Карл краус последние дни человечества читать. Афоризмы и цитаты карла крауса

Аполлинарий Васнецов. Портрет работы Виктора Васнецова

Ни на одном из полушарий,
Ни днём, ни ночью с фонарём,
Как Васнецов Аполлинарий -
Таких людей мы не найдём.
И.К. Линдеман

Даже если ты младший брат и протеже старшего, это не значит, что ты должен идти по его стопам. Это значит, что благодаря поддержке близкого человека у тебя появляется возможность раскрыть собственный потенциал. Так случилось и с Аполлинарием Васнецовым, младшим братом известного художника-сказочника Виктора Васнецова. Благодаря Виктору юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но вскоре нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный. Его гений проявился на стыке различных дисциплин - точнее, на стыке науки и искусства, - что всегда ведёт к отменным результатам и свежим открытиям, становящимися поворотными в развитии человеческой мысли.

Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё - теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы.

Картины Аполлинария Васнецова хранятся в музеях разной специфики - художественных и исторических, - потому что принадлежат одновременно и искусству, и науке. Их выдаёт Google на первой странице, если забить в строку поиска «история Москвы» или «древнерусский город» - в качестве иллюстраций реального облика улиц, зданий, городского ландшафта и бытовой жизни Москвы XII-XVII веков. Однако критики не считают работы Аполлинария только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства» (К.Ф. Юон), талантливом «синтезе научных исследований и художественной фантазии» (П.В. Сытин) и, наконец, как об уникальном воплощении «археологического материала в яркие художественные образы» (М.Г. Рабинович).


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
«Всехсвятский каменный мост. Москва конца XVII века»

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856, умер в 1933 году, застал императорскую Россию, революцию, Гражданскую войну, становление новой власти и вплетённую во всё это интереснейшую историю искусства, с резкими скачками от реализма к модерну и от модерна к авангарду; с триумфом национального в живописи, архитектуре и интерьере в период последних Романовых; с активной интернационализацией культуры в раннее советское время, а затем возвращением вновь к народным истокам.


Красная Площадь во второй половине XVII века. 1925 Старорусский город. 1899

Большую часть жизни художник прожил в Москве, где его природный интерес к древности оформился в научную деятельность с участием в Московском археологическом обществе, а именно в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы. «Старая Москва» представляла собой серьёзную научную организацию, образованную при Николае II, успешно просуществовавшую под разными наименованиями вплоть до 1930-х годов и в дальнейшем вошедшую в состав общей системы областного краеведения. В Комиссию входили историки, археологи, этнографы, географы и другие специалисты, которые занимались археологическими раскопками, сбором различных документальных данных и их интерпретацией, изучением памятников архитектуры и прикладного искусства, реставрацией и сохранением особо ценных сооружений во время нового строительства в столице.

В итоге все накопленные материалы оказались весьма востребованы широкой аудиторией и разошлись в экспонатах по музеям Москвы, в подтверждённых научных фактах - по учебникам истории и москвоведения, в сборниках и докладах - влились в общий поток исторической науки и отечественной культурологии. Огромная роль в этом принадлежит Аполлинарию Михайловичу Васнецову.


Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903
Старая Москва, 1896
Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918

Васнецов занимал в «Старой Москве» видное место - не только по степени вклада в науку и уровню подачи своих исследований (об этом позже), но и вполне буквально - занимая должность председателя, а затем почётного председателя - в общей сложности в течение 12-ти лет (с 1918 по 1930).

Фактически он руководил всей работой по сохранению культурного наследия столицы, включая экспертизы архитектурных памятников, составление экскурсионных маршрутов, создание карты мемориальных мест, посвящённых выдающимся личностям и т.д.

Научная работа и организаторская деятельность сочетались у него с постоянным художественным творчеством, которое было высоко оценено современниками и признано критиками в России и за рубежом.


Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902
Московский застенок. Конец XVI века. Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков, 1912

Это был самый настоящий «универсальный человек» , всюду успевающий достигнуть высот, даже в качестве писателя и астронома. Не имея в силу обстоятельств художественного академического образования, он прекрасно «самообразовался», выучившись у лучших русских художников кон. XIX - нач. XX века, имел звание академика Императорской Академии художеств и долгие годы успешно преподавал в художественных учебных заведениях пейзажную живопись и академическое рисование.

Будучи создателем нового жанра в живописи - «исторического пейзажа» и оставив после себя более 350 картин и 1000 этюдов, он в числе других членов Комиссии по сохранению древних памятников активно участвовал в общественной жизни и, в частности, добился запрета на строительство электростанции рядом с Кремлём в 1900 году. Неугомонный Аполлинарий, уже в 1920-х годах, будучи 60-ти с лишним лет, самолично лазил по траншеям, тоннелям и подземельям во время строительных работ в разных частях Москвы, отыскивая в земле новые древности, зарисовывая, зачерчивая и открывая их миру. Как он везде успевал? Непонятно. Наверное, так же, как Михаил Ломоносов или Леонардо да Винчи. Универсальный человек потому и универсален, что его интересы не только крайне разносторонни, но и имеют конечный результат - реальные открытия, достижения и ценности.


Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке, 1922 Москва. Конец XVII века, 1902
Л.О. Пастернак. Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902. Первый справа - Ап.М. Васнецов

Вот как проходила работа Аполлинария Васнецова над очередной картиной в жанре «исторического пейзажа» - изображения древнего города с его архитектурной средой и народным бытом, где центральным художественным образом была сама старинная архитектура. После того как художник-историк определялся с темой, он погружался в глубокое исследование, посещая библиотеки, архивы, музеи, археологические раскопки, консультируясь со специалистами.

Чтобы максимально реалистично воссоздать конкретное место в конкретный период русской истории, Васнецов досконально изучал древние карты, планы, летописи, иконы, гравюры, жития святых, труды историков, рассказы иностранных путешественников, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, остатки древних зданий, мостовых, храмов… Иногда эти поиски заводили так далеко, что в итоге «выливались» в оформленные научные работы наподобие статей «Способы передвижения на улицах Москвы в XVII-XVIII веках» и «Лесной торг в Старой Москве», или, например, наподобие статьи «Облик старой Москвы» в «Истории русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря (1910).


Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке. 1926

Старинные карты с большой лупой, принадлежащей Аполлинарию, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его Музее-квартире в Москве (Фурманный переулок, д. 6). Однажды он даже поднялся на воздушном шаре и облетел вокруг Первопрестольной, чтобы лучше уяснить ландшафт местности. После сбора и систематизации найденного материала художнику-учёному оставалось сделать главное: художественно выразить исторические данные на холсте или бумаге - так, чтобы зритель не только смог представить, как выглядел деревянный Кремль при Иване Калите, но и прочувствовать дух той эпохи, словно побывать в прошлом. Поэтому, помимо собственно исторических исследований, Аполлинарий Васнецов много трудился и как истинный художник, бесконечно создавая варианты этюдов и эскизов, экспериментируя с освещением и временем года, в результате долгих поисков находя нужную композицию и верный колорит.


Московский Кремль при Иване Калите. 1921
Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900 На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века, 1900

Когда картина была готова, он брал её с собой на очередное заседание Комиссии по изучению старой Москвы. Картину открывали, и Аполлинарий Михайлович начинал рассказывать о том, что ему удалось найти по теме, показывая каждое здание, мост или площадь и доказывая выдержками из достоверных источников их расположение, внешний вид и функциональную принадлежность. Здания не просто информировали о былой архитектуре и быте - они представали в конкретно-историческом облике: со следами пожаров, войны или обветшалые от времени - в зависимости от того, какой период демонстрировался и что ему предшествовало согласно историческим документам.

По сути, это была иллюстрированная презентация новых фактов по истории Москвы или других древних русских городов. Слушатели - а это были серьёзные люди и опытные специалисты - во время доклада Аполлинария Васнецова затихали и теряли ощущение времени. Один из очевидцев вспоминал:

«Все мы сами вошли в его картину, слушали, как читает дьяк, глазели на проезжающего боярина… Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живёт, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба» (С.Д. Васильев).

