Образец обоснования технического решения. Обоснование проекта

ТЭО инвестиционных проектов, в зависимости от отрасли деятельности и масштабов задач, имеют разнообразные варианты применения. Например, в строительстве данный документ служит не только обоснованием для принятия судьбоносного решения, но и является одним из ключевых документов, разрешающих строить объект. В настоящей статье мы кратко рассмотрим несколько примеров технико-экономического обоснования проектного решения в строительстве и в других отраслях экономики.

ТЭО в строительстве

Предприятия строительной отрасли относятся к так называемому проектному производству. Каждый договор подряда реализуется в проектной форме. Иными словами, в строительстве применяются контрактные проекты, отличающиеся от типовых задач развития бизнеса портфельным режимом планирования и ресурсной оптимизацией. Составление технико-экономического обоснования производится с отработкой ряда вопросов:

  • технологических;
  • объемно-планировочных;
  • конструктивных;
  • природоохранных;
  • экологической безопасности;
  • санитарно-эпидемиологических;
  • эксплуатационной безопасности;
  • экономической эффективности;
  • социальных последствий.

Нормативными актами устанавливается порядок согласования и утверждения ТЭО исполнительными и надзорными органами. После данных процедур технико-экономическое обоснование разрабатываемого инвестиционного проекта принимается, как основание для тендерного пакета документов и производства торгов. Заключается подрядный договор, начинается рабочее проектирование. Далее приведен пример структуры ТЭО для проекта строительства жилого здания.

Пример структуры ТЭО строительства жилого здания

На рынке действуют специализированные проектировочные организации или в самих строительных компаниях выделен штат специалистов, которые осуществляют разработку ТЭО. Достаточно часто заказчик проводит конкурс между потенциальными исполнителями для выбора предложения по проектированию. Проектировщик действует на основании подписанного договора подряда на выполнение обоснования. В технико-экономическом обосновании инвестиционного проекта существенное значение имеет финансовая модель денежных потоков и расчет эффективности инвестиций. Схема инвестиционной модели динамики Cash Flow и самоокупаемости представлена далее.

Схема инвестиционной модели динамики Cash Flow и самоокупаемости

В представленной схеме для построения графика принимается расчет итогового Cash Flow. В любом инвестиционном мероприятии первый этап характеризуется отрицательным значением сальдо денежного потока. Далее по мере формирования финансового результата окупается сам проект, а затем и вновь выпускаемый продукт. В процедуре технико-экономического обоснования решения о выполнении инвестиционного проекта основную расчетную часть составляют следующие компоненты.

  1. Производственная программа инвестиционного объекта.
  2. Инвестиционный план.
  3. Укрупненный план движения денежных средств.
  4. Укрупненный план доходов и расходов.
  5. Свод показателей эффективности проекта.

Примеры обоснований с расчетами

Упрощенный вариант ТЭО для рассмотрения инвестиционного проекта рассмотрим на примере строительства производственно-складской базы. Предположим, компания имеет в своей собственности землю площадью N га и намерена оценить возможности проектирования и строительства базы под переработку и хранение плодоовощной продукции. Особенностью данного технико-экономического обоснования являлся сокращенный состав ее разделов, поскольку не планировалось привлекать стороннего инвестора, обоснование требовалось лишь для внутренних целей.

Пример преамбулы ТЭО и части Производственной программы

Документ не включает резюме по проекту. Нет в нем и обзора регионального рынка складской недвижимости. План инвестиционных затрат не развернут. Перечень сокращений можно продолжать, тем не менее, в обосновании лаконично изложены все основные аспекты, достаточные для принятия решения по проекту и начала его планирования. Отсутствующие разделы обязательно должны войти в состав бизнес-плана хотя бы в силу того, что размер инвестиций превышает 100 миллионов рублей. В данном примере не представлена финансово-экономическая часть в силу ее объемности.

Продолжение примера ТЭО строительства производственно-складской базы

Следующий расчет предварительного технико-экономического обоснования взят из отрасли частной стоматологии, наиболее динамичной сферы российского бизнеса. Рассмотрим пример небольшого проекта по покупке комплекта стоматологического оборудования, позволяющего внедрить несколько высокомаржинальных услуг. Вашему вниманию представлена часть финансово-экономического блока, включающего план денежных потоков и расчет окупаемости. При этом в целях упрощения оформления план движения денежных средств совмещен с планом доходов и расходов. Такое в рамках предварительного ТЭО вполне допустимо. На этом уровне налоговую нагрузку и другие накладные расходы можно учесть схематично.

Пример ТЭО локального проекта в стоматологическом бизнесе

PM, ищущий профессионализма, должен знать очень много. Круг его интересов выходит далеко за рамки непосредственной проектной реализации. Менеджер обязан представлять, как инициируется проект, какие документы сопровождают настоящий процесс и как их качественно подготовить. Технико-экономической обоснование, его разработка, расчет и представление составляют важную часть необходимых РМ компетенций. Визуальные образы показанных в данной статье примеров ТЭО помогут руководителю проектов проще ориентироваться в программах инвестиционного развития бизнеса.

В интернете бытует мнение, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) это укороченный вариант бизнес-плана, в котором отсутствует (или сильно сжат) раздел маркетинга. Это не так. Технико-экономическое обоснование - это документ, который доказывает, что проект технически возможен и экономически выгоден. На мой взгляд, именно это определение является единственным и законченным. Технико-экономическое обоснование - это документ-идея.

Чтобы совсем было понятно, приведу также и определение бизнес-плана (БП). БП - это документ, который дает подробную информацию о том, кто собирается реализовать проект, каким образом, в какие сроки и на каком рынке. Естественно частью БП обязательно является технико-экономическое обоснование, потому что любой проект начинается с технического и экономического анализа. Бизнес-план - это документ-реализация (см. Как составить бизнес-план).

Основные разделы ТЭО

1. Наименование

2. Цель проекта

3. Основная информация о проекте

4. Экономическое обоснование

4.1. Стоимость реализации проекта

4.2. Расчет прибыли

4.3. Экономические показатели эффективности

5. Дополнительно

6. Приложения

Здесь мы привели приблизительное содержание ТЭО. Естественно, это только основные разделы ТЭО, разделов может быть больше, если для реализации вашего проекта их недостаточно.

Разделы ТЭО - Описание

1. Наименование

Лаконичное (короткое, но проницательное) название проекта. Например: Центр точного машиностроения.

2. Цель проекта

Максимально коротко о том, в чем основная идея проекта. Прочитав это инвестор должен заинтересоваться, но помните если здесь будет много текста, то инвестор не будет этого читать вовсе - он просто скажет вам: "я не нахожу это интересным".

3. Основная информация о проекте

Зависит от конкретного проекта, может включать в себя разделы:

  • Виды деятельности предприятия / Виды продукции.
  • Производственные возможности и объемы.

4.1. Стоимость реализации проекта

Здесь необходимо представить укрупненный перечень работ необходимый для реализации проекта и их стоимость.

4.2. Расчет прибыли

Здесь приводятся расчеты доходов и расходов проектного предприятия при его плановой производственной загруженности, а также расчет прибыли.

Обращаю ваше внимание на то, что отдельно нужно показать амортизационные отчисления, инвесторы могут рассматриваться амортизационные отчисления как прибыль от деятельности предприятия.

4.3. Экономические показатели эффективности

Базовые инвестиционные показатели эффективности:

  • Сумма инвестиций
  • Годовая чистая прибыль
  • Дисконтная ставка
  • Период окупаемости
  • Точка безубыточности (за год)

5. Дополнительно

Самая различная информация, которая важна для раскрытия идеи проекта и его экономической эффективности.

6. Приложения

Обязательно к вашему технико-экономическому обоснованию прикладывайте дополнительные материалы. Во-первых, ваш документ будет выглядеть солидней, во-вторых, дополнительный материал не будет перегружать основные разделы ТЭО. Однако помните, что не нужно прикладывать малополезный материал даже в приложение - любой материал должен иметь ценность для инвестора.

