Как красиво расставить столы в детской библиотеке. Дизайн школьной библиотеки

Оформление фонда

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу.

Главные принципы оформления фонда: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; учет индивидуальных особенностей библиотеки (объем фонда, площадь и др.); изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в каждой детской библиотеке-филиале воплотилась идея преобразования открытого фонда?

Коллектив ЦРДБ имени Зайцева (заведующая обслуживанием И. Паймышева) обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1-3-х и 4-5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван "Третьей планетой". (В основу оформления положена книга Кира Булычева "Тайна третьей планеты".) Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) - добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые - для научно-познавательной литературы, красные и желтые - для художественной литературы.

Стеллаж с литературой для учащихся 2-3-х классов получил название "Вам, первооткрыватели!". Были даны нетрадиционные названия полочным разделителям: научно-познавательная литература - "Любознайкам" (об окружающем мире), "Есть сторонка русская" (история), "Игронавты" (игры, кроссворды, самоделки); художественная литература - "Сказки вместе собрались", "Страна непрочитанных книг", "Поэтическая радуга" и др.

Учащимся 4-5-х классов предложены книги на стеллаже с названием "Вам, старожилы!". Тематические разделители получили такие названия: научно-познавательная литература - "Из времен незапамятных", "Учение - не мучение", "О братьях наших меньших"; художественная литература - "Твоя золотая полка", "О мальчишках и девчонках", "Чудеса и тайны".

На отдельном стеллаже расположена выставка "Сокровища звездного неба", где демонстрируется забота библиотеки с читателями. Ее разделы: "Самые читающие астронавты" - полочная выставка читательского формуляра; "Властелины Вселенной" - представлена литература о писателях-юбилярах и на произведениях; "Помогай-ка" - полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; "Обаяние старых изданий" - полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат "Их разыскивает патрульная инспекция Галактики". На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

Надо сказать и об уголке библиографии, выполненном в красных тонах. Символ отдела Громозека, присутствующий в этом уголке, показывает детям, что с помощью систематического и иллюстрированного каталогов можно выбрать книгу. Этот веселый, яркий человечек напоминает детям и о сроке возврата книги. Он написан на плакате, расположенном у кафедры библиотекаря.

Абонемент, обслуживающий учащихся 6-9-х классов, оформлен в морском стиле. А название ему дали романтическое, можно сказать, приключенческое - "Колумбус". Атрибутами открытого доступа стали глобус, картотека для подростков в помощь школьной программе "Огонек в океане", библиографическая игра "Ветер странствий".

Литература открытого доступа расположена на трех стеллажах под следующими названиями: "Белеет парус одинокий" - художественная классическая литература (полочные разделители и закладки выполнены в голубом и белом тонах); "Встреча в кают-компании" -рекомендательная библиография и формуляры самых активных читателей; "Пути-дороги необитаемого острова" - научно-познавательная литература. (Полочные разделители и заголовок выполнены в зеленых и желтых тонах.)

Особого внимания заслуживает читальный зал. Выбирая тему, которая отразила бы его работу, библиотекари остановились на детективном жанре, так как в читальном зале происходит ежедневный кропотливый поиск информации, идет выполнение справок в ответ на сложные, порой запутанные запросы читателей, не менее засекреченные и непонятные, чем сюжет в захватывающем детективе.

Эмблемой стали развернутая книга и загадочные, пытливые, таинственные и любознательные нарисованные глаза, которые хотят знать все. Эмблема оформлена в черно-сине-красных тонах. Эти же цвета взяты и для оформления библиографической игры-поиска "Знатоки идут по следу". Игра располагается в книжных шкафах, где представлены тематические папки и сборники краеведческого характера, отражающие основное направление работы библиотеки - краеведение.

