Вечер по вампилову сценарий сценка свидание. Литературный вечер на тему "Звезда, в которую он верил" (сценарий литературного вечера, посвященного творчеству А. Вампилова). Александр ВампиловСвиданиеСценка из нерыцарских времен

Сценарий литературной гостиной

«Вспоминайте меня весело…»,

посвященной жизни и творчеству Александра Вампилова

Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Антипина Марина Фёдоровна

МОУ Казачинская СОШ

с. Казачинское

Казачинско-Ленский район,

Иркутская область

Цели:

Расширение знаний о писателе – земляке А.Вампилове;

Формирование уважения к его творчеству, любви к родному языку;

- воспитание интереса к чтению, расширению литературного кругозора; -формирование внимательного, вдумчивого чтения;

Развитие творческих способностей детей: выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера;


Оборудование:

Выставка произведений писателя;

На белой стене спроецировано изображение городской улицы;

На столике портрет писателя;

Стулья для гостей расставлены полукругом;

Ведущие располагаются за журнальным столиком;

На столе незажжённая свеча в подсвечнике, ваза с веточками сосны и берёзы;

Презентация А. Вампилов. (Приложение 1.)

Фонограммы (Приложение 2 .)
Участники мероприятия:

ученики 10 – 11 классов, которые только познакомились с именем А.Вампилова, учителя.

Минутность пребыванья на Земле

Запечатлеет каждый, как умеет;

Коль притяженье зла преодолеет

Он будет памятен вдвойне.

А если он добра оставит свет

Иль сотворит во благо дел прекрасных,

Пусть знает: жил мгновенье не напрасно

И на века оставил звездный след.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать всех собравшихся в нашей литературной гостиной!

В1. Разговор наш пойдет сегодня об удивительном человеке, талантливом писателе – драматурге, нашем земляке - Александре Валентиновиче Вампилове.

В. 2

Постоим на аларской земле,

Слово “Вампилов”

скажем спокойно,

С благодарностью-

Школе и дому,

Селу Кутулик

И учителю литературы.

Дверь закрыта

в жизнь драматурга,

И открыты

книги, театры.

Глазами Вампилова

В.1

Прошло сто лет, как Пушкина не стало,

И вот родился снова Александр.

Ему цыганка жизнь короткой нагадала,

А с именем он принял Божий дар -

Писателя, дар чувствовать и видеть, что незримо,

Провидцем быть, любить, не лгать, дружить,

Ценить людей и помнить слово мамы,

Не разорвать с селом живую нить.

В. 2

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в посёлке Кутулик Иркутской области в семье учителей. Идеей безграничной любви к своей “малой родине” проникнуты многие его рассказы и очерки.

Презентация «Александр Вампилов» (Черемных Анна) ( Приложение 1.)

В. 1

Обзор произведений Александра Вампилова (Андреева Алёна)

В. 2

- «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными моментами в жизни человека».

Драматизация рассказа “Свидание”.

В. 1

Вампилов пишет очерки, фельетоны. Главный объект вампиловских фельетонов - это хам и хамство во всех его разнообразных обличьях. В борьбе с ними голос писателя неумолимо требователен и настойчив.

Бойтесь хамства! Хамы не перевелись. Хамы притаились. Они поняли, как опасно хамить в обществе, и расползлись по собачьим своим конурам. Они стали застенчивыми производственниками. Простыми скромными тружениками.

И остались хамами. Оглядевшись по сторонам - нет ли свидетелей, они наговорят вам мерзостей, забрызгают своей ядовитой слюной. Закрывшись на ключ, они изобьют детей, жену, оскорбят собственную мать. Выявляйте хамов, тащите их на свет божий, не спускайте с них строгих ваших глаз! Судите хамов! Не спускайте им ни одного мата, ни одного разбитого стекла.

В. 2

Вампилов - прозаик, глубоко чувствующий сильную стихию, способную подчинить себе человека, это власть духа, воображение мечты, которым нет места в нормальной обыденной жизни, но без которых жизнь невозможна.

Сообщение библиотекаря школы (Любовь Николаевна)

В. 1

Помоги смастерить белый свет

Из опавшей листвы, из берёзы,

Чтобы солнца - на множество лет,

Чтобы всё: и метели, и грозы…

Но вначале разбросим на титрах:

Пять процентов дадим дуракам,

Пять процентов оставим для хитрых.

В нашем сквере средь огненных веток

Будут ветры бубнить тут и там,

Будут звёзды сиять и этак.

Вечерами грустить по одной

Станут девочки в штапельных брючках,

И туристы - спешить, в выходной

И дельцы вспоминать о получках.

И друзья (каждый жив и здоров,

Каждый в истинно- собственном плане)

На шальных перекрёстках ветров

Будут вместе с тобою горланить…

Значит так, по рукам? - По рукам!

Только мир не бывает послушным…

Кто-то требует: всё - дуракам!

Кто-то требует: всё - равнодушным!

Холод ждёт, листопадным кольцом оцепя…

Мы готовимся к новому бою…

Осень…осень бредёт!

Без тебя!

С тобою!

Иннокентий Новокрещенных

В. 2

Одна мысль была дорога Вампилову: “ … среда-это мы сами. Мы, взятые все вместе. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда-это то, как каждый из нас работает, ест, пьёт, что каждый из нас любит, и, значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?

Театрализация рассказа «Девичья память»

В. 1

Можно подобрать сто эпитетов: талантливый, умный, насмешливый, гордый, весёлый, азартный…, но эти эпитеты не раскроют его так, как он раскрыл себя сам в своих пьесах. Своим отношением к героям и выборам проблем он создал свой собственный образ… (Геннадий Николаев).

В. 2

Вампилов и Байкал – два слова, не отделимых друг от друга.

Глаза писателя – духовности родник,

В них можно утонуть, как в омуте Байкала.

Достигнув в кульминации накала.

Байкал, слиянье глубины и чистоты,

Зачем ты стал стеченьем обстоятельств,

Могуществом стихий? Коварно, в одиночку,

Волной поставил в чужой драме точку?

Сообщение районной библиотеки – Антипина О.П.

В. 1

К Вампилову, как к вестнику совести, припадают, чтобы омыться и вдохнуть глоток чистого воздуха. Слова его прочно установились в литературном ряду, в который заглядывают с любовью и грустью.

В. 2

Каким был Вампилов, мы узнаём из воспоминаний его родных, друзей, современников. Духовный облик драматурга открывается уже тогда, когда вглядываешься в его портрет.

Презентация «Друзья о Вампилове» (Антипина М.Ф.)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой милости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной и на земле

У кого-то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело, -

Словом, так, каким я был.

Пётр Реутский

Нас разделяют годы – четверть века.

Ушёл ты молодым – судьба несправедлива!

Оставил душу нам, пел о душе красиво.

И вот смотрю на твой портрет обычный:

Простой мальчишка, скромный, всем привычный,

С лицом скуластым и копной волос,

Рот приоткрыт в улыбке…

«Мне жаль одиноких, умей рядом быть».

Нет, Саша Вампилов, тебя не забыть.

Друзья с тобой. Верь.

И смотрю на портрет.

Как грустно, что гений не дарит свой свет.

Пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнём своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать -

Приятно пережить любви страданье.

И всё же страдания приятней забыть .

Не остывшая от зноя,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало…

Словно тяжкие ресницы
Поднимались над землёю,
И сквозь белые зарницы
Чьи – то грозные зеницы
Загоралися порою.

Саше Вампилову
По-настоящему дорогому человеку на земле без слов о твоем творчестве, которое будет судить классическая критика
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе.
Потом еще на чем-то вроде.
Потом верхом, потом пешком
Пройду по улице с мешком -
И буду жить в своем народе!
Николай Рубцов

Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством - тем же источником, к которому припадают в жажде, теми же библейскими малыми хлебами, которыми было накормлено множество голодных. Люди в своем внешне нравственном устроении должны бы разделиться так, чтобы в каждом кругу стоял такой человек.
Валентин Распутин

Александру Вампилову, автору пьесы "Утиная охота"
Спектакль "Утиная охота"
Увидеть автору охота.
И среди леса, среди бора
Он мыслей расплескал озера,
Обманных подсадил утят
А режиссеры не летят!
Шарж А. Калинина
из альманаха "Ангара"№2 за 1968 г.
Эпиграмма М. Сергеева

Стихотворение А.Вампилова:
Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь и хранишь.
И вот опять тебя я покидаю,
Спокойствия и вечности приют.
Долга ль разлука наша, я не знаю,
Но я душой и сердцем вечно тут.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы случайных,
Извилистых, запутанных, крутых
Последняя дорога мне прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть.

«Многие из знавших Вампилова связывали его студенческий облик с гитарой. Это не случайно. Обычно сдержанный, немногословный, он внутренне и внешне изменялся, когда машинально перебирал струны легким касанием пальцев, пробуя аккорды… В какой-то момент появлялась музыкальная тема»,
- вспоминают однокурсники А.Вампилова.

«На квартире, в которой жил Саня, звучали Бах, Бетховен, Моцарт, Шопен, Сен-Санс, Лист, Глинка…Музыка для А.Вампилова была частью его существа, и, значит, творчества. Особую любовь он питал к старинным русским романсам».

Владимир Скиф
Век оступился, задохнулся
От боли острой, ножевой,
Когда Вампилов не вернулся
С Байкала в грустный город свой
Когда стремительная лодка
К бессмертью вынесла его,
Волна в объятьях сжала плотно,
Не подпуская никого.
Как коршуны, кружили ветры,
Стучала молния в крови.
Он не доплыл четыре метра
До жизни, славы и любви.

Все больней, все острей, ощутимей
Оживает твой след на земле.
Да святится в веках твое имя,
Как высокие звезды во мгле…

А в кабинете стыло кресло,
Весь город утонул в свинце.
И голосили в доме пьесы,
Как дети о родном отце.

С какой невероятной силой
Хотели мы, чтоб снова к нам
Вернулся бы живой Вампилов
По суше или по волнам.

Не на портрете и не в раме,
Обыкновенный, в доску свой.
И вот он снова перед нами -
Великий, бронзовый, живой.

2003 г.

В. 1

И в заключении нашей встречи Олеся Павловна проведёт небольшую викторину о жизни и творчестве Александра Вампилова.

В. 2

И последний аккорд – составьте синквейн о нашей встрече с Александром Вампиловым. (памятки по составлению синквейна лежат на столах).

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Литературный вечер – портрет «Талант, рожденный судьбой» (К 70-летию со дня рождения А.Вампилова)

Литературный вечер подготовили: учителя русского языка и литературы, Калашникова Р.А. Ширманова И.В., МОУ «Средняя школа №12» г. Усолья – Сибирского email: [email protected]

Юбилейный вечер - портрет «Талант, рожденный судьбой…» (К 70-летию со дня рождения Александра Вампилова).

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве сибирского писателя А.Вампилова; вовлечение в мир искусства слова; развитие эстетического вкуса и творческих способностей школьников.

Коридор редакции. По коридору туда и обратно ходит, напевая драматическую тему из второго действия «Риголетто», молодой человек в черном костюме с бледным лицом. Испачканные в чернилах руки он заложил за спину и нервно шевелит там большим пальцем.

Молодой человек . Ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, ля-ля, (Вздрагивая и останавливаясь.) Не знаю, как я закончу, но начал я плохо… (Снова ходит.) Я проклинаю тот день и тот час, когда впервые сел писать рассказы, мне ненавистны те люди, которые говорили мне, что у тебя получается, сколько раз я пытался бросить…(Останавливается.) Но легко сказать «бросить писать!». (Распаляясь.) Можно избавиться от тысячи дурных привычек и приобрести две тысячи хороших, можно стать вежливым, чутким, бескорыстным, можно бросить курить, пить, можно бросить, наконец, жену, детей, но - бросить писать?! Человек, раз напечатавший где-нибудь рассказ или стихотворение, уже никогда не остановится писать, Это невозможно, так же, как невозможно дураку перестать валять дурака!

Если б вы знали, как много я пишу! Честное слово, я не могу равнодушно видеть бумагу, сейчас же у меня появляется какой-то зуд и непобедимое желание исписать эту бумагу, исчеркать, На моем столе безобразие от начатых и незаконченных рукописей. И вы думаете, я выбрасываю всю эту чепуху? Не-ет! (Усмехаясь.) Я аккуратно складываю все это в стол в тайной надежде, что когда-нибудь эти бумаги схватит дрожащая рука исследователя.

Знаете, я болен. Пока я не сплю, меня беспрерывно сосет необъяснимое беспокойство, словно в кармане у меня билет на какое-то представление, а время уходит, и билет пропадает… По ночам мне снятся запутанные сюжеты… и, знаете, я скажу вам больше: для меня и жизнь моя - черновик. Да-да! Черновик, исчерканный, запутанный черновик, в котором не разберется ни одна душа на свете.

(Несколько раз проходит туда и обратно. Грустно.) А обивать пороги редакций, вы думаете, легко и весело? Придешь к иному редактору, принесешь рассказ, а он эдак сквозь зубы: «Ну, что скажете?» Будто я пришел занимать деньги или украсть пресс-папье с его стола. (Останавливается у двери с табличкой «Редактор».)

Вот сейчас за этой дверью решается, будет ли напечатан мой новый рассказишко или нет, конечно, я надеюсь, но скорей всего его не возьмут, Мне кажется, рассказ я писал вяло, с постыдным равнодушием к своим героям. Там героиня у меня смеется, а когда я писал это место, я засыпал с ручкой в руках. (Снова ходит.)

Говоря откровенно, вдохновения никакого вообще нет, Вдохновение выдумали поэты, чтобы пустить пыль в глаза. Гонорар и тщеславие - вот единственные двигатели творчества. Не верите? Прочитайте…э… впрочем, не скажу кого, вы можете передать мои слова… Не вошедши в литературу, рано впутываться в литературные интриги. (Останавливается у той же двери.) Пойду, узнаю, как рассказ. Впрочем, мне кажется, что войти надо немного погодя. Почему? (Усмехается.) И раньше, пока я не занимался поэмами, у меня были некоторые странности. Мои родные и знакомые смеялись над ними или беспокоились. Теперь же никто не замечает этих странностей, все мне прощают и ждут, видимо, от меня чего угодно. (Помолчав.) И правда, все может быть. Я ничем не удивлюсь и сам, кажется, на все готов.

(Выходит. Его нет минуты две. Появляется. В лице перемена. Прячет улыбку. Помолчав, несколько раз прошелся.) Да…(Небрежно.) А вы знаете, рассказец-то мой взяли. Редактор говорит: «Талантливо растете. « Заметьте, это сказал человек, которому льстить мне не имеет никакого смысла. Впрочем, я и без него знаю, что я талантлив. (Смутившись всего на секунду.) Согласитесь, что пишущий должен быть несколько самонадеян, иначе критик задавит в нем автора.

Так вот в воскресенье в газете будет мой рассказ, полюбопытствуйте. Я сталкиваю там два характера – игра света и тени, в духе Рембрандта. Поинтересуйтесь. Там будет подписано: Лев Коровин. (С достоинством.) Это я.

Последний рассказ я писал с увлечением, Там у меня героиня плачет и, представьте себе, когда я писал это место, я плакал тоже. И вы, может быть, заплачете. (Бравируя.) Так вы поинтересуйтесь, не пожалеете. (Уходит, насвистывая балладу герцога: «Постоянство, тяжелые цепи постоянства…»)

1-й ведущий . «Не стало нашего Саши. – Не верится в это. Не верится… В сентябре он собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный широкий галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске, и они вместе составили «план». А потом он сам поехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил... Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад, и глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить, так же любя жизнь и людей, как и ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству. А еще мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» (Некролог, опубликованный 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь», написал иркутский поэт Марк Сергеев.)

2-й ведущий. Жизнь оборвалась на самом взлете, в самом расцвете. Жизнь, которой, казалось, не будет конца и которой, казалось, он сам привык диктовать условия: ведь он даже не позволил себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. Чудесная старая сказка о неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, сказка, которая вела его всю жизнь, должна была бы выручить и на этот раз. Он доплыл и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…

3-й ведущий.

Играется жизни последняя драма,

Судьба или лодка зависла над бездной

И рухнула в темную Вечность.… А мама?

А маме в той драме и больно, и тесно.

Сжимается сердце от черного горя,

И, кажется, нет и не будет дыханья.

Качаются волны Бессмертья… А море?

А море Байкальское предало Саню.

Как молнии, мысли мелькнули о чуде:

Ведь дома еще не окончена пьеса!

Неужто Господь отвернулся… А люди?

А люди спешили вдоль темного леса.

О, где ты, спасенье? О, где вы, славяне?

Нескоро мы все осознаем потерю.

Утопшую лодку достали.… А Саню?

А Саню мальчишки подняли на берег.

Заря поднебесья льется нелепо,

Стезя прерывается в сумрачной рани,

И звезды колючие смотрят.… А небо?

А небо Господнее приняло Саню.

Владимир Скиф «Саня».

4-й ведущий. Предчувствие необыкновенной судьбы своего последнего ребенка было самым светлым в последних днях Валентина Вампилова. Он предсказал его судьбу. В письмах к жене он писал: «Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я вижу писателей. Первый раз, когда мы с тобой собирались в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли. Второй раз в Черемхово, ночуя в доме знакомого, мне приснился Максим Горький, я целовал его в щетинистую щеку. Сны бывают часто наоборот, скорее всего, будет просто балбес, каких много на свете. Лишь бы был здоровый, мог бы чувствовать всю соль жизни под солнцем».

1-й ведущий. Сон, действительно, оказался пророческим. 1937 год – в этот год вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно сто лет назад, а в маленьком провинциальном городке 19 августа в семье учителя русского языка и литературы родился сын, и назван он был Александром. А разве могли ему дать другое имя?

2-й ведущий . Семейное предание Вампиловых берет свои истоки в Кутулике, поселке в несколько десятков домов вдоль Московского тракта. Прадед драматурга по материнской линии был сослан сюда при загадочных обстоятельствах. В семье помнят, что Африкан Федорович был большим любителем театра и музыки. Здесь долго хранилась реликвия - гитара, на которой он играл. С давних пор стал Кутулик местом, где приложили свой труд многие представители этой семьи. Её уклад был интеллигентным, сердечно- строгим, чуть отстраненным от быта самого поселка. При всей радушности и открытости дома, здесь не принято было выходить на люди со своими бедами и несчастиями.

3-й ведущий. Беда не заставила себя долго ждать. Отец Саши, не примирившись с незаконным арестом одного из учителей, поехал хлопотать за него в Иркутск, и сам оказался на подозрении. В день ареста Валентин Вампилов успел сказать жене Анастасии Прокопьевне: «Если меня обвинят - не переживай». 27 февраля 1938 года – приговор – расстрелять был принят и приведен в исполнение 9 марта этого же года.

4-й ведущий. Болевыми были воспоминания Александра об отце. О нем даже Анастасия Прокопьевна избегала говорить, наученная опытом 1937 года и послевоенной поры. Андрей Румянцев в книге «Александр Вампилов» пишет: «Какую бурю чувств испытал бы Саня, прикоснувшись к документам, открывающим трагедию его отца». Обвинение звучало безоговорочно и скупо: участие в контрреволюционной диверсионно-повстанческой организации. Оказывается, учитель литературы организовал повстанческую группу, готовил поджог Кутуликской школы, вел беседы о нойонско-ламском учении, испортил двадцать центнеров хлеба, принадлежащего школе. Помнить отца Александру Вампилову было не суждено, но он знал многое. Зная, не мог не гордиться. Ведь этот человек, родившийся в семье аларского крестьянина, сумел многого добиться. Это был прекрасный педагог-словесник, горячий, искренний, увлекающийся человек, наделенный чувством острой социальной несправедливости. Александр всю свою сознательную жизнь стремился отдать сыновний долг: приняв для себя за должное отцовские предсказания, он с честью выполнил их… Кутулик по праву он считал своей родиной.

1-й ведущий. Чтение прозы А.Вампилова «Прогулки по Кутулику.»

2-й ведущий. 1944 год. Мальчик пошел в первый класс. Младший сын школьного завуча (Анастасия Прокопьевна к этому времени уже заведовала учебной частью), учился хорошо, ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. У него был прекрасный слух, самостоятельно выучился игре на мандолине, домре, потом на гитаре, позднее постиг нотную грамоту, исполнял музыкальные пьесы, играл в школьном драмкружке. В школьные годы много читал, любил Пушкина, Лермонтова, Чехова, Есенина. Он как будто спешил все охватить, торопился. Участвовал в турпоходах: то на велосипедах, то на лодках, то с футбольной командой или со спектаклем в соседние села. Потом пришла детская страсть к стихосложению. Ею Вампилов переболел втайне от домашних, читая свои стихи приятелям под страшную клятву:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать-

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

3-й ведущий. Желание тайны было обоснованным. Стихи скоро ушли, а способность удивляться миру, доверять жизни, ощущать в ней незримые таинственные токи - осталась. Жадный интерес к людям Саша сохранил на всю жизнь. За всеми его героями стояли реальные лица и судьбы. История родного края не просто волновала его, она стала предметом его гордости и вынашиваемых замыслов.

4-й ведущий. « Из детства. 1946 год. В июле на покосе стрелочник Говорухин поймал хорька. Принес домой и затеял жарить. Говорушиха изругала его и выгнала из избы. Он успел схватить сковородку и под бугром, за огородом, у речки сжарил-таки добычу. Говорушиха, пухлая, громадная и разгневанная, стояла на меже, материлась, грозилась изувечить.

Сковородку, змей, испоганил!

Иди, иди сюда,- кричал снизу Говорухин,- попробуй! Ты попробуй – за милу душу пошиташ! (посчитаешь).

(Из записной книжки А.Вампилова.)

«Детство, проведенное в Кутулике,- как сказано в «Прогулках»,- проходит нескоро», но все-таки проходит…

1-й ведущий. В 1955 году Вампилов сдает экзамены в университет. Выбор историко - филологического факультета был не случаен. Это и дань семейной учительской традиции, это и прошлое рода Вампиловых. Началась студенческая жизнь.

И жизнь эта, столь отличная от простого размеренного кутуликского быта, поглотила его с головой. Все в ней было новым: круг друзей, чтения, интересов, мыслей, место и время. Казалось, весь мир - ровесник молодежи. Все было молодо, горячо, живо, и, главное, все было ново. Саша Вампилов обладал изумительным магнетизмом обаяния, к нему льнули люди. Невозможно даже объяснить, чем же он так притягивал к себе. Его редко можно было видеть одного, всегда вокруг друзья, товарищи.

2-й ведущий. Из воспоминаний Игоря Петрова, однокурсника Александра Вампилова. «Я познакомился с Сашей 2 сентября 1955 года в поезде, который увозил студентов университета в подшефный Аларский район на уборку урожая. Вечером поезд прибыл на станцию Кутулик. Александр Вампилов отпросился у руководителя до утра. «Я живу в Кутулике, а Тютрино рядом, через горку. Здесь полчаса ходу». Саня появился после завтрака в телогрейке, кирзовых сапогах, в серой поношенной фуражке, и – с гитарой, русской, семиструнной. Что может объединить молодых людей, различных по происхождению, воспитанию? Конечно же, общие интересы и увлечения. Основой же нашего духовного согласия стала литература и еще - музыка, неразлучная спутница юности. Все это счастливо соединялось, когда ненастными и долгими осенними вечерами Саня (так мы его называли, так и он всегда представлялся) пел под гитару Есенина».

(Исполнение под аккомпанемент гитары романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу….»).

3-й ведущий. Александр прекрасно пел. У него был небольшой, но очень приятный голос, удивительный по простоте. Но пел он нечасто, только среди своих, в хорошую минуту, Он очень любил старинные романсы и увлекался классической музыкой. Он боготворил Моцарта. Другое дело - Бетховен. Отдельные его произведения вызывали эмоциональное возбуждение, вообще не характерное для Вампилова. Главное место среди бетховенских опусов, без всякого сомнения, занимала Девятая скрипичная соната («Крейцерова»). По собственному признанию Вампилова, соната сразу же потрясла его своей страстностью, силой темперамента.

Автор. (Поставив пластинку и сделав многозначительную паузу, достал с полки томик Толстого, раскрыл его и прочел.) «Знаете ли вы первое престо? Знаете?!.. Страшная вещь эта соната. Именно эта часть. И вообще страшная вещь музыка. (Пробежал глазами текст, продолжил.) Разве можно играть в гостиной это престо? Сыграть, и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно только играть при известных, важных, значительных обстоятельствах и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке поступки». (Закрыл книгу).

(Звучит «Крейцерова соната» Бетховена.)

4-й ведущий. В студенческие годы познакомился А.Вампилов с В.Распутиным. Это было начало истинной и преданной дружбы, которую оборвала лишь смерть. На вопрос: «Легко ли было дружить с Вампиловым?»- Распутин отвечал: « С одной стороны - легко. Казалось, что он дополняет тебя. То, что ты мог рассказать самому себе, можно было рассказывать и Вампилову. С ним нужно было быть предельно искренним, откровенным, никогда и ничего не утаивать. А то, что говорил он, казалось необходимым и тебе, именно этого и не хватало в собственных рассуждениях, в откровениях с самим собой. Да дружить с ним было легко и в то же время трудно, потому что другу этому нужно было соответствовать».

Из записной книжки А.Вампилова: «Молодость дается нам для эксперимента, а не для прозябания».

1-й ведущий. В 1958 году в газетах «Иркутский университет», «Советская молодежь», «Ленинские заветы» появилось десять рассказов молодого автора. Все они, кроме одного-единственного, были подписаны псевдонимом А. Санин. - «А.Санин, студент госуниверситета». Теперь тайный умысел судьбы видится в том, что единственной публикацией тех дней, подписанной настоящим именем автора, оказалась драматическая сценка – «Цветы и годы».

(Инсценировка пьесы «Цветы и годы».)

2-й ведущий. Будучи еще студентом Вампилов был зачислен в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь», он является автором полутора десятков опубликованных рассказов, а весной 1960 года, после окончания университета, стал ее сотрудником. Редакция «Советской молодежи» и ТОМ- творческое объединение молодых под эгидой газеты и Союза писателей были вторым и, возможно, не менее важным университетом Вампилова. Работа в газете заставляла вглядываться в жизнь и писать, писать, писать.

3-й ведущий. 1961 год. Выходит «Стечение обстоятельств» - первая книга молодого автора. Это был сборник юмористических рассказов, написанных, по большей части, еще в университете. В 1962 году Вампилов послан редакцией в Москву на Высшие журналистские курсы, По возвращении становится ответственным секретарем газеты. В декабре едет на свой первый творческий семинар - семинар драматургов-одноактников, на котором представляет две пьесы: «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронью рощу» - первые варианты соответственно «Двадцати минут с ангелом» и «Истории с метранпажем». Ранние рассказы Вампилова по сути своей – «маленькие сценки». Лаконичные, забавные. Лирико-комедийные зарисовки, герои которых чаще всего молодые его сверстники, представляют немалый интерес. Любые поступки становятся мерилом нравственности.

(Инсценировка пьесы «Свидание».)

4-й ведущий. Театр - это всегда отражение жизни с ее конфликтами, с вечным поиском истины. Театр соединил в себе и горькую реальность, и веселую иронию жизни. Театр - это надежда и поэзия, это откровенность и искренность, это шутка, баловство, балаган. Из записной книжки А.Вампилова «Театр никогда не умрет: люди не перестанут валять дурака». Настало время, и на стол легли пьесы.

1-й ведущий . В начале января 1965 года вместе с Вячеславом Шугаевым Вампилов отправляется «покорять» Москву. Для этой цели у Вампилова предназначена была пьеса «Прощание в июне», с которой он безрезультатно обходит все театры столицы. С октября по декабрь по заказу Иркутской студии кинохроники работает над сценарием документального фильма «Баргузин» и пишет пьесу «Старший сын». В апреле заканчивает ее. 20 ноября 1966 года стало событием в творческой судьбе Вампилова. В Клайпедском драматическом театре состоялась первая в стране постановка «Прощание в июне», и в декабре он участвует в творческом семинаре молодых драматургов. Затем в десяти театрах Союза прошли премьеры этой пьесы. Всего состоялось около ста спектаклей.

2-й ведущий . В мае 1967 года, закончив учебу на Высших литературных курсах, Вампилов возвращается в Иркутск и летом завершает пьесу «Утиная охота». «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, де трудно стали различимы даже и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» - писал В.Распутин.

3-й ведущий. 18 ноября 1969 года состоялась первая постановка пьесы «Старший сын». Это этапное произведение в судьбе драматурга. Недаром ее называют философской притчей. Благодаря этим качествам, «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением. Весной 1971 года переработана и завершена пьеса «Валентина». («Прошлым летом в Чулимске»)

(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Валентина».)

4-й ведущий. С самого начала 1972 года Вампилов находится в Москве. Работает с А.Г.Товстоноговым над спектаклем «Прощание в июне» в московском театре имени К.С.Станиславского. Принимает участие в репетициях «Старшего сына» в Театре имени М.Н. Ермоловой. В Москву приезжает жена Вампилова Ольга, он знакомит ее с московскими друзьями, завершает множество мелких дел, которые прежде оставлял «на потом». Настойчиво говорит о желании обратиться к прозе, писать роман, начать все по-новому… В июне едет в Красноярск, где московский Театр имени К. С. Станиславского выпускает, будучи на гастролях, премьеру спектакля «Прощание в июне»,- режиссер А.Г.Товстоногов. Работает над пьесой «Несравненный Наконечников». 17 августа, в четверг, за два дня до своего тридцатипятилетия Александр Вампилов погиб на озере Байкал.

1-й ведущий. И тут уже начиналась другая история, другая жизнь, в которой от него теперь ничего не зависело и в которой он сам ничего не мог изменить или поправить. Все теперь зависело от того, как его прочтут, поймут, услышат. Признание нарастало стремительно. 28 октября в Театре имени К.С.Станиславского состоялся первый в Москве вампиловский спектакль – «Прощание в июне», режиссер А.Г.Товстоногов. 3 ноября – премьера «Старшего сына» в московском Театре имени М.Н.Ермоловой, постановка Г.Косюкова. 18 ноября – премьера «Прощание в июне» в Ленинграде в Театре драмы и комедии, режиссер Я.Хамармер. 16 декабря- премьера «Прошлым летом в Чулимске». В Иркутске выходит в свет книга Вампилова, состоящая из двух пьес: «Предместье» и «Прощание в июне». Вампилову присвоена литературная премия имени И.Уткина, которая была учреждена иркутским обкомом в связи с 50-летием комсомола.

2-й ведущий. В 1973 году Вампилов становится одним из лидеров репертуара: «Старший сын» идет в тридцати девяти театрах страны, «Прощание в июне» - в пятнадцати, «Прошлым летом в Чулимске» - в четырнадцати, «Провинциальные анекдоты» - в восьми. Создана комиссия по литературному наследию А.Вампилова.

3-й ведущий. С большим успехом идут спектакли не только у нас в стране, но и за рубежом: в Болгарии, Польше, ГДР, Канаде, США, Японии, Греции, Португалии. Секрет успеха прост. Для Вампилова в драматургии ничто не могло быть случайным или проходным. Каждое слово как бы имело свой вкус, вес и даже цвет, а главное - не могло быть заменено никаким другим. В Праге в 1976 году на 13 международном фестивале телефильмов была присуждена премия «За лучший сценарий экранизации» фильму, который был снят режиссером В. Мельниковым по пьесе Вампилова «Старший сын»

(Демонстрируется фрагмент фильма «Старший сын».)

4-й ведущий. В 1981 году издается сборник «Дом окнами в поле», объединивший все, написанное Вампиловым.

(Чтение стихотворения Анны Стародубцевой «Дом окнами в поле»)

Просто-напросто книга,

Обложка и титульный лист.

Что-то вывел художник на них,

До улыбки простое.

И рассыпан все тот же знакомый внутри алфавит.

И прохлада страниц.

И на снимке лицо_ молодое.

Неприметный пейзаж,

Где июньские встречи – тайком,

И у платьица милый фасон,

Только нынче - немодный.

И всему вопреки-

Пусть они побегут босиком

Против подлости, как против ветра,-

Легко и свободно.

Это просто кларнет.

Это жест осторожной руки.

Это взмах Музыканта,

Как взлет расшалившейся птицы…

Это просто -

Как теплой ладонью коснуться щеки

И слезинку смахнуть,

Задержавшуюся на ресницах.

И когда захолонет, застонет,

Забьется от слез

То, что все еще живо,

Хотя и томится в неволе,

Пусть покажется явью во сне-

Белый свет от берез

И бревенчатый дом

Золотистыми окнами – в поле…

1-й ведущий. В1987 году с 19 по 24 октября проходили дни Вампилова в Иркутске. Они включали в себя открытие дома-музея в Кутулике, где именем писателя были названы улица и библиотека, построенная на месте сгоревшей школы, открытие мемориальных досок на его доме в Иркутске (Дальневосточная ул., д. 57-а) и на здании иркутского областного ТЮЗа, которому было присвоено его имя. Был проведен фестиваль вампиловских спектаклей, показан документальный фильм «Александр Вампилов», снятый на Восточно-Сибирской студии кинохроники режиссером В.Эйснером.

(Демонстрируются кадры документального фильма.)

2-й ведущий. (Заочная экскурсия в музей Александра Вампилова в Кутулике. Фотовыставка.) Сегодня дом, в котором писатель жил со своей матерью и с другими учительскими семьями, известен на всю Иркутскую область как музей имени Вампилова. Земляки, долгие годы хранившие на память об известном драматурге какие-нибудь личные его вещи или книги, отдали всё в руки хранительницы музея, Юлии Борисовны Соломеиной.

Драгоценных экспонатов накопилось так много, что появилась необходимость создания еще одного музея-библиотеки, посвященного Александру Вампилову. Среди музейных экспонатов в новых помещениях будут находиться афиши, книги, подарки, и другие материалы, которые пока нет возможности показать. А старый музей, «отчий дом»» Александра Вампилова, останется на прежнем месте. В одной из четырех комнат учительской квартиры находятся детские вещи и фотографии Саши, в другой - свидетельства его школьной жизни, в третьей сохранилась та обстановка, которая была еще при жизни Вампилова. На печке стоят старые лампа и чугунок, в комнате – то же покрывало над кроватью вместо ковра, на стене висят рубашки, которые надевал А.Вампилов. В четвертой комнате находится все то, что относится к творчеству всемирно известного драматурга.

3-й ведущий. Время Вампилова – не только эпоха, в которую ему выпало жить, не только срок его земного существования, ограниченный датами рождения и смерти. Время Вампилова - свое у каждого из нас, у каждого читателя и зрителя. Оно начинается в тот момент, когда мы впервые открываем для себя вампиловские книги, впервые приходим на спектакли, поставленные по его пьесам. И пока мы читаем и смотрим Вампилова – продолжается его время.

(Чтение стихотворения Петра Реутского «Вспоминайте меня весело…»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так,

каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил ее, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Все мое со мной останется,

И со мной, и на земле.

У кого-то сердце ранится

На моем родном селе.

Будут весны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,-

Словом, так, каким я был.

Литература:

  1. Вампилов А. В. Записные книжки. – Иркутск: «Издательство Иркутского университета», 1996.
  2. Венок Вампилову: Сборник/сост. Л. Иоффе. – Иркутск: «Издательство Иркутского университета», 1996.
  3. Гушанская Е. Александр Вампилов. Очерк творчества. – М., 1990.
  4. Румянцев А. Т. Александр Вампилов. Воспоминания. Стихи. Пьесы. Рассказы. Письма. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993.
  5. Стрельцова Е. Плен утиной охоты. – Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография №1», 1998.
  6. Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк жизни и творчества Александра Вампилова. – Иркутск: Издательство журнала «Сибирь», 1997.

Сценарий
кино­квеста
«Вспоминайте меня весело…»,
посвящённого 80­летию со дня рождения А. Вампилова
МБОУ г. Иркутска СОШ № 5
13.00­13.30 Интерактив в фойе
Видеоролик «Александр Вампилов и Иркутск».
В фойе расположена выставка книг, посвящённая 80­летию со дня рождения А. Вампилова
(школьная библиотека). Заведующая библиотеки № 14 проводит викторину на любую тему,
связанную с жизнью и творчеством драматурга.
1. В каком районном центре Иркутской области родился Александр Валентинович
Вампилов?
а) Тулун
б) Куйтун
с) Кутулик
д) Култук
Ответ: с) Кутулик (по ­ бурятски ­ сумка)
2. Как назывался первый сборник рассказов Вампилова?
а) «Стечение событий»
б) «Стечение обстоятельств»
с) «Принятие обязательств»
д) «Использование доказательств»
Ответ: б) «Стечение обстоятельств»
3. На семинар драматургов ­ одноактников Вампилов представил однажды свою пьесу под
названием:
а) «Двадцать минут с чертом»
б) «Двадцать минут с дьяволом»
с) «Двадцать минут черт знает с кем»
д) «Двадцать минут с ангелом»
Ответ: д) «Двадцать минут с ангелом»
4. Под каким псевдонимом публикует Вампилов свои первые рассказы и очерки?
а) Ванин
б) Валин
с) Санин
д) Томин
Ответ: с) Санин
5. Как называется очерк, посвященный родному поселку, родной школе, друзьям?
а) «Как там наши тополя?»
б) «Как там наши березки?»
с) «Как там наши акации?»
д) «Как там все наши?»
Ответ: в) «Как там наши акации?»
6. Главную роль в фильме режиссера Мельникова «Старший сын», снятого по одноименной
пьесе, сыграл народный артист России:
а) Андрей Миронов
б) Вячеслав Тихонов
1

с) Евгений Леонов
д) Юрий Никулин
Ответ: с) Евгений Леонов
7. Героиня пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по имени Валентина, на протяжении всего
действия чинит:
а) забор
б) крышу
с) ворота
д) калитку
Ответ: д) калитку, на вопрос, зачем она это делает, Валентина отвечает: «Чтобы
целая была»
8. Первая одноактная комедия Вампилова называлась
а) «Дом окнами в поле»
б) «Дом окнами в лес»
с) «Поле около дома»
д) «Крыша дома твоего»
Ответ: а) «Дом окнами в поле»
9. Известный в советском кино артист Олег Даль сыграл в фильме, снятом по «Утиной
охоте» Вампилова:
а) Официанта
б) Кузакова
с) Саянина
д) Зилова
Ответ: д) Зилова, главного героя пьесы
Победителю вручают приз в завершении всего мероприятия (на сцене зала). Приз вручает
заведующая школьной библиотеки (или библиотеки № 14).

Волонтёры проводят тестирование среди зрителей по биографии А. Вампилова (из трёх
вариантов в каждом вопросе выбрать правильный ответ).
Вопросы теста:
1. Год рождения А. Вампилова
А. 1927 г.
Б. 1931 г.
В. 1937 г.
2. В честь кого А. Вампилов назван Александром
А. Пушкина
Б. Грина
Б. Блока
3. В каком высшем учебном заведении Иркутска учился А. Вампилов?
А. Иркутский государственный университет
Б. Байкальский государственный университет экономики и права
В. Иркутский государственный университет путей и сообщения
4. Какой фильм по произведениям А. Вампилова вышел первым на экраны?
А. «Старший сын»
Б. «Прощание в июне»
В. «Отпуск в сентябре»
2

5. Какой театр в Иркутске носит имя А. Вампилова
А. музыкальный
Б. драматический
В. Театр юного зрителя
6. Где прошло детство Вампилова?
А. Иркутск
Б. Кутулик
В. Усть – Илимск
7. Что преподавали родители Вампилова в школе?
А. Русский язык и литературу
Б. Историю
В. Математику
8. Какое хобби имел Вампилов?
А. Охота
Б. Нумизматика
В. Рыболовство
9.О чём мечтал Вампилов?
А.О том, чтобы, его пьесы поняли и поставили на сцене
Б. Найти любовь всей своей жизни
В. Прославиться
10. Сколько детей было в семье Вампилова?
А. Один
Б. Три
В. Четыре
11. Кем мечтал увидеть отец своего сына?
А. Поэтом
Б. Писателем
В. Учёным
12. Расставьте произведения Вампилова по хронологии:
А. «Утиная охота»
Б. «Провинциальные анекдоты»
В. «Старший сын»
Г. «Прощание в июне»
Д. «Прошлым летом в Чулимске»
Е. «Дом, окнами в поле»
13. Назовите псевдоним Вампилова, которым он подписывался в первых своих
произведениях?
А. Лыжин
Б. Коньков
В. Санин
14. На каком факультете учился Вампилов?
А. Историко­филологическом
Б. Историческом
В. Филологическом
15. С каким из иркутских писателей на одном факультете учился Вампилов?
А. Б. Шугаев
3

Б. В. Распутин
В. П. Реутский
16. Какое здание было видно из окон общежития, где жил Вампилов (сейчас это улица
Чкалова)?
А. Детский сад
Б. Церковь
В. Планетарий
17. В каком городе продолжалось обучение Вампилова?
А. Прага
Б. Москва
В. Париж
18. Как литературоведы называли Вампилова?
«Великий писатель 20 века»
«Великий драматург 20 века»
«Великий актёр 20 века»
19. В каком году погиб А. Вампилов?
А.1962
Б.1972
В.1980
ПРОЛОГ
13.30­14.30 Кино – квест по творчеству А. Вампилова в актовом зале школы.
13.30 – 13.32. Звучит музыка Е. Крылатова из к/ф «И это всё о нём», и в это время на
экране видео плывущего в лодке Вампилова, в это время параллельно звучит
стихотворение Николая Рубцова, посвящённое Александру Вампилову (исполняет
учащийся 6 А класса Якутов Игорь):
Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом ещё на чем­то вроде
Потом верхом,
Потом пешком
Пойду по улице с мешком
И буду жить в своём народе…
Далее на экране слайд – шоу фотографий разных лет.
В завершении номера на сцену выходят ведущие (Алёшин­Анпилогов Фёдор и Кардова
Ангелина).
На экране фотография А. Вампилова
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые слушатели. Мы рады приветствовать вас в актовом
зале нашей школы. И сегодня мы с вами являемся участниками очень значимого события
для всех жителей Приангарья. В этом году мы широко отмечаем 80­летие Иркутской
области, 80 –летие со дня рождения выдающегося писателя Валентина Распутина и ещё
один важный юбилей – 80 лет со дня рождения ещё одного нашего прославленного земляка
– драматурга Александра Вампилова.
А сейчас со стихотворением Баяра Жигматова «Постоим на ангарской земле»
4

выступает учащаяся 5 Б класса Шинкарева Анастасия.
Сегодняшний кино – квест посвящён творчеству Александра Вампилова.
И мне приятно сообщить вам, что сегодня в зале находятся почётные гости:
библиотека № 14
Аплодисменты
В истории русской литературы Вампилов по праву занимает место в одном ряду с такими
драматургами как Гоголь, Островский и Чехов.
Ведущая. И сегодняшняя наша с вами встреча пройдёт в форме диалога и путь к нему мы
выбрали через проведения викторин, конкурсов, тестирований, чтобы как можно больше
именно от вас услышать о жизни и творчестве нашего земляка. В связи с этим в фойе была
организованна книжная выставка силами школьной библиотеки. Все желающие могли
поучаствовать в викторине и ответить на вопросы по творчеству Вампилова.
В фойе также проходило тестирование на знание главных событий в жизни и творчестве
Александра Вампилова. И нам приятно сообщить, что победителей Этих конкурсов и
дальнейших туров ждёт вознаграждение.
А сейчас мы посмотрим отрывок сценки из нерыцарских времен А. Вампилова под
названием «Свидание». Исполняют учащиеся 7 В класса Захаренко Петр, Карабутов
Кирилл, Овсянникова Валерия.
1ТУР
Ведущий. И продолжая разговор о творчестве Александра Вампилова, я думаю вы все со
мной согласитесь, что большинство из нас впервые познакомились с его творчеством
благодаря экранизациям его пьес.
И так. вашему вниманию представляем кино – квест, в котором вы станете
непосредственными участниками игровой программы на знание самых знаменитых фильмов
и внимание первый вопрос. Какая пьеса Вампилова начинается с эпизода: «На улице, у
автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая
афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса, молодой
человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой
девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию». Кто
скажет название фильма?.. Совершенно верно. Эта пьеса «Прощание в июне»…
Инсценировку эпизода по данной пьесе исполняют учащиеся 10 А класса Медведева
Виктория, Колесов Юрий, Алешин­Анпилогов Фёдор, Михаль Екатерина.
Я прошу подняться тех, кто дал правильный ответ…
На сцену поднимаются участники первого блока кино­квеста
На экране заставка – афиша фильма «Прощание в июне»
Ведущая В 2003 году по мотивам пьесы Александра Вампилова «Прощание в июне»
режиссёр Сергей Ломкин снимает фильм под одноимённым названием. Сама пьеса была
написана в 1964 году, а впервые опубликована в 1966­м. События фильма перенесены из
5

60­х годов в наши дни, что говорит об актуальность произведения. Герой фильма, молодой
человек, которого зовут… Подскажите мне пожалуйста:
А. Василий Букин
Б. Николай Колесов
В. Григорий Фролов
Ведущая Совершенно верно, главного героя зовут Николай Колесов. По сюжету Николай,
столкнувшись со сложными жизненными обстоятельствами, должен сделать выбор, от
которого будет зависеть его судьба и судьба близкого человека.
А теперь вопрос:
какой выбор должен был сделать герой фильма:
а. жениться
б. развестись
в. отказаться от любимого человека
Участники 1 тура отвечают на вопрос
Ведущая А теперь внимание на экран.
На экране видеоролик из фильма «Прощание в июне» ­ 3 мин. 4 сек.
Ведущая Правильный ответ ­ отказаться от любимого человека во имя карьеры.
Этот фильм об умении прощать, умении смирять свой эгоизм и о самопожертвовании. И к
нашему глубокому удовлетворению Герой делает правильный выбор.
Вручение приза победителю 1 тура
На экране – афиша квеста
Ведущий В самом наследии писателя – его ранних рассказах, публицистике, пьесах можно
обнаружить лишь косвенную связь с музыкой – она проявляется в ремарках, репликах,
беглых заметках или характеристике некоторых образов и носит, на первый взгляд,
формальный, случайный характер. В ремарках пьесы «Утиная охота», где траурная музыка
трансформируется в легкомысленную или причудливо чередуется с ней, ­ явное отражение
одного из известных и любимых Вампиловым произведений Берлиоза – его
«Фантастической симфонии», точнее – главной, сквозной темы, темы возлюбленной,
которая предстаёт сначала как лирический образ, а в финале приобретает гротескные
черты. Таких примеров можно привести очень немного.
Инсценировку из пьесы А. Вампилова «Утиная охота» исполняют учащиеся 11 класса
Ильин Андрей и Шишкина Екатерина.
2 ТУР
Заставка – афиша фильма «Отпуск в сентябре» по пьесе «Утиная охота»
Ведущая Кстати, фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная
охота» ­ один из шедевров режиссёра Виталия Мельникова. Снятый в 1979 году он восемь
лет, до самой перестройки пролежал на полке. И хочется так же отметить, что и для актёра
Олега Даля это была лучшая роль и очень жаль, что фильм вышел на экраны уже после
смерти актёра.
Образ героя фильма не вписывался в советскую конъюнктуру. Разве может герой быть
циником, выпивающим по причине «неудавшейся жизни» в кавычках, регулярно
изменяющий и устраивающий истерики своей долго терпящей кроткой жене Галине. К тому
6

же Зилов решает покончить жизнь самоубийством. Правда неизвестно: не играется ли он в
этот момент? Ведь звонит телефон и отвлекает Зилова от нелепой попытки.
Кто из присутствующих скажет, а как начинается эта история?
В зале отвечают и на вопрос и их приглашают на сцену.
Ведущий А теперь внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Отпуск в сентябре» ­ 3. 30
Ведущий Итак, Зилову приносят траурный венок. Кто предложил отправить Зилову венок?
А. Саяпин.
Б. Кузаков.
В. Кушак.
, тому кто правильно ответил на вопрос
вручается жетон.
Ведущая Зилов запутался, заврался не видит ни цели, ни смысла в своем существовании.
Не рад ничему – ни ребенку, которого ждет его жена, ни новой квартире, ни творческой
работе. Привыкнув всегда делать выбор подлый, руководствуясь сиюминутными,
меркантильными выгодами, в конце концов, постепенно теряет ту главную нравственную
основу жизни, без которой все – ничто. Что это?
А. Отчуждённость от реальной жизни и погруженность в себя.
Б. Откровенный цинизм.
В. Раскаяние
Участники 2 тура отвечают
Ведущая Небесталанный Зилов - человек аморальный, потерявший ориентиры и от этого
бесконечно страдающий, непонимающий, что же с ним происходит. Не имея возможности
разобраться ни в себе, ни в своей жизни, устав от груза ошибок, вранья Зилов мечтает
побыть, наконец, один. Съездить на утиную охоту.
Так что же больше всего интересует А Вампилова в “Утиной охоте”?
А. Осмысление роли человека в обществе.
Б. Процесс нравственного разрушения человека.
В. Душевный идеализм героев.
Участники 2 тура отвечают на вопрос. Победителю 2 тура вручают приз.

Ведущий Репертуар серьёзных пьес у Вампилова составляли в основном переложения для
гитары, издававшиеся в популярной «Библиотечке гитариста» и других массовых изданиях.
Среди них особое место занимала испанская музыка. Многие сокурсники Вампилова
впервые именно от него услышали пьесы и имена малоизвестных в те годы композиторов и
исполнителей, таких как И. Альбенис, М. де Фалья, П. Сарасате, Ф. Таррега, А. Сиговия, Э.
Гранадос.Он мечтал овладеть хотя бы некоторыми элементами «фламенко» ­ стиля
характерного для испанской музыки. Вообще испанская тема – загадка Вампилова,
действительно, «откуда у парня испанская грусть?». Скорей всего её истоки – в ранней
юности, когда впервые в его руках ожила гитара, а нотные строки самоучителя и
популярных сборников, где печатались пьесы испанских авторов, превращались в
колоритные мелодии и причудливые ритмы. Первый творческий опыт не только приносит
радость, но и формирует пристрастия…
7

И сейчас прозвучит романс «Калитка» на стихи Александра Вампилова. Исполняет
учащийся 10 класса Воробьев Владислав.
Ведущая Прежде чем мы продолжим кино – квест, я хочу объявить победителей теста и
викторин, которые проходили в фойе.
Победителем конкурса на приз школьной библиотеки стал ___________________.
Победителем теста по биографии Вампилова стал ______________________.

3 ТУР
Ведущий (читая книгу). «Время действия 1970 год. Само действие происходит в таежном
райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет
восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает
палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет
доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего
действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему­то предпочитают
ходить напрямик, по газону, минуя калитку». Я уверено, что многим из вас знакома пьеса.
Это… Совершенно верно – это пьеса «Прошлым летом в Чулимске».
На экране заставка – афиша из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске)
Ведущая Что ответила героиня пьесы, когда ей сказали, что это напрасное занятие. Что на
это ответила Валентина?
А. Мне всё равно нечем заняться
Б. Мне отец наказал
В. Когда­нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару
Участники тура отвечают
Ведущий Валентина тайно влюблена и совершенно случайно признаётся в своих чувствах
человеку, который даже не мог и предположить… Что там предположить! Ему в это
трудно поверить! Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она
вдруг становится для него, как он говорит случайно подслушавшей их беседу аптекарше
Кашкиной, что она для него стала, внимание:
А. «лучом света из­за туч»
Б. «лучом света в тёмном царстве»
В. «лучиком надежды»
Участники отвечают на вопрос
Ведущая И отсюда вытекает следующий вопрос. Как звали персонаж, для которого вдруг
Валентина стала «лучом света из­за туч»:
А. Пашка
Б. Шаманов
В. Мечеткин
Участники отвечают на вопрос
Ведущий Пашка тоже испытывает чувства к Валентине, как ему кажется он её любит и
хочет на ней женится. Для него серьёзным соперником является Шаманов. Явившемуся с
угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается
8

ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно
дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что
любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок
пистолета. И что происходит дальше?
А. Осечка
Б. Пашка ранит Шаманова
В. Шаманов убивает Пашку
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущая А правильный ответ на вопрос мы сейчас узнаем. Внимание на экран.
Видеоролик из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в Чулимске» – 3
мин. 28 сек.
Ведущая Это был фрагмент из фильма «Валентина» по пьесе «Прошлым летом в
Чулимске» режиссера Глеба Панфилова, в роли Шаманова – Радион Нахапетов и как вы
все уже поняли правильный ответ ­ осечка.
Победителю 3 тура вручается приз.
Стихотворение народного поэта Бурятии Андрея Румянцева «Я скачу на коне…»
читает ученица 5 Б класса Юдашева Наргиза
4 ТУР
Заставка – афиша фильма «Старший сын»
Ведущая Фильм "Старший сын" по одноимённой пьесе А. Вампилова – стал шедевром
мирового кинематографа, кто впервые увидит этот фильм уже никогда не забудет
фантастическую игру Евгения Леонова. Я думаю, что именно поэтому с 1975 года никто из
кинорежиссёров не пытался что называется переснять сюжет.
А скажите мне, пожалуйста, “Старший сын” ­ это по жанру
А. Случай,
Б. Парадокс.
В. Анекдот.
В зрительном зале отвечают на вопрос. Те, кто правильно ответил поднимаются на
сцену
Ведущий Напоминаю, в чём заключается анекдотичность ситуации.
Двое незадачливых молодых людей - студент Владимир Бусыгин и его случайный
приятель Семён Севостьянов по прозвищу Сильва - провожают двух девушек, с которыми
только что познакомились в кафе, домой в пригород, в надежде на продолжение
отношений. Получив отказ, бегом возвращаются на вокзал - и опаздывают на последнюю
электричку. Оказавшись холодной осенней ночью в чужом городке, они пытаются
напроситься к кому­нибудь переночевать, но безуспешно. В одном из окон они видят отца и
сына, бурно выясняющих отношения. Владимиру, случайно подслушавшему разговор,
приходит в голову авантюрная идея - назваться внебрачным сыном хозяина квартиры и,
таким образом, решить проблему с ужином и ночлегом.
9

А теперь внимание – вопрос: кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов ­
отец Бусыгина?
А. Бусыгин.
Б. Сильва.
В. Сарафанов.
Участники тура отвечают, получает жетон тот, кто правильно ответил
Ведущая Сарафанов ­ это...
А. Сохранивший детскую душу человек.
Б. Неудачник.
В. Состоявшийся музыкант.
Участники тура отвечают на вопрос
Ведущий Андрей Григорьевич Сарафанов, музыкант­кларнетист (играет в клубе на танцах
и в кинотеатре перед сеансом), добрейшей души человек, воспитавший без жены своих
двоих детей, признаёт в неожиданном госте своего внебрачного сына. Реакция его так
искренна и трогательна, что во Владимире пробуждается совесть. Кроме того, сам он рос
без отца, и отношение Сарафанова заставляет его невольно проникнуться взаимными
чувствами. Он не может обманом отвечать на столь безграничное доверие и неожиданно
понимает, что проблемы этой семьи, о существовании которой он вчера ещё и не
подозревал, ему небезразличны.
Но всё же Владимир вынужден во всём сознаться. Однако искренне полюбив своего
«старшего сына», Андрей Григорьевич прощает обман: «Вы все мои дети, потому что я
люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это - главное». На прощание Андрей
Гаврилович дарит подарок своему «старшему сыну». Что это за подарок?
Участники отвечают
Ведущая. Внимание на экран.
Видеоролик из х/ф «Старший сын» ­ 5 мин.30 сек.
Ведущая (на реплике Сарафанова «Надо распахнуть окна») Победителем 4 тура кино –
квеста стал(ла) участник, который сказал шкатулка.
Награждение победителя 4 тура
Ведущий Наш вечер, посвященный 80­летию А. Вампилова подходит к концу. И мы хотели
бы подытожить его стихотворением автора многих книг об Иркутске и иркутских
писателях.
Стихотворение Петра Реутского «Вспоминайте меня весело» исполняет учащийся 7 В
класса Захаренко Петр.
Ведущая Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей программе. За неоценимую
помощь в создании сценария к мероприятию отдельную благодарность мы выражаем
филармонии г. Иркутска. А также говорим «спасибо» нашим друзьям и помощникам,
библиотеке № 14.
Ведущий Читайте и перечитывайте Александра Вампилова… До свидания, до новых
встреч!
10

Награждение грамотами участников вечера.
11

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Александр Вампилов
Свидание
Сценка из нерыцарских времен

Майский день. Тихая городская улочка. В тени двухэтажного дома сидит сапожник, последний из кустарей-одиночек. Это бородатый благообразный старичок с задатками интеллигентности, трезвый, в хорошем настроении. Перед ним табуретка, инструменты – все в образцовом порядке. К нему подходит молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках.


СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…

СТУДЕНТ (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги… Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки – по три раза в сутки… И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки – тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо… Среднее арифметическое между десятью и тридцатью – двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.

СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК (принимаясь за работу). Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди… Гляди, девушки-то, девушки-то, так и шьют, так и шьют!


Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.


ДЕВУШКА (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК (любезно). Очень удачно!

ДЕВУШКА (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК (девушке). Разрешите вашу модель…

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права… Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте… то есть вам придется постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю… Поймите, меня ждут…

СТУДЕНТ. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились…

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? (Сапожнику.) Скажите, патриарх, сколько вам лет? Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места – и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите – вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.

СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах…

ДЕВУШКА (вспыхивая). Нет, это вы – хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ (с ужасом). Крылову?

САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая). Вы… Вы самый наглый хам…

СТУДЕНТ (бледнея). Вы… Вы – Лиля?..

ДЕВУШКА (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!… Прощайте! Не смейте звонить. (Быстро уходит.)

САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней…

САПОЖНИК (краснея от любопытства). В чем дело?

СТУДЕНТ (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил… Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание…

САПОЖНИК. Хе-хе… Феодал рвет струны…

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.

Цели урока: знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения.

Литература к уроку: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982 (Раздел воспоминания и размышления).

Теория литературы: драма, конфликт, авторская ремарка.

Словарная работа: кустарь, благообразный, штиблеты

Оборудование: выставка книг драматургов, портрет А. Вампилова.

Ход урока

I. Знакомство с текстом.

Кустарь - ремесленник, занимающийся кустарным (нефабричным) трудом.

Благообразный - приятный по внешнему виду, внушающий уважение своей наружностью.

Интеллигентность - от «интеллигентный» - принадлежащий к интеллигенции, а также обладающий большой внутренней культурой.

«Обуженные в мастерской брюки» - в описываемую Вампиловым эпоху (конец 50-х - начало 60-х гг.) в моде были узкие брюки. Но промышленность их не производила, и модники обуживали брюки в мастерских. Кроме того, следование «острой» моде в те времена многими людьми оценивалось негативно, как признак подражания западу. «Стиляг» (так называли модников) высмеивали в газетах, порицали в трудовых коллективах. В этой пьесе Вампилов изображает героя, далекого от совершенства, но следующего последней моде в одежде, тем самым подчеркивая ироническое к нему отношение.

II. Ученики читают сцену по ролям.

III. Работа над теорией

К какому роду литературных произведений относится эта сцена? Познакомьтесь со статьей «драма, драматическое произведение, диалог» в теоретическом разделе учебника.

В чем особенность построения драматических произведений?

Укажите в этом тексте элементы диалога, монолог, авторскую ремарку.

Что является основным средством изображения жизни в драме? (Диалог .)

Что проявляется в диалогах?

(Борьба, напряженное взаимодействие героев - конфликт.)

Конфликт 1 - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Определение конфликта записывается в словарик.

К какому драматическому жанру относится эта сцена: комедии, драме или трагедии?

Над чем смеется здесь зритель?

Только ли смех стремится вызвать в зрителе и читателе автор?

IV. Работа над текстом.

Обратите внимание на заглавие: «Сцена из нерыцарских времен». У А. С. Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Что хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок?

При необходимости использовать более подробный анализ.

Определите по словарю значение слова «рыцарь»

Рыцарь - 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена.

2. Самоотверженный благородный человек.

В использовании второго значения слова часто подчеркивается благородное отношение именно к женщине как отголосок средневекового культа Прекрасной Дамы.

В каком значении использовано это слово у Пушкина, и в каком - в Вампилова?

(Вампилов использует многозначность слова, чтобы подчеркнуть «нерыцарское», неблагородное поведение юноши. Комизм ситуации в том, что юноша, спеша к одной «Прекрасной Даме», невежлив и даже груб с другой, и она оказывается его предполагаемой избранницей.)

Обратите внимание на речь и поведение персонажей. Чем они интересны?

V. Творческие задания.

1. Опишите ту же сцену, но только герои в ней добры по отношению ко всем, а не только по отношению к тем, кто им понравится.

2. Поразмышляйте (письменно или устно) над тем, как изменилась бы жизнь, если бы это было так.

Домашнее задание.

1. Прочитайте сцену из киноповести А. Володина «Старшая сестра». (Пособие «Читаем, думаем, спорим...» С. 205.) Напишите краткую рецензию на этот отрывок.

2. Подготовьте выразительное чтение «Сцены из нерыцарских времен» по ролям.