Краткие сведения о творчестве писателя. Николай Носов: биография для детей

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 13.

Тема. В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А.Жуковский и А.С. Пушкин.

Цель :

    познакомить ребят с основными фактами биографии В.А.Жуковского, выявить наиболее яркие качества его личности, проявившиеся во взаимоотношениях с А.С.Пушкиным;

    развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки выразительного чтения;

    воспитывать интерес к личности и творчеству В.А.Жуковского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения М.В. Ломоносова «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...».

III. Изучение нового материала.

    Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение вводной статьи учебника «Из русской литературы XIX века». Беседа по плану:

    Основной объект изображения в творчестве русских писателей.

    Основная тема творчества русских писателей.

    Развитие связи литературы и фольклора.

    Обращение к мифологическим мотивам и сюжетам.

    Интерес к истории России.

    Формирование нового литературного языка.

3.Биография В.А.Жуковского.

3.1. Слово учителя.

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Отцом его был помещик этой деревни Афанасий Иванович Бунин, а матерью – пленная турецкая девушка Сальха. Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного дворянина Андрея Ивановича Жуковского, который по просьбе Бунина стал крестным отцом ребёнка, а затем его усыновил. Усыновление не давало права на передачу дворянства, кроме того, по завещанию от отца сыну не досталось ничего.

Для получения дворянства ребёнок был фиктивно зачислен на службу в Астраханский гусарский полк; получив звание прапорщика, которое давало право на личное дворянство, в 1789 году шестилетний Жуковский был внесён в дворянскую родословную книгу Тульской губернии и получил грамоту на дворянское достоинство, которая позволила ему впоследствии получить образование в частном пансионе, затем в Тульском народном училище.

3.2. Сообщение подготовленного ученика (пересказ статьи учебника «На родине В.А.Жуковского»).

3.3. Слово учителя.

Когда будущему поэту исполнилось 7 лет, его привезли в Тулу, в знаменитый пансион Х.Ф.Роде. Там его признали малоспособным к учению. Из Тульского народного училища его тоже исключили за неспособность к математике.

После этого мальчик живёт в Туле в семье своей крёстной матери В.А.Юшковой, одной из дочерей Бунина.

В 12 лет он сочинил трагедию «Из римской жизни» и принял участие в постановке спектакля на домашней сцене.

В 1797 г. 14-летний Жуковский поступил в Московский Благородный университетский пансион и учился в нём четыре года. Директором его был А.А.Прокопович-Антонский, человек незаурядный, первый председатель Общества любителей российской словесности. Обширных познаний пансион не давал, но ученики под руководством преподавателей нередко собирались читать свои литературные опыты. Лучшие работы печатались в современных периодических изданиях. В 1797 г. за успешную учёбу Жуковский получил серебряную медаль, а через год – золотую и был признан «лучшим воспитанником».

В пансионе возникло особое литературное общество с официально утверждённым уставом. Первым председателем его стал В.А.Жуковский.

В год поступления в пансион умерла его крёстная мать Варвара Афанасьевна Юшкова-Бунина, и 14-летний поэт написал на её смерть прозаический текст «Мысли при гробнице». В продолжение четырёхлетней пансионской жизни Жуковским напечатаны стихотворения «Майское утро», «Добродетель», «Мир», «К человеку». Поэт поражён быстротечностью всего земного; жизнь кажется ему печальной. Такие настроения нашли отражение в поэзии Жуковского и в дальнейшем.

3.4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Майское утро».

Бело-румяна

Всходит заря

И разгоняет

Блеском своим

Мрачную тьму

Черныя нощи.

Феб златозарный,

Лик свой явивши,

Все оживил.

Вся уж природа

Светом оделась

И процвела.

Сон встрепенулся

И отлетает

В царство свое.

Грезы, мечтанья,

Рой как пчелиный,

Мчатся за ним.

Смертны, вспряните!

С благоговеньем,

С чистой душой,

Пад пред всевышним,

Пламень сердечный

Мы излием.

Радужны крылья

Распростирая,

Бабочка пестра

Вьется, кружится

И лобызает

Нежно цветки.

Трудолюбива

Пчелка златая

Мчится, жужжит.

Все, что бесплодно,

То оставляет -

К розе спешит.

Горлица нежна

Лес наполняет

Стоном своим.

Ах! знать, любезна,

Сердцу драгова,

С ней уже нет!

Верна подружка!

Для чего тщетно

В грусти, тоске

Время проводишь?

Рвешь и терзаешь

Сердце свое?

Можно ль о благе

Плакать другого?..

Он ведь заснул

И не страшится

Лука и злобы

Хитра стрелка.

Жизнь, друг мой, бездна

Слез и страданий...

Счастлив стократ

Тот, кто, достигнув

Мирного брега,

Вечным спит сном.

3.5. Слово учителя.

По окончании курса в пансионе Жуковский начал было служить, но вскоре бросил службу и поселился в Мишенском. У него в доме хорошая библиотека: он занимается изучением русской истории. Это увлечение нашло отражение в повести «Вадим Новгородский».

В 1805 г. начались педагогические занятия Жуковского с его племянницами, дочерьми Е.А.Протасовой (младшей дочери А.И.Бунина). Поэт страстно полюбил свою старшую ученицу, Марию Протасову. С 1802 по 1808 г. он написал «Сельское кладбище», повесть «Марьина Роща», балладу «Людмила».

3.6. Выразительное чтение наизусть отрывка из элегии «Сельское кладбище».

Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идет, задумавшись, в шалаш спокойный свой,

В туманном сумраке окрестность исчезает...

Повсюду тишина; повсюду мертвый сон;

Лишь изредка, жужжа, вечерний жук мелькает,

Лишь слышится вдали рогов унылый звон.

Лишь дикая сова, таясь под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,

Которые окрест, развесившись, стоят,

Здесь праотцы села, в гробах уединенных

Навеки затворясь, сном непробудным спят.

3.7. Слово учителя.

В 1809-1810 гг. Жуковский переезжает в Москву и становится редактором журнала «Вестник Европы».

С особенным усердием он занимается теперь и изучением истории, всеобщей и русской.

В 1812 г. Жуковский решил просить у Е.А.Протасовой руки старшей дочери, но получил отказ, несмотря на то что Мария Протасова разделяла его чувства (родственные связи делали невозможным этот брак). Вскоре после этого Жуковский уехал в Москву и поступил в ополчение.

В письме великой княгине Марии Николаевне, отправленном через четверть века, Жуковский описал своё участие в Бородинской битве и пребывание «во стане русских воинов».

В лагере под Тарутином Жуковский написал своё знаменитое стихотворение «Певец во стане русских воинов». В тысячах списков разошлось оно по России.

3.8. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Певец во стане русских воинов».

Сей кубок чистым музам в дар!

Друзья, они в героя

Вливают бодрость, славы жар,

И месть, и жажду боя.

Гремят их лиры - стар и млад

Оделись в бранны латы:

Ничто им стрел свистящих град,

Ничто твердынь раскаты.

Певцы - сотрудники вождям;

Их песни - жизнь победам,

И внуки, внемля их струнам,

В слезах дивятся дедам.

3.9. Слово учителя.

К 1812 г. относится и знаменитая баллада «Светлана».

В январе 1813 г. Жуковский вышел в отставку.

«Послание императору Александру», написанное в 1814 г., навсегда решило его судьбу.

3.10.Выразительное чтение наизусть отрывка из «Послания императору Александру».

Воззри на твой народ, простертый пред тобою,

Благослови его державною рукою;

Тобою предводим, со славой перешед

Указанный творцом путь опыта и бед,

Преобразованный, исполнен жизни новой,

По манию царя на все, на все готовый -

Доверенность, любовь и благодарность он

С надеждой перед твой приносит царский трон.

3.11. Слово учителя.

Императрица Мария Фёдоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в Петербург. В 1815 г. Жуковский написал стихотворение «Молитва русских», которое стало государственным гимном Российской империи:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земле!

Гордых смирителю,

Слабых хранителю,

Всех утешителю

Все ниспошли!

3.12. Просмотр видеоролика .

3.13. Слово учителя.

С 1817 по 1841 гг. продолжалась придворная жизнь Жуковского, сначала в качестве преподавателя русского языка великих княгинь Александры Фёдоровны и Елены Павловны, а с 1825 г. – в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. К этому периоду относятся нередкие поездки за границу – отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения.

В 1837-1839 гг. Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири, путешествовал по Западной Европе.

В Риме он особенно сближается с Гоголем. Эта встреча оказала влияние на мистические настроения Жуковского.

В Дюссельдорфе 21 апреля 1841 г. состоялось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней дочерью его давнишнего приятеля, живописца Рейтерна. Последние 12 лет жизни Жуковский провёл в Германии.

К этому времени относятся его сказки: «Об Иване-царевиче и Сером волке», «Кот в сапогах» и «Тюльпанное дерево». В 1848-1849 гг. в печати вышли первый и второй том переведённой им «Одиссеи» Гомера.

