Основные даты жизни и творчества салтыкова-щедрина. Успех в литературной работе. Основные мотивы творчества

В первый месяц 1826 года, 15 числа по старому стилю в Тверской губернии родился известный писатель Салтыков-Щедрин.

Начальное образование получал дома с четырёх лет. Учился в Московском дворянском институте, затем бесплатно (как отличник) в Царскосельском лицее. Попробовал писать стихи, но бросил навсегда.

Первая должность и неудачные публикации

В 1844 году Салтыкова зачисляют в военное министерство канцеляристом, где реальную должность он получает после двух лет ожидания. В журнале «Отечественные записки» публикуют повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело».

По стечению обстоятельств в этот период печатное издание находится на особом учёте у шефа жандармов, как вредоносное для общественного сознания. Специальная надзорная комиссия сработала быстро и молодого писателя за его публикации отправили в ссылку, где он пробыл несколько лет.

Под началом вятского губернатора

Службу у вятского губернатора в 1848 году начинает писарем, добравшись в карьере до представителя по особым поручениям. Все попытки семьи, друзей и покровителей вытащить Михаила в Петербург оказываются безрезультатными.

Смирившись, он работает добросовестно, проезжая по делам губернии сотни километров. Большой опыт общения с чиновниками позволит писателю позднее написать «Губернские очерки». В ссылке он переводит зарубежную классику, изучает историю страны.

В феврале 1855 года монарший трон занимает Александр II. Но о писателе просто забывают. Выбраться из ссылки Михаилу Евграфовичу помогает Пётр Ланской, который отсылает брату, министру внутренних дел, просьбу похлопотать за писателя перед государем. После получения высочайшего разрешения через семь лет ссылки Михаил Евграфович выезжает домой.

Служебные переезды. Новое писательское имя

Возращение из ссылки подействовало на писательские порывы благотворно. В «Русском вестнике» напечатали «Губернские очерки», которые автор опубликовал под псевдонимом Щедрина. Невежество и даже откровенная преступность провинциальных чиновников были показаны «во всей красе». Имя писателя «пошло в массы». Он надеялся, что разоблачение недостатков общества послужит его оздоровлению.

С 1858 года в течение четырёх лет Салтыков-Щедрин занимает должность вице-губернатора сначала Рязани, потом Твери. Местные жуликоватые чиновники, не желая работать с честным человеком пачками шлют кляузы царю и добиваются замены руководства.

Салтыкова-Щедрина печатают в «Русском вестнике» и «Современнике». 1862 год знаменуется уходом со службы. В Петербурге писатель приходит на работу в редакцию «Современника», поднимает тиражи журнала, но после разногласий вынужденно увольняется.

С 1864 по 1868 года работает по ведомству Казённых палат. Но нежелание терпеть лентяев и взяточников было выше его. Поменяв три города службы, Салтыков-Щедрин решает закончить с делами и посвятить себя литературе.

Блестящий расцвет и печальное угасание

После окончания деятельности на благо государства писатель целиком погружается в творческую жизнь. Выходят «Письма о провинции». До закрытия «Отечественных записок» (в 1884) в них печатают «Историю одного города», «Господа Головлёвы» и все лучшие произведения сатиры. С 1878 Салтыков-Щедрин сам возглавляет печатное издание.

После закрытия любимого журнала он переходит в «Вестник Европы», где публикует «Сказки» (закончены в 1886 году) и «Пёстрые письма». «Пошехонская старина» выходит после смерти автора.

Закрытие «Отечественных записок» потрясло Михаила Евграфовича до глубины души. Потеряв близкую связь с публикой, он буквально таял на глазах. Умер писатель после очередной простуды 28 апреля (по старому стилю) 1889 года.

  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина

Статья посвящена краткой биографии Салтыкова-Щедрина - известного российского писателя, создателя многочисленных сатирических произведений.

Краткая биография: государственная служба

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в небольшом селе Тверской губернии. Его семья имела старинное происхождение. Будущий писатель с детства был знаком со всеми подробностями помещичьей и, соответственно, крестьянской жизни. Эти знания он в полной мере применил в своих произведениях.
Михаил получил приличное домашнее образование и продолжил обучение сначала институте в Москве, а затем - в Царскосельском лицее. Здесь он пишет первые стихотворения, находясь под сильным влиянием произведений Гоголя, статей Белинского.
С 1844 г. Салтыков-Щедрин приезжает в Петербург и начинает службу чиновником. Мертвая канцелярщина и скука не по душе молодому человеку. Он посещает вечера, где собираются известные литераторы, ученые и философы. Во время встреч они открыто обсуждают важные вопросы российской жизни. Часто звучит критика крепостных порядков. Эти разговоры западают Салтыкову-Щедрину глубоко в душу, начинает складываться его собственное мировоззрение.
Первые произведения Салтыкова-Щедрина имели острую социальную направленность. Он был взят властью на заметку и, в связи с нарастающим революционным движением, было принято решение о высылке молодого писателя в Вятку. Однако, даже в ссылке Салтыков-Щедрин занимал государственную должность в губернском правлении. По долгу службы Салтыков-Щедрин совершал многочисленные поездки по деревням и наблюдал крепостнические порядки. Это дало ему обильный материал для своих произведений. В 1855 г. после смерти Николая I Салтыкову-Щедрину было предоставлено право свободного проживания. Он возвращается в столицу и возобновляет литературную деятельность.
Салтыков-Щедрин издает "Губернские очерки", которые пользуются большой популярностью. Писателя причисляют к наследникам таланта Гоголя. Салтыков-Щедрин вступает в брак.
Салтыков-Щедрин продолжает государственную деятельность. Он принимал участие в разработке проектов отмены крепостного права, на рубеже 50-60-х гг. занимал пост вице-губернатора в Твери и Рязани. На службе писатель старался окружить себя молодыми, жаждущими перемен людьми. Его влекло к честным, порядочным людям, которые стремятся принести пользу, а не заботятся о своем благосостоянии. Он продолжает издавать небольшие рассказы.
В 1862 г. Салтыков-Щедрин оставляет службу и входит в редакцию журнала "Современник". Писатель активно включается в публицистическую работу. Однако через два года из-за внутренних разногласий в редакции Салтыков-Щедрин уходит из "Современника" и вновь поступает на службу. На протяжении трех лет он возглавляет Казенные палаты в нескольких городах, но не может долго удержаться на одном месте. Писатель пишет острые сатирические статьи на своих начальников. Очередная жалоба приводит к тому, что Салтыкова-Щедрина отправляют в отставку. Итогом этого периода жизни становятся "Письма о провинции".

Краткая биография: литературная деятельность

В 1868-1884 гг. писатель работает в журнале "Отечественные записки". Он полностью переключается на писательскую деятельность. В это время он заканчивает главный свой сатирический труд - "История одного города". Это произведение является вершиной сатиры Салтыкова-Щедрина. "История" является пародией на все российское государство с момента его возникновения. Развитие вымышленного города и сменяющиеся в нем градоначальники - аналог российской истории. Герои произведения не являются прямыми копиями известных российских правителей, но обладают многими обобщенными их чертами. По поводу произведения поднялись ожесточенные споры. Одни превозносили талант Салтыкова-Щедрина, другие считали, что после такого глубокого оскорбления своей страны его даже читать неприлично.
В дальнейшем Салтыков-Щедрин часто бывает за границей, встречается с иностранными писателями. В 80-е гг. из под его пера выходят "Господа Головлевы", "Современная идиллия", являющиеся кульминацией гротеска писателя.
Салтыков-Щедрин начинает печататься в журнале "Вестник Европы". В это время им был написан роман-автобиография "Пошехонская старина".
Салтыков-Щедрин умер в Петербурге в 1889 г. Он не стал великим русским писателем, но всегда был на острие общественно-политической мысли своего времени. Его сатирические сочинения хоть и считаются несерьезными, но входят в число лучших обличительных произведений XIX в. За фантастическими персонажами и сценами стоит глубокое чувство правды и справедливости.

Михаил Салтыков-Щедрин – русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор. Салтыков-Щедрин являлся мастером острова слова и был автором многих .

Ему удавалось создавать прекрасные работы в жанре сатиры и реализма, а также помогать читателю, анализировать свои ошибки.

Пожалуй, самым известным его выпускником был .

Во время учебы в лицее, Салтыков-Щедрин перестал следить за своей внешностью, начал ругаться, курить, а также часто попадал в карцер за недостойное поведение.

В результате, студент окончил лицей в чине коллежского секретаря. Интересно, что именно в данный период биографии он попробовал написать свои первые произведения.

После этого Михаил начал работать в канцелярии военного ведомства. Он продолжал заниматься писательской деятельностью и серьезно заинтересовался работами французских социалистов.

Ссылка в Вятку

Первыми повестями в биографии Салтыкова-Щедрина стали «Запутанное дело» и «Противоречия». В них он поднимал важные вопросы, идущее вразрез с политикой действующей власти.

Когда в 1855 г. на троне оказался Александр 2, ему разрешили вернуться домой. На следующий год он был назначен чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел.

Творчество Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является одним из наиболее ярких представителей сатиры в . Он обладал тонким чувством юмора и умел блестяще передавать его на бумаге.

Интересен факт, что именно им были придуманы такие выражения, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Один из самых популярных портретов писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина

После того, как Салтыков-Щедрин возвратился из ссылки в , он опубликовал сборник рассказов «Губернские очерки» под именем Николая Щедрина.

Стоит заметить, что даже после того, как он приобрел всероссийскую популярность, многие его почитатели будут вспоминать именно это произведение.

В своих рассказах Салтыков-Щедрин изобразил множество разных героев, которые, по его мнению, являлись яркими представителями .

В 1870 г. Салтыков-Щедрин написал один из наиболее известных рассказов в своей биографии – «История одного города».

Стоит заметить, что данное произведение изначально не было оценено по достоинству, поскольку в нем присутствовала масса аллегорий и необычных сравнений.

Некоторые критики даже обвинили Михаила Евграфовича в намеренном искажении . В рассказе были представлены простые люди разного ума и , которые беспрекословно подчинялись власти.

В скором времени из-под пера Салтыкова-Щедрина вышла очень интересная и глубокая по содержанию сказка «Премудрый пискарь». В ней рассказывалось о всего боящемся пискаре, который до самой смерти прожил в страхе и одиночестве.

Затем он начал работать редактором в издании «Отечественные записки», владельцем которого был . В этом журнале, помимо своих прямых обязанностей, Михаил Салтыков-Щедрин также публиковал собственные произведения.

В 1880 г. Салтыков-Щедрин написал гениальный роман «Господа Головлевы». В нем рассказывалось о семье, которая всю сознательную жизнь думала только об увеличении своего капитала. В конечном счете это привело все семейство к духовному и моральному разложению.

Личная жизнь

В биографии писателя была только одна жена – Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха.

Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение.

Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился.


Салтыков-Щедрин с женой

Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом.

По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу.

В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами.

Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

Биографы Салтыкова-Щедрина утверждают, что он неплохо разбирался в винах, играл на и был экспертом в вопросах, касающихся ненормативной лексики.

Смерть

В последние годы писатель серьезно страдал от ревматизма. Помимо этого, состояние его здоровья ухудшилось после того, как в 1884 г. были закрыты «Отечественные записки». Цензура посчитала издание распространителем вредных идей.

Незадолго до смерти Салтыков-Щедрин был прикован к кровати, нуждаясь в посторонней помощи и заботе. Однако он не терял оптимизма и чувства юмора.

Нередко, когда он не мог в силу слабости принять гостей, он просил передавать им: «Я очень занят – умираю».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер 28 апреля 1889 г. в возрасте 63 лет. Согласно его просьбе, его похоронили рядом с могилой на Волковском кладбище.

Если вам понравилась краткая биография Салтыкова-Щедрина – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Родился 15 января (27 н.с.)1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин. Детские годы прошли в родовом имении отца в "…годы… самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Отец Салтыкова, Евграф Васильевич, столбовой дворянин, служил коллежским советником. Происходил из старинного дворянского рода. Мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, москвичка, купеческая дочь. Михаил был шестым из девяти ее детей.

Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.

В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.

Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).

За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником, там же во время следствий и командировок собирал информацию для своих произведений.

В 1855 году Салтыкову-Щедрину наконец разрешили покинуть Вятку, в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, а затем назначен чиновником особых поручений при министре. Возвратившись из ссылки, Салтыков-Щедрин возобновляет литературную деятельность. Написанные по материалам, собранным за время пребывания в Вятке, «Губернские очерки» быстро завоевывают популярность у читателей, имя Щедрина становится известным. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. В это время писатель много работает, сотрудничая с различными журналами, но в основном – с «Современником».

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

Весьма вероятно, что стеснения, которые "Современник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в связи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили Салтыкова опять вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дня. В ноябри 1864 г. он был назначен управляющим пензенской казенной палатой, два года спустя переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 г. — в Рязань. Эти годы были временем его наименьшей литературной деятельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати появилась только одна его статья.

После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 году пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства.

В 1875-м, будучи во Франции, встретился с Флобером и Тургеневым. Большинство произведений Михаила того времени были наполнены глубочайшим смыслом и непревзойденной сатирой, кульминация которой достигла своего апогея в гротеске под названием «Современная идиллия», а также «Господа Головлевы».

В 1880-е годы сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877-1883); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883-1884).

В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала Салтыков-Щедрин пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, Салтыков-Щедрин создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - «Пошехонскую старину» (1887-1889).

10 мая (28 апреля) 1889 года – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умирает. По собственному завещанию похоронен на Волковом кладбище в Петербурге рядом с И.С. Тургеневым.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - русский писатель, журналист, публицист и общественный деятель. Родился в 1826 году 27 января в Тверской губернии, потомок старинного дворянского рода. Преуспевал в учебе в дворянском институте, благодаря чему в 1838 г перевелся в Царскосельский лицей. В 22-летнем возрасте был сослан в Вятку, где работал следующие 8 лет на низких должностях в правлении губернии.

По возвращении в Петербург, Михаил Салтыков перешел на службу в Министерство внутренних дел, а также продолжил писать. После выхода в отставку переехал в Петербург и приступил к редакторской работе в журнале «Современник». В дальнейшем он возвращался к государственной службе, а также входил в редакцию журнала «Отечественные записки». Запрет этого издания в 1884 году сильно пошатнул здоровье писателя, что находило отражение в различных произведениях. Он умер 28 апреля 1889 года и был похоронен на Волковском кладбище согласно собственной последней воле рядом с И.С. Тургеневым.

Творческие этапы жизни

Михаил Салтыков закончил лицей по второму разряду. К числу стандартных лицеистских «грехов» вроде курения, грубости и небрежного внешнего вида ему также приписывали написание неодобрительных стихов. Однако стихотворения у будущего писателя получались слабыми, и он сам это понимал, поэтому быстро от поэтической деятельности отказался.

По дебютному произведению Салтыкова-Щедрина «Противоречия» заметно, что на молодого прозаика большое влияние оказали романы Жорж Санд и французский социализм. «Противоречия» и «Запутанное дело» вызвали негодование у властей, и Михаил Евграфович был выслан в Вятку. Литературой в этот период жизни он практически не занимался. Вернуться к ней получилось в 1855 году, когда после кончины Николая I молодому чиновнику разрешили покинуть место ссылки. «Губернские очерки», опубликованные в «Русском вестнике», сделали Щедрина известным и почитаемым в широком круге читателей автором.

Будучи тверским и рязанским вице-губернатором, писатель не прекращал писать для многих журналов, хотя большинство его произведений читатели находили в «Современнике». Из трудов 1858-1862 годов сложились сборники «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы», изданные трижды каждый. В период службы управляющим казенной палатой Пензы, Тулы и Рязани (1864-1867 гг.) Михаил Евграфович Салтыков публиковался лишь раз со статьей «Завещание моим детям».

В 1868 году публицист полностью бросил госслужбу и по личной просьбе Николая Некрасова вошел в число ключевых сотрудников журнала «Отечественные записки». Десятью годами позже он стал главным редактором. Вплоть до 1884 года, когда «Отечественные записки» были запрещены, Салтыков-Щедрин всецело отдавал себя работе над ними, опубликовав почти два десятка сборников. На этот период приходится издание одного из лучших и наиболее популярных трудов автора - «Истории одного города».

Лишившись самого любимого своего издания, Михаил Евграфович публиковался в «Вестнике Европы», куда попадали наиболее гротескные сборники: «Пошехонская старина», «Сказки», «Мелочи жизни».

Основные мотивы творчества

Салтыков-Щедрин стал популяризатором социально-сатирической сказки. Он разоблачал в своих рассказах и повестях людские пороки, отношения между властью и народом, чиновническую преступность и самодурство, а также помещичью жестокость. Роман «Господа Головлёвы» изображает физическое и духовное разложение дворянства конца XIX в.

После закрытия «Отечественных записок», Салтыков-Щедрин направил свой писательский талант на правительственные верха России, создавая исключительно гротескные произведения. Отличительна черта авторского стиля - изображение пороков чиновничьего и властного аппарата не со стороны, а глазами человека, который вхож в эту среду.