Жизненный и творческий путь ференца листа. Биография ференца листа Биография и творческий облик ф листа

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.


Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро . Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.


Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.


После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и .

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество .

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с , Альфредом де Мюссе.


В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.


В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Личная жизнь

Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.


Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.

Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к . Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.


Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.

Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.

Смерть

В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.


Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.


Усыпальница Ференца Листа

Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.

Произведения

  • 1835 – 1854 - «Годы странствий»
  • 1838, 1851 - Этюды по каприсам Паганини
  • 1840 – 1847 - «Венгерские рапсодии»
  • 1850 - «Прометей»
  • 1850 – 1854 - «Плач о героях»
  • 1854 - «Орфей»
  • 1857 – 1862 - «Легенда о святой Елизавете»
  • 1858 - «Гамлет»
  • 1870 – 1886 - «Венгерские исторические портреты»
  • 1881 – 1882 - «От колыбели до могилы»

Ференц Лист выдающийся венгерский музыкант, известен как один из известнейших музыкальных романтиков, заложивших основы целой школы в музыке, называемой Веймарской.

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков - Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Зрелые годы

В тридцатые годы музыкант увлекся бурными революционными событиями и вернулся в музыку. Выступал с концертами, которые имели огромный успех, вынашивал идею произведения на тему революционных событий.

Ференц познакомился с видными музыкантами и литераторами. Занимался преподаванием, его дом посещали лучшие европейские пианисты. Он выступал со статьями о музыкальном искусстве и его проблемах. В 30-40-е годы много выступал с гастролями в разных европейских странах. В Веймаре занимался организацией музыкальной жизни, в Швейцарии - преподавательской работой.

В 60-е годы перебрался в Рим, где создал несколько значимых произведений религиозной направленности. Являясь с 1875 г. президентом Высшей музыкальной школы в Венгрии, выступал на фестивалях, посвященных Вагнеру. В 60-х годах, переехав в Рим, сосредоточился на музыке духовного направления.

В 1875 году Лист избран президентом венгерской Высшей музыкальной школы. Выступал на вагнеровских фестивалях в Байроте. Он серьезно заболел после выступлений на одном из них. Умер Ф. Лист 31 июля 1986 года.

Творчество Ференца Листа

Занимаясь с детства композиторским творчеством, Лист создавал преимущественно небольшие музыкальные произведения для своих публичных выступлений. Написанную юным композитором оперу поставили в театре. В дальнейшем им было написано свыше 640 произведений разных жанров. При этом его заслугой является создание жанров симфонической поэмы и рапсодии.

Неотъемлемой частью музыкального образования и исполнительской деятельности стали открытия, касающиеся структуры музыкальных форм и фактуры, гармонизации и мелодики произведения. В 1831 году, вдохновленный гениальным Паганини, он переложил для рояля его каприсы Паганини, объединив их в шесть этюдов.

В 30-е годы XIX века Лист занимался публицистикой, публикуя статьи о проблемах музыкального искусства его видных представителях. Большой популярностью пользовались его книги о Шопене, музыкальном искусстве венгерских цыган. Интересен опыт очерков о музыкальной жизни в жанре письма, адресованных преимущественно Жорж Санд. Она отвечала на них очерками в журнале.

Мировое признание композитор и дирижер получил в ходе своей активной концертной деятельности. Его виртуозность восхищала выдающихся музыкантов, является ориентиром для пианистов многих поколений. Музыкальные критики отмечают его богатую фантазию, оригинальный взгляд на искусство, самобытность и новаторство. Инструментальные сочинения композитора считаются важным шагом развития музыкальной архитектоники.

Знаменитые произведения

Богатство и оригинальность произведений разных жанров являются примечательной особенностью творчества Листа. Почти половина из этих работ представляют собой фортепьянные переложения. Всего его перу принадлежат свыше шести сотен работ, из них 63 оркестровых, 13 поэм для симфонического оркестра, почти девяносто работ в жанрах песни и романса.

Наиболее известными его музыкальными произведениями являются:

  • Венгерские рапсодии
  • Симфонии «Divina commedia» и «Фауст»
  • Сборник пьес «Годы странствий»
  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды
  • Этюды по каприсам Паганини
  • Поэтические и религиозные гармонии Утешения Венгерские исторические портреты Соната (1850-1853) Первый концерт для фортепиано с оркестром оратории «Легенда о святой Елизавете» и «Христос»
  • Гранская месса и Венгерская коронационная месса

Личная жизнь

Несмотря на свое простое происхождение, Лист выделялся аристократичной внешностью, тонкими чертами бледного лица. Он неизменно пользовался успехом у женщин.

В 30-е годы у него произошел роман с графиней Мари д’Агу. Бурные романтические отношения молодых людей привели к тому, что Мари ушла от супруга мужа и порвала со своей социальной средой. Влюбленные отправились в Швейцарию, затем в Италию. Лист оттуда выезжал на гастроли в Париж и Вену. У пары родились сын и две дочери.

Когда Венгрия пострадала от разрушительного наводнения, Лист решил отправиться на родину и помочь землякам. Однако Мари д’Агу эту идею отвергла и отказалась ехать. Он познакомился с замужней католичкой княгиней Виттенштейн. Надежды на получение разрешения папы римского и русского императора для развода не оправдались. После смерти сына у Листа появилась депрессия, религиозные и мистические чувства.

Лист и Виттенштейн перебрались в Рим, где он создавал произведения религиозного содержания. Дочь Листа была замужем за Вагнером и организовывала фестивали, посвященные нему.

  • Лист неоднократно бывал в России, музыкой которой он серьезно интересовался. Он переписывался с выдающимися русскими композиторами, издал лучшие фрагменты опер русских композиторов.
  • Лист Верил, что искусство является инструментом борьбы со злом, влияния на людей. По мнению музыковедов, Лист стал основателем мастер-классов для музыкантов.
  • В 1859 г. император Франц Иосиф возвел Листа в рыцари, дав ему полное имя - Франц Риттер фон Лист.
  • Ференц Лист обладал необыкновенно длинной кистью руки, что позволяло ему выполнять сложнейшие пассажи.
  • Имя Ф. Листа присвоено Национальной венгерской музыкальной академии и Будапештскому международному аэропорту.
  • В своем доме Лист давал бесплатные мастер-классы музыкантам, приезжавшим из разных стран.

