Человек и общество в произведении гроза. Гроза, ее влияние на человека и народное хозяйство. Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

«Разумная любовь»: грех или добродетель?

Научите любить

Бог есть любовь. К пониманию этой христианской максимы - не самих слов, а глубочайшего их смысла - стремится каждый православный. Пропускает через себя, осмысливает. Вот еще о любви: «Возлюби ближнего, как самого себя». Вокруг нас и в нас много того, что можно назвать любовью. Любовь родительская, супружеская, затертая лозунгами любовь к Родине и искренняя привязанность к друзьям. А уж какая она - любовь к самому себе, нам понятно без лишних объяснений. С ней мы не расстаемся всю жизнь, обожаем себя любимых и прощаем за слабости - куда же деваться? Только себя мы любим так: и нежно и строго, и за хорошее, и за плохое. Наверное, поэтому такая любовь и приведена в пример как точка отсчета: любишь себя - научись так же любить другого. И что же мы видим? Человек, только дай ему волю, способен извратить любую хорошую идею. Даже любовь, даже абсолютную, завещанную Богом.

Примеры любви, которая шла не на пользу тем, кого любят, сможет, наверное, вспомнить каждый. Вот несколько жизненных, то есть совершенно неидеальных случаев. У родителей появляется первый ребенок. Мальчик серьезно и практически неизлечимо болен - порок сердца. Нужен специальный уход, питание, постоянная забота. И родители окружают его такой любовью, на которую только способны. Их самоотверженная преданность создает вокруг растущего человека защитный купол: качественная еда, строгий контроль над чистотой, никаких лишних гостей, которые могут принести инфекцию. Мальчик растет, достигает взрослого возраста и в конце концов переживает и мать, и отца. Самоотверженная любовь совершила чудо, но какого человека подарила она миру? Это разменявший седьмой десяток мужчина, привыкший к постоянному вниманию ко всем его прихотям. Для него есть мир, который создали для него родители, и есть весь остальной мир - враждебный, грязный, наполненный опасными людьми, которые могут заразить его инфекцией. Абсолютная любовь, пролитая на отдельно взятого человека, сделала его капризным мизантропом.

Бывает и хуже. Почему-то чаще примеры самоотверженной любви демонстрируют женщины. Матери, сестры, жены. Например, жена, готовая на всё ради своего мужа, который пьет, гуляет и делает несчастными ее детей. Они и детьми-то побыть не успевают, потому что сталкиваются с очень взрослыми проблемами. Они вынуждены смотреть, как мама возвращает к жизни пропитого папу, отмывает, устраивает на работу, а потом снова находит в подворотне и снова приводит в чувства и снова пытается сделать из него человека. А муж не только не становится человеком, но настолько привыкает, что у него есть ангел-хранитель в лице дорогой супруги, что даже не утруждает себя тем, чтобы хотя бы время от времени принимать человеческий облик. Дети тем временем растут как придется, сами по себе.

Поразительно - безвольные, иногда просто плывущие по течению, иногда охамевшие до крайности, такие люди одарены самым лучшим, что только может быть на свете, - любовью! И именно любовь делает из них эгоистов. Почему? Потому что была слишком сильной, слишком безоглядной? Но разве можно винить людей, которые умеют так самоотверженно любить? Не они ли должны быть примером для нас, малодушных? Могут ли, вообще, быть границы в любви? Ведь себя мы любим безгранично. Опять же, насколько я знаю, в Евангелии ничего не сказано об ограничениях в таком Божьем даре, как любовь.

Наталья Зайцева

О подвиге и самоотречении

Какая-то странная, прагматичная и уж точно нехристианская логика присутствует в рассуждении журналиста о любви «не впрок». Любили-любили какого-то человека, да и перелюбили, превратили его этой любовью в бездушного эгоиста, который сам ни к какой любви не способен.

