Колокольчики мои. Писатель Владимир Степан о картине Валерианы Жолток «Колокольчики лесные. Работа над планом сочинения

Художник Борис Щербаков(1916 - 1995)

Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995) является уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству автора, его трудолюбию и отношению к искусству как к "делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры", он занимает особое место в отечественной культуре. Жизненный путь художника совпал с одним из самых трагических периодов российской истории. Он мужественно выдержал все испытания, выпавшие на его долю, оставаясь верным Родине и Искусству. Мастер получил широкую известность еще при жизни. И в России, и за рубежом поклонниками творчества Бориса Щербакова являются миллионы людей. Его многочисленные выставки всегда привлекали внимание публики и критики. Какой современный художник может похвастаться таким количеством благодарных зрителей? Их Любовь всегда вдохновляла Щербакова, помогала переносить невзгоды, давала стимул творчеству. Эта любовь была взаимной. Люди чувствовали, что мастер работает для них, щедро дарит им свой яркий, светлый, несущий радость и успокоение талант. Б.В.Щербаков прожил долгую, тяжелую, но счастливую жизнь. Служение искусству составлило смысл его существования. Занятие живописью - тяжелейший труд на протяжении более шести десятилетий - доставляло радость и было так же необходимо, как воздух и свет. В своем деле он достиг вершин мастерства. Его полотна, проникнутые любовью и добротой, неизменно находили отклик в сердцах людей. Их внимание помогло художнику выживать. Его единственной музой была необычайно красивая и преданная женщина, Зоя Анатольевна Щербакова, с которой он прожил 55 лет, влюбившись в нее в ранней юности и пронеся это чувство через всю жизнь. Любовь и верность - основные черты характера мастера, качества, ведущее его по жизни, принципы, которым он не изменял никогда: ни в работе, ни в своем отношении к Родине, ни в общении с людьми. Незыблемые понятия о чести, благородное, доброе, уважение ко всем людям без исключения делали его как бы гостем из позапрошлого, ХIХ столетия - золотого века русской культуры. Зрители признали его классиком еще при жизни, даже слабые копии его картин тиражируются и охотно покупаются по всей стране, а многие весьма популярные "мастера живописи" не гнушаются плагиатом. Но это уже не имеет значения. Самого художника нет, но он оставил огромное творческое наследие. Его картины хранятся в музеях частных коллекциях по всему миру; его альбомы репродукций берегут, словно драгоценность. Его творчество будет привлекать людей во все времена, независимо от веяний моды, стран и континентов, так как оно несет мощнейший позитивный заряд. Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года, на Благовещение, в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде). Семья жила на Васильевском острове, где в ту пору селилась художественная интеллигенция столицы. Неподалеку находилась Императорская Академия художеств, а вокруг нее на многочисленных линиях Васильевского острова располагались мастерские художников, которые одновременно являлись и квартирами. Отец Бориса Щербакова - Валентин Семенович Щербаков, ученик И.Е.Репина и Ф.А.Рубо, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, к моменту появления на свет сына был уже сложившимся живописцем. Учась в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И.Киплика, он в совершенстве овладелуже забытой к тому времени техникой фресковой живописи, изучил приемы работы старых мастеров. Основным занятием Валентина Семеновича было исполнение заказов по росписи церквей под руководством архитектора А.В.Щусева. Мать Бориса - Клавдия Прокофьевна после окончания Бестужевских курсов преподавала литературу в гимназии. Семья не бедствовала, но начавшаяся Первая мировая война, а затем Октябрьская революция и Гражданская война полностью перевернули их жизнь. Чтобы не умереть от голода в холодном Петрограде, Валентин Семенович Щербаков переезжает на свою родину, в Казань, где ему предлагают место главного художника в Театре оперы и драмы, а также руководителя мастерской монументальной живописи.


Полдень у Большого пруда.


Лесная опушка.


Роняет лес багряный свой убор...


Улетают журавли.

Под мирным небом.

Вместе с ним едет Николай Иванович Фешин, его ближайший друг и коллега. Оба ини родом из Казани, но в 1923 году Фешин эмигрирует в США и становится одним из известнейших в мире живописцев. За рубежом его работы до сих пор широко известны и высоко ценятся. Валентин Семенович Щербаков очень много работает в Казанском театре, пишет эскизы декораций и костюмов к спектаклям; небольшая часть из них (около десяти) сохранилась до наших дней. Работы отличаются изяществом и необычайно тонким чувством цвета. Четырехлетний Борис, за неимением игрушек, развлекается в мастерской отца с кистями и красками. Подражая ему, он возит кисточкой по бумаге, создавая красивые цветные картинки. Некоторые из них Валентин Семенович в шутку, не называя возраста автора, отнесна проходящую тогда выставку футуристов, где они были приняты с восторгом и всерьез и тут же включены в экспозицию. Когда розыгрыш раскрылся, все охотно посмеялись, а устроитель выставки даже подарил ребенку свою работу. Игра мальчика переросла в серьезное увлечение, и живопись стала главным делом его жизни. Однако впереди были еще долгие годы учебы и напряженного труда.


Разнотравье донское.


Бывалые тополя на Мигулянке.

По возвращении в Петроград В.С.Щербаков идет работать на Ломоносовский фарфоровый завод художником, где вместе с С.В.Чехониным расписывает изумительные по красоте сервизы. К сожалению, все это шло на экспорт. В семье сохранилась лишь одна чашка с росписью на тему пушкинской сказки "О мертвой царевне и семи богатырях". Семья Щербаковых общается с художниками, поэтами, музыкантами. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формируют с детства мировоззрение юного художника. Поездки летом на этюды с А.А.Рыловым, общение с поэтом Н.А.Клюевым, часто подолгу гостившим у родителей (В.С.Щербаков написал большой портрет Клюева маслом, который сейчас находится в ГТГ), - все это способствовало формированию взглядов не только на роль и предназначение искусства, но и на форму и содержание творчества будущего мастера. Огромную роль сыграли и частые посещения Эрмитажа, где мальчик часами простаивал перед полотнами великих живописцев, внимательно вглядываясь в каждый мазок, изучая колорит и композицию. Большая часть картин Рембрандта, Рубенса и других была вскоре продана, и вновь художник встретился с ними полвека спустя в Вашингтонской национальной галерее.


Русь Подмосковная.


Москва-река.


Русские просторы.

Будущий художник унаследовал от отца фантастическое трудолюбие. Он практически не выпускает из рук кисть или карандаш, его карманы забиты блокнотами с зарисовками. Жизненный путь определен - он станет живописцем. Он очень любил классическую музыку и русскую литературу. Любимые поэты - А.С.Пушкин (его он смолоду знал наизусть), М.Ю.Лермонтов, писатели - Л.Н.Толстой, П.И.Мельников-Печерский, композиторы - Людвиг ван Бетховен, В.- А.Моцарт, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов. Позднее, работая в мастерской, он часто ставил пластинки Э.Г.Гиллеса, исполнявшего его любимую музыку. Художник и пианист были хорошо знакомы, Щербаков даже написал портрет Гиллеса - единственный портрет великого музыканта, выполненный маслом (сейчас он хранится в Музее М.И.Глинки). Но вернемся в начало пути.


Радуга.


Сирень.


Пора цветения.


Утро в Кижах.

В 1933 году Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую в 1934 году возглавил талантливейший живописец и педагог И.И.Бродский. В академии происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма с использованием знаний, традиций и опыта мирового реалистического искусства. Преподавателями приглашаются крупные художники-профессионалы. Студенты учатся охотно, после занятий остаются рисовать с натуры дополнительно. Постижение азов ремесла, свободное владение техникой живописи, знание анатомии, законов композиции и перспективы, законов построения формы обязательно для художника независимо от того, какое направление в живописи он предпочтет.
На всю жизнь Борис Валентинович Щербаков сохранил благодарность своим учителям: В.Е.Савинскому, И.И.Бродскому и, особенно, В.Н.Яковлеву - блестящему педагогу и прекрасному художнику, крупнейшему знатоку мировой живописи. Его слова: "Чего бы мы не достигли, как бы не продвинулись, всегда следует помнить, ято были люди, которые работали лучше нас" - заставлял Бориса Щербакова на протяжении всей жизни стремиться к совершенству и, будучи уже признанным художником, не переставать восхищаться великими мастерами прошлого и учиться у них.


Дубки над Днестром.


Потопленные берега.


Зимнее утро.


Большой пруд.


В конце сентября.


Красные сумерки.

