Иллюстративный материал. Большая энциклопедия нефти и газа. Требования к основной части работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный индустриальный университет

(ГОУ МГИУ)

Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Связывание: Диссертация должна быть представлена ​​в надежном временном связывании с клееной или спиральной позвоночником, например. «Идеальное связывание» и «привязка пружины». Информацию можно получить в соответствующем школьном офисе. Последовательность: Диссертация должна быть организована следующим образом.

Титульная страница, аннотация, посвящение и благодарности, авторская декларация и содержание должны быть односторонними. Титульная страница: в верхней части титульной страницы укажите заголовок и, при необходимости, подзаголовок. Полное имя автореферата должно быть в центре страницы. В нижнем центре должны быть следующие слова.

На тему «Учет и аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии _

(на примере ООО «Гринвест», г. Москва)

Студент-дипломник Петрова О.В.

(Личная подпись) И.О.Фамилия

Руководитель работы,

должность, звание Гупаленко Т.А.

(Личная подпись) И.О.Фамилия

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

В соответствии с этим текстом следует указать название школы и дату подачи диссертации. Количество слов должно быть указано на титульном листе. Посвящение и признание принимаются по усмотрению ученика. За исключением случаев, где это указано в конкретной ссылке в тексте, эта работа - это моя собственная работа. Работа, проводимая в сотрудничестве с другими людьми или с ее помощью, указывается как таковая.

Любые взгляды, выраженные в диссертации, кроме ссылочных материалов, принадлежат автору. Оглавление, список таблиц и иллюстративный материал: Оглавление должно перечислять в последовательности и с номерами страниц все главы, разделы и подразделы, список ссылок; а также сокращений и приложений. Список таблиц и иллюстраций должен следовать за оглавлением, перечислять с номерами страниц таблицы, фотографии, диаграммы в том порядке, в котором они появляются в тексте.

Заведующий кафедрой,

К.Э.Н. профессор _______ __________________ Клячин В.А.

Уч. степень, звание (Личная подпись) И.О.Фамилия

МОСКВА 2007

Плакат №1

Тема дипломной работы «Учет и аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии (на примере ООО «Гринвест», г. Москва)

Рассмотрен период с 2003г. по 2005г.

Студент: Петрова О. В.

Приложения: не все программы позволяют приложениям в рамках диссертации. Если программа не разрешает приложения, школа будет обеспечивать, чтобы эта информация была явно предоставлена ​​студентам в спецификации единицы для диссертации. Цифровые носители записи, фотокопии и фотографии: Приложения могут включать в себя цифровые носители записи в стандартных форматах и ​​фотокопии хорошего качества и фотографии, если такой материал является наиболее подходящим способом представления информации. Этот материал должен быть четко помечен и указан в списке иллюстративных материалов диссертации.

Дипломный руководитель: Гупаленко Т.А.

Объектом исследования, в предлагаемой Вашему вниманию дипломной работе, является Общество с ограниченной ответственностью «Гринвест» - лидер на рынке производства осветительного оборудования

Целью данного проекта является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи, проведение аудиторской проверки и выявление путей усовершенствования учета на предприятии ООО «Гринвест»

Материал не должен нарушать авторские права. Бумага: Диссертация должна быть напечатана на бумаге формата А4. Страницы обычно должны быть двусторонними. Нумерация страниц: страницы должны быть последовательно пронумерованы в нижнем центре страницы, включая приложения.

Поля должны быть не менее 40 мм с левой стороны и не менее 15 мм сверху, снизу и сбоку. Представление диссертации. Студенты должны представить две печатные копии диссертации в школу вместе с подписанной формой подачи в установленные сроки и время. Это требование может быть отменено для отдельных программ с разрешения соответствующего директора факультета образования выпускника. Директор программы проинформирует студентов о том, что отправка печатных копий не требуется.

В дипломной работе были поставлены и выполнены следующие задачи:

изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи в теоретическом и практическом аспектах;

оценить качество учета готовой продукции и ее продажи на предприятии, на базе которого проводилось данное исследование и предложить меры по улучшению учетного процесса;

Электронная подача диссертации позволяет экзаменаторам проверять представленные диссертации на предмет плагиата с помощью программного обеспечения для обнаружения плагиата. Как правило, один экземпляр хранится в школе в соответствии с рекомендациями по защите данных.

Студенты должны сохранить дополнительную копию диссертации, если они будут приглашены для устного экзамена. Во многих школах диссертация должна быть подана к полудню в полдень. Однако это может меняться, поскольку конкретные данные для представления устанавливаются школами, использующими это приложение в качестве руководства.

дать оценку ритмичности работы предприятия;

выявить резервы увеличения выпуска и продаж готовой продукции на предприятии;

провести аудит готовой продукции и ее продажи на предприятии.

