Живописная миниатюра. Миниатюрная живопись: красота размером с пуговицу. Федоскинская миниатюрная живопись

Миниатюра - это вид живописи, возникновение которого неразрывно связано с появлением , а в последствие и полноценных книг. Данная техника является прообразом современной иллюстрации.

Большинство читателей решит, что миниатюра названа так по причине своих небольших размеров. На самом деле название произошло от латинского слова minium. Так назывались красные краски, которые использовались при оформлении первых рукописей. Рисунки действительно имели очень небольшие размеры. При этом художники стремились прорисовать на них каждую деталь с максимальной точностью.


Фрагмент персидской миниатюры, 17 век

Сегодня в живописи понятие «миниатюра» применяется по отношению к произведениям искусства малых форм, не только в живописи, но и в скульптуре и графике.

Древние художники рисовали миниатюры тоненькими кистями или птичьими перышками. Что изображали на маленьких рисунках? То, о чем было написано в книгах. Исторические события, героические личности, библейские сюжеты и многое другое. В 18 веке, с появлением , появился и его миниатюрный вариант - маленькие изображения на пластинках из различных материалов.

Историки выделяют несколько школ миниатюрной живописи. Они относятся к разным частям света и имеют свои характерные черты. В Древней Руси рукописи украшали прекрасными миниатюрами, а страницы покрывали позолотой. В Западно-Европейском искусстве расцвет миниатюры приходится на 13-15 века. На рисунках мастеров кроме религиозной тематики - сюжеты сражений и сцены из светской жизни.


Индийская миниатюра

Настоящими мастерами в этом виде живописи стали восточные художники. Шедеврами искусства являются миниатюры Персии, творчество художников из Индии и Монгольской империи.

Специалисты делят миниатюры на несколько видов.

Портретная миниатюра - изображения небольшого формата получили большую популярность в 18 веке. Портреты маленьких размеров можно было совмещать с ювелирными украшениями, брать с собою в военные походы и путешествия, хранить в заветном месте.


Портретная миниатюра

Иллюминирование - техника Средневековья, использовавшаяся для росписи религиозных рукописей. Отличается разнообразием колоритов, за счет использования особых красок.

Начиная с аббасидской эпохи широкое распространение получила миниатюр­ная живопись. Несмотря на запрет ислама изображать живые существа, миниатюр, стала излюбленным жанром искусства.

Самыми ранними миниатюрами считаются иллюстрированные рукописи по астрономии, медицине, ботанике и истории, созданные в Багдаде в конце XII - середине XIII в. Их принято относить к багдадской, или арабо-месопотамской, школе живописи, стиль которой характеризуется линейным рисунком и условным отображением конкретной среды. К примеру, одно-два дерева обозначали сад, а противоборство двух воинов - бой. Фигуры людей показывались в движении, что достигалось благодаря точно схваченным жестам - объятиям, рукопожатию, ожив­ленной жестикуляции при разговоре. Лица с крупными носами изображались чаще всего в профиль, а глаза всегда в фас, что делало физиономии весьма сходными между собой. С наибольшей живостью передавались животные: быстроногие кони, легконогие лани, спящие у шатров или пасущиеся в пустыне верблюды.

Цветовое решение арабо-месопотамской миниатюры отличается преобладани­ем охряно-коричневых тонов с яркими пятнами зеленого, блекло-синего, кирпично-красного, сиреневого, черного, белого, а также тускло мерцающего золота. Приме­ром миниатюры этой школы могут служить иллюстрации к рукописи «Макам» (см. цв. вкл.) - собранию коротких плутовских новелл о похождениях авантюриста и по­эта Абу Зайда, которого называли «отцом лжи и лукавства».

Завоевание Ирана и Ирака монголами в середине XIII в. обусловило появле­ние новых школ миниатюрной живописи с династийными названиями - тимурид-ская, сефевидская, могольская. Однако наиболее точным считается их географи­ческое деление на иранскую и среднеазиатскую, внутри которых местные школы получали названия по культурным центрам государства. К иранской школе отно­сятся тебризская, ширазская, гератская и др., к среднеазиатской - самаркандская, бухарская и др. Каждая школа вырабатывала свои каноны изображения людей, природы и архитектуры.

Иранская школа миниатюры зародилась в Тебризе, и этапы ее развития связаны с правящими династиями Хулагуидов, Тимуридов и Сефевидов. Наиболее харак­терными чертами тебризской школы эпохи Хулагуидов является соединение ре­ального изображения и орнамента: цветы, травы, деревья, птицы на ветках, звери с живо схваченными повадками переданы необычайно натуралистично, и вместе с тем их силуэты образуют красочный орнаментальный узор. Таковы, к примеру, ми­ниатюры из «Манафи аль-Хайаван» (книга о животных), где изображены охотящи­еся, играющие, отдыхающие слоны, львы, медведи. Полоски травы, кустарники и деревья, на ветвях которых сидят птицы, рождают ощущение реального ландшафта. Между тем занимающие почти весь формат листа бежево-желтые, оранжево-крас­ные или фиолетово-серые фигуры зверей, коричневые, оттененные золотом ветви деревьев, зеленые листья и трава, красные, оранжевые, желтые плоды и цветы соз­дают своеобразный орнамент.


В изображении людей прослеживалось китайское влияние, связанное с тем, что монгольская армия возила с собой китайских ремесленников и живописцев Оно проявилось в удлиненном формате, что напоминало горизонтальные свитки китай­ской живописи; в графичной манере исполнения гор, громоздящихся вверх круты­ми уступами, прихотливо изгибающихся стволов и ветвей, облаков, закрученных в сложный узор; в индивидуализации образов и наделении их экспрессией и дра­матизмом.


Сочетание «китаизмов» с подчеркнутой декоративностью мы встречаем в са­мом грандиозном памятнике тебризской школы миниатюры XIII-XIV вв. -Большом тебризском «Шах-наме» Фирдоуси. Подавляющую часть изображений традицион­но составляют подвиги героев в борьбе с врагами и фантастическими чудовищами. Кроме сцен охоты, единоборства и военных баталий встречаются сцены погребе­ния и оплакивания умерших, где персонажи наделены индивидуальными чертами, чувствами и переживаниями. Миниатюры Большого тебризского «Шах-наме» не­обычайно декоративны и напоминают ковровый орнамент: воины в красных, оран­жевых, светло-коричневых одеждах и блестящих доспехах скачут на пегих, каурых, вороных конях по зеленым лужайкам, над которыми распростерлось темно-синее небо с золотым мерцанием мириада звезд.

Живописная школа тебризской миниатюры, сложившаяся при Сефевидах, опи­ралась, с одной стороны, на уже существующие традиции, а с другой - на опыт гератских художников. Влияние гератского искусства сказалось в появлении иллю­зорной глубины и повествовательности. Такова по композиции и стилю миниатюра из рукописи Арифи «Дервиш с разбитым мячом» (см. цв. вкл.).

На фоне лужайки, покрытой, словно штрихами, кустиками травы и обрамленной хол­мами и деревьями, печально склонился над разбитым мячом дервиш - мусульманский ни­щенствующий монах.

Термин «миниатюра», происходит из латинского названия красной краски (типа сурика или киновари) «минимум», употребляется для украшения рукописей, иллюстрациями и орнаментами, а также связывают этот термин с корневой основой слов minium и «minor» (маленький).

Лаковая миниатюрная живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.

История художественных лаков уходит далеко в прошлое. Она восходит к XVI в., когда мореплаватели стали привозить из стран Востока различные экзотические товары, в том числе лаковые изделия. В XVII в. Во многих странах, в том числе и в Московском государстве, нашлись мастера, которые старались воспроизвести «хинское» письмо. Так, художественные китайские лаки стали предметом изучения и повторений, их копировали, варьировали на местах, вырабатывая своеобразный тип декоративной росписи. Драгоценные восточные лаки находили себе пристанище в царских хоромах, во дворцах знати, поэтому удачные эксперименты европейских «лакиров» также попадали в парадные залы и кабинеты знатных вельмож.

Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766-1122 гг. до н.э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях.

Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. Способы изготовления лаков в большой мере определялись существованием в этих регионах лаковых деревьев (в Китае "ци-шу", в Японии "уруси-но-ки", во Вьетнаме "кэй-шон"). Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, что-то заимствуя у соседей, совершенствуя их опыт и привнося в него собственный. Японцы, познакомившись с китайскими лаками, превзошли их, особенно в росписи с применением золотого и серебряных порошков в технике "макиэ" и "насидзи".

В Иране использовали особый лак, составной частью которого был сандарак - душистая смола североафриканского хвойного дерева, уступающая по качеству лакам Китая и Японии. В Индии, где лаковое искусство было известно с XV-XVI веков, лак изготовлялся из льняного семени и камеди.

Восточные лаки отличаются высочайшим уровнем и культурой технологии. Лаковое покрытие остается твердым и гибким после высыхания, не реагирует на горячую воду, не имеет запаха, противостоит биологическому разрушению. Лак дешев, гигиеничен, его можно расписывать, формовать, лепить и резать. Лак можно наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, бумагу, ткань, кожу, металл, камень.

Плененные красотой необычных изделий, и европейские мастера создают в XVII веке мастерские по производству изделий с росписью "под Китай". Но технология изготовления европейских лаков значительно отличается от восточной, отражая не только различия в исходных материалах, но и в климатических условиях, традициях, образе жизни.

Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры - все это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте - водах Ардена. Спасское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII веке, когда местные художники объединились в особую гильдию.

История русских художественных лаков начинается с XVII в., но производство высокохудожественных изделий связано с петровской эпохой, с периодом строительства Санкт-Петербурга и его пригородов, в связи с чем для проведения этих работ охотно приглашались как российские, так и зарубежные мастера разных специальностей. Среди иностранцев, прибывших в 1703 г. Из Голландии, был мастер лакирного дела Гендриг ван Брумкорст. В Санкт-Петербурге он занимался обучением «команды» будущих лакирных мастеров.

Лаковая миниатюра в Федоскино появилась к началу 19 века под воздействием фабричной промышленности и распространением ремесел в окрестных селах. Наибольшее развитие у местных жителей получило изготовление лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью. Начало промыслу было положено в 1795 году, когда купец П. И. Коробов наладил кустарное производство лакированных армейских козырьков. Затем в селе Данилково, рядом с Федоскино, он основал первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше, выпускавшую в основном табакерки для нюхательного табака. Коробов ездил в Германию, в город Брауншвейг, на табакерочную фабрику И. Г. Штобвассера и пригласил оттуда мастеров на свою фабрику в Россию. Русские мастера стали украшать изделия изображениями отечественных сюжетов. К 1812 году фабрика перешла в собственность зятя П. И. Коробова - П. В. Лукутина. С 1828 года на изделиях фабрики начали ставить клеймо, и тогда они стали повсеместно известны как «лукутинские». В 1904 году фабрика закрылась после смерти последнего Лукутина, но оставшиеся без работы мастера организовали в 1910 году артель, которой помогал фабрикант С. Т. Морозов. Образцы лукутинской миниатюры получали золотые и серебряные медали на выставках 1910-1913 годах в Петербурге, Киеве, Казани. Они успешно продавались в России и за границей. В селе работает музей федоскинской артели. В Федоскино не только производят художественные изделия, но и готовят новых мастеров - в 1931 году здесь была открыта школа миниатюрной живописи.

Кроме Федоскино, в России в настоящее время действуют три центра искусства миниатюрной лаковой живописи: Палех, Мстёра и Холуй. Они прошли иной путь развития. До революции 1917 года это были крупные иконописные промыслы, мастера которых создавали иконописные мастерские по всей стране: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове. Они расписывали церкви в России и посольские церкви за рубежом. Мстёра, Палех, Холуй до революции входили в состав Владимирской губернии, в советское время согласно новому административному делению Палех и Холуй оказались в Ивановской области, а Мстёра - во Владимирской. Все эти центры известны как старинные очаги иконописи. Они занимались не только искусством малых форм, но и стенописью, реставрацией старых храмов.

Традиции Палехской миниатюрной лаковой живописи, отличительные черты которой - живопись по черному фону, обработанному прозрачным лаком до зеркального блеска, сложность многофигурных композиций.

Здесь часто используется контрастное сочетание теплых и холодных тонов, для передачи мотивов суровой сибирской природы, зимних и осенних пейзажей.

После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскино. Мастера освоили новый материал, перенося на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

В 1932 артель была преобразована в Палехское товарищество художников, в 1953 - в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР. В настоящее время в Палехе работает ряд авторских мастерских художников-палешан.

Также палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства например (П. Д. Баженов, эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре, 1940; Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Среди них - Т. И. Зубкова, А. А. Котухина, Н. И Голиков, А. М. Куркин, К. Кукулиева и Б. Н. Кукулиев, А. Д. Кочупалов, Т. Ходова, В. В. Морокин, Б. Ермолаев, Е. Щаницына и др.

В лаковой миниатюре палешане использовали письмо темперными красками, сохраненное благодаря русской иконописи," это основное богатство Палеха и его художественный капитал, который бережно охранялся как живое предание от поколения к поколению, от корней Византии и античной культуры "Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объемов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни - светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществленной Божественной ясностью. Пример Палеха помог бывшим иконописцам Мстёры. попробовать свои силы в новом искусстве. Мстёрцы еще раньше, чем палешане, искали пути применения своего ремесла в новых условиях. Западноевропейская живопись, в частности голландская, с ее тающими далями, персидская миниатюра с ее ковровой орнаментальностью повлияли на мстёрскую лаковую миниатюру. На особенность мстёрского стиля в лаковой живописи и ее содержание оказал влияние русский лубок. До революции во Мстёре был центр по изготовлению лубочных картинок, за изготовление которых взялся известный археолог И.А.Голышев (1838-1896) - ревностный собиратель всего, что относилось к народному быту, ценитель древности. Он был крепостным графа Панина, которому принадлежала Мстёра. Н.А.Некрасов специально приезжал к нему во Мстёру по поводу выпуска своих произведений в серии "Красные книжки" и распространения их в народе через офеней. Лубочные картинки, издаваемые Голышевым, представляли собой развернутую книжечку с иллюстрациями, сопровождаемыми пространными текстами нравоучительного характера и с юмором. Картинки печатались на типографском камне и раскрашивались женщинами и подростками Мстёры. Блестящий опыт Палеха побуждал мстёрцев упорно идти к намеченной цели. 22 июня 1931 года во Мстёре была создана артель "Пролетарское искусство" по освоению миниатюрной лаковой живописи. Ее учредителями были пять мастеров: Н.П. Клыков (1861-1944), А.И. Брягин (1888-1948), Е.В. Юрин (1898-1983), И.А. Серебряков (1888-1967), В.И. Савин (1880-1957). Серебрякова и Юрина послали в Москву на курсы для изучения техники росписи на папье-маше. После революции художники Холуя мучительно ищут применения своего ремесла и позже, чем Палех и Мстёра, создают артель по миниатюрной лаковой живописи. Это состоялось в 1934 году, и ее основателями были С.А. Мокин (1891-1945), К.В. Костерин (1899-1985), Д.М. Добрынин (?) и В.Д. Пузанов-Молев (1892-1961). Все они закончили иконописно-рисовальную школу, были талантливыми и образованными художниками с огромным опытом. А В.Д. Пузанов-Молев еще окончил в 1912 году Строгановское художественное училище в Москве. Путь к лаковой миниатюре был для жителей Холуя более сложным. Блестящий дебют Палеха, а затем успехи Мстёры толкали к подражанию им. К тому же такие крупные искусствоведы, как А.В. Бакушинский и В.М. Василенко, были вскоре репрессированы и холуяне были лишены профессиональной помощи, которую они оказали в свое время их коллегам в Палехе и Мстёре. Стиль холуйской миниатюры складывался постепенно на протяжении нескольких десятилетий. Пейзаж среднерусской природы служит фоном, на котором разворачиваются исторические события, фольклорные и жанровые сюжеты их миниатюр. В Холуе сформировалось интересное направление архитектурного пейзажа, представленное творчеством Н.Н.Денисова (род. в 1929 г.), Б.И.Киселева (род. в 1928 г.), В.Н.Седова (род. в 1952 г.), В.Теплова (род. в 1955 г.), в разнообразной творческой интерпретации. Художники Палеха, Мстёры и Холуя писали и ныне пишут не только миниатюры, а также большие панно для оформления светских зданий и учреждений, занимались и занимаются книжным оформлением и театральной декорацией, росписью мебели и фарфора, оформлением наградных металлических кубков, сотрудничают с ювелирами, создавая оригинальные произведения искусства. Начало XVIII века - эпоха многих новшеств, связанных с деятельностью Петра Великого, и, конечно, это время основания Санкт-Петербурга. Именно в Петербурге, на берегу Фонтанки, была организована первая лакирня, где русские мастера обучались лаковой живописи под руководством голландца Гендрика ван Брумкорста. По прибытии В Санкт-Петербург Брумкостр первое время занимался отделкой кораблей в технике «Шинуазри», лакировкой (отделкой кают в китайском стиле). В 1715 г. в Петергофе возводится Монплезир, любимый загородный дворец Петра. Среди помещений этого маленького очаровательного здания самым удивительным был Лаковый кабинет, или "Лаковая камора". Его стены украшали панно из тонких липовых досок, загрунтованных, покрытых лаком и расписанных по черному фону фантастическими драконами и другими восточными сюжетами, творчески переосмысленными русскими мастерами. Петр был весьма доволен оформлением Монплезира и заказал Брумкорсту и его художникам еще несколько работ. Среди них - лакировка шкафов для экспонатов и книг в Кунсткамере, роспись одной из парадных комнат Летнего дворца, украшение зала Сената в здании Двенадцати коллегий и др. Традиция лаковой росписи укрепилась в России и стала развиваться. В штате Академии художеств по Уставу 1764 г. предполагались и художники-лакировщики. При Елизавете Петровне такие мастера участвовали в отделке Зимнего дворца. Петербургскому цеху художников-лакировщиков принадлежат круглые табакерки с портретными изображениями Петра II и Елизаветы Петровны. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся образцы лаковой живописи XVIII века, выполненные в нашем городе. Один из самых интересных - бюро-"кабинетец". Его крышка декорирована рельефными золочеными фигурками китайцев, а передняя стенка украшена рисунками медальонов, характерных для европейского искусства, с изображениями женского портрета, белки, грызущей орехи, птицы на ветке и др. Кроме восточных мотивов, русские мастера любили расписывать мебель под мрамор, малахит, черепаху. Известны описания образцов: "...две шкафы красные, расписаны травами... два поставца, один расписан "орешком", другой черной краскою".

О высоком искусстве русских мастеров XVIII века говорит деятельность одного из талантливых последователей учителей "лакирного дела" первого поколения - Федора Власова, незаурядной личности, одаренного человека, работавшего в Петербурге и его пригородах. В росписях помещений дворцов Ораниенбаума и Петергофа петербургскими художниками была по-своему интерпретирована экзотика восточного рисунка; райская птица из русского фольклора походила на восточные изображения птиц, а развесистый дуб - на дальневосточную сосну. Так мир сказок и фантазии способствовал освоению образов совсем иной культуры.

Мода на лаковую роспись в Петербурге распространилась не только на интерьеры и мебель, но и на мелкие предметы обихода: ширмы, фонарики, веера, посуду, подносы и шкатулки. Особым изяществом отличается веер "в китайском вкусе" из эрмитажной коллекции: его поверхность похожа на раскрытый цветок гвоздики, на черном фоне - золоченые фигурки играющих детей. Другие веера из этой коллекции имеют более строгую форму и сдержанный характер росписи.

В конце XVIII - начале XIX века мастера по лаковой живописи появились во многих уголках нашей страны, особенно прославились уральские умельцы. Но начало этой традиции в русском декоративно-прикладном искусстве было положено в нашем городе.

В творчестве миниатюристов находили отражение идеи и вкуса времени, художественные течения, по которым велось развитие изобразительного искусства в целом.

Знали ли вы, что, помимо пейзажистов и портретистов, также существуют миниатюристы? Что эти художники обладают мастерством, которое, возможно, даже превышает художественные способности других?

Почему это так? Какие бывают виды миниатюрной живописи? Где изготавливаются самые популярные изделия и где обучаются миниатюристы? Все это вы узнаете, прочитав статью.

Что такое миниатюрная живопись?

Из названия ясно, что миниатюристы изготавливают небольшие картины. Из-под кистей мастеров могут выходить как портреты, так и абстракции с пейзажами. Иногда смотришь на крохотную картину, прорисованную до малейшей детали, и не можешь поверить, что у кого-то настолько золотые руки!

В принципе, все, что относится к живописи и имеет малый размер, может считаться миниатюрой. Тем не менее ее можно разделить на несколько видов.

Какие бывают ее виды

Нельзя думать, что художественная миниатюра - это те же картины, только крошечные. На самом деле, это направление искусства довольно распространено во многих отраслях:

  • Книжная графика. Крохотные, но тщательно прорисованные картинки в любых книжках могут считаться миниатюрой, если они не сделаны на компьютере.
  • Миниатюрная живопись используется при росписи автомобилей. Неожиданно, не правда ли?
  • Крохотные портреты, которые раньше вставляли в кулоны на шею, тоже можно считать примером миниатюрной живописи.
  • Федоскинская миниатюра - тема для отдельной статьи. Она крайне популярна и в России, и за границей. Многие иностранцы вполне не прочь получить в подарок шкатулку, которая хотя бы напоминает федоскинскую!
  • К художественным миниатюрам также относят создание маленьких копий известных полотен. Мона Лиза размером с ладонь? Полотна Айвазовского, каждое не больше обычной фотографии? Миниатюрист способен сделать такие картины.

Федоскинская миниатюрная живопись

Федоскино - это село, которое расположено всего в тридцати километрах от Москвы. Уже более двухсот лет основной деятельностью жителей Федоскино является создание лаковой миниатюрной живописи.

Деятельность федоскинских мастеров считают настоящими шедеврами. В год они выпускают на продажу не более тысячи изделий, поскольку каждое изготавливается по старинным технологиям. Федоскинскую миниатюрную живопись считают преемственной для шинуазри, которая является стилизацией под стиль Китая. С другой стороны, ее сравнивают с табакерками Иоганна Штобвассера.

Главное направление работы федоскинских мастеров - создание шкатулок с расписной крышкой. На ней может быть абсолютно любая картина: портрет, зарисовка, пейзаж. Миниатюрист способен изобразить что угодно.

Крохотные картины на шкатулке пишут на черном фоне, слой за слоем накладывая краску. Благодаря контрасту цветов миниатюры получаются наполненными цветом и приобретают некий флер старины. Только что созданная мастером шкатулка может выглядеть так, будто ее выдернули из прошлого из спальни какой-нибудь боярыни. За создание определенной атмосферы и возможность погрузиться в прошлое и любят изделия федоскинских мастеров.

В основном мастера из Федоскино специализируются на портретах. Можно сказать, что миниатюрные портреты стали визитной карточкой этих художников.

Как стать художником-миниатюристом?

Если вас заинтересовала возможность творить миниатюрную живопись, то стать профессиональным художником можно, если поступить в Федоскинское училище. Село, сохранившее свой основной вид деятельности, предоставит вам лучших учителей и вековой опыт мастеров.

Училище успешно готовит выпускников уже более восьмидесяти лет. Мастерство студиозусы осваивают не по учебникам, а на практике, выполняя рисунок за рисунком. К тому же, на данный момент просто не существует учебников по миниатюрной живописи! Все приходится постигать на своем опыте.

Если вы не готовы на переезд, чтобы стать художником миниатюрной живописи, то не стоит отчаиваться и выкидывать это направление искусства из головы. Вы вполне можете писать миниатюры для себя, в качестве хобби. Чем такое времяпровождение хуже любого другого?

Вам потребуются тонкие кисти, хорошие краски и верная рука. Даже если кисточка дрожит, не волнуйтесь: с опытом это пройдет. Начинать работу в стиле миниатюрной живописи лучше не с лаковых изделий, а с простых рисунков. Только очень-очень маленьких.



Голландская школа 19в.

Слово "миниатюра" вошло в английский язык в качестве синонима чего-то маленького или изображенного в уменьшенном размере. На деле же оно происходит от слова minimun - слова, не имеющего никакого отношения к размеру, но означающего ту киноварь или красный свинец, что использовался для украшения полей средневековых манускриптов и тех инициалов, что обрамлялись плотной плетенкой, мелких изображений и орнаментов. Позднее "миниатюрой" стали называть не столько красные линии, сколько весь данный декор, а затем и всякую мелкую по масштабам живопись.


École allemande du XVIIIe siècle

В 16-17 веках такие произведения часто именовали в Британии "маленькими картинами", или "лимнингами", а художников, занимавшихся этим ремеслом, называли лимнерами.


Antonio da Correggio


Amelie d"Aubigny


Julie Berthold (active 1830 - 1858)


Mikael Dahl, Sverige (1659-1743)


Неизвестный художник 19в.


Искусство миниатюры имеет древнюю прерывистую историю, восходящую к фрагментам египетской "Книги мертвых" и нескольким остаткам, сохранившимся от книжного искусства императорского Рима. Это, по сути, лишь волнующие проблески высокосовершенного мастерства, исчезнувшего, прежде всего, из-за нестойкости его материалов.
Миниатюрные изображения и орнаменты писали темперой и водяными красками, однако, особая зрительная роскошь и декоративное великолепие обеспечивались путем искусного применения листового золота (или, в более редких случаях, серебряной фольги). Иллюминированные манускрипты средневековой Европы демонстрируют удивительное разнообразие стилей и живописных техник.
Так, для декора манускриптов ирландских монахов характерен крайне своеобразный сплав кельтского и скандинавского искусства, резко отличный от того англосаксонского стиля, что практиковался в английских монастырях.
Искусство византийских, готических и романских мастеров книжной миниатюры послужило основой для развития той средневековой живописи, которая отчасти нам уже известна.
Персия, могольская империя в Индии и Турция по-прежнему оставались важными центрами искусства миниатюры - искусства компактного и мобильного, которое эти народы, в значительной мере еще сохранившие кочевой уклад жизни, легко могли брать с собой в дорогу.
Подобные картинки часто составляли переплетенные в альбомы собрания образов, повествующих о делах и днях великих властителей.

Крупнейшими портретными миниатюристами были Джон Хоскинз (ум. 1644) и его племянник Сэмюэл Купер (1609 – 1672). В середине 17 века умер последний представитель начальной школы портретных миниатюристов, и после этого портретная миниатюра стала несравнимо более свободной от прежних стереотипов. Хоскинз первым начал писать более крупным красочным пятном, тонко дифференцируя свет и тени; он же стал первым миниатюристом, воплощающим оттенки человеческого тела с достаточным правдоподобием. Купер учился у своего дяди, а затем побывал в Голландии и Франции, совершенствуя там свое ремесло. Его портретные миниатюры – это подлинные произведения искусства, столь же совершенные в своей манере, как и большие картины, но изысканно исполненные в малом формате. От произведений предшественников их отличает также и большая смелость колористических решений.
Постоянной основой портретных миниатюр вплоть до середины 18 века оставались глянцевые карточки. Нередко это были просто оборотные стороны игральных карт, но иной раз использовался и особо тонкий, выделанный из цыплячьих шкурок пергамент.

Из художественной Энциклопедии