Техника рисования чарушина. Интегрированное занятие по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе «Е. И. Чарушин — художник-анималист. Литературный час «Художник веселый и добрый» с проведением мастер-класса «Метод рисования Евгения Чару

яна михнева
Проект «Правила дорожные - детям знать положено»

Проект на тему :

«Правила дорожные - детям знать положено »

Формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге .

воспитатель МБДОУ №45. г. Кемерово

Вид проекта : долгосрочный, групповой.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста

Актуальность : Перед обществом встаёт вопрос : «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог . Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель проекта : Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге .

Задачи :

1. Создание предметно – развивающей среды.

2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед.

3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

Новизна проекта : в радикальном преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников ПДД.

Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности : игры, прогулки, беседы дети подробно знакомятся с ПДД, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека.

Этапы реализации проекта .

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) .

Подготовка материала и оборудования.

2. Анкетирование родителей по проблеме.

3. Педагогическая оценка результатов анкетирования.

4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге ).

5. Выбор концепции реализации проекта .

6. Обоснование путей реализации проекта .

Формы и виды деятельности :

1. Беседа по картине : «Улица города» .

2. Сюжетно – ролевая игра «Инспектор ДПС»

3. Занятие “Безопасное поведение на дороге”

4. Игра «Автошкола» .

5. Выставка художественной литературы по ПДД.

6. Занятие «Правила дорожного движения » .

7. Прогулка “Правила для пешеходов”

8. Настольная игра «Правила дорожного движения » .

9. Информационная газета для родителей : «Школа светофорика» .

10. Консультации для родителей : «Ваш ребёнок на улице»

«Предупреждение дорожно -транспортного травматизма» , «Родителям – о безопасности дорожного движения » .

1. Конкурс детских рисунков : «Наша улица» .

2. Викторина «Пешеход на улице» .

3. Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

4. Развивающая игра – самоделка «Законы улиц и дорог » .

5. Вручение детям удостоверения юного пешехода.

6. Обработка результатов по реализации проекта .

7. Внесение дополнений, поправок в случае нерешённых или побочных проблем.

Таким образом, по результатам диагностики мы пришли к выводу, что реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах . Была создана предметно – развивающая среда : оборудован уголок по ПДД, подобрана методическая и детская литература. Подготовлены атрибуты к играм, разработаны конспекты занятий, прогулки, игр. Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения .

Используемая литература :

1. Н. А. Извекова /Правила дорожного движения . – М.: Просвещение, 1982.

2. Н. А. Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера» , 2006.

3. Л. Б. Поддубная/ Правила дорожного движения . Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей» , 2008.

4. Т. Ф. Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения . – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009.

5. Г. П. Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007.

Анкета для родителей по ПДД.

1. С какого возраста нужно обучать детей ПДД?___

2. Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге ?___

3. Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги ?___

4. Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу ?___

5. Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?___

6. Сокращаете ли Вы дорогу , если спешите с ребёнком в д/с?___

7. Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги ?___

8. Какие ситуации считаете опасными?___

По результатам проведённого анкетирования мы видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям , как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания 4 безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно -транспортного травматизма. Провести квалифицированную консультацию о правилах дорожного движения .

Беседа по картине «Улица города» .

Цель : закрепить знания детей о ПДД.

Задачи : Учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах .

Ход беседы : Предложить детям рассмотреть картину , задать следующие вопросы : Какой транспорт едет по улице? Где можно ходить пешеходам? Кто стоит посередине улицы? Покажите, где стоит инспектор ДПС. За чем он наблюдает? Как он регулирует движение? Какие машины вы видите на улице? Зачем нужны грузовые машины?

После этого дети по предложению воспитателя рассказывают о видах транспорта, изображённых на картинке (автобусе, трамвае, троллейбусе) .

Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС» .

Цель : закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком , обобщить знания детей.

Задачи : Проверить знания детей о ПДД. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности. Формировать у детей желание соблюдать правила дорожного движения .

Ход игры : Шофёр берёт автобус, заправляет его бензином , едет по маршруту. По мостовой едут пожарные, грузовые, легковые, молочные машины. Шофёры едут на зелёный свет, стоят на красный. Осторожно ведут машины, чтобы не сбить людей. Инспектор ДПС регулирует движение.

Предметно – игровая среда. Оборудование :

Костюм инспектора ДПС

Коляски с куклами, жезл

Автобус, машины

Руль, светофор, переход

Игра «Автошкола» .

Цель : Научить ориентироваться в пространстве. Проверить и закрепить знания ПДД на улицах и дорогах .

Задачи : Закреплять известные ПДД, расширить кругозор детей. Развивать навыки применения ПДД у детей. Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах .

Ход игры : Часть детей – пешеходы, другие – водители (у них в руках рули, на груди – эмблемы с изображением машин) ; один ребёнок – инспектор ДПС (регулировщик, у него в руках жезл. Регулировщик стоит боком к пешеходам, пешеходы идут, а машина в это время стоят. Регулировщик поворачивается боком к машинам, они едут, пешеходы стоят. Регулировщик поднимает руку вверх – и машины, и пешеходы приготовились.

Прогулка «Правила для пешеходов » .

Цель : Расширять знания детей о правилах поведения на улице .

Задачи : Закреплять знание изученных правил дорожного движения . Формировать навыки правильного ориентирования в сложной обстановке дорожного движения . Воспитывать культуру поведения на улице.

Ход прогулки: Как называют людей, идущих по улице?

Мы с вами тоже идём по улице, значит, мы – пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения . Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.

По улице надо идти спокойным шагом.

Идти только по тротуару, по правой его стороне .

Переходить дорогу только при зелёном сигнале светофора.

Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу . Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу .

По обе стороны перехода есть светофоры, которые разрешают или запрещают переходить улицу.

Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить , какое движение на улице – двустороннее или одностороннее, сказать об особенностям перехода.

Дети с воспитателем возвращаются в детский сад.

Занятие «Правила дорожного движения » .

Цель : закрепить знания детей о правилах поведения на улице .

Задачи : Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от того, насколько хорошо они знают и выполняют правила дорожного движения . Воспитывать желание делиться своими знаниями с другими детьми. Развивать внимание и наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. Уточнить знания о правилах дорожного движения .

Ход занятия : Ребята, многие из вас гуляют на улице. А знаете ли вы правила дорожного движения ? Воспитатель загадывает загадку об улице.

Рассматривание макета «Улица города» . Вопросы :

Что вы видите на картине? Какие дома на улице? Как называют людей идущих по улице? Где должны ходить пешеходы? Где ездят машины? Где разрешается переходить улицу? Как определить, где находится пешеходный переход? А ещё можно узнать , где находится пешеходный переход, по знаку. (Демонстрация знака) . Это знак называется «Пешеходный переход» . Какой формы знак? Кто изображён на знаке? Как нужно переходить улицу? Кто регулирует движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначают эти сигналы? А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрёстке? В руке у регулировщика чёрно – белая палочка- жезл. Вот он поднял жезл вверх – «Внимание!» , повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали.

Игра «Светофор» . Детям раздаются картонные рули. Воспитатель исполняет роль светофора. На красный свет – дети стоят, на жёлтый – маршируют на месте, на зелёный - двигаются под музыку.

Занятие «Безопасное поведение на улице» .

Цель : Выяснить готовность ребёнка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге , улице.

Задачи : Закреплять у детей представления о ПДД. Учить правилам безопасного поведения на дороге . Развивать культуру общения, обогащать словарь. Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения .

Ход занятия:

Что такое улица? Из каких частей она состоит?

Кого называют «пешеход» , «пассажир» , «водитель» ?

Какие виды транспорта ты знаешь?

Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге ?

При каком сигнале светофора можно перейти дорогу ?

Где люди ждут транспорт?

Почему зимой на дороге , улице надо быть особенно внимательным и осторожным?

Где можно играть детям ?

Для кого предназначен тротуар?

По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

Модно ли переходить проезжую часть дороги одному ?

С кем можно переходить проезжую часть дороги ?

Консультации для родителей :

Ваш ребёнок на улице.

Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице . Переходя дорогу с ребёнком , взрослые должны обязательно держать его за руку. Надо объяснить детям , что нельзя ходить одним на проезжую часть улицы , учить правильно , реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они идут, назначение встречающихся дорожных знаков , вспомнить правила движения по тротуару и перехода через дорогу .