Красочный плакат приглашает читателей ответить на три группы вопросов: о памятных местах Нижнего Новгорода и области; об исторических местах Сормовского района; юбилейных датах, связанных с жизнью знаменитых нижегородцев. Ответивший на все вопросы получает звание Истинного Нижегородца. Цель игры - привлечь внимание читателей к краеведческому фонду и научить самостоятельному поиску информации.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского (заведующая филиалом Н. Потапова).

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой "Дом Почитайки". Хозяином дома выступает человечек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т. д. В этом доме стеллажи - это подъезды, книжные полки - этажи, полочные разделители - ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи, замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система "светофор" и представлена в виде человечка-светофорика.

Созвучно открытому доступу библиотеки имени Бринского оформление открытого доступа на детском отделении библиотеки имени М. Ломоносова (заведующая филиалом Н. Машкина). Здесь открытый доступ представлен для читателей-детей целой "Читай-улицей", где каждый стеллаж - дом с определенным номером: 1/3 4/6, 7/9 (номер указывает возраст читателей, которым адресуются книги). Жители этих домов - книги и литературные герои: Карлсон, кот Матроскин, Дюймовочка и другие, и каждый располагается за своим полочным разделителем. Полочные разделители выполнены в виде окон домов. Таких окон много, что позволяет наиболее полно раскрыть фонд. Удачна и цветовая гамма стеллажей-домов. Три дома - три цвета: лимонный, розовый и белый. Благодаря цвету и нумерации читатели сразу могут найти свой "дом" на сказочной "Читай-улице". Особенностями оформления открытого доступа данной библиотеки являются простота, понятность и доступность для читателей-детей.

Оригинально оформлен открытый доступ библиотеки имени А. Матросова (заведующая филиалом Л. Сластникова). На очень ограниченной площади абонемента предусмотрен открытый доступ для читателей всех возрастов. Он расположен таким образом, что дети не мешают друг другу выбирать литературу.

Для дошколят выделен уголок "Как хорошо уметь читать". Цветные сиглы на книгах-брошюрах (желтые и красные треугольники) помогают не перепутать книги и сориентироваться в том, какая это литература - художественная (стихи, рассказы, сказки) или научно-познавательная (о животных, растениях, технике).

Для читателей среднего возраста литература собрана под рубрикой "Остров сокровищ". Путеводитель по этому "острову" выполнен в виде карты, расположенной на раскрытой книге. На карте условно обозначены книги по самым разным темам: "Замок чудес" -приключения; "Родник поэзии" - стихи; "Пик победы" - о войне; "Вулкан истории" - историческая литература; "Тропа натуралиста" - о мире природы.

Точно такие же условные знаки поставлены на ящиках, где расположены книги, и на самих книгах. Это позволяет детям быстро найти интересующую их литературу, а библиотекарям быстро расставить фонд. Символом открытого доступа для читателей среднего возраста стал капитан Флинт, который и приглашает желающих посетить "Остров сокровищ".

Открытый доступ для учащихся 7-8-х классов располагается на стеллаже под рубрикой "Круг чтения". Здесь каждый тематический разделитель имеет свой цвет. А книги, стоящие за разделителем определенного цвета, имеют на корешке полоску того же цвета, что и сам полочный разделитель (например, разделитель "В мире фантастики" выполнен фиолетовым цветом, а книги, стоящие в этом разделе, имеют на корешке фиолетовую полоску и т. д.). Такое решение помогает в выборе необходимой литературы и, конечно же, облегчает расстановку фонда.

В детском отделении библиотеки имени Ленинского Комсомола (заведующая Н. Голомидова) фонд открытого доступа - один из самых больших среди детских библиотек района. Располагается он на шести стеллажах. Библиотекари продумали название и цвет каждого раздела для читателей разных возрастных групп.

Так, для учащихся 1 -3-х классов выделен стеллаж с литературой, оформленной в желтых тонах, под названием "Ромашково". Символом его стал паровозик-мультяшка, который в стихотворной форме приглашает читателей к знакомству с книгами.

