Классицизм и сентиментализм в литературе. Сентиментализм в литературе. Сентиментализм в зарубежной литературе

Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.

В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.

Выводы сайт

  1. Предметом изображения в произведениях классицизма являются важные, значимые события, определяющие судьбу человека, обязанного подчиняться установленному порядку и предопределенному ходу событий. В центре внимания писателей-сентименталистов – внутренний мир героев, способных глубоко чувствовать и переживать.
  2. Классицизм – литературное направление, в котором основой художественного метода является деление произведений на «высокие», «средние» и «низкие» жанры. Сентиментализму не свойственно такое деление, поскольку его задача – воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр изобразительных средств.
  3. Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть, комедия, сатира и басня. Жанры, характерные для сентиментализма, — это роман, повесть, письма, дневники, путевые заметки.
  4. Классицизм утверждал просветительские идеи, основанные на подчинении личных чувств долгу перед обществом. Представители сентиментализма рассматривали внутренний мир героев как гармоничное целое. Они считали, что воспитав отдельную личность, можно усовершенствовать все общество.

Русская литература 18 века

(сентиментализм и классицизм)

Ученицы 9А класса

Школы-гимназии №3

Ахмедовой Азизы.

Вступление. 3

1. Литература петровского времени. 4

2. Эпоха классицизма. 5

3. Эпоха сентиментализма. 13

Заключение. 18

Вступление

Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление "нового года и столетнего века".

Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке", - писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

1. Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

2. Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Образование.

    Высшее.

    6 учебных округов (указ 1803 г.). В каждом – университет.

    1804 г. – Казанский университет

    1819 г. – Петербургский университет

    МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814

    Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль)

    В лицеях – дети из привилегированных сословий.

    1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы)

    Активное развитие научно-технических ВУЗов (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI.

    Среднее.

    Приходские школы (государственные крестьяне).

    Уездные училища (город. население недворянского происхождения).

    Гимназии: 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники.

    Дворяне – в частных пансионах, гувернеры (после поражения в 1812 г. офицеры вернулись домой, а солдаты подались в гувернеры Þ необразованные учителя)

    Развитие женского образования.

    Смольный институт благородных девиц.

    Институты д/дворянок в крупных городах (М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр.).

    Народное образование: очень медленное развитие.

    Большая часть горожан – грамотная, среди крестьян – 5%.

    «Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люд из купеческого и мещанского сословия»

    (В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)


    Вывод : стремительное развитие О. в привилегированной среде, замедленное развитие в непривилегированной среде.

    Наука.

    Дифференциация науки (гуманитарные и естественные).

    Н.И.Лобачевский – «геометрия Лобачевского» («неевклидова»).

    Н.Н.Зинин – новые неорганические красители.

    В.В.Петров и Б.С.Якоби – гальванопластика, электрохимия, электричество.

    П.П.Аносов – металлургия.

    Е.А. и М.Е. Черепановы – паровой двигатель, паровая жел. дорога.

    1839 г. – завершение строительства Пулковской обсерватории под СПб.

    В.Я.Струве – звезды на Млечном пути.

    Н.И.Пирогов – наркоз (1847), хирургия.

    Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» (1816-1826 гг.)

    Интерес к памятникам древнерусской литературы.

    1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве».

    Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин.

    Разработка норм литературного русского языка (Пушкин, Лер., Гог.).

    Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

    Географические открытия и путешественники.

    И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание.

    Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

    В.М.Головнин – исследование Курильских островов

    Г.И.Невельский – открытия устья Амура, пролива между Сахалином и материком, доказал, что Сахалин – остров.

    Просвещение и распространение знаний.

    Русское географическое общество

    Минералогическое общество

    Химическое общество

    Математическое общество

    Общество истории и древностей Российских

    Развитие книгопечатания.

    Начало XIX в. – 13 государственных типографий.

    30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

    Развитие печати.

    «Санкт-Петербургские ведомости»

    «Московские ведомости»

    Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета»

    Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин)

    Патриотический журнал «Сын Отечества»

    Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки»

    1814 г., СПб – первая публичная библиотека

    Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи.

    Более быстрое развитие музейного дела в провинции.

    1852 г. – Эрмитаж

    1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

    Литература.

    Народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость.

    Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма.

    Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»).

    10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма.

    Причина возникновения – война 1812 г.

    «Салонный» романтизм – В.Жуковский.

    «Гражданский» романтизм – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер.

    А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

    Вторая ¼ XIX в. – реализм.

    Основоположник – А.С.Пушкин.

    «Евгений Онегин», «Горе от ума».

    Реализм – определяющее литературное направление.

    Реалисты:

    А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров.

    Журналы.

    «Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский).

    «Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин).

    Появилась литературная критика.

    Жесткая цензура.

    1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

    Архитектура.

    Первая половина XIX в. – поздний классицизм.

    Характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

    Петербург.

    Адмиралтейство – А.Д.Захаров

    Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон.

    Казанский собор – А.Н.Воронихин.

    Исаакиевский собор – Монферран.

    Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси.

    Москва.

    Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площадиО.И.Бове.

    Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг.

    Неглинка убрана под землю.

    Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон.

    Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г.

    Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма.

    Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

    Искусство.

    Утверждаются романтизм и реализм.

    Официальное направление – академический классицизм.

    Живопись.

    О.А.Кипренский, В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский).

    К.П.Брюллов историческая живопись, портрет, пейзаж.

    «Последний день Помпеи».

    А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания.

    А.Г.Веницианов бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность.

    «На пашне (Весна)».

    П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи».

    «Сватовство майора», «Свежий кавалер».

    Скульптура.

    Памятник Минину и Пожарскому – П.А.Мартос.

    Колонна на Дворцовой площади , СПб – Монферран.

    Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г.

    Фонтаны Театральной площади – И.П.Витали.

    Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб – П.К.Клодт.

    Театр.

    Крепостные театры (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы).

    Государственные театры.

    Петербург: Александринский и Мариинский

    Москва: Большой и Малый

    Классицизм и сентиментализм.

    Первые десятилетия XIX в.

    В.А.Озеров. Исторические пьесы

    Романтизм.

    Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы.

    Н.В.Кукольник. Исторические пьесы.

    Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии.

    В.А.Каратыгин – Гамлет.

    П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру.

    Реализм.

    30-е – 40-е гг. XIX в.

    Н.В.Гоголь. «Ревизор».

    Николай I: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!»

    А.С.Грибоедов. «Горе от ума».

    М.С.Щепкин . Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»).

    Е.С.Семенова . Трагическая актриса.

    А.Е.Мартынов . Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).


    Музыка.

    Поиск собственных путей самовыражения.

    Развитие национальной музыкальной школы

    Русский романс.

    А.А.Алябьев – «Соловей».

    А.Е.Варламова – «Красный сарафан».

    А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка».

    Композиторы.

    М.И.Глинка

    опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника,

    опере «Руслан и Людмила»,

    романс «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина.

    А.С.Драгомыжский

    Опера «Русалка»

    Итог.

    Наибольшие успехи России в первой ½ XIX в. – в области культуры.

    Завершился процесс складывания литературного языка и формирования национальной культуры.


    Самое большое здание в России того времени.