Конспект занятия «Мордовский орнамент. Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Мордовские вышивальщицы. Начало ХХ века Симбирская губерня. Алатырский уезд

Народная вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Но и в наши дни этот вид творчества не утратил своей актуальности. Мы восхищаемся мастерством и умением рукодельниц прошлого украсить грубоватую полотняную ткань стежками ярких нитей, приходим в восторг от хитросплетения узоров вышивки национальной одежды. У каждого народа орнаментация одежды вышивкой, ее колорит, технические особенности исполнения имеют свое самобытное решение, отражают вкусы и идеалы, формировавшиеся веками. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного, достаточно «потянуть за нужную ниточку».

Освоить мастерство вышивальщиц из мордовской глубинки пыталось не одно поколение наших современниц. Но многие секреты неповторимого искусства скрыты за порогом времени. Как разгадать тайну красоты и совершенства самотканого лоскутка, украшенного затейливым вышитым узором?
В нашем пособии мы решили рассказать, как стежок за стежком можно узнать приемы мокшанской и эрзянской вышивки, освоить грамоту счета при создании геометрического орнамента, разгадать головоломку наиболее экономичного или простого пути в выполнении узоров со сложным заполнением. Рисунок орнамента любой вышивки весьма сложен, но узор составлялся из набора простых фигур. Как отыскать исходную форму орнаментального мотива?
Народные мастерицы знали, где начало и конец в выполнении самого замысловатого узора, и при этом выбирали наиболее простые пути его заполнения. Практическое пособие поможет мастеру, обратившемуся к узорам мордовской вышивки, узнать секреты вышивального счета, тайны получения цветовых и светотеневых эффектов, на которых выстроено богатство вышитого декора мордовского народного костюма.

История мордовской народной вышивки
Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о вышивке древнейшего периода непросто. Земля сохранила небольшие фрагменты тканей тысячелетней давности - они грубоватые и рыхлые, сотканы из шерстяной пряжи или ниток из волокна растительного происхождения. Старые мастера знали различные приемы ткачества, получая ткань полотняного или саржевого переплетения нитей, разнообразившие структуру и качество домотканых холстов. Цвет одежды, сделанной из домашних тканей, соответствовал колориту натуральных материалов: белой и черной овечьей шерсти, сероватым тонам растительных волокон конопляной поскони, льна. Для вышивки использовались нити, окрашенные растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев. Встречается простейшая вышивка красной и черной шерстью. С особенным старанием древние мастерицы оформляли края одежды, здесь кроме вышивки нашивались плетеные или кожаные шнуры, тесьма, оловянный бисер и мелкие пастовые бусы, бронзовые пластиночки. Вероятно, что, исходя из возможностей, в одно и то же время женщины могли использовать отделку дорогими материалами, такими, как бронзовые украшения, бисер и бусы, а также создавать их имитацию, которая выполнялась вышивкой.
Как показывают археологические памятники, около тысячи лет тому назад зародилась вышивка по счету. Канвой для ее исполнения служил самотканый холст полотняного переплетения. Основные стежки вышивальщица прокладывала вдоль по линиям нитей ткани, получая прямые (горизонтальные и вертикальные) швы.
Введение в костюм нашивных элементов, например, шитье оловянным бисером, положило начало работе швами в прикреп и косыми (диагональными) стежками. Имитацию или воспроизведение косых стежек сохраняют рельефы на пронизках налобных венчиков и нагрудных украшениях.

В это же время вышивка приобретает функцию указывать на предназначение одежды. В комплексе с украшениями вышивка принимала на себя особую магическую роль в одежде для исполнения ритуалов (посвящение в совершеннолетие, совершение брака, переход в возраст зрелости и старчества, совершение похоронных обрядов). Особенную важность приобретал комплекс знаков, которые могли показать, какому роду-племени принадлежит человек.
Извечная обрядовая система народной жизни сформировала порядок и в выполнении вышивки на одежде. Вышивка была критерием, по которому оценивалось всей сельской общиной следование и подчинение законам предков, искусное умение и трудолюбие мастерицы.
В XVIII-XX вв. вышивкой занимались во всех мордовских селах. Из века в век ее узоры усложнялись, нередко приобретая заимствования у соседних народов.
Для разных предметов одежды готовили холсты различной плотности и переплетения нитей. Для онуч-портянок, которые носили с лаптями, применяли технику саржевого ткачества, в косой рубчик. Такие ткани были толще и меньше изнашивались. Самым распространенным был способ полотняного переплетения. Именно по полотнянке выполнялась вышивка. Выходная одежда делалась из самого качественного холста: хорошо отбеленного, тонкого и плотного.
Основы мордовского счетного вышивания
Девушка должна была уметь вышивать. Та, которая этому не научилась, вынуждена была заказывать у сельских мастериц вышитую одежду. Семья такой факт скрывала, чтобы не опозорилась дочь. С особой ответственностью свое мастерство искусных вышивальщиц девушки показывали окружающим, когда готовили свадебное покрывало для одной из своих подружек.
Покупные материалы были дорогими, поэтому их применяли только для оформления праздничных, свадебных рубах, головных уборов.

По вышивке нетрудно отличить эрзянскую одежду от мокшанской. При внимательном знакомстве с костюмом представителей различных районов можно обнаружить заметную разницу как в способах оформления одежды вышивкой, так и в манере носить ее. Не случайно исследователи выделяют границы бытования сходных типов костюма, определяя группы, родственные по культуре. В каждой группе мордовского костюма вышивка имела свои характерные черты, именно по ней можно определить место происхождения одежды.
Мокшанская вышивка южных районов Мордовии - Рузаевского, Инсарского, Кадошкинского - отличается от вышивки костюма мокшан, живущих в заповедных северных районах - Темниковском и Ельниковском. Особыми чертами выделяется вышивка одежды крестьян, с древности расселившихся в землях, находящихся ныне на юго-западе республики в пределах современных Торбеевского и Зубово-Полянского районов. Не уступает в своем многообразии и вышивка эрзянского костюма, тем более что в отличие от мокшан места проживания эрзи находятся на значительном отдалении друг от друга. Эрзянские районы входят в состав Мордовии, Чувашии, Татарии, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей. Вышивка хранит немало тайн, связанных с историей жизни народа.

Секреты народного мастерства
Чтобы познать секреты народного мастерства, надо внимательно рассмотреть хотя бы одну деталь подлинной народной одежды. Прежде чем сшивалась рубаха, мастерица украшала вышивкой ее детали. В отрезах выкроенных полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал характер вышивки. Все узоры в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку.
Обычно для кармашка использовались плотные вышитые фрагменты изношенной одежды.
Работая над вышивкой или занимаясь шитьем одежды, умелая рукодельница выполняла ровные строчки, стежки, которые соответствовали структуре ткани и ее плотности.
Рассмотрим фрагменты отделок эрзянской и мокшанской рубах. Вышивальщицы здесь проявили каждая по-своему великолепное умение выводить узоры орнамента и соединять в работе различные швы.
Благодаря введению в отделку одежды разных по технике швов вышивальщицы добивались удивительного эффекта: швы начинали играть, как огранка самоцветов, то уподоблялись сверканию шелка, то приобретали мягкую бархатистость. На поверхности вышивки наш глаз различает, кроме цветового, рельефный узор, составленный из стежков, выделяющийся на фоне полотняной глади холста.
Тончайшим кружевом ложился узор из черных или темно-синих ниток на мокшанской одежде, красными ковровыми дорожками стелился на белом холсте нарядной эрзянской рубахи.
Наряду с однотонными росписью и набором существовали многоцветные вышивки, выполнявшиеся счетной гладью. Бытовало множество вариантов исполнения данной вышивки. В эрзянском костюме счетной гладью заполняли узкие полоски, напоминавшие тесьму, сотканную на дощечках. Незамысловатый узор из зигзагов или мелких ромбов строился на контрасте красного фона и темно-зеленого либо черного рисунка. Введение в отделку золотной нити усиливало колористические эффекты.
Большим своеобразием отличалась мокшанская счетная гладь. В отделке мокшанских рубах можно найти множество вариантов работы этой техникой. Узорами геометрического или сильно геометризованного растительного орнамента счетной гладью заполнялись красочные полурозетки на подолах и оплечьях рубах.
Своеобразно нашла применение в эрзянской одежде техника цветной перевити. Мордовская перевить напоминает широкую мережку, которую выполняли по продернутой в одном направлении (по основе или по утку) ткани.
Перевить по разреженной сетке давала эффект ажурного строчевого шитья со сложными геометрическими узорами. Данная техника, как и прочие вышивальные приемы у мордовского народа, имела свои национальные особенности.
Самым простым приемом, косой стежкой, мордовские вышивальщицы начинали и завершали отделку одежды вышивкой. На основе косой стежки получил развитие прием мордовского креста, когда по косой стежке прокладывается встречным наклоном второй ряд, усиливающий рельеф линии.

Чтобы постичь национальную вышивку, необходимо, прежде всего, изучить технические приемы выполнения мордовских народных швов. Чтобы получить узор, мастерица должна была считать, сколько нитей надо поднять на иголку, сколько пропустить.
Швы, которые выполнялись по поверхности целой ткани, принято называть глухими. Если ткань прореживали, получая сетку или полоску из свободных нитей, швы на такой основе называли сквозными или строчевыми.
Исстари опытные вышивальщицы заботились не только о том, как выглядит вышивка с лицевой стороны, но и с изнанки.
При одностороннем шитье узор получается только на лицевой стороне, на изнаночной - мы видим разреженные стежки. Мордовские вышивальщицы, работая в технике счетной глади, укладывая плотно без просветов стежки на лицевой стороне, вели расчет по изнанке.
Оформляли и завершали работу вспомогательными швами: соединительными, краевыми, закрепляющими, украшающими, маскировочными. Для этих целей мордовские женщины чаще применяли плетеную на пальцах или на дощечках тесьму, ткали ленты браным или закладным узором. Заимствуя опыт рукоделия у народов, которые жили рядом, имитировали некоторые приемы ткачества вышивкой.
Шов роспись в виде продольных узоров выполнялся на мокшанских рубахах черными или темно-синими нитями. Шерсть для вышивки подбиралась от тонкорунных молодых овец с яркой черной природной окраской. Но особенно популярными были восточные красители, такие, как индиго, которые позволяли окрасить нити в иссиня-черный или темно-синий цвет. Узор, вышитый такими нитями, особенно хорошо читался на белой глади холста. Из-за дороговизны заморских красителей у мокшанок появилась своя мода обводить вышивку чернильным карандашом или пропитывать синькой.
Игла подхватывает и пропускает необходимое число нитей ткани. При этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой - на изнанку. Постепенно выявляется вся орнаментальная композиция. Под стежок в наборе ложится нечетное число нитей: 5, 3, 1.
Проще вести счет узора, если предварительно выполнить сетку из повторяющихся через определенное количество рядов равнозначных стежков.

Бордюр вышивки, выполненный в технике набор, обычно можно найти на краях одежды: подоле, рукавах, вдоль разреза ворота. Особой сложностью отличалась орнаментация наплечных вышивок, где набором выполнялся ромб, заполненный узором. На ритуальных одеждах XVIII века такая вышивка могла полностью покрывать спину.
Самобытное цветовое решение отличает вышивку набором у мокшан, эффектно сочетающих красный и черный (темно-синий) цвет в работе данными швами.
Счетная гладь - глухой односторонний шов. Рисунок выявляется не сразу, а отдельными мотивами.
Счетная гладь имеет ряд разновидностей:
Простая гладь «кирпичиком» выполняется с четным счетом нитей ткани, одинарными или парными мелкими параллельными горизонтальными или вертикальными стежками без просветов холста. Очередной стежок сдвигается наполовину с оси предыдущего наподобие кирпичной кладки. С изнанки образуются мелкие наклонные стежки.
Косая гладь выполняется наклонными стежками по рисунку орнамента. С изнанки образуются мелкие прямые стежки. При выполнении иглу ведут от края узора вправо на 4-6 нитей и вверх на 2-4 нити ткани. На изнанке делается горизонтальный стежок справа налево на 2-4 нити ткани. Второй лицевой стежок делается на 2-4 нити ткани выше первого и т.д. Вторая половина орнамента выполняется в зеркальном отражении.
С изнанки получаются мелкие частые вертикальные или слегка наклонные стежки. Для заполнения больших плоскостей ряды косой стежки плотно прилегают друг к другу, образуя ровную зернистую поверхность.

Мордовский крест

Шов крест, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. В мордовской вышивке шитье крестом использовали, чтобы получить высокий рельеф косой стежки. Ряды, вышитые крестом, укладывались рядом, создавая ребристую поверхность.
Свободнолежащие (оставшиеся) нити ткани объединяются в пучки вышивальной нитью. Чтобы создать узор, эрзянки обвивали по два пучка, ход рабочей нити восьмеркой в три витка, затем смещали работу на один пучок, захватывая новый столбик, и повторяли ход восьмеркой.
Для получения плотных линий узора, имеющих вид неразреженной, целой ткани, используют технику стлань, которая выполняется нитками в цвет ткани. Стежки перекрывают просветы сетки.
Неиссякаемый источник вдохновения.
Сохранение богатейших традиций мордовской народной вышивки - одна из сложнейших задач нашего времени. Народная вышивка является великолепным образцом для создания современных произведений декоративно-прикладного искусства. Приемы народной вышивки осваивают учащиеся детских художественных школ. Во взаимодействии народных традиций и современности работают профессиональные мастера, сохраняя богатство и разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов. На предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания, таких, как фабрика «Мордовские узоры», ателье «Стамо», «Умарина», «Силуэт» художники работают над заказами по воссозданию традиционных комплексов мордовского костюма для сцены. Чтобы фабричные изделия с машинной вышивкой обрели силу воздействия народного искусства, художникам приходится кропотливо изучать истоки народной вышивки.


Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов роспись с чернильной обводкой. 30-е гг. XXв. Пензенская обл., Белинский район

Известный мордовский художник Андрей Алёшкин расшифровал значение вышивки на национальном мордовском костюме. Зная язык символов, традиционный фольклорный наряд можно читать как книгу, узнавая историю жизни его владельца. Отдельные знаки можно назвать забытыми мордовскими «рунами».

Заслуженный художник России и Мордовии Андрей Алёшкин открыл тайну полузабытой символики мордовского национального орнамента. Отношение к этому вопросу у Андрея Степановича было особым: он родился в Челябинске, учился в Ленинграде, но никогда не забывал о своих корнях — предках, которые были мордвой-терюшанами.

Переехав в Саранск и изучая мордовскую национальную культуру, художник сделал открытие, которое, можно сказать, перевернуло его жизнь: мордовские вышивки и вырезанные на дереве знаки, очень похожие на руны, можно прочесть, словно буквы забытого алфавита. Просто эти знаки были словно спрятаны в национальных орнаментах на одежде и старинных предметах быта мордвы.

Резы, или руны, и сейчас можно найти на старых мордовских кладбищах. Это родовые знаки, метки, обозначающие собственность. У каждого рода есть свой знак. Такие же резы, то есть знаки на деревьях, древняя мордва ставила в лесу, отмечая свои борти, свои деревья для порубки. Такими же знаками отмечали колеса, сундуки, другую домашнюю утварь.

Андрей Степанович стал собирать изображения родовых знаков, еще не очень понимая, что он коллекционирует. А потом вспомнил, как однажды шел с бабушкой, а она показывала ему мордовские родовые знаки прямо на небе — по очертаниям созвездий. У каждого рода было «свое созвездие». Андрей Степанович понял: эти небесные «знаки» и были взяты его далекими предками за основу мордовских рун.

Однако, как признается художник, он никак не мог найти ключ, разгадку к орнаменту, пока не стал президентом международного фонда финно-угорских народов. У него появилась возможность общения с самыми разными специалистами по национальной культуре. Андрей Алёшкин стал изучать мордовскую культуру через обычаи, обряды, танцы родственных финно-угорских народов.

Видео

Видео: Masusik1000 на YouTube

Мордовские танцы.

Так и узнал — цветные полосы на поясах, к примеру, манси — не просто узор, а зашифрованный рассказ о жизни их владельцев. Белая полоса — рождение, красная — праздник, черная — чья-то смерть.

На свадебном мужском мордовском костюме в музее Эрьзи можно увидеть самый простой поясок в три полоски: белую в центре и красные по краям. Очевидно, обычный деревенский молодой человек пришел к мастеру и заказал пояс, а тот попросил описать его свою жизнь. Она была не богата событиями, но счастлива: рождение (белая полоска в центре), потом свадьба и благополучная семейная жизнь (красные полосы).

Но это - простейшая символика. В вышивке она гораздо сложнее. Элементы орнамента, которые современный человек воспринимает как кружки, волнистые линии или крестики, для древней мордвы имели совсем другое значение. Каждый знак был осмыслен и нес информацию.

Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Навершия ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться. На гербе Мордовии можно увидеть 7 таких знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики.

Каждый рисунок в орнаменте имеет значение. Например, по мордовскому костюму невесты, по вышивкам на нем знающий человек сразу мог определить, из какого рода девушка, из какого она села, богатая ли у нее семья. Ее наряд украшали вышитые знаки — обереги от сглаза и порчи, пожелания множества детей.

Мордовскими знаками-рунами Андрей Алёшкин украшает свои картины. Он рад делиться радостью и гордостью за своих предков. Как говорит художник, только почувствовав родство с ними, изучив, как и чем они жили, можно считать себя настоящим сыном своего народа.

Видео

Видео: картины А.С. Алёшкина на YouTube

Конечно же, национальный орнамент — это зашифрованная летопись народа, отражение его истории и мировоззрения. И орнамент можно «читать», в него можно закладывать-зашифровывать заговоры, напутствия, пожелания. Версия о «рунической» составляющей орнамента имеет полное право на существование.

Традиции финно-угорского мира, его взаимодействие с культурами соседних народов проявились в орнаментах мордовского костюма. Образ мира воплотился в присущей только мордовскому народу знаковой системе, в «рунах»-узорах, изображающих коней, уток, цветущие ветви, деревья. Часто на разных предметах орнамент состоит только из волнистых линий или розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Круг использовался как символ солнца, луны, колеса, треугольник символизировал женское начало, квадрат - порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Справка SmartNews

А.С. Алёшкин родился 10 февраля 1959 года в Челябинске. Окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, награжден бронзовой медалью Российской Академии художеств. Занимает должность профессора кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета МГУ имени Н.П. Огарёва. Экспонент выставок регионального, российского и международного уровней. Работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, в частных коллекциях России, Германии, Финляндии.

Министерство образования Республики Мордовия

Региональный учебный округ

Лямбирский муниципальный район

МОУ «Большеелховская СОШ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

ГЕОМЕТРИЯ МОРДОВСКИХ УЗОРОВ В ВЫШИВКЕ

Рузаев Кирилл Витальевич

8 класс

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовскойвышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна, если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т.е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордю ров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета- красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки- «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу,расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство

4..Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во

Фигур. Использованные источники Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. – М., 2002. ... музыки Чуваткина М.В. Мордовский государственный педагогический институт... оригинальный узор , похожий на узор на... каймы, шну­ры, вышивка и позументы. ...

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева , в узорном ткачестве, аппликации . Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовской вышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна , если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т. е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордюров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. Она является композиционным центром наплечных вышивок. Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета - красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу, расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т. д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

3. Мордовское народное изобразительное искусство

4.., Сурина народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд - во

5.Лузгин Мордовии. Саранск. Морд. кн. из - во 1993г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«От природы к творчеству:
«Мордовский орнамент»
(1 год обучения)

ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина Н.М.

Рузаевский МР-2015 г.
Тема занятия: «Мордовский орнамент»
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Б. Дубровский.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить мордовский орнамент из круп.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: картон, карандаши, клей ПВА, кисточки, зубочистки, крашенные крупы, образцы работ, презентация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2Сообщение темы, целей и содержания занятия.
2. Теоретическая часть.
1.Изучение нового материала. Рассказ педагога с элементами беседы об истории возникновения орнамента, мордовских узорах
2.Выступление учащихся.
3.Закрепление изученного материала
Практическая часть
1.Выполнение мордовского орнамента из круп.
Итоговая часть.
Мини-выставка выполненных работ.
2 .Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рады приветствовать Вас на нашем занятие.
Я хочу начать наше занятие строками мордовского поэта Петра Гайни.
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае - Республике Мордовия. Вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями, научитесь расшифровывать их значение и выполните мордовский орнамент из круп.
Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?
- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Они разговаривают на своем родном языке.
- - У каждого народа свои игры и песни.
Люди разных национальностей отличаются внешним видом.
Народные костюмы украшены различными узорами или орнаментом
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мордовский орнамент - набор характерных для мордвы узоров.
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В декоративно-прикладном искусстве он имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
Наши ребята приготовили стихотворения о Мордовии, давайте их послушаем.
Вопросы для закрепления.
1.Что такое орнамент?
2.Какие основные узоры в мордовском орнаменте?
3.Какие цвета встречаются в мордовских узорах?

Физкультминутка.
Раз -подняться, подтянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.

Сегодня мы с вами выполним мордовский орнамент из круп. Для работы нам потребуется эскиз орнамента, клей ПВА, зубочистки и крупы. Крупы предварительно окрашиваются гуашевыми красками.
Давайте повторим правила техники безопасности.

Практическая часть.
Нарисовать мордовский орнамент на картоне.
Нанести клей ПВА на часть рисунка.
Выкладывать крупу соответствующего цвета зубочисткой.
Зополнить таким образом весь орнамент.
Готовую работу можно приклееить на диск с магнитом и использовать как магнитик на холодильник.

Итоговая часть.
Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, мне очень понравилось ваше участие на занятие. Спасибо вам за прекрасные работы
Будем внимательно, добросовестно изучать старое,
чтобы еще лучше познать новое.
(К.С.Станиславский)

Литература:

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.
4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.
5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.
6 Первушкин. В.П. Мордовский орнамент / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.