Учащиеся 4-6-х классов попадают в "Сказочный замок", который выполнен в красно-коричневых тонах, где их встречает королева Книга. Она - символ раздела фонда. А из стихотворения-обращения можно узнать о том, какая литература здесь представлена и для кого.

В сине-голубых тонах предстает перед читателями 7-9-х классов раздел открытого доступа "Книжное море". Корабль, летящий на всех парусах, олицетворяет стремление подростков к знаниям, открытиям, путешествиям. На свитке синего цвета дети могут прочесть стихотворение - пожелание удачи в плавании по книжному морю.

Такое решение оформления стеллажей открытого доступа помогает посетителям легко и быстро сориентироваться в фонде и найти необходимую литературу.

Коллектив библиотеки имени Кассиля (заведующая Л. Федотова) работу с открытым доступом начал с изменения расположения стеллажей. Их поставили на значительном расстоянии друг от друга, что исключило иллюзию цельного объекта и привлекло внимание к отдельному стеллажу. Каждый стеллаж с литературой адресуется читателям определенного возраста: младшего, среднего, старшего. Выделен также "Уголок дошкольника". Поиск нужной книги облегчают различные в цветовой гамме полочные разделители для каждого отдела литературы.

Объемный разноцветный многогранник, подвешенный на ниточке между стеллажами, привлекает внимание читателей. Эту "игрушку" можно покрутить и определить, какой теме соответствует определенный цвет полочных разделителей и сигл на книге. Например: зеленый - экология, красный - история, желтый - художественная литература и т. д.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке стал более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей .

Наталья Зубрей
Советы по оформлению детской библиотеки

Консультация для родителей

Советы по оформлению детской библиотеки .

Что может быть проще в доме организовать детскую библиотеку : книгу купил и поставил на полку. Но это оказывается не так все просто, как нам это хотелось, формирование круга детского чтения зависит от многих факторов : это возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе и задачи, которые мы хотим, создавая домашнюю детскую библиотеку . Можно вообще опустить разговор об этом, если бы мы взрослые на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли главные задачи : развитие интереса к книге и бережное отношение к ней. Но, к сожалению все это случается теперь редко, ведь у книг в наших домах появились мощные соперники : телевизор, видео, компьютер, планшеты.

Задумывались ли вы когда нибудь над вопросом : «Что может вашему ребенку дать книга?» А ведь книга – это откуда дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора . Через литературные произведения малыши впервые на себе храбрость и способность, добро и зло, познают общечеловеческие ценности как человечность, справедливость, дружба, сочувствие, т. е. книги раскрывают и очищают душу, воспитывают добрые чувства. Книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и взрослых. В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг в доме. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка оформлением . Внешний вид книги должен быть привлекательным : разные формы обложек, красивые яркие иллюстрации.

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый этап – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года) . Но это еще не литература. В этих книжках зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К. И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле.

Ребенок взявший в раннем возрасте книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй этап – это книжка вырубка. Книжка у которой вырезана обложка по контору того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий этап – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущими фигурами. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживают. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящие вместе с героями.

Так же надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности : не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэма.

До 3 – 4 лет, дети должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста : “Курочка Ряба”, “Сорока-ворона” и д. р. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находится от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступны для этого возраста сюжетом. Это книжки : А. Барто “Игрушки”, “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и д. р.

Хорошо обновлять репертуар книг через 2 – 3 недели, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например :

Сегодня тебе книжка принесла очень интересную книжку “Кошкин дом”.

Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку - ведь ты очень любишь и бережешь книжки.

В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека . И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т. е. систематизировать по типу взрослой : сказки, книги одного автора; по временам года, рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, стихи, загадки, энциклопедии и т. д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком – символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например “Книжный дом”) и постепенно ее накапливать.

Но и не надо забывать, что книжки тоже любят уход. Рядом с “Книжным домом”, можно разместить уголок “Книжная больница”, где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу вместе с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и конечно на содержание.