Удивительно, но подобный тип дискурса в церковной среде распространяется шире и шире. Но попробуем представить альтернативную судьбу тех «жертв любви», о которых сокрушается «совопросник века сего». Вот родился ребенок-инвалид. А родители не окружают его всепрощающей самоотверженной любовью, не ограждают его от слишком тесных контактов с миром, к которому он не очень-то приспособлен. Да, в этом случае не получится из мальчика старика с несносным характером. Умрет еще подростком. Но кому от этого радость?

С пьяницей-мужем еще проще! Да кому нужен этот дармоед, от которого только куча грязного белья и одни скандалы. Да разве можно такого любить? Гнать его из дома!

Логично? Логично! Умно? Умно! Только вот Господь наш Иисус Христос почему-то говорит о солнце, которому Бог позволяет с одинаковой силой теплоты согревать праведных и грешных. И о дожде, который одинаково орошает землю для добрых и злых.

И я думаю, что любой опытный педагог согласится с тем, что так называемое девиантное поведение подростков, та непобедимая и немотивированная злоба, которая вспыхивает все чаще и чаще, проистекает не из-за переизбытка любви, а оттого, что этих тинейджеров все же недолюбили.

Главная работа философа Николая Бердяева «О назначении человека» имеет подзаголовок «Опыт парадоксальной этики». Христианская этика парадоксальна, как парадоксальна сама вера, которую апостол Павел считал соблазном для добропорядочных фарисеев и безумием для интеллектуалов-эллинов (см. 1 Кор. 1, 23).

Внимательное прочтение Евангелия убеждает в том, что любовь, если рассматривать ее как христианскую добродетель, всегда парадоксальна, а иногда и попросту безумна. В разумной, рассудочной любви, как в браке по расчету, совестливый ум всегда почувствует некую червоточину, некоторую фальшь, как, впрочем, и в разумной, рассудочной вере.
Любовь потому и является добродетелью, превышающей все остальные добродетели, - вспомним «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13), - что подлинная любовь, как и подлинная вера, является подвигом преодоления самоочевидности. Невозможное для рассудка возможно для любви. Любовь - всегда подвиг, подвиг преодоления сомнения, безверия, логической неочевидности. Именно поэтому неразумная любовь способна творить чудеса, излечивать безнадежно больного человека, возвращать к нравственной жизни падшего.

В книге «Столп и утверждение истины» священника Павла Флоренского есть яркое опровержение так называемой разумной веры. «Вера, которой спасаемся, - пишет отец Павел, - есть начало и конец креста и сораспинания Христу. Но вера, что называется «разумная», то есть вера с доказательствами от разума…такая вера есть заскорузлый, злой, жестокий, каменный нарост в сердце, который не допускает его к Богу, - крамола против Бога, чудовищное порождение человеческого эгоизма, желающего и Бога подчинить себе. Много есть родов безбожия, но худший из них - так именуемая «разумная», или, точнее, рассудочная вера. Худший, ибо кроме непризнания объекта веры («вещей невидимых») она, к тому же, являет в себе лицемерие, признает Бога, чтобы отвергнуть самое существо Его - «невидимость», то есть сверхрассудочность. «Что есть «разумная» вера?» - спрашиваю себя. Отвечаю: «Разумная вера» есть гнусность и смрад пред Богом». Не поверишь, доколе не отвергнешься себя, своего закона… «Разумная вера» есть начало диавольской гордыни, желание не принять в себя Бога, а выдать себя за Бога, - самозванство и самовольство».

Отец Павел говорит о вере. Но ведь то же самое можно сказать и о любви! Ведь любовь - это наиболее полное выражение веры и свидетельство о вере: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).

Будто ближний — это ты сам…

Мы высокомерно осуждаем женщину, которая любит мужа, несмотря на все его пороки и полное нежелание исправления. Но задумаемся, ради кого пришел на землю Христос, претерпев всевозможные унижения и крестную смерть? Не ради ли нас с вами? А мы что, чем-то лучше этого вечно пьяного мужика? Или, может быть, мы становимся нравственно чище после всякого благодеяния Божьего, и вся наша жизнь представляет ровное восхождение по лествице добродетелей? Но, как говорит апостол Павел: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 6-8). Если добавить к этому, что грешниками и остались, то «безумие» Божией любви сделается совсем очевидным!