Он умер в Баден-Бадене 7 апреля 1852 г. Похоронен в Петербурге с большими почестями в Александро-Невском некрополе.

3.14. Экскурсия по галерее портретов В.А.Жуковского.

Прижизненная иконография поэта насчитывает десятки портретов.

К числу самых известных изображений Жуковского относятся портреты работы О.Кипренского, К.Брюллова, П.Соколова, Н.Чернецова, О.Эстеррейха, Т.Гильдебрандта, Ф.Крюгера, Т.Райта.

В 1818 г. А.С.Пушкин увидел у Тургеневых новый портрет В.А.Жуковского работы О.Кипренского. Поэт изображён на фоне романтических руин, его лицо задумчиво и вдохновенно. Пушкин долго рассматривал его, а потом написал стихотворение «К портрету Жуковского» и в пяти строках прозорливо предрёк судьбу его творческого наследия:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

Два года спустя Жуковский подарил юному Пушкину другой свой портрет – литографию Е.Эстеррейха, сделав на нём свою знаменитую надпись: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820. Марта 26».

Портрет Жуковского работы К.Брюллова считается одним из самых удачных изображений поэта. Есть все основания полагать, что он нравился и самому Василию Андреевичу. Ведь он даже посвятил ему стихотворение, которое так и назвал «К портрету моему»:

Воспоминания и я – одно и то же:

Я образ, я мечта;

Чем старе становлюсь, тем я

Кажусь моложе.

Самым известным изображением Жуковского этого периода стал портрет, исполненный в 1843 г. в Дюссельдорфе немецким художником Т.Гильдебрандтом.

Тогда же художник исполнил ещё один портрет Жуковского по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV, с которым русский поэт был дружен и вёл обширную переписку. Это полотно многие годы хранилось в королевском замке.

В.А.Жуковский говорил: «Живопись и поэзия – родные сёстры». Он писал маслом и акварелью, был отменным рисовальщиком, занимался гравировкой. Отправляясь путешествовать за границу, Жуковский всегда брал с собой в дорогу альбом для зарисовок. Он любил писать романтические пейзажи: мрачные своды замков, развалины, надгробия.

3.15. Сообщение подготовленного ученика «В.А.Жуковский и А.С.Пушкин».

Пушкин и Жуковский - ближайшие друзья: истина столь привычная, что мы уже не замечаем в этих отношениях ничего необыкновенного. Меж тем судьба очень старалась их развести. Детство и ранняя юность двух поэтов не имеют почти ничего сходного.

Пушкин, 1799 года рождения, - отпрыск хотя и небогатого, но знатного московского рода; Жуковский же, родившийся в 1783-м, на 16 лет раньше, собственно говоря, даже и не Жуковский.

В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский благодаря хлопотам отца находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными. Будущему поэту Александру Сергеевичу в это время всего 4 года.

В 1816 году 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и заново знакомится с 17-летним Пушкиным.

Много ли общих тем? Вряд ли.

Жуковский вдвое старше, формально мог бы даже быть отцом Пушкина; он знаменитый поэт, автор обошедшего всю страну «Певца во стане русских воинов»; тогда и позже стихи, переводы Жуковского столь известны читающей публике, как будто всегда существовали.

И тем не менее буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.

Вскоре с единомышленниками они уже заседают в знаменитом литературном обществе «Арзамас», где не было проблемы отцов и детей, где все были дети и 17-летний Пушкин, и вдвое старшие Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, и даже 50-летний гость Карамзин: шуточки на равных, обмен стихами, никто никого не поучает.

Пушкин в некотором отношении ученик Жуковского. Так или иначе, живые, творческие отношения двух поэтов сохраняются навсегда, хотя подвергаются постоянным, непростым испытаниям. Пушкину приходится регулярно выслушивать житейские нравоучения и наставления Жуковского (пусть в шутливой форме); Жуковскому же нужно считаться с самим фактом существования пушкинской поэзии. Мысль, что старший именно с этой поры все больше уходит в переводы, как бы «не смея» сочинять при Пушкине, высказывалась неоднократно, - и в этом, конечно, есть доля истины. Пушкин часто читал стихи Жуковского наизусть и если вдруг ошибался в слове, то Жуковский это слово тотчас заменял...

Карамзин пристраивает Жуковского ко двору - сначала для обучения русскому языку Александры Федоровны, жены Николая I, а затем для воспитания наследника, будущего Александра II.

В 1820 году над А.С.Пушкиным за его вольные стихи нависла угроза Соловков или Сибири. Известно, что юный поэт даже пал духом: не хотел в ссылку, чувствовал, что не выдержит, погибнет. Главным заступником был Карамзин, но именно Жуковский явился «посредником» между ними... Карамзин взял с Пушкина слово «два года ничего не писать против правительства». И вместо смертельно опасной для нервного, впечатлительного Пушкина северной или восточной ссылки царь переводит его «по службе» на юг.

В рекомендации, сопровождавшей Пушкина в Кишинев, значились имена двух поручителей - Карамзина и Жуковского... В мае 1820 года Пушкин и Жуковский расстаются на семь лет. Впрочем, в те небыстрые времена подобные разлуки для дружбы не помеха.

Пушкин ещё не раз находил у Жуковского поддержку и помощь.

А вот последний описанный Жуковским разговор двух друзей, в день рождения Жуковского, в день смерти Пушкина, - 29 января 1837 года: «Жизнь кончена!» - повторил он внятно и положительно, «Тяжело дышать, давит!» - были последние слова его.

В эту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым. Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали.

Минуты через две я спросил: «Что он? - «Кончилось»,-отвечал мне Даль. Так тихо, так таинственно удалилась душа его. Мы долгостояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей.

Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.

Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это был не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание.

Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?»

Так простился Василий Андреевич Жуковский с Александром Сергеевичем Пушкиным...

Потом стали жить без Пушкина.

Жуковский сразу получил царский приказ - разобрать бумаги погибшего; вскоре к нему был приставлен для надзора жандармский генерал-майор Дубельт.

Вскоре Жуковский заканчивает воспитание наследника, получает соответствующие награды, чин тайного советникаи уезжает в Германию.

Изредка, на короткий срок, возвращается на родину, успевая помочь тому или другому молодому таланту; сам завершает замечательный перевод «Одиссеи»; на старости лет вдруг женится, родились дети.

И снова в Германию. Жуковский не мог жить там, где погиб Пушкин; он считал себя виноватым в том, что не смог уберечь Пушкина.

Жуковский не мог больше и праздновать свой день рождения - столь же весело, легко, бездумно, как раньше. Всякое 29 января отзывалось эхом 1837-ro...

Через 15 лет после гибели Пушкина, в 1852-м, Жуковский скончался в Германии, завещая перевезти тело в Россию.

3.16. Сообщение подготовленного ученика «Музыкальные произведения на стихи В.А.Жуковского».

На слова В.А.Жуковского сочиняли музыку композиторы А.А.Алябьев и А.Г.Варламов, А.С.Аренский и А.Г.Рубинштейн, М.И.Глинка и П.И.Чайковский, А.Н.Верстовский.

Сюжет оперы Глинки «Иван Сусанин» был предложен Жуковским, либретто – Розена. Василию Андреевичу принадлежит текст последней сцены и ария Вани «Ах, не мне, бедному сиротинушке…»

3.17. Прослушивание арии. Обмен впечатлениями.

IV. Подведение итогов урока.

1.Слово учителя.

Критик В.Г.Белинский сказал о В.А.Жуковском очень точные и ёмкие слова: «Несоизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда не просто упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род».

Жуковский выразил собою столько же необходимый, сколько и великий момент в развитии духа целого народа.

А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, Д.В.Давыдов, К.Н.Батюшков посвятили В.А.Жуковскому стихи.

2.Чтение наизусть стихотворений А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященных В.А. Жуковскому.

V. Домашнее задание.

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

Краткие сведения о творчестве писателя. Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки Вниз и вверх по течению, опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами - тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его характера.

Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете Советская молодёжь. Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился первый материал Распутина.

Журналистика увлекла его. В альманахе Ангара стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга Край возле самого неба. В том же году в Красноярске выходит и книга очерк Костровые новых городов. Сотрудничал в газете Красноярский комсомолец, писал статьи о строительстве железной дороги Абакан - Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС. Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался Я забыл спросить у Лешки. Он был опубликован в 1961 году в альманахе Ангара. Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина Василий и Василиса. Рассказ этот впервые появился в еженедельнике Литературная Россия в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина.

Он стал самостоятельным писателем, прозаиком - со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть Деньги для Марии. Она была опубликована в альманахе Ангара, через месяц в журнале Сибирские огни, а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве Молодая гвардия. Затем, когда появятся Последний срок, Живи и пони, Прощание с Матёрой, Пожар, первая повесть словно бы растворится в свете славы младших сестёр и в спорах, возникших вокруг них. Повесть Последний срок, над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале Наш современник, в номерах 7, 8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности - в первую очередь традиции Толстого и Достоевского но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу Последний срок поставили во МХАТе и Болгарии.

Повесть Живи и помни впервые была опубликована в номерах 10, 11 журнала Наш современник за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин удостоен за неё Государственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре - ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести Живи и помни стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина - повесть Прощание с Матёрой. 3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Нравственные проблемы в произведениях современной поэзии

Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации.. В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже.. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Технологическая карта урока литературы.
Автор разработки: Кульмухаметова Э.Б., учитель
МОБУ СОШ №2 г. Баймак Республики Башкортостан
Класс: 6
Учебный предмет: Литература. Автор: Меркин Г.С.
Тема урока:В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Тип урока: Первичное предъявление новых знаний.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с
произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов
произведения показать, что собака-друг человека, за добро надо платить
добром.
Цели урока:1).Дать представление о писателе, о тематике его творчества.
2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко
всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их
нравственному воспитанию.
3).Развивать навыки творческой работы в ходе анализа
художественного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: _ совершенствуют исполнительное мастерство,
воспитывают внимательное отношение к художественному слову,
воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном,
раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,
познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся
проникаются пониманием, что пословицы и поговорки - хранилище родного
языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном
совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на
все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности,
осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их
преодолению.
Познавательные - структурируют знания по предмету, осознанно и
произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,
слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные - понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое
действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения
действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно
воспринимают оценку учителя.
Оборудование урока: портрет В.К.Железникова, диафильм по рассказу.
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение,
работа с текстом.
Урок рассчитан на два часа.
Ход урока.
1. Активизация учащихся ‚ настрой на урок: -Добрый день, друзья! Я
рада вас приветствовать в такой прекрасный весенний день!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Посмотрите на иллюстрации, о ком и о чем мы будем говорить
сегодня на уроке? (показываю фото, иллюстрации на тему «Собака и
человек»). (ответы учащихся).
2. Сообщение учителя и учащихся о личности писателя Л.Н.Андреева.
Владимир Карпович Железников - известный детский писатель и
кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую
короткую, - имеется в виду детство, - много путешествовал. Его отец был
кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства.
Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики... Как же сложилась
творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским
писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то
дневники, «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал
маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не
сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в
артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь
юридический институт. Параллельно развивались мои занятия
писательством». Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в "Новый мир". Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его
недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был
настолько огорошен, что потом какое-то время не писал». Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт.
Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в
котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир
Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале -- случайность,как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Его первая книга - сборник рассказов "Разноцветная история" - вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел считателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В 1961 г. Увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям - доброе утро». Писательский призыв - жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных - стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети,
но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и
глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в
повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы - повести
«Чудак из шестого «Б» (1962) И «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как
классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и
вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только
детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик"
"материализовался" на малом, телевизионном экране. Дальше - больше. В
1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился
уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но
Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин. Скончался в Москве в возрасте 90 лет.
3. Просмотр диафильма по рассказу «Троп» В.К. Железникова.
4. Беседа по рассказу:
1) О чём этот рассказ, какой теме он посвящён?
2). Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части
озаглавить?
3). Какой изображается собака в начале рассказа?
4) Как познакомились Петя и Троп?
5)Что можете сказать об их дружбе?
6). Почему заскучал Троп?
7). Как собака отреагировала на появление Маши??
8). Что такое ревность? Как вы думаете, способны ли собаки ревновать?
9). Какой поступок совершил Троп? Какое выражение вы вспомнили в
данном случае?
Примерные ответы:
-Собака друг человека
-Хорошая собака без хозяина не останется.
-Каков хозяин, таковы у него и собаки.
-Не всякая собака кусает, которая лает.
-Собака бывает кусачей только от жизни собачей.
-Не та собака страшна, что лает, а та, что исподтишка кусает. (Поговорка)
-«Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга».
Данил Рудый
3. Работа в группах:
1 группа: охарактеризуйте собаку. -
2 группа: опишите Петю.
3 группа: опишите Машу.
4 группа: вспомните пословицы, высказывания о дружбе собаки и человека.
Объясните их смысл.
5 группа: рассуждение на тему «2017 год- Год Экологии».
Выводы, оценивание работы учащихся в группах.
5. Рефлексия:
- Что нового узнали мы на уроке?
-Понравилось вам произведение?
-Какой жизненный урок вы получили, что хотел нам сказать автор?
-Достигли ли мы цели и задач урока?
-Ваше настроение?
6.Домашнее задание:
1.Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в
ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).Напишите свой
ответ на этот вопрос.
2. Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Список использованной литературы:
Сайты1. https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov 2. http://diafilmy.su/3070-trop.html