Публикации по теме:

«Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». «Актуализация развивающего потенциала библиотеки группы детского сада». Тема проекта: День Победы Сроки проекта: Краткосрочный Возрастная.

Партнёрство детского сада и библиотеки «Партнёрство детского сада и библиотеки» (Из опыта работы МБДОУ города Ростова-на-Дону «Детский сад № 261)

В условиях введения ФГОС одним из главных условий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО является установление.

Дом, где «живут» книги! (посещение детской библиотеки) «Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».

Целью данного мероприятия стало овладение детьми правилами поведения в общественных местах, ознакомление с работой сельской библиотеки,.

В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь.




Основные задачи: Основными задачами, решение которых позволит организовать эффективное функционирование библиотеки- медиатеки, являются: -формирование полноценного медиафонда и фонда на традиционных бумажных носителях: сбор, накопление, обработка и систематизация информации, компьютерная каталогизация и обработка информационных ресурсов; -создание инфраструктуры по обеспечению школы новыми информационными носителями; -обеспечение доступности к различным информационным ресурсам; -обеспечение необходимой информацией всех читателей библиотеки: учащихся, родителей, учителей и других сотрудников школы; -предоставление свободного доступа к Интернет-ресурсам для обучения и самообразования.




Подготовительный этап: 1.Изучение общественного мнения: а) разработать текст анкеты (приложение); б) интервью 1.1 Сбор первичной информации: а) ответы на вопросы интервью; б) заполненные бланки анкет; в) эскизы интерьера библиотеки: г) записи исследования 2. Изучение намеченной проблемы: 2.1. определить круг поиска (схема); 2.2. осмысление полученной информации; 2.3. создание словаря незнакомых терминов. 3. Обработка информации: 3.1. выбор вида оформления результатов: отчет, таблица и т.д вручную; 3.3. на компьютере.


Дизайн – это замысел, немного фантастический и необычный, чтобы художественно- сконструированные предметы интерьера библиотеки вызывали у читателя чувство удовлетворенности, трудового подъема, радости от посещения библиотеки Дизайн – это изящество и красота, удобство и комфортность






Для того чтобы рассмотреть проблему комплексно, необходимо в библиотеке выделить несколько зон: зона 1: «Место библиотекаря», зона 2: «Компьютерная зона», зона 3: «Место для легкого чтения», зона 4: «Театральная», зона 5: «Читальный зал» зона 6: «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» зона 7: «Мини типография школьной библиотеки»



Зона 1: «Место библиотекаря» Зона для библиотекаря должна быть удобна, скромна и в тоже время под рукой должно быть все для работы библиотекаря: компьютер с базами данных, электронный каталог, связь с компьютерной зоной. Расположен уголок так, чтобы удобно было контролировать все зоны. Рядом должна находиться полка с методическими материалами. Думаю, что библиотекарю приятно иметь современный стол, необычной, не стандартной формы.








С бурным развитием Новых Информационных Технологий, особенно телекоммуникационных, медиатеки должны становиться и технологическими центрами. Новый этап в их развитии наступит с появлением автоматизированного библиотечного каталога и компьютерных станций для работы с CD-ROМами. Автоматизированные библиотечные системы частично или полностью должны быть установлены во всех школьных медиатеках. Открытый доступ по сети к каталогам других библиотек, онлайновым базам данных, электронной почте. Для школьников рекомендуется открывать только ограниченный доступ к ресурсам Интернет. Для этого создана «Компьютерная зона». Мы разработали компьютерный многофункциональный стол, где удобно расположены полочки и для книг, и для дисков. Данный стол комфортен и при работе в Интернете. Одновременно за столом может работать несколько человек, так как он предполагает от 3-х до 4-х рабочих мест. Если вы не знаете правил пользования компьютером или как работать с Интернетом, то сверху расположены буклеты с такими правилами. Зона 2: «Компьютерная зона»