Но ведь именно такой любви, а вовсе не праведности, которая является простым следствием веры, ожидает от нас Христос. Действительно, в Первом соборном послании апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Любовь, таким образом, оказывается НЕОБХОДИМЫМ условием богопознания, приближения к Богу, обожения, спасения.

Слова «Бог есть любовь» мы чаще всего воспринимаем исключительно в нравственном, облегченном, откровенно протестантском смысле. Но о том, что любовь - это не только нравственная характеристика, говорит нам и апостол Павел. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8). Любовь, осуществленная в земной жизни христианина, останется и в пакибытии, в Царстве Небесном, хотя все остальные категории земного бытия, даже такие необходимые, как вера и надежда, претерпят изменения и как ненужные исчезнут: «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 10).

Вспомним, кстати, великолепный поэтический перевод этого глубочайшего суждения апостола Павла, который принадлежит русскому философу Владимиру Соловьеву:

«Смерть и время царят на земле.

Ты владыками их не зови…

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви…»

Крайности всегда неправильны. И если одной из них является «рассудочная любовь», столь ненавистная отцу Павлу Флоренскому, то на другом полюсе находится «слепая любовь», которая действительно может оказаться губительной, поскольку, по сути, является вовсе не любовью, а замаскированным инстинктом.

Избежать этих крайностей не так уж трудно. Ведь Священное Писание дает абсолютно точный критерий подлинной любви: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Самым важным словом в этой, казалось бы, понятной каждому фразе, является коротенькое слово «как», которое следует понимать не по-протестантски, не в смысле меры - ровно настолько, насколько любишь себя, а в онтологическом смысле: как будто твой ближний - это ты сам.

Научиться любви - значит научиться ощущать любого другого человека как самого себя, только в другой жизни, других обстоятельствах, другой индивидуальности, другой судьбе. Научиться чувствовать радость другого человека, его беду, одиночество, боль, как свои собственные. И если эта наука войдет в наше сердце, нам и в голову не придет сделать или даже пожелать кому-то того, чего мы не желаем себе!

А учиться надо! Ведь нас на пушечный выстрел не подпустят к Царству Небесному, пока у нас останется хоть один враг, пока мы не согласимся с тем, что рядом с нами там, в блаженной вечности, окажется тот, кого мы более всех ненавидим…

Быть христианином нелегко. Исполнять заповеди непросто. Особенно заповедь любви в мире, который лежит во зле. Так не хочется оставаться в дураках! Но не будем забывать, что, проигрывая в мире (а ведь и распятый Христос в смысле жизненного успеха тоже оказался в проигрыше), мы можем выиграть в вечности. Да и в обычном житейском смысле, если верить писателю Достоевскому, добрый дурак все же лучше злого!

Протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г.Вольска

1. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990. С. 64-65.

Сочинение на тему «Чего больше в любви: чувства или разума?»

Любовь принято считать вечным чувством и только если оно истинное и обоюдное, то обязательно приносит людям счастье. Но так ли это на самом деле? Так ли долго может жить любовь? Многие утверждают, она слепа, объясняя это тем, что когда человек влюблен, то он не замечает недостатков своей половинки, но когда этот туман развеивается, все становится на свои места и видно истинное обличие человека, которое уже не кажется таким идеальным, а скорее наоборот. Любовь можно связать только с чувствами, но никак не с разумом и это доказывает как и жизненный опыт, так и многие произведения, к которым относится «Ромео и Джульетта», написанный таинственным Шекспиром.

Трудно даже в одном предложении объединить слова «любовь» и «разум». А вот говорить о том, что разум является частью любви и вовсе, нет смысла. Дело в том, что влюбленный человек никогда не руководствуется разумом, он не замечает никого и ничего. Безусловно, в любви больше чувств.

Это можно подтвердить тем, что на протяжении многих лет влюбленные люди совершали поступки ради своей половинки, которые были лишены разума, но были полны самых нежных чувств. Они делали только то, что подсказывало им сердце, которое было переполнено любовью. Когда Джульетта решила умереть по той причине, что не могла из-за известного конфликта быть со своим любимым, то трудно сказать, что ее решение было полно разума. Если бы она этого не сделала, то, скорее всего, вышла бы замуж за человека, которого не любила. Но у нее бы родились дети, которых бы Джульетта любила больше жизни и собственно ради которых она бы жила. Ромео тоже сделал большую ошибку, когда умер ради своей любимой, ведь и у него могла сложиться судьба более удачно. Поэтому здесь можно сделать только один вывод, что в любви разума нет, но если бы он был, то человек мог бы принимать более правильные и взвешенные поступки.

Скорее всего, разум присутствует только в зрелых отношениях, где решения принимаются не только сердцем, но человек еще и думает прежде чем что-то предпринять. Это отсутствует в подростковом возрасте. В этот период юноши и девушки не привыкли думать перед тем, как что-то сделать. Они импульсивны и готовы сделать все ради любви. Поэтому они собственно и допускают там много ошибок. И только зрелый человек, за плечами которого находится опыт, пусть и не самый приятный, способен сначала подумать, к чему может привести импульсивный поступок.

Сегодня также многие считают, что браки, которые заключенные так сказать по расчету, являются более крепкими, чем союзы, в которых сошлись люди любившие друг друга. Именно так было много лет назад, когда родители сами искали своей дочери или сыну будущую пассию. И нельзя сказать, что такие браки были несчастными, скорее наоборот. Хоть сегодня человек самостоятельно принимает решение за кого ему выходить замуж или жениться, но не всегда к таким союзам приводит любовь, часто вместо нее выступает привязанность, а иногда и даже дружба. В Европе и вовсе люди стараются заключать свой брак в зрелом возрасте, делая это осознанно и правильно. Такое решение является верным, поскольку по статистике разводов там гораздо меньше, чем у нас. Как оказалось, любовь способна жить не так долго, как любое другое чувство. Это печально, но факт.

Мне кажется, что в любви абсолютно нет разума, а человек, которого переполняет это ощущение, не способен действовать и думать трезво. Конечно же, это чувство является желанным и прекрасным, но не всегда стоит поддаваться ему, иногда стоит подумать о будущем и руководствоваться не только сердцем, но и разумом.

ШАБЛОН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ. АЛГОРИТМ. КОММЕНТАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ (вопрос+тезис): (60-70 слов) Задача: ввести в тему, дать общие сведения по проблеме, обозначенной в теме; дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления , связанные с темой или ключевыми словами

Этапы работы:1.Анализ темы. Формулирование определений ключевых слов. (Разум-это...)2.Формулирование вопроса к теме 3.Формулирование одного конкретного ответа , который и будет являться ТЕЗИСОМ – ИДЕЕЙ (ГЛАВНОЙ МЫСЛЬЮ) сочинения, т.е. выражать точку зрения пишущего. Размышления, связанные с темой, ключевыми словами. Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают

Вопрос (задаем главный вопрос темы, затем в основной части на него отвечаем).

Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина...? Невольно задаешься вопросом: зачем...? Как мы должны относиться к...? Задумаемся: должны ли мы...? Почему же нужно …? Что же самое главное …?

Тезис (главная мысль, которую следует доказать)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Клише (=общие рассуждения о предмете речи) :

1.С давних времен человек размышлял о… 2.Каждый из нас сталкивался с… 3.Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…. 4.Никто не станет отрицать важности… в жизни людей.5.Как часто мы слышим о.... 6.Мы знаем о... из книг и фильмов, рассказов близких. 7. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. 8. Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что… 9.Могу предположить, что …(тезис) 10. Позволю себе высказать свою точку зрения

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ-АРГУМЕНТЫ. (200-250 слов-1 аргумент или 2 аргумента)

Задача: ответить на главный вопрос темы или последовательно доказать главную мысль сочинения с учетом проблем, поставленных во вступлении

В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

Произведени я одной эпохи или периода в хронологическом порядке. Прозаические произведения - не менее одного. Лирические произведения - не менее двух. Использовано не менее пяти литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Важно: Обращение к произведению (указаны автор, название); Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!) Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме; Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)

Клише (Как переходить от одной части к другой части сочинения?)

1.Тема разума и чувства интересна для многих писателей... затрагивается во многих произведениях... 2.Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. 3.Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. 4.Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы…. 5.Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о.... 6. Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? Есть. Так в произведении…показан…. -Именно… (один из этих вариантов!) 7.За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы 8.В доказательство своих слов я приведу несколько примеров. 9.Вспомним героя повести … (автор, название).10.Обратимся к роману… (автор, название).11.Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Аргумент № 1. Название конкретного произведения и автора. Подтезис (аспект доказательства)

Клише (Как переходить от одного аргумента к другому внутри основной части ?)

1. Еще одно произведение, где поднимается тема…. 2. О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении….3.Об этом же писал… 5.Это же волновало…. 6.Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что… 7.Можно привести и другой пример. 8.В качестве второго аргумента обратимся к произведению… 9.Эта же тема рассматривается и в произведении... 10.На примере- судьбы-жизни- поступков- героев произведения автор заставляет нас задуматься: всегда ли стоит поступать по воле сердца или холодный расчет все-таки лучше?

Аргумент № 2. Название конкретного произведения и автора. Подтезис (аспект доказательства)

Размышления о произведении (тема-идея – проблема – главные герои как носители идеи, представители темы)

Анализ эпизода. Промежуточный вывод

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора): Писатель считает, что… Автор хочет донести до нас мысль о…. Автор повествует о… описывает… показывает…Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на …Он акцентирует внимание читателя на…Он осуждает….Он ставит нам в пример…..Автор подчеркивает…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ = ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ= ВЫВОД, ПРИЗЫВ, ВЫРАЖЕНИЕ НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ (60-70 слов) Задача: дать краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить)

Вывод - обобщенное высказывание, соединяющее промежуточные выводы с тезисом может быть выражено при помощи афоризмов и должно являться кратким ответом на вопрос.

Личное отношение к теме, проблеме. Вопрос превращается в утверждение

Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении

Подводя итог, хочется сказать:…-Таким образом, мы понимаем, что….- Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) +Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Клише

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, …Итак, можно сделать вывод, что…В заключение хочется призвать людей к…

Думаю, надо… И в заключение мне хотелось бы сказать, что… Хочется верить, что… Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что … Все приведенные мной примеры убеждают нас в том, что… Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

ВАЖНО: Перечитываем сочинение, проверяем орфографию, пунктуацию, ищем речевые и грамматические ошибки; проверяем правильность абзацного членения. Переписываем работу в чистовик. Следим за почерком!!! Проверяем чистовик

Темы сочинений.

Разум и чувство

Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)

Есть совесть – есть и стыд.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

`Готов ли разум подыграть,

Когда душе открыто буйство?` (О.Василенко)

Чего больше в любви: чувства или разума?

Бывает ли любовь разумной?

Что руководит поступками человек в экстремальной ситуации: чувства или разум?

Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
Всегда ли совпадают разумное и нравственное?

Вступление (60-70 слов)

1.Чувства и разум – что важнее? Этот вопрос во все времена занимал людей. А ответ простой, и он на поверхности: и чувства, и разум одинаково важны. Необходимо прислушиваться к ним в равной степени.

2.Нужно ли разделять чувства и разум? ...Уже много лет люди спорят о том, что есть разум без чувств или чувства без разума? Одни считают, что можно отбросить чувства и положиться на разум, другие же напротив отдают предпочтение чувствам, а не разуму. Есть и третьи, кто говорит, что разум и чувства должны жить в гармонии.

3.Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы равно нуждаются друг в друге.

4.А давайте поговорим про чувства . Про то, как вообще жить – опираясь на разум или на чувства? Как лучше? Как «правильнее»?

5.Что важнее: чувства или разум?

Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.

Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.

6.Чувства и разум – что важнее? Каждый человек знает, что разум и чувства взаимосвязаны. Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям. Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.

Тезис

  • Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.
  • Наши чувства и разум не всегда находятся в ладу. Очень часто приходится слышать: живите сердцем! Жить сердцем – значит, жить чувствами. Но чувства по своей природе очень противоречивы и двойственны . Ну, например, любовь . Она приносит счастье. И она же – приносит страдания. Или зависть : может сжирать человека изнутри, а может – активизировать и сподвигать на поступки.
    Отсюда можно сделать вывод, что жить чувствами сложно.
  • Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.
  • Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
  • Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.
  • Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.
  • Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.
  • «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся вдруг друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», - утверждал В.Г. Белинский. И я с ним согласен. Ведь согласитесь, что без чувств, руководствуясь лишь логикой, мы перестанем понимать других людей, и жизнь потеряет всякие краски. Мы будем влачить жалкое существование, не в состоянии даже выразить любовь, привязанность, радость, сострадание, печаль, гнев, ревность, отчаяние и многие другие чувства. Но, с другой стороны, только чувствами жить тоже нельзя. Ведь как бы прекрасно ни расписывали их поэты всех времен, именно из-за чувств человечество совершает большинство ошибок. И если чувства не будут ограничены разумом, то может случиться непоправимое. Стоит лишь представить, что случится, если каждый человек в мире будет действовать на чистом порыве чувств, забыв о всякой логике и здравомыслии. Поэтому чувства и разум должны гармонировать внутри человека, ведь они именно то, что делает нас людьми. В доказательство своих слов я приведу несколько примеров.
  • Любовь - самое теплое и нежное чувство. Она преображает человека и вдохновляет его на красивые поступки. Это чувство знакомо каждому из нас. Что же касается страсти? Я считаю, что это высшая степень любви, когда избранник становится смыслом жизни, а все остальное кажется мелким и незначительным. К сожалению, это чувство не всегда напоняет сердце человека счастьем. Оно способно разрушить жизнь и нанести неизлечимые душевные раны. Самое страшное, что такая любовь затмевает людям разум. Испытывая страсть, человек видит в своем избраннике только хорошее, игнорирует все его недостатки и отказывается верить в отсутствие взаимности, придумывая оправдания для любимого человека.
  • Когда к человеку приходит настоящая любовь, он готов ради нее на все. Искренне любящий бескорыстен в своих поступках и счастлив просто быть рядом с самым дорогим человеком. Я считаю, что быть любимым - великий подарок судьбы, который она преподносит далеко не каждому. Очень жаль, что не все способны оценить эту роскошь и предпочитают любви высокий статус и материальные блага.
  • Чувство любви прекрасно, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.
  • Нередко от людей можно услышать о том, что они сомневаются между какими-то определенными желаниями, выбирая, чему именно отдать предпочтения – уму или чувствам. Чаще всего с таким выбором сталкиваются те, у кого проблемы на личном фронте – сердцем хочется быть вместе с кем-то, но ум подсказывает, что, скорее всего, ничего хорошего от такого союза ждать не придется (Олеся)

Переход к основной части

  • Размышляя на данную тему, автор сопоставляет героев произведения
  • Думаю, что на этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь не зря автор оставил его открытым. Каждый должен решить и выбрать для себя один путь.
  • Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к...
  • В данном произведении... смог передать душевные терзания главной героини. .
  • Читая «...» мы убеждаемся в том, что «разум и чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».
  • Первым моим примером станет книга «...», автором которой является... В ней повествуется о... Герой произведения руководствуется только разумом
  • Эта книга - яркий пример холодного разума и горячих чувств, пробивающихся через толщу запретов в мучительной борьбе героя с самим собой.
  • В этих произведениях повествуется о герое, у которого разум преобладает над чувствами. Главный герой расчетлив, умен и умеет любую ситуацию повернуть в свою пользу.
  • Хотя он руководствуется всегда лишь разумом, в его поступках часто просматриваются порывы чувств.
  • Но в нем явно начинает прослеживаться преобладание чувств над разумом. Эту серию я также считаю хорошим примером того, как в одном человеке есть и расчетливый разум, и порывистые чувства.

Заключение.

  • Подводя итог, я утверждаю, что в каждом человеке должна быть гармония чувств и разума. Ведь только в их гармонии лежит дорога к процветанию человеческой души.
  • Я же думаю, что человек должен быть гармоничным и воспринимать мир по-разному, в зависимости от ситуации. Конечно, в большинстве случаев следует использовать ум – так вы добьетесь большего успеха в серьезных делах с серьезными людьми, получите их уважение и признание. Но нельзя отказываться и от использования других средств восприятия. Человек быстро устанет, если будет использовать один лишь ум, забывая о чувствах и интуиции. Важно давать себе волю, возможность экспериментировать по жизни, иногда даже ценой ошибок. Также иногда очень важно использовать интуицию, в особенности это касается тех случаев, когда человеку не помогают разум и чувства или когда он не может между ними выбрать. В целом же, подбивая итоги, я хочу сказать, что, наверное, обычно сильнее всего ум. Это хорошо и нормально, благодаря этому мир вокруг и развивается. Но человеку не зря даны чувства и интуиция, иногда им можно давать волю и использовать вдоволь
  • Те, кто скептически относится к жизни сердцем, предлагают «включать голову», т.е. жить разумом. Однако «разумное поведение» вовсе не гарантирует успехов и не исключает ошибок. Потому что чистый разум без подсказок сердца неспособен распознать и удовлетворить наши желания, неспособен верно понять окружающих и много на что еще неспособен. «Правильная» жизнь, где все логично, продумано и взвешено, никогда не сделает нас полностью счастливыми.
  • Поэтому можно с уверенностью говорить, что великой русский писатель хотел донести до сердец читателей, что самое главное - это оставаться самим собой, поступать по совести и прислушиваться к своему сердцу.
  • Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы произведений... я прихожу к выводу о том, что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт: чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства «человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств».
  • Конечно, мир человеческих чувств действительно интересен и по-своему прекрасен , чувства всегда будут неотъемлемой частью гармонии нашей жизни, главное, верно расставлять приоритеты и не потонуть в пучине чувств. +_ цитата
  • Гармония чувств и разума возможна только тогда, когда чувства разуму подчинены. Человек живущий чувствами, будь то влюбленность, страх, зависть, жадность и т.д. – человек, совершенно не свободный и зависящий от окружающего мира. Человек, живущий чувствами, – управляем и ненадежен. Конечно, не идет речь, чтобы полностью исключить чувства из жизни, это было бы невозможно и глупо. Но верховенство несомненно должно оставаться за разумом.

ПОРАССУЖДАЕМ...

  • Любое чувство является порождением любви или ненависти. Ненависть – чувство, противоположное любви. Она разрушает, уничтожает и разрывает. Ненависть заставляет нас испытывать эмоции гнева, злости, ярости и раздражения.
  • Эстетические чувства. Под этим видом чувств подразумеваются те эмоции и ощущения человека, которые он испытывает, глядя на красоту или, наоборот, на ее отсутствие – уродство. Объектом восприятия в этом случае могут быть произведения искусства (музыка, скульптура, поэзия и проза, живопись и так далее), разнообразные природные явления, а также сами люди, их действия и поступки.
  • Действительно, многое вызывает у человека эстетическое наслаждение: красоты живых пейзажей, чтение книг и стихов, прослушивание музыкальных произведений. Мы получаем удовольствие от приобретаемой одежды, создаваемого интерьера, современной мебели и даже от новой кухонной утвари. То же касается и поступков, совершаемых окружающими нас людьми, ведь мы оцениваем их с точки зрения тех общепринятых норм морали, которые существуют в социуме.
  • В нравственных чувствах выражается отношение человека к окружающим людям, к коллективу, к своим общественным обязанностям, к себе как личности. Исходя из присущих ему принципов морали, человек оценивает как свое собственное поведение, так и поступки, а также нравственные качества других людей, переживает те или иные эмоции в зависимости от того, насколько эти поступки или качества соответствуют нормам морали. Положительные оценки окружающими поступков человека вызывают у него чувство удовлетворения, отрицательные – переживаются как стыд, муки совести.
  • Нравственные чувства условно можно разделить на три вида. Это, во-первых, чувства, отражающие наше отношение к социальным условиям, в которых мы живем – чувство любви к Родине, чувство интернационализма, чувство гуманизма. Во-вторых, это чувства, проявляющиеся в нашем отношении к окружающим людям, к коллективу, – чувства товарищества, долга, взаимопонимания, ответственности, симпатии, дружбы, привязанности, сострадания, сопереживания. Третий вид – это чувства, выражающие наше отношение к самому себе, к своим поступкам: совесть, стыд, честь, достоинство. Источником нравственных чувств является общественная жизнь людей, их взаимоотношения, общая борьба за достижение поставленных целей. Конкретное содержание нравственных чувств определяется теми оценками, нравственными принципами, которые присущи реальным общественным отношениям в данной общественно-исторической формации.
  • Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание - осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.
  • Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.
  • Чувство чести . Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь - это признание обществом достижений личности.
  • Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.
  • Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.
  • Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью . Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.
  • Нередко в интернете, фильмах и книгах мы встречаем рассуждения на тему «разум и чувства». Цитаты из многих произведений убеждают нас, что « разум и чувства должны быть в гармонии », другие цитаты утверждают, что мир человеческих чувств интересен, а мир разума – скучен , а потому, « человек, дай волю чувствам !». Короче говоря, в вопросе здорового соотношения разума и чувств мы не всегда можем правильно оценить, что над чем должно главенствовать, разум над чувствами или чувства над разумом.
  • Наверное, у человека, связанного с литературой, слова «Чувство и разум» вызовут по крайней мере несколько ассоциаций: бедная Лиза Карамзина, чувства которой пробили брешь в сухом и правильном классицизме XVIII века («И крестьянки любить умеют!»), Правдины, Милоны, Стародумы - честная компания молодых и не очень людей, которые показали всему миру, что долг, разум побеждает чувства всегда, когда дело касается чести и справедливости

Высказывания о чувствах

  • Великие мысли исходят из сердца, великие чувства - из разума. Луи-Габриель-Амбруаз де Бональд
  • Жить - значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем. Николай Иванович Лобачевский
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга. Иван Сергеевич Тургенев
  • Высота чувств - в прямом соотношении с глубиной мыслей. Виктор-Мари Гюго
  • Слишком тонкая чувствительность есть истинное несчастье. Карл Юлиус Вебер
  • Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее. Федор Михайлович Достоевский
  • Всякая мысль, родившаяся из нравственной идеи, есть чувство. Пьер-Симон Балланш
  • Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение. Филип Дормер Стенхоп Честерфилд
  • Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства. Жан-Жак Руссо
  • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций (Тит Лукреций Кар)
  • Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой. Эпиктет
  • …Кто покорил свои чувства, стойко того сознанье. «Бхагавад-гита»
  • Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - сердцем создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. Петр Яковлевич Чаадаев
  • Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни. Оноре де Бальзак
  • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
    Михаил Михайлович Пришвин
  • Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери. Лев Николаевич Толстой
  • То, что мы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств - чувства лишь сопровождают наши действия.
    Альфред Адлер
  • Чувство - огонь, мысль - масло. Белинский В. Г.
  • Кого ничто не сердит, у того нет сердца, а бесчувственный не может быть личностью. Грасиан-и-Моралес
  • Если ты хочешь понравиться людям, обращайся к чувствам, умей ослепить взгляды, усладить и смягчить слух, привлечь сердце. И пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред. Честерфилд Ф.