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc , нем. Franz Liszt ; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя - 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне - австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.

Родители

Его отец, Георг Адам Лист (1776-1826) служил чиновником в администрации князя Эстерхази. Князья Эстерхази поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. По некоторым сведениям, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист , также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Айзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 годах в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 году Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Ференца Листа , Анна-Мария, урождённая Лаггер (1788-1866), дочь пекаря из Кремса-на-Дунае. Осиротев в 9 лет, она была вынуждена переехать в Вену, где была горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист , приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 года родился сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В русскоязычных источниках чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист , слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везёт его в Вену.

С 1821 года Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист произвёл сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж

После Вены Лист поехал в Париж (1823). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте началась профессиональная деятельность Листа .

Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паер и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начал сочинять - в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera в 1825 году.

В 1827 году умер Адам Лист . Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. По этим причинам на несколько лет Лист выключился из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возросло мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.

В свете Лист появился только в 1830 году. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникла идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертировал. Образовался круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 году). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довёл до столь высокой степени.

На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен, который, согласно распространённому мнению, к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 года и видя в нём только виртуоза, однако, как художник-исполнитель Лист был высоко ценим Шопеном, общавшимся с ним в Париже. В письме 1833 года Шопен написал: «Я хотел бы похитить у него манеру исполнения моих собственных этюдов».

Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 года вышли статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда позже не оставлял.

В начале 30-х годов Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюблённости. В 1835 году графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уехала в Швейцарию - так начался следующий период жизни Листа .

«Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа , за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам - в каком-нибудь живописном селении. Лист делал первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage»), преподавал в Женевской консерватории, иногда ездил в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имел былой популярности. В это время Лист уже начал придавать своим концертам просветительскую тематику - играл симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист написал статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе». В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 году, уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу поехали в Италию. Здесь они посетили Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения «Пасторальной симфонии» Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию (1839), где окончил переложение симфоний Бетховена для фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Так произошёл разрыв с д’Агу, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Сигизмунд Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъёма нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 годами Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 годах. В Санкт-Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигла пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внёс недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.

В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала Николая (1812-1864; сына генерал-фельдмаршала П. Витгенштейна). В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и папа римский.

Веймар

В 1848 году Лист и Каролина обосновались в Веймаре. Выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией великой герцогини Марии Павловны - сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода.

Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников - Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряжённая композиторская работа Листа . Он привёл в порядок свои наброски, закончил и переработал множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появились фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.

В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х годов был создан Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточённые конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усилились мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем, и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты. Творческие интересы Листа лежали теперь преимущественно в области духовной музыки: это оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист ездил в Веймар, начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Карл Таузиг, д’Альбер, Мориц Розенталь, Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера. Согласно опубликованным документам Франкфуртской масонской ложи, Ференц Лист был масоном и входил во франкфуртскую масонскую ложу «Единство» с 1841 года.
Император Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвёл Листа в рыцарское достоинство, оставив при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист (Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter - рыцарь, всадник)
Изображен на почтовых марках Австрии 1961 года, Венгрии 1932 и 1986 года, почтовом блоке Венгрии 1934 года.

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является своего рода "новацией" Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

  • Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen - (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851)
  • Tremolo g-moll
  • Octaves Es-dur
  • La campanella gis-moll
  • Arpeggio E-dur
  • La Chasse E-dur
  • Theme et variations a-moll
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835-1836)
  • «Годы странствий»
  • 1-й год - Швейцария S.160 (9 пьес, 1835-1854) / Annees de pelerinage - Premiere annee - Suisse
  • I. La chapelle de Guillaume Tell / Часовня Вильгельма Телля
  • II. Au lac de Wallenstadt / На Валленштадском озере
  • III. Pastorale / Пастораль
  • IV. Au bord d’une source / У родника
  • V. Orage / Гроза
  • VI. Vallee d’Obermann / Долина Обермана
  • VII. Eclogue / Эклога
  • VIII. Le mal du pays / Тоска по родине
  • IX. Les cloches de Geneve / Женевские колокола
  • 2-й год - Италия S.161 (7 пьес, 1838-1849), в т ч Фан­тазия-соната По прочтении Данте (Apres une lecture du Dan­te, 1837-1839), доб. - «Венеция и Неаполь», 3 пьесы, 1859 / Annees de pelerinage - Deuxieme annee - Italie, S.161
  • I. Sposalizio / Обручение
  • II. Il penseroso / Мыслитель
  • III. Canzonetta del Salvator Rosa / Канцонетта Сальватора Розы
  • IV. Sonetto 47 del Petrarca / Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
  • V. Sonetto 104 del Petrarca / Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
  • VI. Sonetto 123 del Petrarca / Сонет Петрарки № 123 (As-dur)
  • VII. Apres une lecture du Dante, fantasia quasi una sonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
  • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162
  • I. Gondoliera / Гондольера
  • II. Canzone / Канцона
  • III. Tarantella / Тарантелла
  • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867-1877) / Annees de pelerinage - Troisieme annee
  • I. Angelus. Priere aux anges gardiens / Молитва к ангелу хранителю
  • II. Aux cypres de la Villa d’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
  • III. Aux cypres de la Villa d’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
  • IV. Les jeux d’eau a la Villa d’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
  • V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / В венгерском стиле
  • VI. Marche funebre / Похоронный марш
  • VII. Sursum corda / Вознесём сердца́
  • «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)
  • «Утешения» (1849)
  • «Венгерские исторические портреты» (1870-1886)
  • 2 легенды S. 175 (1863)
  • I. Saint François d’Assise: La prédication aux oiseaux / Святой Франциск Ассизский, Проповедь птицам
  • II. Saint François de Paule marchant sur les flots / Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам
  • 2 баллады (1848-1853)
  • Соната (1850-1853)
  • «Мефисто - вальс» (около 1860, сначала - оркестровая редакция)
  • Венгерские рапсодии (1-я редакция - 1840-1847, 2-я - 1847-1885)
  • Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.

