Русские народные хоры. Государственный академический рязанский русский народный хор имени е. попова Рязанский народный хор им попова

Концерт Рязанского русского народного хора имени Е. Попова всегда обращает на себя внимание многочисленных ценителей отечественного вокального фольклора. Ведь данный коллектив стал признанной и неповторимой легендой жанра.

Данный вокальный коллектив является ярким пропагандистом рязанского народного пения. Он свято чтит отечественные фольклорные традиции и на протяжении множества лет не перестаёт знакомить с ними публику. История этого проекта началась в далёком 1946 году. Его рождение состоялось в селе Большие Журавинки. А потому с первых дней деятельности эти вокалисты имели отличную возможность исполнять истинно народные и весьма редкие произведения. Настоящая слава пришла к хору после того, как в 1950 году его руководителем стал прославленный советский музыкант и композитор Евгений Попов. Благодаря его деятельности, артисты великолепно освоили уникальную рязанскую народную манеру пения, имеющую многовековые традиции. Также их репертуар обогатился и множеством редких и неповторимых шедевров. Кроме того, блистательный композитор создал для данного коллектива множество песен на стихи Сергея Есенина, которые звучат практически как народные. С течением времени выступления хористов стала сопровождать и балетная труппа, позволившая создавать масштабные постановки. А потому ничуть не странно, что с годами билеты на концерт Рязанского русского народного хора имени Е. Попова стали пользоваться невероятным спросом не только в родной стране, но и за рубежом. Он многократно принимал участие в знаменитых конкурсах и фестивалях. Коллектив стал неотъемлемой частью многих событий государственной важности и народных праздников. С ним в разные годы сотрудничали различные выдающиеся деятели культуры и искусства.

В настоящее время хоровой коллектив является образцом высочайшего профессионализма и подлинно народной культуры. Он ведёт постоянную концертную деятельность по России и за рубежом. Артисты принимают участие в записи пластинок с хоровой народной и авторской музыкой. Порой они также с успехом работают и в некоторых других жанрах вокального искусства.

10 ноября на сцене Нижегородского театра оперы и балета впервые выступит Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Евгения Попова.

Заиграл песни Рязанский хор, и будто захрустели сочные антоновские яблоки в саду – так звонкоголосно и радостно самобытное звучание хора!

На Рязанщине песни именно «играли», и первая часть программы посвящена песенно-танцевальному фольклору Рязанской земли и ее историческим художественным ремеслам. Скопинские гончары ярко и необычно представлены в танцевальной композиции (постановка Б. Соколкина), напевный лирический хоровод «Михайловское кружево» погружает зрителя в магию кружевоплетения, а рязанские бочкари мощно и задорно прозвучат в вокально-хореографической композиции «Полно, полно вам, ребята, чужо пиво пити»

Исторически Рязань – рубежи Руси. И воинская тематика найдет отражение в шуточных солдатских песнях «Из-за леса, из-за рощи» и «Молодой гусарик».
А рязанские свадебные песни с их поэтичной символикой поистине трогают душу! Вокально-хореографическая композиция «Как по горкам, по горам» в новых костюмах, сохраняющих колорит и самобытность рязанского свадебного обряда, покорит зрителя красотой игры. Уникальную исполнительскую манеру хора в полной мере можно ощутить в проникновенном звучании a cappella лирической рязанской песни «Ты рябина ли».

Вторая часть наполнена той лиричностью и задушевностью есенинских стихов, чем так славится Рязанский хор. Она включает песни известных композиторов, писавших для хора — это и «Мещерский хоровод» Е. Попова, и знаменитая «На побывку едет» А. Аверкина, и «Отговорила роща» Г. Пономаренко.
Визитная карточка коллектива, песня «Над окошком месяц», написанная Евгением Поповым на стихи Сергея Есенина – исполняется уже шестой десяток лет на всех концертных площадках страны.

В финале концерта прогремит «Рязанская барыня» — захватывающее веселящее душу и сердце действо, наполненное искрометной частушкой и виртуозными трюками, которое заставит зрителя петь и плясать вместе артистами хора!




Фольклор земли Рязанской

Широки и необъятны рязанские дали. Ласково шепчут о чём-то при лёгком дуновении ветерка бескрайние Мещерские леса. Среди цветущих лугов струит свои чистые воды неторопливая синеглазая Ока. Сколькими талантами одарила и удивила эта земля, а какие песни живут в душе народной здесь, в сердце России!
Все самобытные черты песенной традиции рязанского края бережно хранит Рязанский хор, основу репертуара которого составляют старинные песни. В них звучит душа народа – то грустная и задумчивая, то нежная и любящая, рвущаяся к счастью. Хору и солистам удаётся передать колорит каждого напева с большой достоверностью и точностью. И сегодня, как и прежде, неизменным остаётся творческое кредо коллектива – возрождение, сохранение и развитие богатейших фольклорных традиций родного края и русской народно-певческой культуры.
Хор был создан в 1946 году на основе фольклорного ансамбля села Большая Журавинка Ряжского район Рязанской области. Его основатель и первый художественный руководитель Ирина Ивановна Косилкина сумела создать из самодеятельного коллектива профессиональный хор русской народной песни. С 1950 года руководителем хора становится уроженец Старожиловского района, выпускник Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Евгений Григорьевич Попов, чьё имя в дальнейшем было присвоено коллективу. Е.Г. Попов тонко и бережно относился к истокам песенного творчества родного края. Им были записаны и обработаны сотни мелодий, вошедших в золотой фонд репертуара Рязанского народного хора. Звучание хора неповторимо и своеобразно. Для него характерны теплота, задушевность и проникновенная лирика, так свойственные русской душе. И столь же неповторимы его песни – часть музыкальной сокровищницы России, песни, что сложены в «стране берёзового ситца». Бережно сохраняются хоровые и танцевальные традиции родной стороны. Рязанский фольклор лежит в основе плясок и вокально-хореографических картин.

Косилкина Ирина Ивановна, уроженка села Большая Журавинка, музыкант-самоучка, женщина с большой творческой волей и организационными способностями, возглавила Журавинский хор, а затем и Рязанский народный хор

Неблизкие уже 30-е годы, рязанская глубинка. И вот здесь, в селе Большая Журавинка Ряжского района, местные крестьяне собираются на спевки. Да не на завалинке. Не за околицей в хороводе. Не на посиделках, а в хор. Время так предопределило – не смолкла тогда песня русская. Справедливости ради стоит сказать, пожалуй, что в ту пору в Ряжском районе существовало немало других сельских хоровых коллективов: Фофановский, к примеру, Еголдаевский... Но наибольший успех выпал на долю журавинцев – их ценили за особую манеру пения – со звонким, «полётным» звуком, с красочными подголосками и неповторимым репертуаром – от «своего села».
В те годы в хоре «играло» (во многих рязанских и русских сёлах до сих пор говорят не «петь», а «играть») небольшое число певцов-самородков, уроженцев села. А первое публичное выступление журавинцев состоялось в 1932 году и вызвало самый живой интерес.
И с 30-х годов этот самобытный коллектив возглавила Ирина Ивановна Косилкина, известная в селе певунья и сочинительница частушек. Она и определила дальнейшую его судьбу. Все довоенные годы хор был заметен (и отмечался неоднократно) на различных областных смотрах, часто приглашали его в Москву на творческие олимпиады (были такие раньше), где журавинцы, представляя рязанскую землю, показывали своё глубинно-русское народное исполнительское искусство.
А назывались журавинцы тогда безыскусно – «хором колхоза имени Карла Маркса».
В те годы основой репертуара хора были любимые песни села Большая Журавинка: «Ой, да закатилось красное солнышко», «Посеяли девки лён», «Рябина-рябинушка». Охотно пели и авторские песни тех лет, как бы сейчас сказали, периода колхозного строительства: таков был быт...
В годы Великой Отечественной войны певицы журавинского хора Горбунова и Королькова с баянистом Летаевым в составе концертной бригады немало проехали по фронтовым дорогам, несколько месяцев выступали перед бойцами Красной Армии в непростых зачастую условиях, с риском для жизни...
...И вот год 46-й, который можно назвать судьбоносным (не побоюсь этого слова) в жизни хора! 27 октября 1946 года по решению областного Совета Журавинский хор русской песни был «переведён» в число профессиональных, став Государственным Рязанским русским народным хором. И первым его профессиональным художественным руководителем стала Ирина Ивановна Косилкина. Для неё теперь встала трудная и ответственная задача: вести коллектив по незнакомой прежде стезе – профессионального исполнительства.
С первых дней она за основное взяла самое бережное отношение к местным певческим традициям. Однако этого в новой для неё роли, конечно же, говоря откровенно, было мало. Трудно было ей освоить музыкальную грамоту, но она, понимая необходимость этого в работе, была настойчива и неутомима. Едет в Тульскую область, в город Венёв, учится там на курсах музыкального образования...
Ирина Ивановна много в это время ездит по сёлам, собирает песни, подлинные народные костюмы рязанского края – всё для становления родного хора. Тогда же ею записаны народные русские песни, которые мы сейчас знаем и исполняем, такие, как «Ой, да по край леснику», «Ой, гуляйте, девки, время», «Сидит дрёма», «Под-за крышей воробей» и многие, многие другие: хороводные, свадебные, шуточные, плясовые! И вот уж 90 лет, оказывается, со дня её рождения. А у меня на рабочем столе в кабинете до сих пор лежат «настольными книгами» полевые записки Ирины Ивановны – тетрадки с нотными записями рязанских песен, которые делала она во время своих поездок.
Не могу не упомянуть, как своеобразно работала Ирина Ивановна Косилкина с хором, по принципам народной импровизации. На занятиях просила певцов «искать свои голоса». Это характерно для традиционного народного исполнения песен.
Продолжены, не забыты были (и это особенно важно) традиции собирания песенного фольклора, начатые Ириной Ивановной Косилкиной. В первые годы своей творческой работы в хоре Евгений Григорьевич Попов неизменно обращался к фольклорному материалу, собранному Ириной Ивановной. Она в то время, оставаясь в коллективе консультантом по фольклору, всячески поддерживала его интерес к истокам народного исполнительства. И те её тетради, которые теперь в культурном багаже нашего хора, постоянно им перелистывались.

Записал Николай Реунов, «Рязанские ведомости», 22.05.2001 г.
(Из интервью с А.А. Козыревым)

«Куплеты из главной песни Арины Косилкиной» – документальный фильм о жизни и творческом пути Ирины Ивановны Косилкиной. Фильм впервые представлен в рамках Седьмых Гаретовских чтений и посвящён предстоящему 100-летнему юбилею Ирины Косилкиной.

Евгений Григорьевич Попов – хоровой дирижёр, композитор, народный артист РСФСР, ученик К.Б. Птицы, художественный руководитель Рязанского народного хора

Его судьбе можно позавидовать. В селе Гулынки, на Рязанщине, где в семье сельского фельдшера Григория Аристарховича Попова он родился, песня была в чести. Пели в доме, пели в зимнюю пору на посиделках в соседней избе, пели у околицы в весенние и летние ночи. Если судить по семейным воспоминаниям, виновником всего был сосед – плотник, первый на селе плясун и музыкант. В знак глубокого почтения к местному фельдшеру он смастерил для его четырёхлетнего сына балалайку в три струны. Родители удивились не по детски серьёзному отношению маленького Жени к новой игрушке. Но, замечая, как повзрослев, мальчик всё больше тянется к музыкальным инструментам, часами может слушать пение деревенских женщин, родители поняли: их сын навсегда потерян для медицины, техники, науки и многих других сфер человеческой деятельности. Это была счастливая потеря: от неё выиграла песня.
Радостное открытие русского песенного богатства сопровождало Е. Попова и в родном селе, и в Рязанском музыкальном училище, и в Московской государственной консерватории. Но не всё было легко и радостно. В тот самый день, когда на вступительных экзаменах в консерваторию Е. Попов сдавал сольфеджио и гармонию, в аудиторию вбежала девушка и выдохнула: «Война…»
И Попов надел солдатскую шинель. Он служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией. А, демобилизовавшись из части, на следующий же день явился в консерваторию. Ему резонно заметили: «На улице февраль, занятия начались в сентябре, так что приезжайте на следующий год». Помогла счастливая случайность. В учебную часть зашёл заместитель декана дирижёрско-хорового факультета: «Попов? Прекрасно помню Вас по довоенным вступительным экзаменам. Разыщите-ка в архиве свой старый экзаменационный лист. Но курс занимается уже пять месяцев. Сумеете догнать?»
Попов сумел. Занимался по 14 часов в сутки. Практику проходил в Большом театре, который стал для него настоящей школой русской певческой культуры.
Получив диплом с отличием, талантливый дирижер, молодой композитор Е. Попов отказывается от лестного предложения заняться педагогической деятельностью в Саратовской консерватории и с радостью соглашается возглавить никому не известный в те годы Рязанский русский народный хор. Хор в то время переживал тяжёлый период: не было помещений для репетиций, жилья, не хватало основ музыкальной грамоты. Коллектив базировался в селе Журавинка Ряжского района, а в Рязань приезжал словно на гастроли. Хор таял. К приезду Е. Попова в нём осталось 14 человек. Благодаря организаторскому умению Е. Попова через неделю хор получил общежитие в Рязани, сцену одного из заводских клубов для занятий. В короткое время коллектив был укомплектован. Стали заниматься нотной грамотой, историей музыки.
Одна за другой следуют организованные Поповым фольклорные экспедиции.

Евгений Григорьевич собрал около 300 песен Рязанского края. Более 100 песен обработаны композитором и исполняются Рязанским хором, вызывая восхищение слушателей. И сегодня звучат «Ты рябина ли», «Ой, да закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка»...
В 2001 году Государственный академический Рязанский русский народный хор удостаивается имени своего легендарного художественного руководителя – Евгения Попова. Евгений Попов навсегда вошёл в историю русской музыкальной культуры.

«Счастлив тот человек, который однажды завернёт с большака на просёлок, увидит заросший пруд у родной околицы, почерневший от непогоды дом, где знаком каждый сучок в добела отмытых половицах, и вдруг почувствует, поймёт сердцем, что нельзя послужить России, не послужив родным местам» – говорил Е.Г. Попов.

Жемчужиной репертуара Рязанского хора, визитной карточкой не только хора, но и всего Рязанского края стала песня Евгения Попова на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц»

В репертуаре хора особое место занимают песни на стихи Сергея Есенина, музыку к которым написал Е. Попов. Вот что он говорил: «Сергей Есенин для нас не только великий русский поэт, но и дорогой, близкий земляк. Неповторимо воспета им наша рязанская природа. В стихах его масса наших рязанских слов, оборотов, выражений, а самое главное – в поэзии Есенина живёт душа народа, любовью к родному краю пронизана каждая строчка его стихов».
И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
От проникновенных стихов о «стране березового ситца», шири её степных раздолий, сини озёр, шуме зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Есенин знал русскую поэзию, особенно ценил стихи, ставшие народными песнями, мечтал, чтобы и его поэзия «впитывалась в плоть народа». Множество композиторов обращались и обращаются к поэзии Есенина.
Значительную часть репертуара Рязанского хора составляют песни на стихи Сергея Есенина – это не только дань великому земляку, но и неисчерпаемый источник вдохновения для композиторов, исполнителей и слушателей.
Первая песня Е. Попова на стихи С. Есенина «Берёза» появилась в 1956 году. Композитор вспоминает: «Это одно из ранних произведений поэта, созданное им в 15-летнем возрасте. В нём рисуется русская природа, я бы сказал даже рязанская природа: зимний пейзаж в очень светлых, мягких тонах… И музыку я стремился написать тоже светлую, лирическую, так, чтобы и берёза-то была наша, рязанская не только по стихам, но и по музыке».
Песни на стихи Сергея Есенина – это и дань Рязанского хора великому земляку и неисчерпаемый источник вдохновения.
«Одно из поэтичнейших чудес С. Есенина, – говорит композитор, – это уже зрелая поэзия человека, много повидавшего, побывавшего далеко от Родины, но сохранившего в душе живую и трепетную любовь к родному краю. Создавая песню на эти стихи, я стремился бережно сохранить всё их очарование, богатый поэтический подтекст».
Воспетая великим русским поэтом красота «страны березового ситца», её прекрасные люди обрели вторую музыкальную, сценическую жизнь в искусстве Рязанского русского народного хора. Это традиционные народные песни Рязанского края в превосходных музыкальных обработках легендарных руководителей хора – Е.Г. Попова и А.А. Козырева. Великолепная песенная лирика на стихи Сергея Есенина композиторов рязанской земли - Евгения Попова, Александра Ермакова, Георгия Галахова, ярчайшее музыкальное наследие нашего земляка, композитора Александра Аверкина.
Хор исполняет все песни, написанные нашим русским поэтом из Рязанской области Сергеем Есениным. Хор из Рязани поёт песни своих великих земляков! А ещё рядом с Рязанью находится село Константиново, где родился и вырос Сергей Есенин.

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» – доносится из приёмника песня. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая есть в сердце, и ту, что пребудет ещё в нём». Излив нахлынувшие на него с песней чувства, автор заключил свою исповедь словами: «Шапки долой, Россия! Есенина поют!» (Виктор Астафьев)

Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Е. Попова является жемчужиной русской культуры

Сегодня коллектив представляет собой синтез трёх направлений народно-сценического искусства: вокально-хоровое, танцевальное и инструментальное, где каждый исполнитель является профессиональным артистом и имеет специальную подготовку и образование.
Творческое кредо хора – сохранение, развитие и возрождение на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций и современной авторской музыки в жанре народного исполнительства.
Большая творческая деятельность в статусе государственного народного хора направлена на сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих критериям подлинного искусства.
Среди новых номеров – «Рязанская праздничная», песня Сараевского района «Боченька». Динамики и задора добавили вокально-хореографические картины на темы рязанских ремёсел, подготовленные к фестивалю «Славянский хоровод». В постановках предстали бондари, кузнецы, плотники, михайловские кружевницы… Больше всего поразил, пожалуй, номер «Гончары». Глина, гончарный круг, процесс рождения под руками мастера произведения искусства – удивительно, что всё это можно показать через танец. Композиция когда-то уже покоряла сердца зрителей и теперь вновь вернулась на сцену. Постоянный поиск новых выразительных средств, привёл к созданию композиций на основе элементов народных промыслов: «Михайловское кружево», «Скопинские гончары».

Певец другого края Владимир Солоухин писал: «Можно принять за трели соловья песнь иной пичужки, пока вдруг не услышишь истинного певца русского леса. Ошибиться тут невозможно. Настолько трели совершенны и неповторимы».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».