Методы оценки идей. Детальная оценка идей нового продукта

3. Улучшить существующий бизнес – еще один хороший вариант. Всегда есть возможность оптимизировать ту или иную сферу деятельности.

Последовательность действий следующая:

Найти отрасль, в которой есть определенные знания или изучить интересующее направление. Можно воспользоваться услугами знакомого бизнесмена, имеющего опыт в конкретном виде деятельности;
- провести анализ того, что нравится людям, какие направления можно улучшить, где есть недостатки;
- разработать нововведения и реализовать свой бизнес уже с их учетом.

4. Вспомнить старые бизнес-идеи, которые были популярны . Такая стратегия может быть очень эффективна, ведь люди склонных возвращаться к старым привычкам. Алгоритм действий такой:

Вспомнить все направления, которые были популярны раньше, но сейчас почти не реализуются;
- продумать, почему этот вид бизнеса пропал и будет ли он актуален сегодня;
- проанализировать способы реализации проекта, составить бизнес-план, провести исследование (при необходимости).

5. Воплотить в жизнь мечту детства . Самый простой способ – реализовать свою «голубую мечту», ведь в этом случае даже придумывать ничего не нужно.

Действовать нужно таким образом:

Вспомнить, чего больше всего хотелось в детстве;
- представить, что этот бизнес уже есть и понять свои ощущения;
- проанализировать перспективы бизнес-проекта. Если он явно убыточный, то рисковать не стоит;
- в случае прибыльности идеи составить подробный план действий и воплощать их в жизнь.

Результаты можно сбить в небольшую таблицу, где единица – это лучшая оценка по выбранному критерию, а пятерка – худшая. Итоговая таблица получается следующей:

Генерация бизнес-идеи

Главная проблема существующих идей для бизнеса – их «затертость» и низкая эффективность. Многие ячейки уже заняты, поэтому требуется создание какой-то уникальной идеи, которая еще никем не реализована. Сегодня известно множество методов генерации бизнес-идеи и вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм – разработка Алекса Осборна. Такой способ поиска идей практикуется во многих компаниях как крупных, так и начинающих. Преимущество мозгового штурма в том, что он позволяет получить новые идеи, вне зависимости от текущего направления деятельности.


Суть метода проста. Участникам эксперимента задается вопрос, который они обсуждают и предлагают решения. Последние могут быть фантастическими – это допускается. Коллективное обсуждение заставляет активнее работать мышление и стимулировать творческий процесс. В таких обсуждениях часто рождаются гениальные идеи, которые остается «отточить» и продумать. Из сотни решений всегда можно выбрать 1-2 хороших варианта.

Мозговой штурм проводится в три этапа:


- определение проблемы. Важно сразу выделить, в каком направлении будет вестись обсуждение;
- генерация бизнес-идеи. На данном этапе высказываются любые предположения. Главная задача – не критиковать других участников (даже если идеи действительно глупые). Приветствуются любые предположения и идеи – в том числе и совсем фантастические;
- сбор предложенных идей и их анализ. В итоге можно выбрать несколько самых достойных.

К этому методу можно привлекать своих знакомых и таким способом находить идею для своего бизнеса.

2. Метод «шести шляп». Этот способ разработан Эдуардо де Боно. Суть метода проста. Человек поочередно надевает шесть шляп разного цвета. У каждого оттенка своя функция:

- белая шляпа – анализ фактов и цифр будущего бизнеса. Здесь должны быть иключительно факты и никаких эмоций;
- черная шляпа – поиск минусов выбранной идеи, а также возможных рисков. В этой шляпе должны отражаться все "подводные камни" бизнеса и наименее радужные перспективы;
- желтая шляпа – анализ всех положительных моментов будущей деятельности;
- зеленая шляпа – генерация дополнительных идей, касающихся выбранного направления, нестандратные решения;
- красная шляпа – проверка собственных эмоциональных ощущений от ведения деятельности, прислушивание к свое интуиции. Здесь не должно быть обоснований - только внутренние ощущения;
- синяя шляпа – подведение итогов проделанной работы, итоги потенциального финансового результата, окончательный выбор.


Эта методика похожа на игру, но она невероятным образом активирует мозговые процессы и заставляет думать в правильном направлении.

3. Ментальные карты – это метод, который опирается на особенности мышления и память человека. Разработчик – Тони Бьюзен. Он считал, что основные процессы мышления основываются именно на памяти, воспоминаниях, приобретенном опыте.

Суть методики проста. Для начала берется большой ватман бумаги и в центре пишется одна бизнес-идея. Далее от нее начинают отходить «ветви», на которых пишутся все основные ассоциации для будущего бизнеса. Итог – формирование большой карты с огромным числом ассоциаций, связанных между собой одним понятием.


Преимущество метода – включение креативного мышления, создание целой сети ассоциаций, из которых можно выбрать одну наиболее перспективную и прибыльную.

4. Метод синтетики . Автор – Уильям Гордон. Это один из самых сложных, но эффективных методов. Если с ним разобраться, то можно с легкостью генерировать новые идеи или решать сложные задачи. Основная суть метода – поиск аналогий. Алгоритм следующий:

1) Выбирается определенный объект и рисуется таблица для заполнения пустых граф аналогиями.
2) Сопоставляется цель, проводятся косвенные и прямые аналогии.

Пример. Объект – ручка. Основная задача – увеличение ассортимента продукции и рост продаж. Аналогия прямая – ручка объемная и большая. Аналогия косвенная – ручка плоская. Если совместить две аналогии (прямую и косвенную), то в итоге рождается идея о создании ручки в форме закладки для книг. Этот пример наиболее простой, но он лучше всего отображает суть методики.

5. Метод фокальных объектов – интересный и эффективный метод поиска необычных идей. Автор методики – Чарльз Вайтинг. Сам он характеризовал свой метод, как возможность объединения разных объектов в одном целом и вывода нового бизнес-решения, которое принесет пользу и будет интересно людям.


Пример – празднование Нового года. Основные ассоциации с этим событием – накрытый стол, бенгальские огни, зажженные свечи, елка. На этом этапе рождается идея – добавить элементы бенгальских огней в свечу. В итоге свечка будет гореть и искриться. Такая методика будет работать во всех направления – промышленности, быту, химии и так далее.

6. Метод непрямых стратегий. Разработчики – Питер Шмидт и Брайан Ино. Суть – давать себе конкретные инструкции, которые имеют форму определенного приказа. При этом информации, какими будут команды, и к чему это приведет, нет. В прошлом для этих целей использовались специальные карточки с надписями вроде «Умойся», «Покрутись», «Спроси свое тело» и так далее. Сегодня писать такие карточки не нужно – данная методика есть в интернете. Достаточно каждый раз перезаходить на страничку futura.ru/Oblique.htm. Свверху будет появляться новая команда.

7. Метод «Ловушка идей» . Хорошие идеи приходят спонтанно. Если сесть в кресло и начать придумывать что-то новое, то итог будет нулевым. Интересные мысли возникают неожиданно – во время отдыха в ванной, поездки в автобусе, лежания в кровати. Как только промелькнула хорошая мысль – она должна быть записана. Для этого с собой нужно носить записную книжку и ручку. В конце месяца можно подвести итоги и выбрать лучшие идеи для бизнеса.

Оценка бизнес идеи

Как только основные направления выбраны, нужно провести оценку бизнес идеи. Для этого требуется задать себе несколько вопросов:

1. Какие навыки потребуются? Для ведения любого бизнеса нужны определенные навыки и знания. Если есть ощущение пробелов в какой-либо отрасли, необходимо пройти самостоятельное обучение, закончить курсы, взять уроки у профессионалов своего дела, пройти дополнительное обучение. Непрофессионалы часто прогорают, а их бизнес быстро сворачивается.

2. Нужен ли рынку новый товар или услуга? Этот вопрос требует анализа еще на этапе разработки. Лучший способ проверки – закинуть «пробную удочку». К примеру, если будущий бизнес связан с монтажом теплых полов, можно подать объявление в интернете (газете) и подсчитать, сколько будет звонков за месяц. Если спрос на услугу есть, то можно работать в этом направлении. Похожие проверки допускается проводить и для других направлений бизнеса.


3. Принесет ли бизнес доход? Главная цель – определить минимально допустимую , которая устроит на первое время. Формулировка «как можно больше» не подходит – должна быть конкретная цель. При этом стоит соизмерять свои на организацию бизнеса и потенциальный доход. Получить ответ на этот вопрос можно только после подробных расчетов.

4. В чем преимущества бизнес-идеи ? Важно не просто придумать хорошую идею, но и сделать ее лучше, чем у конкурентов. На данном этапе проводится анализ, что нового принесет идея, чем она отличается от уже существующих, какие преимущества будут перед конкурентами и так далее.

5. Есть ли потенциал? Хорошая бизнес-идея та, которую можно развивать почти бесконечно. При этом стратегия должна разрабатываться наперед. К примеру, сначала открывается шиномонтаж, затем – магазин запчастей, следующий этап – расширение услуг и преобразование в полноценную СТО, далее – автомойка и так далее.

6. Какие есть преимущества и недостатки бизнес-идеи? Здесь важно быть честным перед самим собой. Если негативных моментов будущей деятельности на 30-40% больше, чем положительных, то лучше подобрать другую идею.

7. На какую аудиторию рассчитан товар (услуга) ? Главное – определить, кто будет главным клиентом, чего он хочет, какие интересы преследует. Если знать своего потребителя и его желания, то вероятность предложить качественную и нужную услугу намного выше.

8. Сколько потребуется денег ? Финансовая часть бизнеса - одна из основных. Вы должны понимать, сколько необходимо денег, где они будут браться, будет ли возможность своевременного возврата средств (при оформлении кредита), понадобятся ли инвесторы для бизнеса.

9. Какова окупаемость бизнеса ? Важный момент – в какой срок окупятся вложения. Некоторые направления позволяют покрыть затраты уже через 6-8 месяцев, но чаще всего окупаемость составляет 2-3 года (при инвестициях от 1 миллиона рублей).

Еще один вариант оценки бизнес-идеи уже существующей компании. В нем оценивается:

Источник и наличие всей необходимой информации;

Имидж компании;

Наличие необходимого опыта реализации задумки;

Наличие на руках сертификата, лицензии или потента;

Наличие отличительных особенностей от других похожих проектов, "изюминки",

Наличие рынка сбыта;

Возможности новой идеи в отношении конкурентоспособности;

Наличие поддержки со стороны государстенных структур;

Объемы капитала на руках и его достаточность для начала ведения бизнеса;

Наличие земли, оборудования, недвижимости;

Сроки окупаемости;

Возможности для дальнейшего развития.

Все результаты можно оценить по данным таблицы и сделать выводы.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В мы уже начали разговор на эту тему. Но методов оценки бизнес-идей описано довольно много. И в этой статье следует продолжение этой темы. Существуют многочисленные наработанные методики, позволяющие с вполне достаточной долей вероятности оценить успех бизнес-идеи, самой идеи бизнеса. Но, к сожалению, большинство из них довольно сложны и их использование для бизнесменов из малого бизнеса затруднительно. Но существуют и простые методы оценки новой бизнес-идеи. И с их помощью можно достаточно точно определить перспективность той или иной бизнес-идеи.

Введение.

В этой статье я хочу привести два метода оценки перспективности бизнес-идеи для Простоту и доступность этих методов следует оценить вам, уважаемые читатели. Я же считаю эти методы вполне достаточными и простыми. Поэтому их и рекомендую.

Хочу сразу же предупредить, что далеко не каждая , даже удачно протестированная, может реализоваться в успешный бизнес, приносящий доход. Происходит это по очень многим причинам, о которых я рассказал в статьях на этом сайте. Но, все-таки, во многом успех будущего бизнеса зависит от того, насколько правильно сможет оценить свою , просчитать заранее шансы на ее успешное воплощение.

Метод оценки бизнес-идеи “6F”.

Метод этот назван так потому, что в основе его лежат 6 слов на английском языке: Fast (быстро, скоро), Fine (ясный, понятный), Free (бесплатно, свободно), Fusion (слияние, коалиция), Facility (возможности, удобства), Factory (фабричный, фабрика). Мне кажется, все понятно, поэтому остановимся на этом методе довольно кратко.

Fast (быстро, скоро).

Понятно, чем быстрее реализуется бизнес-идея, тем значительнее шансы на ее успешность, тем меньше затраты на ее реализацию. Но это понятие включает не только быстрое начало производства продуктов или услуг, но, прежде всего, скорое получение доходов, и минимальный срок окупаемости затрат и, даже, возможность быстрого перехода бизнеса на реализацию других, подобных бизнес-идей.

Fine (ясный, понятный).

Бизнес-идея должна быть ясной не только ее автору, но и потенциальным покупателям. И очень хорошо, если она понятна интуитивно. И во многом ее успех зависит от того, насколько просто и доступно ее можно преподнести покупателю, насколько просто покупатель сможет понять свою потребность в новом продукте или услуге. Если пользователю необходимо долго объяснять, для чего им нужен новый продукт или услуга, это успеха не принесет.

Free (бесплатно, свободно).

Слово, конечно, притянуто. Притянуто из инфобизнеса, где в начальной стадии, как правило, предлагается бесплатный продукт для привлечения внимания клиентов. Однако в реальном бизнесе следует понимать, насколько будущих товаров или услуг с имеющимися уже на рынке, насколько стоимость будущих товаров или услуг будет соответствовать ожиданиям и возможностям потенциальных потребителей.

Fusion (слияние, коалиция).

Очень важно понять, какую группу потребителей будет объединять бизнес-идея, кто будет покупать новый продукт или услугу. Или какую новую группу потребителей создаст новый продукт или услуга.

Facility (возможности, удобства).

Какие новые возможности получает клиент от покупки нового продукта или услуги. Или какие возможности расширяет новая бизнес-идея для продуктов или услуг, уже имеющихся на рынке. Какие новые удобства получат потенциальные клиенты от использования новых продуктов или услуг.

Factory (фабричный, фабрика).

Возможность промышленного производства новых продуктов или услуг. Не секрет, что многие бизнес-идеи настолько фантастичны, что вызывают большие сложности в их практическом использовании. И для их реализации требуются значительные денежные и временные затраты. В малом бизнесе жизненны прежде всего бизнес-идеи, возможности воспроизводства которых не вызывают значительных затруднений и затрат.

Ответив на все эти вопросы, можно с достаточной точностью оценить перспективность бизнес-идеи.

Метод оценки бизнес-идеи с помощью теста.

Я встречал в литературе несколько вариантов тестов для оценки бизнес-идеи. Признаюсь, я не сторонник именно тестовых оценок. Как правило, каждая бизнес-идея имеет свою весомость различных факторов оценки, порой довольно сильно отличающихся. Например, для производственных бизнесов одним из самых решающих факторов будет именно фактор реальности производства продукта, стоимости его производства, а для продающего бизнеса этот фактор не имеет практического значения. Поэтому для теста я выбирал общие, наиболее характерные факторы оценки. Как обычно, проще всего тест представлять в виде таблицы.

Тест-таблица оценки бизнес-идеи.

Наименование фактора оценки Оценка «плохо» 0 баллов Оценка «средне» 2,5 балла Оценка «хорошо» 5 баллов
1 Полнота информации по бизнес-идее Недоста точная Неполная Полная
2 Срок реализации Свыше года До 1 года Менее 0,5 года
3 Срок окупаемости затрат Свыше 2 лет До 2 лет До 1 года
4 Возможность использования наработок для других бизнес-идей Нет Недоста точно Есть
5 Возможности дальнейшего развития бизнес-идеи Нет Недоста точно Да
6 Возможность конкурентов воспроизвести эту бизнес-идею Да Возможно, н о не быстро Нет
7 Наличие выгодных отличий от конкурентов Нет Недоста точно Да
8 Понятность и доступность будущим потребителям Нет Недоста точно Да
9 Наличие реальной группы потребителей Нет Недоста точно Да
10 Получат ли потребители новые возможности Нет Недоста точно Да
11 Достаточен ли размер рынка для получения желаемой прибыли Нет Недоста точно Да
12 Существует ли уже бизнес, или необходимо создать новый Нет Требует доработки Да
13 Наличие опыта реализации подобных проектов Нет Неболь шой Есть
14 Наличие достаточных финансовых средств для реализации Нет средств Недоста точно Есть достаточно
15 Наличие необходимых специалистов и исполнителей Нет Недоста точно Есть
16 Наличие основных средств для реализации бизнес-идеи Нет Есть, но не все Есть
17 Конкурентоспособность цены будущего продукта или услуги Немного выше Цена на уровне Вне конкуренции
18 Требуются ли разрешения, сертификаты, лицензии Да и много Да и немного Нет
19 Наличие патентов и лицензий, чего нет у конкурентов Нет Вскоре возможны Есть
20 Потери в случае неудачной реализации бизнес-идеи Довольно велики Незначительные Практически нет
21 Зависимость бизнес-идеи от внешних условий Сильно зависит Зависит Не зависит
22 Возможность использования вло- женных средств для других целей Не возможно Возможно частично Возможно
Сумма полученных баллов

Выводы из таблицы.

Сразу же хочу заметить, что независимо от суммы полученных результатов, если есть в тесте более 5 нулевых оценок, использование бизнес-идеи следует отложить, или существенно доработать. Если нулевых оценок нет, то независимо от суммы полученных результатов, бизнес-идею следует продвигать, возможно устранив недостатки. Если нулевые оценки есть, но их менее 5, бизнес-идею следует доработать, по возможности устранив нулевые оценки.

Посчитав сумму полученных результатов, можно сделать следующие выводы по перспективности бизнес-идеи.

Выводы.

Хочу отметить, что даже получив положительные результаты теста, никто не может гарантировать, что бизнес-идея выстрелит, что в результате бизнес окажется успешным. И наоборот, очень часто отрицательные результаты теста не говорят о безнадежности бизнес-идеи, а о ее недостаточной проработке.

Но если даже просто ответить на вопросы предлагаемых в статье оценок, можно представить перспективность бизнес-идеи и принять решение о ее дальнейшей судьбе.

Настроенные на серьезную работу бизнесмены стремятся приложить максимальные усилия для успешного развития собственного дела. Такой подход позволяет им продуктивно внедрять современные технологии, оперативно нанимать высококвалифицированных специалистов, активно привлекать солидных инвесторов и получать стабильно высокую прибыль. Однако многие богатые люди из сферы бизнеса когда-то были всего лишь начинающими предпринимателями. Возможность стать обеспеченными и успешными им принесла реализация какой-то нужной и актуальной для общества концепции. Именно поэтому так важно знать, как оценить бизнес идею.

Необходимость анализа

Оценка перспектив реализации замысла – один из самых важных и сложных этапов воплощения бизнес-идеи. Любая концепция требует тщательной проверки на предмет ее потенциальной прибыльности. Только при условии самоокупаемости и доходности имеет смысл осуществлять запуск какого-то проекта. Если данное требование не соблюдается, вероятность создания динамично развивающегося бизнеса ничтожна.

Понимание того, как правильно оценить бизнес идею, поможет определить целесообразность работы над стартапом.

Возможность реализации интересного для клиентов и прибыльного для его владельца проекта определяется рядом параметров. Для анализа уровня успешности будущего бизнеса нужно:

  • проверить степень собственной увлеченности концепцией (проект стоит запускать только при огромной вере в его успех и желании активно работать для достижения поставленных целей);
  • убедиться в уникальности идеи (предприятие должно быть ориентировано на реализацию оригинального замысла);
  • оценить актуальность проекта (концепцию следует разрабатывать с учетом заинтересованности в ее воплощении потенциальных покупателей);
  • подтвердить перспективность дела авторитетными источниками (прибыльность нужно рассчитывать, основываясь на отзывах и рекомендациях профессионалов, положительном опыте других бизнесменов, информации из печатных изданий и др.);
  • проанализировать эффективность воплощения концепции (для сопоставления потенциальных доходов и расходов необходимо составить грамотный бизнес-план);
  • осуществить тщательное изучение рынка (до запуска проекта важно уделить пристальное внимание мониторингу предложений конкурентов, поиску своей ниши, определению целевой аудитории);
  • найти надежных партнеров и инвесторов (бизнес стоит вести только с людьми, которым можно доверять);
  • подобрать компетентный персонал (необходимо нанять команду профессионалов, поскольку именно они будут решать важные прикладные задачи).

Критерии оценки

Чтобы понять, как оценить бизнес идею, нужно проанализировать ее на предмет соответствия конкретным требованиям. Параметры оценивания могут быть различными (в зависимости от уровня детализации). Однако из базовых условий можно выделить такие:

  1. информация, на основании которой создается концепция, получена из надежного источника;
  2. реализующая проект компания известна целевой аудитории и имеет положительный имидж;
  3. у команды есть соответствующий опыт разработки, последующего запуска и дальнейшего сопровождения подобных проектов;
  4. имеется в наличии вся необходимая для ведения предпринимательской деятельности документация (патенты, лицензии и др.);
  5. идея проверена на уникальность;
  6. определена целевая аудитория и возможные пути реализации будущего продукта;
  7. разрабатываемое предложение является конкурентоспособным;
  8. запуск проекта поддерживают органы власти или инвесторы;
  9. есть необходимый минимум собственных средств, позволяющий обеспечивать полноценную реализацию идеи до момента выхода на самоокупаемость;
  10. в составе команде присутствуют все нужные для успешного старта специалисты;
  11. решен вопрос с недвижимостью и землей;
  12. закуплено все базовое оборудование;
  13. бизнес быстро выйдет на самоокупаемость;
  14. проект является масштабируемым, что позволит ему при желании владельца занять лидирующие позиции на рынке или активно развиваться в любом другом регионе.

Приведенные выше критерии позволяют не только понять, как оценить бизнес идею, но и произвести определенные расчеты относительно вероятной выгодности запуска конкретного проекта. Элементарным примером такой калькуляции является оценка каждого из 14 пунктов по шкале от 0 до 5. Минимальным итоговым значением в таком случае будет 0, а максимальным – 70. Если полученный результат составляет более 70% от максимально возможного (и при этом пунктов со значением «0» не больше двух), то данный проект стоит реализовывать. При условии создания хорошего продукта, его качественного сопровождения и ориентации на активное развитие бизнеса такая идея непременно станет основой успешного и прибыльного дела.

Видео

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалом по теме.

После предварительного отбора и грубой оценки обычно остается лишь незначительное число идей нового продукта, подлежащих детальной оценке. Основная задача этого подэтапа - отобрать такие идеи, на основе которых будут выполнены реальные конструкторские разработки и произведены соответствующие испытания продукта.

Так как разработка и испытания нового продукта требует от предприятия гораздо большего количества ресурсов и затрат, чем все предшествующие этапы, процедуре детальной оценки и окончательного выбора придается, первостепенное значение.

Для детальной количественной оценки идей новых продуктов в американской промышленности широко и успешно применяется методика, основанная на использовании 6-ти оценочных групп:

  1. Влияние нового продукта на результаты деятельности компании
  2. Потенциальный рынок
  3. Пригодность для продажи
  4. Конструирование (производство)
  5. Финансы
  6. Правовые аспекты

Как можно заметить, названия этих оценочных форм совпадают с большинством критериев, которые использовались в табл. 2. Но сам процесс оценки на данном этапе гораздо более детализированный. Каждая оценочная форма имеет 7 вертикальных столбцов. В крайнем левом столбце ("Характеристики") приведены критерии, по отношению к которым должны быть оценены рассматриваемые идеи нового продукта. Следующие 5 столбцов предназначены для количественной оценки идеи по каждому из критериев от очень высокой (5 баллов) до низкой (1 балл). Реальное содержание, соответствующее каждой из этих оценок, зависит от множества факторов, отражающих специфику деятельности того или иного предприятия.

В графы крайнего правого столбца ("Оценочные баллы") заносятся оценки идеи по соответствующим критериям. Пример. В первой оценочной форме "Влияние на деятельность компании" одним из критериев является совместимость с продуктами, уже выпускаемыми компанией. Если идея нового продукта не только совместима с уже выпускаемыми продуктами, но и существенно расширяет их гамму, оценка должна быть наивысшей, т.е. 5 баллов. Аналогичным образом идея нового продукта оценивается и по остальным критериям.

Очень часто точная оценка альтернативных проектов и их сопоставление представляет большую трудность из-за отсутствия достаточной информации для прогнозирования деятельности компании и величины предстоящих затрат. Тем не менее, необходимо тщательно учесть все факторы для принятия объективного решения о продолжении или прекращении работ по реализации данного проекта. Главное - не допустить продвижения того или иного "слабого" проекта до такой точки, когда для его дальнейшей разработки потребуются значительные ресурсы.

Основным источником информации для правильной детальной оценки идей нового продукта являются руководители и специалисты функциональных служб (финансовой, производственной, снабженческой, маркетинговой, юридической и др.). Например, для заполнения первой оценочной таблицы, связанной с основными направлениями деятельности компании, привлекается высшее руководство, для заполнения других таблиц - специалисты более узкого профиля.

Важное значение имеют оценки нового продукта, сделанные людьми, которые находятся вне компании, но заинтересованы в её успешной деятельности (поставщики, посредники, потенциальные потребители и их заказчики). Контакты с внешними источниками информации позволяют более правильно оценить особенности потенциального рынка, возможную реакцию потребителя; на идею нового продукта, выявить реальные потребности пользователей, желательность тех или иных характеристик нового продукта для потребителя и относительную важность каждой из них. Кроме того, внешняя информация дает возможность сделать правильные прогнозы, связанные с объемом продаж, выбором наиболее эффективных маркетинговых каналов распределения новых продуктов и их продвижения на рынки сбыта.

Для сбора внешней информации наилучшие возможности имеют службы сбыта и маркетинга. При этом широко используются персональные и телефонные интервью, рассылка опросных листов по почте и т.д. Для анализа наиболее сложных концепций нового продукта наилучшие результаты дают персональные интервью.

Считается, что во всех случаях опроса специалистов, находящихся вне компании, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • необходимо предоставить им четкое описание функций и способов использования нового продукта;
  • используемая при опросах терминология должна быть понятной для респондента;
  • необходимо стремиться к тому, чтобы респонденты сравнили физические и эксплуатационные характеристики нового продукта и продуктов, выпускаемых основными конкурентами;
  • респондент должен знать предполагаемую цену (или ее пределы) нового продукта, чтобы ему легче было отвечать на вопросы.

Хотя в общем случае использование внешних источников информации для оценки идей новых продуктов оценивается положительно, следует иметь в виду, что иногда могут быть и негативные последствия, а именно:

  • в процессе внешних контактов может иметь место утечка информации, которая может быть полезной для конкурентов;
  • опрос респондентов может быть неоправданно дорогостоящим и трудоемким;
  • концепция нового продукта может быть слишком трудна для её понимания респондентом;
  • респонденты очень часто сообщают не объективную информацию, а такую, какую от них хотят получить.

После оценки в таблицах 3-8 идеи нового продукта по каждому из критериев заполняется итоговая оценочная матрица (см. табл.9).

Эта матрица состоит из четырех столбцов. В первом столбце указываются критерии, приведенные в шести оценочных таблицах нового продукта, во втором - коэффициенты, характеризующие относительную важность каждого критерия.

В данном примере проставлены условные значения этих коэффициентов, которые являются усредненными для основных отраслей промышленности. На практике каждое предприятие может использовать свои коэффициенты, учитывающие их специфику. Необходимо только следить, чтобы сумма этих коэффициентов (по вертикали) равнялась 20 (см. табл. 9). В графах третьего столбца проставляются оценки (число баллов) по каждому из критериев, взятые из оценочных таблиц (от 1 до 5).

После этого в графах столбца 4 определяются суммарные рейтинги по каждой из групп критериев, приведенных в шести оценочных формах (см. табл. 3-8) и вычисляется суммарный оценочный рейтинг рассматриваемой идеи нового продукта. Исходя из значения оценок, которые проставлены в шести оценочных формах (см. табл. 3-8), суммарный оценочный рейтинг идеи нового продукта может колебаться в пределах от 20 до 100 баллов.

Если суммарный оценочный рейтинг составляет 100 баллов, идея считается очень хорошей, если 80 баллов - выше среднего уровня, 60 баллов - среднего уровня, 40 баллов - ниже среднего, 20 баллов - очень слабая идея (см. табл. 3-8), суммарный оценочный рейтинг идеи нового продукта может колебаться в пределах от 20 до 100 баллов.

С целью упрощения процедуры оценки и получения более точного результата разработана компьютерная программа QuaD. Программа использует специальный метод количественной оценки качества. Программа позволяет осуществлять быстрый ввод информации посредством выбора необходимых значений по оцениваемым критериям и получать результат в виде оценочных показателей и диаграммы.

Программа рассчитывает показатели эффективности по каждой группе критериев, а также обобщенный оценочный показатель.

Если обобщенный оценочный показатель составляет 80-100 баллов, идея считается очень хорошей, если 60-80 баллов - выше среднего уровня, 40-60 баллов - среднего уровня, 20-40 баллов - ниже среднего, ниже 20 баллов - очень слабая идея.

Каждое предприятие может иметь свою специфику, поэтому настройки программы могут быть изменены в соответствии с этой спецификой. Программа адаптирована к условиям российского рынка и имеет русскоязычный интерфейс.

Произведенная оценка позволяет убедиться в правильности выбора, после чего может приниматься решение о переходе к следующему этапу - разработке чертежей и спецификаций.

А. Барышников, А. Кузьмин