Борис Щербаков заканчивает Академию художеств в 1939 году дипломной работой "Редакция газеты "Правда", год 17-й", которую отправляют на Всесоюзную выставку в Москву и даже воспроизводят в журнале "Огонек" с положительными отзывами. Начало самостоятельного творческого пути положено. Художник полон грандиозных замыслов. Определилось основное направление творчества: историческая живопись. Его интересуют знаменительные события истории России, столкновения характеров и страстей в решающие моменты. Петр I и Степан Разин - герои будущих картин. Одновременно он работает с отцом над росписями в Киеве, ездит на этюды по Волге и в пушкинские места, пишет натюрморты в духе старых мастеров ("Воспоминание о старых голландцах", 1938). Щербаков все время работает с натуры, выбирая из семейной утвари необходимые предметы для передачи атмосферы и духа ХVII века. Это не подражание, а проверка самого себя на зрелость, на уровень достигнутого профессионального мастерства. Всю жизнь мастер строго относился к себе, к своим творческим достижениям, не переставая самосовершенствоваться.Одно из самых радостных событий в личной жизни художника происходит 9 июля 1940 года - он женится на Зое Анатольевне Сорокиной, своей единственной любви. Они были знакомы семьями, четыре года встречались, ходили в театры, филармонию, музеи, обнаружив общие пристрастия в литературе, музыке, живописи. Он писал ей стихи; он вообще был наделен Богом многими талантами, а ее восхищало его благородство, доброта, возвышенность натуры. Девятнадцатилетняя красавица, не колеблясь, вверила свою судьбу начинающему художнику и до его последнего вздоха ни разу не пожалела об этом. Это был гармоничный союз, навсегда связанный любовью и преданностью. Судьба жены художника нелегка: она заставляет всегда подчинить все помыслы и поступки интересам мужа, иначе союз распадается, но Зоя Анатольевна мужественно шла со своим спутником через все испытания, всегда поддерживая и вдохновляя его. Они прожили вместе ровно 55 лет, и за несколько дней до смерти Борис Валентинович вспоминал их знакомство, девушку, "прекрасную, как греческая богиня", и благодарил ее за то, что она его не оставила, за то, что посвятила ему свою жизнь. В разное время он написал несколько ее портретов, все они объединены чувством любви, восхищения и нежности. Одним из наиболее выразительных представляется портрет в овале "З.Щербакова. 1950 год", где в лице прекрасной тридцатилетней женщины, помимо внешнего сходства и утонченного благородства черт, видна и пережитая трагедия: война, вечный страх, что любимый муж не вернется с фронта, блокада, которую она перенесла, - все это выражено в грустном взгляде синих глаз, в повороте головы, в чуть опущенных уголках губ. Пожалуй, в истории русской портретной живописи ХХ века это одно из лучших, наиболее выразительных произведений, как и в творчестве самого Бориса Щербакова. Незадолго до этого им был написан "Автопортрет", тоже в овале (1948), который явился как бы парным к портрету жены.


Граница "владений дедовских".


Дуб уединённый.


Тригорское.

Анастасьинские ворота.Через эти ворота гроб с телом А.С. Пушкина был внесён для захоронения у алтарной стены собора

Здесь Пушкин погребён.Успенский собор Святогорского монастрыря 16-го века. У алтарной стены - могила А.С. Пушкина

Великая Отечественная война круто изменила судьбу Бориса Щербакова, как, впрочем, и всех русских людей. С первых же дней войны он был призван в армию, сначала на краткосрочные офицерские курсы, где изучал военно-инженерное дело и приобрел профессию сапера. Он принимал участие в минировании Москвы перед осенним наступлением немцев в 1941 году, затем в качестве фронтового художника работал на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Выезжая на места наиболее ожесточенных сражений, он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Серия этих работ (более восьмидесяти) обладает не только высокой художественной ценностью. Это уникальный исторический документ, так как почти все герои погибли во время войны. Почти все время блокады Зоя Анатольевна, тогда студентка медицинского института, вместе с матерью, Натальей Евгеньевной, работала в госпиталях. Отца - профессора Политехнического института, одного из крупнейших физиков того времени, еще в 1940 году сослали в Ташкент. В блокаду женщины остались в двоем. Во время бомбежек Зоя прятала в бомбоубежище большую историческую картину, свернутую в рулон (художник начал ее до войны). Незадолго до окончания ленинградской блокады Борису Валентиновичу удается вывести жену из Ленинграда в Москву, где они и прожилю всю оставшуюся жизнь. Из армии художник был демобилизован лишь в 1948 году, но три послевоенных года (1945-1948) он активно творчески работает: пишет огромный "Групповой портрет Героев Советского Союза - военнослужащих инженерных войск Советской Армии", заканчивает большую историческую картину "Петр I принимает европейских послов в кузнице" (начата еще в 1940 году), "Разлив стали на заводе Уралмаш" (1946), "В семье героя". Живут они в маленькой комнатке в коммуналке в Подколокольном переулке, куда, несмотря на тесноту, часто приезжают его институтские друзья. К тому времени из Ленинграда переезжают и самые близкие коллеги и друзья - А.М.Грицай и А.И.Лактионов. В картине "Петр I..." голова царя была написана с Лактионова, и этот этюд сохранился в мастерской художника до сих пор.В послевоенные годы возобновляется активная творческая работа. Художник пишет не только исторические, но и тематические полотна, натюрморты, портреты, пейзажи; хочет полностью восстановить профессиональные навыки, наверстать упущенное во время войны. В 1948 году у него родилась дочь Галина. За несколько месяцев до ее рождения он везет жену на Урал, где пишет серию прекрасных пейзажей, затем возвращается в Москву, оттуда часто приезжают в любимый Питер. Летом семья чаще всего снимает дачу в подмосковных деревнях, предварительно исследовав окрестности - есть ли там материал для живописца?


Сороть голубая.


У озера Белагуль.


Дом П.А.Осиповой в Тригорском.Во время почти каждодневных в 1824-1825 годах визитов Пушкина в Тригорское, Осиповы жили в этом, странной архитектуры, доме, куда вынуждены были переехать после того, как сгорел старый барский дом. До переезда в этом доме размещался полотняный завод.


У хутора Лебяжьего.


Горы скрылись в облаках.Кавказ.


В окрестностях Пурихи.


Донские сумерки.

В 1951 - 1953 годах он с группой художников пишет картину "Заседание президиума Академии наук СССР", за которую получает единственную в своей жизни государственную награду - Сталинскую премию. Говорили, что это была последняя премия, подписанная вождем незадолго до смерти. Также художник создает галерею портретов выдающихся советских ученых: А.Е.Арбузова, В.В.Виноградова, Н.С.Державина, С.М.Кржижановского, В.А.Обручева, Д.В.Скобельцына и многих других. В одном из своих интервью художник говорит: "О выдающихся людях мы часто говорим: интересный человек. Хотя это довольно избитое выражение, но оно точно отражает суть дела, потому что многие люди действительно интересны. Если я приступаю к написанию какого-либо портрета, я неоднократно встречаюсь со своими "моделями", яасами беседую с ними, иногда о каких-либо мелочах. В ходе этих встреч "тема" моей картины - человек все время раскрывает себя с разных сторон, составляющих, однако, единое целое. Мне как художнику надо схватить эту многоликость в ее единстве". Ему удается создать одухотворенные образы людей необычайно высокого интеллектуального уровня, составляющих цвет нашей науки и культуры. В портрете А.Е.Арбузова перед нами серьезный, внимательный исследователь, - это одна из наиболее удачных работ художника. Портрет академика В.В.Виноградова - крупнейшего ученого-лингвиста, сидящего в своей библиотеке перед раскрытой книгой, создает образ мыслителя, мудрого и слегка ироничного человека, блестящего собеседника. Почти все "модели" становились друзьями семьи Щербаковых. Они общались, ходили друг к другу в гости. Дружба эта продолжалась десятилетиями, давая художнику очень многое для интеллектуального развития, для постоянного духовного роста. Писатели, актеры, музыканты - русская интеллигенция, вобравшая лучшие достижения культуры, сохранившая в тех непростых условиях благородство и доброту, желание помочь и поддержать, - передавали молодым свою мудрость, учили отношению к жизни, к человеку. То, что в Борисе Щербакове было заложено с детства благодаря атмосфере, царившей в доме отца, получило свое закономерное продолжение.


Вековые стражи.Спасское-Лутовиново.


Пруд в Литвиново.


Боярышник цветёт.


Апрельское солнце.

Заревые всполохи.Ростов Великий.


Морозный день.У кучерской избы.

Сосенки.

Несколько особняком в портретной галерее стоит картина "Народная артистка СССР Е.Н.Гоголева" (1951). Портрет выполнен в полный рост. Великая актриса, красавица с царственной осанкой как бы отстранена от зрителя, ее взгляд, сосредоточенный и спокойный, устремлен внутрь себя, в особый мир ее героинь. Много друзей у Бориса Валентиновича среди "стариков" МХАТа. Он дружил с А.В.Жильцовым, великолепным артистом, игравший еще со Станиславским, с В.О.Топорковым, Б.А.Смирновым -знаменитым питерским актером. Последние годы после переезда в Москву Смирнов постоянно играл роль Ленина в театре и кино и не мог полностью раскрыть свой драматический талант. Когда-то в Питере, по рассказам З.А.Щербаковой, он блистал в роли Гамлета, был необычайно популярен и любим женщинами. В портретах Б.В.Щербаков донес до нас целую эпоху - остатки той великой культурной России, силой и духовной мощью которой страна жила в ХХ веке, преодолевая ужасы войны и концлагерей, жестокость режима и тяжесть обыденной жизни. Герои его портретов передали свою мудрость, чистоту помыслов и благородство идей послевоенному поколению. Наиболее талантливые переняли эту эстафету. Так продолжалась связь времен. Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, необходимо упомянуть и о небольшом, но очень важном для художника отрезке жизни, которому он сам придавал большое значение. В середине 1950-х годов его с группой художников (11 человек) отправляют по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать факсимильные копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Сейчас практически не осталось мастеров, способных кописровать произведения старого искусства, сохраняя не только внешнее сходство, но и технику и технологию наложения красок. Да и в то время по всей стране набрали всего десяток человек.


Дары земли.


Натюрморт с дыней.


Воспоминание о старых голландцах.


Раки.

Художник впервые едет за границу, в еще не оправившуюся от войны Германию, в одну из лучших галерей мира. Работа по копированию была выполнена безупречно: немецкие эксперты не смогли отличить подлинники от копий. Он "пишет" "Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном" Андреа Мантеньи и "Вирсавию" Питера Пауля Рубенса. В свободное время - а художник всегда работал быстро и технично - он копирует в подарок жене несколько работ Рембрандта, Халса, Веласкеса (разумеется, в уменьшенных размерах, иначе это называлось бы подделкой) с тем же безупречным мастерством. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником,писал с натуры дорогие немцам, да и всему миру Веймар - Родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга, уголки, связанные с историей страны. Собрав вместе все эти работы, он открывает в 1957 году в Дрездене свою первую персональную выставку "Города и люди ГДР", а через год показывает ее в Москве. А последняя в жизни художника персональная выставка прошла в апреле 1995 года в Московском Кремле. Между этими двымя экспозициями - почти сорок лет напряженного беспрестанного труда, путешествий с этюдником по России и по всему миру, и тысячи работ, десятки персональных выставок от Токио до Нью-Йорка, и неизменно - восхищение и благодарность зрителей, признание таланта и ощущение правильности выбранного пути. Во время поездки по Германии огромное впечатление на художника произвел Бухенвальд - бывший фашистский концлагерь, где были загублены сотни тысяч человеческих жизней. Он делал зарисовки бараков и страшных печей крематория, прочел много литературы по теме. Его, фронтовика, прошедшего войну, эта бол не оставляла никогда. По возвращении в Россию он задумал и написал на основе полученных впечатлений картину "Пепел Бухенвальда" (1961). По обычаю, раз в год дети и оставшиеся в живых узники собирались у огромной чаши с прахом сожженных, где клялись в вечной памяти погибших. Именно этот момент изображен на картине. Немного позже художник создает еще одно произведение о войне - "Непобедимый рядовой" (1964). Немолодой, усталый солдат возвращается на пепелище родной деревни. Вдали догорают огоньки костра, он сидит, задумавшись о тяжелом пройденном пути, но в глазах, в позе, в жесте рук чувствуется несгибаемая воля к жизни, к возрождению. Это произведение обладает мощной психологической силой; художнику удалось "схватить" и запечатлеть на холсте саму сущность русского человека. Картина писалась долго, около двух лет. Художник много ездил по окрестностям Москвы и Ленинграда, разыскивая подходящий фон - пепелище, долго писал натурщика - героя-солдата, целое лето писал работу, снимая дачу на Никольской горе (тогда там было спокойно и красиво), где этот натурщик тоже жил вместе с семьей художника.

Осенний букет.

Затем Щербаков вдруг взял мастихин, стер уже готовую картину до основания... и переписал все заново. Хочется сказать несколько слов о еще одной работе мастера - "В.И.Ленин и А.М.Горький. Встреча 20 октября 1920 года" (1970). О ней уже много писано ранее, но трактовка сюжета не совсем верна. Ленин и Горький действительно встречались в этот день и долго беседовали, но совсем не как старые друзья. Именно тогда между ними шел очень острый и важный спор. Горький к тому времени уже понял суть большевизма, и его очеь волновала судьба русской интеллигенции в послереволюционной России. Его дом часто служил пристанищем поэтам, писателям, музыкантам, но их положение все ухудшалось, ион решил поговорить с Лениным напрямую. Ленин не захотел его понять, и вскоре Горький уехал из России, а вслед потянулись тысячи образованнейших людей - ученых, писателей, художников, музыкантов, философов, - русская эмиграция первой волны, мастера "серебряного века", интеллектуальный цвет России. На Родине их ожидала нищета и смерть. Судьбы немногих оставшихся красноречиво говорят об этом. Тема эта была очень близка и важна художнику. Он не мог тогда написать картину об исходе из России, но акцент на дате встречи писателя и вождя раскрывал авторский замысел. Невольно возникает вопрос: что же побудило отца художника остаться в России, жить в страхе и безвестности долгие годы? Наверное, то же, что заставляло сына возвращаться из всех заграничных поездок, какими бы заманчивыми ни были предложения остаться, - любовь к Родине, к ее людям, ее природе, ее былому величию, надежда и вера в будущее. По большому счету они оба были правы. Они делали для своей страны все, что могли, не ища материальных благ, громкой славы и почета. Достаточно было человеческой благодарности и любви простых советских людей. Именно их мнением так дорожилд Борис Щербаков, перечитывая тысячи отзывов о своих выставках.!950 - 1970-е годы были очень плодотворными для художника. Помимо работы, он много общался с интереснейшими людьми своего времени. Некоторые позировали для портретов и оставались друзьями на десятилетия, других привлекало творчество мастера, его эрудиция, спокойный, но твердый характер. Часто ранее незнакомые люди звонили художнику и просились в гости посмотреть картины. Семья была хлебосольной, и по вечерам за столом иногда собиралось десять - пятнадцать гостей, круг приглашенных был очень разнообразен, велись интереснейшие беседы, каждый являлся личностью незаурядной, а отношение к художнику было теплым и дружеским. Из питерских друзей бывали скульпторы Н.В.Томский и Л.Е.Кербель, художники А.М.Грицай и А.И.Лактионов, драматург Э.В.Брагинский (любимец всей семьи). Долгие годы дружбы связывали Бориса Щербакова с блестящим человеком, знатоком литературы и искусства И.С.Зильберштейном (в конце жизни он добился основания Музея частных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, куда подарил уникальное собрание живописи, а также свой пастельный портрет работы Б.В.Щербакова). Писатели Б.А.Лавренев, К.А.Федин, Е.Н.Пермитин, Г.И.Серебрякова, поэты С.С.Смирнов, С.А.Васильев, М.А.Светлов, актеры С.А.Кочарян и Д.Н.Журавлев, замечательный режиссер И.М.Туманов, знаменитые летчики И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин, выдающиеся врачи А.Н.Бакулев, С.С.Юдин и А.Л.Мясников постоянно бывали в гостях у четы Щербаковых. С большим вниманием и любовью к творчеству художника относился искусствовед А.К.Лебедев, написавший вступительную статью к большому альбому о художнике. Часто бывали "огоньковцы": писатель А.В.Софронов и И.В.Долгополов. Зильберштейн, с которым в течение ряда лет Щербаковы вместе снимали дачу на Николиной горе, познакомил их Л.Ю.Брик. Иногда в гости приходили крупные чиновники и военачальники, держались скромно, приводили с собой жен и детей, чтобы познакомить их с творчеством мастера. Однажды был Евгений Светланов с супругой; художник хотел писать его портрет, но из-за болезни обоих это не состоялось. Семьи Э.Г.Гилельса и Л.Б.Когана также были в числе друзей. В последние годы Борис Валентинович часто общался с кардиологом Е.И.Чазовым, учеником А.Л.Мясникова, и даже дважды писал его портреты, а тот, в свою очередь, выручал стареющего, тяжело больного художника. Невозможно перечислить всех, с кем судьба сталкивала мастера, почти всех их уже нет с нами, но эти люди составляли гордость России, ее настоящую научную и культурную элиту. Постоянное общение с такими людьми заставляло художника внутренне расти, расширять кругозор, что, несомненно, накладывало отпечаток на все его творчество. Материальное положение семьи было скромным - не было даже своей дачи, а по стране художник в течение двадцати лет ездил на "победе", купленной на деньги Сталинской премии. Официальных заказов было немного, платили мало. Когда началась торговля русским советским искусством за границей, положение несколько улучшилось, хотя художнику доставалось лишь 10% от того, что он зарабатывал, а фирмы, продававшие его картины, наживали сотни тысяч долларов.

Портрет М.Шолохова.

Cам Борис Валентинович был человеком очень скромным, довольствовался малыми никогда не пытался создать вокруг своего имени шумиху. Очень много работал - натюрмортов, пейзажей, даже портретов (И.С.Зильбертштейн, Е.И.Чазов и др.) - он дарил, и делал это с удовольствием. Значительное количество работ - все портреты, кроме членов семьи, картины, пейзажи - находятся в музеях бывшего СССР. Часто картины закупали Министерство иностранных дел для посольств и домов приемов, Управление делами ЦК КПСС - для подарков главам государств и правительсьвенных учреждений. Таким образом, творческое наследие художника оказалось разбросанным по всему миру - от США до Японии. Его работы находятся в престижных частных коллекциях, Белом доме и конгрессе США, в семье британских монархов и даже простых японских рабочих, которые могли себе позволить купить пейзаж тургеневских или толстовских мест. Лучшие работы художник оставлял у себя, надеясь, что когда-нибудь после его смерти найдется место и для небольшого музея его картин, столь любимых в родной России. При жизни о нем писали в журналах и газетах, издавали альбомы произведений, сняли несколько документальных фильмов, где он сам без подготовки наговаривал текст. Одним из лучших был фильм, снятый студией "Леннаучфильм"; сохранившаяся копия бережно хранится в семье художника. Говоря о творчестве, нельзя не отметить то, что стало главным, чему он посвятил более трех десятилетий жизни. В начале 1950-х у него рождается грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями: Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, А.П.Чеховым, показать места, где жили и трудились эти великие умы, откуда они черпали свое вдохновение. В середине 1970-х годов А.В.Сафронов уговорил художника поехать под Ростов к М.А.Шолохову, и к серии присоединились "шолоховские места" - несомненная творческая удача художника, получившая похвалу от самого Михаила Шолохова, принявшего его и полюбившего его творчество. Серия "По памятным литературным местам" сделала Щербакова основоположником нового жанра в искусстве - литературного пейзажа. Она вклюяает в себя около четырехсот произведений. Основная задача художника - показать отношение великих русских писателей к Родине, к их родным местам, воспетым в стихах и романах. Мастер стремится не просто написать пейзаж, но передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу... Первой была выбрана Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней". Художник ездил в имение писателя вместе с семьей более тридцати раз, жил там по нескольку месяцев в самой усадьбе, в небольшой пристройке для дворни. Он бного бродил по окрестностям, перечитывал произведения Толстого, дневники его жены, Софьи Андреевны, беседовал с людьми, знавшими самого писателя. В своих картинах он старался связать описание природы в романах с конкретными местами, передать настроение и атмосферу, вдохновившие писателя, наконец, просто запечатлеть дом, где он жил, и небольшой зеленый холмик на краю обрыва, в старом заказе (лесу), где по завещанию похоронен один из крупнейших в мире писателей, чье величие духа лишь подчеркивается этой торжественной простотой.Тургеневская серия следует за толстовской. Это в основном Спасское-Лутовиново, родовое имение Тургеневых, и его окрестности: Мценск, Орел. Тургенев был соседом Толстого, их поместья разделяют всего сто верст. Они много общались, ездили в гости друг к другу, даже состояли в отдаленном родстве по линии жены Толстого, Софьи Андреевны Берс. Горячие споры о литературе и искусстве порой приводили к ссорам, но мир всегда восстанавливался.
Иван Сергеевич Тургенев, проживший почти всю свою жизнь во Франции, пожалуй, наиболее вдохновенно из всех русских писателей писал о русской природе, о ее красоте и поэтичности. Действие большинства его романов происходит в Орловской губернии, неподалеку от Спасского-Лутавинова. В каждой строке рассказов в описании природы чувствуется любовь к родным местам и ностальгия. Под влиянием тургеневских строк пейзажи Щербакова приобретают большую теплоту и лиричность, а некоторые - широкий эпический характер. Это и "Бежин луг", и "Окрестности Спасского-Лутовинова", и "Струмиков верх" воспевают скромныю красоту природы средней полосы России. Заводь в "Заброшенной мельнице" освещается широким летним солнцем. Дом Тургенева не сохранился. Во время войны в нем был госпиталь. Шли страшные бои на Курско-Орлрвской дуге, и местные жители говорили, что парк стал могилой советских воинов, погибших от ран. Может быть, поэтому, гуляя вечером по аллеям, испытываешь ощущение тревоги и беспокойства. Небольшой флигель был восстановлен как дом-музей, а у входа сохранилась богадельня - длинное деревянное здание с множеством маленьких комнаток, где поначалу остановился художник с семьей, перебравшись затем в небольшую квартиру в доме, где жили сотрудники музея. Бориса Валентиновича всегда встречали очень приветливо, старались помочь, чем могли (бытовые условия были очень тяжелыми), показать наиболее интересные и красивые места. Он много общался с теми, кого принято называть "простыми людьми", всегда находил с ними общий язык. Люди мгновенно чувствовали его уважение к ним, восхищались его мастерством и трудолюбием, радовались и гордились, приходя на выставку. Где бы он ни был, по окончании серии он всегда устраивал показ своих картин: в Ясной Поляне, в Спасском-Лутавинове, в Орле и Мценске, в Пушкинских горах. Эти люди были его первыми зрителями и судьями, а возможно, и главными.
Александр Сергеевич Пушкин - любимый поэт художника. Его стихи он знал смолоду наизусть. Сказки Пушкина ему читала в детстве мать, а он, еще не умея читать, рисовал к ним иллюстрации. Восемнадцатилетним юношей он ездил в Святогорский монастырь поклониться праху великого поэта. Вскоре после войны Щербаков написал большую картину "Пушкин в Петербурге", а в 1964 году отправился надолго в Михайловское. Приезжал несколько лет подряд, в основном летом, иногда задерживался до поздней осени. Как и во всех поездках, его сопровождали жена и дочь. На этот раз жить пришлось в восьмиметровой комнате в деревне Савкино, спали в машине, готовили на печке во дворе, над которой натянули брезент от дождя. Там же вместе с местными жителями 9 июля 1965 года отпраздновали серебряную свадьбу. Иногда в гости приезжали друзья из Москвы, останавливались в гостинице в Пушкинских горах. Тогда там было безлюдно, лишь в день рождения поэта 6 июня директор заповедника С.С.Гейченко, умнейший и талантливейший человек, устраивал праздник. Приезжал туда и великий актер, чтец Д.Н.Журавлев и по вечерам при свечах в Тригорском читал стихи поэта так, что, казалось, душа воспаряет ввысь.
Борис Валентинович работал много и вдохновенно, стараясь запечатлеть каждый заповедный уголок: аллею Керн в Михайловском парке, Тригорское, Петровское (имение деда Пушкина, Ганнибала) - границу "владений дедовских", быстрое течение Сороти - каждую пядь земли, по которой ступала нога поэта, каждую березу, ель или дуб, воспетые в стихах. В названиях работ цикла часто звучат пушкинские строки. Из Михайловского художник едет следом за поэтом-изгнанником в Молдавию. Он буквально поражен яркой, необыкновенной красотой молдавской земли, работает по шестнадцать часов в сутки без перерыва. Его тепло встретило тогдашнее руководство Молдавии, предоставило прекрасные условия для работы, и даже машину с шофером, чтобы иметь возможность объездить самые красивые места. Помимо пушкинских мест - домика, где жил сосланный поэт, и окрестностей Кишинева, художник восхищается цветущим боярышником на склоне холма, буйством красного цвета в "Красных сумерках", золотом "Подсолнухов". Воспевая красоты природы, ему прекрасно удается передать напоенную солнцем и теплом атмосферу, сам воздух, будь то "Осенние тополя" на фоне ярко-голубого южного неба или "Дубки над Днестром", дающие спасительную тень в палящий зной. Три лета подряд художник проводит в Молдавии, где создает более сотни красочных, радостных пейзажей и натюрмортов. Мастер не жалеет красок для передачи красоты и щедрости молдавской земли, ее тепла.
В Кишиневе его знакомят с молдавской Чио-Чио-сан - Марией Биешу. Он с удовольствием пишет ее портрет (по композиции немного напоминающий гоголевский), создавая образ великой актрисы, чей божественный голос покорил тогда весь мир. Позднее в Москве она бывает на выставках художника, приходит на званые вечера в его дом.


Ветка яблони.

Напряженная работа от восхода до заката без выходных и отпусков подорвала здоровье мастера. По возвращении в Москву он заболевает, ложится в больницу, где у него случается первый инфаркт в 55 лет. Его супруга постоянно находится при нем, буквально поселившись в больничной палате, и он постепенно идет на поправку. Болезнь лишь на короткое время ограничивает творческие возможности художника. Получив у врачей разрешение вставать с постели, он просит привезти в больницу этюдник, кисти, холст и, находясь в палате, начинает писать увиденный за окном пейзаж "Апрельское солнце" (1971) - яркий, жизнеутверждающий, наполненный светом мотив. Впоследствии так было всегда: в больницах, санаториях, едва появлялись силы держать кисть или карандаш, он работал, и это давало возможность победить болезнь. Пока его физические возможности ограничены, всю тяжелую амуницию художника - этюдник, зонт, складной стул - носит для него жена. После первой серьезной болезни живописец начинает работать еще интеньсивнее, как бы боясь не успеть выполнить все задуманное. Когда не было возможности выезжать на природу, он писал натюрморты, сидя в мастерской, с натуры. "Соавтором" всегда являлась Зоя Анатольевна. Это она приносила букеты цветов - охапки сирени, ветки рябины, незабудки и пионы, нежные полевые колокольчики и гордые розы, прекрасные плоды земли или гигантских раков. Натюрморты всегда удавались художнику. Он умел увидеть особую красоту каждого цветка, каждого листочка, передать яркую красочную вспышку "Подсолнухов" и "Маков" или изысканность цветочной гаммы в "Жасмине", "Осеннем букете", "Смирновских незабудках" и многих других картинах. Именно натюрморты раскрывают нам колористический дар мастера, и именно с них самодеятельные художники делают тысячи и тысячи копий для продажи. Борис Валентинович знал об этом, часто видел на Старом Арбате "свои" натюрморты и пейзажи, пытался как-то ради шутки даже купить один, расспросив "автора", когда и где написана данная работа. Его сразу же узнали и даже предложили подарить картинку, но мастер отказался. Конечно, это бесконечное копирование и подражание ему не нравилось, но он понимал, что у этих людей нет другого способа заработать себе на жизнь, и относился к этому снисходительно, тем более что уровень профессионального мастерства самого художника был уже недостижим, никому не удавалось добиться даже приблизительного сходства.


На закате.Вдали Вешенская.


В 1970-1980 годах он по-прежнему работает над серией литературных пейзажей, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лермонтовский цикл составляет около сорока вещей: это Тарханы, родовое имение Лермонтовых, где он вырос, а позднее был погребен в семейной усыпальнице, и Кавказ, окрестности Пятигорска, где он погиб. Художник очень любил и хорошо знал творчество поэта. Это нашло свое отражение и в пейзажах мастера: в них много лиризма и печали, а кавказские мотивы поражают своей дикой первозданной красвотой. В работе "Вихри грозовые" (1976), полной трагизма, как бы воплощен момент дуэли, унесшей жизнь великого поэта. Художник и раньше бывал на Кавказе, восхищался своеобразием его природы ("Ущелье Жоэквара (1953), "В горах Кавказа" (1958), любил наблюдать быстрое течение прозрачных горных рек среди громоздящихся гигантских валунов в Домбае, но в данном случае на первый план выходит трагическая судьба поэта, место, где прошли последние дни его жизни.Совершенно иначе звучат пейзажи "шолоховского цикла", написанные с натуры под впечатлением романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина". Бесконецная ширь просторов, спокойное величавое течение Дона, бескрайние панорамы цветущих лугов и полей ("Разнотравье донское", 1974) поразили воображение живописца, как и красота и свободолюбие живущих здесь людей, чьи характеры не изменились со времени написания романов. "Ерик", спокойно несущий свои воды среди бескрайних просторов, очень созвучен описаниям природы в романах М.А.Шолохова. Завершил цикл небольшой портрет писателя, выполненный акварелью. Каждая литературная серия заканчивалась портретом. Это и "Л.Н.Толстой в Ясной Поляне", и портрет И.А.Тургенева "Прощание с Родиной", и "Над озером. А.С.Пушкин", и портрет М.Ю.Лермонтова, выполненный пастелью, в котором художник старался передать сосредоточенное раздумье и предчувствие роковой судьбы в больших печальных глазах поэта.
"Чеховская" серия включает всего несколько картин, среди которых "Дом Чехова в Таганроге", место, где родился известнейший во всем мире русский писатель. Художник хотел позднее вернуться и расширить цикл, но состояние здоровья уже не позволяло подолгу работать на знойном воздухе юга России, а затем пришли новые темы.В середине 1970-х годов художник создает целую серию произведений, связанных с памятниками древнерусской архитектуры - золотого фонда русской культуры. Она отличается особой поэтичностью и умиротворенностью. В Ростове Великом он покорен величием и благородством пропорций белокаменного Кремля, его храмов, архитектурных построек, красотой общего силуэта и удивительной гармонией с окружающей природой. Он проводит там целое лето, живет в палатах, переделанных под гостиницу, питается в трапезной. Кремль расположен на берегу озера Неро, и художник, погрузив на лодку этюдник, отправляется на середину озера, чтобы оттуда писать "Ростов Великий - град светлый" (1975). В чуть подернутой рябью воде отражается голубое летнее небо, высокие облака, силуэт Кремля и многочисленные купола белокаменных церквей монастыря и соборов. Этот же прием - храм на фоне неба, отражающийся в водоеме, - он использует и в других работах: "Зоревые сполохи. Ростов Великий", "Яковлевский монастырь". Помимо сложности и четкости построения архитектурных объемов, прекрасно переданных мастером, подчеркивается сама красота архитектуры, создается впечатление возвышенности, парения, храмы как бы устремляются в небо. Чуть позже он достигает того же эффекта в картине "Церковь в селе Уборы" (1982), изображая уникальный по красоте памятник архитектуры ХVII века на берегу Москвы-реки, в бывшем имении графов Шереметевых. Этот шедевр древнерусского зодчества был создан крепостным мастереом Яковом Бухвостовым, учившимся по приказу графа в Италии. Около десятка работ, посвященных древнерусской архитектуре, были написаны во время поездки на теплоходе на российский Север. Необычайная строгость и простота уникальных деревянных церквей в Кижах и Заонежье гармонируют с суровой природой, с колоритом белых ночей. Художник прекрасно передает сам дух русского Севера. Почти все работы были проданы за границу.Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, нельзя не подчеркнуть, что в 1980-1990-е годы он, уже стареющий и тяжело больной человек (сердце работало лишь с помощью кардиостимулятора), не только не прекращает работу, но создает новые циклы произведений и много путешествует. Огромные живописные полотна посвящены великой русской реке Волге: это "Жигули" (1978), "Течет река Волга" (1985), "Жигули. Молодецкий курган" (1978) и многие другие. С натуры он пишет небольшие пейзажи (50х70 см), а вернувшись в Москву, уже в мастерской переносит на холст, иногда что-то добавляя или убирая. Данный цикл можно с полным основанием считать эпическим. В нем воспеты широта и мощь великой русской реки, бескрайние просторы и бесконечное разнообразие русской земли.
Огромное количество пейзажей написано художником в Подмосковье. Для него это не просто кусочек родной земли, а большая любовь мастера. Он объездил все наиболее живописные места, снимал по нескольку лет подряд дачи то на Николиной горе, то в Снегирях, отдыхая на берегах реки Десны или в окрестностях Рузы. Впрочем, отдыха как такового никогда небыло. Художник не расставался с кистью ни на минуту, стараясь запечатлеть как можно больше, чтобы донести до людей порой привычную и не замечаемую ими красоту родной земли. Поэтическая одухотворенность пейзажей Бориса Валентиновича Щербакова, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или полузаброшенные уголки старых усадеб, величественные просторы волжских берегов или скалистые берега горных рек Кавказа, рождала в людях светлое чувство радости и любви к Родине. Именно за это они так благодарили художника, так восхищались его творчеством. Эта любовь была взаимной, она чувствовалась не только в каждом полотне или рисунке. Выставки, встречи со зрителями, их реакция, "обратная связь" была самым важным для художника. Это могли быть крестьяне в Ясной Поляне или американские миллионеры (братья Хаммеры), премьер-министры и сенаторы, японские домохозяйки и итальянские фабриканты, коллекционеры со всего мира и советские солдаты, послы и крупные чиновники, просто дети и русские люди - мнение каждого из них было одинаково важно для живописца....24 июля 1995 - Борис Валентинович умер и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своим отцом.

А. К. ТОЛСТОЙ

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,-

А куда? не знаю!

(No Ratings Yet)

  1. Осенние цветы привлекают нас необычной, “осенней” красотой. Среди них особенно неподражаемы астры – белоснежные, голубые, желтые, фиолетовые, темно-красные. Роскошный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой, ведь “астра” в...
  2. Рюкзак – одна из самых нужных и важных вещей для школьника. В нем ученики носят учебники, тетради, ручки и карандаши, а также яблоки и бутерброды, чтобы перекусить на перемене. Мой...
  3. План 1. Каникулы в деревне. 2. Встреча с другом-лесом. 3. “Лесная аптека”. 4. “До свиданья, лес!” Воспоминания о лете всегда связаны с лесом. Все дело в том, что летние каникулы...
  4. Цветы Ландыши. В мае в лесу родился ландыш – настоящее чудо природы. Два больших зеленых листа, как две ладони, тянутся вверх и держат тоненький зеленый стебелек. А на этом стебельке...
  5. План 1. В. М. Васнецов – знаменитый русский художник. 2. Картина “Богатыри” – воспевание легендарных защитников родной земли: А) бесстрашный Илья Муромец; Б) мудрый, благородный Добрыня Никитич; В) удалой Алеша...
  6. На мой взгляд картина “Портрет сестер Шишмаревых”, которая была написана в 1839 году является одной из лучших. Художник точно смог передать настроение юных девушек, игривость собаки и грациозность коня. Мне...
  7. Известным художником, поразившим мир своим воображение и картинами, есть французский живописец Эдгар Дега. Его считают одним из лучших знатоков балета среди коллег. Он лично посещал театры и внимательно изучал каждое...
  8. Портрет Моя мама. Моя мама самая красивая. Она у меня молодая и веселая, любит со мной гулять, играть, ходить в театр. У мамы прекрасные светлые вьющиеся волосы до самых плеч....
  9. Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала...
  10. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, русский язык) Текст (1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом...
  11. План 1. Прекрасное окружает нас. 2. Предрассветный сумрак. 3. Птичьи голоса. 4. Потоки солнечного света. 5. Начинается новый день. Черт вас возьми, степи, как вы хороши! Н. В. Гоголь Прекрасное...
  12. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…” находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени? В начале своего рассуждения отметьте, что входящее в так называемый...
  13. Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей....
  14. Я и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла...
  15. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и...
  16. Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего...
  17. Есть очень хорошая и давняя пословица, что если человек талантлив, то его талант проявляется во многих вещах. К таким людям я с уверенность могу отнести Федора Петровича Толстого. Это знаменитый...
  18. Ф. И. Тютчев *** Когда дряхлеющие силы Нам начинают изменять. И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать, – Спаси тогда нас, добрый гений, От малодушных укоризн, От клеветы,...
  19. 1 вариант День рождения – мой самый любимый праздник. Я люблю его потому, что ко мне приходят самые близкие и любимые друзья. Подготовка к этому дню начинается заранее. Мы с...
  20. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с...
  21. Пиши слитно, если: сложное Прилагательное образовано от словосочетания (главное слово + зависимое): вагоноремонтный завод (ремонт вагонов), средневековый замок (Средние века), дальневосточный (Дальний Восток), голубоглазый (голубые глаза), скороспелый (скоро спеет), высококвалифицированный...
  22. 1 вариант Многие мои друзья считают, что осень – скучная и грустная пора. Небо пасмурное, часто идут дожди, на улице – грязь и слякоть, и нет возможности (а если говорить...
  23. Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и...
  24. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  25. Картину “Побежденные. Панихида” я считаю можно отнести к Балканскому периоду, она была нарисована в 1879 году. Последствия штурма Плевны, повлекли за собой большие потери воинов в русской армии. Сам художник,...
  26. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края...
  27. Яркое солнышко посылает нежные лучи на землю, улыбается, ласкает теплом все живое, обнимает золотистым дыханием, от счастья закрывает глаза. То легкая тучка пробегает перед его лицом. Ничто не предвещает тревоги....
Колокольчики мои

Щербаков - Колокольчики мои

Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Одно из удивительных полотен имеет название «Колокольчики мои». На однотонном серовато – голубом фоне стоит шикарный букет фиолетовых колокольчиков. Яркие цветочки облепили тонкий стебель и наклонили головки немного вниз. Кажется, аромат букета заполнил все пространство комнаты и вырывается наружу с картины. Полотно всем своим видом манит подойти поближе, наклонится и вдохнуть сладкий запах полевых цветов.

Сразу видно, что автор не выставлял специально композицию а писал с того что увидел. Это видно по тому, как немного небрежно помята белая скатерть, а одна веточка упала на стол. Еще справа просто на столе без тарелочки лежат две спелые сливы. Могу предположить, что их положил ребенок и, играясь, вынул цветок с вазы. Взрослый вряд ли бы положил ягоду на скатерть просто так, не подложив что-либо.

Простая старая глиняная ваза сразу выдает время, когда был создан этот шедевр (1900 – е года). В нынешнее время очень мало сохранилось подобных кувшинов еще и в таком идеальном состоянии.

  • Маковский В.Е.

    Маковский Владимир Егорович – один из знаменитых художников России в 19-20 веке, как и родной брат, Владимир Егорович входил в общество художников-передвижников.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Иванов А.А.

    Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс (описание)

    Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;
  • совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
  • выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;
  • способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи - натюрморту.

ОБОРУДОВАНИЕ : репродукция картины Б.В. Щербакова, презентация

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - НАТЮРМОРТ!

Кто знает, что означает слово "натюрморт"?

(Натюрморт - это особый жанр живописи, картина с изображением цветов, плодов, битой дичи, рыбы, различных предметов обихода).

Верно, в переводе с французского слово "натюрморт" значит буквально "мертвая природа".

А кто из вас знает другие слова для обозначения этого жанра живописи?

(Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - still life, Stelleben "тихая жизнь", "неподвижная жизнь").

Видимо, такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной.

Давайте посмотрим на натюрморты, которые вы нарисовали к нашему уроку. Что вы хотели сказать этим рисунком? Почему изобразили именно эти предметы?

Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщение об истории слова и посмотрим презентацию .

(Во время прослушивания сообщения можно одновременно просматривать презентацию. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождать музыка Баха или Гайдна, с использованием клавесина. Это поможет учащимся еще больше погрузиться в урок, настроиться на нужный лад).

В XIX веке слово "натюрморт" было заимствовано из французского языка и означало "мертвая природа", а голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - "тихая жизнь", "неподвижная жизнь".

Оценивая эти термины, писатель и искусствовед В. Порудоминский отмечал: "Мы привыкли к этому слову - натюрморт, но оно неправильное. Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда ее касаются человеческие руки".

Интересна история возникновения этого жанра, появившегося впервые в Голландии в начале XVII века. После долгих и трудных лет войны с испанскими завоевателями голландцы получили независимость. Именно в это время и расцветает голландское искусство, и особенно искусство натюрморта. Внимательно и любовно голландские художники передавали на своих полотнах посуду, ткани, цветы, плоды, любуясь предметами, среди которых протекала их жизнь.

В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. Этот были своеобразные "картины-обманки". Цель их создания заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких "обманках", на фоне нарисованной деревянной стены, "как живые" выступали нарисованные часы, книги, гребешки и перья и другие предметы.