Произведения для фортепиано с оркестром

  • Первый концерт Es-dur (1849, переработка – 1853, 1856)
  • Второй концерт A-dur (1839, переработка – 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляска смерти» (1849, переработка – 1853, 1859)

Симфонические произведения

Симфонические поэмы

  • «Что слышно на горе» (1847-1856)
  • «Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка – 1850-1854)
  • «Прелюды» (1848, переработка – 1850-1854)
  • «Орфей» (1854)
  • «Прометей» (1850, переработка – 1855)
  • «Мазепа» (1851)
  • «Праздничные звоны» (1858)
  • «Плач о героях» (1850-1854)
  • «Венгрия» (1854)
  • «Гамлет» (1858)
  • «Битва гуннов» (1857)
  • «Идеалы» (1857)
  • «От колыбели до могилы» (1881-1882)

Симфонии

  • «Фауст» (1854-1857)
  • «Данте» (1855-1856)
  • Оратории и мессы[править | править вики-текст]
  • «Легенда о святой Елизавете» (1857-1862)
  • «Христос» (1862-1866)
  • Гранская месса (1855)
  • Венгерская коронационная месса (1866-1867)

Песни и романсы (около 90)

Литературные сочинения

  • «Письма бакалавра музыки» (1837-1839)
  • «Паганини. По поводу его смерти» (1840)
  • «Шопен» (1851, новая редакция – 1879)
  • «Тангейзер» (1849)
  • « Лоэнгрин» (1850)
  • «Летучий голландец» (1854)
  • «Об «Орфее» Глюка» (1854)
  • «О «Фиделио» Бетховена» (1854)
  • «Об «Эврианте» Вебера» (1854)
  • «Золото Рейна» (1855)
  • «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)
  • «Роберт Шуман» (1855)
  • «Клара Шуман» (1855)
  • «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
  • «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
  • «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
  • «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция – 1881)

Постановки на музыку Листа

  • «Венгерская рапсодия» № 2 (1847) - постановка 1900 года Льва Иванова
  • «Маргарита и Арман» - балет Фредерика Эштона на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. (В настоящее время в роли Маргариты Сильви Гиллем).
  • В 1958 году для Ленинградского хореографического училища Касьян Голейзовский сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс», «Утешение», «Вальс-импровизация», «Листок из альбома» «Мыслитель», «Забытый романс», «Порыв» и «Кампанелла»
  • В 1974 году балет «Отелло» на музыку Ф. Листа поставил хореограф Питер Даррелл

На экране

«Венгерская рапсодия» № 2 Листа звучала в оскароносной серии The Cat Concerto (1946 год) мультсериала «Том и Джерри». "Кошачий концерт" признан лучшим мультфильмом 1946 года.

ФЕРЕНЦ ЛИСТ – ЧЕЛОВЕК-КОМЕТА

Прожил 75 лет. Это много или мало? Мог бы и больше, но, видимо, сжег себя, стремясь успеть слишком много. И успел. написал 647 произведений. Он неистово учился, преподавал, открывал консерватории, дирижировал, занимался музыкальным просвещением, близко к сердцу принимал революции, которые должны были изменить жизнь его народа. Комета, пронесшаяся над венгерскими селениями 1811 года как бы отметила жизнь только что родившегося Ференца Листа . Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь.

Любящие родители Ференца Листа

Адам Лист служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». До 14 лет играл на виолончели в оркестре князя, руководимом . Адам сочинял произведения. В 1805 он добился назначения в Эйзенштадт, где в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами. В доме у него висел портрет , который был кумиром Адама и впоследствии стал кумиром его сына.

Мать Франца Листа , урожденная Анна Лаггер, осиротев в 9 лет, поехала работать горничной в Вену, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году сюда же приехал Адам Лист навестить отца. Молодые люди познакомились и в январе 1811 поженились. Уже в октябре у них родился сын, ставший их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц , хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Уроки музыки маленького Ференца

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. После трехлетних занятий, Ференц в восемь лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьезная школа, отец везет его в Вену. Здесь с 1821 года Лист занимался игрой на фортепиано у Карла Черни. Он согласился учить мальчика безвозмездно.

Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж и Лондон

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем. Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа в Итальянском оперном театре. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть, свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: “…маленький Лист так потряс оркестр, что тот онемел”.

Этот триумф окончательно закрепил за Листом славу нового . Его музыкальную карьеру в Париже можно было считать обеспеченной. У Паэра возникла мысль ошеломить Париж: его 12-летний ученик напишет оперу. Работа над ней прервалась поездкой в Англию, куда Листов пригласил друг семьи, фабрикант роялей – Эрар. У него в Лондоне был филиал фабрики, и он хотел, чтобы Ференц опробовал новые инструменты.

Лондон оказал парижской знаменитости теплый прием. К нему отнеслись здесь не просто как к баловню салонов, а как к истинному артисту, настоящему маэстро. После нескольких выступлений Ференц вернулся в Париж, чтобы закончить оперу. Сдав ее, Ференц отправился во второе концертное турне в Англию и на юг Франции.

Как же без любви

Немалую роль в творчестве Ференца сыграло его путешествие с по Швейцарии и Италии, предпринятое во второй половине 1830-х годов. Эта Диана парижских салонов сразу пленила Листа. Она во имя любви отказывается от семьи, дома и едет вместе с любимым искать счастья на чужбине. В декабре 1835 года у них рождается первый ребенок – дочь Бландина. Через несколько лет они расстались. Но в то время счастье взаимной любви, яркие впечатления от природы, знакомство с шедеврами искусства – все это, очевидно, с особой силой заставило Листа ощутить в себе не виртуоза, а прежде всего художника. Он много размышляет об искусстве и делится мыслями со своими друзьями в форме открытых писем (“Путевые письма бакалавра музыки”), публиковавшихся в одной из парижских музыкальных газет.

