Цветовая символика. Отношение сочетаний к светлому и темному. Цельность и гармония

Учение о цвете Й.В.Гете

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» . И далее, «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом». Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше.

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга.

Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека.

Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным».

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное.

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого.

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым - «пошло-противным».

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной».

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета.

Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким.

Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны.

Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий.

Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону.

Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой.

Старики - лиловый и темно-зеленый.

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение.

Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

ИНТЕРНЕТ-АКЦИЯ: День крещения Руси 2012!!!

Все ближе новая годовщина этого прискорбного события, которое не так давно отмечается в России на государственном уровне. В этот день мы призываем вас присоединиться к нашей интернет-акции, выразить свое неприятие той волне клерикализации общества, которая накрыла его сегодня.
28 июля мы призываем всех неравнодушных поставить себе траурные аватары, разместить сообщения в христианских группах, мы призываем рассказать об этой акции как можно большему числу людей, в этот день мы вместе встряхнем интернет, и пусть церковники знают, что общество не принадлежит им, что есть еще много их противников, способных заявить о себе.
Помните - чем нас больше, тем эффективнее наши действия. Приглашайте единомышленников! Устроим траур по всей сети!

Слава и Вечная Память Предкам нашим, отдавшим жизнь за Свободу и Независимость Руси в борьбе при насильственной кровавой христианизации.

Преступление и геноцид - не имеет срока давности! Помним и скорбим.

***
"Свой крест ты снял с себя однажды
И отвернулся от Христа,
Поймёт тебя отнюдь не каждый,
Ты сделал это неспроста.
Ты понял цену этой вере
И отказался от неё.
Ты видел ложь и лицемерье
И понял: это не твоё.
Их раболепство, страх, неволя
Противны стали для тебя.
С колен ты встал, и голос крови
Избрал священным для себя.
Славянский дух в тебе проснулся,
Земля родная позвала.
Лицом ты к свету повернулся
И понял, что пришла пора.
Не крест, а Коловрат на шее,
Круг Солнца означает он.
Как предок из Гипербореи,
Будь стоек, горд, будь храбр, силён.
Твой взгляд пронзителен и ясен,
В нём Предков Дух и Мощь Богов
Свободен ты, и мир прекрасен,
Ты смог познать его любовь.
Ярила светом ты отмечен,
Перуна волею храним,
Но вот врагами был замечен -
Отныне будешь ты, гоним.
Но не сломить тебя вовеки,
Окрепла воля, словно сталь,
Ты стал свободным человеком,
И прошлого тебе не жаль.
Ты родновер, Природы Русской,
Путь Жизни выбрал для себя,
Ты не боишься встать на бруствер,
И Боги защитят тебя!"
(с)

Источник: настроение:Спокойное

СЕКРЕТЫ НУМЕРОЛОГИИ.

Сразу хочу подчеркнуть:





заметит вашего опоздания.




Ну





Древние



Поэтому,

цифре. Количество углов

воспринимать происходящее.

СЕКРЕТЫ НУМЕРОЛОГИИ.
В последнее время мы с вами много говорим о роли чисел и цифровых кодов в повседневной жизни и судьбе человека.

Сразу хочу подчеркнуть:
нет смысла объяснять магические принципы работы цифровых комбинаций –
на то они и магические, то есть волшебные и тайные. Я же сегодня хочу
обратиться к тем магическим значениям чисел, которые пригодятся вам
ежедневно в обычной реальной жизни. Это самые простые ключи – их не надо
высчитывать, – их нашли еще в «далекие далека», а сейчас и вы узнаете о
них и научитесь их использовать.

Итак, начнем с самого простого. Если вы опаздываете куда-то, вам нужно по дороге повторять про себя число «двадцать».
2 умножит ваши усилия, а 0 сведет на нет усилия противодействия. Для
вас в толпе или автомобильной пробке возникнет свободный коридор, а тот,
с кем вы встречаетесь, и сам начнет опаздывать либо же просто не
заметит вашего опоздания.

