Юлия или новая элоиза жан жак руссо. Руссо. "Новая Элоиза". г) идеал сельской жизни и природа

"Не много есть писателей, о которых можно было бы сказать: "Без них вся французская литература пошла бы в другом направлении". Руссо - один из них. В то время, когда жизнь общества по-своему формировала писателей, ведя их от одного этапа литературных причуд к другому - от драпирующегося в вычурные одежды благородства XVII века к неприкрытому цинизму XVIII, - женевский гражданин, который не был ни прирожденным французом, ни дворянином, ни прихлебателем у знати, скорее чувствительный, чем галантный, предпочитающий удовольствия сельской уединенной жизни салонным развлечениям, широко распахнул окно на швейцарские и савойские пейзажи и впустил струю свежего воздуха в затхлые гостиные." [см. 6]

Художественное творчество Руссо тесно связано с его философией, с его "религией сердца", с его теорией совести, как непогрешимого судьи добра и зла.

II. Сентиментализм.

Сентиментализм (фран. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, франц. sentiment -чувство) - литературное течение 18 - начало 19 вв. в Западной Европе и России, характеризуется апелляцией к чувству, возведением его в мерило добра и зла, в основной критерий ценности человека.

"Общественные истоки европейского Сентиментализма - рост третьесословной идеологии внутри Просвещения. Как новая форма самоутверждения личности, основанная на преобладании чувства над рассудочностью, сентиментализм явился реакцией на просветительский рационализм, вместе с тем углубляя и культивируя другую грань просветительского гуманизма - ценность чувства. Принцип оценки человека приобретал в сентиментализме демократическую направленность. Культ чувства вел к более адекватному раскрытию внутреннего мира человека, к углублению психологического анализа, к индивидуализации образа. Он породил и новое отношение к природе; пейзаж оказывается созвучным личному переживанию. Эмоциональное воздействие потребовало иной лексики - чувствительно окрашенного образного слова." [см. 5]

Сентиментализм зародился в конце 20-х гг. 18 в. в Англии, оставаясь в 20-50-е гг. тесно связанным с просветительским классицизмом и с просветительским романом сентиментализма Ричардсона.

Полного развития французский сентиментализм достигает в эпистолярном романе Ж.Ж. Руссо "Новая Элоиза". Субъективно-эмоциональный характер писем явился новаторством во французской литературе.

III. Роман "Юлия, или Новая Элоиза":

1) Тенденциозность произведения.

Изданный впервые в Голландии в 1761 году, роман "Юлия, или Новая Элоиза" имеет подзаголовок: "Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп". И еще кое-что сказано на титульном листе: "Собраны и изданы Жан-Жаком Руссо". Цель этой нехитрой мистификации - создать иллюзию полной достоверности рассказа. Выдавая себя за издателя, а не за сочинителя, Руссо снабжает некоторые страницы подстрочными примечаниям (всего их 164), ими он спорит со своими героями, фиксируя их заблуждения вследствие бурных переживаний любви, исправляет их взгляды на вопросы морали, искусства, поэзии. В оболочке мягкой иронии верх объективности: автор якобы не имеет ничего общего с действующими лицами романа, он только наблюдатель, стоящий над ними беспристрастный судья. И в первое время Руссо добился своего: его спрашивали, действительно ли найдены эти письма, быль это иди выдумка, хотя сам же он выдал себя эпиграфом к роману и стиха Петрарки.

"Новая Элоиза" состоит из 163-х писем, разделенных на шесть частей. Эпизодов в романе сравнительно немного по сравнению с громадной надстройкой, состоящей из пространных рассуждений на самые различные темы: о дуэли, о самоубийстве, о том, может ли состоятельная женщина помогать деньгами любимому мужчине, о домашнем хозяйстве и устройстве общества, о религии и помощи нищим, о воспитании детей, об опере и танцах. Роман Руссо наполнен сентенциями, поучительными афоризмами, и, кроме того, в нем слишком много слез и вздохов, поцелуев и объятий, ненужных жалоб и неуместных сочувствий. В XVIII веке это любили, по крайней мере, в определенной среде; нам это кажется сегодня старомодным и часто смешным. Чтобы прочитать от начала до конца "Новую Элоизу" со всеми отступлениями от сюжета, следует набраться изрядной дозы терпения, но книга Руссо отличается глубоким содержанием. "Новоя Элоиза" с неослабленным вниманием изучали такие требовательные мыслители и художники слова, как Н.Г. Чернышевский и Л.Н. Толстой. Толстой сказал о романе Руссо: "Эта прекрасная книга заставляет думать"

2) Сюжет.

"Семейная драма в доме барона д`Этанж в поселке Кларан сначала воспринимается как избитый мотив совращения невинной девушки, дочери уважаемых родителей. В основе такого сюжета полезное назидание: девушки, будьте осмотрительны, не поддавайтесь внешнему обаянию порока; родители неустанно следите за поведением своих детей! И вот сей банальный сюжет Руссо вывернул наизнанку: "падение" девушки становится ее возвышением, "развратитель" трагичен, нормы патриархальной морали выявляют свой догматизм, даже бесчеловечность." [см. 3]

Действие романа относится к 30-м годам XVIII века. Скромного двадцати четырехлетнего учителя, бедняка и скитальца, г-жа д`Этанж пригласила к своей дочери. Имя домашнего учителя - Сен-Пре, что означает: храбрец, доблестный человек, добродетельный и отважный. В Юлии Сен-Пре нашел восхитившие его достоинства: чуткость, ум, эстетический вкус, к тому же она хороша собой. И произошло то, что нередко в подобных случаях происходит: Сен-Пре влюбился в Юлию. По натуре своей мечтатель, Сен-Пре идеализирует предмет своей любви, открыв в Юлии "признаки божества". Вздохи, подавляемые Сен-Пре, служат для Юлии доказательством его волнений. От сдержанного тона Юлии Сен-Пре приходит в отчаянье и не в шутку решает покончить с собой. Ослепленный Сен-Пре не видит своего счастья: ведь Юлия отвечает ему взаимностью, и если, оставаясь наедине с ним, она обращается к нему ледяным тоном, а в присутствии других людей - игриво, то делает это из-за трудности положения: чем больше она ему дает свободы, тем большей необходимостью станет его удаление.

У Юлии была когда-то милая старая гувернантка Шельо. Осколок придворного легкомыслия нравов, она охотно рассказывала Юлии о непристойных похождениях своей молодости. Но даже на каплю не сумела Шайо ослабить в Юлии верность добродетели. В какой-то мере беседы с Шельо были для Юлии даже полезны, познакомив ее с изнанкой светской жизни. Но как Юлия ни рассудительна, она по натуре своей создана для сильной любви, и сколько бы в ней ни было благоразумия, она не может "укротить свои страсти". Почувствовав какую-то душевную слабость, Юлия вызывает к себе свою верную подругу - кузину Клару, в лице которой давно приобрела наперсницу. Воспитанная родителями в духе строгой морали, Юлия начинает сознавать, что ее добродетель теряет над нею власть. Она полюбила, и в этом не было бы ничего ужасного, если бы ее возлюбленный не был разночинцем. Безжалостный закон, основанный на глупом предрассудке, гласит, что дворянка Юлия не может выйти замуж за мещанина Сен-Пре. Глубокое чувство натолкнулось на преграды, и Юлия - не меньше чем Сен-Пре - растерялась. Счастье влюбленных невозможно из-за сословных предрассудков барона д`Этанж, для которого фетиш фамильной чести дороже родной дочери. Приехавший после 30-летней военной службы домой, г-н д`Этанж знакомится с успехами дочери в науках. Он мог бы остаться вполне довольным, если бы ему не бросилась в глаза одна мелочь: Сен-Пре презирает геральдику, и Юлия прониклась его идеями. К тому же Сен-Пре отказался от платы. Обычное презрение дворянина к плебею, получающему за свой труд деньги, уступает место подозрительности. Человеческое достоинство и честность для барона мало что значат - он считает эти слова "двусмысленными". Как может дворянин быть чем-то обязанным простому человеку, хотя бы и честному?

Смятение охватило Юлию и Сен-Пре. "Прогоните меня", - умоляет он ее. "Защити меня от самой себя", - отвечает она ему. И вот однажды, когда отсутствовала Клара, влюбленная Юлия отдалась любимому Сен-Пре. Размышляя в дальнейшем, она сочла этот поступок своим моральным "падением".

а) историческая Элоиза и отзвуки ричардсоновской традиции

Элоиза - 17 летняя племянница каноника Фульбера, жившая XII веке. Элоизу соблазнил ее учитель богослов Пьер Абеляр. Когда дядя Элоизы узнал об этом, он пришел в ярость, и слуги его изувечили Абеляра, так что он не мог уже быть ни любовником, ни тайным супругом Элоизы. В женском монастыре, им основанным, заточил туда свою возлюбленную. Автобиография Абеляра "История моих бедствий" полна слез и гнева, жадности к плотской жизни и покаянного аскетизма. Из этой автобиографии выступает не очень привлекательный облик одаренного, эгоистичного честолюбца и фанатика, который сам себя называл "жалким человечишкой". Зато необычно трагичен и обаятелен облик Элоизы. Из преданности деспотичному Абеляру она обрекла себя на монашество. "Жаждущая любви, материнства, счастья, Элоиза подчинилась религиозной мании Абеляра, но - монахиня против воли - она не могла и не хотела скрыть своих страданий, смятений души, колебаний между мучительной жаждой земного счастья и покорностью взятой на себя миссии аббатисы. В письмах к Абеляру она писала ему о своей "страсти, пыле молодости разжигаемом опытом приятнейших наслаждений". Не ради господа, признавалась Элоиза, пошла она в монастырь, ибо она больше любит его, Абеляра, чем бога." [см. 2]

Несмотря на название романа "Новая Элоиза", Сен-Пре и Юлия имеют мало общего с истинным героями XII в. Сен-Пре и Юлия в равной мере лишены "опыта страстей"; любовь обрушилась на них как стихия, и когда это случилось, они стали идеальными любовниками. Не только Юлия целомудренна и предельно стыдлива - это можно сказать также о Сен-Пре. Следовательно, Руссо далек и от Ричардосна, в романе которого ситуация мелодраматична и легко сводится к формуле: "Невинности - жертва порока". В самом деле, ричардосновский Ловлас хитростью и насилием обесчестил Клариссу: он циничен, тогда как у Сен-Пре любовь - весь его пафос. Если Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно я существую", то Сен-Пре как бы перефразировал этот афоризм в словах, обращенных к Юлии. "Люблю ли я тебя еще? Что за сомнения! Разве я перестал существовать". Если бы Сен-Пре и Юлия не любили друг друга так сильно, они никогда не стали бы близкими до брака. Для них обоих слово брак - символ чистоты и святости. Сен-Пре ненавидит самую мысль о прелюбодеянии. Пусть чувства Сен-Пер и Юлии, после того, как их отношения утратили невинный характер, стали временно более спокойными, зато в них и больше сердечности и разнообразия, потому что к ним теперь примешивается дружба, "умеряющая горячность страсти". Но Сен-Пре и теперь называет Юлию тысячами нежных слов: любовница, жена, сестра, подруга, ангельская красота, небесная душа…

К сожалению, способность Сен-Пре бороться за свое счастье значительно уступает его умению красноречиво выражать обуревающие его чувства.

3) Чувствительность и чувственность.

В любви Сен-Пре и Юлии проявляется не только чувствительность, в смысле нежности, отзывчивости, способности придавать всякой симпатии возвышенный характер; в этой любви имеется и обостренная чувствительность, которую Руссо подчеркивает рядом деталей. В любви Сен-Пре к Юлии чувствительность и чувственность так слиты, что отделить их друг от друга никак невозможно. Ничего общего с будуарным эротизмом XVIII века не имеют те эпизоды романа, где поцелуй Сен-Пре в роще вызывает у Юлии обморок или где Сен-Пре любуется контуром груди Юлии, вспоминая радости недавней интимной встречи. У Сен-Пре чувственность придает любви силу огромной, мучительной страсти, тогда как игровая аристократическая поэзия рококо превращала ее в легкомысленный пустячок, в мимолетное удовольствие. Любовь обрушилась на Юлию и Сен-Пре, как буря, перед которой самообладание было бы как раз признаком мелкости натуры. Нет, это не минутный каприз салонного "сердцееда", а глубокая, сильная непреоборимая страсть. Может ли любовь, которая потрясает, зажигает кровь, лихорадит, восприниматься такими целомудренными существами, как Юлия и Сен-Пре, отдельно с ее духовной, или с ее физической стороны? В тот момент, когда Юлия, затем и Сен-Пре начнут противопоставлять друг другу эти стороны, счастье их кончится, превратится в сплошное страдание, в ложь, во внутренний разлад.

а) Сен-Пре

Сен-Пре мещанин, но какой сложностью, отличается внутренний мир этого "простого" человека. Сен-Пре противоречив. Переживая все болезненно остро, он, любитель всего естественного и здорового, восторженно относится к Юлии, когда видит ее трогательно бледной и томной, когда замечает в ней беспокойство. Он боязлив и дерзок, пылкий и покорный, застенчивый до неистовства, неуемный в жажде обладания, он порывист и необуздан, чаще меланхоличен, чем обуреваем радостью, необычайно восприимчив к жизненным уродствам, как и ко всему прекрасному; добавьте к этому еще - образован и талантлив. Сен-Пре очень неровен в настроениях: уныние часто сменяется у него гневом, апатия - вспыльчивостью. Он всегда погружен в свои переживания и раздумья, рассеян и почти слеп к окружающим, иногда же поразительно наблюдателен и тонок в суждениях. Любой пустяк может нарушить его равновесие. Чувствительность Сен-Пре проявляется в неисчислимом множестве нюансов. Его эмоциональность составляет и принцип его мышления, поэтому он так не выносит философии, считая хвастовством ее пустые фразы, "издали угрожающие страстям". Но именно потому, что Сен-Пре так импульсивен, он нуждается в руководителе, ему не хватает рассудительности, и хрупкая, нежная Юлия часто оказывается сильнее его. Казалось бы, все помыслы Сен-Пре обращены к его любимой драме, однако, это не так: он находится в глубоком конфликте с общественной средой, вернее, драма его любви переплетается с этим конфликтом.

б) Юлия

Руссо вложил в образ Юлии наиболее идеальные свои стремления. Ее тонкость вкуса и глубина ума, чуткость и отзывчивость наводят на мысль о возможности деликатных, искренних, мягких отношений между людьми, которые по убеждению Руссо, должны будут когда-нибудь установиться в обществе.

В Юлии очень развито чувство долга, но требующее не геройских подвигов, а непрерывных страданий.

4) Противопоставление жизни "общественной" и "естественной".

Сложные перипетии любви Сен-Пре и Юлии обусловлены не только логикой страсти - любовь их имеет определенный социально-исторический фон. Кавалера де Грие влечение к девушке, стоящей за пределами любых норм поведения, привело в конфликт с отцом и его средой; он готов бежать в пустыню, но он не задумывается над устройством общества. Сен-Пре прикован к этому мыслью именно благодаря любви к Юлии. "Без тебя, роковая красавица, - пишет он Юлии, - я никогда не почувствовал бы этого невыносимого контраста между величием, скрытым в глубине моей души, и низменностью моего общественного положения". В самом деле, трудно понять социальный мир, в котором бедняк, обладающий возвышенными чувствами, угнетен и презираем, а человек с титулом, даже если он ограниченный, грубый, занимает на общественной лестнице одно из первых мест. Мещанину Сен-Пре любовь к Юлии внушила еще большую ненависть к сословному неравенству, а дворянка Юлия в свою очередь убедилась, что родной отец "продает ее", "сделал из своей дочери рабу, желая расплатиться ее жизнью за спасение своей".

а) деспотизм отца и дворянская честь

Еще до того как молодой учитель уехал на короткое время в Невшатель по какому-то делу Юлии, вернулась из своей поездки г-жа д`Этанж, и не одна: с ней ее старый друг и давнишний знакомый Сен-Пре - знатный англичанин Эдуард Бомстон. Взаимная симпатия влечет друг другу Эдуарда и Сен-Пре.

Узнав о страстной любви Сен-Пре к Юлии, к которой сам Эдуард в какой-то момент был не совсем равнодушен, он добровольно взял на себя безнадежную миссию - уговорить ее отца разрешить своей дочери Юлии стать женой Сен-Пре.

Его привела в ярость мысль о возможности того, чтобы имя представителя "благородной фамилии" д`Этанж "утратило свой блеск или покрылось позором, если Юлия станет женой "безвестного бродяги, нищего, живущего на подаяния".

Дальнейшие события принимают мрачный оборот. Ее отец - "лучший из отцов", уверяла себя Юлия. Между тем охваченный гневом барон едва не избил свою дочь. Увидав кровь на ее лице, он тут же раскаялся и даже зарыдал, но и в этот момент отцовские его чувства сомнительны. Почтение к нему Юлии ничем не оправдано. Впоследствии Клара в письме к Сен-Пре изобличит лицемерие барона - сегодня он тиранит жену и дочь, а когда находился на военной службе, то вел беспутную жизнь, мало беспокоясь о дворянской чести и верности жене своей.

И вот Сен-Пре и Юлия пришлось расстаться. В серии писем второй части романа они выражают всю силу своей любви и всю горечь разлуки. Она терзает его мыслями о возможном его охлаждении к ней, он отвечает ей тем же, и все это для того, чтобы упиваться чувством взаимного обожания. Бомстон предлагает Юлии бежать со своим возлюбленным в Англию и поселиться в его имении, но хорошо знающая характер Юлии Клара отговорила ее. Нанести удар в самое сердце доброй матери и огорчить хотя бы и черствого отца - не по нраву Юлии; купленное столь дорогой ценой счастье отвращает ее. Так Сен-Пре теряет Юлию навсегда.

Уехав во Францию, Сен-Пре описывает Юлии светскую жизнь Парижа. За каких-нибудь три недели Сен-Пре распознал за внешней общительностью, любезностью, знатных парижан, за их показным гостеприимством холод и обман.

Сен-Пре сыт по горло Парижем, он соскучился по "диким местам", которыми не так давно любовался, ему мало одной "физической" природы, ему нужна еще "внутренняя" природа, то есть восстановленный, или просто неискаженный нравственный облик человека.

В самом начале третьей части романа Клара - теперь уже г-жа д`Орб - извещает Сен-Пре от том, что мать Юлии заболела от горя после того, как случайно нашла письмо к Сен-Пре к ее дочери. Сен-Пре принимает самое страшное для него решение. Он пишет письмо к г-же д"Этанж, в котором выражает готовность навсегда отказаться от Юлии. Такое решение не могло пройти для Сен-Пре бесследно: мучения и злоба, скорбь и отчаяние ожесточают его. Г-жу д`Этанж растрогали страдания Сен-Пре, но она была слишком мягкого нрава, чтобы суметь повлиять на своего упрямого мужа. Вскоре она скончалась, впрочем, не только от волнений за Юлию: она болела водянкой. После смерти г-жи д`Этанж ее муж пишет Сен-Пре письмо, полное всевозможных оскорблений. Сен-Пре отвечаем ему с достоинством, хотя горе его необъятно: Юлия сама от него отказалась. Юлии кажется, что на ее совести доля вины в смерти ее матери.

Беда Юлии в том, что, слишком послушная дочь и недостаточно решительная любовница, она, по словам Сен-Пре, стала "жертвой химеры общественного положения".

Барон считал делом своей чести отдать пятидесятилетнему Вольмару давно обещанную дочь, потому что "честь для него дороже счастья его дочери".

б) добродетель

Прошло шесть лет с того момента, как Сен-Пре познакомился с Юлией. И вот любимая им женщина принадлежит другому. Теперь рассуждения Юлии о том, что, потеряв любовницу, Сен-Пре приобрел верную подругу, должны его утешить. Юлия стояла перед альтернативой: брак с любимым человеком и разрыв с дворянской средой или насилие над собой, добровольное рабство нежелательного брака. Между тем Юлия формулирует эти пути совсем по-другому: покорность, преданность семейному долгу или позор "свободной любви". Оказывается, любовь к Сен-Пре была "преступлением, искушением ее", а брак с пожилым Вольмаром пробудил в ней "чувство целомудрия", и это, означает для нее - "возвращение к самой себе", возрождение к жизни добродетели.

Прошло еще шесть-семь лет. Из письма Юлии к Кларе, теперь вдове д"Орб (муж ее умер), мы узнаем, что Юлия стала матерью двух детей и что радости материнства помогли ей ослабить в памяти ее сердечные утраты. Когда она видит себя окруженной детьми вместе с Вольмаром, ей кажется, что все возле нее "дышит добродетелью", и это изгоняет из ее сознания мысль об "ошибках прошлого". Уверенная в том, что от былой любви ничего не осталось Юлия печалится о мрачной судьбе Сен-Пре, вероятно погибшего во время своих странствий. Изредка в письмах Юлии к Кларе прорываются элегические воспоминания об утраченном счастье: что за душа была у него? Как он умел любить!…

Вскоре г-жа д`Орб получает весть от Сен-Пре: он жив, он вернулся и поселился на берегу Женевского озера. Полной неожиданностью явилось для Сен-Пре письмо, полученное от мужа Юлии - Вольмара. Юлия открыла свою тайну супругу. Узнав о возвышенном характере Сен-Пре, Вольмар объявляет его достойным любви такой прекрасной женщины как Юлия. Более того, Вольмар хочет отныне дружить с Сен-Пре и приглашает его в свой дом, где царит невинность и мир, искренность и гостеприимство.

Юлия вновь обрела Сен-Пре, но она теперь для него сестра и мать, он же для нее - лишь верный друг. Мужу Юлия рассказывает обо всех своих беседах с Сен-Пре, показывает ему свои письма: доверия Вольмара к Юлии и Сен-Пре безгранично.

Можно подумать, что Юлии отныне обеспечен прочный душевный покой. Но нет, по-настоящему счастливой она себя не чувствует, и это подтачивает в ней сознание своей добродетели.

Семейное счастье Юлии призрачно и что добродетель ее стоит на краю пропасти, как только возле нее оказывается Сен-Пре. Юлия и Сен-Пре неодолимо влечет друг к другу; пробуждающаяся страсть, лишь засыпанная пеплом времени, вот-вот разгорится с прежней силой. Особенно это выявлялось во время прогулки Сен-Пре и Юлии вдвоем, когда их настигла буря на озере.

Душевное волнение, пережитое недавно Сен-Пре, вызвало в нем глубокий душевный кризис. Руссо же силится доказать, будто Сен-Пре продолжает любить Юлию д`Этанж, а не Юлию Вольмар, и что открытое объяснения с ее супругом излечили его от желания думать о ней как о любимой женщине.

в) Вольмар

Еще до женитьбы Вольмар признался Юлии в том, что навязываемый ей брак является с его стороны ошибкой: "Мое поведение непростительно, я оскорбляю вашу нежность, я грешу против вашей стыдливости, но я люблю вас и никого, кроме вас". Удивительно, что в дальнейшем Вольмар, хотя он совсем не бессердечны, никогда не испытает угрызений совести. При все том, если отвлечься от его отношений с Юлией, Вольмар не лишен привлекательности и во всяком случае своеобразия. Он благороден, прост в обхождении, учтив, немногословен, обладает вкусом к порядку, отличается врожденным спокойствием.

г) идеал сельской жизни и природа

Итак, перед нами Вольмар - семьянин, владелец поместья и рачительный хозяин. В XVIII веке были в моде различные проекты "посвященной монархии"; Руссо изобрел модель "посвященного помещика", с которой связывает обновление общего мира в его экономических и моральных устоях.

В доме Вольмаров все подчинено экономии и целесообразности, но эта целесообразность не гнетущая, а приятная на вид. Домашние слуги Вольмаров не похожи на лживых, пресмыкающихся перед своими господами столичных лакеев. Они все честны, любят своих хозяев, мужчины изолированы от женщин, поэтому среди них царит добродетель. Не очень богатый, Вольмар не скуп и не расточителен. Земля Вольмара не отдана в аренду и обрабатывается им самим; при этом его цель - улучшить хозяйство, а не наращивать капитал.

К дому Вольмаров примыкает прекрасный сад, который Юлия называет своим "Елисейским полем" - Элизиумом. Все тут организвовано так, чтобы придать больше всего прелести уединению: беседки из живой листвы, темные гроты, извилистые дорожки, чащи, скрывающие линии горизонта и созданное впечатление полной изолированности от "большого шумного мира". В таком саду в часы досуга можно вообразить себя счастливым Робинзоном, уехавшим далеко-далеко от центров цивилизации.

Так описывает Руссо в розовых тонах сельскую жизнь Вольмаров, наделяя ее чертами радушия, гостеприимства, уюта. Снова деревня противопоставлена испорченной городской жизни.

д) развязка

В любом произведении развязка - это "точка над и" подведение итогов. Если автор ее избегает, то для этого у него должны быть веские основания. Искусственный сюжетный момент в романе Руссо имеет известное оправдание. Не желая превратить трагедию в нравоучительную и благополучную мещанскую драму, Руссо пытался увековечить тот момент любви Сен-Пре и Юлии, когда "к пресыщению долгим обладанием не примешалось бы старость и увядание красоты" (слова Клары д`Орб).

И все-таки смерть Юлии - развязка мнимая, надуманная. Она свидетельствует о том, что Руссо не знал, куда повести дальше своих героев, и он просто разрубил завязанный им гордиев узел огромного клубка этических и социальных вопросов.

Руссо оставляет своих героев одинокими: Вольмара - вдовцом, Клару - вдовой, Сен-Пре и Эдуарда - потерявшими своих возлюбленных. Весь роман "Новая Элоиза" представляет какой-то надгробный монумент, на котором начертаны имена "прекрасных душ" - одна другой лучше и выше.

5) идеи Руссо

"Новая Элоиза" занимает в творчества Руссо особое место. Руссо раскрыл в романе те стороны своего мировоззрения, которые невозможно обнаружить в его теоретических сочинениях. Нигде Руссо не обрисовал так ясно свой идеал человека, и вот почему его произведения считают первым "идейным романом" во французской литературе. Руссо все не стремится изобразить действительность такой, какой он ее видит, и меньше всего озабочен правдоподобием созданных им образов; его больше волнуют люди, каких он хочет видеть, или точнее - какими они должны быть по его понятиям. Должное, а не сущие - пафос Руссо. Как характерно для Руссо, что в его гуманизме нет ни капельки юмора, что все его герои только чувствительны или сдержанно серьезны и, кажется, не способны даже улыбнуться. Жизнь они воспринимают лишь как если бы это была книга, наполненная одними моральными проблемами. И так как экспрессия чувств у Руссо достигает часто высшей точки, то с первых страниц романа возникает атмосфера трагизма, как смутное предчувствие безысходности сложившейся ситуации.

""Новая Элоиза" с огромной страстностью свидетельствует об уродствах старого социального уклада, который искажает лучшие стремления человека, мешает человеку выпрямиться во весь рост. "Кажется, что весь строй естественных чувств здесь разрушен", - говорит Руссо." [см. 1]

IV. "Новая Элоиза" - произведение сентиментализма.

Таким образом, "Юлия, или Новая Элоиза" являясь произведением сентиментализма, утверждает естественное чувство и культ природы, противопоставляя порочной цивилизации.

Руссо создал новый тип возвышенно эмоционального пейзажа, связанного с переживаниями героя. Пронизанный лиризмом психологический анализ Руссо определил характер дальнейшего развития европейского романа.

Библиография:

1. Анисимов И.И. Французская классика со времен Рабле до Ромена Роллана. Статьи, очерки, портреты. Сост. Р.М. Анисимовой. Коммент. В. П. Баласкова. М., "Худож. лит.", 1977. - 334 с.
2. Вецман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., "Худож. лит.", 1958.
3. Вецман И.Е. Жан-Жак Руссо. Изд. второе, перераб. и дополн. М., "Худож. лит.", 1976.
4. История зарубежной литературы XVIII века / Под редакцией В.П. Неустроева, Р.М. Самарина. М.: "Московский университет", 1974.
5. Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А. Сурков. М., "Советская Энциклопедия", 1971. т. 6.
6. Моруа Андре. Три Дюма. Литературные портреты; Пер. с фр./ Прим. Л. Бесполовой, С. Шлапоберской, С. Зенкина. - М.: Правда, 1986. - 672 с.

Юлия, или Новая Элоиза (роман Ж. Ж. Руссо)


Ж.-Ж. Руссо. Мраморный бюст. Неизвестный Французский мастер XVIII век.

В 1756 г. Руссо начал работу над романом «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloïse», 1761). Этот роман стал вершиной литературы французского сентиментализма. Руссо утверждает в искусстве нового героя — плебея, наделенного богатым духовным миром, необычайной чувствительностью. Таков герой романа Сен-Пре, который служит учителем Юлии, дочери барона д’Этанжа. Сен-Пре и Юлия страстно полюбили друг друга. Об этом мы узнаем из их писем: Руссо использует форму эпистолярного романа, которая позволяла писателю показать чувства героев изнутри. Это, с одной стороны, придало роману лирический характер, а с другой — значительно расширило возможности психологического анализа.

Конфликт романа носит двойственный характер: с одной стороны, он заключается в противоречии между естественным чувством и социальными условиями; с другой — в противоречии между тем же чувством и требованиями просвещенного Разума. Сентименталист Руссо утверждает, что первое противоречие приводит человека к пороку (раскрытию этой мысли посвящены части 1-3); второе — к Добродетели (о чем повествуется в частях 4-6).

Вот почему так отличается начало произведения от его финала. Изменяется предмет анализа — изменяется и мир, в котором живут герои. Говоря о социальных преградах, вставших на пути Чувства, Руссо вкладывает в письма своих героев гневное осуждение законов феодального общества. Во второй половине романа рисуется картина идиллической жизни на фоне прекрасной природы. Здесь изложена положительная программа Руссо, предваряющая идеи «Общественного договора». Общество должно соединить успехи цивилизации с естественными законами, умеренными потребностями, добродетелями и, таким образом, стать «второй природой» для человека.

В первой части (самой большой, включающей 65 писем) писатель рисует любовь Сен-Пре и Юлии как взрыв естественных чувств. В чистые отношения влюбленных вмешивается феодальная система оценки человеческих достоинств. Отец Юлии узнал о том, что она любит простого учителя. Барон запрещает дочери видеться с Сен-Пре и хочет выдать ее замуж за одного из своих знатных друзей. Положение героев напоминает им средневековую историю любви философа Абеляра и Элоизы: влюбленные были разлучены и только в письмах могли изливать друг другу свои чувства (отсюда название романа «Новая Элоиза»). Юлия и Сен-Пре, забыв нравственные запреты, которые прежде охраняли чистоту их любви, становятся любовниками. В сердце Сен-Пре появляются дурные чувства, прежде всего ревность, не сдерживаемая разумом. Он вызывает на дуэль англичанина Эдуарда Бомстона, подозревая, что Юлия к нему неравнодушна. И только самоотверженность Юлии и благородство милорда Бомстона прекращают опасную и бессмысленную ссору. Отъездом Сен-Пре по настоянию Юлии заканчивается первая часть романа.


Вид уголка Парижа в конце XVIII в.

Центральный эпизод второй части — пребывание Сен-Пре в Париже. Эта часть строится как «роман развращения», т. е. история нравственного разложения человека под влиянием городской цивилизации. Сен-Пре знакомится с светским образом жизни, у него появляются дурные знакомые. Он совершает поступки, в которых ему приходится потом раскаиваться. Внутренняя жизнь Юлии в этой части раскрыта менее подробно. Однако из ее переписки с Эдуардом и двоюродной сестрой Кларой ясно, что и она на грани опрометчивых поступков и всерьез обсуждает мысль о побеге с Сен-Пре из родительского дома в Англию.

Третья часть — поворотная в романе. Умирает мать Юлии. Юлия считает, что смертельный удар нанесли матери письма Сен-Пре, которые та нашла. Она решает порвать с Сен-Пре и выходит замуж за господина де Вольмара, друга отца. Этот немолодой человек отличается сдержанностью и благоразумием. Он полюбил Юлию, «однако и эта страсть так ровна, так сдержанна, — можно сказать, он любит потому, что стремится любить, а стремится любить потому, что так подсказывает разум». Описанием ровного, спокойного счастья Юлии и Вольмара открывается вторая половина романа, в которой Руссо переходит от действительного к желаемому, от реальности Парижа к идиллии Женевского озера.

В четвертой и последующих частях романа обрисовка чувств героев носит типично сентименталистский характер. Это чувства, облагороженные просвещением и разумом, нежные, но умеренные. Страсти героев подчиняются законам природы. Этим описание чувств у сентименталистов отличается от изображения страстей у предромантиков.Образ господина де Вольмара становится центральным в раскрытии сентименталистской концепции чувства. Юлия признается мужу в своей былой любви к Сен-Пре. Оказывается, что об этом Вольмар знал еще до женитьбы, но, как благородный человек, не требовал от жены признаний. Более того, Вольмар предлагает Юлии пригласить Сен-Пре стать учителем их детей.Если в Вольмаре Руссо стремился показать человека, уже достигшего благоразумия и умеренности, то образы Юлии и Сен-Пре показывают путь к этому состоянию.

Кульминацией романа становится письмо XVII четвертой части, в котором Сен-Пре описывает милорду Эдуарду Бомстону свою прогулку с Юлией по Женевскому озеру и окрестным горам. Огромную роль в этом эпизоде играет образ природы. Руссо первым придал пейзажу в романе первостепенное значение. Он стал основоположником лирического пейзажа. Картина природы у Руссо вся пронизана чувствами и настроениями героев. И среди этих чувств особым, самостоятельным, но пронизывающим все другие становится «чувство природы», которое Руссо воспитывает у своих читателей.Пятая часть романа — самая идиллическая. Радости семейной жизни Юлии и Вольмара, нежная дружба героев омрачаются лишь тремя обстоятельствами: неверием господина Вольмара, отрицающего существование Бога и бессмертие души, страшным сном Сен-Пре, который видит Юлию на смертном ложе, и любовной историей милорда Эдуарда, которая может закончиться позорным браком. Но Сен-Пре расстраивает брак Эдуарда, Эдуард освобождает Сен-Пре от ночных страхов, идиллическая атмосфера снова воцаряется. Эта часть очень важна для понимания подхода Руссо к созданию характеров своих персонажей. Ни Сен-Пре, ни Юлия не являются исключительными личностями. Их чувствительность, стремление к счастью в любви, добродетельность — естественные качества, а значит, они присущи всем. Вот почему окружающие главных героев другие персонажи отличаются от них лишь некоторыми индивидуальными качествами, но все они похожи друг на друга в главном. Руссо считает, что только испорченные люди живут по закону, сформулированному Гоббсом: «Человек человеку волк».

В шестой части романа наступает развязка. Юлия, спасая своего сына, упавшего в озеро, тяжело заболевает и через несколько дней умирает. В последнем письме к Сен-Пре она признается, что по-прежнему любит его: «Добродетель, разлучившая нас на земле, соединит нас в вечной жизни. В сем сладостном ожидании я и умру. Какое счастье, что я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз: «Люблю тебя».

Так в финале романа Руссо окончательно снимает противоречие между естественным чувством и добродетелью, но очевидно, что их гармония наступит только в потустороннем мире. Это согласуется с религиозными взглядами Руссо: не признавая католическую церковь, ее учение о Боге, он верил в некое высшее существо, в бессмертие души.

«Юлия, или Новая Элоиза» — это лирико-философский роман, насыщенный огромным идейным содержанием. Проблемы любви и добродетели, природы и общества, социального неравенства и душевного благородства, городской цивилизации и сельской идиллии, проблемы нравственного и художественного содержания искусств, воспитания и др. нашли глубокого истолкователя в лице Руссо.

Роман имел невероятный успех. Читатели рыдали над всеми чувствительными местами, а дойдя до сцены смерти Юлии, по свидетельству современника, уже «не плакали, но кричали, выли как звери». В течение XVIII века роман выдержал свыше семидесяти изданий, намного опередив все другие произведения французской литературы того времени. «Юлия, или Новая Элоиза» — самое популярное произведение во Франции второй половины XVIII века, несмотря на неприятие его классицистами (в том числе Вольтером).

Текст: Rousseau J. J. Oeuvres complètes: v. 1-4. P., 1959; в рус. пер. — Руссо Ж. Ж. Соч.: В 3 т. М., 1961. Т. 2.

Лит.: Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976; Луков Вл. А. Руссо // Зарубежные писатели. Ч. 2. М.: Дрофа, 2003.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Произведения и герои: Произведения.

Философско-лирический роман Юлия, или Новая Элоиза Жана Жака Руссо повествует о событиях, которые разворачиваются во Франции восемнадцатого века.

Действующие лица романа: разночинец Сен-Пре, дочь барона д\" Эманж Юлия, ее кузина Клара, господин д\" Орб, господин де Вольмар – друг барона д\" Этанжа, сэр Эдуард Бомстон.

В маленьком швейцарском городке образованный разносчик Сен-Пре влюбляется в свою ученицу Юлию, дочь барона д\" Этанж. Он прекрасно понимает, что барон не соглашается отдать свою дочь за человека неродовитого. Юлия также влюбляется в Сен-Пре, но не хочет получать любовь ценою своего бесчестия.

Клара, кузина Юлия, покровительствует влюбленным. А вскоре Юлия узнает, что отец уже выбрал для нее супруга – своего давнего друга господина де Вольмара. Девушка зовет Сен-Пре и в порыве страсти становится его любовницей. Через некоторое время девушка горько жалеет о своем необдуманном поступке.

Сан-Пре и сам страдает, наблюдая за горечью своей возлюбленной. А Юлия не в силах бороться со страстью, поэтому вновь призывает Сен-Пре на свидание. Их встречи прекрасны, но однажды Сен-Пре слышит, как английский путешественник, Эдуард Бомстон, в мужской компании расхваливает Юлию. Сен-Пре вызывает Эдуарда на дуэль. Об этом узнает Юлия, просит Сен-Пре отказаться от поединка, а Бомстону пишет письмо, в котором признается, что Сен-Пре ее любовник. Благородный Бомстон при свидетелях приносит свои извинения Сен-Пре, а затем они становятся друзьями.

Вскоре Сен-Пре отправляется в Париж. Поддавшись искушению, он изменяет Юлии. Но потом пишет письмо, в котором признается Юлии о своем поступке. Юлия прощает возлюбленного, но впредь предостерегает от подобных шагов.

Неожиданно мать Юлии обнаруживает переписку дочери с любовником. Добрая госпожа д\" Этанж не имеет ничего против Сен-Пре, но зная, что супруг будет против такого брака, терзается муками совести и вскоре умирает. Юлия, считая себя виновницей смерти матери, покорно соглашается стать женой Вольмара. А Клара становится госпожой д\" Орб.

С замужеством Юлия возвращается в лоно добродетели. Мужу около пятидесяти лет, но это не печалит Юлию, она даже благодарит отца за то, что он выдал ее замуж не по любви.

Тем временем Сен-Пре отправляется в кругосветное плавание. Несколько лет о нем нет никаких известий. Вернувшись, он пишет письмо Кларе, в котором сообщает о своем желании увидеть и саму Клару, и ее кузину Юлию.

Однажды Юлия встречает Сен-Пре. Она представляет ему двух своих сыновей и мужа. Вольмар предлагает Сен-Пре пожить у них, хотя знает о прошлом Юлии с этим человеком. Чем дольше Сен-Пре гостит у Вольмаров, тем большим уважением он проникается к ним. Семейство ведет размеренный образ жизни, что весьма умиляет Сен-Пре. Как-то господин Вольмар предлагает Сен-Пре стать наставником его сыновей. Сен-Пре соглашается – он чувствует, что сумеет оправдать оказанное ему доверие.

Казалось бы, ничто не предвещало беды. Но однажды во время прогулки младший сын Юлии падает в реку. Она бросается ему на помощь, спасает его, но, простудившись, вскоре умирает. Перед смертью Юлия пишет Сен-Пре письмо, в котором признается, что всегда любила его, и только усилием воли жила в добродетели. Теперь же смерть избавляет ее от этих мук.

Так завершается роман Жана Жака Руссо Юлия, или Новая Элоиза.

ЖАН-ЖАК РУССО

ЮЛИЯ, или НОВАЯ ЭЛОИЗА

Перевод с французского.


И. Верцман ФИЛОСОФСКО-ЛИРИЧЕСКИЙ РОМАН XVIII ВЕКА

К «Новой Элоизе» автором написаны два предисловия - одно короткое, в полторы страницы, другое длинное, в виде диалога между автором и предполагаемым критиком. Короткое предисловие ошеломляет нас заявлением: «Большим городам надобны зрелища, развращенным народам - романы… Отчего не живу я в том веке, когда мне надлежало бы предать их огню!»

Странная декларация! Зачем же было сочинять еще один роман, усугубив этим моральное растление народов? Парадокс в устах всякого, но не Жан-Жака Руссо. С его сложным, во многом противоречивым мировоззрением следует ознакомиться хотя бы в общих чертах.

Свою негладкую, нелегкую, временами мучительную жизнь он описал пером гениального художника в автобиографической книге «Исповедь», проливающей свет и на многие загадочные места лежащего перед читателем произведения. Из этой книги мы узнаем: родившись в 1712 году в семье часового мастера, Руссо свое детство и юность провел в Женеве; в граверной мастерской он впервые осознал, как плохо быть «жалким подмастерьем из квартала бедняков Сен-Жерве». Мастерскую покинул, испытал горькое чувство унижения, когда голод вынудил его надеть ливрею лакея. В доме приютившей его женщины - г-жи де Варанс он получил возможность читать хорошие книги. Здесь он пробыл более десяти лет, затем направился в 1711 году в Париж и вскоре обратил на себя внимание деятелей Просвещения, среди которых были известные всей Европе Вольтер, Монтескье, Гольбах, а также Дидро и д’Аламбер - издатели знаменитой «Энциклопедии», куда и Руссо вскоре начал писать статьи о музыке. Однако с просветителями он разошелся во взглядах на общество в целом и духовную жизнь отдельного человека.

Трактат Руссо «О влиянии искусств и наук на нравы» (1750), как и его трактат «О происхождении неравенства среди людей» (1754) адресованы были не только двум господствующим сословиям, но и образованной верхушке третьего, а смысл этого обращения приблизительно таков: если вы, господа, верите в универсальную, спасительную для всего рода человеческого мощь прогресса, то почему торговля, промышленность, науки, искусства служат утопающим в роскоши тунеядцам, а труженики - подавляющее большинство каждой нации - лишены необходимых средств к существованию? Рассказывая, как возникло и углубилось неравенство между людьми, а с ним и гнет, деспотизм, рабство, Руссо идеализирует элементарнейшие формы жизни и труда, вплоть до эры дикости, не ведавшей никаких соблазнов цивилизации. Просветители, которые тоже придумывали для своих философских новелл неправдоподобно здравомыслящих дикарей, не соглашались, однако, с Руссо, когда он из стремления возвеличить беднейшие слои третьего сословия прославлял невежество. Но суждения-крайности иногда будоражат ум сильнее, чем строго взвешенные; парадоксальные выводы Руссо, казалось бы начисто зачеркнувшего ценности культуры, волновали общественную мысль того времени, да и более позднего тоже.

В сфере политики мысль Руссо особенно решительна. Сравнивая Швейцарию с Францией, он чаще восхвалял, чем порицал строй и нравы первой, - буржуазная республика для него всегда лучше феодальной монархии, хотя и в родном городе он видит неравенство состояний и прав, антагонизм богатых и бедных. Наблюдая в 1737 году гражданскую войну между правительством и народом, он «был охвачен первым порывом патриотизма, какой возбудила [в нем] восставшая с оружием в руках Женева» («Исповедь», кн. 5). Уже в юности фантазия его рисовала себе благородное зрелище свободы, «картину равенства, единения, кротких нравов», однако «заблужденьем» считает он, что «видел все это на своей родине». Республиканец Руссо - вполне сложившийся демократ, отвергающий возможность уговорами, доводами логики побудить власть имущих - будь то монарх и дворянство, или Совет двухсот и Малый совет буржуазного патрициата - отказаться хотя бы от толики своих привилегий. По отношению к власть имущим Руссо бескомпромиссен, тогда как просветители заплатили дань иллюзии «просвещенного абсолютизма». В трактате «Об общественном договоре» (1761) Руссо исходит из некоей «общей воли» гражданского общества, из принципа гармонии интересов, о классовой борьбе только догадываясь; республику будущего он представляет себе как царство равенства и умеренных, согласованных друг с другом потребностей. Хотя практически это оказалось неосуществимым, трактат Руссо, сформулировавшего идею народного суверенитета и право народа свергать тиранов, является одной из вершин политической мысли буржуазной демократии, во всяком случае - самым революционным сочинением того времени.

Но это не весь Руссо. Когда во Франции и Швейцарии против его идей, которые были объявлены угрожающими основам порядка, выступили парламенты, епископы, кальвинистская консистория, а бывшие соратники-энциклопедисты - от них Руссо, впрочем, сам отрекся - приписывали ему несносный характер чудака-мизантропа, он задумался над «страшной призрачностью человеческих отношений», от которых он все чаще бежит к «творцу милой природы». Не той природы, что служит полем действия дикаря или Робинзона, а той, что окружает нас, как только мы покидаем шумные улицы города; не к тому малоприветливому богу, которого изображают пастыри всех церквей, а к Другу-утешителю, которого только отчуждают от нас посредники в лице священнослужителей. Собственная душевная жизнь изумляет Жан-Жака, с одной стороны, таинственной мощью, с другой стороны - беззащитностью перед грубой, на каждом шагу оскорбляющей действительностью. Поборник душевной простоты, нравственного целомудрия, Руссо всегда человеколюбив, общителен, а в «Исповеди» и в «Прогулках одинокого мечтателя» производит впечатление то впадающего в меланхолию, то слитком гордого собой индивидуалиста. На деле же, говоря о своих успехах, о достигнутой славе и откровенно выставляя напоказ свои прегрешения и ошибки, Руссо дает нам знать, что искупаются они не столько его неповторимой самобытностью, которая выше унаследованной знатности, сколько великой социальной и моральной правдой, которую он выстрадал и которую несет теперь людям, всему человечеству.

Предлагая нам своего рода антиэстетику, враждебную всем без исключения искусствам, Руссо по праву клеймит собственное художественное произведение. Недоумение вызывает, зачем следовало над ним трудиться; всплывает и другой вопрос, гораздо более широкий: вклад Руссо в дело «моральной порчи» человечества отнюдь не сводится к одной лишь «Новой Элоизе». Что ж, Руссо не безоружен против такого упрека и отводит его со стороны предполагаемого критика с условным именем N во втором предисловии к своему роману: «Перечитайте «Письмо о зрелищах» и перечитайте этот сборник, - говорит критик. - Будьте последовательны или откажитесь от своих взглядов…» Имеется в виду тот факт, что, несмотря на «Письмо к д’Аламберу» (1758), где театр объявлен вреднейшим, самым безнравственным учреждением, Руссо сочинял веселые пьесы, либретто и музыку к операм, - его музыкальная комедия «Деревенский колдун» (1752) ставилась при дворе, и восхищался ею сам король. Можно было бы напомнить мосье N еще другие «грехи» Руссо: монодраму «Пигмалион» (1770), поэмы, стихи, романсы, аллегорическую сказку.

Юлия, или новая Элоиза. Философско-лирический роман (1761)

"Я наблюдал нравы своего времени и выпустил в свет эти письма", - пишет автор в "Предисловии" к своему сочинению.

Маленький швейцарский городок.

Образованный и чувствительный разночинец Сен-Пре, словно Абеляр, влюбляется в свою ученицу Юлию, дочь барона д`Этанжа. И хотя суровая участь средневекового философа ему не грозит, он знает, что барон никогда не согласится выдать дочь за человека неродовитого.

Юлия отвечает Сен-Пре столь же пылкой любовью. Однако, воспитанная в строгих правилах, она не мыслит себе любви без брака, а брак - без согласия родителей. "Возьми суетную власть, друг мой, мне же оставь честь. Я готова стать твоей рабой, но жить в невинности, я не хочу приобретать господство над тобой ценою своего бесчестия",- пишет Юлия возлюбленному. "Чем более я тобою очарован, тем возвышеннее становятся.мои чувства",- отвечает он ей. С каждым днем, с каждым письмом Юлия все сильнее привязывается к Сен-Пре, а он "томится и сгорает", огонь, текущий по его жилам, "ничто не может ни потушить <...>, ни утолить".

Клара, кузина Юлии, покровительствует влюбленным. В ее присутствии Сен-Пре срывает с уст Юлии восхитительный поцелуй, от которого ему "никогда не исцелиться". "О, Юлия, Юлия! Ужели союз наш невозможен! Ужели наша жизнь потечет врозь и нам суждена вечная разлука?" - восклицает он.

Юлия узнает, что отец определил ей супруга - своего давнего друга, господина де Вольмара, и в отчаянии призывает к себе возлюбленного. Сен-Пре уговаривает девушку бежать с ним, но она отказывается: ее побег "вонзит кинжал в материнскую грудь" и "огорчит лучшего из отцов". Раздираемая противоречивыми чувствами, Юлия в порыве страсти становится любовницей Сен-Пре и тут же горько сожалеет об этом.

"Не понимая, что я творю, я выбрала собственную гибель. Я обо всем забыла, думала только о своей любви. Я скатилась в бездну позора, откуда для девушки нет возврата", - доверяется она Кларе. Клара утешает подругу, напоминая ей о том, что жертва ее принесена на алтарь чистой любви.

Сен-Пре страдает от страданий Юлии. Его оскорбляет раскаяние любимой. "Значит, я достоин лишь презрения, если ты презираешь себя за то, что соединилась со мной, если радость моей жизни для тебя- мучение?" - вопрошает он. Юлия, наконец, признает, что только "любовь является краеугольным камнем всей нашей жизни". "Нет на свете уз целомудреннее, чем узы истинной любви. Только любовь, ее божественный огонь может очистить наши природные наклонности, сосредоточивая все помыслы на любимом предмете. Пламя любви облагораживает и очищает любовные ласки; благопристойность и порядочность сопровождают ее даже на лоне сладострастной неги, и лишь она умеет все это сочетать с пылкими желаниями, однако не нарушая стыдливости". Не в силах долее бороться со страстью, Юлия призывает Сен-Пре на ночное свидание.

Свидания повторяются, Сен-Пре счастлив, он упивается любовью своего "неземного ангела". Но в обществе неприступная красавица Юлия нравится многим мужчинам, и в том числе знатному английскому путешественнику Эдуарду Бомстону; милорд постоянно возносит ей хвалу. Как-то раз в мужской компании разгоряченный вином сэр Бомстон особенно пылко говорит о Юлии, что вызывает резкое неудовольствие Сен-Пре.

Любовник Юлии вызывает англичанина на дуэль.

Влюбленный в Клару господин д`Орб рассказывает о случившемся даме своего сердца, а та - Юлии. Юлия умоляет возлюбленного отказаться от поединка: англичанин - опасный и грозный противник. Юлия пишет также сэру Эдуарду: она признается ему, что Сен-Пре - ее любовник и она "обожает его". Если он убьет Сен-Пре, он убьет сразу двоих, ибо она "и дня не проживет" после гибели возлюбленного.

Благородный сэр Эдуард при свидетелях приносит свои извинения Сен-Пре. Бомстон и Сен-Пре становятся друзьями. Англичанин с участием относится к бедам влюбленных. Встретив в обществе отца Юлии, он пытается убедить его, что брачные узы с безвестным, но талантливым и благородным Сен-Пре отнюдь не ущемляют дворянского достоинства семейства д`Этанж. Однако барон непреклонен.

Сен-Пре в отчаянии; Юлия в смятении. Она завидует Кларе: ее чувства к господину д`Орбу спокойны и ровны, и отец ее не собирается противиться выбору дочери.

Сен-Пре расстается с сэром Эдуардом и отправляется в Париж. Оттуда он посылает Юлии пространные описания нравов парижского света. Поддавшись всеобщей погоне за наслаждениями, Сен-Пре изменяет Юлии и пишет ей покаянное письмо. Юлия прощает возлюбленного, но предостерегает его: ступить на стезю разврата легко, но покинуть ее невозможно.

Неожиданно мать Юлии обнаруживает переписку дочери с любовником. Добрая госпожа д`Этанж не имеет ничего против Сен-Пре, но, зная, что отец Юлии никогда не даст своего согласия на брак дочери с "безродным бродягой", она терзается угрызениями совести, что не сумела уберечь дочь, и вскоре умирает. Юлия, считая себя виновницей смерти матери, покорно соглашается стать женой Вольмара. "Настало время отказаться от заблуждений молодости и от обманчивых надежд; я никогда не буду принадлежать вам", - сообщает она Сен-Пре. "О любовь! Разве можно мстить тебе за утрату близких!" - восклицает Сен-Пре в горестном письме к Кларе, ставшей госпожой д`Орб.

Рассудительная Клара просит Сен-Пре больше не писать Юлии: она "вышла замуж и сделает счастливым человека порядочного, пожелавшего соединить свою судьбу с ее судьбой ". Более того, госпожа д`Орб считает, что, выйдя замуж, Юлия спасла обоих влюбленных - "себя от позора, а вас, лишившего ее чести, от раскаяния".

Юлия возвращается в лоно добродетели. Она вновь видит "всю мерзость греха", в ней пробуждается любовь к благоразумию, она восхваляет отца за то, что тот отдал ее под защиту достойного супруга, "наделенного кротким нравом и приятностью". Господину де Вольмару около пятидесяти лет. Благодаря спокойной, размеренной жизни и душевной безмятежности он сохранил здоровье и свежесть - на вид ему не дашь и сорока... "Наружность у него благородная и располагающая, обхождение простое и искреннее; говорит он мало, и речи его полны глубокого смысла", - описывает Юлия своего мужа. Воль-мар любит жену, но страсть его "ровна и сдержанна", ибо он всегда поступает, как "подсказывает ему разум".

Сен-Пре отправляется в кругосветное плавание, и несколько лет о нем нет никаких известий. Вернувшись, он тотчас пишет Кларе, сообщая о своем желании повидаться с ней и, разумеется, с Юлией, ибо "нигде в целом мире" он не встретил никого, "кто бы мог утешить любящее сердце"...

Чем ближе Швейцария и селение Кларан, где теперь живет Юлия, тем больше волнуется Сен-Пре. И наконец - долгожданная встреча. Юлия, примерная жена и мать, представляет Сен-Пре двух своих сыновей. Вольмар сам провожает гостя в отведенные ему апартаменты и, видя его смущение, наставляет его: "Начинается наша дружба, вот милые сердцу узы ее. Обнимите Юлию... Чем задушевнее станут ваши отношения, тем лучшего мнения о вас я буду. Но, оставаясь наедине с нею, ведите себя так, словно я нахожусь с вами, или же при мне поступайте так, будто меня около вас нет. Вот и все, о чем я вас прошу". Сен-Пре начинает постигать "сладостную прелесть" невинных дружеских отношений.

Чем дольше гостит Сен-Пре у Вольмаров, тем большим уважением он проникается к его хозяевам. Все в доме дышит добродетелью; семья живет зажиточйо, но без роскоши, слуги почтительны и преданы своим хозяевам, работники усердны благодаря особой системе поощрений, словом, никто не "скучает от праздности и безделья" и "приятное соединяется с полезным". Хозяева принимают участие в сельских празднествах, входят во все подробности ведения хозяйства, ведут размеренный образ жизни и уделяют большое внимание здоровому питанию.

Клара, несколько лет назад потерявшая мужа, вняла просьбам подруги, переезжает к Вольма-рам - Юлия давно решила заняться воспитанием ее маленькой дочери. Одновременно господин де Вольмар предлагает Сен-Пре стать наставником его сыновей - мальчиков должен воспитывать мужчина. После долгих душевных терзаний Сен-Пре соглашается - он чувствует, что сумеет оправдать оказанное ему доверие. Но прежде чем приступить к своим новым обязанностям, он едет в Италию, к сэру Эдуарду.

Бом-стон влюбился в бывшую куртизанку, собирается жениться на ней, отказавшись тем самым от блестящих видов на будущее. Сен-Пре, исполнившийся высоких моральных принципов, спасает друга от рокового шага, убедив девушку ради любви к сэру Эдуарду отвергнуть его предложение и уйти в монастырь. Долг и добродетель торжествуют.

Вольмар одобряет поступок Сен-Пре, Юлия гордится своим бывшим возлюбленным и радуется соединяющей их дружбе "как беспримерным преображением чувств". "Дерзнем же похвалить себя за то, что у нас хватит силы не сбиться с прямого пути", - пишет она Сен-Пре.

Итак, всех героев ждет тихое и безоблачное счастье, страсти изгнаны прочь, милорд Эдуард получает приглашение поселиться в Кларане вместе с друзьями. Однако неисповедимы пути судьбы.

Во время прогулки младший сын Юлии падает в реку, она бросается ему на помощь и вытаскивает его, но, простудившись, заболевает и вскоре умирает.

В свой последний час она пишет Сен-Пре, что смерть ее - благодеяние неба, ибо "тем самым оно избавило нас от ужасных бедствий" - кто знает, как все могло бы измениться, если бы они с Сен-Пре вновь стали жить под одной крышей.

Юлия признается, что первое чувство, ставшее для нее смыслом жизни, лишь укрылось в ее сердце: во имя долга она сделала все, что зависело от ее воли, но в сердце своем она не вольна, и если оно принадлежит Сен-Пре, то это ее мука, а не грех. "Я полагала, что боюсь за вас, но, несомненно, боялась за самое себя. Немало лет я прожила счастливо и добродетельно.

Вот и достаточно. А что за радость мне жить теперь? Пусть небо отнимет у меня жизнь, мне о ней жалеть нечего, да еще и честь моя будет спасена".

"Я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз: "Люблю тебя".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Юлии спокойно воспринять мысль о смерти, предчувствуя, что на небесах её ждет вечное блаженство и вечная любовь. Заключение. Роман "Юлия, или Новая Элоиза" считается первым "идейным романом" во французской литературе. И вот почему. В образе Юлии (впрочем, как и многих других персонажей) Руссо изобразил свой идеал женщины, свои взгляды на её поведение и поступки. Никто до него не мог так...

Зовет Сен-Пре и в порыве страсти становится его любовницей. Через некоторое время девушка горько жалеет о своем необдуманном поступке. Сан-Пре и сам страдает, наблюдая за горечью своей возлюбленной. А Юлия не в силах бороться со страстью, поэтому вновь призывает Сен-Пре на свидание. Их встречи прекрасны, но однажды Сен-Пре слышит, как английский путешественник, Эдуард Бомстон, в мужской компании...

Их развивать в ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости, стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные и разумные склонности. 3 Конкретные взгляды на культуру Жан-Жак Руссо вошел в историю французского Просвещения как своеобразный, оригинальный мыслитель, способствовавший пробуждению и подготовки Франции XVIII века к антифеодальной революции. Это ясно...

Оказываемое им предпочтение всему «среднему», обыденному. Так, героев его романа не характеризует ни физическое, ни моральное превосходство; в своей обыденности они подобны «лучшим оттискам эстампа» (Руссо). Всякое социальное качество измеряется, по Р., степенью приближения к уровню «нормального» или «естественного», т. е. неиспорченного цивилизацией человека. В этой норме или «нормальности» Р., ...