Технико-экономическое обоснование должно коротко и недвусмысленно отражать чистую идею проекта. Технико-экономическое обоснование не должно быть нагружено деталями реализации. Этот документ нужен для того, чтобы получить внимание инвестора. Когда инвестор заинтересуется проектом, тогда понадобиться бизнес-план.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы и кредит»

Реферат

По дисциплине «Инвестиции»

Тема: «Технико-экономическое обоснование и бизнес-план

инвестиционного проекта»

Выполнила: студенткаДФО 4 курса

Специальности: 06.04.00

Чичилина В.В.

Проверил:Журавинкин К.Н.

Оценка________________________

Инвестиционный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предполагающий определенные вложения капитала в течение ограниченного времени с целью получения доходов в будущем. В то же время в узком понимании инвестиционный проект может рассматриваться как комплекс организационно-правовых, расчетно-финансовых и конструкторско-технологических документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по достижению целей инвестирования.

Часто жизненный цикл проекта определяют по денежному потоку: от первых инвестиций (затрат) до последних поступлений денежных средств (выгод). Начальный этап реализации инвестиционного проекта характеризуется, как правило, отрицательной величиной денежного потока, так как осуществляется инвестирование денежных средств. В последующем, с ростом доходов по проекту, его величина становится положительной. Таким образом, любой инвестиционный проект от его зарождения до окончания проходит ряд этапов: пред-инвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный.

В данной работе будет рассмотрен пред-инвестиционный этап, в виде технико-экономического обоснования и бизнес-плана инвестиционного проекта.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта представляет собой совокупность расчётно-аналитических материалов, в которых содержатся необходимые исходные данные, технические решения, организационные мероприятия, стоимостные, оценочные и другие показатели, рассматривая и анализируя которых можно сделать вывод о жизнеспособности и достаточной эффективности проекта.

В соответствии с инструктивно-нормативными положениями в РФ разработка ТЭО является обязательной при полном или частичном финансировании проекта за счёт ассигнований из бюджетных, внебюджетных фондов, а также собственных средств государственных предприятий. Что касается частного сектора, то решение о разработке ТЭО инвестиционного проекта принимается заказчиком по согласованию с финансирующим или кредитующим учреждением банка. Однако по инвестиционному проекту негосударственного сектора если не разрабатывается ТЭО, то его основные показатели даже с большей детализацией должны быть отражены в бизнес-плане этого проекта.

В технико-экономическом обосновании инвестиций, прежде всего, осуществляется предпроектная проработка решений (технологических, инженерно-конструкторских, архитектурно-планировочных и строительных), рассматриваются альтернативные варианты и выбор наилучшего из них. Затем в ТЭО более детально рассматриваются и уточняются принятые вышеперечисленные показатели, а также вопросы природоохранных мероприятий. В сравнительно укрупнённом варианте оценивается коммерческая, финансовая и в целом экономическая эффективность данного инвестиционного проекта.

Одним из главных субъектов организации и осуществления инвестиционного процесса − заказчик, который на начальном этапе разработки ТЭО подготавливает декларацию об инвестиционных намерениях. В ней содержатся такие основные данные, как сведения об инвесторе с указанием его адреса, характеристика проектируемого объекта (его наименование, технико-экономические параметры, потребность в трудовых, материальных и финансовых ресурсах, перечень основных зданий и сооружений, потребность и наличие ряда объектов социально-бытового назначения, возможность влияния будущего инвестиционного объекта на окружающую среду и др.). Эта декларация направляется всем заинтересованным инстанциям, в том числе органам государственного самоуправления. После получения положительной оценки можно приступить к разработке ТЭО.

Основные назначений ТЭО является подтверждение финансирующему или кредитующему субъекту о достаточной экономической эффективности проекта, финансовой устойчивости и платежеспособности будущего предприятия (создаваемого на базе рассматриваемого проекта) в части своевременного выполнения им договорных обязательств, обеспечения окупаемости затрат, получения достаточной прибыли, своевременного погашения и др. Также ТЭО используется для разработки бизнес-плана, при рассмотрении тендерных предложений, проведении необходимых согласований, экспертизы и утверждения проектно-технической документации.

