Как составить план профессионального развития сотрудника. Как составить план на год. Планирование жизни

Для разработки и дальнейшего успешного выполнения Индивидуального Плана Развития (ИПР) необходимо действовать по следующему алгоритму:

1. ОПРЕДЕЛИТЬ КОМПЕТЕНЦИЮ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ

В рамках развития/ приобретения профессиональных навыков преподавателей-наставников необходимо определить - какие компетенции важно развивать, чтобы осуществлять эту деятельность качественно и эффективно. В помощь для определения зоны развития используйте рабочую версию профиля компетенций:

· Навыки презентации

· Навыки фасилитации

· Работа с групповой динамикой

· Разработка тренингов

Более подробно данные компетенции описаны на стр. 18-19 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание:

2. ПОСТАВИТЬ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ВЫБРАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Цель развития – это конкретное изменение, которое планирует сделать преподаватель в рамках выбранной компетенции. Какие именно знания, умения и навыки хочет приобрести преподаватель? Как это изменит его профессиональное поведение? Какой результат он достигнет? Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Например, в рамках компетенции «Навыки презентации», преподаватель испытывает сложности с донесением информации слушателям. Часто сбивается в процессе информирования, повторяется в доносимой информации и теряет мысль, которой открывал сообщение.

Формулировка цели развития:

«Начиная с 1.05.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение».

Задание:

Под каждую выбранную компетенцию разработайте минимум 2 цели развития. Для фиксации целей развития используйте шаблон ИПР.

3. РАЗРАБОТАТЬ КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

Для повышения мотивации достижения целей развития необходимо на данном этапе разработать конкретные мероприятия, реализация которых поможет достигнуть комплексного результата. При подборе мероприятий рекомендуем использовать следующие методы обучения и развития:

· Развитие на рабочем месте;

· Тренинги и семинары;

· Обратная связь;

· Обучение на опыте других;

· Самообучение;

· Развивающие/ специальные задания

Более подробно методы обучения и развития описаны на стр. 20-21 Рабочей тетради к 1-му модулю программы обучения преподавателей-наставников.

Задание: разработайте минимум 3 конкретных мероприятия под каждую цель развития. Для фиксации выбранных мероприятий используйте шаблон ИПР.

В приложении 1 приведен пример заполнения индивидуального плана развития.

Приложение 1.

ПРИМЕР индивидуального
плана развития

Индивидуальный план развития

Фамилия Имя Отчество

Преподаватель

Подразделение

Дата заполнения

22.02.2011 года

Компетенция / Область развития: Презентационные навыки

Цель развития:

Что будет результатом развития?

Как можно будет узнать, что цель развития достигнута?

Начиная с 1.04.11 года, при ведении мини-лекций и в ходе других публичных выступлений я четко и структурировано доношу информацию слушателям. Для этого я осуществляю сбор информации, ее анализ на «нужность» слушателям, подбираю принцип структурирования, готовлю подробный план выступления, проверяю язык сообщения для целевой аудитории, которой проводится сообщение

Какие мероприятия необходимо реализовать для развития?

Сроки реализации

Что будет первым шагом и когда я смогу это реализовать? С кем?

1. Читаю статью «Пирамида информации»

Найти статью в инете, распечатать. 25.02.11

2. Изучаю материалы к 1-му модулю программы обучения Преподавателей-наставников.

Каждый рабочий день – минимум 30 мин.

Принести материалы на рабочее место. 25.02.11

3. Перенимаю опыт преподавателя в публичных выступлениях.

1.03 – 30.03.11

Договариваюсь о встрече с 1.03.11

4. Делаю сообщение в рамках ближайшего заседания цикловой комиссии.

Составление личного жизненного плана для саморазвития на примере.

Зачем составлять план

Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана. План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой. Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся. В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент. Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой». Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и живу в пальмовых странах 260 дней в году.

План должен расширить нашу свободу , а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей. Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

Основные принципы планирования жизни

На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним. Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

Источники целей

Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни . Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить. Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

Мой черновой вариант персонально смысла жизни : разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
Цели на год: читать книги по психологии , философии, религии. Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.


Итоги планирования года

Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний. Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге. А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

План на начало года – принимаем за 100%. Те 25% свободного места – заполняем новыми целями. Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил. В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане. Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане. Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.

5 шагов к работающему Индивидуальному Плану Развития

Зачем вообще нужны ИПРы? Вам скорое всего известно выражение, что наши мысли - это воздух, если мы о них кому-то рассказали - это вода, если мы их записали - это камень. Фиксируя наши цели на бумаге и прописывая шаги по их достижению, мы несколько ближе становимся к нашей цели развития, чем когда просто думаем, что «хорошо бы мне выучить английский язык».

Так как же составить работающий план развития?

Классический вариант структуры ИПР следующий:

  • Цели развития
  • Фокусы развития с описанием желаемого конечного результата
  • Методы развития
  • Развивающие действия
  • Сроки, отметки о выполнении и достигнутый результат.
О чем важно помнить?

ИПР не может быть самоцелью. Именно эта ошибка есть во многих компаниях: наличие ИПРа как факт, чтобы «было», потому что HR это требует. ИПР - это инструмент, а не цель. А целью является то, ради чего этот план составляется. В разделе цели индивидуального плана развития обычно прописываются бизнес-цели сотрудника, как правило, на 1 год. Для сотрудника из кадрового резерва целью может быть продвижение на следующую должность.

Если вы пишите ИПР для себя самостоятельно - вы также можете описать или свою бизнес-цель или цель своего развития, назовем это Большая Цель.

Можно задать себе вопросы:

Какие рабочие/бизнес цели передо мной стоят в этом году?
- Какой основной вызов сейчас передо мной?
- Чего я хочу достичь через 1 год?
- Кем я хочу быть через 1 год?

Теперь, когда вы определили вашу Большую Цель (бизнес-цель или цель карьерного и/или профессионального развития) мы переходим к выбору компетенции (направления/фокуса развития), которые мы будем развивать, чтобы достичь больших целей. Рекомендуется выбирать на более 2-х фокусов внимания на год. Согласно исследованиям, простой навык можно развить 1-2 месяца, более сложные - за 6-9 месяцев, а комплексные компетенции, состоящие из нескольких навыков и способностей, развиваются около 2-лет.

Ответьте на следующие вопросы:

Какую компетенцию я буду развивать?
- Каких конкретно знаний/умений/ навыков мне не хватает, чтобы добиваться результата?
- Какие знания/умения/ навыки будут важны в моей будущей роли?

Как известно, развитие происходит по нашим сильным сторонам. Говорят, что 80% успеха, которого мы достигнем в следующем году - будет основываться на наших сильных компетенциях. А еще развивать свои сильные стороны - это гораздо легче, быстрее, эффективнее, доставляет удовольствие, и мы сами способны оценить свой прогресс без посторонней оценки.

Развитие же наших слабых сторон требует гораздо больших усилий, времени, мотивации, и здесь важно помнить, что скорее всего мы не сможем сделать из этого свою сильную сторону, но мы сможем дотянуть ее до «приемлемого» уровня.

Когда надо развивать слабые стороны (или «области развития», как их корректно называют):

  1. Когда выполнение задач, связанных с этой компетенцией, нельзя делегировать и/или невозможно снизить влияние этого качества за счет использования одной из сильных сторон;
  2. Когда это необходимо для эффективного выполнения текущей работы;
  3. Когда мы понимаем, что это качество нам потребуется в нашей новой роли и должно присутствовать в нас в той или иной мере.
Здесь также необходимо определить видимые или измеримые результаты развития для каждой компетенции:

Как развитие этой компетенции отразится на результатах моей непосредственной деятельности?
- Как мой руководитель поймет, что я усилил эту область?
- Что будет, если я не буду развивать эту компетенцию?
- Что я смогу делать, когда разовью данную компетенцию? Как выглядит успех?
- Что я буду делать по-другому?
Далее переходим к выбору методов развития:
- Как я буду развивать эту компетенцию?

Как известно, 70% всему, чему мы учимся - мы учимся в процессе работы на рабочем месте путем решения реальных рабочих задач или участия в различных проектах, еще 20% - это обучение на опыте других, работа с опытным наставником, коучем, ментором и только 10 % нашего развития приходится на «пассивные» методы развития, такие как тренинги, семинары, вебинары, лекции, книги и т.д. Для развития лучше выбрать не менее 3-х различных методов развития.

Развивающие действия - это то, что конкретно я буду делать?

Здесь необходимо прописать конкретные действия, например, если я развиваю компетенцию «Убедительность в общении», то моими развивающими действиями могут быть:

  1. Приведение не менее 3-х аргументов при изложении своей позиции.
  2. Заранее перед переговорами или презентацией продумывание возможных возражений собеседника и формулирование контраргументов.
  3. Подбор и использование в презентациях примеров и метафор.
  4. Изучение и применение в работе методов графической визуализации.
  5. Запрашивание обратной связи после каждой встречи с ключевыми персонами и т.д.
Создайте план действий по каждой развиваемой компетенции. Для этого задайте себе следующие вопросы:

Какая задача/проект на рабочем месте будет развивать этот навык или умение? А еще? А еще?
- Как я могу использовать свои сильные навыки и умения как «замещающие» или «компенсирующие» для данной компетенции?
- Кого и как я могу привлечь из руководителей, коллег, экспертов или коучей и как они мог ли бы помочь мне в развитии данной области и каким образом?
- Какие курсы/книги/электронные ресурсы могут помочь мне в развитии данной области?
- Как еще можно восполнить дефицит в области развития?

Каждое действие отразите отдельной строкой. Количество развивающих действий не ограничено, но должно быть реалистично.

Определите временные рамки по плану действий. Вы можете указать либо конкретный срок выполнения каждого действия или периодичность регулярных действий (ежедневно, раз в месяц и т.д). Учитывайте сложность развития данной области и срочность потребности. Рядом с каждым действием оставьте место для отметки о фактическом выполнении.

Что еще важно?

Важно подумать о необходимых ресурсах:

Сколько времени вы сможете выделять на свое развитие в месяц/неделю/день?
- Какая еще помощь и поддержка вам нужна? Как вы можете эту помощь получить?
- Как вы сами можете себя поддержать?
- Как будете мониторить прогресс?

Важно иметь наставника по развитию и/или коуча. Наставник нужен, чтобы подсказать или даже показать, как сделать или где найти необходимую информацию, а с коучем можно подобрать наиболее оптимальные для себя способы развития, обсудить сложности, с которыми вы сталкиваетесь по ходу развития, и отмечать прогресс. Хорошо, если в роли наставника может выступить ваш руководитель. Если это не ваш случай - договоритесь с кем-нибудь из ваших коллег или старших товарищей. Еще вы можете найти себе партнера по развитию (кого-то, кто тоже сфокусирован на развитии определенного навыка или способности) и еженедельно обсуждать с ним ваш прогресс по простой схеме: что получилось, что не получилось, какие планы на следующую неделю.

Важно регулярно мониторить свой ИПР с точки зрения его актуальности, ведь жизнь не стоит на месте, бизнес-задачи могут меняться, могут также поменяться и фокусы вашего развития.
И не забудьте в конце периода оценить результат своего развития и отметить успехи!

После прочтения этой статьи у Вас появится чёткое понимание куда и как двигаться в самосовершенствовании (я надеюсь на это). Здесь Вы найдёте подробный план саморазвития во всех сферах жизни, но это не самое главное. Гораздо важнее понять необходимость самого саморазвития и выработать адекватное отношение к нему. Всё это мы сделаем в рамках данной статьи.

Саморазвитие сегодня популярно и этот термин стал даже несколько «заезженным». От этого может падать ценность самого процесса и в этом опасность. Саморазвитие — это не развлечение и не средство «убить» время. Оно имеет вполне конкретные задачи, о которых однажды говорилось в статье про .

Поэтому ещё в самом начале своего самосовершенствования отследите своё отношение к нему. Подумайте, что оно для Вас представляет на данный момент. Быть может, это просто веяние моды или для Вас это, как спасательный круг для утопающего. Лучше подходить к процессу работы над собой осознанно, понимая, что без этого стать успешным и счастливым в принципе невозможно.

Но бывают и другие варианты. Меня судьба заставила заняться саморазвитием, буквально разрушив все мои иллюзии в один прекрасный момент. Правда это не самый приятный вариант развития событий. Лучше начать самому, осознавая всю важность процесса, а не дожидаться, пока жизнь загонит Вас в угол.

Составление плана, как разумное начало саморазвития

Чтобы мы не начинали делать, у нас должно быть понимание чего мы хотим достигнуть в итоге. Если у нас нет чёткого понимания конечной цели, то достигнуть её будет гораздо труднее. Далее, когда мы определились с целью, нам нужно составить план её достижения.

Когда есть план по достижению определённой цели, тогда мы можем отчётливо видеть, что, когда и сколько нам нужно делать, чтобы достигнуть желаемого. Ещё лучше, когда наши цели и планы сопряжены с конкретными цифрами: время, деньги, количество и т.п.

Вот конкретная цель и план по её достижению:

Хочу научиться свободно разговаривать на английском языке через 1 год. Необходимо овладеть не менее 1500 английских слов. Для этого нужно 2 раза в неделю посещать репетитора, на оплату которого нужно X денег в неделю. После 8 месяцев обучения с репетитором необходимо на 3 месяца уехать в Англию, чтобы погрузиться в языковую среду. Там тоже нужен учитель. И т.п.

Я привёл примерный план достижения цели, в реальности он может отличаться. Думаю, что саму суть Вы поняли.

Так и в саморазвитии во всех у нас должны быть цели и планы по их достижению. Где-то план будет проще, где-то сложнее, но он должен быть.

Но ещё важнее целей понимание, для чего это всё нужно. Вы буквально должны задать себе вопросы:

Для чего я хочу заниматься саморазвитием? Что я хочу получить в итоге?

Затем нужно ответить на них. Это будет дополнительной мотивацией для Вас, а в трудные дни будет заставлять действовать.

К сожалению, не каждый сможет чётко следовать планам по саморазвитию, это не так легко. Но если Вы хотите здоровья, счастья и успеха, то нужно стремиться к этому.

План саморазвития на четырёх уровнях жизни

Мы будем рассматривать саморазвитие на основе всех важных сфер (уровней) жизни. По-другому, это называют колесом жизни или колесом жизненного баланса. Но так или иначе, мы включим в план все важные направления: здоровье, отношения, работу, личностный и духовный рост, отдых и другое.

Итак, есть четыре уровня жизни, на которых нужно развиваться для достижения гармонии и счастья:

  1. Физический;
  2. Социальный;
  3. Интеллектуальный;
  4. Духовный.

На физическом уровне важно: очищение, питание, образ жизни, физические упражнения, дыхательные упражнения, режим дня, ограничения в еде, гармоничная сексуальная жизнь, пребывание на природе, регулярный отдых, избавление от вредных привычек.

На социальном уровне должны прорабатываться следующие направления: предназначение в деятельности, отношения с родителями, мужем или женой, детьми, внуками, развитие своей мужской или женской природы (качеств), заработок денег, улучшение судьбы Рода, построение гармоничных отношений с окружающими, умение жить с пользой для других и мира в целом.

Интеллектуальный уровень включает постановку и достижение целей, работу с эмоциями, успокоение ума и контроль чувств, выход из-под влияния ложного эго, изменение судьбы, понимание главной цели человеческой жизни, осознание своей истинной природы (духовной), гармоничная жизнь с отказом от всего неблагоприятного, получение образования и обучение в общем, изучение языков, получение научных степеней и т.п., изучение Священных писаний, регулярное посещение Святых мест.

На духовном уровне мы изучаем природу и качества души, увеличиваем безусловную любовь в сердце, развиваем без-корыстие, смирение, жизнерадостность, внутреннее спокойствие, непривязанность и другие возвышенные качества, учимся жить в настоящем моменте, видеть Бога везде и во всём, принимать судьбу, стремимся к отсутствию гордыни, эгоизма, желания славы, обид, осуждения, претензий и критики.

Подробно все направления саморазвития описаны . Исходя из этих направлений мы и построим план саморазвития, которого Вам хватит на ближайших несколько лет, как минимум.

Программа саморазвития на 3-5 лет

Конечно, я не знаю, на каком уровне развития Вы сейчас находитесь. Поэтому этот план будет учитывать потребности новичков в саморазвитии и тех, кто уже некоторое время работает над собой.

Здесь не будут расписаны действия по месяцам или неделям — это лучше делать индивидуально, исходя из личных качеств и образа жизни. Ниже Вы найдёте список конкретных целей по саморазвитию, достижение которых принесёт Вам большой прорыв в жизни.

План саморазвития (все важные цели работы над собой):

Физический уровень:

  • Научиться вставать до 6 утра идеально в 4-5 часов (рубрика в помощь);
  • Ложиться спать в 21-22 часа, максимум 22-30;
  • Начать принимать душ каждое утро и каждый вечер ();
  • Чистить кишечник 1-2 раза в год, далее по обстоятельствам (читайте про );
  • Ходить в баню в целях оздоровления хотя бы 1-2 раза в месяц (статья про );
  • Не есть после 18-19 часов, не переедать;
  • По возможности отказаться от мяса, мучных продуктов, белого сахара, консервантов ();
  • Начать соблюдать посты на воде или свежевыжатых соках 2 раза в месяц (на экадаши);
  • Полностью отказаться от алкоголя, табака, кофе и других наркотиков (поможет раздел );
  • Минимум 1 раз в неделю бывать на природе (2-3 часа): в лесу, на реке, море, в горах;
  • Минимум 1 раз в неделю отдыхать от повседневных дел и посвящать время саморазвитию, духовным практикам;
  • Обязательно отдыхать от 4-х недель в году, лучше больше;
  • Начать заниматься регулярными физическими упражнениями: бег (), плавание, быстрая ходьба, велопрогулки, лыжи и др;
  • Научиться заниматься дыхательными упражнениями (пранаяма, цигун и др.);
  • Отказаться от случайных сексуальных связей;
  • Отказаться от порнографии, эротики, компьютерных () и азартных игр, финансовых махинаций.

Социальный уровень:

  • Найти предназначение в деятельности и начать постепенно развиваться в нём (статья: );
  • Улучшить отношение с родителями, сделать поклоны и прописывания им (читайте: );
  • Изучать законы счастливых отношений и учиться применять их в жизни (раздел и раздел );
  • Начать гармоничное воспитание детей, внуков, если они есть (рубрика в помощь: );
  • Досконально посчитать, сколько денег нужно для удовлетворения потребностей в жизни;
  • Подумать, как можно выйти на необходимый уровень дохода — более важно мужчинам (читайте: );
  • Научиться правильно обращаться с деньгами, особенно женщинам (читайте: );
  • Мужчинам развивать: разум, щедрость, аскетизм, целеустремлённость, ответственность, мужество ();
  • Женщинам развивать: любовь, смирение, гибкость, мудрость, чистоту, верность ();
  • Подумать, как своей жизнью можно приносить благо окружающим и миру в целом.

План саморазвития на интеллектуальном уровне:

  • Научиться ставить и достигать целей ();
  • Прописать цели на 4-х уровнях жизни;
  • Научиться отслеживать эмоции, чтобы не попадать под их влияние;
  • Обязательно работать над успокоением ума (об это читайте );
  • Учиться контролировать чувства, а не пытаться удовлетворить их материальными способами;
  • Изучать, что такое судьба и как её изменить (рубрика: );
  • Осознать главную цель человеческой жизни ();
  • Прописать главную цель жизни;
  • Осознать свою истинную природу, отличную от тела и ума (может помочь статья про );
  • Мужчине подумать, как он может стать более востребованным специалистом (получение дополнительного образования, повышение квалификации, обучение у гуру);
  • Женщине в первую очередь думать о создании атмосферы любви и уюта в доме, об отношениях с мужем и воспитании детей;
  • Начать медитировать каждый день, начиная с 5-10 минут и постепенно увеличивая продолжительность практики;
  • Изучать духовные трактаты и Священные писания — ОЧЕНЬ ВАЖНО;
  • По возможности посещать Святые места, чистые и энергетически мощные уголки Земли.

Духовный уровень:

  • Изучать качества и природу души, то есть свою собственную природу;
  • Понять, что Безусловная Любовь — высшая ценность и стремиться увеличивать её в сердце;
  • Развивать без-корыстие, смирение, жизнерадостность, непривязанность, внутреннее спокойствие;
  • Учиться жить в состоянии «здесь и сейчас», то есть всё делать осознанно, сосредотачиваясь на деятельности в настоящем моменте;
  • Учиться принимать судьбу (изучите: );
  • Стремиться видеть Бога и Его Волю везде и во всём;
  • Искоренять гордость, эгоизм, жадность, зависть, вожделение, гнев, обиды и другие пороки;
  • Жить без осуждения, жёстких оценок, критики, претензий;
  • Начать молиться или читать мантры каждое утро.

В вопросах духовного роста (с чего начать и т.п.) Вам помогут разобраться статьи из рубрики .

Какой план самообразования и работы над собой необходим лично Вам?

Здесь дан общий план саморазвития. У каждого человека он, как правило, отличается. Нужно учитывать пол человека, его уровень жизни и развития, его устремления и желания, его возможности и другое. Исходя из всего этого можно построить индивидуальный план развития для отдельно взятого человека.

Если Вам нужен план самообразования и работы над собой, который подходит именно Вам, то можете со мной, во время которой мы и составим Вашу индивидуальную программу саморазвития.

Кстати, существует несколько необычные способы работы над собой, которые описаны в статье:

http://сайт/wp-content/uploads/2018/09/plan-samoobrazovaniya-cheloveka.jpg 320 640 Сергей Юрьев http://сайт/wp-content/uploads/2018/02/logotip-bloga-sergeya-yurev-2.jpg Сергей Юрьев 2018-09-27 05:00:12 2018-09-27 16:37:18 Подробнейший план саморазвития человека на четырёх уровнях жизни

Каждый работодатель заинтересован в развитии сотрудника, особенно если лицо работает на руководящей должности. Повышение квалификации работника увеличивает общую эффективность предприятия. Совершенствованию сотрудника способствует составление индивидуального плана развития (ИПР).

Что представляет собой индивидуальный план развития

План развития – это совокупность обучающих мер, способствующих улучшению компетенции, профессиональному росту. Индивидуальный он потому, что составляется в соответствии с особенностями работы конкретного сотрудника.

При разработке плана нужно учитывать потребности специалиста, а также потребности фирмы. По этой причине индивидуальный план развития выгоден как фирме, так и специалисту.

Исполнение плана сотрудником можно поощрять материально. В индивидуальном плане развития указываются стратегии развития, приводятся рекомендации. В плане может быть указан перечень книг, которые нужно прочитать, ряд семинаров и лекций, положенных для прослушивания.

Цели составления плана

Индивидуальный план развития составляется со следующими целями:

  • Увеличение лояльности штата.
  • Повышение профессиональной квалификации.
  • Повышение конкурентоспособности товаров, которые выпускает предприятие.
  • Увеличение эффективности труда.
  • Планомерное развитие специалиста.
  • Координация трудовых целей.
  • Повышение эффективности контроля.
  • Превращение гипотетических целей в действия.
  • Упрощение анализа сильных и слабых сторон специалиста.
  • Своевременная подготовка к модернизации предприятия.
  • Обеспечение самоорганизации.
  • Расстановка приоритетов.

Без плана сотрудник также может развиваться, но это будет хаотичным. Кроме того, работодатель не сможет отслеживать результаты развития.

Кто создает индивидуальный план развития и для кого

Для кого формируется план развития? Однозначно дать ответ на этот вопрос нельзя. Компания может выбрать одну из следующих стратегий:

  • Индивидуальный план развития разрабатывается для каждого работника. Данная модель базируется на том, что каждый сотрудник, вне зависимости от своей должности, может повысить эффективность фирмы.
  • План оформляется только для сотрудников, претендующих на высокие должности. Модель основана на том, что разработка индивидуального плана – процесс сложный и дорогостоящий. Поэтому лучше разрабатывать план только для лиц с высоким потенциалом.
  • План оформляется только для руководящего состава. Модель базируется на мнении, что эффективность компании определяется эффективностью действий руководства.

Выбор модели зависит от того, какие именно сотрудники способствуют повышению продуктивности работы фирмы. Развитие этих специалистов позволит с минимальными затратами увеличить эффективность. Именно в этих сотрудников имеет смысл вкладывать наибольшее количество сил.

Формированием плана должен заниматься руководитель совместно с сотрудником. Однако для качественного составления плана руководитель должен обладать всеми соответствующими знаниями. Не у каждого управленца есть эти знания. Поэтому в помощь себе следует привлечь профессионального коуча.

Этапы разработки плана развития

Рассмотрим основные шаги по разработке индивидуального плана развития:

  1. Подготовка. Разрабатываются рекомендации по развитию, а затем они изучаются сотрудником. Работник формирует приоритеты развития лица. Заказывается консультация по составлению плана, если она требуется.
  2. Составление плана. Составляется таблица, в которой указываются приоритеты, развивающие мероприятия.
  3. Согласование плана. Сформированный план нужно согласовать с руководителем. Если нужно, вносятся коррективы.
  4. Утверждение плана. Утверждением плана также занимается руководитель.

Составленный план развития анализируется на предмет соответствия критериям:

  • Наличие логики, разумная последовательность. Предполагается, что сначала сотрудник будет решать простые задачи, а только потом сложные.
  • Соответствие основной цели. В плане указывается навык, который должен развить сотрудник. Поставленные задачи должны способствовать формированию этого навыка.
  • Установление сроков. Развивающие мероприятия должны исполняться в определенный срок. Это облегчит контроль их выполнения.

Важно, чтобы план был реалистичным. То есть сотрудник должен успеть исполнить все развивающие задачи. По этой причине нужно учитывать его стандартную трудовую нагрузку.

Элементы, составляющие план развития

Структура индивидуального плана развития зависит от потребностей фирмы и сотрудника. Как правило, план включает в себя эти элементы:

  1. Сведения о работнике. Это ФИО, должность, отдел, в котором работает сотрудник, период планирования.
  2. Задачи. Нужно перечислить актуальные профессиональные задачи.
  3. Рекомендации. Нужно перечислить рекомендации по развитию профессиональных компетенций.
  4. Цели. Нужно перечислить цели исполнения тех или иных мероприятий, а также указать сроки достижения этих целей.
  5. Результаты исполнения плана. Прописываются результаты. В этот раздел могут быть включены комментарии.

Если требуется, план может включать в себя дополнительные пункты.

При разработке индивидуального плана развития имеет смысл руководствоваться этими рекомендациями:

  1. В год устанавливается не больше двух направлений развития. Только в этом случае можно добиться должной эффективности.
  2. Каждое направление должно включать полный комплекс мероприятий: теория, обучение под присмотром опытных специалистов, практика.
  3. Обеспечение равномерной нагрузки в течение всего года.
  4. Нельзя группировать в одном периоде один и тот же развивающий метод. Важно их правильное сочетание. К примеру, не следует давать сотруднику задание весь месяц читать книги. Теорию нужно обязательно сочетать с практикой.

Руководители должны оценить ресурсы для исполнения плана. Это материальные затраты, время.

ВАЖНО! Для того чтобы план был еще более эффективным, к его созданию имеет смысл привлекать несколько специалистов: сотрудников, представителей отделов управления персоналом, консультантов, коучей.

Пример плана развития

План развития оформляется в форме таблицы. Рассмотрим пример. Сначала нужно указать личную информацию: ФИО сотрудника, дату его рождения, должность, период, в течение которого план будет актуальным. Затем прописывается эта информация:

Задачи Формирование и введение на предприятии системы менеджмента качества
Рекомендации Сотруднику следует:
  1. Развить аналитическое мышление.
  2. Особое внимание обратить на планирование.
  3. Совершенствовать навыки управления.
  4. При постановке задач ориентироваться на анализ экономической составляющей.
  5. Развивать большую инициативность.
Цели развития Приобретение навыка распределения ответственности
Методы развития В рамках плана используются следующие методы:
  • Самостоятельное обучение (прочитать не менее 3 глав из книги «Искусство менеджмента». Составление конспекта по самым значимым моментам.
  • Тренинги и семинары. Запись и принятие участия в семинаре «Как повысить эффективность работы».
Дата создания плана 28.09.2018
Подписи (сотрудника и руководителя)

Вторая часть плана – результаты. Они включают в себя самостоятельную оценку своего развития сотрудником, оценку со стороны руководителя. Управленец также может дать определенные комментарии.

ВАЖНО! Каждая задача должна иметь свои сроки. К примеру, сотруднику нужно прочитать указанную книгу до 1 июня, посетить тренинг до 1 августа.