Шкаф металлический для компактного хранения мультимедиа носителей на 2860 единиц хранения. Шкаф представляет собой полноразмерный вертикальный модуль (стеллаж) хранения. Шкаф имеет тринадцать выдвижных лотков на роликовых направляющих полного выдвижения и центральный замок для двух распашных дверей. Каждый из 13 лотков разделен пятью металлическими разделителями на 6 отсеков по глубине шкафа. Вместимость шкафа CD (компакт диска) или 5720 slim CD 1 лоток CD или 440 slim CD Габаритные размеры - мм. 914х457х1987Н Дополнительные аксессуары - съёмная выдвижная полка для удобства работы с фондом в помещении хранения










Зона 5: «Читальный зал» Предметы частого пользования, например, мебель для читального зала стараются делать спокойными по форме и цвету, чтобы они не надоели и не поглощали излишнего внимания. Этим дизайнеры хотят подчеркнуть, что мебель должна быть помощником читателя, быть неназойливым, спокойным предметным тоном, на котором разворачивается многообразная деятельность читателя. Форма стола должна быть простой. Окраска должна быть не пестрая, потому чтобы не утомлять глаз читателя. Столы красят в серо- голубые, светло-коричневые и салатные цвета. Главный критерий дизайнерского изделия - польза. Дизайнерский продукт должен быть не только красив, иметь внешнюю привлекательность, но главное его назначение приносить пользу, тогда он станет приятным, удобным, безопасным, легким, не требующим дополнительных духовных и физических сил человека.













Зона 7: «Мини типография школьной библиотеки» Современная библиотека- медиатека должна обладать оборудованием не только для поиска и просмотра всевозможных материалов, но и для их создания. Поэтому необходимо создать зону, где будет мини типография и здесь собрать всю технику: ризограф, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру. С помощью этой техники учащиеся и учителя смогут самостоятельно распечатать до 130 копий в минуту, в считанные минуты напечатать необходимый тираж учебных и методических материалов и контрольных заданий, тексты и статьи из Интернета, авторские книги преподавателей, исследовательские работы учащихся. С помощью данной техники дети могут выпускать школьную газету, сборники лучших сочинений, вестники и альманахи и т.д. Записать видео- монтаж, фонограмму для мероприятий.


Оценка эффективности Реализация проекта позволит: -улучшить обслуживание читателей библиотеки; -своевременно и качественно обеспечивать учащихся, родителей и учителей информационными ресурсами на традиционных и нетрадиционных носителях; -через 5 лет иметь полноценный медиафонд и обновленный фонд учебной, методической, справочной и художественной литературы. - вести процесс комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем образовательной деятельности школы, обеспечивая его полноту и целеобразность; - иметь доступ к разнообразной информации через Интернет; -качественно изменить содержание справочно - библиографической работы; -максимально полно отвечать на тематические запросы, включая ретроспективный аспект и использование мировых информационных ресурсов; -обеспечить всем участникам образовательного процесса возможность овладения навыками работы в различных информационно-поисковых системах; - подключиться к другим центрам информации, базам других библиотек; -проводить обучение и консультации по использованию любых средств информации; - оказывать помощь учителям в подготовке к урокам с использованием информационных технологий; - обеспечить учебный процесс методическими материалами посредством баз данных, электронных энциклопедий и т.п. - использовать современные мультимедийные технологии; - производить копирование на магнитные носители, сканирование, печать документов.


