Законодательная база российской федерации. Шесть новшеств для дачников. Какие изменения внесёт в их жизнь новый закон

В 2017 году ожидается принятие или же вступление в силу ряда правовых норм, регулирующих статус российских садоводческих объединений, порядок реализации дачниками некоторых имущественных прав, а также устанавливающих для садоводов некоторые дополнительные обязанности. Соответствующие инициативы реализуются как на уровне уже принятых правовых актов, так и в контексте активно обсуждаемых законопроектов.

Владельцам дач и участков в 2017 году нужно будет уделить серьезное внимание некоторым правовым нормам и законодательным инициативам, которые регулируют деятельность садоводов. В чем сущность данных норм, и на какие правоотношения распространяется их юрисдикция?

Законодательство о садоводческих объединениях в 2017 году: что изменится

В 2017 году в российском законодательстве, регулирующем правоотношения с участием садоводческих товариществ, ожидаются значительные изменения. Они будут выражаться:

  1. Во вступлении в силу ряда поправок в Федеральный Закон «О садоводческих объединениях» от 15.04.1998 года № 66-ФЗ.Суть поправок - в установлении для объединений садоводов обязательства по формированию реестра участников - до 01.06.2017 года или через месяц после государственной регистрации объединения (если она была осуществлена после вступления указанных поправок в силу).
  2. В переходе в юрисдикцию Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.06.2015 года № 218-ФЗ процедуры государственной регистрации земельных участков.Суть инициативы - в установлении с 2017 года для владельцев садовых участков (включая те, что принадлежат членам товариществ) обязательства оформлять технический план для дома на дачном участке - как условия оформления дома в собственность.
  3. В возможном принятии совершенно нового Закона о садоводческих товариществах 2017 года - на основе законопроекта № 1160742-6.Суть инициативы - в принятии принципиально нового правового акта о садоводческих организациях, который должен заменить ФЗ № 66.

В прессе, а также в тематических публикациях на юридические темы под принятием «нового закона» о садоводческих товариществах в общем случае понимается утверждение как раз таки указанного законопроекта (которому, стоит отметить, следует пройти еще несколько чтений в Госдуме).

Стоит отметить, что под «новым законом» об организациях садоводов (в широком смысле данного термина) неофициально могут пониматься и 2 другие указанные законодательные инициативы. Мы также уделим им внимание далее в статье.

Новый ФЗ о садоводческих объединениях (законопроект № 1160742-6): основные положения

  1. О том, что дачники могут учреждать объединения, представленные только в виде товарищества (которое может быть садоводческим или же огородническим) - как разновидности партнерства собственников недвижимости.
  2. О том, что исключительно садовые, но не огородные, земельные участки могут задействоваться для строительства жилых домов (в которых предполагается постоянное проживание собственников).
  3. О закреплении в законодательстве РФ понятия «садовый дом» вместо термина «жилое строение», которое используется в действующем федеральном правовом акте об объединениях садоводов.
  4. О регламентации порядка формирования органов управления партнерством в таких аспектах как:
    • вступление в ряды товарищества, выхода из него;
    • информирование членов партнерства о его деятельности;
    • определение перечня вопросов, которые не могут быть решены объединением садоводов при заочном голосовании его участников.
  5. Об определении ключевых принципов исчисления взносов членов организации, способов расходования данных взносов, их экономического обоснования.
  6. О регламентации оборота общего имущества членов организации.
  7. Об отказе от практики заключения договоров между участниками товариществ и гражданами, которые не являются членами партнерства при том, что за данными гражданами закрепляются обязанности по содержанию общего имущества соответствующих организаций.

Законопроект не предполагает осуществления перерегистрации уже созданных объединений. Нужно будет только привести их учетные документы в соответствие с принимаемым ФЗ при внесении первых изменений в эти документы после вступления данного правового акта в силу.

Когда законопроект о садоводческих объединениях будет принят?

Официальных данных касательно конкретных сроков принятия федерального правового акта на основе законопроекта № 1160742-6 пока что ни в каких источниках не опубликовано. Таким образом, неизвестно, будет ли соответствующий федеральный правовой акт об организациях садоводов принят в 2017 году (хотя в экспертном сообществе это ожидается).

В октябре 2016 года законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, после чего - направлен в различные инстанции (законодательные, исполнительные структуры, Счетную Палату, Общественную Палату) для подготовки отзывов, замечаний, предложений.

Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, собственности, а также земельным отношениям предписано подготовить соответствующий проект закона к рассмотрению депутатами Госдумы. Но, опять же, официальных сроков завершения данной подготовки не опубликовано.

Таким образом, действующим нормативно-правовым актом, регулирующим сферу правоотношений с участием организаций садоводов, является ФЗ № 66. Как мы отметили выше, в отношении него был инициирован ряд поправок. Изучим их.

Текущий закон о садоводческих партнерствах (ФЗ № 66): поправки 2017 года

Итак, пока законопроект № 1160742-6 не утвержден, правоотношения с участием объединений садоводов регулируются ФЗ № 66. В данный правовой акт был внесен ряд поправок, которые устанавливают определенные обязательства для участников садовых товариществ в 2017 году.

А именно – в ФЗ № 66 появилась статья 19.1, которая установила обязательство для членов каждой организации садоводов – сформировать реестр членов соответствующей структуры. Данный реестр должен быть сформирован до 01.06.2017 года или же в течение 1 месяца с момента государственной регистрации товарищества садоводов (если она проведена после вступления рассматриваемых поправок в силу).

Реестр участников товарищества должен соответствовать требованиям законодательства о персональных данных. В нем должны присутствовать:

  • ФИО членов объединения;
  • почтовые или электронные адреса участников;
  • кадастровые номера участков, которые принадлежат членам партнерства (как только участки распределены между ними);
  • прочие сведения, предусмотренные уставом организации.

Кроме того, статья 19.1 ФЗ № 66 обязывает участников товариществ своевременно информировать руководящие органы соответствующих объединений об изменениях в указанных сведениях.

Дачи и ФЗ о регистрации недвижимости: на что обратить внимание участникам товариществ

В 2017 году фактически утратили силу положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» от 21.06.1997 года № 122-ФЗ. Вместо них вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218.

В ранее действовавшем ФЗ № 122 была формулировка, по которой процедура государственной регистрации дома, расположенного на садовом участке, в собственность предполагает предоставление в регистрирующие органы декларации об объекте недвижимого имущества - по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 № 447.

В свою очередь, в ФЗ № 218 присутствует другое требование - об обязательном оформлении технического плана. Его составление, как правило, требует существенно больших затрат владельца дачи - нужно обращаться в специальные организации и заказывать там технический план платно.

Декларацию же дачники могли заполнять без особых сложностей самостоятельно. Данная упрощенная процедура реализовывалась в рамках механизма так называемой «дачной амнистии» (можно отметить, что упрощенное оформление участка по соответствующему механизму в ФЗ № 218 осталось без изменений).

Многие граждане РФ, являясь членами объединений садоводов и владельцами дачных территорий, не имеют на руках правоустанавливающих документов на владение домом, который расположен на участке. Тем не менее, законодательство РФ позволяет данным гражданам все же оформлять соответствующие дома в собственность.

Автор: . Профессия по диплому: политолог (Сыктывкарский государственный университет). Текущий род деятельности: Журналист (бизнес-тематика). Опыт написания статей в изданиях «Форбс», «Деловой Петербург». Предприниматель.
11 февраля 2017 .

А что изменится для тех, у кого дом на земле ИЖС?

Именно об участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в законе ничего не говорится, однако в нем есть положение, которое касается только территорий садоводства или огородничества, расположенных в границах населенных пунктов.

Такие товарищества, если на всех участках построены именно жилые дома, могут изменить свой формат на товарищество собственников жилья (ТСЖ). После этого их деятельность будет регулироваться уже другими законами (Жилищным и Гражданским кодексами в первую очередь).

Что нужно знать о работе председателя ТСЖ многоквартирного дома? Председатель – всему голова. Поэтому к выбору "головы" товарищества собственников жилья нужно отнестись с особым пристрастием, ведь от его работы зависит благополучие всего дома. К чему должен быть готов кандидат в председатели ТСЖ, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказал заместитель начальника жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Анатолий Соколов.

Что изменилось в правилах управления товариществом?

Во-первых, изменилась форма его организации. По действующему законодательству допустимо создавать товарищество, партнерство или кооператив, а новый закон предусматривает только товарищество, а все прочие формы предписывает реорганизовать.

Отдельно оговаривается минимальное количество собственников участков, которые могут организовать СНТ - не менее семи. Также членом товарищества могут быть только физические лица.

Как организовать и провести собрание собственников многоквартирного дома? Многоквартирный дом – большое хозяйство с кучей собственников, которым нужно грамотно управлять, чтобы не получилось как в поговорке "у семи нянек дитя без глазу". Начальник жилищного отдела АО "ВК Комфорт" Зарема Аблямитова рассказала читателям сайта "РИА Недвижимость", как правильно организовать и провести собрание собственников дома.

Разрешает ли новый закон не вступать в товарищество?

Да, принимаемый закон специально оговаривает условия взаимодействия между товариществом и собственниками участков, расположенных в той же территориальной зоне, которые решили в товарищество не вступать.

При этом они обязаны платить за пользование общим имуществом товарищества, его приобретение и ремонт. Закон специально оговаривает, что суммарный размер платы для тех, кто не вступил в товарищество, равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов. Отказаться не получится - у товарищества есть право взыскать плату через суд. По действующему закону для пользования инфраструктурой и взимания за нее платы между теми, кто не вступил в товарищество, и самим товариществом необходимо было заключить договор, где оговаривалась сумма, которую нужно платить, единственное ограничение - эта сумма не могла быть больше, чем у членов товарищества.

Кроме того, не вступившие в СНТ не смогут принимать участие в голосовании по части вопросов.

Отдельно закон оговаривает возможность вступления в товарищество для людей, которые не являются собственниками участка - например, арендаторами. Кроме того, на территории, предназначенной для садоводства или огородничества можно вообще не организовывать никакого товарищества, а вот больше одного - уже нельзя, так что возможности создать для одного поселка два альтернативных СНТ больше нет.

Как по новому закону платить членские взносы?

Новый закон существенно сокращает количество взносов, которые платят члены товарищества. Если действующие нормы допускают уплату вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов, то после вступления в силу новых норм останутся только членские и паевые. Закон также оговаривает, что членские взносы не могут взиматься чаще раза в месяц.

Кроме того, он устанавливает, на что они могут быть потрачены, более конкретно: на содержание общего имущества товарищества, расчеты с ресурсоснабжающими компаниями (электроэнергия, газ и так далее), плату за вывоз мусора, благоустройство мест общего пользования, охрану, проведение аудиторских проверок товарищества, выплату зарплаты людям, которые работают на товарищество (например, бухгалтеру), организацию общих собраний и налоги, которые платит товарищество. На все остальные затраты идут средства, полученные от целевых сборов, причем законом оговаривается право каждого члена товарищества получить полный отчет о расходах.

Важный момент: новый закон допускает возможность в отдельных случаях брать с некоторых членов товарищества взносы, отличающиеся по размеру от остальных, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования и (или) размера доли в праве общей долевой собственности.

Как сейчас оплачивается содержание общего имущества многоквартирного дома? Свет в подъезде, эксплуатация лифтов, работа тепловых пунктов в многоквартирном доме – за эти услуги тоже надо платить собственникам и нанимателям квартир. Директор по правовым и жилищным вопросам АО "ВК Комфорт" Николай Яценко разъяснил читателям сайта "РИА Недвижимость", как сейчас рассчитывается плата за содержание общего имущества дома.

Правда ли, что новый закон упростил согласование скважин?

Частично да, поскольку он вносит изменение в другой закон - "О недрах". Согласно этому изменению, товарищества могут не получать лицензию на добычу воды до 1 января 2020 года. При этом нужно помнить, что сам закон вступает в силу только 1 января 2019 года, таким образом, товарищества получают "водную амнистию" всего на год.

Но чаще всего скважины есть на каждом участке, и этот случай уже не попадает под действие принимаемого закона.

Зато по закону от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ, редактирующему закон "О недрах", частники могут добывать воду для собственных нужд, не получая на это лицензию, но при условии, что добыча ведется не из того же водоносного горизонта, что и центральное водоснабжение; в сутки должно добываться не более 100 кубометров воды (это 100 тысяч литров), и при этом вода добывается не для целей предпринимательской деятельности. В принципе, для большинства дачников это вполне реальные условия.

Сантехника в полях: как правильно построить туалет на даче Если лето все-таки наступит, то многих из нас ждут дачи, а вместе с ними и некоторые тонкости загородной жизни сантехнического плана. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость", так ли неизбежны "удобства на улице" и как можно сделать свою "фазенду" немного комфортнее.

Можно ли теперь строить жилые дома на садовых участках?

Да, можно, хотя существуют и ограничения. Если на территории, на которой расположен СНТ, действует градостроительный регламент, то любое строительство ограничено его требованиями. Однако в законе так же сказано, что садовый дом может быть признан жилым, а жилой - садовым. Градостроительные регламенты ограничивают предельные параметры строительства, но для признания дома жилым это, как правило, не так уж важно - главное, чтобы на вашем участке в принципе было разрешено капитальное строительство. Чтобы помещение могло быть признано жилым, оно должно соответствовать ряду критериев - например, в нем должно быть электричество, вода, отопление, в некоторых случаях - газ. Полностью критерии изложены в постановлении правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Дом в законе: как оформить права на только что построенный загородный дом Загородный дом нужно строить не только по уму, но и по закону. Эксперты рассказали сайту "РИА Недвижимость" обо всех процедурах оформления индивидуального дома на каждом этапе его возведения.

Что еще теперь сильно изменится?

Одно из важных новшеств - это термин "территория садоводства или огородничества". В законе сказано, что ее границы определяются документами территориального планирования, то есть, если говорить привычными терминами - это граница поселка.

Одна из новаций принимаемого закона состоит в том, что он не позволяет распоряжаться общим имуществом в границах одной такой территории более чем одному товариществу. Что, по сути, означает, что в рамках одного поселка больше нельзя создавать более одного СНТ. Возможно ли будет каким-либо образом разделить одну территорию на две - в законе не сказано, поэтому узнать это получится только когда закон начнет применяться.

Правда ли, что ДНТ и кооперативы тоже отменили?

Да, но на довольно гуманных условиях. В статье 54 закона сказано, что со дня вступления закона в силу (а это 1 января 2019 года) и до момента реорганизации ДНТ в садовое (или огородное) товарищество к уже имеющейся структуре будут применяться требования нового закона.

То есть реорганизовать его все-таки придется, но бросать все и бежать прямо из-за новогоднего стола не обязательно.

Похожая история с кооперативами: они должны будут реорганизоваться либо в сельскохозяйственную кооперацию, если не планируют вести деятельность по производству, переработке и сбыту сельхозпродукции, либо стать садовым или огородным товариществом. Допустимо, правда, и обратное: если товарищество примет решение, что намерено вести производственную деятельность, то оно может реорганизоваться в потребительский кооператив.

Придется ли перерегистрировать дачные участки?

Нет, с ними все будет по-прежнему. Закон не предусматривает изменения вида разрешенного использования участка, просто если у вас земля "для дачного строительства" - закон считает его также "садовым", то есть слово "садовый" в данном случае - не вид разрешенного использования, а объединяющий термин.

Вниманию дачников: для чего нужны СНТ и ДНТ? Большинство новоиспеченных дачников рано или поздно сталкивается с загадочными аббревиатурами СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). Так ли необходимо в них вступать и как строить отношения с товариществом, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказали эксперты юридической компании Tenzor Consulting Group.

Первым в «АиФ. На даче» эту новость сообщил наш читатель Анатолий Судеков из Москвы. По нашей просьбе юрист Юрий Волохов разъяснил ситуацию.

С 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ, которым внесены очень существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса РФ. Так, предусмотрено, что с 1 сентября 2014 года новые садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны создаваться в форме товарищества собственников недвижимости.

Без паники

Что нужно теперь делать правлениям СНТ: проходить перерегистрацию, менять печати?

Перерегистрация ТСЖ и СНТ в связи с вступлением в силу ФЗ от 5 мая 2014 года № 99‑ФЗ не требуется. Учредительные документы, а также наименования ТСЖ и СНТ, созданных до дня вступления в силу названного закона (то есть до 1 сентября 2014 года), подлежат приведению в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК РФ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. То есть каких-либо предельных сроков внесения изменений не установлено.

Кстати, госпошлина при регистрации изменений учредительных документов не взимается.