Если вам нужно нечто разрушить, вы должны представлять себе в воображении это нечто и произносить про себя: «Сорок четыре».
Мало того что эти цифры внешне похожи на два разряда молнии (недаром
они были столь популярны у завоевателей). Но наложение одного квадрата
(4) на другой квадрат (4) дробит всякую устойчивость на части, ведь
углов становится восемь, а 8 – число бесконечности. Вот и выйдет
дробление до бесконечности – в пыль.

Если вам, наоборот, необходимо приумножение, восстановление чего-то, представьте это нечто и повторяйте: «Сорок сороков». Помните, как величалось в старой Москве невиданное множество церквей – именно так магически: сорок сороков.

Если вам не хватает счастья, удачи, легкости, повторяйте число «двадцать один». Само слово «счастье» в цифровом значении – 21.

Если вам необходимо прибавить что-то (хоть количество петель в вязанье, хоть количество купюр в кошельке), представьте себе это и повторяйте: «Семь плюс один». 7 – число таинственного действия, 1 – число цели и энергии, ну а 8 (7 + 1) – число бесконечности.

Если же вам нужно нечто убавить (хотя бы, например, собственный вес), представьте себя стройной березкой и повторяйте: «Десять минус один». Кстати, будьте готовы к переменам: 10 – 1 = 9 (числу перемен).

Ну
а теперь, после краткого урока магии чисел, постараемся представить
себе, как эти числа выглядят. Вы, конечно, это знаете. Но знаете ли,
почему наши цифры пишутся именно так? Давайте разберемся, что значит их
внешний вид. Традиционно считается, что написание – внешняя форма наших
чисел – арабская. Их так и называют, в отличие от римских чисел, –
арабские числа. Но понятно, что древние написания вбирали в себя
множество различных черт. Используясь разными народами, написания цифр
менялись. Если мы сравним их, эти самые арабские цифры, например, с
древнескандинавскими рунами, увидим множество тождественностей.
Например, руна «лагу» изображается как 1, только верхний кончик у нее не
с левой, а с правой стороны. И значила руна «лагу» почти то же, что и
значит 1: реализовать свой потенциал, определить свое движение.

Древние
практики рассказывают нам о том, почему наши цифры выглядят так, а не
иначе. Оказывается, они отражали развитие, те поворотные углы, которые
преодолевает человек во времени и пространстве своей жизни. Чем более
возрастает число, тем больше у него углов – препятствий, которые
необходимо преодолеть на пути жизни, чтобы прийти к собственной цели.

Сравните: – один угол – шесть углов – два угла – семь углов – три угла – восемь углов – четыре угла – девять углов – пять углов – нет углов
Поэтому,
если вы посмотрите на СВОИ цифры даты рождения, или на комбинации ваших
персональных кодов, обратите внимание, сколько углов в каждой вашей
цифре. Количество углов
будет говорить не только о том, сколько препятствий встретится на вашем
пути, но и (а это главное!) о том, насколько нервно вы сами будете
воспринимать происходящее.

ФОРМУЛА ПРОЩЕНИЯ

Прощение
- единственная освобождающая сила во Вселенной. Прощение истинной
причины освобождает человека от болезней, жизненных трудностей и прочего
плохого.
Как прощать? Это труднее, чем Вы предполагали? Ничего, научимся!
1. Если кто-то сделал мне плохо, то я прощаю его за то, что он это сделал, и прощаю себя за то, что я вобрал в себя это плохое.
2. Если я сам сделал кому-либо плохо, то прошу у него прощения за то, что я сделал, и прощаю себя за то, что я это сделал.
3.
Поскольку я причинил своему телу страдания, делая плохо другому, либо
позволяя делать плохо по отношению к себе, то в любом случае я всегда прошу прощения у своего тела за то, что тем самым причинил ему вред.
Все это можно приговаривать либо произносить мысленно. Главное, чтобы шло от души. Таково самое простое прощение.
Такое прощение
люди обычно понимают без труда, хотя испрашивать прощение у себя для
некоторых является непреодолимой проблемой. Я принадлежу себе равно в
такой же степени, как принадлежу Божественному Всеединству. Как и любой
другой. Тем самым мое тело является одновременно и мною, и им. Я не имею
права его разрушить. Хотя мое тело - мое, но я не его собственник.
Постарайтесь
освободить свой дух от материалистического мышления. Для этого
попросите прощения у своего мышления за то, что оно коллекционирует
догмы. Иной раз бывает очень трудно простить другому, порой даже
невозможно, поскольку тот причинил много боли.
Хотя учение Христа о спасении и не ново, но зато ново его глубинное осмысление и потому требует дополнительного прояснения.

