Фернан леже произведения. Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше,
чем классический кубизм всех периодов кубизма. Я сам иногда не только смотрю на репродукции в
этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный, не потому что коммунист.)
Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу")
Шишкина Иван Ивановича и к портрету Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского,
Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.
=======================
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.

Женщина

с кошкой

1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник, считаются вместе с Браком и

Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.

Между прочими интересный портрет дамы с кошкой.



Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания.

Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.

Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,

значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.



Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.



Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.



Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую



Механик, 1920
Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.



Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную.Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал.



Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"



Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA

Это тоже удачная работы на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.



Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить.
Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу,
на которой этот
моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто.
Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка
на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то спец стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра.
Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО.
Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края.
Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?



Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927
Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже
познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.



Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал
интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921

Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку
выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова, побывала в Париже и привезла (она дружила
с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах,
и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка,
он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос, в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в
мировой живописи. Довлатов всё это, описал, в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.



Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно.
Наверное, потому что ему не нужно было.



Сад моей матери. 1905.


Фернан Леже Три Сестры


Fernand Leger Строители. The Builders


Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути
Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Печатник

Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Самая дорогая работа Леже, была продана пару лет назад, за больше чем 22 мллиона американских долларов.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger
умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев
.

Фернан Леже и его искусство, стали предтечей ПОП-АРТ.
ПОП-АРТ это не поп-культура. Не путайте сами себя. Нажмите
у меня в метках--- Поп-арт--- и прочтите статью с иллюстрациями.

Вениамин.

Французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.


1881

Фернан Леже родился 4 февраля в нормандском городе Аржантан на севере Франции. Его отец, Анри Арман Леже, занимавшийся разведением домашнего скота, умирает через несколько лет после рождения будущего художника. Мать, урожденная Мари Адель Дюнон, жила на своей ферме в Лизоре вплоть до самой смерти в 1922 году.

1890-1896

Учится в аржантанском колледже и в церковной школе в Теншебре

1897-1899

Учится у архитектора в Канне

1900-1902

Едет в Париж; работает чертежником у архитектора

1902-1903

Находится на военной службе во 2-м саперном полку в Версале

1903

Поступает в Высшую школу декоративного искусства. Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств; посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана; часто ходит в Лувр.В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.

1904-1907

Ведет тяжёлую трудовую жизнь; совместно со своим земляком Андре Маром снимает мастерскую. Работает у архитектора и ретушером у фотографа. Болезнь вынуждает провести зиму 1907 года у его друга Вьеля на Корсике, в Бельтодере, куда впоследствии неоднократно возвращается. Потрясён посмертной выставкой Сезанна в салоне «Независимых» в 1907 году

1908-1909

Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Некоторые из них становятся его друзьями. Принимает участие в Осеннем салоне. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В дальнейшем сюжеты его произведений становятся всё более абстрактными, хотя на позднем этапе Леже отходит от абстракционизма, по крайней мере в своих станковых произведениях. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы. Помимо живописи художник занимался также к керамикой, книжными иллюстрациями, дизайном одежды и ковров, работал в театре и кино.

1910

Владелец художественной галереи Канвейлер, поддерживающий Пикассо и Брака, покупает несколько картин Леже, что позволяет Леже год спустя переехать на улицу Ансьенн Комеди. В Пюто знакомится с Жаком Вийоном и через него с группой «Золотое сечение» 1911-вместе с Глезом, Делоне и другими участвует в выставке «Независимых»: в зале № 41, прозванном «залом кубистов», экспонирует картину «Обнаженные в лесу». Вместе с этой группой выставляется и в Брюсселе. Участвует в Осеннем салоне картиной «Свадьба». Совместно с Андре Маром разрабатывает проект интерьера столовой и рабочего кабинета

1912

Выставляет у «Независимых» картину «Курильщики» и в Осеннем салоне «Женщину в голубом». Участвует и в других общих выставках, в частности в выставке группы «Золотое сечение». Первая экспозиция в галерее Канвейлера

1913

В мае в Академии Васильевой читает лекцию «Истоки живописи и ее изобразительная ценность», текст которой публикуют в Париже, Берлине и Бергене. Участвует в выставке «Независимых», в «Армори Шоу» и в первой выставке Осеннего салона в Берлине. В октябре подписывает договор с Канвейлером на продажу ему своих работ. Снимает студию в доме № 86 по улице Нотр-Дам-де-Шан, которую сохраняет за собой до конца жизни

1914-1916

В мае 1914 г. выступает с новой лекцией «Новые открытия в современной живописи» в академии Васильевой. 2 августа мобилизован и направлен в саперные войска. Два года находится на фронте под Аргоном и Верденом. Рисует в траншеях и в местах расквартирования. В сентябре 1916 года под Верденом, где занимался транспортировкой раненых, был отравлен газом

1917 Находится на излечении в Виллепинте. Вновь начинает заниматься живописью. В конце года его увольняют с военной службы

1918-1919

Напряженно работает, делает иллюстрации для произведений Сандрара. Женится на Жанне Лой. Начинает работать над картинами «Диски», «Город», «Механические элементы». Выставляет свои работы в парижской галерее Леонса Розенберга «Эффор модерн» и в Антверпене в галерее «Селексьон»

1920

При основании журнала «Эспри нуво» завязывает дружеские отношения с Ле Корбюзье. Пишет полотна «Механик» и «Большой обед». С этого года на протяжении многих лет выставляется у «Независимых»

1921

Вместе с Сандраром участвует в работе над фильмом Абеля Ганса «Колесо». Иллюстрирует книгу Андре Мальро «Бумажные луны». Знакомится с Ван Дусбургом и Мондрианом

1922

Выполняет проекты декораций, костюмов и занавеса к постановке «Каток» на музыку Дариюса Мийо для Шведского балета Ральфа де Маре

1923

Выполняет проекты декораций и костюмов для балета «Сотворение мира» на музыку Мийо по либретто Сандрара в постановке Ральфа де Маре. Работает над декорациями к фильму «Бесчеловечная» Марселя Л’Эрбье с музыкой Мийо; участвует в подготовке проекта одного из залов выставки «Независимых»

1924 Ставит фильм «Механический балет» (операторы Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла). Совместно с Озанфаном, Мари Лорансен и Александрой Экстер открывает свободную художественную школу. Читает лекцию в Сорбонне. Вместе с Розенбергом путешествует по Италии, восхищается Равенной

1925-1927

С известным трудом удается выставить абстрактное панно на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в павильоне Ле Корбюзье и в павильоне Мэллет-Стивенса, демонстрирующем проекты здания одного из французских посольств. Выставки: галерея Андерсона, Нью-Йорк; Бруклинский музей; галерея «Катр Шемен», Париж; персональная ретроспективная выставка у «Независимых». Проявляет все больший интерес к предметам

1928

Выставляет 100 работ и читает лекцию в галерее Флехтхейма в Берлине; выставка в галерее «Эффор модерн» в Париже

1929

Вместе с Озанфаном открывает Современную академию

1930

Выставки в Лондоне в галерее Лейкестера и в Париже в галерее Поля Розенберга. Знакомится с Колдером

1931

Проводит лето в Австрии у своих друзей Марфи. В сентябре-декабре совершает поездку в Нью-Йорк и Чикаго. Выставки в галереях Джона Беккера и Дюран-Рюэля

1932

Преподает в Академии «Большой хижины». Посещает Скандинавские страны. Выставка в Нью-Йорке, в галерее Валентена

1933

Большая выставка в Цюрихе, в Кунстхаусе, на которой Леже присутствует лично. Вместе с Ле Корбюзье едет в Грецию на международный конгресс современной архитектуры. На обратном пути на корабле читает лекцию «Архитектура и жизнь»

1934

Выставка в галерее Виньона. Лето проводит у Марфи в Антибе. В августе в Лондоне готовит декорации для фильма Г. Дж. Уэллса «Форма вещей будущего». В сентябре выставка в Стокгольме в Современной галерее. Лекция в Сорбонне «От акрополя до Эйфелевой башни»

1935

На всемирной выставке в Брюсселе оформляет зал физической культуры, построенный по проекту Шарлоты Перрьян. В октябре вновь едет в соединенные Штаты, где встречается в Ле Корбюзье. Большая выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Институте искусств в Чикаго

1936

в «Дискуссии о реализме» подчеркивает свою духовную независимость. Выставляется в Салоне мурального искусства

1937

Декорации для балета Сержа Лифаря на музыку Риети «Торжествующий Давид», поставленного в парижской Опере. Эскизы декораций для профсоюзного праздника на Зимнем велодроме и панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже, дирекция которой предварительно отклонила уже несколько проектов. В ноябре читает в Антверпене лекцию «Цвет в мире». Выставка в галерее «Артек» в Хельсинки, где знакомится с Аалто

1938-1939

Лето проводит с Ле Корбюзье в Везеле; с сентября по март находится в США, где выполняет стенные росписи для апартаментов Нельсона А. Рокфеллера младшего. Читает курс из восьми лекций в Йельском университете на тему: «Цвет в архитектуре». В Париже выполняет эскизы декораций к пьесе Ж. Р. Блока «Рождение города», поставленной на сцене, устроенной на Зимнем велодроме

1940-1945

Живет в эмиграции, в США. В 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии.

1940-1945 Живёт в эмиграции, в США. Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Выставляется в галерее Поля Розенберга. Встречается у Пьера Матисса с другими художниками-беженцами, завязывает дружбу с отцом Р. П. Кутюрье. Делает серию рисунков для фильма Ханса Рихтера «Сны, которые можно купить за деньги». Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж; галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк; галерея Луи Каре, Париж. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. 1946-1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато д’Асси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура». Выставка в галерее Луи Каре, Париж. Лето 1947 года проводит в Нормандии. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Вместе со своими учениками оформляет помещение для Международного конгресса женщин в Париже, в Порт-де-Версаль. В июне вместе с Дилем председательствует на учредительном заседании международной ассоциации кино по изобразительному искусству в Художественной школе Лувра, а так же присутствует на первом фестивале этой ассоциации. Едет в Польшу для участия во всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира во Вроцлаве. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк», изданного Териадом. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. 1950 завершает картину «Строители». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. Присутствует на освещении церкви в Плато д’Асси. 1951 Выставляет в галерее Лериса первые полихромные скульптуры и на Триеннале в Милане большую композицию. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре. Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. 1952 В феврале женится на Наде Ходосеевич, с 1942 года бывшей слушательницей его Академии, а затем его ассистенткой. Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. В апреле - выставка и лекция в Кунстхалле в Берне; другие выставки: Музей Антриб; галереи Бери и Луи Каре, Париж; галерея Сиднея Жаниса, Нью-Йорк. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго, и в Сан-Франциско; выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». 1954 Мозаика и витражи для Каракасского университета, заказанные Раулем Виллануэва; витраж в Каракасе для Инносенте Паласиоса; витражи для церкви в Курфевре; подготовительные этюды для Мемориальной больницы в Сен-Ло, открытой в 1956 году. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли; выставка в галерее Каре. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. Похоронен на местном кладбище. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта.

Ф ернан Леже был одним из редких мастеров прошлого века, сохранивших верность фигуративной живописи и интерес к жанровым сюжетам. Применяя к жанровой живописи словарь выразительных средств, заимствованных из художественных движений ХХ века, он сумел в этой области оставаться современным художником.

Несмотря на то что работы Леже несут большую степень обобщения и декоративной трансформации мотива, поводом для них всегда служили жизненные впечатления. Тему строительства, занимавшую его в начале 1950-х годов, «спровоцировал» случай, о котором сам художник вспоминал: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрастом между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом».

Фернан Леже. Строители. 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Языком лаконичных, четких линий и форм художник выражает ясную, но емкую мысль - человек в его отношениях с природой и техникой. Техническая революция в ХХ веке создала новую среду обитания человека, во многом нарушив его гармонические связи с природой, и индустрия постоянно присутствует в размышлениях и произведениях многих мастеров. Однако Леже находит гармоничное сочетание природного и технического в окружении человека. Яркие, активные цвета создают в целом мажорное настроение. В конечном счете творчество Леже привило вкус к новым формам и ритмам индустриальной эпохи, эстетически осмыслило мир технических преобразований.

Три женщины. 1921. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Большой парад. 1954. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк

Масштабность, монументальный размах в сочетании с пластической ясностью и чувством декоративного, присущие искусству Леже, позволяют произведениям художника органично сочетаться с современной архитектурой, вписываться в ее пространства. Лучшее доказательство тому - гобелены по картинам Леже, украшающие многие современные интерьеры.

Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Le"ger, 1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, родился в семье нормандского крестьянина. Получил разностороннее художественное образование: архитектурное, дизайнерское и живописное. В юности создавал немногоцветные (почти гризайль) произведения в модной кубистической манере.

В 1914–1916 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. После войны вернулся к творчеству, приближаясь в своих новых работах к абстракционизму.

В 1920 г. Леже познакомился с художником А. Озенфаном и архитектором Л. Корбюзье, создателями пуризма (от франц. pur – чистый) , которые в манифесте «После кубизма» призывали к созданию простой, функциональной живописи и архитектуры.