Таким образом, ТЭО является главным пред-инвестиционным проектным документом, основным назначением которого является дать ответы на вопросы о возможности, целесообразности и разносторонней обоснованности продолжения работы над инвестиционным проектом. Оно нужно всем субъектам организации для осуществления инвестиционного процесса по данному проекту ­заказчику, инвестору, исполнителю (подрядчику), финансирующему или кредитующему банку и другим.

На практике не существует единого подхода к разработке ТЭО. Следовательно, нет и твёрдой стандартной его структуры. И всё же с учётом достаточно ёмкого зарубежного опыта и заметно наработанной отечественной практики можно привести общую или рекомендательную структуру ТЭО с ориентиром на случаи его разработки для наиболее сложных и крупных инвестиционных проектов.

1. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (история и основная идея проекта, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

2. Анализ рынка и стратегии маркетинга (методы анализа рынка, концепция маркетинга, прогноз продаж, производственная программа и т.д.);

3. Материальные факторы производства (сырье и ресурсы − необходимые для производственного процесса, приблизительные потребности в факторах производства − наличие ресурсов и сырья, положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек и т.д.);

4. Места размещения объекта и территория (предварительный выбор места размещения объекта и строительного участка, анализ влияния на окружающую среду и т.д.);

5. Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

6. Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т.д.);

7. Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих; предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

8. Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта, размеры траншей и т.д.);

9. Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т.д.);

10. Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы).

Данная структура ТЭО состоит из 10 разделов. Рассмотрим основное содержание этих разделов. На практике разработка ТЭО для каждого инвестиционного проекта может строиться по-разному, но все разделы всегда должны быть взаимосвязаны между собой.

В первом разделе структуры ТЭО рассматриваются вопросы, связанные с основной идеей инвестиционного проекта. В целях удачной разработки ТЭО требуется чётко представлять в какой степени идея проекта соответствует общим экономическим условиям и уровню развития региона, где будет размещаться инвестируемый объект, и страны в целом. Поэтому необходимо дать подробное описание идеи проекта и определить потенциальных инвесторов с изложением мотивов их заинтересованности в реализации данного проекта.

Заслуживает внимания также описание истории рассматриваемого проекта, начиная с момента появления идеи его создания, о наличии и результатах ранее проведенных исследований и изыскательских работ, которые могут быть использованы при разработке данного инвестиционного проекта.

В этом же разделе целесообразно привести наиболее важные параметры и характеристику проекта, в том числе:

 описание и анализ предполагаемых стратегических решений;

 назначение будущей продукции проекта (или оказание услуг) для внутреннего и внешнего рынка;

 главные принципы экономической, социальной, финансовой, кредитной политики, которые могут оказать существенное влияние на судьбу реализации проекта.

Данный раздел охватывает вопросы анализа рынка и стратегии маркетинга. Следует иметь в ввиду, что основной целью почти всех инвестиционных проектов (за исключением проектов для достижения социального эффекта) является получение дохода (прибыли) как путём использования уже имеющихся ресурсов, так и путём создания нового производства для удовлетворения существующего или потенциального спроса на будущую продукцию (оказание услуг). Поэтому при составлении этого раздела ТЭО следует знать методы анализа рынка, концепцию маркетинга, прогнозы и затраты, количественные показатели основной и сопутствующей продукции.

В связи с тем, что определение спроса на продукцию проекта (оказания услуг), а также характеристики рынка сбыта (как внутреннего, так и внешнего), является определение оптимальной производственной программы и наиболее удачного (выгодного) места расположения проектируемого объекта (см. раздел 4 структуры ТЭО). Следует уделить повышенное внимание тщательному структурированию и планированию анализа рынка с таким расчётом, чтобы получить требуемую информацию о нём и одновременно определить возможные стратегические аспекты маркетинга и производства.

Концепция маркетинга охватывает вопросы проникновения на внутренний и внешний рынок и закрепления на нем, развития реализации продукции проекта (оказания услуг), диверсификации, сбора надлежащей обработки и систематической оценки информации о рынках и рыночной сфере − вопросы спроса и конкуренции, нужды потребителей, поведения участников, состояния конкурирующих продуктов и других факторов, которые связаны с рыночными отношениями.