Базар. XVII век. 1903
Площадь в городе Московских времен. 1908-1909
Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году, 1917

К картинам Васнецов прилагал «объяснительные чертежи», на которых схематично дублировал рисунок, дополняя его видом сверху, делал условные обозначения и подписи, указывая где какие здания находились. При этом чёрными линиями он обозначал сооружения, которые не сохранились до наших дней, красными - реально существующие - так, что можно было визуально отследить произошедшие за века изменения панорамы Москвы. Эти чертежи вместе с картинами и акварелями, к которым они относятся, хранятся сейчас в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2).


Фото:

Аполлинария Васнецова сегодня можно было бы назвать научным визуализатором Древней Руси. Он не придумывал волшебные архитектурные сказки, а создавал реалистичный мир прошлого, крепкий сплав исторической достоверности и художественной выразительности. За всем этим, безусловно, стоит редкий талант, недюжинный ум и кропотливый труд.


Серпуховская крепость. 1920
Крытый Воскресенский мост в конце XVI века. 1921

Личную историю Аполлинария Васнецова можно рассматривать как настоящий пример успеха: помимо продуктивной самореализации художник-учёный при жизни получил широкое признание в обществе. Он работал не только в жанре исторического пейзажа, но и как пейзажист эпических полотен, изображающих монументальную природу России, - именно они прославили его ещё до того, как Аполлинарий увлёкся Москвой. Картины Васнецова приобретал для своей галереи, они выставлялись на российских и европейских выставках, получая награды и восхищённые отзывы.

В 1907 году Васнецов принял участие в конкурсе архитектурных проектов и получил первую премию за проект жилого дома в русском стиле. Того самого дома П.Н. Перцова, который в итоге был реализован по другому проекту - художника Сергея Малютина, потому что заказчик предпочёл его, хотя мнение авторитетного жюри относительно победителя и не оспаривалось.


Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве. Фото: sentstory.ru

Аполлинарий был знатным перфекционистом, однако это нисколько не мешало делу - наоборот, можно сказать, что именно природный перфекционизм помог ему найти себя и раскрыть свою индивидуальность. Первые работы Васнецова на тему средневековой Москвы, с которых всё началось, - это иллюстрации к поэме «Песня про купца Калашникова», сделанные в 1891 году. 35-летний художник получил заказ изобразить Москву XVI века и сразу решил, что рисунки не могут быть фантазийно-мифическими, а должны быть максимально реалистичными. Для этого он начал «копать» материал по библиотекам и музеям и в конце концов настолько увлёкся историей, что стал делать научные исследования профессионально, как историк и археолог.

Затем был ещё ряд театральных декораций к операм на тему русской истории - и тот же подход дотошного перфекциониста, серьёзно относящего к поставленной задаче, напряжённая и качественная работа ради безупречного результата.


Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». 1897
Площадь перед церковью (Улица в городе). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Опричник». 1911

Чтобы максимально точно передать мысль и образ, Аполлинарий разработал собственную технику, которая сочетала акварельную воздушность и чёткость линий карандаша: поверх угольного или карандашного рисунка он наносил акварельные краски, передавая таким образом архитектурный пейзаж в мельчайших деталях, будь то резьба на деревянных постройках или кладка каменного моста.


Сад при хоромах князя Жемчужного. Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского Опричник. 1911

Научный подход лёг в основу проектирования мебели , которым также занимался Аполлинарий. Прежде чем нарисовать эскиз, по которому затем изготавливали предмет, он изучал историю не только подобного вида мебели, но и всей окружающей обстановки - то есть, фактически, был специалистом по интерьеру Древней Руси. Вот почему его стулья и буфеты особо выделяются среди других предметов в русском стиле.

Здесь, так же как и в живописи, мы сталкиваемся с уникальным явлением в искусстве: синтезом глубокого знания учёного и личного таланта художника.

«Междисциплинарный» Аполлинарий создавал предметы, которые одновременно исторически достоверны и творчески оригинальны, принадлежат русскому стилю и индивидуальному стилю автора. На сегодняшний день они являются большой редкостью и счастливой находкой для ценителей эпохи модерна.

Увидеть вживую мебель Аполлинария Васнецова можно в Москве: в Мемориальном музее-квартире, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственном историческом музее.


В горнице древнерусского дома московских времен XVI-XVII веков. 1908-1909

В качестве искусствоведа Аполлинарий известен своим трактатом «Художество», вышедшим в разгар борьбы старого и нового в мировом искусстве - в 1908 году. К слову, в нём автор громил модное увлечение формализмом и утверждал, что живопись не может быть чисто декоративна - она всегда неразрывный сплав внешней формы и внутреннего содержания. С текстом трактата и сейчас каждый желающий может ознакомиться в Национальной электронной библиотеке РФ . Кроме того, Васнецов участвовал в работе над различными сборниками по искусству - например, написал статью «Происхождение красоты» для книги «Вопросы теории и психологии творчества», изданной в 1923 году.


Аполлинарий Михайлович Васнецов. Московский Кремль. 1897 г.

Аполлинарий Михайлович проявил себя ещё и как философ . Он писал о состоянии духовности в современном обществе, о пагубности атеизма и истоках оптимистического отношения к жизни - и оставил после себя философский труд, имеющий три рабочих названия: «Странствования для обретения правды и истины, или Философия самосознания, или Идеалистический материализм». До сих пор рукопись хранится в музейном архиве и ждёт своего издателя, а нам пока остаётся только удивляться многогранности автора и гадать, что же она в себе таит.


Старший брат Виктор Васнецов всегда так наставлял младшего: «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись». Аполлинарий следовал совету брата, работал много и основательно, однако не довольствовался чем-то одним, а постоянно имел целый спектр увлечений, в каждом из которых преуспевал. Брался за различные, как бы сейчас сказали, «проекты» и все их доводил до конца - даже, например, иллюстрировал детскую Азбуку и участвовал в создании первого художественно-исторического музея на севере России (сегодня Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров).


Родина 1886
Озеро. 1902

На надгробном памятнике Аполлинария Михайловича высечена краткая, но очень ёмкая эпитафия: «Художнику, учёному, мыслителю».

Редко какому человеку искусства или человеку науки удаётся совмещать в себе эти противоположные способы восприятия действительности, ведь мир делится на мыслящих образами и оперирующих фактами. Иногда природа решает нас удивить, и тогда рождаются такие люди, как Аполлинарий Васнецов - не только талантливые интеллектуалы, но и цельные характеры, обладающие завидной силой воли и отменным трудолюбием.

Аполлинарий Васнецов

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Биография русского художника Аполлинария Васнецова

(1848 - 1926)

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлекся рисованием. Когда мальчику исполнилось десять лет, умерла его мать, а еще через четыре года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). После окончания в 1872 году духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Для него это было время поисков и колебаний. Устремления молодого человека были разнообразными: его привлекали и изобразительное искусство, и литература, и геология, и астрономия, и преподавание. Тогда победило последнее. В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его. Он тяжело переживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалось бы, идеи невозможно осуществить. Сам Васнецов позднее признавался: «У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты... Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели... И детство, проведенное среди мужиков, и народничество семидесятых годов оставили во мне глубокие следы».
С конца 1870-х годов под руководством брата Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Васнецова, на формирование его как художника огромное воздействие оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи. Это признавал сам Васнецов: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника»; «Вначале у меня были кумиры: Калам и И.И.Шишкин. Настолько мне нравились работы Шишкина - рисунки его пером и офорты - меня обвиняли даже в подражании ему. Причиной особенного предпочтения его перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали; они общие для нас обоих: и я и он выросли в вятских лесах»"; «Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план... В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство - одно из первых основных начал пейзажа, которое он так ясно сумел поставить».
Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился с Ильей Репиным, Василием Суриковым, Василием

Поленовым, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Михаилом Нестеровым и другими. Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность Преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова. Большое влияние на формирование живописного почерка молодого художника оказали советы Поленова, который, как позднее вспоминал сам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовал брать ярче и красочнее».
Испытав на раннем этапе творчества влияние Шишкина, учившего точности в передаче формы, Поленова, уроки которого значительно высветлили колорит его работ, Куинджи, который обратил его внимание на передачу в картине пространства, Аполлинарий Васнецов не стал эпигоном, подражателем этих больших мастеров пейзажа. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтырка вблизи Абрамцева», 1880; «Берег залива. Териоки», 1881; «Лесная тропинка», 1885; «Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все - 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Образ природы решен здесь в лирическом ключе. Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках). Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека. Прием «приглашения» зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871; Алексей Саврасов, «Проселок», 1873; Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники», 1878). Аполлинарий Васнецов смог придать этому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности.
Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. Интересно, что созданный Васнецовым образ повлиял на творчество пейзажиста-передвижника Николая Дубовского, написавшего много позже, в 1905 году, свою «Родину». Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И.Н.Терещенко, который приобрел это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки» считаю все-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
...Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят в даль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них - старый могучий дуб - мощно возвышается на среднем плане, четко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но еще светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Художника интересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состояния природы. В картине передано не только сегодняшнее время - зритель ощущает вместе дыхание столетий, которые пронеслись над этим дубом. Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет

свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова. Нельзя не увидеть в этом прямого влияния историзма, который сформировался в творчестве его старшего брата, Виктора Васнецова. Тот всячески поддерживал Аполлинария. Яркое тому свидетельство содержит письмо от 29 сентября 1890 года из Киева, где Виктор Васнецов в это время заканчивал роспись Владимирского собора. Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «...видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» - он очень хвалил его... так что мы в грязь лицом не ударили. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Работай - не трусь...» Далее Виктор Михайлович писал брату, что коллеги-художники ставят работы Аполлинария чрезвычайно высоко: «То-то, вот, а ты нюнишь... Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно - ты во многом похож на меня. Работай усердно - затее твоей я сочувствую. Если недостача в деньгах будет - не смущайся, пиши, поднатужусь малую толику - пришлю непременно».

Тема Урала и Сибири в творчестве Аполлинария Васнецова. Уральские горы

Баллада. Урал, 1897 Тайга на Урале. Синяя гора, 1891 Сибирь, 1894

Северный край, 1899

Принято, чтобы художники больше всего любили живопись, хорошо бы — видели в ней смысл жизни, с детства пытались рисовать на всём, что под руку попадет. Аполлинарий Васнецов, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, главной своей страстью считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения».

Аполлинарий Васнецов

6 августа 1856 г., село Рябово, Вятская губерния, Российская империя
23 января 1933 г. (76 лет), Москва, СССР
И в этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, началось всё вполне классически для художника — с того самого рисования на всём, до чего добирался. Когда маленький Аполлинарий разрисовал мелом стены, мел у него забрали, тогда он перешел на кусок мыла — им тоже получалось! И рисовал, кстати, отлично — это и хорошо рисующий отец в состоянии был оценить, а чуть позже понял старший брат Виктор.


Всехсвятский каменный мост

Художники Васнецовы произошли из старинного рода священнослужителей Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался круглым сиротой.


Васнецов Аполлинарий работа Виктора Васнецова
Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, к тому времени уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года проучился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения.

Юнгфрау
Это старшему брату тоже было хорошо знакомо — он и сам там начинал свое обучение. Виктор Васнецов отвел брата к польскому ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. Когда-то и самому Виктору поляк помог определиться с выбором пути. Два года спустя Васнецов-старший забрал Аполлинария в Петербург.