В это время, увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в области архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино («Механический балет», 1924), книжной графики.

В конце 1920-х гг. техницизм образов в творчестве Леже видоизменяется, смягчается, приближается к наивному искусству.

В 1930-е г. Леже создает крупные монументальные работы: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).

В 1940–1945 гг. Леже жил и преподавал в США. Вернувшись после войны во Францию, вступил в коммунистическую партию. Композиции этого времени на темы труда и досуга рабочих благодаря наложению цветовых пятен на контурный рисунок напоминают витражи.

Фернан Леже мечтал увидеть свои работы на стенах домов и школ, и его мечта об общедоступном искусстве осуществилась. Одна за другой появились: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947–1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955).

1881 - 1955
французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910, Леже - активный участник салона des Independants. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. *** Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. "Большой Парад", одна из его последних картин - монументальный пример этого оригинального стиля.

Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. А мать, которую Фернан бесконечно любил, не совсем понимала его стремление во что бы то ни стало быть художником. Он окончил городской колледж, а затем церковную школу в Теншебре, и в шестнадцать лет дядя-опекун посоветовал ему поехать в Канн учиться архитектуре. В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, служил при 2-м саперном полку в Версале. Только в 1903 году он начал серьезно изучать живопись в Школе декоративного искусства, в свободных студиях Школы изящных искусств, где он учился у живописца Габриэля Феррье и скульптора Леона Жерома, и в академии Жюлиана. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров.
Те, кто знал Фернана Леже, говорили, что он в обращении иногда удивлял фамильярной простотой и даже грубоватостью, но, по свидетельству многих, был очень одинок. Вместе с Ан-дре Маром Фернан снял мастерскую, где мог заниматься живописью, одновременно он подрабатывал у архитектора и фотографа. Первые его картины "Сад моей матери" и "Портрет дяди", написанные в 1905 году, выполнены под влиянием Ан-дре Мартена, очень броско, пастозно. Позже Фернан Леже испытал влияние фовизма и сезанновской конструктивной трактовки формы.
Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле "Ля Рюш" ("Улей"). Там в то время жила целая колония художников - Архипенко, Лоране, Шагал, Сутин, Робер Делоне и писателей - Макс Жакоб, Аполлинер, Блез Сандрар.
Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. Он и сам начал выставляться, в 1908 и 1909 годах посылал свои работы, написанные на острове Корсика, на выставки Осеннего салона, а рисунки - на выставку 1910 года. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна.
Теперь, когда в его работах все более строго подчеркивался объем, он приступил к серии работ "Контрасты формы" и выставил свои работы на выставке Независимых. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже "Обнаженные в лесу", над которым он работал целых два года (1909-1911).
Фернан Леже получил среди друзей прозвище "тюбист" (игра слов "tube-tubiste" - труба-трубист), а известный критик Метценже писал: "Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции - это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, Фернан Леже увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо".
Сам Фернан Леже утверждал, что следует традициям французского импрессионизма, в котором его не устраивал не избыток цвета, а отсутствие конструктивной силы, которую он " пытался наращивать усилением, гипертрофией объемов и пластических форм. Уже в первых своих концептуальных произведениях Фернан Леже использовал элементы, которые впоследствии стали основой почти всех его композиций,- напоминающие детали механизмов усеченные конусы, разобщенные объемы и видоизмененные, деформированные руки с плотно сомкнутыми пальцами.
Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. И если Делоне использовал полутона, Леже пробовал показывать откровенность каждого цвета и объема. "У меня краски живые,- говорил он - Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой - совсем голубым". "Контрасты формы" Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах ("Натюрморт с книгой", "Будильник"), фигурах людей ("Лежащее обнаженное тело") и даже в природе ("Деревья между домами"). А такие его картины, как "Балкон", "Лестница" и др., поражали всех динамизмом.
1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. Именно тогда познакомился он со своей первой женой, "велосипедисткой" Жанной, заключил выгодный контракт с Канвейлером, что позволило ему снять удобную студию на улице Нотр-Дам-де-Шан, где он работал всю жизнь. О нем много писали, и сам он читал лекции. Одна из них - "Источники живописи и ее изобразительная ценность" - имела особенно громкий успех. Леже считал себя последователем Сезанна, подчеркивал, что, используя "живописные контрасты цветов, линий, форм", можно "от интенсивного реализма" перейти к познавательному. Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов.
Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. В 1922 году он признавался: "Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Получив свободу, я извлекаю пользу из этих тяжелых лет, принимаю решение: создавая пластические образы, использовать только чистые и локальные цвета и большие объемы, не идя ни на какие компромиссы. Отказываюсь от сделок с общепринятым вкусом, от серости палитры, от мертвых поверхностей заднего плана. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Не боюсь признаться: меня сформировала война".
Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе ("Механик в цехе", "Акробаты в цирке", "Двое рабочих на лесах", "Город" и др.).
В 1925 году он провозгласил свою идею ввести цвет не только в экстерьеры, но и интерьеры жилья, банков, больниц, заводов, таким образом создавая архитектоническое пространство. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене. "Я люблю формы,- признавался он,- навязанные нам современной промышленностью, и использую их: сверкающие тысячами бликов стальные конструкции, гораздо более тонкие и прочные, чем так называемые классические сюжеты".
С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма "Колесо" (режиссер Абель Ганс) и др. При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм "Механический балет". В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей ("Зонтик и шляпа-котелок", "Гармонь" и др.).
В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). В созданных в это время композициях "Листья и раковины", "Натюрморт с тремя ключами" и других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо поддерживают друг друга. Потом художника увлекла монументальность образов. В 1933 году вместе с Ле Корбюзье Фернан Леже ездил в Грецию, где принял участие в Международном конгрессе современной архитектуры.
В 1932-1935 годах Фернан Леже преподавал в Академии "Большой хижины" и с помощью своей ученицы - белорусской художницы Нади Ходасевич, которая в свое время брала уроки у Казимира Малевича, начал вести свою собственную студию. Выставки Фернана Леже экспонировались по всему миру, в 1936 году он получил признание в Америке.
В конце 30-х годов Фернан Леже увлекся созданием монументальных росписей и настенных декораций. Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Ему предложили только один заказ - грандиозную стенную роспись "Передача энергии" для "Дворца открытий". Мачты электропередач и трансформаторы он изобразил на фоне пейзажа со следами бури, в свете огромной радуги. С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома.
Начало Второй мировой войны, военные поражения Франции очень болезненно отозвались в душе Фернана Леже. Он был вынужден переезжать из города в город, а затем вообще эмигрировал в США, где ему предложили возглавить кафедру в Йельском университете, а потом в Колледже Миллса в Калифорнии. За годы эмиграции Фернан Леже создал около 120 картин, но большинство из них - это переосмысление мира собственных рисунков и живописных полотен, привезенных в эмиграцию. Как он сам признавался, возможно, под воздействием климата или ритма жизни, в Америке он работал несколько быстрее, чем раньше. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери).
Когда-то, наблюдая за тем, как докеры Марселя, забавляясь, толкали друг друга в воду, Фернан Леже решил провести своеобразный эксперимент - образно переосмыслить человека в пространстве, в момент полета. "Ныряльщики на желтом фоне", "Акробаты в сером", "Танец" и похожие на каллиграфические знаки "Большие черные ныряльщики" - это все звенья одной цепи. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. В самых разных вариантах изображает Фернан Леже велосипедистов - "Прекрасные велосипедистки", "Большая Жюли", позже - "Два велосипедиста", "Досуги".
Его друзья удивлялись, как успевает он исправлять работы своих многочисленных учеников, делать декорации, оформлять книги, организовывать выставки, заниматься рукописью и керамикой, да еще читать лекции, в которых он резко выступал как против абстракционизма, так и против социалистического реализма.
Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту - объединил в одной огромной картине "Большой парад" разные изобразительные средства.
После смерти первой жены - Жанны рядом с ним рука об руку шла его ученица, белорусская художница Надя Ходасевич, картины и наброски которой всегда вдохновляли его. Когда в феврале 1952 года один французский художник спросил у Нади, правда ли, что она выходит замуж за Фернана Леже, она с гордостью ответила:
- Я выхожу замуж за труд.
Они прожили вместе всего несколько лет - 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Но именно благодаря Наде Леже, которую все время поддерживал Жорж Бокье, был создан ансамбль мемориального музея Леже в Бьо, на фасаде которого - огромная, в 400 квадратных метров, керамическая композиция, выполненная по проекту Леже. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура "Цветок-солнце". Так, уже после смерти обрели жизнь монументальные замыслы великого художника, который, постигнув основы конструктивного ритма, сделал ощутимым пространство, полное ясности и гармонии.