Предположим, в 2015 году в вашем СНТ будет создан крупный объект общего пользования, и в связи с этим вам потребуется внести изменения в устав садоводческого некоммерческого товарищества (в перечень имущества общего пользования). Вот тогда заодно и весь устав должен быть приведен в соответствие с новыми положениями главы 4 ГК РФ, и в том числе – в наименовании юридического лица должны будут появиться слова «товарищество собственников недвижимости».

Документы - те же

Что делать членам СНТ? Будут ли действительны регистрационные свидетель-ства на землю и строения, полученные ранее? Или их придется менять на новые?

Садоводов должен успокоить тот факт, что изменение наименования юридического лица не требует внесения поправок в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Что это означает? Название садоводческого объединения когда-нибудь изменится (в нем, как уже сказано, будут слова «товарищество собственников недвижимости»), и это, естественно, найдет отражение в его уставе. Но в правоустанавливающие и другие документы, имеющиеся на руках у садоводов (например, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок), никакие изменения вносить не нужно: в них по-прежнему будет указано соответст-вующее садоводческое или дачное некоммерческое товарищество.

Изменения - минимальны

Теперь каждому СНТ нужно перерабатывать -устав?

Специально, а тем более срочно, менять устав нет необходимости. В законе сказано, что учредительные документы упомянутых юридических лиц до приведения их в соответствие с новыми нормами главы 4 ГК действуют в части, не противоречащей указанным нормам. То есть с 1 сентября все те положения конкретного устава СНТ, которые не противоречат нормам, предусмотренным в новой редакции главы 4 ГК, остаются в силе. Впрочем, предварительное знакомство с нововведениями убеждает, что ни членам ТСЖ, ни членам садоводческих некоммерческих товариществ основательно «перелопачивать» свои уставы не придется.

Отмечу и еще одно положение ФЗ № 99. С 1 сентября 2014 года к созданным до этой даты юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК уже в новой редакции. А именно: к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости. Но поскольку глава 4 ГК РФ, включая статьи 123.12-123.14, посвященные непосредственно товариществам собственников недвижимости, содержит в основном лишь общие положения, то непосредственно на собственниках жилья, дачниках и садоводах это мало отразится.

Выводы - утешительны

Федеральный закон о садоводческих объединениях граждан теперь отменяется?

Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ о садоводческих объединениях граждан, как и нормы Жилищного кодекса РФ о ТСЖ, не отменены, а продолжают действовать. Хотя, конечно, в свое время они будут скорректированы.

А это значит, что уставы ТСЖ, СНТ и других некоммерческих объединений переписывать от начала и до конца не придется.

От редакции

Если у вас, дорогие читатели, остались вопросы по поводу нового закона (либо волнуют другие юридические проблемы), обращайтесь к нам. Мы обязательно ответим!

Плата за «индивидуализм»

Я вышел из СНТ, веду садоводство в индивидуальном порядке. Вношу взносы на текущие расходы СНТ, целевые взносы. Обязан ли я платить еще взносы, идущие на зарплаты председателю и бухгалтеру товарищества, размеры которых установлены членами СНТ?

С. Н. Мишунов, Московская обл.

Отвечает юрист Геннадий Кропотов :

Вы пишете, что уплачиваете взносы на текущие расходы СНТ. А в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66‑ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к текущим расходам СНТ относятся денежные средства, вносимые на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с СНТ, и другие подобные расходы.

К тому же ваш участок продолжает оставаться на территории товарищества. Содержание объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования требует расходов, в состав которых включаются и оплата труда председателя и бухгалтера СНТ.

Важно: если вы вносили взносы на приобретение (создание) общего имущества СНТ, то плата за пользование им для вас не может быть больше, чем установлено для членов товарищества.

Новый закон о садоводческих товариществах 2017 года (ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ) внес изменения в различные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Изменения масштабны, они затрагивают законодательство, начиная от принципов организации любителей загородного времяпрепровождения и заканчивая тем, что с 1 января 2020 года будет запрещено набирать воду из колодца без лицензии на пользование недрами (ст. 51 Закона).

Закон о садоводческих и огороднических товариществах 2017 года вступает в силу с 1 января 2019 года. В целом список наиболее значимых поправок в законодательство выглядит так:

исключаются понятие «некоммерческие объединения граждан» и такие организационные формы, как садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства и потребительские кооперативы (оставлены только садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

исключается регулирование садоводческо-огороднических правоотношений сразу двумя Федеральными законами: «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» и «О сельскохозяйственной кооперации»;

предусматривается два вида земельных участков: садовые и огородные, а дачные приравниваются к садовым;

вместо понятия «жилое строение» вводится понятие «садовый дом»;

изменен порядок расчета, уплаты членских и других взносов;

в Земельном кодексе РФ изменяется порядок предоставления земельных участков вне конкурса;

предусмотрена возможность передачи общего имущества товариществ в общую долевую собственность собственников земельных участков;

из органов управления устранено собрание уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен ГК РФ;

установлена обязанность правления товарищества заключать договоры с тепло- и энергоснабжающими организациями, а также осуществляющими охрану территории садоводства и иными организациями для достижения целей товарищества, а также трудовые договоры, и обеспечивать исполнение обязательств по таким договорам.

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Какими будут организации садоводов и огородников?

Смена организационно-правовых форм для садоводов, огородников и дачников означает полное исключение последних из сферы законодательного регулирования и установление возможности для садоводов и огородников создавать только товарищества. Дачные объединения будут автоматически причислены к садоводческим. Таким образом реализуются Постановления КС РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П и от 30 июня 2011г. 13-П, согласно которым допускается строительство как на садовых, так и на дачных участках жилых домов с правом постоянного проживания и учета (ст. 123.3 ГК РФ). До внесения изменений в уставы садоводческих и огороднических организаций к ним с 1 января 2019 года будут применяться положения ст.ст. 1-28 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ. Такие организации приравниваются к товариществам собственников недвижимости (п. 3 ст. 4 Закона).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Купля-продажа земельного участка – как заключить договор и оформить сделку?

Понятие «садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества» вводится в ст. 50 ГК РФ «Коммерческие и некоммерческие организации». В пределах одного садоводства или огородничества создается только одно товарищество с целью управления имуществом общего пользования. Если до вступления Закона в силу товарищество сменит вид деятельности с прицелом на сбыт выращенной продукции, оно должно быть преобразовано в потребительский кооператив по Закону «О сельскохозяйственной кооперации». Также в случае нахождения садоводческих и огороднических товариществ в пределах населенного пункта и при наличии на всех участках жилых домов, они могут быть преобразованы товарищества собственников жилья (ст. 27 ФЗ-217). Ведение садоводства или огородничества может осуществляться и без создания товарищества, но в этом случае граждане самостоятельно взаимодействуют с органами власти и местного самоуправления и иными организациями (ст. 6 ФЗ-217).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Что будет с землей и домами?

В связи с организационными изменениями садоводческих и огороднических объединений было предусмотрено два вида земельных участков: садовый и огородный. На садовом земельном участке допускается выращивать сельскохозяйственные культуры и строить садовые и жилые дома, хозяйственные постройки и гаражи. На огородном участке можно только выращивать и строить хозпостройки. Садовый дом предназначен для сезонного проживания, может иметь удобства связанные с таким пребыванием, но не является объектом капитального строительства в отличие от жилого дома. Согласно ст. 23 закона о дачных садоводческих товариществах 2017 года, садовый дом может быть признан жилым домом, но для этого Правительство РФ еще должно утвердить соответствующую процедуру.

Как бесплатно получить дачный участок?

К хозяйственным постройкам относятся:

другие сооружения и постройки для удовлетворения бытовых и иных нужд.

Планировать и застраивать садовый участок необходимо в соответствии со СНиП 30-02-97, а к огороду такие требования не предъявляются. Все здания на садовых участках, зарегистрированные как «нежилые» до вступления изменений в силу, но не являющиеся хозпостройками и гаражами, признаются садовыми домами. Признание садовых домов жилыми не повлечет включение их площади в расчет учетной нормы для признания нуждающимися в жилье(ст. 54 ФЗ-217).

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. За что надо будет платить?

И члены товариществ, и лица, имеющие право на вступление в них, обязаны платить взносы. Сумма взносов рассчитывается согласно уставу товарищества, приходно-расходной смете и финансово-экономическому обоснованию. Размер взноса может отличаться для разных членов товарищества в зависимости от того, в какой мере они используют общее имущество, а также от размеров принадлежащих им участков. Не являющиеся членами товариществ вносят плату за следующее:

приобретение, создание, содержание имущества общего пользования;

текущий и капитальный ремонт общих объектов капитального строительства;

услуги и работы товарищества по управлению общим имуществом.

Для членов товарищества установлена обязанность платить целевые и членские взносы, которые также могут быть израсходованы на строго определенные в ст. 14 ФЗ-217 закона о садоводческих товариществах цели. Для их сбора товарищество обязано открыть расчетный счет. В случае неуплаты в течение двух месяцев гражданам грозит исключение из товарищества, взыскание суммы неуплаченных взносов, а также штрафов и пеней через суд.

Закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017; последние новости

В «Российской газете» от 27.07. 2017 г. извещалось о принятии Госдумой нового Закона о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве. Он должен вступить в силу с 1.01. 2019 г. Однако, при предварительном ознакомлении с новым документом возникло несколько существенных вопросов.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 1. Предполагается внедрить территориальный принцип формирования товариществ. Это автоматически приведёт к их укрупнению. На одной территории под единым руководством могут быть размещены (+) (-) 1000 хозяйств. Такое количество приведёт к снижению качества их управления, вызванного объективными причинами. Возникнет проблема в получении кворума на Общих собраниях. Следовательно все его решения будут не легитимны.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 2. Правление станет избираться на 5 лет, численность не менее 3 человек и не более 5 процентов от числа членов товарищества. На первый взгляд вроде бы меньше волокиты с его частым переизбранием. Однако, тоже здесь есть нюансы. Законодатель будто бы был озабочен сложностью обеспечения кворума заседания Правления. Но эти сложности усугубляются, если вычесть 5 процентов правленцев от 1000 членов товарищества. Не трудно подсчитать, что оно составит 50 человек. А вот это уже, как говорил великий юморист Аркадий Райкин, «рекбус, кроксворд». Кворум от такого количества собрать также не реально.

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 3. По двум видам взносов: членским и целевым тоже не всё ясно. Почему деньги на другие цели (какие?) нельзя сразу включить в одну сумму и не путаться. Имеется вопрос и по «индивидуалам». Если они будут платить ежегодные взносы наравне с членами товарищества и иметь возможность участвовать в общих собраниях, то теряется смысл выхода их из состава товарищества. Эта «хитрая уловка полишинеля»

Новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве 2017. Вопрос 4. То же самое относится и к делению общего имущества, расположенного на территории товарищества по пропорциональным долям владельцев земельных участков. Это надуманное положение никакого практического значения не имеет.

О преимуществах товарищества всем известно: совместное содержание общего имущества и управление хозяйством избранными лицами (нельзя сказать, доверенными) и т. п. Однако, недостатков однозначно прибавиться. Останутся злоупотребления, мягко выражаясь, «не целевое» использование общественных денежных средств со стороны отдельных членов правления и наёмных должностных лиц, особенно в крупных СНТ. Продолжатся нарушения и фальсификация работ и затрат, начиная с составления «Плана финансово - хозяйственной деятельности» на очередной год. Соответственно «Смета доходов и расходов» будет дублировать уже в денежной форме все эти «изъяны».

А дальше уже пойдут приписки и подтасовки при реальном выполнении работ «Плана» и «Сметы». Здесь есть резон мне возразить, мол надо выбирать достойных людей в органы управления и контроля. Однако, практика «многолика» и «многорука»...Она отражается в народной мудрости: «Чужая душа - потёмки», «в воде быть, да не намочиться…» В целом, публикация «выжимок» из принятого Закона, не произвели особого чувства удовлетворения, в смысле новизны и полезности его принципов и положений. Из своего 20-летнего опыта участия в садовом товариществе в разных качествах: члена товарищества, председателя ревизионной комиссии, индивидуального пользователя мне понятны его преимущества и недостатки. Но в новом Законе они, к сожалению, не устранены.

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:

1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции;

2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;

8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения;

9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения;

12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении;

13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката;

14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения;

16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения;

17) утверждение списков членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

18) распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории;

19) одобрение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

1.1. Решения по вопросу, указанному в подпункте 18 пункта 1 настоящей статьи, не могут приниматься общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, проводимым в форме собрания уполномоченных.

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) в случае, если не соблюден установленный уставом такого объединения порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов (собрания уполномоченных).

В случае принятия правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения решения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) указанное общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае, если правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) такого объединения или членов такого объединения либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) ревизионная комиссия (ревизор), члены такого объединения, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения, если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании членов такого объединения.

Решения о внесении изменений в устав такого объединения и дополнений к его уставу или об утверждении устава в новой редакции, исключении из членов такого объединения, о его ликвидации и (или) реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) принимаются простым большинством голосов.

Решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) доводятся до сведения его членов в течение семи дней после даты принятия указанных решений в порядке, установленном уставом такого объединения.

Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, которые нарушают права и законные интересы члена такого объединения.

3. При необходимости решение общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения может приниматься путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Порядок и условия проведения заочного голосования устанавливаются уставом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения и внутренним регламентом о проведении заочного голосования, которые должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам такого объединения предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Если в повестку дня общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии (ревизора) объединения, проведение по таким вопросам заочного голосования (опросным путем) не допускается, за исключением случая, если общее собрание членов объединения, которое проводилось путем совместного присутствия членов объединения и в повестку дня которого были включены указанные вопросы, не имело предусмотренного абзацем седьмым пункта 2 настоящей статьи кворума.


Судебная практика по статье 21 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ

    Решение от 4 октября 2018 г. по делу № А56-90643/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) - Гражданское

    Суть спора: О признании права собственности

    Р-н, г. Выборг, ул. Советская, д. 12, ОГРН: 1054700191391, ИНН: 4704063710) о признании права собственности при участии - от истца: Белова Л.Ю. – доверенность от 21 . 06.2018, - от ответчика: Яковлева А.А. – доверенность от 27.02.2018. установил: Садоводческое некоммерческое товарищество "Антракт" (далее – Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и...

    Решение № 2-3230/2018 2-3230/2018~М-1621/2018 М-1621/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-3230/2018

    Южно-Сахалинский городской суд (Сахалинская область) - Гражданские и административные

    На земельный участок с кадастровым номером №, расположенного относительно ориентира юго-восточная окраина г. Южно-Сахалинска (долина реки Зима); о признании недействительным договора купли-продажи от 21 . 05.2013 г. земельного участка; о прекращении права собственности Егоренковой Виктории Николаевны на земельный участок с кадастровым номером №; о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и...

    Решение № 2-1815/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-1815/2018

    Салехардский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    09 августа 2018 года. Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 21 Федерального закона № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размера членских и иных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания. Согласно ст. 19 ...

    Решение № 2-3940/2018 2-3940/2018~М-4021/2018 М-4021/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-3940/2018

    Кировский районный суд г. Омска (Омская область) - Гражданские и административные

    Башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное). Согласно п. 10 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного...

    Решение № 2-3473/2018 2-3473/2018~М-762/2018 М-762/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-3473/2018

    Октябрьский районный суд г. Красноярска (Красноярский край) - Гражданские и административные

    Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Статьями 21 - 23 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к компетенции общего собрания членов садоводческого объединения, его правления и председателя правления не отнесено решение вопросов...

    Решение № 2-1430/2018 2-1430/2018~М-1288/2018 М-1288/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1430/2018

    Аксайский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо собрания уполномоченных, а также решений правления и иных органов такого объединения. Согласно абз. 12 п.2 ст. 21 указанного Федерального закона, член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе обжаловать в суд решение общего собрания его членов (собрания уполномоченных) или решение органа управления таким объединением, ...

    Решение № 2-1415/2018 2-1415/2018~М-1135/2018 М-1135/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2-1415/2018

    Дело № 2-1415/2018 Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2018 года ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Верхняя Пышма 21 Сентября 2018 года Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Мочаловой Н.Н. при секретаре – Полянок А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело...

  • 21 Федерального закона от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В настоящем судебном заседании установлено, что СНТ «Нива» выразило согласие...
  • Решение № 2-1679/2018 2-1679/2018~М-1599/2018 М-1599/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 2-1679/2018

    Верхнепышминский городской суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Адрес>, площадью кв.м., категория земель – земли с/х назначения, земельный участок состоит из 2-х контуров. Решением общего собрания СНТ (протокол № от 21 . 12.2004г.) утвержден Устав СНТ №70 в соответствие с которым определено следующее: земельный участок предоставлен СНТ на основании постановления администрации г. Верхняя Пышма № от 17.03.1992г.; ...