В Воронежском театре юного зрителя провалился «Вождь краснокожих. Спектакль «Вождь краснокожих

Знаменитый рассказ О. Генри многие знают наизусть, даже дети, которым адресован спектакль. И большинство зрителей следят не за тем, что происходит, а за тем, как это сделано. А вот с этим большие проблемы.

Почему-то бытует мнение, что критикам нравится писать разносы. На самом деле, хвалить всегда приятнее. Но бывают случаи, когда, вслед за Львом Николаевичем, промолчать нельзя. Тем более, когда в заблуждение вводит уже и программка спектакля, где нескромно написано: «Удовольствие от этого спектакля получают и дети, и взрослые!». На самом деле, следовало бы написать «… не получают ни дети, ни взрослые».

Первое впечатление от постановки формируют декорации Валерия Мелещенкова – унылые, невыразительные, неорганичные и необязательные. Набор лестниц-стремянок и ящик с надписью Dinamite – всё дёшево, серо и как-то нетеатрально. Это пространство актёрам так и не удается ни обжить, ни наполнить, хоть они и очень стараются – пыжатся, корчат рожи, носятся по сцене, говорят дурными голосами. Но когда нет ни действия, ни взаимодействия, можно хоть из штанов выпрыгнуть – результат будет нулевой.

Спектакль начинается со странного интерактива, когда Билл (Александр Новиков) и Сэм (Андрей Лунёв) обращаются к залу и рассказывают практически всю историю, априори лишая её даже следа интриги. Интриги в спектакле нет. Удивительным образом в спектакле и.о. главного режиссёра нет того, что составляет суть театра – сверхзадачи, развития характеров, композиции… Но главное – в нём нет души.

Зато есть сомнительный эпизод с американским флагом в виде семейных трусов, который Билл извлекает из штанов и поднимает над сценой на импровизированном флагштоке. Душок от этой сцены ещё тот. Если мы хотим, чтобы наши государственные символы уважали во всём мире, наверное, надо так же относиться и к чужим.

Есть упоминание о какашках, на которое, по-видимому, должна живо реагировать юная аудитория, но нет и тени высокой миссии театра, особенно детского. Его воспитательное, облагораживающее воздействие решительно проигнорировано в этой постановке. Очевидно, что режиссёр сосредоточился на развлекательной составляющей, но ведь и в этом не преуспел! После первых пяти минут, когда стало ясно, что спектакль дальше ни развиваться, ни удивлять не будет, дети в зале заёрзали, зашушукались, а взрослые стали всё чаще посматривать на часы. Финальное выжимание аплодисментов смотрелось особенно жалко.


Не порадовал и Ярослав Козлов в роли Джонни. Актёр был на сцене «деревянным» и однообразным. Создать образ живого десятилетнего сорванца у него не получилось. Зато мощной струёй потекла в зал пресловутая «тюзятина». Это когда роли мальчиков скверно и натужно играют сорокалетние женщины или тридцатилетние мужчины.

«Вождь краснокожих» в ТЮЗе – настоящий аттракцион подмен. Подобно тому, как герой О. Генри выдавал экскременты опоссума за ценное лекарство, в данном случае за театральное искусство выдают профессиональную беспомощность, мертвечину и скуку. Такая «прививка прекрасного» способна надолго отбить у юных зрителей интерес к театру.

В нашем ТЮЗе сложилась грустная и парадоксальная ситуация, когда руководит коллективом и ставит спектакли человек, имеющий диплом режиссёра, но режиссёром не являющийся, поскольку не подтвердил это звание ни одним по-настоящему хорошо сделанным спектаклем. При этом в театре есть действительно талантливый режиссёр, который всё никак не получит заветные «корочки», но спектакли он ставит отменные. Их уже отмечают и на всероссийском уровне. И на них охотно идёт публика, потому что они - настоящие, живые.

Объявление

Украшения многообразны в своем ассортименте. Каждый для себя найдет свое изделие. Однако большей популярностью пользуется позолоченная бижутерия. Более детально ознакомиться с каталогом данного вида товаров можно на сайте artemal.ru.

Вряд ли, по большому счету, можно назвать рассказ «Вождь краснокожих» О’Генри именно детским, ибо по сути он мало отличается от других смешных рассказов писателя про жуликов. И уж конечно, меньше всего в этом произведении столь любимого школьными учителями так называемого педагогического эффекта. Здесь нет ни одного формально положительного или хотя бы раскаявшегося персонажа (два преступника, несовершеннолетний хулиган и папаша лишь за деньги соглашающийся на возврат собственного ребенка), нет даже намека на разумное, доброе и вечное в морализаторском понимании. Тем не менее, знакомство с творчеством О’Генри многие родители предлагают своим детям начать именно с этого рассказа, а театральные и кинорежиссеры ставят по нему детские спектакли и снимают фильмы, изо всех сил стараясь сделать не просто веселую комедию с мордобоем, а нечто более глубокое, что можно демонстрировать подрастающему поколению в воспитательных целях. По этому же пути пошел и автор воронежского спектакля «Вождь краснокожих», главный режиссер ТЮЗа Вадим Кривошеев. Сразу могу сообщить, что с моей точки зрения, спектакль весьма удачный и несомненно станет репертуарным хитом. В спектакле занято всего три актера – заслуженный артист России Александр Новиков, Андрей Лунев и Ярослав Козлов, но несмотря на малочисленность, актерский ансамбль получился на загляденье, исполнители получают явное удовольствие от совместного существования на сцене, драйв еще тот. Горе-киднепперов Билла и Сэма мы увидим первый раз на сцене в тот момент, когда они останавливаются, чтобы перевести дух после почти марафонского забега. Они, удирая от вихрастого маленького мучителя, не останавливались с того момента как пересекли американо-канадскую границу, а затем страх и быстрые ноги занесли мошенников не куда-нибудь, а в Россию. Впрочем, не буду раскрывать все режиссерские придумки, скажу лишь, что все сюжетные линии, где маленький сорванец, возликовав от свалившегося на него счастья, не дает покоя разбойникам веселыми забавами вроде побивания камнями, снятия скальпа и засовывания горячих предметов за шиворот, в спектакле есть — и они весьма комичны. Бандиты довольно быстро понимают, во что они вляпались, и ждут не дождутся избавления от маленького чудовища. В общем, до определенной поры все идет по книжке. Ближе к концу спектакля становится понятно, что режиссер-постановщик решил внедрить в свой спектакль кое-какие семейные ценности. В его прочтении мальчишка Джонни оказывается не просто отчаянным сорванцом, а очень ранимым одиноким человечком, вызывающее поведение которого - лишь защитная реакция на отсутствие родительской любви. Сценическим разбойникам и зрителям предстоит пройти через понимание этого момента и посочувствовать ребенку. Впрочем, думаю, что обычная тюзовская публика, по большей части и состоящая как раз из мальчишек возраста Джонни, будет реагировать на спектакль несколько по другому — живо и без сантиментов, а самые джоннистые из зрителей начнут бурно веселиться, смеяться и кричать с мест. Конечно, наибольшим успехом у юных зрителей станут пользоваться сцены с отчаянными проделками вихрастого вождя, а вставленные в спектакль сантименты по поводу одиночества маленького сына бездушного миллионера вряд ли вызовут душевное сопереживание семи-двенадцатилетних мальчишек. Просто они так устроены в этом возрасте, а сентиментальность придет к ним лет через двадцать. Пока же ее чувствуют взрослые, приведшие своих детей на спектакль. И это правильно.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».