Словарь терминов: Арт- дизайн - создание уникальных объектов с использованием инновационных технологий, в которых художественные и стилевые композиционные факторы преобладают над функционально- конструктивными. Дизайн - [англ. design проектировать, конструировать]- художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика предметной среды. Дизайнер- художник-конструктор, специалист по дизайну. Интерьер- [фр. interieur внутренний ]. Архитектурно и художественное оформленное внутреннее помещение здания. Макет – [фр. maquette] модель чего-либо, предварительный образец, представляющий образец чего-либо в уменьшенных размерах (например, декорационного оформления театральной постановки). Проект- [лат. рrojectus брошенный вперед] технические документы - чертежи, расчеты, макеты создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д. Проектировать - геом. отображать фигуру или предмет на плоскости, чертить проекцию. Проекция- [лат. Projection бросание вперед] изображение какого-либо предмета на плоскости. Буклет – не периодическое издание в виде листовок печатного материала, складываемых параллельными сгибами. Концептуальный - прил. От слова концепция; имеющий серьезную самостоятельную концепцию. Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо научного труда. Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов. Модернизировать - делать современным, изменить соответственно требованиям современности, вводя различные усовершенствования. Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Ресурсы – средства, запасы, возможности, источники чего-либо. Эргономика – эргономия – научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.




Анкета. 1. Поставьте очередность значимости библиотечных отделов? Читальный зал,Абонимент, Медиатека,Помещение для хранения медиафонда,Видеотека,Видеозал. 1. Что такое Дизайн? 2. Какой цвет должен преобладать в интерьере библиотеки? 3. В библиотеке должна быть стандартная мебель или можете предложить свой вариант? 4. Устраивают ли вас размеры нашей библиотеки? 5. Устраивает ли вас фонд школьной библиотеки? 6. Какой вы видите библиотеку будущего? 7. Каким вы видите дизайн библиотеки будущего? 8. Изобразите, каким вы представляете рабочее место библиотекаря? 9. Обязательна ли книга в библиотеке или ее можно заменить компьютером, или другими техническими средствами? 10. Можете ли предложить эскиз книгохранилища? 11. Как вы представляете в школьной библиотеке театральную зону? 12. Должн ли быть в библиотеке уголок разгрузки, так называемый уголок «Отдых с книгой в руках»? 13. Какие технологии вы бы ввели в библиотечное обслуживание? 14. Какой вы представляете медиатеку? 15. Читальный зал должен быть совмещен с медиацентром? 16. Нужен ли Интернет в школьной библиотеке? 17. Какой уголок в библиотеке должен обязательно присутствовать? 18. Должно ли быть озеленение библиотеки? Какое озеленение вы считаете более приемлемым? 19. Может ли быть в библиотеке живой уголок или вы считаете это излишеством? 20. Нарисуйте какой бы вы хотели бы видеть библиотеку?

Мы ежедневно сталкиваемся с информацией, "льющейся" на нас со всех сторон. Практически везде, и в библиотеке тоже, мы видим стенды, листовки, листочки, которые мы... уже попросту не замечаем. Читают ли наши стенды наши читатели? Находят ли они там нужную информацию?

Будем разбираться вместе. Известный факт - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вашему вниманию я предлагаю сегодня подборку фотографий информационных стендов из разных библиотек , выполненных как профессионально, так и с помощью дизайнерских решений самих библиотекарей. Для удобства восприятия информации я условно разделила фотографии по нескольким разделам.

Замечу, что коллеги-методисты на тему информационных стендов написали довольно хорошие рекомендации. С них, собственно, и начнём.

..." Основной целью в привлечении в библиотеку читателей является не столько введение разнообразных услуг, а обеспечение их востребованности, продвижение интеллектуальной продукции и тех же услуг.

Продвижение – это различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки.

Основными задачами продвижения библиотечных услуг являются:

формирование престижного образа (имиджа ) библиотеки в сознании населения, представителей местных органов власти, общественных организации и т. д.;

информирование о новых услугах, введенных библиотекой;

сохранение популярности существующих библиотечных услуг, убеждение пользователей востребовать их;

информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг;

акцентирование внимания пользователей на специфических свойствах и пользе предлагаемых услуг библиотеки, на бесплатности основных форм обслуживания.

Первые фотографии на тему "библиотека", "библиотечный". Употребление этих слов - самое популярное в названии стендов - тут и мир, и город, и досье, и уголок с курьером. На мой взгляд - достойно выглядят любые названия, главное, чтобы "курьер" оперативно сменял информацию, в "мире" отражались "мировые" масштабы, а "досье" ..., кстати, а что в вашем "информационном досье", господа-библиотекари?