Плакат №2

Основные технико-экономические показатели ООО «Гринвест»

за 2003-2005 г.г.

Показатели

Крайние сроки подачи заявок на участие в программе для некоторых неполных и профессиональных программ могут отличаться от вышеуказанных крайних сроков, но они должны быть четко указаны в школьных справочниках и обеспечить своевременное завершение учебы.

Раздел 15 Правил и Кодекса практики. Помимо исключительных обстоятельств, студенты должны представить свою диссертацию в течение обычного учебного периода для присуждения премии и в соответствии с требованиями программы и опубликованными датами истечения срока подачи заявок для подачи. Диссертации оцениваются двумя внутренними экзаменаторами. Форма отчета эксперта используется для получения отзывов по диссертации и окончательной отметки. Подробная информация содержится в школьных справочниках.

отклонение в абсолютном выражении 2004г. к 2003г.

отклонение в абсолютном выражении 2005г. к 2004г.

1. Производственная мощность, шт.

2. Выпуск продукции в натуральном выражении, шт.

Официальное уведомление о результатах экзамена направляется учащимся, следующим за соответствующим Советом экзаменаторов. Подумайте, почему читателю нужно прочитать документ. Также укажите людей, которые будут заинтересованы в документе, даже если они не будут напрямую затронуты. Напишите всем, кто заинтересован, а не только техническим или юридическим экспертам. И имейте в виду средний уровень технического уровня читателя.

Голос - это форма, которую принимает глагол, чтобы указать, действует ли ее субъект или действует. Когда предмет глагола что-то делает, глагол находится в активном голосе. Когда субъект глагола получает действие, глагол находится в пассивном голосе. Активный голос: Конор попал в мяч.

3. Коэффициент использования производственной мощности

4. Товарная продукция, тыс. руб.

5. Реализованная продукция (объем продаж продукции), тыс. руб.

6. Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Пассивный голос: мяч был поражен Конором. Поскольку активный голос подчеркивает исполнителя действия, он обычно более краткий, ясный и более решительный, чем пассивный голос. По возможности используйте активный голос в своих произведениях. Вы будете говорить более четко, если ваши предложения и разделы будут короткими. Цель для средней длины предложения составляет 20 слов, причем ни одно предложение не превышает 40 слов. В каждом абзаце используйте только один объект и сохраняйте абзацы до 10 или 12 строк.

Помогите пользователям представить себя в тексте. Местоимения помогают читателям лучше относиться к документам. Когда вы обращаетесь к читателю как «вы», он или она чувствует прямое обращение и, скорее всего, понимает, какова его или ее ответственность. Когда ваше письмо отражает это, оно более экономично и оказывает большее влияние на читателя.

7. Фондоотдача, руб.

8. Численность промышленно-производственного персонала (работающих), чел.

9.Производительность труда, тыс. руб.

10.Среднемесячная оплата труда, руб.

Напишите в визуально привлекательном стиле

Кроме того, не забудьте определить в начале текста, кто аудитория или «вы». Дополнительное преимущество: при написании ваших документов, чтобы быть понятным для индивидуума, вам будет легче.

  • Поместите информацию в логическом порядке.
  • Ответьте на вопросы и сообщите информацию, которую хочет знать ваш читатель.
  • Четко определите обязанности и требования.
С визуальной планировкой вы привлекаете внимание ваших читателей к информации, которую они должны знать.

Шаги для визуального привлечения ваших документов включают следующее. Используйте множество информационных заголовков. Убедитесь, что у каждого заголовка достаточно информации, чтобы помочь вашему читателю понять содержание абзаца или раздела. Напишите короткие разделы: короткие секции разбивают материал на легко понятные сегменты. Им также легче читать и понимать.

11.Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

12. Прибыль (убыток) от реализации (продажи) продукции, тыс. руб.

13. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

Используйте вертикальные списки. Вертикальные списки выделяют ряд элементов визуально. Используйте вертикальные списки, чтобы помочь вашему читателю сосредоточиться на важных материалах. Излишние или сложные слова делают ваше письмо слабее. Правительственное письмо часто бывает слишком многословным. Вот несколько примеров лишних слов в наших письмах и простых альтернативах.

Как вы упорядочиваете документ и какие заголовки, которые вы включаете, чрезвычайно важны для определения того, какое влияние ваш документ будет на своих читателей. Чтобы достичь наивысшего уровня понимания ваших читателей, вот некоторые рекомендации по структуре.

14.Затраты на рубль реализованной (проданной) продукции, руб.

15.Рентабельность продукции в целом, %

Плакат №3

Финансовые результаты хозяйственной деятельности

Положите основное сообщение, сначала разделите свой материал на короткие разделы, связанные с группой идеи вместе поставили материал в порядке, который имеет смысл для читателя использовать множество заголовков. Используйте примеры, такие как диаграммы, таблицы и другие иллюстративные материалы в качестве примеров для объяснения сложного материала. Упоминайте или вводите каждую фигуру в текст перед тем, как это произойдет, и поместите фигуру близко к тексту, который ее объясняет. Попытайтесь ограничить цифры на одну страницу.

Для цифр, которые распространяются на более чем одну страницу, повторяйте имя и номер цифры на каждой странице. Убедитесь, что у всех фигур есть информационные заголовки. Оригинал: мы должны получить заполненную форму заявки до 15-го числа второго месяца, следующего за месяцем, о котором вы сообщаете, если вы не отправляете заявку в электронном виде или 25-й день второго месяца, следующего за месяцем, о котором вы сообщаете, если вы отправляете заявку в электронном виде.

ООО «Гринвест» за 2003-2005г.г.

Плакат №4

Динамика производства и реализации продукции

ООО «Гринвест» за 2003 - 2005 г.г.


Плакат №5

Ведомость аналитического учета по счету 90 "Продажи"

за сентябрь 2005 г. руб.

Наимено-вание (вид)

Пересмотренный вариант: мы должны получить заполненную форму заявки до следующих дат. Соображения, связанные с государством, в аналогичной грамматической форме. Параллельность вашего языка объединяет ваши мысли и облегчает понимание вашим читателем документа. Это также средство для балансировки списков.

Кафетерий доступен для директоров, персонала и стажеров. Корреляционные конъюнкции - еще одна форма параллелизма. Используйте их для подбора соответствующих частей. Эти четыре наиболее распространенные пары. Это формула, которая указывает, что связанные с ней элементы могут быть взяты либо вместе, либо как альтернативы. Зачем использовать два слова, где можно было бы сделать это? Большую часть времени вы имеете в виду «или» или и, но не оба. Итак, прежде чем писать свой документ, решите, что вы хотите сказать, и будет ли и или «или» соответствовать вашему значению.

продукции

Кол. продан-ной

продук-ции

Себе-стои-мость

Управ-ленчес-кие

Ком-мер-ческие

(+), убыток

Выруч-ка от

Накл. св.

Иногда вам обоим нужны оба. Чем больше идентификация, тем лучше. Это может означать необходимость, должно или будет. Хотя они не могут означать «должен» или «может», авторы использовали его неправильно для этих терминов, и это было прочитано судом. Использование слова «обязательно» - это самый яркий способ донести до читателей, что им нужно что-то делать.

Не используйте ненужные квалификаторы

Они не добавляют никакого дополнительного значения в предложение. Их требование было совершенно нереалистичным. Это определенно стоит испытать. Дополнительные требования, необходимые для обеспечения уровня безопасности. Поддерживать успешные двусторонние соглашения.

Плакат №6

Свод отклонений по налогу на прибыль, руб.

Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ»

Подготовила Дерябина В.А.

учитель В – Алабугской НОШ

Использование иллюстративного материала играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Иллюстрация - (от лат illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т.п.), собственно как область искусства - изобразительное истолкование литературного и научного произведения. В строгом значении термина к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (то есть как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). (Художественная энциклопедия)

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.

По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся. Для предмета «ОРКиСЭ» изображения имеют ещё и большое воспитательное значение, они формируют у ребят эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, мотивируют их познавательную активность.

Однако сложность заключается в том, что многие учителя не умеют работать с содержанием, предъявленным для визуального восприятия.

Красочные иллюстрации: карты, рисунки, схемы, фотографии и проч., которых достаточно много в учебных пособиях по всем шести модулям, - это так называемый внетекстовый компонент пособий, используется нередко только как иллюстрация-подтверждение к основному тексту. Получается, что изображения рассматриваются лишь как плохо работающее пояснение сложного текста. Такая работа с учебным содержанием не соответствует задачам предмета.

Кроме того, для курса «Основы религиозных культур и светской этики» остается актуальным и умение учителя работать с книжным иллюстративным материалом (репродукция, книжная иллюстрация, произведения живописи, графики и др.). Сегодня утрачена традиции обучения «чтению» художественного полотна, результатом которого становится не приобретение новой информации, а эстетическое, эмоциональное развитие личности, приобщение младших школьников к культурным истокам.

Кроме того, не стоит забывать о том, что иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.

К иллюстрациям относят не только рисунки, но и карты, схемы, таблицы, систематизирующие учебно-научный материал и способствующие его запоминанию, что особенно важно для детей визуалов и кинестетиков.

Основные дидактические функции учебных иллюстраций:

1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.

2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.

3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.

4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.

5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.

