Внесценические персонажи горе от ума таблица. Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума. Внесценические персонажи и их роль в комедии Грибоедова “Горе от ума”

А.С. Грибоедов принадлежал к тому поколению молодых русских дворян, для которых важнейшими в жизни стали вопросы общественно-политические. Оппозиционные настроения, дух свободолюбия, желание перемен в государстве привели многих людей из этого поколения в тайные политические общества, а затем – к восстанию…

В комедии конфликт Чацкого и общества вырастает постепенно из его личного любовного конфликта (поэтому можно говорить, что конфликт двойственный: и личный и общественный). Сам Грибоедов оценивал двойственность конфликта своей комедии следующим образом: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку… И этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим" (письмо Грибоедова к П.А. Катенину, 1825 г.).

Чацкому противостоит не только Фамусов – это и Молчалин, и полковник Скалозуб, и отчасти Софья, и множество гостей в доме Фамусова. Чацкий же отстаивает свою позицию в одиночку. Грибоедов вводит в пьесу большое число эпизодических лиц и внесценических персонажей. Они оттеняют и дополняют черты главных героев. Вместе взятые, они создают полную и яркую картину московского дворянского общества.

По большей части, такие персонажи появляются в пьесе на балу у Фамусова. Лишь полковника Скалозуб и горничную Софьи Лизу мы встречаем раньше. Они, вероятно, больше всех других повлияли на ход событий. Скалозуб, например, являет собой тип военного, недалекого, но самоуверенного и агрессивного. Его появление осложняет и любовный, и общественный конфликт. Лиза – служанка, без нее невозможно представить как возникновение, так и развязку любовной интриги. И вместе с тем она иронична, остроумна, дает точные характеристики разным героям. С помощью ее образа Грибоедов подчеркивает противостояние дворянства и крепостных:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Вообще, второстепенные персонажи выполняют три основные функции: показывают уровень понятий о жизни в обществе, современном Грибоедову; подчеркивают духовное одиночество Чацкого; выполняют важную сюжетную роль – распространяют слух о сумасшествии Чацкого.

Итак, бал у Фамусова. Первыми из гостей приезжает чета Горичей. Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович – типичная московская семья, в которой мужчина со временем становится "мужем-мальчиком", "мужем-слугой". Грибоедов проводит тонкую параллель между ним и Молчалиным: Горич говорит Чацкому, что сейчас заучивает на флейте "Амольный" дуэт; Молчалин и Софья в начале пьесы за сценой играют дуэтом на фортепьяно и на флейте. Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же "муж-слуга".

Также на бал приезжает семейство Тугоуховских. Образ княгини помогает понять характер Фамусова – они приверженцы браков по расчету; княгиня на балу сразу же обращает внимание на холостого Чацкого, но, узнав, что он небогат, теряет к нему интерес.

Со схожими целями прибывают графини Хрюмины. Графиня-внучка никак не может найти себе достойного жениха и поэтому постоянно озлоблена. К тому же, в ее лице Грибоедов высмеивает пристрастие ко всему иностранному.

Чуть ли не самым порочным из гостей является Антон Антонович Загорецкий – "отъявленный мошенник, плут" даже по определению гостей. Чтобы завоевать расположение нужных ему людей, он готов на любые нечестные меры, готов услужить. Он – образ будущего Молчалина.

Очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой – в своем роде, небезызвестная Салтычиха. Проводится стойкая параллель между ней и "Нестором негодяев знатных" из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D, активно участвовавшие в распространении слуха о сумасшествии Чацкого. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен.

Последним на бал является Репетилов – образ яркий и необходимый в комедии. Он его "секретнейшим союзом" и "тайными собраниями по четвергам" выступает как никчемный болтун, для которого передовые идеи не более чем модное увлечение.

Многочисленны в комедии также и внесценические персонажи – те, которых мы не видим непосредственно в комедии, но о которых кто-либо из героев упоминает при определенной ситуации. Внесценических персонажей можно разделить на условные группы, в зависимости от того, кто и с какой целью о них упоминает.

Во-первых, это те, кого Чацкий упоминает в качестве примера безнравственной жизни в монологе "А судьи кто?..". Во-вторых, Фамусов и его гости приводят примеры эталонов похвальной жизни, с точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями – Кузьма Петрович, Максим Петрович, влиятельные московские дамы Ирина Власьевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна, и, наконец, Марья Алексевна, мнения которой так боится Фамусов в своем финальном монологе.

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в некоем "секретнейшем союзе", но читатель понимает, что реальной пользы обществу они принести не могут. Один из них "примечателен" тем, что "сквозь зубы говорит", другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – "гений", поскольку написал в журнале "отрывок, взгляд в ничто". Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди более старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого. Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова. Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

А княгиня Тугоуховская о своем племяннике отзывается:

Нет, в Петербурге институт

Педагогический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и безверьи

Профессоры!! – у них учился наш родня,

И вышел! хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник.

Получается, что внесценические персонажи, также как и второстепенные, позволяют автору не только полнее и многограннее раскрыть характеры основных героев. Помимо этого, они как бы дополняют ряды либо общества Фамусова, либо сторонников мировоззрения Чацкого, представляют одну из противоборствующих сторон; с их помощью конфликт из локального, происходящего в одном доме, становится общественным, действие "переносится" даже в Петербург (там учился племянник княгини Тугоуховской). То есть Грибоедов хотел показать, что конфликт, родившийся в доме Фамусова, не единичен и не случаен; такова ситуация по всей России – грядет новое поколение, жаждущее нового мира.

Тема 10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Повторяя эту тему, необходимо сказать выпускникам, что есть темы, в формулировках которых использованы термины, поэтому в первую очередь вполне возможно дать им необходимое толкование. Итак, внесценические персонажи - это персонажи, не участвующие в действии, их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц. При этом одному такому персонажу может быть посвящён отдельный маленький “сюжет” (Максим Петрович), о другом будет говориться особо значительно (Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексевна), третий просто упомянут (буфетчик Петруша). Важно при этом подчеркнуть, что “истолкование” термина лучше всего провести на конкретном литературном материале, тем самым исподволь “войти в тему”. Далее сочинение может строиться по следующему плану:

1. В пьесе много внесценических персонажей, они введены с тем, чтобы “раздвинуть” рамки комедии, создать “и картину нравов, и галерею живых типов” (И.Гончаров).

2. Внесценические персонажи делятся на группы:

  • внесценические персонажи, наглядно рисующие нравственные идеалы и принципы “фамусовского общества” (Максим Петрович, Фома Фомич, безымянные персонажи из монологов Чацкого);
  • внесценические персонажи, расширяющие представление о быте и нравах дворянской Москвы (здесь упоминаем Татьяну Юрьевну, княгиню Марью Алексевну, анализируем монологи Фамусова “Петрушка, вечно ты с обновкой”, диалог Чацкого с Молчалиным, монолог Чацкого “В той комнате незначащая встреча”);
  • внесценические персонажи, близкие Чацкому и “показывающие” неслучайность, типичность такого характера и поведения (брат Скалозуба, племянник Тугоуховской князь Фёдор);
  • внесценические персонажи, “снижающие” образ Чацкого, позволяющие не отождествлять автора и его героя, заставляющие вспомнить о неоднозначном отношении Грибоедова к декабристам (“Я сказал им, что они дураки”). Здесь, безусловно, следует проанализировать монолог Репетилова.

3. Основные функции внесценических персонажей: создать фон, образ эпохи и тем самым расширить художественное пространство и время комедии (дом Фамусова - Москва - Россия; “век минувший” - “век нынешний”); дать дополнительную характеристику тех главных героев, которые о них рассказывают (не будем забывать, что «Горе от ума» - это и комедия характеров); провести параллели с теми героями, которые действуют на сцене (падает Чацкий - падает Максим Петрович, страстно обличает Чацкий - “шумят” герои монолога Репетилова). Введение многочисленных внесценических персонажей - новаторство Грибоедова-драматурга, который, “расширяя сцену, населяя её народом действующих лиц… расширил и границы самого искусства” (П.Вяземский). На этом можно закончить, а можно… и по-другому.

4. В заключение приводим цитату из статьи известного критика Юрия Айхенвальда, который вступил в своеобразный спор с Гончаровым: “…Она [комедия] - не только общественная сатира и картина нравов. Ведь нравы меняются… «Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь сохранило свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и… хранит своеобразное отражение вечных типов литературы”. Комментарием-ответом на вопрос, кого из внесценических персонажей можно отнести к вечным типам, заканчиваем работу.

Определение внесценических персонажей таково: это персонажи, не участвующие в действии; образы которых создаются в монологах и диалогах действующих лиц . И автор драматургического произведения может вводить их в действие с самой различной целью.


В некоторых случаях такие персонажи, даже не появляясь на сцене, могут играть определяющую роль во всем ходе событий. Так, например, в комедии Гоголя «Ревизор» внесценическим персонажем является сам ревизор – настоящий чиновник, присланный из Петербурга, на сцене так и не появляется, но именно ожидание его визита запускает всю цепочку событий, от начала и до знаменитой финальной немой сцены, когда «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».


Кстати, именно незримость фигуры ревизора позволяет финалу пьесы быть таким грандиозным: здесь жители города имеют дело не с живым человеком из плоти и крови, а Судьбой, Роком, символом правосудия и возмездия, ожиданием и неизвестностью. В качестве другого примера внесценического «двигателя событий» можно привести Командора из «Каменного гостя» – знаменитой пьесы Пушкина, входящей в цикл «Маленькие трагедии».


Но внесценические персонажи не обязательно оказывают влияние на : они могут привлекаться автором и для создания своего рода «фона» для действия пьесы. И при его помощи драматург может более полно раскрыть характер действующих лиц, подчеркнуть проблематику произведения, заострить внимание на нужных ему моментах.


Так, например, в комедии Грибоедова «Горе от ума» действует множество внесценических персонажей , которых можно подразделить на несколько групп. Так, Фома Фомич или Максим Петрович, а также другие убежденные сторонники крепостничества, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна, -арапка – точными мазками рисуют картину современной Грибоедову крепостнической России и дворянской Москвы. Упоминаемые в разговорах люди, близкие Чацкому по духу и устремлениям (двоюродный брат Скалозуба или князь Федор, племянник Тугоуховской) подчеркивают, что Чацкий – не одинок, его можно рассматривать как одного из типичных представителей «новых людей». Таким образом межличностный конфликт превращается в конфликт социальный, а у зрителя складывается достаточно полная и подробная картина общественной жизни России того времени.


При этом то, как и в каком контексте упоминаются внесценические персонажи в пьесе «Горе от ума», позволяет сделать выводы и о характере действующих лиц. Например, знаменитое фамусовское восклицание «Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?» красноречиво свидетельствует о том, что говорящий чрезмерно зависим от мнения «авторитетных в обществе людей».


Внесценические персонажи в пьесе Чехова «Вишневый сад» также создают социальный фон, но он имеет несколько другой характер. Число внесценических персонажей здесь больше чем в два раза превышает число действующих лиц (их в пьесе около 40 против 15 героев, находящихся на сцене). Это и отец Лопахина, и утонувший мальчик Гриша – сын Любовь Андреевны, и родители Раневской, и ее парижский любовник, и тетушка Ани, у которой хотят попросить денег… Эти люди так или иначе связаны с имением, и так или иначе влияют на жизнь и судьбу действующих лиц. Это и придает событиям, происходящим на сцене «эффект реальности», расширяет художественное пространство и время, создает особую «чеховскую» атмосферу лиризма.


«Вишневый сад» внешне бессобытиен – все события происходят за пределами сценического пространства, и даже ключевое событие – продажа имения – «внесценично». Мы не видим его, мы только слышим о нем. Это переносит акцент с события на переживание события, чувства, воспоминания, ожидания. И внесценические персонажи позволяют ярче проявиться всем этим «подводным течениям» пьесы. Их судьбы вызывают живую эмоцию, они символизируют прошлое героев (как Гриша или отец Лопахина), уходящую эпоху (старые слуги), несбыточную надежду (тетушка Ани), страдание (мать Яши) и многое другое. И все это в сумме и создает неповторимую щемящую атмосферу чеховской драматургии.


Приятно чувствовать себя знатоком искусства. Любить литературу и читать книги – замечательное занятие. А если при этом еще и уметь систематизировать и анализировать прочитанные произведения – то весьма оригинальное хобби. Если вас это интересует, то вы наверняка однажды зададитесь вопросом, что такое фабула.

Понятие фабулы часто путают с сюжетом. Чтобы понять, представьте: ваш друг попросил вас пересказать ему, как же финал детектива сложился таким образом, герои действовали так? Тогда вы наверняка возьметесь рассказывать ему события в хронологическом порядке. Так, как это происходило во времени, а не в композиции книги. Это и будет сюжетом произведения.

Некоторые литературоведы называют их "понятия наоборот". То есть, фабула – это хронологическое повествование, а сюжет – изложенная композиция. Чтобы не перепутать, важно просто осознать различия этих понятий.

Главное различие фабулы от сюжета – это порядок повествования. В фабуле события расставлены так, как хотел этого автор. В сюжете – так, как это по порядку. Например, в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» фабула и сюжет очень легко отделимы друг от друга.

Фабула может иметь иной субъект повествования, нежели сюжет. В фабуле действие может описываться и от лица автора, и от придуманного героя-рассказчика.

Изначально термин «фабула» вообще обозначал басню, – то есть, конкретный жанр. Позднее же он стал определять основу повествования. Но порой можно столкнуться и с устаревшим значением этого термина.

Видео по теме

Развлекательная индустрия развивается семимильными шагами. Зачастую популярные компьютерные игры представляют собой клиентские приложения, которые взаимодействуют с сервером по сети интернет. Приложения могут быть реализованы на различных платформах: для ПК, Windows mobile, Java.

Вам понадобится

  • - компьютер;
  • - интернет;
  • - регистрация на развлекательных порталах.

Инструкция

Заполнив все необходимые формы, вы попадете в чат-комнату – там есть другие персонажи. Затем вам необходимо зайти в меню своего героя, воспользоваться функцией «Настройки» и перейти на строчку «Код восстановления». Код восстановления поможет, если вы забыли или утеряли логин и пароль, введенные при регистрации. Запишите его и постарайтесь не потерять.

При регистрации аккаунта на каком либо сервере обращайте внимание на пакеты безопасности. Обычно такая услуга не является обязательной, но для восстановления персонажа она, пожалуй, самая подходящая. Обычно для полного восстановления требуется время, а с дополнительными пакетами безопасности этот процесс будет проходить быстрее.

World of Warcraft – игровые миры, включающие множество функций. Все данные WoW принадлежат Blizzard Entertainment. Здесь учитывается, что игроки могут потерять свою виртуальную собственность против своей воли. Обычно правила относительно восстановления имущества описаны в договоре, с которым пользователь соглашается при регистрации.

Одним из условий восстановления персонажа может быть наличие виртуального кошелька. Держите его баланс на положительном уровне, пополняйте своевременно - вам помогут вернуть и восстановить потерянного персонажа быстрее. Уточняйте стоимость таких услуг заранее.

На любом проекте для восстановления виртуальной собственности вам необходимо подать заявление в службу поддержки. Содержание запроса должно быть как можно более информативным. Укажите ник героя, собственный аккаунт, IP, электронную почту, уточните причины утери персонажа. Возможность бесплатного восстановления может быть реализована, если произошли ошибки программы, доступ был утерян не по вашей вине.

Видео по теме

Полезный совет

Восстановление персонажей обычно не гарантируется, решение об удовлетворении просьбы игроков остается исключительно за первообладелями персонажей и предметов.

Беллетристика (франц. – «изящная словесность») – общее наименование художественной литературы в прозе и стихах. В последнее время под термином «беллетристика» подразумевается новое значение: «массовая литература», противостоящая «высокой литературе».

В русском языке слово стало употребляться в ХIХ веке, благодаря литературным критикам Виссариону Белинскому и Дмитрию Писареву, использовавшим его по отношению к произведениям, которые не вписывались в рамки их схем. В широком смысле этот термин противопоставлен публицистике (документальному жанру), распространенному в журналах XIX-XX веков. Поскольку слово «беллетристика» имеет французские корни, то русские критики часто употребляли его в пренебрежительном ключе, в отношении литературы, воспевавшей буржуазные идеалы и не имевшей социального подтекста.В узком смысле слова термин «беллетристика» обозначает легкое чтиво, более присущее таким жанрам, как детектив, дамский роман, мистика, приключения. Чтение для приятного времяпрепровождения, отдыха. Беллетристика взаимосвязана со стереотипами, модой, популярными темами. Характеры персонажей, их типажи, привычки, профессии, увлечения соотнесены с информационным пространством большинства людей. Беллетристы, как правило, отражают состояние общества, его настроение и явления, и редко проецируют свое собственное мнение в это пространство.Беллетризация – повествование документального материала с использованием приемов художественности.С течением какого-либо промежутка времени одни и те же художественные произведения могут переходить из одного культурного слоя в другой. Так, например, романы Вальтера Скотта, ранее считавшиеся жанром «высокой литературы», постепенно перешли в ранг авантюрной беллетристики, а былины, наоборот, из низовой словесности стали общенародным достоянием.Современная беллетристика – новый продукт, произошедший под непосредственным влиянием читающей публики, и, в свою очередь, воздействующий на нее. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость, это сложнейший и интересный элемент литературного процесса, участниками которого являются реальные читатели.

Сен 16 2015

«Горе от ума» - удивительное. В первой четверти XIX века вошло оно в русскую литературу, в культурную и общественную жизнь страны и с тех пор не только не устарело, но привлекает все больше внимания литературоведов и историков. Кроме того, мы нередко начинаем цитировать «Горе от ума», еще не прочитав его. С детства мы относимся к героям , как к своим знакомым. Особенно интересно то, что мы одинаково живо представляем себе и тех героев, которых можем увидеть на сцене, и тех, кто лишь упоминается в комедии, порой - одной фразой. Княгиня Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна, французик из Бордо, князь Федор - все они известны читателям как персонажи «Горя от ума». Однако на сцене они не появляются.

В комедии можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях. Богатство «Горя от ума» внесценическими персонажами объясняется в первую очередь тем, что Грибоедов создавал свою комедию в тот период, когда на русской сцене господствовал классицизм. Как отмечал В. Г. Белинский, Грибоедов во многом сумел переступить жесткие законы этого художественного метода. В то же время полностью отрешиться от устоявшихся и официально признанных норм классицизма было тогда практически невозможно. Грибоедов строго следовал в своей комедии правилу единства времени и места, входящему в число законов классицизма.

Наверняка это усложняло работу над произведением, в котором важно не только настоящее, но и прошлое героев. В «Горе от ума» дана широкая картина жизни московского общества, хотя не имел возможности показать читателю и зрителю ни Чацкого и Софьи, ни поездки «на поклон» к влиятельным лицам, ни службу Чацкого и Горича, ни собрание в Английском клубе. Принцип единства места мешал Грибоедову вынести действие за рамки дома Фамусовых, то есть показать многие картины жизни московского дворянства. Они оживают в благодаря страстному красноречию Чацкого, а также в словах других героев. Большинство внесценических персонажей лишь упоминается, но говорится о них при этом очень много.

Восклицание Фамусова в конце пьесы: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна, - сразу же ставит эту женщину на один уровень с такими известными и уважаемыми дамами, как Татьяна Юрьевна. Их характеристику можно найти в нескольких репликах Молчалина. Во-первых: Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв… Итак, Татьяна Юрьевна и ей подобные - дамы высшего света не только Москвы, но и Петербурга.

Татьяна Юрьевна - сплетница, как в общем-то почти все женщины ее круга. Эта деталь характеристики тесно связана с сюжетной функцией внесценических персонажей - светских дам в «Горе от ума». Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна распространяют информацию, выходящую за рамки единства времени и места. Татьяна Юрьевна через Молчалина передает зрителю весть о неудачной государственной деятельности Чацкого, а княгиня Марья Алексевна разнесет по Москве сплетни о Софье уже после происшедшего на сцене. Светские дамы из числа внесценических персонажей комедии осуществляют своеобразную связь между местом и временем действия и тем, что было, будет или происходит за пределами дома Фамусовых. Во-вторых, Молчалин советует Чацкому: К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам… …частенько там Мы покровительство находим, где не метим.

Еще одна деталь характеристики и новая смысловая функция, относящаяся ко многим внесцени-ческим персонажам комедии. Татьяна Юрьевна - влиятельное лицо, на поклон к которому принято ездить в поисках покровительства. Это уже характеристика не одной женщины, а всего московского дворянского общества. Не таланты, не ум, а связи и высокое покровительство решают человеческую копирование запрещено 2005 судьбу. Такая смысловая функция - раскрытие принципов, нравов, отношений светского общества - присуща большинству внесценических персонажей «Горя от ума». Слова Молчалина о Татьяне Юрьевне, о покровительстве вступают в противоречие со взглядами Чацкого еще до того, как разгорается конфликт между героем и обществом.

Чацкий с его словами: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким И прекрасным, - оказывается враждебным не только немногим представителям общества, что присутствуют на сцене, но и Татьяне Юрьевне, и множеству других внесценических персонажей. Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий. Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою. Среди них выделяются три фигуры, сходные по выполняемым функциям с остальными, но наиболее важные.

Это те, кого ставят в пример в фаму-совской Москве: Кузьма Петрович («…богат и на богатой был женат…»), Максим Петрович и Фома Фомич.

Для Чацкого комична выдвижения по службе Максима Петровича, а произведения Фомы Фомича - пример абсолютной глупости. А для Фамусова и ему подобных именно эти люди служат образцом. Благодаря тому, что в комедию введены такие внесценические персонажи, мы начинаем понимать, каковы мерила ценностей в том мире, который возмущает Чацкого.

Противоречие между героем и обществом становится закономерным. Все эти впечатления постепенно накапливаются у читателя и зрителя. Еще не начался бал у Фамусовых, а мы уже находимся в напряженном ожидании взрыва, который произойдет после объявления Чацкого сумасшедшим. Одна из сюжетных функций внесценических персонажей - усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа - глубоко возмутить главного , заставить его выступить с горячей речью, перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря. С этого момента положение главного героя становится трагическим. Смысловая функция «французика из Бордо» полемическая.

Его взгляд на Россию со стороны вызывает у Чацкого мысли о необходимости истребить «нечистый… дух пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Этот вопрос обращен к залу, к читателю.

Особое место в комедии занимают Репетилов и целый ряд связанных с ним внесценических персонажей. Барон фон Клоц в министры метил, А я- К нему в зятья… - рассказывает Репетилов. Можно ли больше сказать о себе одной фразой?

Карьеризм, двуличие Ре-петилова несомненны. Внесценические персонажи барон фон Клоц, его жена и дочь помогают нам увидеть истинное лицо мнимого приятеля Чацкого. Вместе с Репетиловым перед нами возникает его общество, не менее опасное для Чацкого, чем фаму-совское: …во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный!

нас со смеху морит!.. Другой - Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он ? о! диво!.. Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!!..

В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто… Этот «секретнейший союз», эти ничтожные люди извращают идеи, которые дороги Чацкому. Грибоедов метко и резко выступает против глупости. Бессмысленное повторение чужих слов, шумиха убивают идею. Этого не может понять глупец Репе-тилов и пока лишь смутно чувствует Чацкий.

Понять это должны мы - читатели и зрители комедии. В «Горе от ума» множество тайных и явных врагов Чацкого, как среди действующих лиц, так и среди внесценических персонажей. Те же, кого можно условно отнести к «лагерю Чацкого», не входят в число присутствующих на сцене. Если бы хоть один из них был действующим лицом комедии, не создалась бы ситуация, которую И. А. Гончаров связал с пословицей «Один в поле не воин».

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в ~первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого - иной была бы и расстановка сил. После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной. Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха, и ослабевают позиции Фамусовых. Очень интересно упоминание о матери Чацкого.

По матери пошел, по Анне Алексевне; Покойница с ума сходила восемь раз, - говорит Фамусов. Конечно, это злая выдумка, но за ней стоит женщины, которая не раз поступала, как ненормальная, с точки зрения света. В обществе Фамусова никогда не посмеют сказать такого о Марье Алексевне или Татьяне Юрьевне. Видимо, необычная матери повлияла на формирование «странного» человека Чацкого.

Комедия «Горе от ума» не замкнута в том временном и пространственном круге, где происходит действие. Через внесценических персонажей она связана с прошлым и будущим, с разными людьми и событиями, она не имеет начала, конца, рамок, как и настоящая жизнь.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . Литературные сочинения!
Комедия «Горе от ума» стоит, по выражению И. А. Гончарова, «особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью…». Грибоедов, продолжая традиции Фонвизина и Крылова, в то же время сделал огромный шаг вперед. Своей комедией он положил начало критическому реализму в русской драматургии, поднял острейшие социальные и нравственные проблемы своего времени.
Главная тема рассматриваемого произведения - противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», то есть между прогрессивными элементами, движущими общество вперед, и регрессивными, тормозящими его развитие. Вторых всегда больше, но побеждают рано или поздно первые.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов впервые в русской литературе выводит на сцену положительного героя. Конфликт между Чацким и фамусовским обществом является ведущей сюжетной линией произведения.
Чацкий - борец, у него есть свои убеждения, высокие идеалы. Ему глубоко противна жизнь общества, где царят Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Репетилов со всей их косностью, лицемерием, ложью, ленью, тупостью. Яркий, деятельный ум героя требует иной среды, и Чацкий вступает в борьбу, «начинает новый век». Он рвется к свободной жизни, к занятиям наукой и искусством, к службе делу, а не лицам. Но его стремлений не понимает общество, в котором он живет.
В своем произведении Грибоедов дал широкую характеристику быта и нравов московского дворянства, сатирически изобразил столичных «тузов» (Фамусов), высокопоставленных солдафонов (Скалозуб), дворянских либералов (Репетилов). Автор точно нарисовал ту среду, в которой появляются эти типы, и противопоставил им Чацкого.
Конфликты комедии углубляют внесценические персонажи. Их довольно много. Они расширяют полотно жизни столичного дворянства. Большая часть их примыкает к фамусовскому обществу. Особенно запоминается, конечно, дядя Максим Петрович, снискавший благосклонность царицы низкопоклонством и угодничеством. Его жизнь - пример служения царице. Дядюшка - идеал Фамусова.

Упал он больно, встал здорово.
Зато бывало в вист кто чаще приглашен?
Кто слышит при дворе приветливое слово?
Максим Петрович. Кто пред всеми знал почет?
Максим Петрович. Шутка!
В чины выводит кто? и пенсии дает?
Максим Петрович!

Унижая свое человеческое достоинство, роняя честь, представители «века минувшего» получали все жизненные блага. Но их время уже проходит. Недаром Фамусов сожалеет, что времена уже не те.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который не только свою жизнь сумел устроить, но и о родственниках не забыл. «Покойник был почтенный камергер… Богат, и на богатой был женат. Переженил детей, внучат».
«Что за тузы в Москве живут и умирают!» - восхищался Павел Афанасьевич Фамусов.
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола:
«Присутствовать пошлите их в Сенат! Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна! Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!»
Дамы всесильны. Яркий персонаж - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Наверняка имеет большую власть в обществе и княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Грибоедов высмеивает этих «властительниц» устами Чацкого, вскрывая их пустоту, глупость, вздорный характер.
Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди помельче. Они являются типичными представителями среднего дворянства. Это Загорецкий и Репетилов. А из внесценических персонажей можно назвать «черномазенького, на ножках журавлиных», «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед московскими чинами, стараются им услужить, завоевать их благосклонность лицемерием и угодничеством.
Люди типа Репетилова стремятся показать окружающим, что они тоже чего-нибудь стоят. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов дает сатирические характеристики «лучших» его членов, либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев и «голова, какой в России нету». Но выразить идеи общества Репетилов может только так: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» - обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.
Грибоедов-патриот борется за чистоту русского языка, искусства, образования. Высмеивая существующую систему образования, он вводит в комедию таких персонажей, как французик из Бордо, мадам Розье. А многие дворянские дети с такими учителями растут «недорослями» и неучами, как и во времена Фонвизина.
Но самые отвратительные внесценические персонажи - это помещики-крепостники, характерные черты которых вобрал «Нестор негодяев знатных», которого обличает в своем страстном монологе главный герой. Отвратительны господа, обменивающие своих слуг на борзых собак, распродающие отнятых у матерей детей. Главная проблема комедии - взаимоотношения помещиков и крепостных крестьян.
Членов фамусовского общества много, они сильны. Неужели Чацкий одинок в борьбе с ними? Нет, отвечает Грибоедов, вводя в повествование рассказ Скалозуба о двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Князь Федор «чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник». Значит, зреют уже в недрах общества прогрессивные силы. И Чацкий не одинок в своей борьбе.
Итак, внесценические персонажи можно разделить на две группы и отнести одну к фамусовскому обществу, другую - к Чацкому.
Первые углубляют всестороннюю характеристику дворянского общества, показывают времена Елизаветы.
Вторые духовно связаны с главным героем, близки ему по мыслям, целям, духовным исканиям, устремлениям.
Особенно хочется отметить язык пьесы. Комедия написана разностопным ямбом, который приближает стихотворную речь к разговорной. И рассказы о внесценических лицах органично вплетаются в повествование.
В комедии «Горе от ума» Грибоедов раскрыл идейное содержание общественной борьбы начала XIX века, показал жизнь дворянства Москвы и путем введения в повествование внесценических персонажей углубил конфликт произведения, расширил картину нравов московского дворянства.

Лекция, реферат. Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.