Продолжаем изучать инфостенды. Коллеги предлагают наполнять ресурс следующими материалами:


Основные сведения: название библиотеки; библиотечной сети, подразделением которой она является; режим работы; Ф.И.О. библиотекаря; состав фонда

Цели и задачи библиотеки в организации библиотечного обслуживания населения;

Правила пользования библиотекой;

Информацию об услугах, предлагаемых библиотекой, о формах их предоставления;

Информацию о любительских объединениях, клубах по интересам (если есть): план работы, цели, задачи и т.д.;

Грамоты, благодарности за достигнутые результаты в работе;

Объявления о текущих мероприятиях, месячные планы работы и др.;

Продукты издательской деятельности.



Каждый из стендов, на мой взгляд, достоин нашего внимания. Как считаете?

А пока вы разглядываете фотографии, я продолжу. Все мы понимаем, что Информационный стенд должен располагаться в удобном для ознакомления пользователями месте. Желательно стенд застеклить, особенно если он размещен снаружи библиотеки. Материалы, объявления необходимо обновлять своевременно, чтобы стенд не содержал устаревшую информацию. Конечно, использовать компьютерный набор. Что же ещё? Как вам присутствие слова "информация" в названии стендов? Вот вроде бы и хорошее слово, но библиотекари иногда увлекаются и мы читаем, и читаем, и читаем "информации". Лучше уж пусть Библиотечный город будет.


Буквально пару строк об оформлении материалов . И выше на фото и ниже вы увидите варианты оформления. Это личное дело (и финансовое тоже) каждой библиотеки. Но иногда мы видим такую картину - некоторые библиотекари, не мудрствуя лукаво, в предложенных "кармашках" вмещают побольше текста и пусть себе висит. А некоторые очень любят всё блестящее и получается, что текст уже не важен.


Мы, библиотекари, очень часто забываем, что читать наши "информации" будут обычные люди (не забываем выделять стенды отдельно для взрослых и детей), которым абсолютно всё равно как красиво и длинно называется наша библиотека. Они хотят увидеть то, что происходит в этой библиотеке - какие события, какие услуги, когда и в каком отделе это можно сделать, и куда прийти с ребёнком. Масштабные полотна, заполненные текстами НЕ РАБОТАЮТ. Увы и ах.

Конечно, мы следим за успехами друг друга, ориентируемся на зарубежные страны, придумываем что-то своё. Выше помещённые стенды не являются плохими или требующими доработки. Каждый из них хорош, но ЧИТАТЕЛЮ НУЖНО ДРУГОЕ.

КРАТКОЕ. ЁМКОЕ. НЕ СТАНДАРТНОЕ.

хороший пример краткости




Очень хорошие размышления на тему стендов я предлагаю почитать у одной из наших коллег-библиотекарей. Ответы на эти вопросы у каждого библиотекаря могут быть разными. И это хорошо, потому, что в этом случае мы будем иметь дело с «лица необщим выражением» Кто-то, наверняка, может подсказать еще приемы и способы, которые делают информационные стенды по-настоящему эффективно работающими, а не просто набором плакатов, мимо которых читатели проходят, не задерживаясь.

1. Сколько нужно стендов? Их может быть несколько: в фойе, на абонементе, в читальном зале, в других отделах и функциональных помещениях. У каждого из них свои цели и задачи.

В фойе – наиболее общие сведения о библиотеке: полное название, почтовый и электронный адрес, учредители, руководители, партнеры, Миссия, награды. Наверное, уместны сведения о регламентирующих документах: Устав, Правила, Прейскуранты на платные услуги …, по которым работает библиотека. Вряд ли стоит помещать полный текст этих документов, достаточно их перечислить и сообщить, где они находятся, к кому обратиться за ними. Здесь же структура библиотеки: название отделов (филиалов), чем они могут помочь читателям/пользователям, как их найти, к кому обратиться… Сведения об общебиблиотечных, общерайонных/городских мероприятиях и акциях.

