Подпрограмма «Культурное наследие в Чувашской республике. Ао "чувашское книжное издательство"

Пожар на колокольне Новодевичьего монастыря 15 марта этого года уже стал поводом для мрачных конспирологических теорий. Скупая официальная информация, согласно которой «серьёзных повреждений здание не получило» и «колокола не пострадали», не стыкуется с мнением специалистов. Официальное заключение о причинах пожара в Новодевичьем монастыре будет сделано на основании экспертизы, которую проводят в МЧС. Однако уже сейчас ясно: обычная версия о чьей-то халатности никого не устроит.

Новодевичья колокольня, как и вся обитель, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с церковью Вознесения в Коломенском и Московским Кремлём. В последний раз Новодевичий монастырь горел перед смертью Ивана Грозного в марте 1584 года. А монастырскую колокольню последний раз ремонтировали в 1998 году, перед дефолтом: тогда во время урагана с неё упал крест. Сейчас многие тоже усматривают в произошедшем пожаре тайный смысл: видят в этом символ грядущего кризиса. Информация, которую удалось собрать «Нашей Версии», наводит и на более приземлённые мысли.

О чём молчат колокола

Предварительная причина возгорания на колокольне Новодевичьего монастыря была названа почти сразу: неосторожное обращение с огнём. Но в компании «Стройкомплект», которая проводила реставрацию, заявили: все работы на загоревшейся колокольне были завершены за 12 часов до начала пожара.

Вторая нестыковка в этой истории касается того, что именно и в какой степени пострадало в результате пожара. Подрядчики сразу же бодро отрапортовали: «Серьёзных повреждений здание не получило – возгорание коснулось в основном конструкции временных лесов. Деформировались и повреждены конструкции креста, подкрестного яблока и конуса». Сообщение, опубликованное на сайте Министерства культуры РФ, не менее оптимистично: «Сгорели строительные леса, проникновения огня внутрь колокольни не было, поэтому, вероятнее всего, корпус колокольни не пострадал за исключением копоти от возгорания». Заместитель министра культуры России Григорий Пирумов заверил: «Серьёзного ущерба монастырю не нанесено». Позвонив в экскурсионное бюро Новодевичьего монастыря, я узнала, что «колокола во время пожара не расплавились, внешний вид монастыря не пострадал, он не закрывался после пожара, экскурсии не прекращались».

Однако есть и иные оценки масштабов пожара. Так, архитектор Константин Михайлов настроен скептически: «Меня решительно не устраивают победные реляции, что всё в порядке. В течение нескольких часов колокольня подвергалась воздействию огня, потом – воды. В каком состоянии после этого каменная кладка? Не потрескалась ли она? В каком состоянии конструктив верхних ярусов? В каком состоянии балка с деревянными элементами, на которой висит древний колокол? Что стало с самим колоколом? Как это всё сказалось на белокаменных колоннах, наличниках, резных гребешках?»

Ответа на эти вопросы на сегодняшний день никто так и не дал…

Видно, как сильно расплавился купол

Сразу после того, как был потушен пожар, эксперты утверждали, что колокольня практически не пострадала. Но уже днём невооружённым глазом было видно, как сильно расплавился купол. Его главная ценность – уникальный подбор колоколов. Один из них (400-тонный) был создан на личные деньги царевны Софьи. Материал, из которого отлиты купола, может плавиться даже при невысокой температуре. Сейчас нет никаких доказательств того, что они уцелели при пожаре.

По теме

Здание, получившее статус объекта культурного наследия только в апреле текущего года, оказался снесен собственниками земли, на котором он располагался. «Обкомовская дача» в центре Оренбурга помешала строительству жилого комплекса.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Сергей Клычков также склонен сомневаться в том, что колокола не повреждены. Вот что он рассказал «Нашей Версии»: «Звонари сейчас высказываются осторожно: дескать, ущерб не столь велик. Температура, при которой плавится бронза, – 1200 градусов по Цельсию. Но даже при меньшей температуре меняется химический состав этого металла. Как изменится после этого звук колокола, предсказать трудно. Конечно, оценить это должен профессиональный звонарь. Но захочет ли он об этом рассказать?»

Старший звонарь соборов Московского Кремля Игорь Коновалов считает: «Если под воздействием сильного огня колокол «потёк», то в некоторых случаях восстановить его невозможно». Если эти опасения подтвердятся, значит, погибнет целый пласт в истории России…

Так или иначе, Новодевичий монастырь, большинство служб в котором проводит предстоятель РПЦ патриарх Кирилл , может надолго остаться без колокольного звона. Искусствоведы опасаются, что пожар навсегда погубил колокола XVI века. Дело в том, что они уникальны, как, например, скрипка Страдивари. Восстановить их невозможно.

Как сэкономить на реставрации?

Версия о неосторожном обращении с огнём отпала сразу: по информации представителя компании «Стройкомплект», проводящей реставрацию, тепловые пушки на момент возгорания были полностью обесточены. Вслед за этим в недрах правоохранительных органов заговорили о том, что пожар в Новодевичьем монастыре могли устроить охотники за сусальным золотом, забравшиеся на строительные леса. «По куполу колокольни производились позолотные работы. У нас же есть, к сожалению, люди, у которых при слове «золото»» мозг отключается. И уже не важно – ювелирное, сусальное или самоварное», – сообщил источник в правоохранительных органах города.

В движении «Архнадзор» выдвинули свою версию произошедшего. «В цивилизованных странах деревянные леса при реставрации культурного объекта такого значения давно уже никто не использует, – пояснил «Нашей Версии» координатор этого движения Сергей Клычков. – Недавно был в Италии – не видел деревянных лесов вообще. Сейчас в ходу металлические леса. Если их нет – берут металлический каркас со специальной пропиткой, чтобы они не были горючими. На мой взгляд, использование допотопных деревянных лесов при реставрации памятника культуры мирового значения – это больше, чем халатность. Леса были смонтированы с полным нарушением технологии, в результате они начали гореть массово. Почему, когда ремонтировали ВДНХ, использовали металлические леса по современной технологии? Почему реставрацию уникального исторического памятника, объекта ЮНЕСКО, доверили подрядчику без проверки его технологий, не оценив риски? Где были МЧС, Департамент культурного наследия? Почему они возникли только после пожара? Есть и ещё один нюанс. Сейчас высококлассных реставраторов с опытом мало, стоят они дорого, вместо них часто используют некачественный труд малоквалифицированных рабочих, потому что всё поражено коррупцией. Я вот с ужасом смотрю на реставрацию Спасской башни и мучаюсь вопросом: а застрахована ли она от пожара?»

Пожары в кризис участились

Из комментария представителя «Архнадзора» вытекает ещё одна версия, которая пока что официально не фигурирует нигде. Скорее всего её не озвучит в своём экспертном заключении МЧС, не упомянет Департамент культурного наследия Минкультуры, не вспомнят и в Московской патриархии.

Напомним, реставрационные работы колокольни Новодевичьего монастыря начались в 2014 году. Соответствующее распоряжение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву дал президент России Владимир Путин. Предполагалось разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика монастыря. В прошлом году на проектирование и строительные работы Министерством культуры был выделен 1 млрд рублей, в 2015-м планировалось выделить 2 млрд, в 2016-м – 1,5 млрд, а в первом полугодии 2017-го –

0,8 млрд рублей. В общей сложности около 5,3 млрд рублей. Но ввиду кризиса суммы начали уменьшаться.

Вот как описывает ситуацию протодиакон Андрей Кураев: «На дальнейшую реставрацию Новодевичьего монастыря Министерство культуры РФ выделило сейчас почти 800 млн рублей. На эти средства планируется отремонтировать стены и башни женского монастыря, Певческие палаты, Лопухинские палаты, Погребовые палаты и Ирининские палаты». До пожара документация выглядела иначе. «Закупка производится на основании организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на 2015 год (пункт 58. Сохранение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности)», – говорится в конкурсной документации. Но осенью 2014-го выходит редактура этого же постановления. Статья 58 сокращается на 140 миллионов. Протодиакон Андрей Кураев комментирует это так: «Удивляет лёгкость финансового манёвра – в середине финансового года сотни миллионов можно вот так легко перебросить с одних объектов на другие, причём вовсе не аварийно-пострадавшие от пожара. Неоднократно сообщалось, что сгорели в Новодевичьем только строительные леса и повреждён лишь купол колокольни, ни башни, ни стены никак не пострадали. Похоже, что пожар – не более чем повод для этой финансовой операции».

Безусловно, пока это только предположение. Но снимать его со счетов не стоит. Причину пожара, конечно же, установят, обвинив кого-то в очередной раз в халатности. Но проблема останется: теперь даже объект Всемирного культурного наследия, находящийся в ведении Московской патриархии, – больше не святыня, а просто предмет бизнеса.

Новодевичий монастырь основал в XVI веке Василий III в память о взятии Смоленска, более столетия находившегося под властью Литвы. Это завершило формирование единого и независимого Московского государства. На протяжении всего существования монастырь играл огромную роль в истории страны. Например, в смутные времена монастырь был убежищем для царственных персон, а в XVII веке там была заточена царевна Софья. В 1812 году отступавшие из Москвы французы хотели взорвать монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, которые подвели в погреб.

June 26th, 2014

Болгарское городище X – XV вв. средневековый город – памятник федерального значения находится в Российской Федерации, на территории Республики Татарстан в 200 км. от г. Казани.

Кто знал про этот исторический объект? Давайте посмотрим на него подробнее …


Фото 2.

На берегу полноводной Волги в тридцати километрах ниже от устья Камы расположен один из замечательных памятников нашего культурного наследия — Болгарское городище — столица одного из ранних государственных объединений Восточной Европы.

Город Болгар являлся политическим, экономическим и культурным центром Волжско-Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла.

Возникший с начала X в. Болгар, благодаря своему удобному географическому положению, превращается в международный центр торговли. Торговый пригород Болгара Ага-Базар часто посещают купцы из Руси и Средней Азии, Ирана, Византии и далекого Китая.

Болгарское городище окружено земляным валом и рвом протяженностью более 5 км. Территория включает археологический культурный слой глубиной 5 м., с семью культурными стратами с V в. н.э. до настоящего времени, представляющий ценнейшее археологическое наследие, ряд каменных и кирпичных зданий общественного и религиозного назначения сохранившихся с XIII – XIV вв. Площадь 424 га, буферная зона 2819 га. С восточной стороны городище примыкает к г. Болгар – районному центру РТ, с западной стороны к поселку Приволжский и занимает край коренной Волжской террасы высотой около 30 м. На части территории Болгарского городища с XVIII в. расположено село Болгары с сохранившимися домами и традиционным образом жизни, где в настоящее время проживает 98 жителей. На базе Болгарского городища в 1969 г. создан Болгарский государственный историко-архитектурный музей – заповедник, финансируемый из республиканского бюджета. Подготовлены и утверждены Концепция развития музея – заповедника на 2009-2019 гг., Комплексный проект «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров – град Свияжск» на 2010 – 2015 гг. Для организации работ по сохранению и реставрации памятников в 2010 г. создан Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры и экспертный Совет, куда вошли признанные международные, российские и татарстанские ученые и специалисты.

Фото 3.

В VIII – IX вв. болгарские племена покинули Приазовье и откочевали в район Среднего Поволжья. В конце IX – начале X веков болгары, вступив во взаимодействие с финно-угорскими племенами основали государство Волжскую Болгарию. В X – XI веках город Болгар был столицей Волжской Болгарии, одного из крупнейших раннесредневековых государств Восточной Европы, и позже, в XIII в. город стал первой столицей Золотой Орды (Улуса Джучи) и одним из крупнейших экономических центров этого государства в XIII – начале XV в.

Со временем город Болгар застраивался и расцветал, в центре возвышались Ханский дворец и Соборная мечеть. Здесь творили ученые и поэты. История сохранила имена таких выдающихся людей, как поэт Кул Гали, ученый-историк Якуб ибн-Нугман, философ Хамид аль-Булгари. Широкое распространение грамотности среди населения показывают надписи на фрагментах керамики, на ювелирных изделиях и на камне.

Но мирное развитие болгарского народа, достигшее на рубеже XII — XIII столетий своего расцвета, было прервано монгольским нашествием. «Взяша славный Великий город Болгарский, избиша оружием от старца до уного, и до сущаго младенца, и взяша товаре множество, и город их пожгоша огнем и всю землю плениша», - говорится в русской летописи о событиях 1236 года.

В отличие от других булгарских городов, потерявших свое значение, город Болгар быстро оправился от разрушения и во второй половине XIII — первой половине XIV вв. достиг своего второго расцвета. Русские летописи именуют его Великим Болгаром, а восточные источники - «Золотым троном». В 60-е годы XIV века город был окружен земляным валом и мощными дубовыми стенами. Он превратился в один из крупнейших городов Европы, где проживало более 50 тысяч человек.

Фото 4.

Современный Болгар - это обширное городище, окруженное валом и рвом длиной более пяти километров, где расположены архитектурные памятники XIII — XIV веков, такие как Соборная мечеть, Восточный и Северный мавзолеи, Ханская усыпальница, Малый Минарет, Черная палата, Белая палата, Ханская баня и многочисленные археологические объекты.

Болгарский историко – археологический комплекс является уникальным свидетельством существования в X – XV веках мощных раннесредневековых государств, — Волжской Болгарии и Золотой Орды и цивилизации, которая исчезла вместе с ними в XVI в., но на многие годы вперед, вплоть до нашего времени, определила особенности веры, культуры, обычаев и традиций народов в этом гео – культурном регионе, древней цивилизации, которая положила начало современному татарскому этносу, — второй по численности нации России и другим народам Волго – Уралья. В настоящее время Болгарский историко – археологический комплекс является единственно реальным следом существования Волжской Болгарии и Золотой Орды периода ее расцвета.
Пространственная организация Комплекса является прекрасным примером передового урбанизма в Евразии, что является одним из основных признаком цивилизации. Еще одним важным признаком цивилизации является наличие монетного чекана, их обращение и развитие денежно – весовых систем. В X в. и 1240 – 1330 гг. в Болгарах чеканились серебряные и медные монеты. Развитие ремесла, международная, межрегиональная и внутренняя торговля, взаимодействие культур различных народов, симбиоз культур оседлых и кочевых народов хорошо прослеживаются по археологическим находкам X – XV вв.

Болгарский Комплекс – выдающийся пример мусульманской средневековой архитектуры и археологии и является лучше всего сохранившимся в Восточной Европе памятником. Это самый северный в мире памятник мусульманского зодчества, уникальный и практически единственный образец болгаро – татарской архитектуры XIII – XIV вв. в Евразии, демонстрирующий высокий уровень и самобытный характер.

Фото 5.

Это сакральное место для всех мусульман, место официального принятия Ислама Волжскими Болгарами в 922 году. Для мусульман это место обладает особой духовной аурой, являющейся нематериальным наследием высочайшего уровня. Это место традиционного религиозного поклонения и паломничества мусульман к их святыням, начиная с XVI века.

В 1998 г. Болгар был представлен Российской Федерацией одновременно с Казанским Кремлем и Свияжском в Предварительный список Всемирного культурного и природного наследия как Болгарский историко – архитектурный комплекс и рекомендован ИКОМОС, по критерию III. В декабре 2001 г. на 25 сессии Комитета Всемирного наследия в Хельсинки (Финляндия) было принято решение о необходимости представления страной – заявителем пересмотренного досье номинации, в котором бы подробнее описывалась история передвижения народов и организации семинара по вопросу подлинности и реконструкции Большого Минарета. Пересмотренный вариант номинации как Болгарский историко – археологический комплекс был представлен Российской Федерацией в центр Всемирного наследия ЮНЕСКО к 1 февраля 2012 г. В октябре 2012 г. состоялось посещение Татарстана экспертом ИКОМОС — профессором Жолтом Виши с целью оценки соответствия Болгара критериям ЮНЕСКО.

Фото 6.

Фото 7.

В рамках ежегодной сессии Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия, которая завершилась 25 июня 2014 года в Дохе, список мировых достопримечательностей был пополнен рядом значимых объектов. Членами комитета были рассмотрены кандидаты в 38 номинациях в 40 странах мира. Так в этом году был отмечен Болгарский историко-археологический комплекс, расположенный на территории России, Национальный парк Мареша – Бейт-Гуврин в Иудейской долине в Израиле и т.д.

Фото 18.

Работающие в Татарстане археологи получили информацию от Института археологии РАН об обнаружении клада с серебряными изделиями второй половины XIII века. В Болгарском городище, на территории историко-архитектурного болгарского заповедника, где в X-XIV находился Булгар, столица Волжской Булгарии, сейчас совместно работают экспедиция Института археологии Института археологии Академии наук Татарстана.

Клад, найденный в слое 1236 года, помещен в деревянный туесок, от которого сохранилось берестяное дно, и завернут в ткань. Большую часть клада составляют слитки из серебра круглой формы, служившие в Волжской Булгарии эквивалентом денег. Весят эти слитки более 5 килограмм. Также обнаружены два плетеных браслета из серебряной проволоки и железный бронебойный наконечник стрелы,

Фото 8.

Кто интересуется этой темой подробнее, давайте я вам расскажу вот про эту битву:

Скрещёнными мечами отмечено место последнего сражения болгарских воинов. Ныне – Золотарёвское городище.

1236 году, огромные полчища кочевников нахлынули на нашу Родину – Волжскую Болгарию. Вёл захватчиков старый полководец Чингисхана-Темучина – Субедей. Тогда он был уже полководцем и опекуном внука Темучина – Батыя, сына Джучи. Огромная армада, по оценкам некоторых исследователей достигавшая 300 тысяч воинов, разорила богатую и мирную страну гуннов на Волге. С тех горестных событий в 2013 году станет 777 лет.

777 лет – три печальных Чувашских семёрки. Чуваши – последний осколок хунну-болгарских языков. Современная Чувашия начинается с тех лет. Остатки Волжских — Болгар, Сувар, Аскил (Эсгил), Барсил, Баранджар — пяти основных царств составлявших Волжскую Болгарию, вынуждены были искать спасения на другой стороне Камы и Волги. Часть Болгар ушла за Каму, найдя спасение в лесах Аров (Удмуртов и Коми). Современный Арск – опорный пункт этой части Болгар, в основном исламского толка.
Часть этих закамских Болгар по инерции-спасения продвинулась дальше по Вятке и Каме. Они со временем смешались с Удмуртами, дав начало особой удмуртской подгруппе Бесермены. Так на Руси называли Волжских Болгар.

Другая часть, в основном не очень исламизированных Сувар, спасалась, переходя за Волгу. Здесь, лесные области были населены Черемисами (Марийцы) называемыми Горная Черемиса, из-за более возвышенного рельефа правой стороны Волги, чем левой. Болгары-Сувары спасавшиеся за Волгой в черемисских лесах, частью потеснили местное население, частью ассимилировали. По средневековой карте венецианского картографа Фра Мауро на месте современного города Чебоксары отображён город по названию Веда Суар. В чувашской транскрипции его можно прочесть, как Веде Сувар – Малый Сувар, от «веде» — мелкий, крохотный. Предтеча Чебоксар (Шубашкар) стал опорным пунктом этой спасшейся части Волжских Болгар.

Многие Болгары бежали ещё дальше, в пределы русских княжеств, ища спасения там. Но, как известно ненадолго. По всей видимости, этой операции по эвакуации мирного населения способствовал хитрый и самоотверженный манёвр болгарских воинов заманивших основные силы захватчиков в присурские леса на укреплённый пункт, сейчас известный как Золотарёвское городище. Здесь полегли последние Болгарские герои.

Впоследствии болгары Закамья испытывали сильное влияние государственного языка Золотой Орды – татарского.
Особенно значительным было это влияние после принятия ислама Золотой Ордой и создания Казанского ханства, и переселения на территорию Волжской Болгарии основной части татар. По сути, Болгары говорившие на языке, мало отличавшемся от тюркских языков, полностью слились со степным населением.

За Волгой, за столетия, тоже много изменилось. Здесь, Болгары отошли от ислама, использовав в быту лесные черемисские навыки и отдав предпочтение практичному язычеству. Полностью отдалились от враждебного тюрко-алтайского мира. По воспоминаниям Курбского, Чуваши свои населённые пункты ставили при «великих градах», т.е. огораживали их высоким частоколом, находясь в постоянной опасности нашествия. Громкие разговоры были запрещены, отчего язык приобрёл мягкий характер изобилующий шипящими звуками. Этноним «Сувар»-«Суваш» впоследствии трансформировался в «Чуваш». В источниках наименование Чуваш встречается только с начала 16-го века.

Города Болгар и Биляр пострадали от нашествия меньше чем Сувар. Они существовали и дальше, и существуют в наши дни. Ожесточённо сопротивлявшийся Сувар был выжжен дотла и стёрт с лица земли. Не так давно, менее столетия назад, были найдены его останки усыпанные пеплом. Чуваши-Сувары покинули эти места. Но, до поры.

Фото 9.

Шура Шурумбус «Исход»

тех трагичных дней прошло почти 777 лет. Многое изменилось. Но не изменилось ОДНО – самое главное! Существует нация – Чуваш. Пока СУЩЕСТВУЕТ!!!
Я пишу эту статью на русском и делаю это специально — для всех. Может быть кто-нибудь задумается о возвращении в лоно своего древнего, ОХ КАКОГО ДРЕВНЕГО, народа.
Истории о Моём народе, Я надеюсь, ещё расскажу в ближайшем будущем.
В драматичном для русского народа 1237 году Наш (чувашский) народ был уже на территории своей новой Родины. 2014-ый год – это не только год разных там олимпиад, это год ТРЁХ ЧУВАШСКИХ СЕМЁРОК!!! Сделаем так, чтобы этот год стал годом начала расцвета нации – Чуваш!
Вы здесь спорите, кто мы Болгары, Гунны, Хунну и даже Шумеры. Глупо! Бросьте эти споры, все наши предки в нас! Они никуда не денутся. Пращуры должны быть в душе!

Следующий 2013 год – год памяти о погибших Чувашах. 2014 – год новой Чувашии, год 777 – год надежд на лучшее.

О Темучине-Чингисхане много сказано, но всё сказанное в превосходных тонах и красках. Да, это был незаурядный человек. Но в планы Темучина совсем не входила компонента завоевания мира. Слишком умный, хитрый и расчётливый это был персонаж. Вы возможно видели китайское изображение Чингисхана. В этом портрете великолепно передана сущность его. На портрете видим довольно полного человека, с тонкими чертами лица, спокойного и задумчивого – далеко совсем не грубого воина или героя, в обычном представлении о героях.

В те времена, собственно монголы, занимали второстепенное место среди многочисленных тюркских племён населявших пространства центральной Азии, территории современных Монголий. Это рассыпавшийся на множество родов и племён могучий Восточно-Тюркский каганат.

Умный, хитрый политик Темучин, сумел стать непререкаемым авторитетом, в первую голову, среди сильных тюркских племён. Болгары тюрок называли общим словом «татар», от чувашского слова «тата», имеющего значение, как объединительного союза, так и обозначения перечисления «другой», «следующий», плюс характерное для гунно-болгарских племён окончание «ар» обозначающее мужской род, родоначинание. Примеры гунно-болгарских этнонимов: болгар, сувар, хазар, авар, мадиар, кунгар. От Болгар это общее обозначение всех тюрко-монгольских племён перешло к русским, что и объясняет, то, что русские, в отличии от всех других народов Европы и Азии, называют завоевателей Татарами, а не Монголами.

Но, вернёмся к Чингисхану-Темучину. Этот хитрый политик стремился к очищению современных территорий китайских и монгольских монголий от опасного и могучего тюркского элемента. Поэтому, в так называемые, завоевательные походы отправлялись в основном тюрки. На каких языках говорят сейчас завоёванные «монголами» территории? Практически исключительно на тюркских. Чингисхану удалось почти полностью освободить территории для своих-любимых монголов. От тюрков остались остатки-сладки, загнанные в горы Алтая. Но это и правильно! Тюрки не отдали весь Священный Алтай монголам. Последняя армада была сформирована после кончины Чингисхана для его внучка Батыя и брошена на Европу. Наставником Батыя стал знаменитый полководец Чингисхана – Субедей. Неординарная личность, злой рок для Чуваш. Исчадие зла в Чувашских преданиях.

Злодей Субедей, до рокового 1236 года, уже пытался три раза покорить Болгар и Сувар (гуннов, Савир) на Волге (Атил), но постоянно терпел неудачу. Первый раз в 1223 после победы над русско-половецким воинством на реке Калка. Посчитав Русь разбитой Субедей повернул своё победоносное войско на Волгу. До Калки, войска Субедея прошли с победами через Персию, завоевали Кавказ, и как было сказано Куманов (Половцев). Но на Волге им был уготован совсем другой приём. Войска Субедея попали в окружение и как передано в русской летописи «поял их меч со всех сторон». Сволочи Субедею судьба-злодейка дала шанс спастись. Он с небольшим отрядом удрал.

Второй раз в 1229 г. была ещё попытка, но большего, чем разорить южные регионы Волжской Болгарии монголы не добились. Затем была ещё одна неудачная попытка в 1232 г.
В 1236-ом году Субедей получил громадное полчище и полный карт-бланш. Злодей убедился, что «вырыл яму» для чувашского исполина-Улыпа.
Если брать в расчёт то, что средняя численность крупных городов в Болгарии насчитывала около 10-ти тысяч, то всё население царства вряд ли превышала 200-300 тысяч человек, а значит 40-60 тыс. мужчин. Поди, удержи громадные полчища в несколько сот тысяч (от 100 тыс. до 300 тыс.).
Субедей и его «командища» сжигала один цветущий город за другим. Монголы обычно не уничтожали города, которые не оказывали им сопротивления. По толстому слою пепла обнаруженного на месте где по предположениям находился город Сувар, ясно, что сопротивлялись города Болгарского царства до последнего.

У реки Суры, недалеко от современного города Пензы, есть место, где находят много древнего оружия. Оружие здесь, как раз времён монголо-татарского нашествия. Как татаро-монгольского происхождения, так и волго-болгарского. У реки Суры найдены остатки укреплённого городища, которое названо по близлежащему селению Золотарёвским.
Здесь, на земле древних Буртасов, Болгарские воины дали последнее своё сражение. Учитывая, что сражение дано на большом отдалении от границ Волжской Болгарии, то это могла быть специальная, хитрая отвлекающая операция на которые особенно были способны Волжские Болгары. По всей видимости, она прикрывала эвакуацию мирного населения, о которой было сказано выше.
Болгарские воины завели сюда противника, чтобы совместно с буртасами попытаться задержать его продвижение и дать шанс спастись остаткам своего народа. В неравной схватке с огромными полчищами неприятеля герои погибли все до единого, надолго остановив движение татар Субедея.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Чувашское книжное издательство - ровесник республики - образовано вскоре после провозглашения Чувашской автономной области 12 ноября 1920 г. как отделение Госиздата РСФСР (Чувашгиз). Уже в первые годы своей деятельности молодое предприятие наметило осуществление такого масштабного проекта, как издание 17-томного «Словаря чувашского языка» Н.И. Ашмарина, произведений русских и мировых классиков в переводе на чувашский язык. Были приняты меры по увеличению выпуска учебников и общественно-политической литературы.

Ныне Чувашское книжное издательство - многопрофильное предприятие, выпускающее художественную, детскую, учебно-педагогическую, справочную, научно-популярную, краеведческую и другую литературу на чувашском, русском, английском и других языках. Издательство также обеспечивает учебно-методической литературой образовательные учреждения Чувашии и чувашской диаспоры, ведет комплектование книжных фондов библиотек, занимается реализацией издательской продукции в розницу (в своей структуре имеет сеть магазинов «Книжные новинки»).

По ассортименту изданий и динамике производства продукции Чувашское книжное издательство имеет достойные показатели в России. В рейтинге региональных издательств по числу наград, полученных в основных книжных конкурсах, чувашские книгоиздатели занимают лидирующее положение. Около сорока книг удостоено дипломов различных престижных конкурсов - «Искусство книги», «Лучшая книга года», «Малая Родина», «Наше культурное наследие», Национального конкурса «Книга года» и др.

С 1996 г. Чувашское книжное издательство является членом Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ).

С другой стороны дальнейшее развитие различных форм деятельности в значительной степени обуславливает создание систем массового участия. Повседневная практика показывает, что сложившаяся структура организации играет важную роль в формировании соответствующий условий активизации. С другой стороны начало повседневной работы по формированию позиции играет важную роль в формировании форм развития. Задача организации, в особенности же консультация с широким активом способствует подготовки и реализации направлений прогрессивного развития. Таким образом рамки и место обучения кадров требуют определения и уточнения форм развития. Равным образом укрепление и развитие структуры представляет собой интересный эксперимент проверки дальнейших направлений развития.

Задача организации, в особенности же укрепление и развитие структуры влечет за собой процесс внедрения и модернизации существенных финансовых и административных условий. Идейные соображения высшего порядка, а также реализация намеченных плановых заданий позволяет оценить значение направлений прогрессивного развития.

Подробнее Свернуть

В этом справочном пособии содержится информация об исторических памятниках, находящихся под охраной государства. Каталог Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики » представили в Национальной библиотеке.

Пособие издано Чувашским книжным издательством. В первом томе, вышедшем в свет в 2011 году, рассказывалось об истории становления и развития Чебоксар, Алатыря, Ядрина, в новой, второй книге представлено историко-культурное наследие Мариинского Посада и Цивильска. Но даже два тома всего культурного наследия Чувашии не охватывают.

Николай Муратов: «Не все памятники, которые отражены в этой книге, исчерпывают все культурное наследие Чувашии, их значительно больше. В настоящее время выявлено где-то около ста объектов, представляющих значительную историческую и культурную ценность, но пока не объявленных памятниками, не приняты под охрану государства. Но скоро этот вопрос будет решен, и целый ряд памятников надо будет популяризировать ».

Подобные каталоги сегодня составляются в признанных культурных центрах - Ярославле, Костроме, Екатеринбурге. Польза таких изданий признается, прежде всего, научным сообществом, которое понимает - без подобных книг почти невозможно оценить значимость созданного народом и определить его место в общемировом культурном пространстве.

Михаил Кондратьев, заведующий отделом искусствоведения института гуманитарных наук: «Эти книги - знак того, что российская периферия, провинция, глубинка, как часто говорят, она как бы просыпается. Мы сами себя стараемся понять, классифицировать, инициировать ».

В Чувашии более полутора тысяч архитектурных и 682 объекта культурного наследия. Постройки различного назначения, здания, связанные с жизнью известных людей, памятники тем, кто оставил свой след в истории, - об всем этом можно узнать из книги Николая Муратова. В итоге напряженной исследовательской работы получилось издание, которое по объему информации может быть приравнено лишь к энциклопедии. Но есть то, о чем ученый пока еще только мечтает рассказать читателю.

Николай Муратов: «Есть такая идея - создать раздел или том, посвященный утраченным памятникам истории и культуры. Над этой темой мы думаем, готовим фотографии, будем этим заниматься ».


Последние новости Чувашской Республики по теме:
Каталог «Объекты культурного наследия Чувашии» увидел свет

Каталог «Объекты культурного наследия Чувашии» увидел свет - Чебоксары

В этом справочном пособии содержится информация об исторических памятниках, находящихся под охраной государства.
20:06 01.04.2013 ГТРК Чувашия

15:47 Состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики» - Чебоксары

Оригинал изображения 28 марта т.г. в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Муратова «Объекты культурного наследия Чувашской Республики».
17:14 29.03.2013 Администрация Президента ЧР

Петр Краснов поздравил автора каталога "Объекты культурного наследия Чувашской Республики" с премьерой книги - Чебоксары

28 марта в Национальной библиотеке Чувашии состоялась презентация каталога (второй книги) Николая Ивановича Муратова "Объекты культурного наследия Чувашской Республики", изданного в 2012 г. Чувашским книжным издательством.
14:59 29.03.2013 Государственный Совет