Зимний сон

Хождение в народ и обратно.
Вообще-то Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, да и кто в то время не хотел в нее. Но сначала надо было предоставить свидетельство о получении среднего образования. Он усердно занимался по всем предметам и в процессе так увлекся, что думал было поступать в Геологический институт. Виктор Васнецов его отговорил


Чаша моря
В Питере сдать экстерном экзамены было сложнее, и молодой Васнецов отправился в Вятку, где его закрутило народническим вихрем. Мысли об Академии показались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены на народного учителя, отправился в деревню в Орловской губернии, чтобы обучать крестьянских детей. Через год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от прекрасных идей народников, приехал в Москву.


Ахтырка. Вид усадьбы

Туда после заграничной поездки переехал как раз Виктор Васнецов. Вскоре братья влились в Абрамцевский кружок. В имение Саввы Мамонтова в Абрамцево съезжались художники, писатели, музыканты, здесь кипели разговоры об искусстве, вспыхивали споры, бурлила жизнь. Как такового систематического образования Аполлинарий не получил, но при этом его негласными учителями были друзья старшего брата — Репин, Крамской, Поленов. Абрамцево для него стало своего рода академией.


Днепр перед бурей

Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Был передвижником, а покинув Товарищество, стал одним из основателей Союза русских художников, налаживал контакты с «мирискусниками». Впрочем, от главного — собственно живописи — общественная деятельность его не отвлекала. Пейзажи его хвалили, их с удовольствием приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, что было серьезным показателем успеха и таланта художника.

В 80-е годы он довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е Аполлинарий Васнецов встретил на вершине успеха: он известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавил пейзажную мастерскую в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом он был великолепным — добрым, отзывчивым, увлеченным. Хорошо помня свои голодные годы, в случае нужды нередко поддерживал студентов материально.


Московский Кремль

Сказочники Васнецовы
Если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы», — писал младший Васнецов в воспоминаниях

У Воскресенского моста
Может, именно отсюда особые сказочность, магия и волшебство его архитектурных пейзажей? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал ее уникальную художественную летопись

.
Старое устье реки Неглинной

Еще в 1900 году художника приняли в члены Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе. С 1901 года он стал членом-корреспондентом этого общества, а в 1906 году за заслуги на научном поприще единогласно был избран действительным членом Московского археологического общества.

С 1918 по 1929 год Аполлинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.

По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества "Старая Москва", он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы.


На крестце в Китай-городе

Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.


Книжные лавочки на Спасском мосту

Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взглядом Васнецова земля становилось прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему «преданья старины глубокой». Как и его знаменитому брату, собственно, но в другом направлении.


Сад князя Жемчужного

Дела семейные, революционные и послереволюционные

Аполлинарий Васнецов женился в 1902 году. Избранница его, Татьяна Одоевская, была из орловских мещан. Она разделила с ним все радости и тревоги. В 1903 году родился их единственный сын Всеволод.


Уличное движение на Воскресенском мосту

Вернувшись с «хождения в народ», Васнецов разочаровался в народнических методах, но не в демократических идеях. В 1905 году у них с Виктором Васнецовым произошло серьезное расхождение во взглядах. Аполлинарий был вдохновлен революционными призывами, Виктор же говорил, что они предрекают беду и ни к чему хорошему не приведут.

Московский Кремль при Дмитрии Донском


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль

В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились.


Коломенское. Ворота башни Часозвон, 1927

Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя «низов», который кричал «выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»… Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!»


Кирилло-Белозерский монастырь

Отец внял, и именно это помогло ему вернуть вдохновение. Как ни удивительно, его пейзажи тех лет получились особенно сияющими, наполненными солнцем


Оборона Москвы от хана Тохтамыша

В 1933 году, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?» Аполлинарий Васнецов единственный открыто выступил в газете «Известия» с призывом не взрывать храм, поскольку он является несомненным культурным достоянием. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»


Московский Кремль при Иване Ш

Необходимо отметить многогранность творчества художника, его универсальность - в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В начале ХХ века А.М.Васнецов уделял особое внимание архитектурным проектам, принимая участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы было выполнены в «неорусском» стиле.


Московский Кремль. 1887 г.

На протяжении всей своей жизни А.М.Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей.


Красная площадь


Древнерусский город


Москва

В осадном сиденьи

Торг в Нижнем Новгороде


Иван Грозный. 1884


Преферанс

Особенно нужно отметить городские пейзажи Москвы, созданные Аполлинарием Михайловичем в последние годы его жизни


"Ротонда Миловида в Найденовском парке"
10.


На погосте. Демьяново


"Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке" (построен в XVII веке)


"Облака и золотые купола. Бывший Симонов монастырь"


Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю.Г. Орехов, архитектор С.П. Хаджибаронов, 1992


Введенское кладбище

Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…». Эти слова как бы подводят итог многолетней деятельности Васнецова, направленной на прославление нашего отечества, его верного служения России.
В Москве действует мемориальный музей художника, который является частью Третьяковской галереи.

Музей-квартира А.М. Васнецова



Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон "22"), 3 этаж
Проезд: Ст.м. "Чистые пруды", "Красные ворота", "Курская"


Мемориальный музей-квартира академика живописи А.М.Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".


Дом построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А.М.Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.

Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году.


В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова.

Московская общественность ходатайствовала перед Министерством культуры РСФСР о воссоздании его домашней мастерской.


В 1960 году, благодаря стараниям сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны Васнецовых, была открыта для посещения мемориальная мастерская, в которой художник работал последние 15 лет.

В 1965 году Васнецовы передали большие комнаты под экспозицию музея, а сами переехали в маленькие.


Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ - начала ХХ века.

В 1997 году по завещанию Е.К.Васнецовой все её имущество и квартира перешли в собственность Государственной Третьяковской галереи.

В настоящее время коллекция музея насчитывает около 8,5 тысяч единиц хранения.
Сегодня музей расширил свои площади, он занимает две квартиры на одной лестничной площадке. Экспозиция, развернутая в квартире напротив, представляет разные этапы и грани творчества художника.


В бывшей квартире художника восстановлены три мемориальные комнаты - кабинет, гостиная, мастерская. В них сохраняются не только вещи, но сама атмосфера дома. На мольберте в мастерской - последняя завершенная картина А.М. Васнецова "Шум старого парка".


Шум старого парка

В творчестве Аполлинария Михайловича кроме пейзажей и исторических картин встречаются произведения своеобразного философско-романтического характера. К ним принадлежит и его последняя картина "Шум старого парка" - романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

На переднем плане художник изобразил седовласого старика, сидящего на каменной скамье в глубоком раздумье. Налетевший порыв ветра шумит листвою деревьев старинного парка, рябит темная вода пруда. Последний луч заходящего солнца золотит верхушки деревьев, наступают сумерки, во всем грусть уходящей жизни. Свои грустные раздумья и настроения А. Васнецов передает через пейзаж, навеянный воспоминаниями о парках старинных подмосковных усадеб Абрамцево, Демьяново, Узкое. Но жизнь продолжается, ярко освещены окна дома, откуда как бы слышатся молодые голоса, льются звуки музыки... Этим произведением, исполненным в год семидесятилетия, художник как бы подводит итог жизненного пути. Так же картину восприняли и зрители, увидев ее на персональной выставке, экспонированной в 1929 году.

Всеволод Аполлинарьевич ВАСНЕЦОВ (1901-1989гг) - выдающийся русский,советский полярный исследователь, писатель. Сын Великого русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова


Работник Морского плавучего научного института. Штаб-квартира института находилась в Архангельске на улице Вологодская. Автор книги "Под звездным флагом "Персея".(1921—1933)
Родился в г. Москве. Окончил Высшую аэросъемочную фотографическую школу РКК Воздушного Флота.

Всеволод Аполлинарьевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы в Москве
22.Затем работал в Государственном океонографи-ческом институте. Организатор в Москве квартиры-музея отца-художника Ал. М. Васнецова и один из инициаторов создания на родине отца в с. Рябове Зуевского р-на Кировской обл. музея-усадьбы В. М. и А. М. Васнецовых.



Васнецовские чтения. В президиуме Васнецовских чтений: Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника (выступает). Рядом с ним сидят его жена Екатерина Константиновна Васнецова (заведующая мемориальной квартирой-музеем Ап. М. Васнецова в Москве) и директор Кировского областного художественного музея Алла Анатольевна Носкова, Виктор Михайлович Васнецов.
11 июня 1983 г.

Еще при жизни большую часть произведений своего отца передал государству, в т. ч. в музей-усадьбу Васнецовых в Рябове и Кировский областной художественный музей. Принимал активное участие в подготовке усадьбы-музея в Рябове к открытию в 1981. Автор книг о полярных исследованиях и воспоминаний о художниках Ап. и В. Васнецовых.


Рябово - это "родовое гнездо", семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)



Увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни.


Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи


Беседка на кургане. Бывший Найденовский парк. Москва. 1920-е



Пушечно-литейный двор на реке Неглинной. 1918

Цветущий луг. 1882-1885
Юнгфрау. Венген. 1912

Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть... За этюдами молодеешь! Не правда ли? Особенно когда на природе и когда природа красива. Словно встретился опять с любимой девушкой - начинаешь вести с ней задушевные беседы, и хорошо, когда она отвечает взаимностью, то есть когда этюд удается.
Васнецов А.М.

Огромный плюс современного искусства заключается в том, что художник стал смотреть на природу, как на явление цвета и света: нет ничего черного, глухого, мутного, мертвенного в природе - все проникнуто цветом и светом. Художник и в безлунной ночи стал находить цвет и был прав, так как и звездные лучи имеют цвет.
Васнецов А.М.

История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории.
Васнецов А.М.

Влияние передвижников на начинающих художников было огромно и весьма благотворно. Требование рисунка, передача натуры такой, какова она на самом деле, воспитывали здоровое отношение к искусству.
Васнецов А.М.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

Русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880-1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация" и др. Затем переселился в Москву. Был членом "Товарищества передвижников" и одним из организаторов "Союза русских художников" (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.

Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек - эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна ("Тайга на Урале. Синяя гора", 1891; "Кама", 1895; "Северный край. Сибирская река", 1899). Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12-17 вв., чаще всего - Москвы последнего "допетровского" века ("Улица в Китай-городе. Начало 17 века"; "Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот", обе работы - 1900; "Книжные лавочки на Спасском мосту", 1912; "Гонцы. Ранним утром в Кремле", 1913). Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление "Ивана Сусанина" М.И.Глинки, 1885, и "Хованщины" М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу "Облик старой Москвы" для второго тома "Истории русского искусства" (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.

В своей книге "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи" (1908) стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или "вне тезисов искусства") "начинается область заблуждений". С этих позиций критиковал "декадентщину". Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал свой цикл "историко-археологических" пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.

В тему: Суриков Василий Иванович (1848-1916) Масштаб и мощь

    Аполлинарий Васнецов Портрет работы Виктора Васнецова Имя при рождении: Аполлинарий Михайлович Васнецов Дата рождения: 25 июля (6 августа) 1856 Место рождени … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    - (1856 1933), рус. художник. Брат В.М.Васнецова. Член Т ва передвижников. Илл. В. к «Песне про... купца Калашникова» «Москва при Иоанне Грозном» помещена в изд. Кушнерева (1891) как полустраничная заставка (итал. карандаш, тушь; ГТГ); историко… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1856 1933), русский живописец и график, театральный художник. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1899), один из организаторов Союза русских художников (1903). Пейзажист, создал большое числоХудожественная энциклопедия

    Русский живописец и график. Учился у своего брата В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина. Член Товарищества передвижников (с 1899), один из организаторов «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Живописец. Родился в 1856 г. Первое руководство в живописи получил у своего брата, Виктора Васнецова. Много работал для иллюстрированных журналов и книг, совершенствовался в Париже, путешествовал в Италии и Германии. К числу наиболее удачных его … Биографический словарь

    - (1856 1933), живописец и график, археолог. Брат В. М. Васнецова. Передвижник. Поэтичные виды старинной Москвы, эпические пейзажи Подмосковья, Урала и др. * * * ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович }