Типы режимов правления. Политические режимы

— одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации .

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

(от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

(от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Каждое государство последовательно и постепенно переходит от одного вида режима к другому.

Государственные (политические) режимы в зависимости от набора методов и средств государственного властвования подразделяются на демократические и антидемократические .

Демократический режим – это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются: формирование органов власти выборным путем; политический плюрализм, гарантированное существование политических прав и свобод граждан.

Понятие «демократия» означает, как известно народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

· признание народа основным источником государственной власти;

· свобода предпринимательства и признание частной собственности;

· реальная гарантированность прав и свобод человека;

· осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

· децентрализация государственной власти;

· реальная возможность участия граждан в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью;

· отсутствие общеобязательной официальной идеологии, многопартийность, свобода мнений, убеждений;

· наличие легальной оппозиции.

Разновидностями демократического режима являются:

1. Либерально-демократический режим .

Существует в тех странах, где сложились рыночные отношения. В качестве примера можно привести промышленно развитые страны Европы и США. Такой режим устанавливается сейчас в России. Либеральное государство не только провозглашает права и свободы, но и содействует пользованию ими. В либеральном государстве существует множество партий различной политической направленности, в том числе оппозиционные. Государственные органы формируются на основе свободных выборов, когда каждому человеку дается право выразить свое мнение относительно того или иного кандидата.

Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Именно это уменьшает возможность злоупотребления властью.

2. Собственно-демократический режим .

Это более развитый и более свободный для людей режим. К нему вплотную подошли Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Норвегия). Главными отличительными признаками такого режима являются: решение многих государственных вопросов посредством учета мнения народа, выраженного на референдумах, в ходе опросов, с помощью народных инициатив; высокий уровень жизни, гуманизм и нравственность людей.

Антидемократические режимы .

Среди антидемократических режимов чаше всего называют тоталитарный и авторитарный.

1. Тоталитарный режим .

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный» был введен в политический оборот Б.Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Тоталитарный режим существовал в бывшем СССР, сейчас – на Кубе, в Северной Корее, Ираке. Суть тоталитарного режима проявляется в контроле власти над всеми сторонами жизни человека. Контролируются не только взгляды человека на общественное устройство, но даже его личная жизнь. И если убеждения человека не совпадают с установками власти, то к нему применяются меры принуждения. Вспомним, что, например, Александр Солженицын отбывал заключение в сталинских лагерях только за то, что он написал с фронта письмо другу, где усомнился в правильности политики Сталина.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым и непогрешимым, справедливым, постоянно думающим о благе народа.

В тоталитарном государстве человек ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут быть провозглашены в конституции.

Разновидностью тоталитаризма считается фашизм. Характерной его особенностью является притеснение людей по национальному признаку.

Признаки тоталитарного режима :

· идеологизация всей общественной жизни на базе официальной для всей страны идеологии;

· нетерпимость к инакомыслию;

· монополия на информацию;

· подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против населения;

· слияние государственного и партийного аппарата;

· централизация власти (зачастую во главе с вождем);

· отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Такой режим считается более «демократичным» по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг – правящая элита , которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Такой режим существовал в СССР в период правления Л. Брежнева, М. Горбачева.

При авторитарном режиме власть не так откровенно попирает права и свободы человека. Так, например, академика Андрея Сахарова власти не осмелились заточить в тюрьму за его взгляды, в частности за осуждение им войны в Афганистане. А. Сахаров был сослан в г.Горький, где проживал в обычной городской квартире, но под неусыпным контролем КГБ, без права выезда из города.

При авторитаризме может существовать парламент, однако он никакой роли в государстве не играет. Реально же общественная жизнь направляется партийным (религиозным) руководством. Решения центральной власти не учитывают мнение народа, а поэтому для их реализации необходимо применять принуждение. Вот почему в таком государстве сильна мощь карательных органов (милиции, органов безопасности) и армии.

· власть элиты не ограничена законом;

· народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

· в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционных партий реально нет;

· наличие сфер, свободных от политического контроля, - экономика и частная жизнь. Контролю подлежит главным образом политическая сфера;

· приоритет интересов государства перед личными интересами.

Помимо вышеперечисленных видов антидемократических режимов выделяют и иные виды:

3. Деспотический режим .

Он существовал, к примеру, в Египте времени фараонов, в Вавилоне, в Ассирии, в России при Иване Грозном.

При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Некоторые управленческие дела деспот перепоручает другому лицу, которое пользуется у него особым доверием (например, визирю на Востоке). Воля деспота произвольна, и иной раз самовластье граничит с самодурством. Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя.

При деспотии жестоко подавляются любая самостоятельность, недовольство, возмущение и несогласие подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью (повешение на площади, забивание камнями, сожжение, четвертование, колесование и др.). Власть стремится к наглядности в применении наказания с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных.

4. Тиранический режим .

Основан на единоличном правлении и характеризуется наличием наместника. Обычно тирания устанавливалась в процессе территориальных завоеваний (Римская империя, Османская империя и др.), сопровождавшихся не только физическим и моральным насилием над людьми, но и насилием над религией и обычаями народа. Так, в Османской империи в буквальном смысле вырезали часть населения, противившуюся насаждению ислама.

Власть тирана жестока. Стремясь подавить сопротивление и посеять страх среди населения, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет. Тираническая власть воспринимается народом, как гнет, а тиран - как угнетатель, мучитель.

5.Военный режим .

Это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Понятие “политический режим” появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Можно сказать, что характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами.

    Политический режим: понятие и признаки.

Политический режим это система приемов, методов, способов осуществления политической власти в обществе. Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране следует проанализировать основные признаки политического режима :

    Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

    Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства, гарантированность прав и свобод личности;

    Соотношение между законодательной и исполнительными ветвями власти;

    Политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых” структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

    Характер взаимоотношений между центральными и местными органами власти и управления;

    Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

    Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

    Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении государственной власти.

Политический режим зависит от соотношения политических сил в общественном организме, личности общенационального лидера и особенностей правящей элиты; исторически и социокультурных традиций, политической культуры населения. Политический режим формируется спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса и не может быть установлен конституциями или другими законами.

Существует много классификаций политических режимов. Любая из классификаций является условной, поскольку “чистых” политических режимов в политической практике не существует. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима – демократический и антидемократический. Именно к множеству этих разновидностей можно свести все многообразие политических режимов. Кроме того, антидемократические режимы делят обычно на тоталитарные и авторитарные.

2.Демократический режим

Понятие “демократия” (от греч. demos-народ и kratos– власть) означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд гос3дарств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Многогранность термина “демократия” обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан, в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась “худшей формой” правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволял правителям манипулировать подобным ‘народовластием”. Потому-то режимы демократии не существовали долго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, всвою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией и отрицательно относился к демократии. Его оценка демократии, а также отсутствие реальных условий для ее практического воплощения повлияли на дальнейшую судьбу данной формы государства: демократия воспринималась негативно и была вытеснена с политического обихода.

Новый этап становления концепции демократии начинается с Великой французской революции – именно она дала толчок к развитию демократии как направления общественно-политической мысли, которое формулирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую (плебисцитарную) и представительскую (репрезентативную).

К формам прямой демократии относятся: проведение выборов на основе всеобщего избирательного права, референдумы, всенародные обсуждения вопросов государственной жизни. Члены общества непосредственно принимают участие в разработке политических решений, принятии законов и т.п. Эта форма демократии дает возможность развивать политическую активность граждан, обеспечивать легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства.

Представительная демократия - это, когда члены сообщества остаются источником власти и имеют право принимать решения, но реализуют это право через избранных ими представителей, которые должны отстаивать их интересы. Носителями представительской демократии являются парламенты, другие выборные органы власти, как в центре, так и на местах.

Ни одна из этих форм в “чистом виде” не существует, но в условиях демократического режима они проявляются обе.

Основные признаки демократического режима:

    Признание народа источником власти, сувереном в государстве . Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей и может периодически сменять их. В ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

    Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Этот принцип рассматривается как ключевое условие демократического режима. Он предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные сроки переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

    Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения. А также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т.д.

    Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип “ все, что не запрещено – разрешено”.

    Ч еткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высший законодательный орган страны – парламент наделен исключительным правом издавать законы. В известном смысле этот орган власти имеет верховенствующую роль, и, следовательно, существует потенциальная опасность чрезмерной концентрации в нем политической власти. Поэтому в условиях демократического политического режима три ветви политической власти уравновешивают друг друга. В частности, высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Президент имеет право вето на решения, принимаемые законодательными органами. Судебная власть имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

    Полиция , спецслужбы и армия - выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

    Политический плюрализм, многопартийность. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основания в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. В соответствии с результатами выборов политические партии, набравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статус правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Осуществляя свою миссию, оппозиция выступает с критикой органов власти. Она выдвигает альтернативную программу. Оппозиция контролирует власть через деятельность своих фракций и блоков в парламентах, в своих средствах информации и печати.

    Власть в государстве в большей мереоснована на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса.

Перечисленные принципы демократического режима могут создать идеализированный образ демократии. Конечно, достоинства демократии, а следовательно, демократического политического режима очевидны и неоспоримы. Однако у демократии имеются и уязвимые стороны и недостатки.

Демократию иногда иронически определяют как “господство большей части общества над лучшей”, при которой процветает политический дилетантизм, устанавливается засилье посредственности. Демократия не гарантирует от прихода к власти людей своекорыстных с низкой культурой и нравственностью, но изощренным умом и популистскими приемами.

Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма правления из всех до сих пор известных.

Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм.

Политический режим - это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления государственной власти.

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

На протяжении многовековой истории существования государства как социального явления находили применение семь видов политического режима.

1. Деспотический режим (от греч. despoteia - неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции.

Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве - повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это - религия, она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией, применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение.

Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

Деспотия - это в основном уже историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

2. Тиранический режим (от греч. - мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения.

Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

Тираническое правление воспринимается народом как гнет, а тиран как угнетатель. Такой режим также существовал на ранних этапах развития человечества (Древний мир, раннее Средневековье). По сравнению с деспотией тирания представляется все же чуть менее суровым режимом. «Смягчающим обстоятельством» служит здесь факт угнетения не своего, а чужого народа.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. - полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная «историческая» идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает «самые правильные установки», ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется «силовой кулак» (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террора - физического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.

Одна из основных характеристик тоталитаризма - милитаризация. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочь поживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывший СССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей: отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться, удовлетворить тщеславие вождя.

Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом - в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. - пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском - в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

Решения центральной власти, не учитывающие экономические, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно, и поэтому приходится в немалой дозе применять принуждение. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

6. Либеральный режим (от лат. - свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию, основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства госудшрства в частную жизнь граждан.

Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазного государства, могут существовать только между равными и самостоятельными субъектами. Либеральное государство как раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государства в социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит часто как вольнодумство и даже как попустительство (отношение к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе).

Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки, не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров.

Либеральный режим допускает существование оппозиции. Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность - необходимый атрибут либерального общества.

Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов.

Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане.

Либеральный режим существует в развитых странах Европы, США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. - народовластие) - это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер: наряду с правом как главным социальным регулятором жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность - отличительные признаки демократического государства.

Демократия - это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых - собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Рассмотрение видов политического режима позволяет сделать следующие выводы:
1) политические режимы отличаются друг от друга уровнем свободы, предоставляемой людям, и могут быть схематично представлены в виде ступеней лестницы, по которой поднимается человечество;
2) разные страны и народы переходят от одного вида политического режима к другому разновременно, по мере того как складываются соответствующие социально-экономические условия;
3) смена основных видов политического режима (деспотии, тоталитаризма, авторитаризма, либерализма и демократии) происходит, как правило, постепенно и последовательно; опыт нашей страны показывает, что «перескакивание» через отдельные их виды чревато катастрофическими последствиями.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Виды политических режимов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В правовой науке определено, что любой политический режим не может легитимно существовать без законодательного закрепления и обоснования. В науке существует четкая классификация политических режимов.

Рассматривая виды политических режимов нельзя, обойти вниманием такое понятие как режим. Итак, термин "режим" сам по себе имеет большой спектр трактовок как в психологи, философии, так и в праве. Будучи междисциплинарным понятием, режим оставляет широкое поле для дальнейшего исследования в рамках различных наук.

Термин режим имеет французские корни (от фр. Régime – управление, командование, руководство). Данный термин на междисциплинарном уровне трактуется как условия работы, деятельности, существования чего-либо.

В современной правовой науке назрела необходимость пересмотра понятия режим как правовой категории в силу устаревшего понятийного аппарата и консервативной риторики по поводу каждого из видов политического режима.

Понятие политического режима

В современной науке под политическим режимом подразумевают совокупность методов реализации политической власти государством. Посредством категории "политический режим" определяют меру политической свободы в обществе, а также степень реализации прав и свобод, систему методов осуществления государственной власти, отношение государственной власти к правовым основам собственной деятельности.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Нередко в юридической литературе можно встретить утверждение относительно того, что политический режим представляет собой одну из составных частей формы государства. Такой позиции придерживаются, например, А.В. Малько и Н.А. Власенко. Противоположной точки зрения придерживается А.И. Денисов. Он акцентирует внимание на том аспекте, что политический режим характеризует собой не форму государства, а его сущность. Однако, как известно, сущность государства отражает суть государственной власти и ее принадлежность .

Итак, приведем все вышесказанное к общему знаменателю. Само по себе понятие политический режим существует давно. Оно является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. По тому, какой политический режим реализуется в государстве, судят о подлинной картине политического устройства общества.

В современных условиях однозначно установлено, именно политический режим характеризует политический климат, существующий той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Классификация политических режимов

Современная наука признает несколько подходов к классификации политических режимов.

Классификация политических режимов

Название политического режима

Описание политического режима

Демократический режим

Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народ.

Авторитаризм означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Деспотический режим.

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм, как следует из истории, основным его признаком является повсеместное вмешательство в сферы общественной деятельности, основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу, оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора.

Иная классификация подразумевает наличие следующих политических режимов:

  • демократический
  • антидемократический

В рамках данной классификации демократический режим делится на следующие виды:

  1. Прямая демократия
  2. Плебисцитарная демократия
  3. Представительная демократия

Отдельно рассмотрим антидемократический режим и его виды в рамках данной классификации рассмотренной Л. В.Мелиховой .

Антидемократический режим – это политический режим, который характеризуется несоблюдением прав и свобод человека и установлением диктатуры одного или нескольких лиц.

В свою очередь антидемократические режимы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и военные. Это отражено на рисунке.

Тоталитарный режим – это политический режим, характеризующийся полным подчинением общества власти правящей элиты, организованной в военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером-диктатором.

В государствах, во главе которых стоит военная группировка, захватившая власть вследствие военного переворота, господствует военный режим .

Литература

  1. Власенко Н.А., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие // СПС "Гарант"
  2. Денисов А.И. Сущность и формы государства – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. – 67 c.
  3. Клюкина Е.А. Понятие политического режима и критерии классификации // [Электронный режим] Режим доступа: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/
  4. Мелихова Л. В. Основы права – Ростов н/Д изд-во "Феникс". 2000 – 416 с..