Учебные иллюстрации являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют:

1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление;

2) способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;

3) раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;

4) помогают понимать и запоминать теоретические сведения;

5) раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;

6) помогают осваивать практические навыки.

Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется

Доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;

Необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;

Психологическими особенностями восприятия иллюстраций.

Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого – либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.

Существуют разные классификации иллюстраций, используемых в пособиях и школьных учебниках по жанрам, по соотношению иллюстраций с текстом, по дидактическим функциям и др. Так, авторы учебных модулей предмета «ОРКиСЭ» предлагают учителю следующую классификацию ведущих иллюстративных материалов, в основе которой находится 3 иллюстративных модуля:

Ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и пр., позволяющие развивать у школьников интерес к прошлому и настоящему своей страны, формировать представления, основанные на подлинных свидетельствах прошлого, расширять спектр средств эмоционального воздействия на школьников;

Ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и пр., позволяющие активизировать внимание учащихся; повысить их интеллектуальную активность, возникающую в результате интерактивного взаимодействия учащегося с предлагаемым материалом; организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый сам оперировал с учебными элементами, представленными в виде взаимосвязанной многокомпонентной среды, конструировал хронологические процессы на основе выявления последовательности событий, длительности их протекания; моделировал развитие событий в рамках исследовательской и проектной деятельности и т.д.; углубить знания по предмету, запечатлеть религиозные, мифологические и художественные образы в рамках изучаемой тематики курса, расширить знания о мировом религиозном наследии, а также сделать изучение предмета интересным и эмоционально насыщенным.

Деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы, способствующие улучшению осмысления учащимися основных правил, закономерностей, зависимостей того или иного процесса, явления; выполняющие демонстрационную функцию и представляющие возможность организации самостоятельной работы учащихся.

Использование всех иллюстративных модулей (фотоизображений, рисунков и пр.) позволяет расширить возможности использования наглядных средств обучения, обеспечить информационно-коммуникативную деятельность школьников и комплексность усвоения учебного материала в условиях сочетания и взаимодействия различных форм его предъявления.

В этот же ряд следует поместить бурно развивающиеся в настоящее время компьютерную графику и анимацию. Причём акцент сегодня все более смещается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно четко разделить электронные ресурсы на две группы по дидактическим функциям: иллюстративные и когнитивные.

Иллюстративные реализуются при передаче вербализируемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют в первую очередь на логику.

Когнитивные же проявляются при освоении невербализируемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Несмотря на общность выполняемых различными иллюстрациями функций и решаемых задач, для каждого вида (типа) иллюстраций можно выделить отличительные возможности.

Так, таблицы дают возможность учителю

Организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;

– обеспечивают длительный показ информации;

– облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;

– позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.

Фотоколлажи, посвященные, как правило, современным жизненным явлениям, помогают создать определенные речевые ситуации.

Фотографии дают возможность

Отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;

Показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях (такая фотография «работает» гораздо эффективнее стандартных фотопортретов, которыми изобилуют наши учебники).

Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся. Применение картин как средство обучения известно с XIX века. Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений, каких – то событий в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика. Кроме того, достоинство их – большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого, отсутствие несущественных деталей, которые могут отвлечь внимание детей. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся, направлять его на существенное, главное. Картины оказывают сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала, являются средством мотивации. Работа с репродукциями картин – база для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем плане.

Рисунки-схемы юмористического характера развивают образное мышление, задают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории.

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:

Нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);

Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;

Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;

Подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним вопросов для остальных учащихся;

Работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;

Самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;

Подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

Подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;

Составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;

Заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);

- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);

Определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);

- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);

Жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

Цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);

Составление синквейна;

Составление фотоколлажа.

В методике «Перспективной начальной школы» есть такой прием при работе с «Музейным домом» - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.

При « чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами. На это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к изображаемому сюжету.

При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.

В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.

В курсе «ОРКиСЭ» тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.

Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методических рекомендаций использования иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Это зависит от мастерства учителя и от уровня подготовленности класса. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.

Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.

Литература:

    Чиндилова О. В."Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе" (презентация)

    «Средства обучения и методика их использования в начальной школе». Книга для учителя под ред. Г.Ф. Суворовой. Москва «Просвещение» 1990 г.

    Интернет. Форум "Иллюстрации учебника (внетекстовый компонент): продуктивное использование на уроке"

    Л. Корепина «Работа с иллюстрациями на уроках чтения». «Начальная школа» №2, 1990 г.

    З.А. Гомжина. «Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства». «Начальная школа» № 7, 2009 г.

    Н.Г. Молодцова. «Развитие у младших школьников способа понимать смысл зрительного образа». «Начальная школа» № 2, 2004 г.

    О.Б. Локтева. «С чувства должно начинаться восприятие искусства». «Начальная школа» № 9, 1998 г.