Для закрепления программного материала детям дают задание на дом , которые они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать , что необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на улице.

Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить улицу .

Предупреждение дорожно -транспортного травматизма.

Родители должны знать :

Ребёнок учиться законам дороги , прежде всего, на примере взрослых.

Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями проезжей части улицы .

Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети, вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.

При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть наглядным.

Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.

Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со стороны взрослых за детьми.

Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с велосипедом на улице и строго требовать их выполнения.

Родителям – о безопасности дорожного движения .

Уважаемые родители!

Кто из вас не хочет видеть своего ребёнка здоровым и невредимым ? И каждый думает, что уже его-то рассудительный малыш под колёсами автомобиля не окажется точно. Но избежать ребёнку этого порой совсем не просто. Травмы, полученные в результате наезда не ребёнка транспортного средства, особенно тяжелы.

Дорожно -транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребёнка недопустим и должен быть заменён на опыт, накопленный обществом. Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учётом их психологических и физиологических особенностях. Рост ребёнка – серьёзно препятствие для обзора окружающей обстановки : из-за стоящих транспортных средств ему не видно, что делается на дороге , и сам не виден родителям. Ребёнок может не услышать звука приближающегося автомобиля ил другого сигнала из-за отсутствия у него постоянного внимания.

Все мы учим правила дорожного движения в «расшифрованном» , т. е. идеальном виде. Но в жизни нередко видим совсем другое. Пешеходы могут перебегать через дорогу на красный сигнал светофора, да и водители иногда этим не гнушаются : могут и на «красный» проехать , могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе.

Викторина «Пешеход на улице» .

Цель : организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения .

Вопросы викторины

1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?

2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?

3. Почему надо придерживаться правой стоны ?

4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?

5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?

7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?

8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?

9. Что такое регулируемый перекрёсток?

10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?

11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?

12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?

13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги ?

14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?

Словесная игра «Что? Где? Откуда?»

Цель : повторить и закрепить правила дорожного движения .

Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой расположены цифры . На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.

Вопросы 1 команде :

1. Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?

2. Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?

3. Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу ?

4. Как обозначается пешеходный переход?

5. Как регулируется движение на улице?

6. Какие сигналы светофора вы знаете?

7. Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?

8. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

Вопросы 2 команде :

1. Как надо вести себя в автобусе?

2. Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?

3. Покажи положение регулировщика , которое соответствует красному, жёлтому, зелёному сигналам светофора.

4. Когда надо начинать переход улицы?

5. Как нужно идти по тротуару?

6. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

7. Что помогает регулировщику управлять движением ?

8. Какие вы знаете правила поведения в транспорте?

Вывод :

По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 60% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 30 % - средний, 20% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения , использовались все доступные формы и методы работы. Работа шла комплексно, у детей богаты знания о безопасном поведении на улице.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»

Программа

«Правила дорожные детям знать положено!»

Зерская О.Е.,

Новицкая М.В.

Новокузнецк 2015

1. Пояснительная записка…………………………………………...3

2. Тематический годовой план по реализации программы……..7

3. Приложения……………………………………………………….12

4. Список используемой литературы……………………………..34

Пояснительная записка

«Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать».
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания методы и приемы, соответствующие возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.

Актуальность

Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. В текущем году составил более 20%.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организаванные виды деятельности.

Задачи:

Формировать и умение прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;

Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении правил дорожного движения;

Воспитывать отрицательное отношение к нарушителям норм поведения и правил дорожного движения.

Принципы реализации задач:

Системность и последовательность,

Доступность,

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

Психологическая комфортность.

Особенности реализации программы, состоят в том что:

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и разработана с учетом психологических и физических особенностей детей в этом возрасте;

Все занятия логически построены, по определенной теме дня, имеется элемент повторения для лучшего усвоения и запоминания информации;

В предложенных занятиях используются художественные произведения, для того чтобы вызвать интерес к прослушиванию и художественные иллюстрации, для тренировки наглядно - образного мышления, так как данный вид мышления в этом возрасте является главным;

В данной программе используются такие занятия как викторина, дидактическая игра, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, беседы и занятия с включением аппликации. Разнообразные виды занятий позволяют ребенку увидеть в разных ситуациях, с разным способом донесения ту или иную информацию.

Эффективность работы проявляется по результатам проведения цикла занятий по одним из составляющих правил дорожного движения и проявляется в знаниях детей, в том, что они могут отличить знаки «Пешеходный переход, Место остановки автобуса, Больница, Телефон, Пункт питания», могут показать, где проезжая часть, а где тротуар для движения пешеходов. Также дети имеют представление о правилах поведения на дорогах: «Переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора (светофор который разрешает либо запрещает движение только пешеходам, не автомобилям)», «Не играть рядом с дорогой», «При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо».

Реализация программы:

Данная программа рассчитана на работу с детьми в возрасте от 5 до 6 лет. Занятия ведутся в подгруппах по 10-11 человек.

Продолжительность занятий 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Виды деятельности реализуемые в программе:

Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация излагаемая педагогом);

Самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);

Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, дидактические и др.).

Методы


  • Беседа, ситуационный разговор.

  • Сюжетно – ролевые, дидактические игры.

  • Театрализованное развлечение-занятие, спортивное развлечение.

  • Занятие-инструктаж.

Тематический годовой план по реализации программы


Месяц

Неделя

Содержание работы

Методы работы

Теоретическая часть

Практическая часть

Улица

Сентябрь

1

Рассматривание картины «Улица города»

Рисование «Улица города»




10 мин

15 мин

2

Сказка «Огнехвостик» В. Ардов.

«Четвертый лишний»




10 мин

15 мин

3

«Мой приятель-светофор» С. Прокофьев. «Светофор»

Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

4

«Если бы…» О. Бедарев.

«Кто отличник-пешеход?»


Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

5

«Маша и медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Театрализованное развлечение

5 мин

20 мин

Транспорт

Октябрь

1

«Автомобили, история их возникновения»

Беседа с демонстрационным материалом; дидактическая игра

10 мин

15 мин

2

Загадки о транспорте.
«Пассажир» А. Дорохов. «Водители»

Чтение, обсуждение, отгадывание загадок, дидактическая игра

15 мин

10 мин

3

«Поле чудес»

Беседа, дидактическая игра

5 мин

20 мин

4

Аппликация «Автомобили на нашей улице»



10 мин

15 мин

Законы улиц и дорог

Ноябрь

1

«Дядя Степа-милиционер» С. Михалков.

«О чем сигналит регулировщик»


Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

2

«Школа пешеходных наук»

Занятие-инструктаж

10 мин

15 мин

3

«Законы улиц и дорог» И. Серяков.

«Законы улиц и дорог»


Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

4

Дорожно-транспортная викторина

Викторина, обсуждение

5 мин

20 мин

Дорога

Декабрь

1

Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

«Путешествие на машинах»


Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

2

«Счастливый случай»

«Грузовики»




10 мин

15 мин

3

«Игры с мячом на проезжей части» «По дороге»

Ситуативная беседа, дидактическая игра

10 мин

15 мин

4

«Перекресток» А. Дорохов

«Пешеходы и транспорт»


Чтение, обсуждение, дидактическая игра

10 мин

15 мин

5

Аппликация «Светофор»

Просмотр иллюстрации, беседа, аппликация

10 мин

15 мин

Моя улица

Январь

1

«Моя улица» С. Михалков.

«Дорога к бабушке»


Чтение, обсуждение, настольно-печатная игра

10 мин

15 мин

2

«Волшебный мяч» Т. Шорыгина. Игра в слова

Чтение, обсуждение, словесная игра

15 мин

10 мин

3

«Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Иванов.

Литературная викторина.


Чтение, костюмированный спектакль

5 мин

20 мин

Пешеход

Февраль

1

«Дорожные знаки»

Беседа, малоподвижная игра

15 мин

10 мин

2

Я-пешеход

«Играй, да смекай!»


Беседа, дидактическая игра

10 мин

15 мин

3

Правила дорожного движения

Беседа, игра-эстафета

5 мин

20 мин

4

«Путешествие в страну дорожных знаков»

Театрализованное развлечение-занятие

5 мин

20 мин

Перекресток

Март

1

Пешеходный переход

Узнай дорожный знак


Беседа с решением проблемных ситуаций, дидактическая игра

10 мин

15 мин

2

Верно-неверно

Виды транспорта


Словесная игра, дидактическая игра

10 мин

15 мин

3

Объяснялки

Игра-соревнование

10 мин

15 мин

4

«Красный, желтый, зеленый»

Физкультурный досуг

5 мин

20 мин

Дорожные знаки

Апрель

1

Группы дорожных знаков



10 мин

15 мин

2

Рисование «Дорожный знак»

Просмотр иллюстрации, обсуждение, рисование

10 мин

15 мин

3

Знатоки правил дорожного движения

Викторина

5 мин

20 мин

4

«Кто самый быстрый водовоз?»

Подвижная игра-соревнование.

5 мин

20 мин

Правила дорожного движения

Май

1

Игра в слова

Дидактическая игра

5 мин

20 мин

2

Знай и выполняй правила дорожного движения

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра

10 мин

15 мин

3

Путешествие на автобусе

Беседа, сюжетно-ролевая игра

5 мин

20 мин

4

Макет улицы

Конструирование из бумаги

5 мин

20 мин

5

«Путешествие по городу дорожных знаков»

Спортивное развлечение

5 мин

20 мин

Татьяна Парначева
Интегрированное занятие по рисованию в нетрадиционной технике в подготовительной группе «Е. И. Чарушин - художник-анималист»

Интегрированное занятие по нетрадиционной технике рисования .

Занятие 17 . "Чарушин – художник анеманист ".

Программное содержание.

Задачи :

1. Обучающая :

Познакомить с творчеством Е. И. Чарушина , формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации.

Учить замечать выразительные средства в рисунках, их сходство нарисованных объектов с настоящими, воспринимать доброе, нежное отношение художника к изображенным животным.

2. Развивающая :

Развивать умение рисовать изображение пятнами , штрихами.

3. Воспитательная :

Воспитывать любовь ко всему живому, вызывать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание прийти им на помощь.

Предварительная работа :

Беседа о зайцах, их внешнем виде, привычках, повадках.

Чтение стихов, рассказов и сказок о зайцах, отгадывание загадок.

Организация выставки иллюстраций Е. И. Чарушина .

Ход занятия.

Педагог : Ребята, сегодня я приглашаю вас в выставочный зал. На выставке вы увидите разных симпатичных зверей-малышей.

Это иллюстрации замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина . (Педагог показывает по очереди иллюстрации) .

Е. И. Чарушин родился в городе Вятка на Урале. Отец был художником- архитектором , мама - садоводом и ягодником. С родителями Женя часто ходил в лес, наблюдал за живой природой. Во дворе и в доме у них был целый зоопарк : и птицы, и животные. Он очень любил за ними ухаживать, с ними играть. Он очень часто ходил к чучельщику, который жил недалеко от его дома. Там он наблюдал животных в состоянии покоя. Чарушин любил рисовать животных , особенно детенышей. У него был свой метод рисования . Он рисовал не контурно , а антиконтурно - пятнами и штрихами.

Вот первая иллюстрация с забавным медвежонком. Затих медвежонок, ест малину. А художник любуется им и передает в рисунке свое доброе к нему отношение. Мы видим, какие у медвежонка мягкие ушки, неуклюжие лапы, серьезная мордочка, густая мохнатая шерсть.

Но в некоторых детенышах подмечает художник будущих хищников , не всегда безобидных и безопасных. Почему раскричался этот рыжий лисенок? Хвостик напрягся, шерсть растопырилась. Испугался,что мама оставила его одного. Но по острой скалистой мордочке понятно : это - лесной зверь.

Вот еще один хищник - волчонок. Он пока совсем маленький - серенький комочек с черными озорными глазками. Пристально волчонок вглядывается в окружающий мир. Вырастет малыш и станет страшным лесным хищником. Когти - цап,а зубы - щелк.

А это славные зайчата, мохнатые шарики. Уши врозь, глаза коричневые, большие, а лапки мягкие,будто зайчата в валенках ходят.

Много животных нарисовал художник ,но все они разные. У каждого свой характер, поза, мимика. Порой кажется, что они живые. И все животные на иллюстрациях Евгения Ивановича добрые и красивые.

Понравились ли вами рисунки Евгения Ивановича Чарушина ?

Кто украшает книги рисунками?

