Паустовский константин георгиевич большая российская энциклопедия том. Значение слова паустовский в большом российском энциклопедическом словаре. Награды и премии

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ "На воде" опубл. в 1912. Учился в Киевском ун-те (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произв. П. (сб-ки рассказов и очерков "Морские наброски", 1925, "Минетоза", 1927, "Встречные корабли", 1928; роман "Блистающие облака", 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтич. приключений. Известность П. принесла повесть "Кара-Бугаз" (1932), в к-рой документальный материал органически сплавлен с художеств. вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: "Судьба Шарля Лонсевиля" (1933), "Колхида" (1934), "Чёрное море" (1936), "Созвездие гончих псов" (1937), "Северная повесть" (1938; одноим. фильм 1960), а также биографич. повести о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939). В "Летних днях" (1937), "Мещорской стороне" (1939), "Жильцах старого дома" (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирич. воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре к-рого люди творч. склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубл. повесть "Золотая роза" о "прекрасной сущности писательского труда". Много лет он работал над автобиографич. "Повестью о жизни", в к-рой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в кон. 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг ("Далёкие годы", 1945; "Беспокойная юность", 1955; "Начало неведомого века", 1957; "Время больших ожиданий", 1959; "Бросок на Юг", 1960; "Книга скитаний", 1963) и по праву может считаться итогом творч. и нравств. исканий писателя. Книги П. переведены на мн. иностр. языки. Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью. Портрет стр. 287.

К. Г. Паустовский. "Избранная проза" (Москва, 1965). Илл. Б.П. Свешникова.

Соч.: Собр. соч., т. 1 -6, М., 1957 - 58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967 - 70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (19 (31) мая , Москва - 14 июля , Москва) - русский советский писатель , классик русской литературы. Член Союза писателей СССР . Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира . Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лермонтов 1943

    ✪ Фильм Кара Бугаз

    ✪ Фитиль "Таланты и поклонники" (1974) смотреть онлайн

    ✪ Телеграмма, 1971, смотреть онлайн, советское кино, русский фильм, СССР

    ✪ День без вранья

    Субтитры

Биография

Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, всего 6 книг. Детству писателя там посвящена первая книга «Далекие годы» .

Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах - «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни»…

Происхождение и образование

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы . Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье . Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди» .

Родословная писателя по линии отца связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного , хотя и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами...» Дед писателя был казаком, имел опыт чумака , перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений .

До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I , попал во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привез оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты , так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображается в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкасс ах, была полькой , ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г ., так как сочувствовала идее свободы Польши: «Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха – какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, а моего деда – бывшего нотариуса в городе Черкассах» . После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника . Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи - юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом искателем приключений дядей Юзей - Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев . В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905-07гг. , он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс . Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке , гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда» (рус. «Золотая роза») 1957 года он писал:

В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку, образ родного края, с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет .

Первая мировая и Гражданская войны

После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе , на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке , на котельном заводе в Таганроге , с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море . После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917-1919 гг., связанных с Октябрьской революцией .

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске , работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А. М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород , Старую Руссу , Псков , Михайловское , Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы») .

Период Великой Отечественной войны

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа . Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату , где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов . Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова , эвакуированный в Барнаул . В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе . Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы» . Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года .

Мировое признание

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва » (1956) и «Тарусские страницы » (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в , был заведующим кафедрой литературного мастерства . Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф , Владимир Тендряков , Григорий Бакланов , Юрий Бондарев , Юрий Трифонов , Борис Балтер , Иван Пантелеев . В своей книге «Превращения» Инна Гофф писала о К. Г. Паустовском :

Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не слу­чайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмо­сферу творчества, - именно это высокое слово хочется здесь употребить.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии , Чехословакии , Польше , Турции , Греции , Швеции , Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул , Афины , Неаполь , Рим , Париж , Роттердам , Стокгольм . По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году . В 1965 году некоторое время жил на о. Капри . В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову . В книге «Лексикон русской литературы ХХ века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком , по этому поводу сказано: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награждён крупный советский литературный функционер М. Шолохов» .

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей Марлен Дитрих . В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в ЦДЛ :

  • «…Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: „Это невозможно!“ Нора уверяла: „Да, он здесь вместе со своей женой“. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, - когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: „Так будет лучше для него“. Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна . Он - лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.»

В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий . Одна из них запечатлела Константина Паустовского и преклонившую перед любимым писателем колени актрису на сцене Центрального дома литераторов.

Последние годы

В 1966 году Константин Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина . Литературным секретарём у него в этот период (1965-1968 годы) был журналист Валерий Дружбинский .

Долгое время Константин Паустовский болел астмой , перенёс несколько инфарктов . Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы , звание «Почётного гражданина» которой ему было присвоено 30 мая 1967 года .

В 1965 году он подписал письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений .

Уже незадолго до смерти тяжело больной Паустовский направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова . За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал:

Семья

  • Отец, Георгий Максимович Паустовский(1852-1912) , был железнодорожным статистиком, происходил из запорожских казаков . Умер и похоронен в 1912 году в с. Городище около Белой Церкви .
  • Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская (1858 - 20 июня 1934 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве .
  • Сестра, Паустовская Галина Георгиевна (1886 - 8 января 1936 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве (рядом с матерью) .
  • Братья К. Г. Паустовского были убиты в один день 1915 года на фронтах Первой мировой войны : Борис Георгиевич Паустовский (1888-1915) - поручик сапёрного батальона, убит на Галицийском фронте; Вадим Георгиевич Паустовский (1890-1915) - прапорщик Навагинского пехотного полка , убит в бою на Рижском направлении.
  • Дедушка (со стороны отца), Максим Григорьевич Паустовский - бывший солдат, участник русско-турецкой войны , однодворец ; бабушка, Гонората Викентьевна - турчанка (Фатьма) , крещёная в православие . Дед Паустовского привез её из Казанлыка , где был в плену.
  • Дедушка (со стороны матери), Григорий Моисеевич Высочанский (ум. 1901 г. ), нотариус в Черкассах ; бабушка Викентия (Wincentia) Ивановна (ум. 1914 г. ) - польская шляхтянка .
  • Первая жена - Екатерина Степановна Загорская (2.10.1889-1969), (отец - Степан Александрович , священник, умер до рождения Екатерины; мать - Мария Яковлевна Городцова , сельская учительница, умерла через несколько лет после смерти мужа ). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова , открывателя уникальных древностей Старой Рязани . О ней (с портретом) и её сестре, похороненной в Ефремове, см. Тени старинного кладбища - бывший некрополь в Ефремове и сельские погосты / Авт.-сост.: М. В. Майоров Майоров, Михаил Владимирович , Г. Н. Польшаков, О. В. Мясоедова, Т. В. Майорова. - Тула: ООО «Борус-Принт», 2015. - 148 с.; илл. ISBN 978-5-905154-20-1 .

Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.

Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из крымской деревушки, где она проводила лето 1914 года.

Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим (02.08.1925 - 10.04.2000). До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

  • Вторая жена - Валерия Владимировна Валишевская-Навашина .

Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) - сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski) . Валерия становится вдохновительницей многих произведений - например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

  • Третья жена - Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903-1978).

Татьяна была актрисой театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950 . Паустовский писал о ней:

Алексей Константинович (1950-1976), сын от третьей жены Татьяны, родился в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился - вместе с ним была девушка. Но её доктора реанимировали, а его не спасли.

Творчество

Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.
Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг.

Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое») , были написаны Паустовским ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На воде» был напечатан в киевском альманахе «Огни», № 32 и был подписан псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» (№ 10-12, октябрь-декабрь, 1913 год).

В 1916 году, работая на котельном заводе Нев-Вильдэ в Таганроге , К. Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.

Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…

… Романтическая настроенность не противоречит интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.
Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.

В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли» ("Первой моей "настоящей книгой был сборник рассказов «Встречные корабли» ), хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925-1927 гг. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.

Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 в московском издательстве «Молодая гвардия», повесть сразу выдвинула Паустовского (по мнению критиков) в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за границей. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат.

В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник.

Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского - аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.

В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.

Библиография

  • Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Гослитиздат, 1957-1958
  • Собрание сочинений в 8 томах + доп. том. - М.: Художественная литература, 1967-1972
  • Собрание сочинений в 9 томах. - М.: Художественная литература, 1981-1986
  • Избранные произведения в 3 томах. - М.: Русская книга, 1995

Награды и премии

Экранизации

Музыка

Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея . Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса .

24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.

Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского - (5269) Paustovskij = 1978 SL6 .

31 мая 2017 года исполнилось 125 лет со дня рождения классика русской литературы Константина Паустовского. Приказ о создании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского утвержден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям 11 ноября 2016 года .

В состав оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий в честь 125-летия со дня рождения К.Г. Паустовского по согласованию вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак , директор Всеволод Багно , директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева , директор Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К.Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К.Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие .

В день рождения Паустовского в 2017 году главные торжества прошли в Доме-музее писателя в Тарусе. А всего по всей России в юбилейный год состоялось около 100 праздничных мероприятий . Среди них «Ночь в архиве» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где гостям представили подлинные рукописи автора. В Москве прошла международная конференция, посвященная литературному наследию Константина Паустовского .

В Доме-музее писателя в Тарусе работала выставка «Неизвестный Паустовский» . В национальном парке «Мещерский» открылся маршрут «Тропа Паустовского» (Там же планируется создать музей по мотивам его произведения «Кордон 273»). Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собрал в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России . К юбилею писателя почтовики выпустили конверт с оригинальной маркой .

Музеи

Примечания

  1. Николай Головкин. Завещание доктора Пауста. К 115-летию со дня рождения Константина Паустовского (неопр.) . Интернет-газета «Столетие» (30 мая 2007). Дата обращения 6 августа 2014.

1682 0

Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911-13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал в газетах, затем в РОСТА - ТАСС (1924-29). Ранние произведения П. (сборники рассказов и очерков «Морские наброски», 1925, «Минетоза», 1927, «Встречные корабли», 1928; роман «Блистающие облака», 1929) отличает острый динамичный сюжет. Их герои - прекраснодушные мечтатели, тяготящиеся бытом, ненавидящие рутину, жаждущие романтических приключений. Известность П. принесла повесть «Кара-Бугаз» (1932), в которой документальный материал органически сплавлен с художественным вымыслом. К 30-м гг. относятся повести, разнообразные по тематике и жанру: «Судьба Шарля Лонсевиля» (1933), «Колхида» (1934), «Чёрное море» (1936), «Созвездие гончих псов» (1937), «Северная повесть» (1938; одноименный фильм 1960), а также биографические повести о людях искусства: «Исаак Левитан», «Орест Кипренский» (обе - 1937), «Тарас Шевченко» (1939). В «Летних днях» (1937), «Мещерской стороне» (1939), «Жильцах старого дома» (1941) обретает законченность художническая манера писателя, пристально всматривающегося в каждодневное человеческое существование, в мир природы и рассказывающего об увиденном с лирическим воодушевлением. Его излюбленным жанром становится небольшой рассказ, лирически окрашенный, в центре которого люди творческого склада, большой духовной силы, деятельно творящие добро и противостоящие злу. В 1955 П. опубликовал повесть «Золотая роза» о «прекрасной сущности писательского труда». Много лет он работал над автобиографической «Повестью о жизни», в которой судьба автора показана на фоне процессов, происходивших в России в конце 19-30-е гг. 20 вв. Повествование состоит из шести тесно связанных между собой книг («Далёкие годы», 1945; «Беспокойная юность», 1955; «Начало неведомого века», 1957; «Время больших ожиданий», 1959; «Бросок на Юг», 1960; «Книга скитаний», 1963) и по праву может считаться итогом творческих и нравственных исканий писателя. Книги П. переведены на многие иностранные языки. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами и медалью.

Соч.: Собр. соч., т.1-6, М., 1957-58; Собр. соч., т. 1-8, М., 1967-70; Потерянные романы, Калуга, 1962; Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972; Наедине с осенью, 2 изд., М., 1972; Родина, М., 1972.

Лит.: Львов С., Константин Паустовский . Критико-биографический очерк, М., 1956; Левицкий Л., Константин Паустовский . Очерк творчества, М., 1963; Алексанян Е., Константин Паустовский - новеллист, М., 1969; Ильн В., Поэзия странствий. Литературный портрет К. Паустовского, М., 1967; Воспоминания о Константине Паустовском, М., 1975.

Л. А. Левицкий.

Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.">

К. Г. Паустовский . «Избранная проза» (Москва, 1965). Илл. Б. П. Свешникова.


Значения в других словарях

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть "Мещёрская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту русской природы. Исторические повести ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях искусства (в...

Паустовский

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1893-) - советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время империалистической войны был санитаром, матросом, репортером и редактором газет. Участвовал в гражданской войне (в боях против Петлюры). Первое...

Пауперизм

(от лат. pauper - бедный, неимущий) нищета трудящихся, отсутствие самых необходимых средств существования у широких масс населения в обществах, основанном на частной собственности на средства производства, имущественном неравенстве и эксплуатации одних классов другими. В капиталистическом обществе П. - неизбежный результат действия всеобщего закона капиталистического накопления (См. Всеобщий зако...

Константин Георгиевич (1892, Москва – 1968, там же), русский писатель. Отец – железнодорожный статистик, потомок запорожских казаков, мать происходила из интеллигентной польской семьи.

К. Г. Паустовский

Детство и отрочество писателя прошли в Киеве. Учился (1 год) на естественном отделении физико-математического ф-та, затем – на философском отделении историко-филологического ф-та Киевского ун-та (1911–13); в 1914 г. перевёлся в Московский ун-т (не окончил). До 1929 г. сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара в 1-ю мировую войну до заводского рабочего на юге России, члена рыбацкой артели на Азовском море, учителя и журналиста. Первый рассказ «На воде» опубл. в 1912 г. Первая книга «Морские наброски» (1924, опубл. в 1925) осталась незамеченной. Первые романы «Романтики» (1916–23, опубл. в 1935) и «Блистающие облака» (1929) определили характерную для творчества писателя устремлённость к высокому и идеальному, тяготение к чистым благородным натурам, упование на скорую победу царства гармонии над духовным убожеством. «Романтическая настроенность, – утверждал Паустовский, – не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила». Эта убеждённость отразилась и в принёсших писателю известность повестях, написанных в русле актуальной в кон. 1920 – нач. 30-х гг. «производственной» прозы: «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1933) – о людях, меняющих лицо пустыни и осушающих малярийные болота. Уверенность писателя в том, что «истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд», представление о высокой этической ценности разнообразных знаний проявились как в упомянутых произведениях писателя, так и в его многочисленных рассказах, поэтичных и познавательных – даже в тех случаях, когда факты в них дополнялись вымыслом («Корзина с еловыми шишками», 1954, об эпизоде из жизни выдающегося норвежского композитора Э. Грига), в исторических повестях («Судьба Шарля Лонсевиля», 1933, – об офицере наполеоновской армии, попавшем в русский плен; «Северная повесть», 1938, – о декабристах и их потомках), в своеобразных художественных исследованиях мира природы и связанных с ним людей (повести «Мещерская сторона», 1939; «Чёрное море», 1936; «Повесть о лесах», 1948, где один из главных персонажей – П. И. Чайковский). Суть творчества, бытие человека искусства – одна из центральных тем Паустовского (биографические книги «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», обе – 1937; «Тарас Шевченко», 1939; «Золотая роза», 1955). Среди других произведений Паустовского, вошедшего в литературу прежде всего как мастер лирической новеллы, – цикл рассказов «Летние дни» (1937), где жизнь изображена как «неторопливое счастье» искренних и нерасчётливых людей на лоне природы, автобиографическая эпопея «Повесть о жизни» (ч. 1–6, 1945–63).

ПАУСТОВСКИЙ

ПАУСТ́ОВСКИЙ Конст. Георг. (1892-1968), рус. писатель. Мастер лирич. прозы. В пов. "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этич. проблемы преобразования окружающей среды; пов. "Мещорская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту ср.-рус. природы и "неторопливое счастье" созерцающего её человека. Ист. пов. ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях иск-ва (в т.ч. "Золотая роза", 1955) отмечены романтич. настроенностью, поэтичностью языка. В автобиогр. эпопее "Повесть о жизни" (ч. 1-6, 1945-63) - путь личности, сохраняющей человеческое достоинство и верность нравств. ориентирам в водовороте событий первых десятилетий 20 в.

Большой российский энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАУСТОВСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАУСТОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Константин Георгиевич — советский писатель. Сын инженера-путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах …
  • ПАУСТОВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Константин Георгиевич (1892-1968) , русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести «Кара-Бугаз» (1932), «Колхида» (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей …
  • КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 12:48:27 Константин Георгиевич Паустовский (19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968) — русский советский писатель. * …

  • (1892-1968) русский писатель. Мастер лирической прозы. Повести "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934), обращенные к этическим проблемам преобразования окружающей среды, повесть "Мещерская …
  • ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
    Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ "На воде" …
  • РУССКИЙ ЯЗЫК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-30 Time: 17:43:27 - * Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова …
  • ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ. НАЧАЛО НЕВЕДОМОГО ВЕКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:14:37 Цитаты из произведения «Повесть о жизни. Начало неведомого века» (автор Паустовский, Константин Георгиевич) * К …
  • МЕЧТА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-07 Time: 15:05:19 * Американская мечта: начать делать деньги, затем делать деньги при помощи денег, и, наконец, делать …
  • ЗВУК в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-07-21 Time: 17:30:23 * Звук должен быть окутан тишиной. ""(Генрих Нейгауз)"" * Имя человека — самый сладостный …
  • ВДОХНОВЕНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-21 Time: 14:23:33 * Сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта …
  • ФАСТОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ФАСТОВ в Энциклопедии фамилий:
    Во многих русских фамилиях «спрятаны» старые календарные или не календарные имена. Одни из них легко разгадываются, другие кажутся абсолютно непонятными. …
  • ЭССЕ
    - (от франц. essai - попытка, очерк) - прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому …
  • РАССКАЗ в Словаре литературоведческих терминов:
    - малый эпический жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг …
  • ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ в Литературной энциклопедии:
    - героиня рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание» (1916). Рассказ основан на материале газетной хроники: офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом …
  • ОЧЕРК в Литературной энциклопедии.
  • СЕЛИХАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Александр Брониславович (1880-1968), педагог, историк педагогики, профессор (1920). С 1906 преподавал в гимназиях Киева (его учениками были К.Г. Паустовский и …
  • ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    разновидность лиро-эпического жанра, проза с преобладающим авторским "я", ослабленной фабулой, повышенно-эмоциональным строем речи. Композиционные формы: эпистолярная, дневниковая, автобиографическая, путешествие, эссе …
  • ЭССЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные …
  • ФРАЕРМАН РУВИМ ИСАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рувим Исаевич , русский советский писатель. Учился в Харьковском технологическом институте (1916). Участник Гражданской войны на …
  • ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Сергеевич , русский писатель. Мать - В. П. Лутовинова; отец …
  • ТАРУСА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город, центр Тарусского района Калужской области РСФСР. Пристань на левом берегу Оки, в 36 км выше Серпухова, с которым связан …
  • РАДИОВЕЩАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов; одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации …