Сказка про пузырь лапоть придумать продолжение. Пузырь, Соломинка и Лапоть: интерактивная книга о любимых героях. Иван сученко и белый полянин

Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

1.2 Состояние (проблемы) образовательного процесса ДОУ на современном этапе

Современное состояние дошкольного образования характеризуется наличием значительного числа вариативных программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, их мастерством, чутким реагированием на запросы родителей (с другой стороны). Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государственные требования к нему, требования к психолого-педагогическим условиям обучения и воспитания. Государственный стандарт призван обеспечить защиту ребенку и его родителей от некомпетентного педагогического вмешательства. При внедрении в практику программ в последнее время появились негативные тенденции, а именно: возрождение диктата программы (когда все ДОУ работают по программе "Радуга"), либо иногда "лоскутный" принцип работы (когда в работе используются элементы программ "Радуга", "Развитие", методики ТРИЗ, авторские программы). Нарушается целостность педагогического процесса, что недопустимо в работе с детьми.

Провозглашенная вариативность программ образования трактуется на практике формально. Принцип современного устройства дошкольного образования можно назвать "шведским столом". Искусственно объединяются в рамках одного образовательного учреждения несколько программ.

Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Принцип "лоскутного одеяла" (вчера работали по одной программе - не получилось, сегодня - по другой) вредит детям. Раздробляется целостное пространство детского развития.

На сегодняшний день в дошкольном образовании господствует педагогика "повседневности". Спонтанная педагогика обыденной жизни плохо изучена. "Принцип доступности" выражает общую, социально - педагогическую установку мира взрослых. В итоге перспектива детского развития оказывается искусственно зауженной субъективными представлениями взрослых о том или ином предмете и возможных способах его раскрытия ребенком.

Содержание и формы педагогической работы в ДОУ не обеспечивают подлинного развития детей, так как в сущности дублируют опыт детей. Корни педагогики повседневности и обыденности в советской эпохе, когда детский сад претендовал на то, чтобы заменить полностью собой семью. Все сферы жизни подвергались тотальному "программированию". Обыденность - отличительная черта традиционного содержания обучения и воспитания, в процессе которого ребенок получает все тот же житейский опыт.

Дошкольникам свойственны вопросы и размышления относительно природы таких универсальных явлений как жизнь, космос, истина, добро, душа, мысль. По мнению Н.Н. Поддъякова вышеуказанные понятия формируются на языке образов, символов, эмоций, интуиции, неясных знаний, но все же затрагивают вечные темы, которые столетиями занимают коллективный разум человечества. Эти предкатегориальные способы постижения действительности направлены на проблематизацию - придание оттенка неочевидности ее повседневно складывающемуся образу, включая тот, который в педагогической форме задают ребенку взрослые.

Рассматривая обыденные факты с точки зрения таких "предкатегорий", ребенок не столько обобщает, сколько дает им метафорическое, иносказательное толкование. И это очень важно. Такая метафоризация позволяет ему выявить общий смысл тех многообразных явлений, с которыми он сталкивается повседневно, придает содержательную форму категориям обыденного детского опыта. Деятельность ребенка должна организовываться таким образом, чтобы ее результаты принимали форму вопросов, касающихся, на первый взгляд, обычных вещей. Например: "Живые ли яблоки, сорванные с дерева". Если вопрос задать напрямую, то можно получить формальный ответ "Живые, потому что…" Изначальная включенность вопроса в контекст деятельности, организованной особым образом, в корне меняет ситуацию.

Одна из основных проблем - признание достойной жизни ребенка как самой главной ценности, защита его прав. Причины выдвижения этой проблемы не случайны.

Во-первых, наша страна строит новое правовое государство. Во-вторых, положение детей в России сегодня оценивается как бедственное: отмечается падение рождаемости, резкое ухудшение уровня жизни, качество здоровья.

Причины многофакторны. Не последнюю роль играет образовательное учреждение, а именно: насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

В Конвенции ООН о правах ребенка эти права условно делятся на три вида: право на защиту, право на установленную норму и право на выбор. К праву на установленную норму относятся прежде всего медицина и образование. Основными понятиями конвенции в отношении образования можно считать интересы и достоинство ребенка, развитие его личности, право на игру, творческую деятельность, равные возможности и другие.

Обеспечить эти права обязаны педагоги ДОУ. Отсюда на первый план выдвигаются личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, демократический стиль общения с ним.

Гуманистический подход в обучении выражен в индивидуализации и дифференциации этого процесса, что предполагает использование индивидуальных нормативов, программ развития в ситуации радости учения, творчества.

Целесообразно создание Центров комплексного развития дошкольников, которые обеспечат развитие у ребенка базиса личностной культуры, предоставят каждому ребенку возможность максимальной самореализации, предложат родителям возможность выбора программ развития для своего ребенка.

Реализация индивидуального подхода возможна только в условиях "быстрого и гибкого реагирования" (Ямбург Е. А.) на те изменения, которые происходят в развитии ребенка и социальной ситуации. Эти условия создаются в адаптивном образовательном учреждении. Их особенности:

наличие диагностической службы (дефектологи, психологи, медицинские работники, социологи, социальные педагоги); - высокий профессионализм;

учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей;

использование современных диагностических пособий;

взаимодействие с семьей;

разработка гибкого режима;

варьирование штатного расписания, введение специалистов разного профиля.

В наших условиях все эти подходы приходится педагогу реализовывать самому. А это возможно при сотрудничестве с коллегами внутри детского учреждения, с коллективами других ДОУ, при поддержке институтов области, органов управления образования.

Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс (описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В настоящее время в теории и практике работы дошкольных учреждений существуют разные варианты воспитательно-образовательного процесса. Каждый педагог дошкольного учреждения вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети дома и в дошкольном учреждении. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: "Не рядом, не над ним, а вместе!". Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели, например: авторитарной, карьерно-расчетливой.

Следовательно, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеет целью разностороннее и творческое развитие ребенка.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, а в главной деятельности дошкольника - в игре.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Организация игрового пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр детей.

Позиция взрослого - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития. В социальном развитии акцентируется социальная компетентность или социальная зрелость ребенка в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. Игра постепенно уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней и уходит само детство.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. В дошкольных учреждениях применяются комнаты психологической разгрузки (мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий, музыка, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений "Взрослый - ребенок". Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.

В последние годы система дошкольного образования развивается как вариативная, с широким представлением услуг. В настоящее время все дошкольные учреждения РФ на практике претворяют Закон Российской Федерации "Об образовании". Речь идёт прежде всего о выборе программ. Однако вариативность имеет и свои минусы. Некоторые инновационные авторские программы и технологии не прошли экспертизу и потому не всегда могут гарантировать качественные образовательные услуги.

На что следует ориентировать дошкольные образовательные программы? Во-первых, на ребёнка, на его полноценное развитие как индивида, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Во-вторых, на семью, на возможность предоставить ей качественные образовательные услуги, защитив от некомпетентных специалистов. В-третьих, на практическое воплощение в детских садах эмоционально-комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала каждого воспитанника, укреплению его здоровья. В-четвёртых, на сохранение и развитие уникальной дошкольной образовательной системы, которая в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка гарантирует права маленьким гражданам. Новые программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ уделяют много внимания, прежде всего, психическому развитию детей, развитию их способностей, игровой деятельности. Новые программы создаются на определённом психологическом основании, на данных длительного эмпирического опыта, проникнуты заботой о разностороннем гармоничном развитии ребёнка. Почти каждая программа предусматривает конкретные виды работ и занятий, ориентированный на развитие личности ребёнка, его представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Каждая из рассматриваемых программ имеет методическое обеспечение. Его составляют, как правило, пособия для воспитателей (или родителей) и пособие (тетрадь) для выполнения заданий каждым ребёнком (в зависимости от возраста и уровня развития - самостоятельно или с родителями).

Использование геральдики в патриотическом воспитании старших дошкольников

Механизм обеспечения информационной безопасности учащихся в школе при использовании Интернета

Использование компьютерных технологий в учебном процессе отвечает психофизиологическому развитию учащихся, допускает простоту в организации занятий, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения...

Образование и его проблемы на современном этапе

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности...

Организационно-педагогические условия совершенствования качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Зарождение новой идеологии дошкольного воспитания знаменовала собой "Концепция дошкольного воспитания" (1989 г.), созданная коллективом ученых Академии педагогических наук под руководством В.В. Давыдова и В.А. Петровского...

Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры

1.1 Становление и развитие клубных учреждений (исторический аспект) В многочисленных отечественных и зарубежных источниках понятие «клуб» трактуется неоднозначно. Так...

Переход на специальные образовательные стандарты

Проблемы образовательного учреждения и пути их решения в условиях пенитенциарной системы

Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия...

Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса

Образование может рассматриваться как система, включающая стандарты, программы, образовательные учреждения и все организации и объединения, участвующие в организации образовательного процесса...

Развитие дошкольного образования в контексте современных государственных требований

Практическая часть исследования была проведена в группе «Колокольчики» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 г. Йошкар-Олы «Золотой Ключик»...

Развитие интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15-20 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Можно констатировать, что все это пока не привело к структурированию системы дошкольного воспитания...

Специфика образовательного сервиса в традиционном и обучающемся обществе

Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие...

Формирование будущей личности через воспитание нравственных качеств учащихся

воспитанность урок школьник нравственный Проблема нравственного воспитания и формирования будущей личности прослеживается в работах многих опытных педагогов. По словам замечательного педагога В.А...

Тема: Знакомство со сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цели и задачи: Познакомить детей со сказкой, формировать умение узнавать сказки по загадке, иллюстрации, отрывку (по характерным признакам).

Развивать мелкую моторику рук, речь, внимание, память, побуждать вступать в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки, интерес к народному творчеству.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, сказочные герои, выставка книг, коробка, воздушный шар, колосок, лапти.

Ход занятия.

I. Организационный момент .

1 . Подвижная игра.

Этот пальчик самый толстый, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.

II Введение в тему.

В. Ребята, а вы любите сказки?

Какие сказки вы знаете?

Кто является героями сказок? (звери, птицы, люди…)

Что происходит в сказках? (чудеса, волшебство…)

Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете сказки.

1.Загадки:

- Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. Угадайте без подсказки, из какой ушёл я сказки?

Чему учит нас эта сказка?

Возле леса на опушке трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

В какой сказке ещё встречается медведь?

Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

Какой был доктор Айболит?

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти маленькие дети?

Почему с козлятами произошла беда? Чему учит сказка?

Мышка к нам пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

В. Молодцы, все загадки угадали.

2.Сюрпризный момент.

Ребята, коробка какая-то красивая стоит. Посмотрим что в ней?

(воздушный шарик, накачанный гелем, лапоть и соломинка)

Да это герои новой сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»!

Хотите её послушать?

III. Чтение сказки педагогом.

1.Беседа по содержанию сказки.

Кто пошёл в лес рубить дрова?

Что сказал Лапоть Пузырю?

Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег? Как вы думаете, почему Пузырь не захотел этого сделать?

Что предложил Пузырь?

Как вы думаете, почему Соломинка согласилась?

Кто первым пошёл по Соломинке?

Что случилось с Соломинкой? Почему она переломилась?

Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

Что случилось с Пузырём, когда он хохотал?

Если бы ваши друзья попали в беду, что бы вы сделали?

Как бы вы посоветовали путешественникам перебраться через реку?

3. Подвижная игра

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Через мостик ходят в гости,

Мостик крепкий и прямой.

Подними ладошки выше

Сделай длинные рога.

Что же вышло там? Корова

Она даст нам молока.

Очень вкусного парного.

Она даст нам молока.

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Что же вышло? Гуси вышли.

Вот один, а вот второй.

У бабуси жили гуси:

Вот один, а вот второй.

Подними ладошки выше,

А потом перекрести,

Что же вышло? Птичка вышла,

Птички очень хороши.

Высоко летают птички.

Птички очень хороши.

IV. Самостоятельное чтение сказки детьми.

1.Закончи фразу.

Пузырь толстый, а Соломинка…………

Соломинка высокая, а Лапоть……..

Пузырь лёгкий, а Лапоть………

Лапоть овальный, а Пузырь………..

Соломинка смелая, а Пузырь…………

Лапоть сплели, а Пузырь ……………

Соломинка сломалась, а Пузырь……….

2.Раскраски.

Карандаши какого цвета нам нужны?

Каким цветом раскрасим Соломинку? Лапоть? Пузырь?

3.Самостоятельная работа детей.

V.Итог занятия.

Нам искренне жаль современную мультипликацию. Буквально отовсюду на вас смотрят причудливые 3D-персонажи, смоделированные на компьютере чуть ли не под копирку. Disney больше не стремится к рисунку карандашом, как это было раньше. А советские мультфильмы, созданные с душой и поучительными целям, казалось бы, вовсе исчезли из виду. Но, к счастью, нашлись разработчики интерактивной книги «Пузырь, Соломинка и Лапоть» , которые ещё чтят многими забытые традиции. Они смогли подарить вторую жизнь доброй и красочной сказке, на которой выросло не одно поколение.

iPad заменил много вещей: телевизор, пианино, видеотелефон, журналы, книги и многое другое. Современное устройство создало все условия для того, чтобы пылившаяся на полке литература буквально ожила на экране планшета. Лишь бы было желание и память о нетленных сказках.

«Пузырь, Соломинка и Лапоть» — русская народная сказка, мультик по которой был выпущен в далёком 1959-м году. Трио главных героев решило пойти в лес нарубить дров, чему постоянно мешали различные препятствия: то вода преградит дорогу, то Лапоть зачахнет, то Пузырь улетит.

Чтобы наколотить деревяшек и наконец приготовить кашу, компании пришлось помогать друг другу, проявлять характер, показывая наглядный пример, как нужно вести себя в той или иной ситуации в реальной жизни. Где вы сейчас встретите подобное?

Обозреваемая книга умудрилась не только передать уникальные особенности стройной Соломинки, воздушного Пузыря и крепкого Лаптя, но ещё и живописно преподнести их. С самого первого слайда вы просто прикипаете к экрану, погружаясь в радужную атмосферу, где парят бабочки, ползают букашки, замирают восхитительно прорисованные персонажи. Читатель становится полноценным участником приключения.

Каждый кадр озвучивается профессиональными дикторами, голоса которых ведут вас за руку в сказочный мир. Вовсе не важно, сколько лет зрителю: и в 9, и в 49 лет вы полюбите переработанную для планшетов историю. По-другому просто и быть не может.

Сюжет абсолютно аналогичен оригинальной истории, правда, в нём присутствуют современные корректировки, убирающие, например, неудачную попытку соорудить кашу в самом начале повествования. В глобальном же смысле сама суть не пострадала и не потеряла собственного колорита, созданного ещё в прошлом веке.

Несмотря на то, что перед нами книга, хоть и интерактивная, на экране всё течёт и изменяется. Эффекта кино нет — он бы всё испортил. Есть периодически всплывающие анимации на заднем фоне, колебания водной глади, зевания Лаптя, жужжание шмелей и прочие разбавляющие обстановку мелочи. Они на пару с запоминающимися образами главных героев и создают общее впечатление от данного цифрового произведения, они делают книгу увлекательной.

Подарите себе или своему ребёнку (возраст не имеет значения) незабываемое приключение, воплощённое в интерактивной книге «Пузырь, Соломинка и Лапоть», преподносящей похождения «лесорубов» в новом виде.

Главных героев русской народной сказки нельзя назвать живыми существами. Но тем не менее, они умеют говорить и ходить. И даже путешествовать.

Отправились эти три необычных персонажа в путешествие, но по пути им встретилось препятствие – река. Стали они разные предложения высказывать, как им преодолеть водную преграду. Сначала Лапоть предложил переплыть реку на Пузыре. Но Пузырь отказался работать плавательным средством и, в свою очередь, предложил, чтобы Соломинка перекинулась мостиком через реку. Соломинка спорить не стала, так и сделала. Первым по ней пошел Лапоть, но Соломинка не выдержала его веса и переломилась. Лапоть и упал в реку. А Пузыря это происшествие насмешило. Он так сильно стал смеяться, что в итоге лопнул. Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл в том, что необходимо хорошенько подумать, прежде чем предпринимать какие-то действия. Если бы незадачливые путешественники согласились с предложением Лаптя, переправа прошла бы успешно. Ведь пузырь ну никак не смог бы утонуть! Но Лаптю не хватило настойчивости в реализации своей идеи. А Соломинка была слишком сговорчивой и просто делала, что скажут. Пузырь же слишком самонадеян и его, похоже, не особо заботит благополучие спутников, судя по его неудержимому смеху. Этот смех, в итоге, Пузырю дорого обошелся.

Из трех персонажей сказки мне наиболее симпатичен Лапоть, предложивший наиболее здравое решение проблемы. Но Лаптю не хватило настойчивости реализовать свое решение.

Сама сказка мне понравилась тем, что она похожа на логическую задачу с тремя вариантами решений. Причем один из вариантов сказочной задачи был правильным. Но персонажи сказки выбрали другой вариант, за что и поплатились. Сказка эта учит нас тому, что в жизни крайне важно выбирать правильные решения, чтобы избежать печальных последствий и добиться поставленных целей.

Какие пословицы подходят к сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»?

Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.
Без совета да согласия и дело не заладится.
Над чужой бедой смеяться – самому в беду попасть.