Как называются картинки в книгах?

О чем можно вспомнить или помечтать, рассматривая иллюстрации?

Каких животных изобразил художник ?

Педагог : Послушайте небольшой рассказ Евгения Чарушина "Заяц".

"Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает, от охотника скрывает. Снег белый. Да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели. Сидит зайка - ветки обдирает, горькою кору гложет. Теплого лета ждет. Летом - раздолье, всякой еды вдоволь. Ешь не хочу : хочешь - пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь - траву тимофеевку, любой цветочек с медом откуси.

Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку".

Затем педагог задает детям вопросы.

Для чего зайцу нужна его шубка?

Что случится, если заяц не поменяет серую шубку на белую?

Кто у зайчика враги и как он от них защищается?

Какие стихи, сказки о зайчике вы знаете?

В каких мультфильмах встречается зайчик?

Педагог : Ой, это чьи там ушки из-за елочки виднеются? Как тебя зовут? (Достает игрушечного зайчика, сложенного методом оригами) .

Зайчик (грустно) : Зайчик я, Степашка.

Педагог : Здравствуй, Степашка. Почему ты такой грустный?

Зайка : Да где тут веселится. Мой друг Филя заболел, и врачи не разрешают ему гулять на улице. Скучно Филе одному дома. Вот он и попросил меня сделать ему что-нибудь приятное. А я никак не могу придумать, чем мне его порадовать.

Педагог : Дети, а вы хотите помочь Степашке? (Ответы детей) . Степашка, как хорошо, что ты к нам пришел. Мы только что рассматривали иллюстрации и читали рассказ художника и писателя Евгения Чарушина . Он рисовал различных животных и мы с ребятами сегодня будем рисовать зайчика новым способом - пятнами.

Думаю, Филе понравятся наши рисунки. Увидит он, что к нему целая ватага зайцев прискакала, развеселится и обязательно поправиться.

Объяснение воспитателя новой техники рисования зайца .

Педагог : Ребята зайчат мы нарисовали , а теперь давайте поиграем.

Степашка : Как мне у вас понравилось! Я даже захотел с вами поиграть.

Подвижная игра "Весело в лесу".

Читает педагог Выполняют дети

Зайцы утром рано встали

Встать со стульчиков

Весело в лесу играли

По дорожкам прыг-прыг-прыг. Прыжки на месте

Кто к зарядке не привык?

Ходьба на месте.

Вот лиса идет по лесу.

Идти походкой лисы.

Кто там скачет, интересно ?

Чтоб ответить на вопрос,

Потянуться, руки вперед.

Тянет лисонька свой нос.

Прыжки на месте.

Но зайчата быстро скачут!

Прыжки с продвижением вперед.

Как же может быть иначе? -

Бег на месте.

Тренировки помогают! Приседания

И зайчата убегают.

Бег на месте.

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.

Потянуться, руки вверх.

Тяжело вздыхает,

Глубокие вдох и выдох.

Садится, отдыхает.

Сесть на стульчики.

Степашка : Спасибо вам, ребята! Очень вы меня выручили. Я навещу своего друга Филю и отдам ваш подарок. Думаю, теперь он быстро поправится.

А вас я хочу отблагодарить за помощь. Самое любимое мое лакомство - вот такая большая сладкая витаминная морковка! Ешьте на здоровье и растите большими, добрыми и умелыми. До свидания, ребята.

Дети : Спасибо, Степашка. До свидания, пусть твой друг Филя быстрее поправляется.

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре.

Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте... Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и... стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.-Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Интеграция образовательных областей. “Речевое развитие”, “Социализация”, “Художественное эстетическое развитие”, “Физическое развитие”,

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-анималиста и писателя Евгения Ивановича Чарушина

Задачи: В области “Речевое развитие”:

  • Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.
  • Воспитывать любовь к книге, к чтению, к животным.
  • Расширять представления детей о художественных и иллюстрациях писателя и художника.

В области “Социализации”:

  • Способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяже-нии всего занятия.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отве-чать, слушать ответы других.

В области “Художественное творчество”:

  • Продолжать учить рисовать животных в нетрадиционной графической технике -тычком жесткой полусухой кистью
  • Учить детей правильно держать кисточку.
  • Развивать чувство фактурности и объемности.
  • Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изо-бражение образов.

В области Физическое развитие”:

  • Поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

Наглядный материал:. Иллюстрации и книги русского писателя и художника Е.И. Чарушина, Портрет Е.И. Чарушина,

Мольберт с картинками животных по рассказам, Е.И. Чарушина, Показ презентации по рассказам Е.И. Чарушина, Плюшевый медвежонок, Акварельная бумага с контурным изображением животного, Кисти с жесткой щетиной, Гуашь, коричневая, черная, Музыкальное сопровождение, «Весна просыпается. ”

Ход занятия.

Организационный момент.

Сейчас становитесь дети, в круг-
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте девочки,
Здравствуйте мальчики!
Ваши ушки на макушки,
Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем
Ни минутки не теряем.

Основная часть.

Воспитатель: Дорогие ребята! Наше занятие сегодня будет не обычным, потому что к нам сегодня пришло много гостей.

Сюрпризный момент:

Ребята сегодня утром я получила посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты) .

У меня для вас есть загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.

Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга) .

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на книжную выставку к Евгению Ивановичу Чарушину,

Ребята сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного необычного человека. Сегодня мы начнем знакомство с творчеством Е.И. Чарушина.

Сейчас я вам немного расскажу о нем. Е.И. Чарушин Писатель и художник известный своими добрыми рассказами и рисунками о животных.

Любовь к природе родители прививали Е.И. Чарушину с детства. ‘Отец Е.И. Чарушина был архитектором-художником. Он любил свое дело, сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать. Мать учила ребенка “смотреть и удивляться красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию”В доме у них было полным-полно животных, птиц в клетках, рыбы в аквариуме, во дворе котята, цыплята и он сам за ними ухаживал. Женя любил рисовать и стал Евгений Чарушин рисовать иллюстрации, т.е картинки к детским книгам. Одна за другой стали выходить детские книги с рисунками к народным сказкам, понравилось ему история про лису и зайца. И вот написал он сказку, “Теремок”, ”Лиса и заяц”. Особенно Чарушин любил рисовать звериных малышей, забавных и беспомощных. ”Посмотрите ребята, какие они маленькие и милые.

Воспитатель: Нравятся вам животные в рисунках этого художника?

Ребята, как вы думаете, кто главный на этой картинке?

Дети: Медвежата.

Воспитатель: Правильно, а почему?

Дети: Потому что художник нарисовал крупно, во весь лист.

Воспитатель: Какие они? (Рассуждения детей:, дикие, пушистые, как живые,)

Воспитатель: Где они должны жить.

Дети: На воле.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте немного отдохнем с вами.

Физминутка: Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. повороты головой. Вот так, вот так. Головой своей крутили. Медвежата мед искал, Руки верх. Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили Ходьба на месте, изображая медвежат. И из речки воду пили. А потом они плясали, Лапы дружно поднимали. Поочередно поднимать то левую, то правую руку. Вот так, вот так, Лапы дружно поднимали..

Воспитатель: Молодцы ребята.

Читая книги Е.И. Чарушина, мы узнаем о животных много интересного, нового, получили самые первые и простые навыки наблюдения и ухода за ними.

Е.И. Чарушина призывает учиться понимать и ценить родную природу.

Е.И. Чарушина художник – анималист.

Художник который рисует животных, Е.И. Чарушин использовал особый способ изображения – он так и называется: метод Чарушина, рисовать нужно тычком, жесткой полусухой кистью.

Ребята давайте представим, что мы художники, мы пришли, в лес и увидели медвежат и нам захотелось, их нарисовать.

Вот правила выполнения рисования тычком жесткой полусухой кистью:

Кисть надо держать вертикально. При работе тычком кисть в воду не опускают.

Игра с кисточкой: Кисточку возьмем вот так. Это трудно? Нет, пустяк!

Кисточка пошла тычком, Застучала каблучком. Мы рисуем раз, раз, раз. Все получится у нас!

Самостоятельная работа детей. Звучит тихая музыка.

Анализ детских работ. При просмотре рисунков прошу показать самого пушистого зверя, самого толстенького, самого маленького. Задаю вопрос:

Какой рисунок тебе понравился больше всего? Почему?

Итог занятия. Наше занятие подошло к концу.