В состав прогнозирования затрат маркетинга входят составляющие компоненты всех издержек процесса маркетинговой деятельности. Исходя из рамок исследования и детализации анализа их можно прогнозировать, как для каждого продукта индивидуально, так и в совокупности для групп. В случаях детального изучения определяют прямые переменные, а также постоянные затраты по каждому центру их возникновения и косвенные затраты в виде накладных расходов.

В третьем разделе даётся определение и описание различным материалам и ресурсам, которые необходимы для возведения инвестируемого объекта, дается анализ их расчетной потребности, фактического наличия, определяются источники и возможности их поставки, а также затраты. При этом следует иметь в ввиду, что потребность в материальных ресурсах находится в прямой зависимости от проектной мощности инвестиционного объекта, намеченной технологии, выбранного оборудования, месторасположения объекта и других факторов, т.к. они все между собой взаимосвязаны.

Определение выбора вида материальных ресурсов осуществляется, прежде всего, в зависимости от технических требований к инвестиционному проекту и рынка сбыта будущей продукции. А выбор сырья, основных и вспомогательных материалов находится в зависимости от факторов окружающей среды (истощение ресурсов и загрязнение среды), а также критериев, которые относятся к стратегическим аспектам проекта (задачи минимизации издержек на материальные ресурсы, риски в процессе реализации продукции и др.). В целях минимизации издержек сперва следует классифицировать материальные ресурсы по их видам и типам, а потом определять оптимальную потребность в них, проверять фактическое наличие и оценить связанные с ними расходы.

В процессе разработки ТЭО реальные потребности в материальных ресурсах и в их поставках для нормального функционирования проектируемого объекта необходимо определять, анализировать и уточнять как по количественным, так и по качественным параметрам.

Здесь переходят к проблеме наиболее удачного определения места размещения объекта и строительного участка. При этом следует иметь в виду, что выбор места размещения инвестиционного проекта может относиться к охвату значительно широкого географического региона, где могут рассматриваться несколько альтернативных вариантов выбора строительного участка.

В процессе рассмотрения альтернативных вариантов очень важным является тщательный анализ влияния каждого из них на окружающую среду, как в ходе выполнения строительно-монтажных работ, так и в период эксплуатации будущего предприятия (объекта инвестирования). Если будет установлено, что данный проект оказывает заметное влияние на окружающую среду, то должны проводиться детальные исследования социально-экономических и экологических последствий этого влияния. Результаты этих исследований и выводы должны учитываться в процессе реализации рассматриваемого проекта, если в принципе будет принято положительное решение о его претворении в жизнь.

При выборе места размещения объекта инвестирования должны анализироваться:

ª условия местного климата, естественная окружающая среда, требования экологической безопасности;

ª возможное воздействие проектируемого объекта на окружающую среду (негативное, нейтральное или может быть позитивное) с одновременной оценкой размера затрат и выгод от этого воздействия;

ª действующая в данном регионе социально-экономическая политика, установленные стимулы и ограничения и другие обстоятельства.

Существенными факторами положительного решения выбора места размещения инвестиционного проекта являются достаточное наличие сырьевых ресурсов, основных и вспомогательных материалов, транспортной сети (автомобильных и железных дорог, морского, речного транспорта), близость основного рынка сбыта и др.

После принятия решения о выборе места размещения объекта
инвестиционного проекта в ТЭО переходят к определению конкретного строительного участка и рассмотрению его альтернативных вариантов.

При рассмотрении участков, расположенных в намеченном регионе (месте размещения объекта инвестирования) и с целью выбора наилучшего из них анализируются следующие основные требования и условия:

ª проблемы экологического характера − состояние строения почвы, возможные опасные особенности данного участка, геологические, гидрогеологические особенности, климат и т.д.;

ª дифференцированный подход воздействия на окружающую среду каждого из альтернативных участков;

ª условия социально-экономического характера;

ª состояние инфраструктуры;

ª наличие местных сырьевых и материальных, а также трудовых ресурсов;

ª перспективы и потенциальные возможности дальнейшего расширения производства;

ª различия и мотивы в стоимости земельного участка и варианты издержек освоения строительного участка и т.д.

