Холуй фабрика. Процесс изготовления хо́луйской миниатюры - История русских народных художественных промыслов. Иконописцы села Холуй

Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Миниатюра Холуя, наряду с миниатюрой Палеха, Мстеры и Федоскина, принадлежит к числу наиболее развитых и популярных видов декоративного искусства. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Однако свой художественный язык Холуй нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера. Это исторически обусловленное отставание промысла способствовало появлению явной недооценки молодого холуйского искусства как со стороны мастеров родственных промыслов, так и со стороны отдельных специалистов. Вплоть до 50-х годов двадцатого века на Холуй привыкли смотреть как на новую, совершенно несформировавшуюся разновидность лаковой живописи. Считали, что Холуй не имеет своего художественного лица, что его миниатюра - искусство подражательное, неполноценное в художественном отношении. Теперь уже для большинства стало совершенно очевидно, что миниатюра Холуя не только своеобразное искусство, имеющее большие перспективы развития, но также новаторское искусство.

Подобно палехской и мстерской миниатюре на изделиях из папье-маше искусство современного Холуя ведет свое происхождение от местной иконописи. Ее характерными особенностями были относительно реалистическая трактовка образов, живописность манеры и многоцветность колорита.

Миниатюра Холуя имеет много общих черт с миниатюрой других родственных промыслов и, прежде всего, c искусством Палеха и Мстеры. Вместе с тем холуйской миниатюре свойствен ряд особенностей, которые выделяют ее в самостоятельный вид искусства декоративной лаковой живописи.

Тематика произведений холуйских мастеров мало отличается от тематики миниатюр остальных центров в лаковой живописи. Мастера Холуя работают примерно над тем же кругом сюжетов, апробированных в лаках с точки зрения их соответствия возможностям декоративного решения в миниатюре на папье-маше. Однако в своей творческой деятельности холуйцы больше внимания уделяют исторической тематике, нежели сказочной и былинной, что объясняется тяготением мастеров Холуя к конкретно-реальному воспроизведению явлений действительности. Среди работ, написанных на темы современности 30-х годов 20 века, преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни. Сказочная и литературная тематика в Холуе представлена значительно уже, чем в Палехе и Мстере. Из миниатюр, написанных на литературные темы, большая часть посвящена произведениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также русскому эпосу "Слово о полку Игореве". В виде самостоятельного жанра в Холуе получает развитие декоративный пейзаж.



В Холуе, как и в других очагах лаковой миниатюры, наблюдается большое тяготение мастеров к повествовательности, занимательному рассказу. Так, наряду с односюжетными миниатюрами, написанными на крышках шкатулок, распространены многосюжетные, или многоклеймные, в которых посредством условно-единого пейзажа объединяются различные моменты, посвященные какой-либо одной теме, например, различные сюжеты из одного литературного произведения или же несколько произведений, принадлежащих перу одного автора ("Боярин Орша", "Лермонтов и его произведения"), а также взаимно дополняющие одна другую композиции, выполненные на поверхности многосторонних шкатулок и ларцов. Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет мастерам при наличии ограниченной выразительности лиц и рук изображаемых персонажей полнее и глубже раскрывать избранную тему. Кроме того, многосюжетная, или многоклеймная, композиция удерживает мастеров при росписи крупных поверхностей от нарушения допустимых в миниатюре масштабов и принципов решения.

Пространство в холуйской миниатюре строится кулисами и ярусами ("Вещий Олег", "Лермонтов"). Предметы з холуйских миниатюрах располагаются не один за другим, а один над другим. Сила цвета задних планов в миниатюре значительно интенсивней, чем в живописи, благодаря чему предметы, находящиеся сзади, приближаются к предметам переднего плана. Нарушение правил перспективы вызвано необходимостью сохранения поверхности вещи и тем самым достижения цельности всего художественного произведения.

Относительная конкретность и доходчивость художественного языка, говорящего формами и цветом, приближающимися к реальной действительности, - одна из отличительных черт холуйской миниатюрной живописи.

Стремление холуйских мастеров к конкретизации изображаемого можно наблюдать как в рисунке, так и в колорите их миниатюр. Приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям, а колорит к естественной окраске предметов, мастера в то же время сохраняют необходимую степень декоративной условности, сообщающей их творениям поэтическую приподнятость.

Цветовая гамма холуйских миниатюр построена в одном из двух ключей - теплого, с преобладанием песочно-оранжевого тона и холодного сине-зеленого, оживленного контрастами дополнительных тонов. Золото и серебро применяются только при изображении блестящих металлических предметов или узоров.Орнамент в Холуе сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма.

Советская эпоха диктовала свои требования к искусству. Необходимо было соответствовать требованиям "соцреализма". Работая над современной темой, холуйский мастер должен был не только отобрать и обобщить материал действительности, необходимый ему для создания художественного образа, но также найти заново большую часть средств художественного выражения, так как многие из традиционных декоративно-условных приемов холуйской миниатюры не могут быть здесь использованы с такой же свободой и полнотой, как при решении образов сказки.

Основы холуйской миниатюры были заложены тремя старейшими мастерами промысла - С.А. Мокиным, К.В. Костериным и В.Д. Пузановым, сыгравшими огромную роль в (сложении стиля Холуя. Имея в своем творчестве много общих черт, они в то и тоже время сильно отличались в индивидуальной художественной манере.

В советское время расширяется круг тематики. В миниатюрах находит отражение народная сказка, красивый местный пейзаж не только как фон, но и как самостоятельный жанр. Значительно больше внимания, чем прежде, холуйские художники уделяют изображению фигур в движении, которое становится разнообразнее и убедительнее, что очень важно в миниатюре, которая многие душевные состояния человека передает не через выражение его лица, а посредством движения фигур и ритма в окружающем его пейзаже или обстановке. Конкретизируется место и время действия, индивидуализируются персонажи. Все большее и большее значение в сюжетно-драматических миниатюрах приобретает пейзаж, играющий значительную роль в создании того или иного настроения, отвечающего содержанию миниатюры. Вводятся все новые и новые мотивы, не изображавшиеся до сих пор в холуйской миниатюре (различные деревья, растения, архитектура и проч.). Обогащаются композиционные приемы и колорит, хотя в отдельных случаях художникам все еще не удается достичь подлинной гармонии в том и другом. Вырабатываются яркие, индивидуальные манеры у мастеров молодого поколения.

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

Издавна существует на этой земле русское декоративное искусство.
В залесной стороне, на северо-востоке от Москвы, раскинулся край ранее называемый суздальским, а в последствии разделившийся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие.
Именно здесь создавалась самобытная русская культура, складывались богатые художественные традиции.


Снегири

Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы.
Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.

Жар-птица. Холуй.Кожемякина

Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.


Летучий Корабль Холуй (Шишанов)

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.


Снегурочка Холуй

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы.

Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно -прикладном искусстве.

Брошь Холуй


Иван Царевич Холуй

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Жар-птица Холуй


Каменный Цветок Холуй (Путилова И.)

Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.


В лесу Холуй (Кособрюхова)


Тройка Холуй

В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.


Конек-Горбунок Холуй


Гуси-лебеди Холуй (Чернова)

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.


Лесная сказка Холуй

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.


Морозко Холуй

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.



Нарциссы Художник: Лащенко А.


За околицей Художник: Шубин

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.


Холуй Художник: Жуков А.
Екатерининский дворец Художник: Архипов

Снегурочка Художник: Девяткин С.
В Палехе зима Художник: Жуков А.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.



Иван Царевич и Серый Волк Художник: А. Морозов




Царское село Художник: Дмитриев С.

Ростов Великий Художник: Девяткин С.


Лето Художник: Блинов В.К


Суздаль Художник: Елкин В. А.


Русалочка Художник: Блинов В. К.


Художник: Жуков А.


Лебединое озеро Художник: Дмитриев С.


Сказка о Молодильных яблоках Художник: А. Морозов

Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами- иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен здесь с XVI в. И в таком случае Холуй был самым древним из них.

Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.

В настоящее время хо́луйская миниатюравид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.

Роспись «Пастушок»

Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области на базе местного иконописного промысла. Сначала это был филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство», а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Технология изготовления изделий из папье-маше в Холуе

Подробно об этом процессе мы рассказали в статье «Процесс производства федоскинской шкатулки» . Эта технология была заимствована Холуем, Мстёрой и Палехом оттуда.

В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами . Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.

Роспись

Роспись «Первый снег»

Холуйская миниатюрная роспись выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.

Темперу используют и другие промыслы лаковой миниатюры, кроме федоскинского и хохломского – там расписывают масляными красками.

Круглая шкатулка «Пастушок»

В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж.

Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.

Иконопись

Государственный музей холуйского искусства (создан в 1959 г.)

Возрождается искусство иконописи. Но иконописная манера Холуя всегда отличалась своеобразием. Холуйцы легко отступали от строгих канонов иконописи и вносили в изображения черты народного лубка, хотя здесь в большей мере, чем в мстёрских и палехских работах, проявляются глубинные народные традиции владимиро-суздальского письма XIV в. Это выражается в лаконизме и образности, в подчёркнутой монументальности композиции. Царский указ 1667 г. гласил, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Основу композиции Холуйского музея составляют иконы холуйского письма. Музей располагает также уникальной коллекцией вышивки с XIX в. по настоящее время.

Особенности холуйской миниатюры

Тарелка «Снегурочка»

Главное отличие холуйской миниатюры было заложено с самого начала: для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Ещё одно главное отличие холуйской живописи – использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов.