Королева эпатажа франсуаза саган. Обзор биографии Ф. Саган

Введение

Яркая личность Ф. Саган, с юных лет ставшей литературной звездой, всегда привлекала к себе интерес публики и внимание критиков. Восприятие писательницы как некоей популярной фигуры, отразившей в своем творчестве некоторые характерные особенности своего времени, определило и соответствующий подход к исследованию ее творчества, при котором Саган обычно рассматривается как своеобразный социологический феномен, заслоняющий собой творческий облик писательницы. Во французском литературоведении критическая литература, посвященная творчеству Саган, представлена монографиями Ж. Мурга, Ж. Урдена и Ж. Лами, а также многочисленными статьями, содержащими рецензии на ее произведения, посвященными анализу тех или иных аспектов ее творчества и причин ее популярности (П. де Буадеффр, Ж. Ган, М. Надо, Ф. Сенар, П. Вандром, А.Вийлор).

Совершенно с другой точки зрения подходит к изучению творчества Саган ряд англо-американских исследовательниц, представляющих феминистическую литературную критику и рассматривающих романы писательницы с точки зрения воплощения в них женской проблематики (Дж. Г. Миллер, В. А. Липтон, М. В.Сент-Онж).

В отечественном литературоведении последнее время отмечено появлением ряда статей, в которых наблюдается стремление пересмотреть негативные оценки творчества Саган, вынесенные литературной критикой 50-60-х годов и дающие о нем достаточно искаженное представление. Однако в основном литература, посвященная творчеству Саган, представлена предисловиями и послесловиями, носящими ознакомительный характер, а также упоминаниями в статьях и очерках преимущественно учебного или обзорного характера (Л. Зонинз, Ю. Уваров, Л. Андреев, Н. Ржевская, И. Шкунаева), причем исследователями рассматриваются в основном отдельно взятые ранние произведения писательницы, а более поздняя проза Саган остается без внимания.

Цель настоящего исследования - представить Ф.Саган и ее творчество не только как социологический феномен, но и, приподняв завесу окружающей ее легенды, увидеть в ней писателя, личность, женщину, определить художественное значение ее творчества, его связь с литературной традицией и место в современной французской литературе.

саган писательница женский

Обзор биографии Ф. Саган

В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», - Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов. Но сама Франсуаза - или Кики, как ее называли близкие- любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев. С детства мучило будущую писательницу обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их - и, как следствие, невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию. В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам - при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе. Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс. Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра». Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно. Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу. Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов. Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам, но везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать. Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась. Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны - Парижского университета. Однако чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе. Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей -- это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне - от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо. Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф. Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Из-за неудачи на экзамене по английскому Франсуазе пришлось забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца. 6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ -- ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще. Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много. Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам».

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров. Но вскоре потребовалось третье переиздание -- уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят. В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен- триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги - сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла. К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману - «Смутная улыбка» (1956 г.), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Она мчалась в машине на огромной скорости в нетрезвом состоянии. Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти. Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, - Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями. К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Забеременев, она вышла замуж второй раз - за скульптора Боба Уэстхоффа. В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами. Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении. Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер - в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.

+

С чем у вас ассоциируется Франция? Несомненно, большинство людей в первую очередь назовут книги Франсуазы Саган. Ими зачитывались во все времена, на них выросло несколько поколений. Сегодня они нисколько не устарели, потому что истории любви, истории людей, переживающих подлинные чувства, устареть не могут.

Франсуаза была личностью неординарной – о ней писали и «желтые» издания, и серьезные биографы. Многие пытались разгадать причины ее бешеной популярности, но никому это не удалось, потому что настоящую Франсуазу – такую, какой мы ее видим в этой книге, – знала только она сама. «Я не отрекаюсь ни от чего. Мой образ, моя легенда – в них нет никакой фальши. Я люблю делать глупости, пить, быстро ездить. Но я люблю еще многое другое, что ничуть не хуже виски и машин, например музыку и литературу… Писать надо инстинктивно, как живешь, как дышишь, не стремясь к смелости и «новизне» любой ценой». Великая Франсуаза никогда не изменяла себе, никогда не жалела о том, что сделала, и никогда не зависела от чужого мнения. Возможно, поэтому она и стала кумиром миллионов людей во всем...

Е е жизнь была такой же яркой, как и ее книги: Сен-Тропе, дорогие автомобили, наркотики, случайные связи, швыряние денег на ветер. В 18 лет она издала роман об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный образ жизни, и стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции. Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.

Ее проза - о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

Любовь

Любовь - главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в «Смутной улыбке», где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде. Страстная любовь с первого взгляда связывает героев «Сигнала к капитуляции» Люсиль и Антуана - молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров. А вот в романе «Здравствуй, грусть!» читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье.

И я поняла, что куда больше подхожу для того, чтобы целоваться на солнце с юношей, чем для того, чтобы защищать диссертацию.

«Здравствуй, грусть!»

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте - ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.

Одиночество

«Одиночество и любовь» - так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые. Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.

Ей были мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чей-нибудь компании; а дома по возвращении - неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты.

«Любите ли вы Брамса?»

В «Смятой постели» женщина возвращается к бывшему любовнику спустя 5 лет - хоть до конца и не понимает, зачем ей это нужно. Героиня «Любите ли вы Брамса?» от одиночества сходится с юношей, который на 15 лет младше ее. В «Волшебных облаках» девушка скучает в браке, изменяет своему мужу, но не решается уйти от него. Саган бесстрастно описывает одиночество в его худших проявлениях.

Сексуальная свобода

За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам - и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.

Знакомые советовали ей переменить обстановку, а она с грустью думала, что просто собирается сменить любовника: так оно менее хлопотливо, больше в парижском духе, весьма распространено.

«Любите ли вы Брамса?»

Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.

Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган - чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.

Деньги

Многие осуждали ее за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», - говорила писательница, сколотив огромное состояние в 18 лет на бестселлере «Здравствуй, грусть!».

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

У нее были денежные затруднения. Потом они уладились, и она сразу повеселела. Я очень люблю женщин, которые радуются деньгам. Мадемуазель Алис пожала плечами.

Значит, вы всех подряд любите!

«Любите ли вы Брамса?»

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.

Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.

Жить, в конце концов, значило устраиваться как нибудь так, чтобы быть максимально довольным.

«Смутная улыбка»

В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Франция

Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене - бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино. В «Смятой постели» давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня «Слезинок в красном вине» тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце. А в романе «Прощай, печаль» персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.

В четыре часа дня, когда вовсю светит солнце, они, спрятавшись в тени за стеклом террасы и чувствуя, как оно беснуется снаружи, заказали две порции крепкой выпивки и благодаря усталости, желанию и алкоголю ощутили себя героями Фицджеральда. Больше их никто не видел и не слышал, потому что в тот день Эдуар и Беатрис целый день были наверху блаженства.

«Смятая постель»

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.

Смерть

Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе «Немного солнца в холодной воде» героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят. «Здравствуй, грусть!» имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену. Неожиданный финал имеет «Прощай, грусть»: ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз.

Она вдыхала такой родной запах Роже, запах табака и чувствовала, что она спасена. И что погибла.

«Любите ли вы Брамса?»

Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.

20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.

В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.

49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.

Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.

Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана - бойфренда богатой дамы Дианы.

45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.

Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.

Элеонора и Себастьян - сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.

Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.

Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.

В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.

Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.

Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.

Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.

Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.

Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.

Франсуаза Саган - представительница современной женской прозы, основатель нового типа художественного мышления. Своим творчеством эта французская писательница привела к появлению новейшего стереотипа женского поведения, приоритетами которой стала потребность в самосовершенствовании и самореализации в различных сферах бытия.

Свой псевдоним писательница позаимствовала из романа известного французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», одной из героинь которого была герцогиня Саганська.

Франсуаза Саган (Куарез) родилась 21 июня 1935 года в семье богатого провинциального промышленника в городе Кажарк. Образование получила в лучших религиозных учебных заведениях Франции. Училась в Сорбонне, но бросила университет ради писательского труда. Первый роман «Здравствуй, грусть!» (1954) сделал ее скандально известной в 19 лет. Показательным было то, что ранняя и громкая слава не затмили ее разум. Ф. Саган пришла к отцу и спокойно спросила, что ей делать с 1.5 миллионами франков, полученных за публикацию романа. Он посоветовал: «Немедленно потратить их, потому что деньги для тебя - большая беда». Она так и поступила. Путешествия и яхты, неудачный брак с известным на то время издателем Те Шиллером (они вскоре расстались, он был на двадцать лет старше нее), рождение сына (1962), еще несколько попыток устроить семейную жизнь, влечение к азартным играм. В 22 года Франсуаза чудом уцелела после крупной автомобильной аварии.

Успех Саган многим казался непостижимым. Жизнь среди представителей богемы, в состав которой она входила, писательница удачно сочетала с упорным творческим трудом.

Один за другим из-под ее пера выходили романы, которые приносили ей мировое признание: «Странная улыбка» (1956), «любите Ли вы Брамса?» (1959), «Чудесные облака» (1961), «Сигнал капитуляции» (1965), «Капля солнца в холодной воде» (1969).

К периоду 70-х годов Ф. Саган пыталась почти не напоминать о себе, но потом ситуация изменилась: она выдала лирический роман «Синяки на душе» (1972), в котором непосредственно обратилась к читателя, рассказав о своих успехах и неудачах, о нравы «богемы» и ее литературные предпочтения.

Впоследствии увидели свет написанные в похожей манере «Мемуары» и книга «С наилучшими пожеланиями» (1984). их содержание подтвердил, что Ф. Саган совсем не похожа на своих героинь. Она относилась к жизни с неподдельным интересом, много размышляла о общественный прогресс и препятствия, которые встречались на его пути. Саган предупреждала об опасности, которой грозило безудержное и безграничное потребительство, когда культура становилась объектом купли и продажи. Писательница не скрывала своих политических симпатий: она открыто помогала президенту Міттерану в его предвыборной кампании.

Ф. Саган удалось уберечь свое творчество от зааганжованості. Она демонстративно отказывалась от литературных премий, почетных титулов и членства в Академии.

Среди произведений, написанных ею в течение 80 - 90-х годов, стоит отметить такие: «Потерянный профиль» (1974), «Расстеленное кровать» (1977), «Спящий пес» (1970), «Недвижимая гроза» (1983), «Надоело терпеть» (1985), «Водянистая кровь» (1987).

Значительный резонанс в Европе вызвал ее роман - биография о Саре Бернар (1987), написанный в форме писем к актрисе.

До 1991 года писательница выдала 22 романа, 2 сборника новелл, 7 пьес, 3 книги очерков. Во всех этих произведениях она пыталась изложить свои мысли, взгляды на современный мир, обычаи и литературу. Чувствовалось, что ее угнетала серость и духовное убожество «общества проживания», описания ею богемного или элитарного среды было обусловлено неприятием образа жизни мещанства, что приобрело глобальные масштабы.

Ф. Саган была известна и как общественный деятель, публицист. Она нарушала проблемы морального и духовного кризиса среди молодежи, защищала права человека.

Парижская квартира писательницы стала самым известным литературным салоном во Франции, который посещали не только писатели, но и дипломаты и премьер-министры.

Самая известная представительница женской прозы всегда повторяла, что любит скорость и азарт. Однако эти увлечения привели к негативным последствиям: частичной алкогольной зависимости, а впоследствии - и увлечение наркотиками.

В 1995 году Ф. Саган была условно осуждена и привлечено к ответственности за употребление и хранение кокаїну. ей грозило более серьеВНОе наказание, если бы в дело не вмешался тогдашний президент Франции Ф. Миттеран, который высоко ценил литературный талант писательницы. В феврале 2002 года она снова была условно осуждена, на этот раз за уклон от уплаты налогов.

В последние годы своей жизни Саган жила в Онфлере, городке на севере Франции, вместе с сыном и близким другом.

Умерла писательница в местной больнице 24 сентября 2004 года от сердечно-легочной недостаточности.

«Здравствуй, грусть!». Сюжет первого романа Ф. Саган был на удивление простым. Саган, эта «очаровательная маленькая бестия» (по словам Ф. Мориака), устами своей героини Сесиль поведала о отдых на берегу моря во время каникул в обществе отца, его любовницы и подруги покойной матери. Не стесняясь, она рассказала о телесные утехи, свои амурные отношения с соседом, которые не обязательно должны были иметь логическое продолжение. Неожиданно эту идиллию нарушила подруга матери Анна, характер которой отличался цельностью и глубиной. Опасаясь, что отец женится на ней, Сесиль, в конце концов, и стало причиной ее гибели. Понятно, что после возвращения в Париж и девушка, и отец продолжали жить прежней беззаботной жизнью. Несмотря на банальность сюжета, история, которую рассказала писательница, имела ощутимый подтекст грусти, что оказался и в названии книги. Мир плотских наслаждений вступил в романе Саган скрытой глубины.

Роман «Здравствуй, грусть!» стал бестселлером, впоследствии было выдано более миллиона его экземпляров на разных языках и в разных странах мира. Он сразу же вырос до своеобраВНОго символа, знамения времени, а образ главной героини олицетворял предсказательниц эпохи легких нравов. Он словно вобрал конкретные судьбы современниц писательницы - поэтому возник термин «поколение Франсуазы Саган». В одной из своих статей. Урден писал, что этот роман «отразил настроения и позицию молодого поколения, что начинало жить после огромного потрясение, которое испытал мир в годы войны, когда погибли прежние представления о Добре и Зле, прежние моральные ценности, прежние запреты и табу».

«Любите ли вы Брамса?» Это еще один рассказ о «лихорадку сердца», когда героиня должна решить хорошо известную в литературе проблему: сделать выбор между молодым, пылким, но неопытным любовником и спокойным, уравновешенным мужчиной среднего возраста. Произведение Саган напоминал роман А. Жіда «Пасторальная симфония», в котором автор рассуждал о невозможности воплощения в одном человеке высоких духовных и физических качеств.

Поль - главная героиня романа - тридцатидевятилетняя женщина, мастер декора жилых помещений, которая с течением времени стала по-новому понимать себя и свою жизнь. У нее не было семьи, детей, она чувствовала свое одиночество. Ее любовник Роже Ферте, сорокалетний владелец транспортного агентства, человек с «неудержимым аппетитом к жизни», никогда не смог бы дать ей то, о чем она мечтала, - тепло семейного уюта, радость познания жизненных истин вместе с детьми и т.д. Он был тем мужчиной, который умел приносить женщине удовольствие и уверенность в себе, но такое ощущение длилось лишь мгновение.

После шести лет периодических встреч, «законом которых стало понятие «свобода», Поль почувствовала еще большее одиночество. Пустая квартира, неизмятые простыни, мрачный покой стали атрибутами ее жизни и безмолвными спутниками. Героиня страдала от того, что никому не была нужна, никто не испытывал в ней потребности. «Она осталась одна, опять одна этой ночью... Лежа на кровати, машинально протянула руку, желая коснуться теплого плеча, она сдерживала дыхание, как будто боялась спугнуть сон кого-то. Мужа или ребенка. Не важно чей, лишь бы ее живое тепло помогало им спать и просыпаться. Но никому она по-настоящему не нужна».

Почти случайно, выполняя очередной заказ по декорированию дома богатой шестидесятилетней американки Ван ден Беш, мечтая этой работой улучшить свое финансовое положение, героиня познакомилась с двадцати - пятилетним сыном этой дамы - Симоном. Красивый и обаятельный, молодой человек сразу привлек внимание женщины. Этому способствовали и исключительные черты его характера - благородство, воспитанность, тактичность. «Он воплощал в себе тот тип молодого человека, который вызывал материнские чувства женщины ее возраста», - такого мнения была Поль о герое после первой встречи.

На Симона также произвела впечатление встреча с женщиной - декоратором. Будучи типичным воплощением «золотой молодежи», выполняя возложенные на него обязанности помощника адвоката - давнего знакомого г-жа Ван ден Беш, он постоянно боролся с ленью и рутиной. Среди своих сверстников Симон отличался тем, что отдавал предпочтение женщинам пожилым, со своими сложившимися взглядами на жизнь. Именно такую женщину (ее имени тогда еще он не знал) юноша увидел в той, которая выполняла заказ его матери.

Симон искал встречи с той, что заполонила его сознание. Навеселе он нарушил общепринятый ритм ужина Роже и Поль, а следующего утра, чтобы искупить свою вину, устроил женщине незабываемый завтрак в ресторане Булонского леса. Хотя каждый из них имел свой жизненный опыт, свои жизненные ценности, однако в тот момент их объединяло чувство полного удовлетворения жизнью. Они шутили и рассуждали над неотвратимостью одиночества, смеялись и грустили, и были, без сомнения, в восторге друг от друга.

Чувствуя влечение к Симону, Поль продолжала любить Роже. Для нее он оставался одновременно воплощением порока и совершенства. Его мимолетные увлечения другими женщинами она уже давно привыкла прощать, но не могла смириться с его полным отсутствием в своей жизни.

Она приняла ухаживания Симона. ей как женщине было приятно чувствовать свою необходимость. Героиня была довольна от того, что видела восторженные глаза влюбленного в нее молодого человека, однако не чувствовала себя полностью счастливой. Позволяя Симону любить себя, она постоянно вспоминала о своих встречах с Роже. Героиня не была уверена, любила ли она когда-то кого-то, кроме себя, любила и продолжала ли она любить Роже. До таких размышлений ее подтолкнуло приглашение Симона посетить концерт, на котором должна была звучать музыка Брамса. Обычное, казалось бы, вопрос, всколыхнуло в душе героини волну воспоминаний и заставило задуматься над своей жизнью. «Любите ли вы Брамса? Любит ли она хоть кого-то, кроме себя самой и своего существования?... Возможно, она лишь знала, что любит Роже. Просто хорошо усвоенные истины».

Придирчивые суждения окружающих людей по возрастной разницы между Поль и Симоном, доминирование «устоявшихся, общепринятых» истин над теми, которые еще требуют своих доказательств, стали причиной возобновления взаимоотношений между героиней и ее бывшим любовником Роже.

Ведущим мотивом романа стал мотив одиночества. Это самый страшный приговор, который мог получить человек. Главная героиня произведения боялась этого состояния, поскольку он был ей хорошо знаком: «ей были противны эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, пытаясь тянуть с чтением, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в какой-то компании, а дома по возвращении - неубранный кровать и такое ощущение, будто с утра не было прожито ни минуты».

Выбирая для своего романа название, писательница, наверное, руководствовалась тем извечным вопросом, который рано или поздно задает себе наедине каждый человек - любит она свою жизнь, своих близких, любимых. Именно вопрос «любите Ли вы Брамса?» казалось заранее обреченным на единственно правильный ответ: как можно не любить то, что уже давно стало классикой, что уже стало «устоявшейся истиной»? Как можно ставить под сомнение те чувства, те отношения, которые уже давно невидимой рукой вписаны в жизни каждого из нас?

Созданный в конце 60-х годов роман «Капля солнца в холодной воде» развивал тему, характерную для раннего творчества Ф. Саган, хотя и на другом, более глубоком уровне.

Героиня книги Натальи Сільверен способна любить и сделать другого человека счастливым, но жизнь свела ее с рядовым мужем, журналистом Лантье. Он не в состоянии понять порывов женщины, которая готова была пожертвовать всем ради любви. Поэтому история их встреч закончилась гибелью героини.

Философичность произведений;

Проникновение в глубины женской психологии;

Рассказчики - уверенные в себе женщины с сформированной жизненной позицией;

Изображение сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, обусловленные различием мировоззренческих ориентиров и своеобразием мироощущения;

Героини - чувственные натуры, мечтательны и романтичны, способны ощущать тончайшие движения жизни.

Классический роман великой французской писательницы Франсуазы Саган "Ангел-хранитель" - пронзительная история двух непохожих людей и их попыток найти счастье. Вот уже больше сорока лет эти вечные сюжеты заставляют трепетать сердца читателей всего мира.
"Иллюзия искусства - заставить читателя поверить, будто великая литература очень близка к жизни, но в действительности все наоборот. Жизнь аморфна, литература строга."
Франсуаза Саган

Женщина, о которой мечтают, женщина, по которой сходят с ума, женщина, которую богато содержат и заботливо опекают, находит вдруг свою любовь. Настоящую любовь, дающую ей смысл, счастье и уверенность, как будто из-под серой пыли и грязи на свет пробился прекрасный цветок.

Нью-Йорк - город, где много воздуха, прямой, как стрела, продуваемый ветром так, что не чувствуется никакого кислородного голодания, где двумя искрящимися лентами изогнулись реки - Гудзон и Ист-Ривер. Нью-Йорк вибрирует днем и ночью - под порывами морских ветров, пропитанных запахами соли и бензина днем и выпитого алкоголя ночью.

Любовь - это тайна, завесу над которой люди пытаются приподнять уже много веков. Настоящую любовь, подлинную страсть дано испытать далеко не каждому, но только тот, кто отмечен ею, проживает полноценную жизнь.

Франсуазу Саган всегда привлекал мир сцены. Она даже пробовала себя в качестве режиссера, но роль драматурга принесла ей гораздо больший успех.
Все три пьесы, опубликованные в этой книге, относятся к позднему периоду творчества Саган.
"Счастливая случайность" - парадоксальный рассказ о трусе, которого все считали героем.
"Пианино в траве" - комедия о попытке вернуть молодость.

В романе Франсуазы Саган "Женщина в гриме" снова рассказывается о любви. О любви, в начале которой ни Он, ни Она не знают, к чему приведет их встреча. Быть может, к недолгой и неудачной связи, быть может, к порыву страсти, не оставляющей ничего, кроме стыда. Но уже невозможно отвести глаза друг от друга и страшно упустить возможность радостного сосуществования, наполненного светом и нежностью.
На русском языке роман публикуется впервые.

Франсуаза Саган (Françoise Sagan, настоящая фамилия - Куаре (Quoirez); 21.VI.1935, Кажар - 24.IX.2004, больница города Онфлёр, Нормандия) - французская писательница, драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.
Действие происходит холодной зимой, замок окружен снегом.

Перед вами три романа великой Франсуазы: "Здравствуй, грусть", "Смутная улыбка", "Через месяц, через год" - романы, с которых началась ранняя и стремительная творческая дорога писательницы и которые, так же, как и полвека назад, расходятся огромными тиражами и зажигают сердца миллионов читателей во всем мире.

С милым рай в шалаше? Женщине, легко и беззаботно порхающей по жизни, как бабочка над усеянным цветами полем, доводится проверить это нехитрое высказывание. Так что же все-таки "главнее": беззаботность и привычка к счастливой безбедной жизни в комфорте и роскоши или любовь, влечение тел и душ? Или же просто всему свое время?