В пятом структурном разделе ТЭО рассматривается процесс проектирования и выбора технологии. Следует иметь в виду, что проектная мощность будущего предприятия должна быть увязана с: требованиями рынка и стратегическими аспектами маркетинга, реальными потребностями в ресурсах и прогнозами их поставки; наиболее прогрессивными технологиями и экономикой, которая обусловлена состоянием объёма производства в данной отрасли (в которой и для которой будет функционировать инвестиционный проект), минимальными экономическими параметрами и ограничениями по производственному оборудованию, а также альтернативными вариантами проекта.

Не следует сбрасывать со счёта и то обстоятельство, что единовременное освоение всей проектной мощности в начальном этапе эксплуатации будущего предприятия нереально. Это во многом связано с различными технологическими, производственными и коммерческими проблемами.

Важнейшим элементом любого ТЭО инвестиционного проекта является умелое обоснование выбора наиболее подходящей технологии. Основой этого выбора должны быть детальное рассмотрение и оценка альтернативных вариантов технологии для каждого конкретного инвестиционного проекта с учётом социально-экономических условий, а также экологических условий.

При выборе технологии следует учитывать и такой важнейший фактор, как жесткая конкуренция в рыночных условиях хозяйствования. Иначе говоря, выбранная для инвестиционного проекта технология должна максимально способствовать выпуску конкурентоспособной продукции (или оказанию услуг).

С учётом вышеизложенного в данном разделе ТЭО следует
описывать содержание выбранной технологии, аргументировано обосновать мотивы выбора именно этой технологии, ее достоинства и преимущества по сравнению с другими альтернативами, перспективы и возможности дальнейшего совершенствования технологического процесса. Далее, с целью оценки данной технологии необходимо дать определение её влияния на социально-экономическую жизнь общества и в целом на национальную экономику, т.е. анализировать показатели издержек и выгод, влияние на уровень занятости населения и доходов, удовлетворение потребностей данной местности и т.д.

Наряду с обоснованием приемлемого выбора технологии не
менее актуальным является удачный выбор машин и оборудования для инвестиционного проекта. На стадии разработки ТЭО этот выбор заключается в определении оптимального набора требующихся машин и оборудования в четкой увязке с мощностью будущего производства и технологией. Как правило, составляется перечень (список) требуемого оборудования с разбивкой по основным группам − технологическое, энергетическое, транспортное, механическое, контрольно-измерительные приборы (КИП), электромеханическое и т.д.

В ТЭО по гражданскому строительству приводятся архитектурно-планировочные материалы и дается общая оценка строительно-монтажных работ, связанных с данным инвестиционным проектом. В состав этих работ включается подготовка и освоение участка для размещения инвестиционного объекта, возведение зданий и сооружений, строительные работы, которые связаны с оказанием коммунальных услуг, снижением уровня вредных выбросов, оградительными сооружениями, системой охраны и др.

В целях обеспечения нормальной и бесперебойной работы будущего предприятия в инвестиционном проекте необходимо предусматривать своевременную замену быстроизнашивающихся предметов технологической оснастки, инструментов, запасных частей, а также ряда компонентов и других материалов для машин, оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав данного проекта. При этом целесообразно поддерживать оптимальное равновесие между реальными потребностями и запасами по замене перечисленных деталей, конструкций и материалов.

В этом же разделе ТЭО даётся общая оценка капитальных затрат по рассматриваемому инвестиционному проекту. Для этого составляются таблицы по каждому виду инвестиционных издержек − на изыскательские работы, подготовку и освоение строительного участка, требуемую технологию, приобретение машин и оборудования, строительно-монтажные работы (СМР), вспомогательное производство, временные здания и сооружения, оборотный капитал и др.

Здесь рассматриваются вопросы рационального создания организационной схемы, которая необходима для эффективного управления и осуществления надлежащего контроля за всей производственно-эксплуатационной деятельностью будущего предприятия, а также накладные расходы, связанные с этим процессом.

При этом разработка организационной структуры осуществляется в следующей последовательности:

1) Предварительное определение основных коммерческих целей и главных задач.

2) Проведение идентификации и группировки функций, которые необходимы для успешного решения поставленных задач.

3) Комплексная разработка организационной структуры управления будущего предприятия, составление необходимой программы обучения и набор производственно-эксалуатационного персонала.

В состав организационного проектирования входят мероприятия по созданию административных подразделений, основными из которых являются подразделения общего уровня, финансового контроля, управления кадрами (персоналом), маркетинга и сбыта, производственного снабжения, экономических расчётов, транспортировки и хранения, и др.

Накладные расходы определяются в виде процентных начислений к так называемым прямым затратам. В рыночных условиях к основным группам накладных расходов относятся:

³общезаводские, куда входят затраты на зарплату, включая пособия и выплаты по социальному страхованию рабочих и служащих, которые не заняты непосредственно на производстве;

³затраты на вспомогательные материалы, детали и конструкции; расходы на электроэнергию, воду, газ, пар и другие коммунальные услуги на строительном участке;

³административно-хозяйственные расходы, состоящие из затрат на зарплату с начислениями, коммунальные расходы, канцелярские товары, инженерно-конструкторские расходы, ренту, налоги, страхование и т.д.

Причём последние (административно-хозяйственные расходы) рассчитывают отдельно в тех случаях, когда они являются масштабными и имеют важное значение. В других (обычных) условиях они включаются в состав общезаводских накладных расходов.

В седьмом разделе структуры ТЭО определяется оптимальная потребность в трудовых ресурсах. Эти ресурсы рассчитываются отдельно по категории кадров (руководящие работники, специалисты, рабочие и технические исполнители), а также по функциональным обязанностям (технологи, экономисты, аппаратчики, юристы, водители автомашин и т.д.).

Затем последовательно осуществляются следующие шаги, которые связанны с трудовыми ресурсами:

1) Производится анализ социально-экономических условий и культурной среды в районе размещения инвестиционного проекта с охватом таких вопросов, как нормирование труда и его безопасность, охрана здоровья и социальная защита людей и др.

2) Рассчитывается реальная потребность в кадрах по всем категориям и для всех этапов (фаз) организации и осуществления инвестиционного процесса по данному проекту.

3) Анализируются вопросы спроса и предложения на рабочую силу, как в зоне расположения проекта, так и в стране в целом, изучается политика и методы найма рабочих и служащих, состояние инфраструктуры и т.д.

4) Планируется подготовка (переподготовка) кадров в увязке с технологией и другими параметрами данного инвестиционного проекта.

5) Подсчитываются общие затраты, которые связаны с намеченными (расчётно-определёнными) трудовыми ресурсами, куда входят расходы на основную и дополнительную зарплату с соответствующими отчислениями в различные внебюджетные фонды, плата за арендуемые помещения и другие расходы.

Данный раздел ТЭО включает в себя основные вопросы планирования процесса реализации инвестиционного проекта. Промежуток времени с момента принятия решения проекта до начала коммерческого производства (продажи продукции или оказания услуг) является периодом реализации инвестиционного проекта. Претворение в жизнь инвестиционного проекта означает завершение всех строительно-монтажных, реконструкционных, пуско-наладочных и других работ, как на самом строительном участке, так и вне его, которые могут обеспечить перевод проекта со стадии ТЭО на эксплуатационную, т.е. к состоянию готовности объекта инвестирования к выпуску продукции (оказанию услуг).

Реализационный процесс инвестиционного проекта осуществляется последовательно по следующим основным стадиям:

1. Определение проектировщика (разработчика инвестиционного проекта).

2. Создание соответствующего предприятия (фирмы или компании).

3. Осуществление финансового планирования.

4. Формирование производственно-организационных структур.

5. Приобретение и передача надлежащей технологии.

6. Формирование кадров (набор необходимых трудовых ресурсов).

7. Осуществление технологического проектирования.

8. Тендерные процедуры (подготовка необходимых документальных материалов, объявление и проведение тендера, рассмотрение итогов и определение победителя).

9. Подготовка и заключение контрактов (или договоров подряда).

10. Подготовка строительной площадки (приобретение или аренда земельного участка).

11. Выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

12. Сдача полностью завершённого объекта в эксплуатацию.

13. Начало выпуска продукции и оказания услуг.