Ненасытный голод

Жажда творчества обуревает Листа . Но его друзья ошибаются, думая, что, перестав быть исключительно пианистом-виртуозом, Лист начнет писать симфонии и оперы. Лист пишет одну за другой фортепианные пьесы, пишет под впечатлением увиденного, услышанного, прочитанного, под влиянием лирических и философских размышлений. Так, параллельно “Путевым письмам” рождается цикл “Альбом путешественника”, превращенный более поздней редакцией в знаменитое и единственное в своем роде собрание программных фортепианных пьес . Замысел романтичен. Лист стремится запечатлеть картины природы и все то, что его захватывает в его путешествии, привнося в свое творчество значительную долю романтического лиризма. В окончательном виде пьесы, созданные во время “странствий”, группируются в две тетради с подзаголовками: “Швейцария” и “Италия”.

Фортепианная игра Листа и его творчество не могли не мешать друг другу, так как требовали огромной затраты сил и времени. Творческое уединение середины 1830-х годов сменилось гастролями. Лист объехал за десять лет (1837-1847 годы) всю Европу. Только в Россию Лист приезжал трижды. Своеобразные творческие контакты возникли у него с четырьмя русскими композиторами – Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи и Лядовым. Из всех великих западноевропейских музыкантов XIX века никто не имел таких разносторонних связей с русской музыкой, как. Он был уверен в блестящем ее будущем.

Конец гастролей Ференца Листа

После очередной поездки в Россию в 1847 году Лист наконец прервал свою карьеру концертного пианиста, чтобы всецело отдаться творчеству. Композитор взял реванш у исполнителя… В дальнейшем Лист не отказывался вовсе от выступлений, но они происходили от случая к случаю и уже никогда не носили систематического характера. Период 1848-1861 годов – веймарский – самый яркий, самый плодотворный в творчестве Листа . В это время он осуществляет многие крупные замыслы. Лист-исполнитель в эти годы выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра и несколько реже – концертного дирижера.

Между тем жизнь дарила не только радости. Лист восхищался творчеством Вагнера. Однако как пропагандист музыки Вагнера он оказался не столь удачлив, как творец собственных произведений. Кроме “Лоэнгрина” он так и не смог добиться постановок других опер друга. Все чаще при дворе задевают его самолюбие, выказывая неуважение к его возлюбленной – княгине Каролине Витгенштейн, которую он полюбил еще будучи совсем молодым.

После отъезда из Веймара на Листа обрушиваются новые беды. Не успел еще залечить раны, нанесенные ему в городе, который он пытался превратить в Афины новой музыки, а судьба уже готовила новые тяжелые удары. Лист едет в Рим в надежде устроить свою личную жизнь.

Не судьба

Каролина после неустанных хлопот в столице католической церкви, длившихся более полутора лет, получила, наконец, согласие папы римского на расторжение брака с князем Витгенштейном. Каролина хотела, чтобы венчание их состоялось в Вечном городе. Все было готово к предстоящему бракосочетанию. Оно должно было произойти на второй день после приезда Листа , 22 октября 1861 года, в день его пятидесятилетия. Но накануне, поздно вечером, княгине сообщили, что по велению папы дело о ее разводе вновь откладывается на неопределенный срок. Это был страшный удар. В течение четырнадцати лет Ференц и Каролина делали все возможное, чтобы получить право на брак, на нормальную семейную жизнь, защищенную от косых взглядов, осуждения светского общества.

Фанатично религиозная, склонная к мистицизму Каролина решает, что ей не предназначено судьбой быть счастливой в этом мире. Она полностью отдается изучению богословия, отказываясь от личного счастья. Затворница по собственной воле, она в течение долгих лет не покидает своей римской квартиры, где работает с утра до ночи над богословскими трактатами, при наглухо закрытых окнах и ставнях, при свете свечей. По вечерам ее навещают Лист и близкие друзья.

Лист устал от вечных неудач и разочарований. Он душевно надломлен смертью горячо любимого сына Даниэля, умершего от скоротечной чахотки. Композитор очень медленно возвращается к творчеству, пишет церковную музыку, заканчивает ораторию “Легенда о святой Елизавете”. Его настигает новый удар судьбы – умирает его старшая дочь Бландина.

Римская церковь оказывает ему все большее внимание. В Ватикане в торжественные дни исполняются его “Папский гимн” в переложении для органа. Листа уговаривают посвятить себя церкви. 25 апреля 1865 года Лист принимает малый постриг и поселяется в Ватикане. Решение Листа вызывает недоумение и испуг друзей, злобные выпады врагов. Впрочем, эта власть церкви над Листом была весьма относительной. Композитор не отошел от своих друзей-вольнодумцев, горячо сочувствовал гарибальдийскому движению и, не стесняясь, позволял себе самые свободолюбивые высказывания.

Одиночество в море любви

Не прекращается и творческая деятельность композитора. Написанные в 1870-х годах пьесы для фортепиано, отражающие впечатления от пребывания в Италии Листа-аббата, Листа – умудренного годами мастера, составили третью тетрадь цикла . И снова в неустанных трудах протекает жизнь Листа . Для своего возраста он исключительно живой и подвижный. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его ученики. Неугомонный музыкант выступает во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся “листовские недели”, программы которых состоят из его симфонических и фортепианных произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.

Идут годы, и хотя Лист больше чем когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников – друзей и врагов – уже нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга жизни – единственная опора на склоне лет – ушла в религию, и он остался один в бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 1886 года он скончался. Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая.
В. Стасов

Композиторское творчество Ф. Листа неотделимо от всех других форм разнообразной и интенсивнейшей деятельности этого подлинного энтузиаста в искусстве. Пианист и дирижер, музыкальный критик и неутомимый общественный деятель, он был «жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному; враг всего условного, ходячего, рутинного» (А. Бородин).

Ф. Лист родился в семье Адама Листа - смотрителя овчарни в имении князя Эстергази, музыканта-любителя, направлявшего первые занятия на фортепиано своего сына, который уже в 9 лет начал публично выступать, а в 1821-22 гг. занимался в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). После успешных концертов в Вене и Пеште (1823) А. Лист повез сына в Париж, но иностранное происхождение оказалось препятствием для поступления в консерваторию, и музыкальное образование Листа было дополнено частными уроками по композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. Юный виртуоз покоряет своими выступлениями Париж и Лондон, много сочиняет (одноактную оперу «Дон Санчо, или Замок любви», фортепианные пьесы).

Смерть отца в 1827 г., рано вынудившая Листа к заботе о собственном существовании, поставила его лицом к лицу с проблемой унизительного положения художника в обществе. Мировоззрение юноши складывается под влиянием идей утопического социализма А. Сен-Симона, христианского социализма аббате Ф. Ламенне, французских философов XVIII в. и др. Июльская революция 1830 г. в Париже рождает замысел «Революционной симфонии» (осталась неоконченной), восстание ткачей в Лионе (1834) - фортепианную пьесу «Лион» (с эпиграфом - девизом восставших «Жить, работая, или умереть, сражаясь»). Художественные идеалы Листа формируются в русле французского романтизма, в общении с В. Гюго, О. Бальзаком, Г. Гейне, под воздействием искусства Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Они сформулированы в серии статей «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1835) и в «Письмах бакалавра музыки» (1837-39), написанных в сотрудничестве с М. д’Агу (впоследствии писала под псевдонимом Даниэль Стерн), с которой Лист предпринял длительное путешествие в Швейцарию (1835-37), где преподавал в Женевской консерватории, и в Италию (1837-39).

Начавшиеся с 1835 г. «годы странствий» получили продолжение в интенсивных гастрольных поездках по многочисленным породам Европы (1839-47). Подлинным триумфом сопровождался приезд Листа в родную Венгрию, где его чествовали как национального героя (сборы от концертов были направлены в помощь пострадавшим от наводнения, постигшего страну). Трижды (1842, 1843, 1847) Лист побывал в России, завязав на всю жизнь дружеские связи с русскими музыкантами, сделал транскрипции «Марша Черномора» из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, романса А. Алябьева «Соловей» и др. Многочисленные транскрипции , фантазии, парафразы , созданные Листом в эти годы, отразили не только вкусы публики, но и явились свидетельством его музыкально-просветительской деятельности. На фортепианных концертах Листа зазвучали симфонии Л. Бетховена и «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, увертюры к «Вильгельму Теллю» Дж. Россини и «Волшебному стрелку» К. М. Вебера, песни Ф. Шуберта, органные прелюдии и фуги И. С. Баха, а также оперные парафразы и фантазии (на темы из «Дон-Жуана» В. А. Моцарта, опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, позже - Дж. Верди), транскрипции фрагментов из вагнеровских опер и др. Фортепиано в руках Листа становится универсальным инструментом, способным воссоздать все богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса.

Между тем триумфы великого пианиста, завоевавшего всю Европу стихийной силой своего бурного артистического темперамента, приносили ему все меньше подлинного удовлетворения. Листу все тяжелее было потакать вкусам публики, для которой его феноменальная виртуозность и внешняя эффектность исполнения нередко заслоняли серьезные намерения просветителя, стремившегося «высекать огонь из людских сердец». Дав в 1847 г. прощальный концерт в Елизаветграде на Украине, Лист переселяется в Германию, в тихий Веймар, освященный традициями Баха, Шиллера и Гете, где занимает должность капельмейстера при княжеском дворе, руководит оркестром и оперным театром.

Веймарский период (1848-61) - время «сосредоточенности мысли», как его называл сам композитор, - это прежде всего период интенсивнейшего творчества. Лист завершает и перерабатывает множество ранее созданных или начатых сочинений, реализует и новые замыслы. Так из созданного в 30-е гг. «Альбома путешественника» вырастают «Годы странствий » - циклы фортепианных пьес (год 1 - Швейцария, 1835-54; год 2 - Италия, 1838-49, с добавлением «Венеция и Неаполь», 1840-59); получают окончательную отделку Этюды высшего исполнительского мастерства («Этюды трансцендентного исполнения», 1851); «Большие этюды по каприсам Паганини » (1851); «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес для фортепиано, 1852). Продолжая работу над венгерскими напевами (Венгерские национальные мелодии для фортепиано, 1840-43; «Венгерские рапсодии », 1846), Лист создает 15 «Венгерских рапсодий» (1847-53). Осуществление новых замыслов приводит к возникновению центральных произведений Листа, воплощающих его идеи в новых формах, - Сонаты си минор (1852-53), 12 симфонических поэм (1847-57), «Фауст-симфонии » по Гете (1854-57) и Симфонии к «Божественной комедии» Данте (1856). К ним примыкают 2 концерта (1849-56 и 1839-61), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (1838-49), «Мефисто-вальс » (по «Фаусту» Н. Ленау, 1860) и др.

В Веймаре Лист организует исполнение лучших произведений оперной и симфонической классики, новейших сочинений. Он впервые поставил «Лоэнгрина» Р. Вагнера, «Манфреда» Дж. Байрона с музыкой Р. Шумана, дирижировал симфониями и операми Г. Берлиоза и т. п. Расцвета достигает и его музыкально-критическая деятельность, ставящая (как и дирижерская) своей целью утверждение новых принципов передового романтического искусства (книга «Ф. Шопен», 1850; статьи «Берлиоз и его симфония Гарольд», «Роберт Шуман», «Летучий голландец Р. Вагнера» и др.). Те же идеи лежали и в основе организации «Нововеймарского союза» и «Всеобщего немецкого музыкального союза», при создании которых Лист опирался на поддержку видных музыкантов, группировавшихся вокруг него в Веймаре (И. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг, Г. Бюлов и др.).

Однако филистерская косность и интриги веймарского двора, все больше препятствовавшие осуществлению листовских грандиозных планов, вынудили его отказаться от должности. С 1861 г. Лист подолгу живет в Риме, где предпринимает попытку реформы церковной музыки, пишет ораторию «Христос» (1866), а в 1865 г. принимает сан аббата (отчасти под влиянием княгини К. Витгенштейн, с которой он сблизился еще в 1847 г.). Настроениям разочарованности и скепсиса способствовали и тяжелые потери - смерть сына Даниеля (1860) и дочери Бландины (1862), продолжавшее усиливаться с годами ощущение одиночества и непонимания его художественных и общественных устремлений. Они сказались в ряде поздних произведений - третьем «Годе странствий» (Рим; пьесы «Кипарисы виллы д’Эсте», 1 и 2, 1867-77), фортепианных пьесах («Серые облака», 1881; «Траурная гондола», «Чардаш смерти», 1882), втором (1881) и третьем (1883) «Мефисто-вальсах», в последней симфонической поэме «От колыбели до могилы» (1882).

Вместе с тем в 60-80-е гг. Лист отдает особенно много сил и энергии строительству венгерской музыкальной культуры. Он регулярно живет в Пеште, исполняет там свои произведения, в т. ч. связанные с национальной тематикой (оратория «Легенда о святой Елизавете », 1862; «Венгерская коронационная месса», 1867 и др.), способствует основанию Академии музыки в Пеште (он был ее первым президентом), пишет фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», 1870-86), последние «Венгерские рапсодии» (16-19) и др. В Веймаре, куда Лист возвращается в 1869 г., он безвозмездно занимается с многочисленными учениками из разных стран (А. Зилоти, В. Тиманова, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др.). Посещают его и композиторы, в частности Бородин, оставивший о Листе очень интересные и яркие воспоминания.

Лист всегда с исключительной чуткостью улавливал и поддерживал новое и самобытное в искусстве, способствуя развитию музыки национальных европейских школ (чешской, норвежской, испанской и др.), особенно выделяя русскую музыку - творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», исполнительское искусство А. и Н. Рубинштейнов. В течение многих лет Лист пропагандировал творчество Вагнера.

Пианистический гений Листа обусловил первенство фортепианной музыки , где впервые оформились его художественные идеи, направляемые мыслью о необходимости активного духовного воздействия на людей. Стремление к утверждению воспитательной миссии искусства, к соединению для этого всех его видов, к возвышению музыки до уровня философии и литературы, к синтезу в ней глубины философско-поэтического содержания с живописностью воплотилось в листовской идее программности в музыке. Он определял ее как «обновление музыки путем ее внутренней связи с поэзией, как освобождение художественного содержания от схематизма», приводящее к созданию новых жанров и форм. Листовские пьесы из «Годов странствий», воплощающие образы, близкие произведениям литературы, живописи, скульптуры, народным легендам (соната-фантазия «После чтения Данте », «Сонеты Петрарки», «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело, «Часовня Вильгельма Телля», связанная с образом народного героя Швейцарии), или образы природы («На Валленштадтском озере», «У родника»), являются музыкальными поэмами разных масштабов. Это название Лист сам ввел применительно к своим симфоническим крупным одночастным программным произведениям. Их заголовки адресуют слушателя к стихотворениям А. Ламартина («Прелюды»), В. Гюго («Что слышно на горе», «Мазепа » - есть и фортепианный этюд с таким же заглавием), Ф. Шиллера («Идеалы»); к трагедиям В. Шекспира («Гамлет»), И. Гердера («Прометей»), к античному мифу («Орфей »), картине В. Каульбаха («Битва гуннов »), драме И. В. Гете («Тассо», поэма близка к поэме Байрона «Жалоба Тассо»).

При выборе источников Лист останавливается на произведениях, содержащих созвучные ему идеи смысла жизни, загадки бытия («Прелюды », «Фауст-симфония»), трагической судьбы художника и его посмертной славы («Тассо », с подзаголовком «Жалоба и триумф»). Его привлекают и образы народной стихии («Тарантелла» из цикла «Венеция и Неаполь», «Испанская рапсодия» для фортепиано) особенно в связи с родной Венгрией («Венгерские рапсодии», симфоническая поэма «Венгрия»). С необыкновенной силой прозвучала в творчестве Листа героическая и героико-трагическая тема национально-освободительной борьбы венгерского народа, революции 1848-49 гг. и ее поражения («Ракоци-марш», «Погребальное шествие» для фортепиано; симфоническая поэма «Плач о героях» и др.).

Лист вошел в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы, гармонии, обогатил новыми красками звучание фортепиано и симфонического оркестра, дал интересные образцы решения ораториальных жанров, романтической песни («Лорелея» на ст. Г. Гейне, «Как дух Лауры» на ст. В. Гюго, «Три цыгана» на ст. Н. Ленау и др.), органных произведений. Восприняв многое от культурных традиций Франции и Германии, являясь национальным классиком венгерской музыки, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры всей Европы.

Е. Царёва

Лист - классик венгерской музыки. Его связи с другими национальными культурами. Творческий облик, социальные и эстетические взгляды Листа. Программность - ведущий принцип его творчества

Лист - крупнейший композитор XIX века, гениальный новатор-пианист и дирижер, выдающийся музыкально-общественный деятель - является национальной гордостью венгерского народа. Но судьба Листа сложилась так, что он рано покинул родину, провел многие годы во Франции и Германии, лишь наездами бывая в Венгрии, и только к концу жизни подолгу жил в ней. Это определило сложность художественного облика Листа, его тесные связи с французской и немецкой культурой, от которых он многое взял, но которым и много дал своей кипучей творческой деятельностью. Ни история музыкальной жизни Парижа 30-х годов, ни история немецкой музыки середины XIX века не будут полными без имени Листа. Однако он принадлежит венгерской культуре, и вклад его в историю развития родной страны огромен.

Лист сам говорил, что, проведя годы юности во Франции, он привык считать ее своей родиной: «Здесь покоится прах моего отца, здесь, у священной могилы, нашло свое прибежище и первое мое горе. Как же мне было не почувствовать себя сыном страны, где я так много страдал и так сильно любил? Разве я мог воображать, что родился в другой стране? Что в моих жилах течет другая кровь, что мои близкие живут где-то в другом месте?». Узнав в 1838 году о страшном бедствии - наводнении, постигшем Венгрию, он почувствовал себя глубоко потрясенным: «Эти переживания и чувства открыли мне смысл слова „родина"».

Лист гордился своим народом, своей родиной и постоянно подчеркивал, что является венгром. «Из всех ныне живущих художников,- утверждал он в 1847 году,- я единственный, кто с гордостью дерзает указывать на свою гордую родину. В то время как другие прозябали в мелких водоемах, я все время плыл вперед по полноводному морю великой нации. Я твердо верю в свою путеводную звезду; цель моей жизни заключается в том, чтобы Венгрия когда-нибудь с гордостью могла указать на меня». И то же он повторяет четверть века спустя: «Да позволено мне будет признаться в том, что, несмотря на мое достойное сожаления незнание венгерского языка, я от колыбели до могилы душой и телом остаюсь мадьяром и в соответствии с этим самым серьезным образом стремлюсь поддерживать и развивать венгерскую музыкальную культуру».

На протяжении всего своего творческого пути Лист обращался к венгерской тематике. В 1840 году он написал «Героический марш в венгерском стиле», затем - кантату «Венгрия», знаменитое «Погребальное шествие» (в честь павших героев) и, наконец, несколько тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий» (всего двадцать одна пьеса). В центральный период - 1850-е годы создаются три симфонические поэмы, связанные с образами родины («Плач о героях», «Венгрия», «Битва гуннов») и пятнадцать венгерских рапсодий, являющихся свободными обработками народных напевов. Венгерские темы звучат и в духовных произведениях Листа, написанных специально для Венгрии,- «Гранской мессе», «Легенде о святой Елизавете», «Венгерской коронационной мессе». Еще чаще он обращается к венгерской тематике в 70-80-е годы в своих песнях, фортепианных пьесах, обработках и фантазиях на темы произведений венгерских композиторов.

Но эти венгерские произведения, многочисленные сами по себе (их число достигает ста тридцати), не являются обособленными в творчестве Листа. Другие сочинения, особенно героические, имеют с ними общие черты, отдельные специфические обороты и сходные принципы развития. Между венгерскими и «инонациональными» произведениями Листа нет резкой грани - они написаны в едином стиле и обогащены достижениями европейского классического и романтического искусства. Именно потому Лист был первым композитором, выведшим венгерскую музыку на широкую мировую арену.

Однако не только судьба родины волновала его.

Лист - ярчайший представитель романтизма в музыке. Пылкий, восторженный, эмоционально неустойчивый, страстно ищущий, он, как и другие композиторы-романтики, прошел сквозь многие испытания: его творческий путь был сложным и противоречивым. Лист жил в трудное время и, подобно Берлиозу и Вагнеру, не избежал колебаний и сомнений, его политические взгляды были расплывчатыми и путаными, он увлекался идеалистической философией, порой даже искал утешения в религии. «Наш век болен, и мы больны вместе с ним»,- отвечал Лист на упреки в переменчивости своих взглядов. Но неизменным на протяжении всей долгой жизни оставался прогрессивный характер его творчества и общественной деятельности, необычайное моральное благородство его облика как художника и человека.

«Быть воплощением нравственной чистоты и гуманности, приобретя это ценой лишений, мучительных жертв, служить мишенью для насмешек и зависти - вот обычный удел истинных мастеров искусства»,- писал двадцатичетырехлетний Лист. И таков был он сам всегда. Напряженные искания и тяжелая борьба, титанический труд и упорство в преодолении препятствий сопутствовали ему всю жизнь.

Мысли о высоком социальном назначении музыки вдохновляли творчество Листа. Он стремился сделать свои произведения доступными самому широкому кругу слушателей, и именно этим объясняется его упорное тяготение к программности. Еще в 1837 году Лист в сжатой форме обосновывает необходимость программности в музыке и те основные принципы, которых он будет придерживаться на протяжении всего своего творчества: «Для некоторых художников их творчество - это их жизнь... В особенности музыкант, вдохновляемый природой, но не копирующий ее, высказывает в звуках сокровенные тайны своей судьбы. Он мыслит ими, воплощает чувства, говорит, но его язык произвольнее и неопределеннее всякого другого и, подобно прекрасным золотистым облакам, принимающим при заходе солнца любую форму, придаваемую им фантазией одинокого странника, слишком легко поддается самым различным толкованиям. Поэтому отнюдь не бесполезно и во всяком случае не смешно - как часто любят говорить,- если композитор в нескольких строках намечает эскиз своего произведения и, не впадая в мелочные подробности и детали, высказывает идею, послужившую ему основой для композиции. Тогда критика будет вольна хвалить или порицать более или менее удачное воплощение этой идеи».

Обращение Листа к программности было прогрессивным явлением, обусловленным всей направленностью его творческих устремлений. Лист хотел говорить посредством своего искусства не с узким кружком ценителей, а с массами слушателей, волновать своей музыкой миллионы людей. Правда, программность Листа противоречива: стремясь воплотить большие мысли и чувства, он нередко впадал в абстракцию, в туманное философствование и тем самым невольно ограничивал сферу воздействия своих произведений. Но в лучших из них преодолевалась эта отвлеченная неопределенность и смутность программы: создаваемые Листом музыкальные образы конкретны, доходчивы, темы выразительны и рельефны, форма ясна.

Исходя из принципов программности, своей творческой деятельностью утверждая идейную содержательность искусства, Лист необычайно обогатил выразительные ресурсы музыки, хронологически опередив в этом отношении даже Вагнера. Своими красочными находками Лист расширил сферу мелодики; одновременно он по праву может считаться одним из самых смелых новаторов XIX века в области гармонии. Лист является также создателем нового жанра «симфонической поэмы» и метода музыкального развития, именуемого «монотематизмом». Наконец, особо значительны его достижения в области фортепианной техники и фактуры, ибо Лист был гениальным пианистом, равного которому не знала история.

Оставленное им музыкальное наследие огромно, но не все произведения равноценны. Ведущими областями в творчестве Листа являются фортепианная и симфоническая - здесь его новаторские идейно-художественные устремления сказались в полную силу. Несомненную ценность представляют вокальные сочинения Листа, среди которых выделяются песни; к опере и камерно-инструментальной музыке он проявлял мало интереса.

Темы, образы творчества Листа. Его значение в истории венгерского и мирового музыкального искусства

Музыкальное наследие Листа богато и разнообразно. Он жил интересами своего времени и стремился творчеством откликнуться на актуальные запросы действительности. Отсюда - героический склад музыки, присущий ей драматизм, пламенная энергия, возвышенный пафос. Черты идеализма, свойственные мировоззрению Листа, правда, сказались на ряде сочинений, породив известную неопределенность выражения, расплывчатость или отвлеченность содержания. Но в лучших его произведениях преодолеваются эти отрицательные моменты - в них, если воспользоваться выражением Кюи, «кипит неподдельная жизнь».

В остро индивидуальном стиле Листа переплавились многие творческие влияния. Героика и могучий драматизм Бетховена, наряду с неистовым романтизмом и красочностью Берлиоза, демонизмом и блестящей виртуозностью Паганини оказали решающее воздействие на формирование художественных вкусов и эстетических взглядов молодого Листа. Под знаком романтизма протекала его дальнейшая творческая эволюция. Композитор жадно впитывал в себя жизненные, литературные, художественные и собственно музыкальные впечатления.

Необычная биография способствовала тому, что в музыке Листа оказались совмещенными различные национальные традиции. От французской романтической школы он воспринял яркие контрасты в сопоставлении образов, их живописность; от итальянской оперной музыки XIX века (Россини, Беллини, Доницетти, Верди) - эмоциональную страстность и чувственную негу кантилены, напряженную вокальную декламацию; от немецкой школы - углубление и расширение средств выразительности гармонии, экспериментирование в области формы. К сказанному надо добавить, что в зрелый период своего творчества Лист испытал также воздействие молодых национальных школ, в первую очередь русской, достижения которой изучал с пристальным вниманием.

Все это органически сплавлялось в художественном стиле Листа, которому присущ национально-венгерский строй музыки. Ей свойственны определенные сферы образов; среди них можно выделить пять основных групп:

1) Большим своеобразием отмечены героические образы ярко мажорного, призывного характера. Им присущ горделиво рыцарственный склад, блеск и красочность изложения, светлое звучание меди. Упругая мелодика, пунктирный ритм «организуется» маршевой поступью. Таким в сознании Листа предстает отважный герой, борющийся за счастье и свободу. Музыкальные истоки этих образов - в героических темах Бетховена, отчасти Вебера, но главное - именно здесь, в данной сфере отчетливее всего проступает воздействие венгерской национальной мелодики.

Среди образов торжественных шествий встречаются и более импровизационные, минорные темы, воспринимаемые как рассказ или баллада о славном прошлом страны. Сопоставление минора - параллельного мажора и широкое использование мелизматики подчеркивают богатство звучания и многообразие колорита.

2) Трагические образы составляют своеобразную параллель к героическим. Таковы излюбленные Листом траурные шествия или песни-плачи (так называемые «тренодии»), музыка которых навеяна трагическими событиями народно-освободительной борьбы в Венгрии либо смертью ее крупных политических и общественных деятелей. Маршевый ритм здесь обостряется, становится нервнее, отрывистее и часто вместо

возникает

(например, вторая тема из первой части Второго фортепианного концерта). Вспоминаются траурные марши Бетховена и их прообразы в музыке французской революции конца XVIII века (см., например, известный «Похоронный марш» Госсека). Но у Листа преобладает звучание тромбонов, глубоких, «низких» басов, погребальных колоколов. Как отмечает венгерский музыковед Бенце Сабольчи, «в этих произведениях трепещет мрачная страсть, какую мы находим только в последних стихотворениях Вёрёшмарти и в последних картинах живописца Ласло Паал».

Национально-венгерские истоки таких образов бесспорны. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к оркестровой поэме «Плач о героях» («Heroi"de funebre», 1854) или популярной фортепианной пьесе «Погребальное шествие» («Funerailles», 1849). Уже первая, медлительно развертывающаяся тема «Погребального шествия» содержит характерный оборот увеличенной секунды, придающий особую мрачность траурному маршу. Терпкость звучания (гармонический мажор) сохраняется и в последующей скорбной лирической кантилене. И, как нередко у Листа, траурные образы преображаются в героические - к мощному народному движению, к новой борьбе зовет смерть национального героя.

3) Иная эмоционально-смысловая сфера связана с образами, передающими чувства сомнения, тревожного состояния духа. Этот сложный комплекс мыслей и чувств у романтиков связывался с представлением о гётевском Фаусте (ср. с Берлиозом, Вагнером) или байроновском Манфреде (ср. с Шуманом, Чайковским). Нередко в круг этих образов включался и шекспировский Гамлет (ср. с Чайковским, с поэмой самого Листа). Воплощение подобных образов потребовало новых выразительных средств, особенно в области гармонии: Лист часто применяет увеличенные и уменьшенные интервалы, хроматизмы, даже внетональные созвучия, квартовые сочетания, смелые модуляции. «Какое-то лихорадочное, мучительное нетерпение пылает в этом мире гармонии»,- указывает Сабольчи. Таковы начальные фразы обеих фортепианных сонат или «Фауст-симфонии».