Принципы прощения
Все, что делает мне плохо, связано со мной при помощи невидимой
энергетической связи. Если я хочу освободиться от плохого, то я сам
должен освободить оба конца связи. Это делается прощением.

Человек притягивает к себе то, что в нем уже есть.
Если есть хорошее, должен явиться некто, чтобы делать хорошее. Если есть плохое, должен явиться некто делать плохое.
Тот, кто явится, преподнесет мне жизненный урок. Он словно исполнитель
работы по заказу. Я хочу, и он придет. Вся негативность, которая есть в
человеке и которую он сумел освободить по-умному - с помощью прощения,
является неусвоенным жизненным уроком. Следовательно, его придется
усвоить через страдания. Для этого должен явиться некто и причинить
страдания.
Прощению сопутствует осознание. Осознание есть мудрость.
Человек остается глупым до тех пор, пока видит причину плохого в другом человеке.
Формула прощения
1. Я прощаю плохой мысли за то, что она в меня вошла.
2.
Я прошу прощения у плохой мысли за то, что я не понял, что она пришла
научить меня уму, и за то, что я не сообразил ее освободить. Я заключил
ее в себе в плен и взращивал.
3. Я прошу прощения у своего тела за то, что взращивая плохую мысль, причинил ему плохое.

Метки:формула прощения

Идеи Гёте о воздействии цвета на человека и гармонии цветов.

­(Иоганн Вольфганг Гёте, 1749-1832 гг.- гениальный немецкий поэт, гуманист и ученый, автор известного труда «Учение о цвете».)

«Учение о цвете» Гёте (1810 г.) принадлежит к наиболее интересным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам. Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исклю­чительно с позиций воздействия цвета на человека. При этом он разли­чает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздей­ствие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие).

Главное место в его учении занимает рассмотрение «эмоционально-нравственного воздействия цвета». Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он правильно считал, что свет – цвет - эмоция являются звеньями одной цепи, находящимися в при­чинной связи. Он внимательно изучал воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека и первым изложил их в виде четкой системы.

При рассмотрении предмета через призму Гёте пришел к выводу, который стал основой его теории и системы. Он заметил цветные поло­сы на границе областей светлого и темного. Великолепие спектральных цветов проявлялось, следовательно (по мнению Гёте), исключительно при противопоставлении света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов - это существенная характеристика цветов в самых различ­ных их проявлениях. Желтый цвет и граничащие с ним области род­ственны свету. Синий и соседние с ним цвета Гёте относил к «царству тьмы».

Здесь взгляды Гёте перекликаются с древнегреческими теориями возникновения цвета. Желтый и синий он считал первичными цветами, возникшими из противоположности «светло - темно». При удалении призмы от рассматриваемого предмета желтая полоса расширяется, и становится заметным деление ее на желтую и крас­ную полоски. Синяя полоса распадается на синюю и фиолетовую. Поэтому красный цвет Гёте считал усилением желтого, а фиолетовый - синего. Эти взгляды подкреплялись наблюдениями над природой. В пасмурную погоду он замечал, как цвет заходящего солнца переходит от желтого к красному. Эти два цвета Гёте называл солнечными, теплыми, активными.

Синий и фиолетовый он определял как холодные, пассивные цвета ночи. Зеленый цвет, по его мнению, получается путем простого смешения дополнительных цветов - желтого и синего.

Дальнейшее усиление красного (желто-красный) и фиолетового, якобы, дает пурпурный цвет.

Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод, сделанный Гёте из этого явления, не вызывает никаких возраже­ний: если в поле зрения будет находиться дополнительный цвет, то по­стоянно будет происходить разрядка и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие, гармония. Поскольку это равновесие достигалось при помощи дополнительных цветов, Гёте называет его гармоничным. Гете располагает цвета по кругу согласно своей гипотезе о возникновении цветов.

­Мы находим у него также указания на эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из принятого им цветового круга.

Он называет сочетание противоположных в круге (расположенных друг против друга) цветов гармоничным, сочетание чужеродных (отда­ленных соседних цветов) - характерным и, наконец, сочетание родст­венных (соседних) цветов - негармоничным.

Критика Гёте закономерностей, открытых Ньютоном, лишена всякой научной доказательности. Она базируется на ошибочном предположении, что смешение спектральных цветов должно давать такие же результаты, как и смешение пигментов.

Закономерности, открытые ученым-физиком в результате тщатель­ных измерений, глубокого знания предмета и многочисленных опы­тов, были недоступны пониманию Гёте. Он многое объяснял, основы­ваясь на своих философских воззрениях, а не рассматривая цвет гла­зами физика. Этим объясняется то, что некоторые позиции его учения о цвете находятся в противоречии с наукой. Правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета на человека, уживают­ся в его учении с неверными представлениями о физической природе цвета. Гёте прав, когда утверждает, что белый цвет воспринимается как единое целое. Однако его утверждения, что белый свет неразложим, неверно.


Эти ошибки и послужили главным образом причиной того, что неко­торые известные исследователи природы цвета (например, Оствальд) впоследствии считали учение Гёте о цвете слишком эмоциональным и отвергали его из-за «поэтично примитивной формы». Но, несмотря на это, идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прош­лом исходными позициями для художника.

Учение о цвете Й.В. Гете

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Учение о цвете Й.В. Гете
Рубрика (тематическая категория) Психология

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена ʼʼв штыкиʼʼ. Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всœего, интересует та часть учения Гете, которую он называет ʼʼЧувственно-нравственным действием цветовʼʼ.

Гете считал, что цвет ʼʼнезависимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроениеʼʼ (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всœего, им самим, а не его предметными ассоциациями. ʼʼОтдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состоянияʼʼ (#761). И далее, в #762: ʼʼотдельные цвета вызывают особые душевные состоянияʼʼ. Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определœенным цветам определœенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в ʼʼдушевном состоянииʼʼ, которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, к примеру, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на ʼʼположительныеʼʼ - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и ʼʼотрицательныеʼʼ - синий, красно-синий и синœе-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зелœеный Гете относил к ʼʼнейтральнымʼʼ. Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. В случае если смотреть сквозь желтое стекло, то ʼʼглаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселœее, кажется, что... веет тепломʼʼ (#769). Чисто желтый - приятен. При этом при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на ʼʼнеблагороднуюʼʼ поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый ʼʼэнергичнееʼʼ чисто желтого. Может быть, в связи с этим, данный цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в данном цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно ʼʼрадуютсяʼʼ (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. ʼʼКак цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничтоʼʼ (#779). Гете тонко чувствует ʼʼмистицизмʼʼ синœего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, ʼʼуходитʼʼ от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синœего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. В случае если смотреть на мир через синœее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Синœе-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать данный цвет долгое время очень трудно, в случае если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединœение полюсов желтого и синœего и в связи с этим глаз находит в данном цвете ʼʼидеальное удовлетворениеʼʼ (#794). Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелœести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителœей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день ʼʼстрашного судаʼʼ (#798).

Зелœеный. В случае если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зелœеный. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа ʼʼотдыхаетʼʼ. Не хочется и нельзя идти дальше (#802).

Воздействие отдельных цветов, вызывая определœенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, ʼʼограничиваетʼʼ душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и всœеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зелœеный.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета͵ требует для своего уравновешивания воздействия красно-синœего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют ʼʼцветовой кругʼʼ Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет ʼʼхарактерныеʼʼ и ʼʼнехарактерныеʼʼ. Эти цветовые сочетания также вызывают определœенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

ʼʼХарактернымиʼʼ Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета͵ разделœенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно создает, Гете называет ʼʼобыденнымʼʼ (#819).