С учётом вышеизложенной последовательности и намеченных технико-экономических показателей конкретного инвестиционного проекта составляется график его реализации, который должен быть дифференцированным по времени в увязке с характером и особенностями каждого этапа (стадии реализации). Этот график одновременно должен быть наглядным, скоординированным по смежным и связанным между собой операциям. Его разработка должна сопровождаться детальным анализом и надлежащим моделированием всего процесса реализации инвестиционного проекта. Из существующих различных методов анализа и составления упомянутого графика наиболее простым и распространенным считается так называемый линейный график. При построении этого вида графика весь период реализации проекта делится на последовательно осуществляемые стадии (этапы) и показывается их расчётно-оптимальная продолжительность.

Завершается рассматриваемый восьмой раздел ТЭО обоснованием размера потребности финансовых ресурсов для осуществления инвестиционного проекта с разбивкой общей суммы этих ресурсов по вышеуказанным последовательным стадиям. При этом учитывается фактор времени реальной потребности финансовых затрат по этапам.

Для определения не только жизнеспособности, но и уровня экономической эффективности проекта проводится финансовый анализ и оценка инвестиций, рассматриваемый в предпоследнем девятом разделе структуры ТЭО. Основной целью этого анализа является реальная оценка затрат на осуществление данного проекта, а также выгод (будущего чистого дохода) от его реализации.

Для выполнения финансового анализа и оценки инвестиций используются различные концепции и методики. Следует подчеркнуть, что умелое и удачное использование этих методик требует знаний экономической теории, самой отрасли экономики, к которой относится рассматриваемый проект, теории и практики анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, процесса финансирования и кредитования инвестиций, действующего положения по налогообложениям и других законодательных актов, имеющих отношение к организации и осуществлению инвестиционной деятельности.

В процессе проведения анализа предстоящих издержек должны учитываться затраты на первоначальные инвестиции, затем на производственный процесс, проведение маркетинга и сбыта продукции (оказания услуг), модернизацию оборудования и технологии, оптимальные потребности в оборотном капитале и, наконец, затраты на возможную ликвидацию инвестиционного проекта (в случае исчерпания им производственно-жизненного цикла).

Размер первоначальных инвестиций определяется как сумма основных капиталовложений, т.е. как сумма издержек по инвестициям в основной капитал и пред-производственных затрат, а также чистого оборотного капитала. При этом под основным капиталом понимается сумма затрат на возведение зданий, сооружений, приобретение и монтаж оборудования (полная сметная стоимость объекта), а чистым оборотным капиталом считаются ресурсы, которые необходимы для полной или частичной эксплуатации объекта инвестирования.

Экономически жизненный цикл (срок службы) укрупнённых компонентов инвестиционного проекта (зданий, машин, оборудования, установок и др.) складывается неодинаково. Поэтому для обеспечения бесперебойной работы предприятия каждый из перечисленных и других компонентов должен обновляться в соответствующий срок, затраты на это обновление (замену, модернизацию) должны учитываться при составлении ТЭО.

В ТЭО также должны быть отражены затраты на различные пред-производственные расходы (рекламу, эмиссию ценных бумаг, брокерские операции, обработку и размещение акций, юридические услуги по составлению меморандума и учредительных документов будущего юридического лица (предприятия)), а также различные пред-производственные операции (пред-монтажная ревизия оборудования, пуско-наладочные работы, пусковые испытания и др.).

Не менее актуальным при разработке ТЭО является также определение и учёт издержек производства, состоящих из затрат на ресурсы, которые связаны с производственной деятельностью будущего предприятия − выпуском продукции (оказанием услуг), выходом на рынок и закреплением на нём. В процессе определения издержек производства пользуются теми же способами и методами расчёта, что и при калькулировании себестоимости продукции.

Издержки маркетинга, обосновываемые в этом разделе ТЭО, образуются из суммы затрат на все виды маркетинговой деятельности, куда входят расходы, связанные с торговыми операциями − оплата труда торгового персонала, комиссионные скидки, рекламные расходы, затраты на тару и упаковку, хранение, сбыт продукции и другие.

Вопросы методов оценки инвестиционных проектов и их финансирования занимают большое место в данном разделе ТЭО. