работу. Владея баяном, скрипкой, он играл в трактирах, пивных, на гулянках, везде, где приглашали, где можно было заработать.

Стремясь получить фундаментальное музыкальное образование он в 1925 году поступает в музыкальное училище, в класс фортепиано Василия Шаубе. Желание как можно быстрее овладеть премудростями фортепианной игры приводят к тому, что он переигрывает левую руку и вынужден был заканчивать учебу по классу композиции.

В эти годы он не прекращает занятий на баяне, и, более того, становится одним из авторитетнейших музыкантов в Ростове. Не случайно, именно Илью Семеновича приглашают для работы в Ростовский музыкальный техникум, где он открывает класс баяна. По воспоминаниям многочисленных учеников, Илья Семено вич Шнейдер был образованным, интеллигентным человеком, прекрасно владеющим фортепиано, баяном, аккордеоном, играющим на скрипке. Каждое объяснение он подкреплял показом на этих инструментах.

В те годы еще не было создано ни методики преподавания, ни программных требований, ни репертуара. Все приходилось начинать сначала: создавать свою баянную методику, выискивать и делать переложения достаточно хорошо звучащего на готовом баяне репертуара, писать упражнения, этюды на различные виды техники, создавать обработки народных мелодий. В этом большую помощь Илье Семеновичу оказывало знание методики, фортепианного и скрипичного репертуара и, конечно, владение композицией. Были известными и пользовались популярностью в педагогической и концертной практике его обработки народных мелодий: "Ноченька", "Ой, да выхожу я", "Цыган" и другие, а также много этюдов на различные виды техники, некоторые до сих пор играют учащиеся музыкальных школ. Была и попытка создать свое методическое пособие.

Проработав в музыкальном техникуме до 1933 года, Шнейдер переходит на постоянную работу в филармонию, где выступает в дуэте с Иваном Мищенко. В 1936 году Илья Семенович с большим увлечением участвует в создании ансамбля Донских казаков. Вместе с композиторами Т. И. Сотниковым, А. П. Митрофановым, баянистами Григорием Зайцевым и Григорием Магометовым и другими, он объезжает хутора и станицы Дона, выискивает народные таланты - певцов, танцоров, гармонистов. С огромным энтузиазмом, как руководитель ансамбля баянистов, аккомпанирующего хору и танцорам, работает над созданием первой программы, которую в ноябре того же года ансамбль показывает в Москве.

С 1939 года И. С. Шнейдер работает на эстраде, в составе концертных бригад выступая уже как солист на баяне и аккордеоне. Вот что писала о его выступлении 22 марта1940 года "Курортная газета" города Кисловодска:"... Не говоря уже о высокой технике, у артиста прекрасный вкус, подлинное умение найти настроение для исполнения миниатюр, будь это даже заигранный "негритянский блюз". Как все же мало верим мы в тембровые и гармонические возможности "бытового" инструмента - баяна! Исполнением "Кавказских эскизов" Ипполитова-Иванова, обработок народных русских песен и песен советских композиторов музыкант опровергает наше неверие. Конечно, делается это не так просто. Надо обладать знанием народной мелодики, надо достичь такой тонкой передачи, чтобы в звуках баяна и аккордеона слышались голоса русского хора, протяжный напев кавказского пастуха и звучание целого оркестра. Илья Шнейдер достигает всего этого в своем искусстве. Увлеченная аудитория готова слушать его без конца".

В наш век всеобщей информированности очень непросто найти об известном человеке что-то новое. Особенно, если кто-то приложил усилия к тому, чтобы человека как следует окунуть в грязь. Либо наоборот, откровенного подлеца и предателя оделить мученическим венцом и прославить. И потому дать некоторое количество портретов, незаслуженно обойденных вниманием, - не самая плохая мысль.


О Семене Михайловиче Буденном было написано с одной стороны, немало, с другой стороны, только ленивый не бросал в него грязью, лепя образ этакого лихого кавалериста, кроме шашки и коня ни о чем больше не думавшего, да и не умеющего думать.

Да, то, что Буденный был лихим кавалеристом, к счастью, не смеет оспаривать ни один пишущий организм. Пять Георгиевских крестов и четыре георгиевских же медали - это показатель. Да, один крест отняли за мордобой вышестоящему по званию, но... Полный Георгиевский бант имел место быть. Жуков тоже был весьма лихим и бесстрашным кавалеристом. Но Георгиев у него было всего два.

И лошадей Буденный не просто любил. Он их обожал. И это тоже не минус, а плюс. Ибо благодаря этой любви, которая была еще и переложена на работу на поприще коневодства, мы имеем две прекрасных породы лошадей, буденновскую и терскую, а также достаточное количество лошадей в РККА в 1941-1945 годах. За одно это уже можно было бы Героя Социалистического Труда присвоить.


Лошадь терской породы


Лошадь буденновской породы

Многие борзописцы обвиняют Буденного в том, что он весьма охотно принимал подарки лошадьми. Это так. С особенной радостью принимал лошадей зарубежных кровей. Но, так как жил он в Москве, на улице Грановского, пусть не в совсем простом, но многоквартирном доме, то понятно, что конюшни не имел. И всех подаренных ему лошадей отправлял на подопечные конезаводы. Результат смотрите выше.

Биография вообще штука такая... Сухие факты, и весь вопрос в том, как их трактовать. Но с биографией может ознакомиться каждый, намного интереснее то, что осталось за кадром или между строк.

То, как воевал Буденный в Первую мировую, мы опустим. Хорошо воевал, и этим все сказано. Но стоить заметить, что половина его наград была вручена за действия в тылах противника. Это говорит не только о храбрости, но и об определенном понимании тактики таких действий.


С. М. Буденный в 1916 году.

В Гражданскую войну Буденный действовал не менее успешно, создав конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который влился в 1-й кавалерийский крестьянский социалистический полк под командованием Б. М. Думенко, в котором Будённый был назначен заместителем командира полка. Полк впоследствии вырос в бригаду, а затем кавалерийскую дивизию. И итогом стала Первая конная армия.

Здесь Буденный проявил себя как полководец. Были биты, причем неоднократно, Мамонтов, Шкуро, Деникин, Врангель. Были и поражения, в 1920 году под Ростовом от генерала Топоркова и через 10 дней от генерала Павлова. Но с Павловым, восстановив понесенные потери, Буденный сквитался.

Надо сказать и о том, что же обеспечивало успех коннице Буденного. Почему-то об этом все "историки" дружно предпочитают молчать. А сказать стоит. Я о тачанках.

Тачанку изобрел, то есть приспособил для военных нужд Нестор Иванович Махно. Гений партизанской войны и автор тактических заподлянок того времени. Буденный же, увидев эту техническую новинку, ухватился за нее и использовал по назначению. Более того, "пропихнул" как особый вид вооружения в РККА.

В чем секрет тачанки, почему именно тачанка, а не телега, повозка или что другое? Какая, казалось бы, разница?

А разница в пулемете. В "Максиме". Если кто не в курсе, колесики пулемета служили одной цели: перекатить его на следующую позицию на поле боя. А транспортировался пулемет исключительно в разобранном состоянии. Станок отдельно, ствол отдельно, щиток отдельно. Суть не в массе, суть в осях пулемета, которые от длительной тряски расшатывались, и пулемет терял и точность, и кучность. Поэтому "Максим" перевозился разобранным. Или переносился.

Тачанка - изобретение немецких колонистов, которых на юге России того времени было много. Махно, который основательно драконил немцев, своей крестьянской светлой головой сообразил, что экипаж на рессорах (любили немцы комфорт) с очень мягким ходом - то, что надо. Но Махно не просто поставил пулемет на тачанку. Тачанка - довольно большой экипаж, предназначенный для длительных путешествий по необъятным просторам России. Так что Нестор Иванович впряг еще двух пристяжных лошадей к паре имеющихся и посадил на тачанку к пулеметчикам еще 2-4 пехотинцев.

На выходе получилось что? Высокомобильная боевая группа, с довольно хорошей огневой мощью. Конно-стрелковое отделение, предтеча, если хотите, современного мотострелкового. Пулемет плюс ручное плюс способность быстро переместиться на значительное расстояние.

Что сотворили с конницей Деникина под Гуляй-Полем 100 пулеметных тачанок Махно, думаю, рассказывать не стоит. А Нестор Иванович на этом не остановился. У него были и артиллерийские тачанки, с легкими полевыми трехдюймовками. Четверка лошадей вполне себе тянула пушку, расчет и три десятка снарядов. Для одного боя вполне достаточно.