Сегодня мы познакомимся с натюрмортом Б.В. Щербакова "Фрукты".

Борис Валентинович Щербаков родился в семье интеллигентов в 1916 году в Петербурге. Он рос в среде художников, писателей и поэтов. С ранней юности он увлекся таким жанром, как натюрморт. Среди наиболее значительных работ "Воспоминание о "старых голландцах", "Бабушкина кухня" (1949), "Битая дичь" (1949). Много у художника и ярких, красочных натюрмортов с букетами цветов: это и голубое кружево цветов в "Смирновских незабудках" (1968), и тончайшая игра оттенков белого Цвета в "Жасмине" (1982), и полыхание огненных "Маков" (1982), и утонченная роскошь "Сирени" (1987).

Сам художник говорил о том, что на его творчество оказали огромное влияние картины голландских живописцев XVII века. Он писал: "Стараясь идти по стопам великих предшественников... собрал даже ряд предметов традиционных для голландских натюрмортов, стремясь понять, какими же средствами эти великие чародеи достигали, казалось бы, недостижимого. Почему их картины и сохранили до нашего времени все свое очарование...

Может быть, это и есть самое дорогое в искусстве - умение вдохнуть жизнь, передать мысль и настроение даже в самых простых, незатейливых сюжетах".

Давайте рассмотрим натюрморт Б.В. Щербакова "Фрукты".

При беседе по картине Б.В.Щербакова и дальнейшей работе на уроке используются рабочие карточки (смотрите Приложение к уроку ), которые помогают учащимся при проведении лексической работы по развитию речи.

2. Беседа по картине по вопросам. (Карточка №1).

  • Н равится ли вам этот натюрморт?
  • Что именно привлекает ваше внимание?
  • Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?
  • Какие предметы помещены автором на заднем плане?
  • Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?

(Земное изобилие. Яблоки и виноград. Дары лета. Фруктовый рай. Фрукты. Райское наслаждение. Яблочный спас...). Обоснуйте выбранное название .

Подумайте, что отражают придуманные названия: тему или основную мысль натюрморта? (Учащиеся отвечают, что часть названий ("Фрукты". Яблоки и виноград") отражают тему натюрморта, а ее основную мысль отражают такие названия, как "Земное изобилие", "Дары лета", "Фруктовый рай" и др., поскольку автор картины любуется фруктами, показывает зрителям их неброскую красоту, их живое великолепие).

- Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта .

(Тема натюрморта - изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов).

Работа над планом наблюдения. (Карточка №2).

Мы уже говорили о том, что художник изобразил на своем натюрморте различные фрукты: яблоки, виноград, сливы, шиповник, а также предметы (корзину, стол и кувшин).

Раз предметов много, необходимо выбрать какую-то последовательность в их описании, составив план наблюдения.

Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане).

Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать? (Можно сначала описать яблоки, поскольку их больше всего на картине, затем веточку шиповника, которая находится в центре натюрморта, потом сливы).

Нужно ли отдельно описывать стол, корзину? (Отдельно описывать эти предметы не стоит, поскольку их можно описать параллельно с описанием других предметов, например, винограда, поскольку виноград художник расположил и в корзине, и на столе).

А как мы поступим с описанием кувшина? (Кувшин дополняет картину, он самостоятельный предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать отдельно).

Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно, потому что фон является частью натюрморта).

Возможна ли другая последовательность описания, или тот план, который мы с вами выбрали, единственно возможен? (Можно сначала описать те фрукты, которым на картине уделено больше места /яблоки, виноград/, а затем остановиться на остальных плодах и предметах, которые дополняют общую картину/шиповник, сливы, кувшин/).

Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, шиповник, сливы, виноград, кувшин, фон картины).

Итак, мы составили план наблюдений над натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим каждый из плодов.

3. Собирание рабочих материалов. (Карточка №3)

Прежде чем мы опишем один из плодов, отгадайте загадку.

Что это такое: круглое, румяное, растет на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (Это яблоко).

Помните, в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях описывается яблоко:

"Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...".

Какие "аппетитные" слова нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко.

Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на натюрморте Б.В. Щербакова.

Сначала охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета, формы, размера вкуса, аромата и т.д. (Сочные, крупные, спелые, ароматные, желтые, вкусные...).

Игра "Угадай".

Выберите одно из яблок, которое приглянулось вам больше других, не показывая его на картине, опишите так, чтобы слушающие вас догадались, о каком яблоке вы говорите.

Если вам трудно подобрать слова для описания, то вы можете воспользоваться карточкой- подсказкой.

Карточка-подсказка.

Яблоко.

Нужно ли описывать абсолютно все яблоки, которые изобразил автор?

(Нет, не надо, достаточно сказать о нескольких/двух-трех/яблоках, которые чем-то привлекли внимание, понравились больше всего).

А теперь еще одна загадка.

Совсем малые ягодки алые, очень интересные, лечебные, полезные, но непросто их сорвать, можно поцарапаться: кустики защищены: у них острые шипы. (Шиповник).

Итак, теперь мы рассмотрим шиповник.

Где на картине находится шиповник?

Охарактеризуйте плоды шиповника, используя известный вам прием сравнения (ягоды, как яркие бусинки, как красные огоньки, как крошечные фонарики...).

Карточка-подсказка.

Шиповник.

Отгадайте такую загадку:

синий мундир, желтая подкладка, а как откусишь - сладко. Что это? (Слива).

Как расположил сливы художник?

С помощью двух-трех прилагательных охарактеризуйте сливы, назвав самые важные, на ваш взгляд, признаки.

Карточка-подсказка.

Сливы.

На переднем плане картины, лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.

И последняя загадка:

ягоды зеленые, а всеми хваленые; растут с косточками, висят кисточками (виноград).

Опишите виноградные грозди, запечатленные художником на картине, каков их размер, форма, качество винограда

Одинаков ли виноград на картине по цвету?

Как художник расположил виноградные грозди на полотне? (Большинство виноградных гроздей лежит в корзине, некоторые - прямо на столе, а одна гроздочка - на яблоках).

Карточка-подсказка.

Виноград.

Охарактеризуйте корзину, в которой лежит виноград, с помощью нескольких словосочетаний

С помощью одного-двух определений опишите стол.

На дальнем плане остался только один предмет, который мы не описали. Какой это предмет? (Кувшин).

Опишите основные признаки кувшина: каков он по цвету, размеру, из какого материала сделан.

На каком фоне изображены фрукты и предметы? Обратим внимание на освещение. Почему фон такой неоднородный, неодинаковый? Почему автор картины выбрал такой способ освещения, почему "не осветил" свою картину равномерно?

Карточка-подсказка.

Возможно, свет падает из приоткрытой двери, возможно, льется из окна. Некоторые предметы и фрукты освещены очень хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на столе (например, кувшин и яблоки на переднем плане), другие оказались в тени и видны менее отчетливо.

Вернемся к основной мысли этой картины.

Зачем художник изобразил яблоки, виноград, сливы, шиповник? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими).

Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод - дар нашей матушки-земли, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего просто съедим его, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.

Борис Валентинович Щербаков останавливает наше внимание на том, как красивы эти плоды, как приятны взгляду, и, глядя на эту недолговечную в обычной жизни красоту, мы проникаемся уважением и благодарностью к земле-кормилице, рождающей такое ежегодное чудо из своих недр. Привычное, благодаря художнику, становится необычным, неброское - удивительно красивым, душа наполняется радостью и ликованием, так хороши все детали этого натюрморта. Художник создал не просто хороший натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши души навстречу красоте, научил восхищаться привычным и будничным, а значит, сделал нас чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел передать нам свое поэтическое настроение, ощущение красоты и естественности природы.

4. Работа над планом сочинения.

На доске заранее записан частично составленный план сочинения:

а)... б)... в)... г)...

Ученики формулируют недостающие пункты плана самостоятельно, пользуясь планом наблюдения и затем проверяют под руководством учителя.

В конечном итоге может получиться следующий вариант плана:

1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

а) ароматные яблоки и плоды шиповника;

б) спелые сливы и грозди винограда;

в) предметы, дополняющие картину;

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

Итак, план сочинения составлен. Прежде чем мы сами по нему будем писать сочинение, давайте посмотрим, как это сделал один из учеников, и выясним, все ли у него правильно.

5. Редакторская работа. (Карточка №4).

Прочитайте текст сочинения.

Текст для редактирования.

На натюрморте В. Щербакова "Фрукты" изображены яблоки, виноград, шиповник, сливы, кувшин, корзина и стол. Больше всего яблок. Я насчитал 13 плодов, но это только то, что видно на картине, а так их гораздо больше. Яблоки крупные, отборные, свежие. Видно, что они только что сорваны с веток деревьев.

На переднем плане - веточка шиповника. Никогда раньше не замечал, как красивы его маленькие плоды. Прямо алые огоньки на зеленой веточке.

Рядом с шиповником, слева от него, художник изобразил сливы. 5 слив лежат рядом, а еще одна - в сторонке. Сливы такие спелые и аппетитные, что кажется, чуть тронешь их - брызнет сладкий сок.

А в старой плетеной корзине позади слив лежат роскошные гроздья винограда. Иссиня-черные, с матовым налетом ягодки радуют глаз и сами просятся в рот. Красиво дополняет ягоды зеленая виноградная лоза с кудрявыми усиками, помещенная в верхней части картины.

Но и это еще не все. Отдельные гроздья винограда лежат на яблоках и на столе. Художник изобразил их так, что каждая ягодка видна отчетливо. Ягодки спелые, крупные, аппетитные.

На заднем плане простой старый кувшин, почерневший от времени. В таких кувшинах крестьяне раньше хранили молоко или наливали в них воду. Но содержимое кувшина в нем не видно, мы не знаем, что в нем.

Очень красивый натюрморт!

Беседа по тексту для редактирования.

Что понравилось в этом сочинении? (Работа написана от души, живым языком, чувствуется отношение автора сочинения к картине, к тому, что на ней изображено).

Можем ли мы на основании написанного учеником сочинения восстановить план, по которому он описывал этот натюрморт? (Да, можно, автор сочинения сначала сказал о том, что изображено на натюрморте, затем последовательно описал яблоки, шиповник, сливы (то, что изображено художником на переднем плане), далее автор сочинения написал о винограде и, наконец, о кувшине. В заключении сочинения кратко высказал свое отношение к натюрморту).

Следовательно, еще одним достоинством работы можно считать то, что сочинение написано по плану, нет "перескоков" с одного объекта описания на другой.

  • Есть ли в этом сочинении недостатки? (Есть).
  • Давайте их выявим и постараемся исправить.
  • С чего обычно начинается сочинение? (Со вступления).
  • Есть ли вступление в этой работе? (Нет, это сочинение сразу начинается с описания).
  • О чем можно было бы написать во вступлении? (Рассказать немного об авторе картины, а также об особом жанре живописи - натюрморте, его особенностях).

В чем недостаток первого предложения? (Не стоит перечислять абсолютно все предметы, которые изображены на картине. Можно заменить перечисление "вместительными" словами, например: вместо яблоки, шиповник, сливы, виноград - разнообразные фрукты; вместо кувшин, корзина, стол - предметы обихода, предметы сельского быта).

Что можно было бы изменить или добавить в описании яблок? (Нужно добавить описание некоторых яблок, на которые мы обратили особое внимание, выделил их среди остальных, показав их "характер").

Нужно ли подсчитывать количество плодов на натюрморте? (Нет, не нужно. Указание конкретных чисел свойственно научному стилю речи, а сочинение пишется в художественном стиле).

Достаточно ли описан шиповник? (Можно сказать о том, что автор расположил шиповник рядом с самым зеленым яблоком, чтобы оттенить, выделить шиповник, сделать его более заметным и ярким).

Хорошо ли описаны сливы? (Необходимо убрать количественные числительные, чтобы сочинение соответствовало своему стилю; вместо 5 слив - несколько слив).

Все ли вас устраивает в описании кувшина? (Нет, не все. Есть лишняя информация, ненужная в данном случае (2-ое и 3-е предложение абзаца). Излишняя детализация придает книжный характер этому абзацу.

О чем можно было бы написать в заключении? (Можно было бы поразмышлять о том, зачем художник увековечил на полотне далеко не экзотические фрукты и обычные предметы, затем высказать свое отношение к натюрморту).

6. Словарно-орфографическая работа. (Карточка №5).

Данную работу можно провести в форме словарного объяснительного диктанта (в диктант включены слова, с которыми ученики работали в ходе урока и использовали в процессе беседы по натюрморту, необходимые для написания сочинения, но трудные с орфографической точки зрения). Для работы используем карточку-подсказку.

Карточка-подсказка.

Яблоко.

Крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное, ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку два небольших пятнышка; не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно.

Шиповник.

На переднем плане картины, в центре, еще одна маленькая веточка - на краю стола, слева, рядом с зеленым яблоком лучше видна красота шиповника, его яркие красные ягодки.

Сливы.

Лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.

Виноград.

Грозди крупные, отборные, только что сорванные, в корзине виноград иссиня-черный, с матовым налетом на ягодках, на переднем плане виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках - светло-зеленая.

Корзина, кувшин, фон, освещение.

Плетеная, старая, сломавшаяся под тяжестью плодов, некрашеный, деревянный, глиняный, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме, бледно-зеленый, более светлый справа картины и густой, темный слева, освещен неравномерно, свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше, предметы и фрукты выглядят очень естественно.

7. Устное рассказывание текста по микрогруппам, составление коллективного сочинения. (Карточки для работы по микрогруппам).

Предлагаю разделиться на микрогруппы и описать натюрморт коллективно, причем каждая микрогруппа готовит только один кусочек текста

  • 1-я группа - вступление,
  • 2-я группа - описание яблок и шиповника,
  • 3-я группа - описание слив, винограда и кувшина,
  • 4-я группа - фон картины;
  • 5-я группа - заключение.

Связки-переходы между частями включены в карточки для работы микрогрупп:

Хотя на картине изображены различные фрукты, но взгляд сразу привлекают к себе яблоки.

Рядом с самым зеленым яблоком художник расположил веточку шиповника.

Помимо яблок и шиповника, на переднем плане художник поместил сливы.

А на дальнем плане, в старой плетеной корзине, мы видим роскошные гроздья винограда.

Дополняет картину старый глиняный кувшин, почерневший от времени.

Фрукты и предметы художник изобразил на бледно-зеленом фоне, неравномерном по яркости красок.

8. Обсуждение получившегося коллективного сочинения, рефлексия.

  • Что лежало в основе нашей подготовки к сочинению-описанию?
  • Чем отличается план наблюдения от плана сочинения?
  • Что было самым трудным для вас на уроке?
  • Что вам помогло справиться с трудностями?
  • Как вы оцените нашу работу на уроке?
  • Как оцените свою работу на уроке?
  • Есть ли желание продолжить и дальше работу по развитию речи?

9. Написание сочинения-описания.

Меня приятно удивила и буквально потрясла картина Б.В. Щербакова «Русь Подмосковная». Прежде всего, я хочу отметить то, что работа невероятно красива. Она отражает дух, сущность народа Руси, России. Думаю, что автор очень грамотно подошел к этому вопросу, выбрав в качестве основы загородную местность. Именно она помогла ему максимально раскрыть природную красоту родных мест.

На этой картине мы видим луг с зеленой, свежескошенной травой и маленькими белыми цветами. Они показаны достаточно мелко, будто робко. Но, тем не менее, они очень гармонично вписались в картину и привнесли в нее ощущение нежности и свежести.

По краям картины и чуть поодаль мы видим кусты. Здесь присутствуют как небольшие, молодые кустарники, так и более высокие деревья. Луговая трава показана ярко-зеленым цветом. Она смотрится, словно бархат. Так и хочется к ней прикоснуться. Также мы видим небольшую песчаную дорогу, уходящую вдаль. Видимо, она была протоптана местными жителями.

За лугом, показанном на переднем плане, мы имеет возможность любоваться протекающей речушкой. Вода в ней очень чистая. Облака и лазурно-голубое небо отражаются в реке, как в зеркале, придавая ей небесно-синий оттенок. За речкой мы видим продолжение луга, полянку и небольшую, одиноко стоящую церквушку. Она небольшая и скромная. Сюда приходят местные жители на службу. На линии горизонта художник нарисовал густой лес.

Щербаков использовал очень красивый оттенок голубого цвета для отображения неба, его неземной красоты. День выдался солнечный, ясный. По небу плывут белые, пушистые облака. Картина написана с большим художественным вкусом. Она мне очень понравилась и запомнилась. Теперь всегда, когда я вижу подобную природу наяву, во время летних поездок за город, я сразу вспоминаю это произведение замечательного художника.