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).

Желто-красный в сочетании с синœе-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого (#822).

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

ʼʼНехарактернымиʼʼ Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зелœеным Гете называет ʼʼпошло веселымʼʼ, а синий с зелœеным - ʼʼпошло-противнымʼʼ (#829).

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. ʼʼАктивнаяʼʼ сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а ʼʼпассивнаяʼʼ (отрицательные цвета) - проигрывает. И, напротив - при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более ʼʼвеселойʼʼ и ʼʼжизнерадостнойʼʼ (#831).

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, ʼʼнекультурныхʼʼ народов и детей. У образованных людей, напротив, существует неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ʼʼотвращениеʼʼ к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зелœеный (#838-848).

Значение ʼʼУчения о цветеʼʼ для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора ʼʼсветоносной души человекаʼʼ получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определœенное, специфическое содержание.

Учение о цвете Й.В. Гете - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение о цвете Й.В. Гете" 2017, 2018.

П ервое, что поражает при взгляде на естественнонаучное наследие Иоганна Вольфганга Гёте, это его универсальность. Кажется, не существует такой области природы, которая бы ускользнула от его внимания. Гёте является автором многочисленных работ по остеологии, ботанике и биологии, публиковавшихся в авторитетных научных журналах, статей и докладов по оптике, общей физике, химии, геологии и метеорологии. Но едва ли мы ошибемся, если скажем, что особым интересом Гёте всегда пользовались цветовые явления, и что важнейшим достижением и как бы вершиной его научной деятельности стало знаменитое «Учение о цвете» (Farbenlehre).

Работе над этим произведением он, в общей сложности, посвятил более 40 лет жизни и, по собственному признанию, считал его своей главной заслугой. «Всё, чего я достиг как поэт, - говорил Гёте Эккерману, - я вовсе не считаю чем-то особенным. Хорошие поэты жили вместе со мной, еще лучшие жили до меня, будут жить и после. Но то, что в своем столетии я единственный, кто в труднейшей науке учения о цвете знает правду, вот это я ставлю себе в заслугу, и вот почему я сознаю свое превосходство над многими».

Интерес Гёте к цвету и цветовым явлениям первоначально был вызван его увлечением живописью. Не обладая от природы способностями к пластическому искусству, он, по его собственному признанию, стремился заполнить рассудком и пониманием те пробелы, которые оставила в нем природа. Он искал законы и правила, которыми руководствуется художник при создании своих произведений, и уделял гораздо больше внимания технике живописи, чем технике поэзии.

Однако искусство северной Германии, чтение книг и беседы с отечественными знатоками не удовлетворяли его. Поэтому после долгих колебаний, в 1786 году он решается отправиться в Италию в надежде, что там, на родине искусства, в живом общении с известными художниками, он сумеет, наконец, найти ответ на волнующие его вопросы. Ожидания Гёте оправдались лишь отчасти. Действительно, многое выяснилось для него в отношении композиционного построения картины, однако принцип ее окрашивания (колорирования) продолжал оставаться ему неясным.

Иоганн Вольфганг Гёте, великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель, посвятил изучению цветовых явлений более 40 лет своей жизни (1791-1832 гг.). Центральной и самой значительной из его работ, затрагивающих проблемы цвета, является трактат «Учение о цвете», состоящий из трех частей: «Дидактической», где Гёте излагает собственные представления о цветовых явлениях; «Полемической», в которой он опровергает теорию цвета Исаака Ньютона; и «Исторической», в которой собраны материалы, освещающие историю науки о цвете от античности до конца XVIII в.

В настоящем издании впервые публикуется полный русский перевод первой части трактата, называемой также «Наброском учения о цвете». Книга знакомит читателя с оригинальной цветовой теорией Гёте, а также с более гармоничным и целостным подходом к изучению природы, позволяющим связать науку о цвете с философией, математикой, физикой и живописью.

Издание представляет интерес для историков науки, художников, психологов, философов и всех интересующихся теорией цвета и цветовосприятия.

Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете

В своей работе «Учение о цвете» Гете описывает явления цветовой индукции — яркостной, хроматической, одновременной и последовательной — и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое действие влечет за собой противодействие. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма — белый цвет — может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки.

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый — голубого, а пурпурный — зеленого, и наоборот. Гете считал, что цвет, «независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

Существует также разделение цветов на «характерные» и «бесхарактерные». К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым — пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, «когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом. »

Цветовой труд Гете также содержит несколько очень тонких определений колорита. Например, в живописи существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет такой колорит фальшивым.

Над своим «Учением о цвете» Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную теорию.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что… веет теплом». Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Холодный желтый цвет в интерьере говорит о свободолюбии и широте взглядов его хозяина. Удачно смотрится в дизайне гостиных и столовых. Очень интересен в сочетании с чёрным и белым для ванной комнаты. Тёплый оттенок желтого прекрасно подойдёт для детской комнаты. Этот оттенок повышает настроение и благотворно влияет на развитие позитивного мировоззрения.

Оранжевый цвет. Все положительные высказывания о желтом цвете подходят и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами. Оранжевый цвет интересен в оформлении кухни, он вызывает аппетитные ассоциации. Этот оттенок широко используется при создании интерьеров в восточном или африканском стилях. Он также прекрасно подойдёт для зимнего шале, так как обладает прекрасным согревающим свойством.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения. В дизайне интерьеров этот цвет используется для создания выразительных цветовых акцентов в помещении. Желто-красный не терпит присутствия иных ярких цветов, поэтому хорошо смотрится среди бледных, пастельных тонов, и в сочетании с белым цветом.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде. В немецком языке понятия синего и голубого цветов заложены в одном слове. Голубой и синий цвета – это цвета воды, неба и воздуха, довольно банально выглядящие в ванной комнате. Однако при сочетании со светло-зелёным прекрасно подойдут для детской шумного и подвижного ребёнка. В сочетании с холодным бежевым оттенком эти цвета практически идеальны для спальни. Сизые и светло-голубые интерьеры с обилием стекла и отражающих свет материалов широко используются при оформлении офисных помещений, так как позитивно влияют на нервную систему потенциально клиента, позволяя ему комфортно чувствовать себя при важных деловых переговорах.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но, по мнению Гете, безрадостный. Этот загадочный оттенок издавна использовался в одеяниях магов, как символ знаний и силы, интеллекта и эрудиции. Оформляя свой интерьер при помощи лилового, либо фиолетового оттенка, у Вас есть возможность создать атмосферу серьезности и тайны. Этот оттенок используется при оформлении спален и ванных комнат, так как способствует релаксации и самокопанию, а также при оформлении гостиных, если есть желание подчеркнуть неординарность и экстравагантность вкусовых предпочтений.

Чистый красный цвет Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Интерьеры в красном вызывают ощущение эмоциональной активности. Этот цвет идеально подходит для гостиных и кабинетов в классических стилях, а также для гостиных, ванных комнат и кухонь в стиле модерн. Спальня оформленная в красном цвете указывает не только на дурной вкус, но и приводит к серьйозным нарушениям нервной системы. Совсем иначе обстоит дело при попытке воссоздания восточных стилей. В китайском, а также арабском интерьерах красный цвет занимает одну из ведущих ролей, без его магии просто не обойтись.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда». Именно поэтому в современном интерьере этот цвет используется лишь только для деталей, и никак не для доминирующих акцентов.

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Зелёный цвет тёмных оттенков – это серьезный цвет кабинетов и классических гостиных, светлый же оттенок, более живой и весёлый, будет уместен как в кухне, или в ванной, так и в детской комнате.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали. Основными правилами «цветового круга» сознательно или же на подсознательном уровне пользуется каждый профессиональный дизайнер интерьера, поскольку неграмотное владение гармонией цвета в теории делает невозможным создание гармонии на практике.