В конном полку РККА того времени (по аналогии с кавалерийским полком времен Первой мировой) на 1 000 сабель было по штату положено 2 (два) пулемета. Буденный увеличил количество пулеметов до 20-ти, по примеру Махно, поставив их на тачанки. Плюс артбатарея.

Таким образом, Первая Конная била своих противников не только за счет лихих сабельных атак, но и вполне нормальным огнем орудий и пулеметов. Это на себе вполне реально проверили солдаты Пилсудского в 1920 году.

Кстати, о советско-польской войне.

У многих "историков" встретил такую интересную интерпретацию событий. Дескать, бедняжка Тухачевский именно потому проиграл с треском всю войну, что не дождался помощи от Буденного. Здесь тоже надо сказать пару слов.

На северном участке (Западный фронт) в распоряжении Тухачевского было "всего-навсего" две армии: 15-я Корка и 16-я Соллогуба. 66,4 тысячи пехоты и 4.4 тысячи конницы. Плюс артиллерия, бронепоезда и прочие удовольствия. Против них воевало 60,1 тысячи пехоты и 7 тысяч польской конницы.

Для сравнения: южный участок (Юго-Западный фронт) занимал Егоров, с 12-й армией Меженинова и 14-й армией Уборевича. 13,4 тысячи пехотинцев и 2,3 тысячи конницы против 30,4 тысячи польской пехоты и 5 тысяч конницы. И около 15 тысяч солдат Петлюры. Плюс окончательно съехавший с катушек к тому времени Махно.

Пока Тухачевский занимался своими сомнительными экспериментами из Минска, осуществляя "таранные удары пехотных масс", поляки к 8 июня разгромили 15-ю армию. Потери составили более 12 тысяч человек.

Чем в то время занимался Буденный, которого так винят в поражении? А вот чем.

Первая Конная армия (16,7 тыс. сабель, 48 орудий) вышла из Майкопа 3 апреля, разгромила отряды Нестора Махно в Гуляйполе и 6 мая переправилась через Днепр к северу от Екатеринослава.

26 мая после концентрации всех частей в Умани Первая Конная атаковала Казатин, а 5 июня Буденный, нащупав слабое место в польской обороне, прорвал фронт под Самогородком и вышел в тыл польским частям, наступая на Бердичев и Житомир.

10 июня 3-я польская армия Рыдз-Смиглы, опасаясь окружения, оставила Киев и двинулась в район Мазовии. 12 июня Первая Конная армия вступила в Киев. Польские войска, перегруппировавшись, попытались перейти в контрнаступление. 1 июля войска генерала Бербецкого нанесли удар по фронту 1-й Конной армии под Ровно. Бербецкий был разбит. Польские войска предприняли ещё несколько попыток захватить город, однако 10 июля он окончательно перешёл под контроль РККА.

Тем временем Тухачевский, добавив к имеющимся войскам еще 3-й кавкорпус Гая, 3-ю армию Лазаревича, 4-ю армию Шуваева и Мозырскую группу Тихвина, начал наступление на Варшаву.

Численность группировки Тухачевского точно определить невозможно, равно как и численность польских войск. Историки сильно расходятся в цифрах, но можно сказать, что силы были примерно равны и не превышали 200 тысяч с каждой стороны.

Гениальность ползаний Тухачевского принесла свои плоды: он собрал против себя огромную группировку, которую фактически оттеснил к Варшаве, вместо того, чтобы бить ее по частям, как это делал Буденный своими обходными маневрами и окружениями.

16 августа Тухачевского начали бить. И в итоге разбили. Что, в общем-то, и не составило для Пилсудского (при помощи французских специалистов) особого труда.

Ради спасения ситуации главком Каменев отдал приказ о выдвижении Первой Конной и 12-й армии от Львова на помощь войскам Тухачевского.

20 августа 1-я Конная армия начала движение на север. Марш на расстояние около 450 километров. К моменту начала выступления войска Западного фронта уже начали неорганизованное отступление на восток. 19 августа поляки заняли Брест, 23 августа - Белосток. В период с 22-го по 26-е августа 4-я армия, 3-й конный корпус Гая, а также две дивизии из состава 15-й армии (всего около 40 тысяч человек) перешли германскую границу и были интернированы.

В конце августа через Сокаль армия Буденного ударила в направлении Замостья и Грубешова, чтобы затем через Люблин выйти в тыл наступающей на север польской ударной группировке. Однако поляки выдвинули навстречу Первой Конной резервы Генштаба.

Армия Будённого, а за ней и войска Юго-Западного фронта, были вынуждены отступить от Львова и перейти к обороне.

Можно много и упорно критиковать Буденного, но тут только цифры и факты.

Во-первых, численность Конной армии в 16 тыс. штыков и сабель - это её численность к началу кампании, но после украинского похода и тяжелых львовских боёв её численность сократилась более чем вдвое.

Во-вторых, когда Первую конную бросили в рейд на Замостье с целью облегчить положение армий Западного фронта, там она столкнулась отнюдь не с одной польской дивизией. В районе Замостья поляки успели произвести перегруппировку, и кроме частей 3-й польской армии, там были обнаружены 10-я и 13-я пехотные, 1-я кавалерийская, 2-я Украинская, 2-я казачья дивизия и дивизия Руммеля.

Чем и как 6-7 тысяч буденновцев могли облегчить участь разбитого фронта, лично мне непонятно. К Буденному, по крайней мере, со стороны главкома РККА Каменева претензий не было.

Тем более, что в сентябре гений Тухачевского в боях за Гродно окончательно поставил Западный фронт на колени. Поляки вошли в Минск, а в марте 1921 года был подписан унизительный Рижский Договор, по которому РСФСР потеряла не только Западную Беларусь и Западную Украину, но и часть исконно русских территорий.

Вот только Буденный тут при чем?

Бездарное командование Тухачевского обошлось РККА в страшные цифры: около 90 тысяч убитых и 157 тысяч пленных, из которых около 60 тысяч умерли в плену. Вас удивляет резолюция Буденного на приговоре Тухачевскому "расстрелять мерзавца"? Меня лично не удивляет.

"Лошадь еще себя покажет". Еще один миф из предвоенного времени от любителей лизнуть у чужих и плюнуть в своих. Дескать, Буденный и Ворошилов были категорическими противниками доктрины Тухачевского о механизации РККА и всячески вредили и тормозили этот процесс.

Вот только цифры о тысячах "вопреки" выпущенных танках говорят обратное. Равно как и цифры о сокращении столь любимой Буденным кавалерии. Из имевшихся в СССР к 1938 году 32 кавалерийских дивизий и 7 управлений корпусов к началу войны осталось 13 кавалерийских дивизий и 4 корпуса. А в 1941 началось срочное формирование новых кавкорпусов.

Мне удалось найти правильную цитату Буденного о его видении кавалерии. Звучит не так, как это в основном нам предлагают:

"Что понимается под стратегической конницей? Крупные соединения конницы, усиленные мехсоединениями и авиацией, действующие в оперативном взаимодействии с армиями фронта, самостоятельной авиацией, воздушными десантами. Такие соединения являются оперативным средством фронтового значения".

Прообраз современной мотопехоты, если хотите. Ну не было тогда еще БТРов и БМП. Но мысль далеко не от "дурачка с шашкой наголо".


Шашка да, но за спиной-то токаревская самозарядка...

В первый период Великой Отечественной Буденный не командовал фронтами, находившимися на острие удара, это факт. Хотя его недолгое командование Юго-Западным направлением можно было бы назвать успешным, если бы не события под Киевом.

Буденного не зря Сталин поставил на это направление. Семен Михайлович прекрасно знал эти места, он там воевал. И катастрофу под Киевом он предвидел, и настоял на отводе войск. Если бы директива Ставки была бы выполнена, то такого поражения могло бы и не быть. Но предатель Кирпонос заверил Сталина, что "все в порядке, Киев не сдадим". В итоге Буденный был снят с должности, на его место назначили Тимошенко, Кирпонос бросил войска, совершив предательство, о котором мы еще поговорим, Киев сдали, а Юго-Западный фронт откатился далеко на юг.

Мнение генерал-полковника А. П. Покровского, бывшего тогда начальником штаба Юго-Западного направления:

"Будённый - человек очень своеобразный. Это настоящий самородок, человек с народным умом, со здравым смыслом. У него была способность быстро схватывать обстановку. Он сам не предлагал решений, сам не разбирался в обстановке так, чтобы предложить решение, но когда ему докладывали, предлагали те или иные решения, программу, ту или иную, действий, он, во-первых, быстро схватывал обстановку и, во-вторых, как правило, поддерживал наиболее рациональные решения. Причём делал это с достаточной решимостью.

В частности, надо отдать ему должное, что когда ему была доложена обстановка, сложившаяся в Киевском мешке, и когда он разобрался в ней, оценил её, то предложение, которое было сделано ему штабом, чтобы поставить вопрос перед Ставкой об отходе из Киевского мешка, он принял сразу же и написал соответствующую телеграмму Сталину. Сделал это решительно, хотя последствия такого поступка могли быть опасными и грозными для него.

Так оно и вышло! Именно за эту телеграмму он был снят с командующего Юго-Западным направлением, и вместо него был назначен Тимошенко".

Где здесь "дурачок с шашкой"? Был бы Покровский человеком недалеким, было бы еще понятно. Но с 1943 и до Победы ниже должности начальника штаба фронта не опускался. А с 1953 по 1961 год был начальником Военно-научного управления Генштаба.

В 1943 году Буденный был назначен начальником кавалерии РККА. Что за этим стоит? Многие говорят, что "почетная должность" типа для отставника. А за этим стоят 80 сформированных кавалерийских механизированных дивизий. Эти дивизии видели и Будапешт, и Прага, и Берлин.

В 1943 году по инициативе Буденного был воссоздан из пепла Московский зоотехнический институт коневодства, который продолжил готовить специалистов в этой области. Удивительно, но институт существует и сегодня. Это Ижевский сельскохозяйственный университет.

В том, что Буденный не занимал значительных должностей, многие "историки" видят как раз доказательство его недалекости и прочих нелестных вещей. "Буденный был хороший тактик, но никудышный стратег! Он не понимал того, что суть войны изменилась!" и все в таком духе.

Простите, а разве не стратегические задачи решал Буденный в 1920 году, гоняя по Украине и Белоруссии сразу два польских фронта? Не про Буденного писал победитель Пилсудский "Если бы не Первая Конная Буденного у нас в тылах, успех был бы более значителен"?

Буденный вполне мог решать стратегические задачи. И решал их успешно. И видение новой войны у него было именно таким, каким вышло на деле. И боевой конь свое слово сказал, как это ни странно. Но не в качестве участника кавалерийской атаки, а в качестве средства доставки бойца на рубеж атаки.

Генералы Белов, Доватор, Плиев, Крюков, Баранов, Кириченко, Камков, Головской и их соратники ковали Победу наравне с пехотинцами и танкистами. И успешно ковали.

На примере состава 4 гвардейского Кубанского ордена Ленина Краснознамённого орденов Суворова и Кутузова казачьего кавалерийского корпуса под командованием Иссы Александровича Плиева. На 1 октября 1943 года корпус выглядел так:

9-я гвардейская Кубанская казачья кавалерийская дивизия
10-я гвардейская Кубанская казачья кавалерийская дивизия
30-я кавалерийская дивизия
1815-й самоходно-артиллерийский полк
152-й гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский полк
12-й гвардейский миномётный полк реактивных миномётов
255-й зенитно-артиллерийский полк
4-й гвардейский истребительно-противотанковый дивизион
68-й гвардейский миномётный дивизион
27-й гвардейский отдельный дивизион связи.

А по мере надобности корпусу придавали и танки, и авиацию. И корпус прошел от Майкопа до Праги. Участвовал в Битве за Кавказ, Армавиро-Майкопской оборонительной, Северо-Кавказской, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Березнеговато-Снигирёвской, Одесской, Белорусской, Бобруйской, Минской, Люблин-Брестской, Дебреценской, Будапештской, Братиславско-Брновской и Пражской наступательных операциях.

Вот и "дурачок с шашкой"...

При всем при этом Семен Михайлович не был ни карьеристом, ни любителем наград. Из всех маршалов, принимавших участие в Великой Отечественной, только Ворошилов, Буденный и Толбухин не стали Героями Советского Союза. Почему - другой вопрос, но факт. Сталину было виднее, кого и за что делать Героями.

А в 1943 году, когда Буденного назначили начальником кавалерии РККА, ему исполнилось 60 лет... Логично, что фронтами и армиями командовали более молодые. Многие скажут, что те же Жуков и Рокоссовский были не сильно-то и моложе. Зато Буденный, не занимая высоких постов, никому поперек дороги не вставал и никого не подсиживал. И те же Жуков и Рокоссовский кое-чем каждый Семену Михайловичу обязаны.


Для Георгиевских наград у Буденного был отдельный китель

Собственно, все. Кто-то, если хочет, может видеть в Буденном недалекого рубаку-гармониста. Да, на гармони умел играть, и да, Сталин любил послушать. Буденный даже в 50-х пластинку записал, «Дуэт баянистов», где партию гармоники немецкого строя исполнял сам Семен Михайлович, а партию баяна - известный ростовский баянист Григорий Зайцев. Неплохо знал четыре языка: немецкий, французский, турецкий и английский.

А кто не хочет, тот может увидеть несколько иной образ. Храброго солдата, толкового командира, человека, делавшего все, что было в его силах для страны в те нелегкие годы. Каждому - свое.

Ровно 35 лет назад, 26 октября 1973 года, умер легендарный маршал трижды Герой Советского Союза Семен Михайлович Буденный

Последнего и самого любимого коня главного кавалериста Страны Советов звали Софист. На этом коне маршал Буденный принял на Красной площади семь парадов. Софист чуял хозяина за версту: когда Семен Михайлович выходил из дому в подмосковном поселке Баковка, конь фыркал от нетерпения и бежал к изгороди конюшни. Последний раз Буденный сел на коня в 84 года. Причем в форме, он никогда не садился на лошадь в штатском…

За год до смерти 89-летний Семен Михайлович решил отдать старого любимца на конезавод. Подошел к Софисту, прижался к нему лицом и погладил: «Ну, старина, до свидания! Неизвестно, кто кого переживет, ведь мы с тобой оба старички… » На 2-м конном Новоподмосковном заводе бытует легенда, что, когда Буденный умер, Софист стоял в своем деннике и плакал…

Конь пережил хозяина на семь лет. Как-то начальник конезавода позвонил вдове маршала Марии Васильевне и дочери Нине: «Приходите проститься с Софистом. Он совсем плох». Женщины вспоминали, что ноги его уже не держали, и животное было подвешено к потолку за брюхо. Тогда у Софиста тоже текли слезы…

Десять фактов из жизни маршала Буденного

Брат Буденного обосновался в Америке

1. Семен Михайлович Буденный родился 25 апреля 1883 года в семье крестьянина-батрака на хуторе Козюрин на Дону. Он был вторым ребенком в семье, где росло 11 детей. Старший брат будущего Маршала Советского Союза, будучи батраком, вместе с хозяином в 1902 году перебрался за океан и со временем обосновался в Америке. С восьми лет Сема, помогая отцу, тоже батрачил у богатого купца. Был подручным кузнеца, работал молотобойцем. А в свободное время постигал такое исконно казачье дело, как конные скачки и рубка лозы, и достиг в этом основательных успехов. В 1900 году в станице состоялись скачки, посвященные приезду военного министра. Высокий гость был весьма удивлен, что самый отчаянный наездник вовсе не казак, и подарил 17-летнему Семену серебряный рубль.

В 20 лет Буденный обвенчался с казачкой Надеждой из соседней станицы, а через полгода его призвали на службу в царскую армию и зачислили в конницу.

2. Как-то во время занятий верховой ездой на хорошую выучку новобранца Буденного обратил внимание унтер-офицер. Желая подшутить над солдатом, он приказал тому оседлать коня по кличке Ангел и продемонстрировать галоп. А лошадь эта была весьма своенравной и сбросила не одного седока. Однако солдат достойно держался в седле. Сколько лошадь ни металась по площадке, сбросить наездника не смогла. Тогда Ангел понесся прямо на колючий забор. Буденный спокойно пришпорил коня, резко дернул поводья, и скакун птицей перемахнул через изгородь. Зрители опешили: еще ни один драгун не решался на подобное! С тех пор за Семеном закрепилось прозвище Орел. После этого старослужащие его зауважали, служба стала легче.

О первой русской революции 1905 года драгуны узнали из листовок, подброшенных в казармы. Конечно, новость обсуждали. Буденный участия в таких разговорах не принимал, а только слушал. На вопрос командира полка: «Кому служишь и что думаешь о революции?» - отрапортовал: «Служу царю-батюшке и Отечеству. Про революцию слыхал. Как не слыхать, про нее все гуторят, но не думал - мое дело служба, ваше благородие».

И не кривил душой. За удаль и отвагу, проявленные в сражениях Первой мировой, Семен Буденный был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя медалями, дослужился до чина старшего унтер-офицера, что было редкостью для батрацкого сословия.

3. После Октябрьской революции 1917 года по всей армии началась демобилизация, и вместе с другими солдатами бравый кавалерист Буденный возвратился к родителям, которые жили в станице Платовская. В начале гражданской войны Семен с братом Денисом ушли из станицы и участвовали в боях на стороне большевиков. За годы гражданской войны Денис Буденный отрастил такие же усы, как у старшего брата. Семену это категорически не нравилось. И вот однажды, пригласив брата к себе в хату, он изловчился и обрезал концы его усов, приговаривая: «Буденный должен быть один».

Через два года, в 1919-м, Семена Буденного назначили командармом вновь созданной 1-й Конной армии и приняли в ряды РКП(б). Рекомендации в партию ему давали лично нарком государственного контроля Иосиф Сталин и Климент Ворошилов, один из организаторов и руководителей Красной Армии.

4. Известна фраза Буденного: «Да по мне, все равно, какой фронт, мое дело рубать!» Как-то на глазах Сталина и Ворошилова, приехавших на передовую посмотреть, как воюют буденовцы, белоказаки стали теснить красноармейцев. Положение складывалось критическое. Тогда командарм Буденный выхватил шашку и бросился в бой, увлекая за собой особый резервный кавалерийский дивизион. Хотя его численность была небольшая, но это была гвардия, которая либо побеждала, либо погибала. И ситуация мгновенно изменилась: белоказаки вынуждены были защищаться. Бой перерос в настоящую резню, в которой русские люди кололи друг друга и топтали лошадьми. После боя, осматривая поле брани, Сталин произнес: «Семен Михайлович, ведь это чудовищно! Неужели нельзя обойтись без таких жертв?»

Вопрос остался без ответа. К тому времени Буденный полжизни провел в боях и никогда не прятался за спины подчиненных. Командарм хорошо знал, что мысли о человеколюбии во время схватки с врагом могут привести к потере головы.

5. Но не одними боями жила Конармия. В молодости Семен Буденный уважал не только казацкую шашку, но и музыку - играл на гармошке, хорошо пел и плясал. Командарм знал, что с песней бойцам легче переносить трудности.

Во время одного из приездов в Москву Семен Михайлович встретился с Федором Шаляпиным. Шаляпин и посоветовал создать в Конармии красноармейский ансамбль с хором, оркестром и танцорами для пропаганды классики и народного искусства. Идея Буденному понравилась, и по его указанию закипела работа в культурном направлении. Взялись и за обучение грамоте. Неграмотные красноармейцы умудрялись обучаться прямо во время движения: на спины ехавших впереди всадников крепили буквы, а задние их заучивали. Именно из 1-й Конной вышли писатели Николай Островский и Всеволод Вишневский.

6. В 1935 году в СССР были введены персональные воинские звания. В первой пятерке крупнейших советских полководцев нового звания Маршал Советского Союза был удостоен Семен Михайлович Буденный.

А уже в трагическом 1937-м ночью за Буденным приехали на черном воронке. Маршал встретил вооруженных гостей с шашкой наголо и с криком «Кто первый?!» бросился на них. Особисты поспешно ретировались. Утром Лаврентий Берия, докладывая генеральному секретарю ЦК КПСС Иосифу Сталину о необходимости ареста Буденного, в красках описал произошедшее ночью. Товарищ Сталин ответил: «Молодец Семен, так их и надо!» Больше легендарного маршала не беспокоили.

7. Буденный был трижды женат. Первая супруга Буденного погибла в 1924 году, по официальной версии, в результате несчастного случая. Ходили слухи, что Буденный застрелил супругу из-за ревности, ведь она погибла от пулевого ранения. Это произошло в доме командарма в Москве на улице Грановского.

В одном из интервью дочь Нина Буденная так рассказывала об этой трагедии: «Папа совсем недавно поселился на Грановского. С ним жили его мать и сестра, но в тот вечер они были в театре. А папа шел домой с совещания. И видит: в темноте кучкуется какая-то компания. «Вот я, - так он мне об этом рассказывал, - с предохранителя вальтер свой и снял. Домой пришел и положил его на комод, куда всегда клал. А потом сел и начал сапоги стягивать». (Они сапоги-то с тальком надевали, и снять их было целое дело.)

А жена подошла к комоду, взяла пистолет, к виску приставила. Сказала: «Смотри, Сема!» - и нажала на курок. И все…

Папа рассказывал, что в гражданскую она была с ним в Конармии, заведовала медицинской частью. У нее и наган был. Папа говорил, что она вроде бы умела с ним обращаться, но и то: один раз ехали куда-то в поезде, и пуля в сантиметре от его виска пролетела. Крутила-крутила револьвер в руках, а потом на курок нажала.

Нам папа запрещал даже детский пистолет на человека направлять: «А вдруг настоящее оружие в руки попадет».

8. Со второй женой Ольгой Стефановной Семен Буденный познакомился в санатории. Уже будучи в браке, она поступила в консерваторию. И супруг помогал ей в учебе: легендарный кавалерист играл и на баяне, и на аккордеоне, и на гармошке немецкого строя, а это очень сложный инструмент. В пятидесятые годы продавались пластинки «Дуэт баянистов», где играли Семен Буденный и его приятель-музыкант из Ростова.

Инспектору кавалерии РККА Семену Буденному опять не повезло со второй половиной: более шести месяцев в году он мотался по военным округам, а молодая жена оставалась в Москве одна, и у нее возник роман с тенором Большого театра. Семен Михайлович знал об этом: стукачей в Большом хватало. А жена без него ходила на приемы в посольствах, вела светскую жизнь, на чем и погорела: ей инкриминировали связь с иностранцами.

Чтобы спасти жену, Буденный пошел к Сталину. Но вождь сказал: «У тебя жена плохая!» «А уж это дело не политическое, а семейное», - парировал проситель.

В тюрьмах и ссылках Ольга Стефановна провела 19 лет, с 1937-го по 1953-й. Местные жители относились к ней плохо, потому что считали, что женщину арестовали за то, что она намеревалась отравить Буденного. После смерти Сталина муж вывез репрессированную жену из Сибири, выбил ей комнату в Москве, содержал материально. Ни в первом, ни во втором браке детей у Буденного не было.

9. С третьей женой, Марией Васильевной, Буденного познакомила… мать второй жены, которая приходилась Маше родной тетей. Мария приехала в Москву учиться на стоматолога и снимала угол в коммуналке. Но в гости на улице Грановского, к своей замужней двоюродной сестре Оле, приходила. Девушка старалась не пересекаться с Семеном Михайловичем, потому что стеснялась знаменитого родственника. А потом, во время ссылки Ольги, тетя и познакомила ее с 53-летним хозяином квартиры. Первое время Маша обращалась к Буденному на вы и по имени-отчеству. Однажды он рассердился и сказал: «Я твой муж, а Семен Михайлович на коне сидит».

Мария Васильевна родила мужу троих детей. И когда 60-летнего Буденного спрашивали, не тяжело ли в такие годы нянчить малышей, он отвечал: «Слишком долго я их ждал. Я отдыхаю с ними».

Популярность маршала была огромной. Как только он появлялся в общественном месте, люди тут же его окружали. Даже во время отдыха Буденных в Кисловодске Семену Михайловичу не давали прохода: останавливали, обращались с просьбами. Как вспоминает дочь маршала Нина, приходилось даже прибегать к хитрости: чтобы спокойно погулять, дети вставали в четыре часа утра и в половине пятого уже выходили на прогулку в горы. Возвращались к завтраку, когда отдыхающие только просыпались…

10. В 1963 году Никита Хрущев отправил заслуженного маршала в отставку. До этого Буденный работал заместителем министра сельского хозяйства по коневодству, которое имело прямое отношение к армии. Чтобы сгладить свою резкость, Хрущев выделил отставнику участок на госдаче в Баковке и разрешил построить там дом. Тогда это не приветствовалось. Семен Михайлович придумал снести деревянную конюшню и на ее месте возвести собственную дачу. На строительство ушел гонорар от двух книг, написанных Буденным.