Соответственно, в отделах – более детальные сведения об отделах: о сотрудниках, ресурсах, услугах, мероприятиях, достижениях…

2. Где и на чем располагаются стенды? Пространственно: ближе к фонду, к выходу, рядом с каталогом, с кафедрой? … Это зависит и от размеров помещения, и от концептуальной идеи. На специальных планшетах, плакатах, выставочных стендах, книжных полках, прямо на стене, с использованием подручных материалов?... Я знаю, что есть весьма оригинальные находки.

3. Какие нужны стенды: постоянные или переменные? Констатирующие или навигационные (поясняющие, где, что и как найти)? Могут быть и те и другие. Можно на одном стенде сделать две части. Тогда, каково соотношение частей? Периодичность обновления переменной составляющей?

4. Разделы и темы стенда? Зависят от того, что мы хотим сообщить читателям/пользователям, что показать, на что завлечь… Они также могут быть постоянными и сменяемыми на более актуальные.

6. Как будут располагаться тексты, разделы и темы на стенде? Можно по принципу книжной страницы:
слева-направо, сверху-вниз. Можно - центробежно. В центре - нон-стоппер, какая-то деталь, резко привлекающая внимание: знак вопроса и сам вопрос, фотография, черное пятно... В детских библиотеках для этой цели используются талисманы, литературные герои … , а дальше, к краям стенда – тексты, раскрывающие смысл нон-стоппера. Лучше всего воспринимается текст и картинки, расположенные в правой верхней части: здесь может быть самая главная или срочная информация. Какие еще будут идеи?

7. Будет ли и, каким образом, использоваться цветовая гамма? Какие цвета будут нести основную смысловую нагрузку? Обязательно следует уточнить и правильно использовать цветовые сочетания. Здесь же можно продумать какие шрифты могут быть использованы. Лучше, конечно смотрится компьютерная печать, но в зависимости от замысла, почему бы не использовать эксклюзивные работы художника.

8. Каковы стилевые особенности, язык? Многое зависит от местоположения стендов и соответственно, целевого назначения. Официальный текст - деловой стиль и язык. Приглашения на мероприятии – это, естественно, более эмоциональный язык. Могут быть стилевые варианты для детей и подростков, студентов и пенсионеров. Главное, чтобы не было приказного тона, запретительных и карательных обещаний.

9. Будет ли обращение к читателям? Какого рода: приветствие, вопрос, призыв дать оценку, отзыв? Обобщенно-персонифицированное: дорогой друг, любезный читатель… , или обобщенно-групповое: уважаемые студенты, пенсионеры…

10. Предполагается ли интерактив? Если, да, то, как будет осуществляться обратная связь: специальные кармашки для записок, вопросов, цветовых жетонов для голосования; место для записей онлайн, («забор» отзывов), контактные каналы связи? Что еще? В последнее время в библиотеках стали активно использовать электронные информационные средства: бегущую строку, монитор компьютера. Может быть,придет время, будем голограммы использовать. А вы как думаете? И о чем я еще не сказала?

Но самое главное, коль уж мы живём в век высоких технологий, значит и информация, которую мы хотим донести до масс, должна располагаться на высокотехнологичных, современных информационных стендах.

Интерактивная информационная доска, узнающая читателя в лицо, – больше не фантастика! Вместо статических стендов в формате "монолога" уже созданы технологические решения, интегрируемые с системами Digital Signage и позволяющие не только доводить информацию до потребителя, но и обеспечивать обратную связь : проанализировать, сколько людей в действительности читают информацию, размещенную на доске, сколько времени проводят около нее, оценить реакцию потребителя информации, определить возраст, пол, социальный статус «читателей».


P.S. Как представить читателям сайты (на примере библиотеки в Арзамасе)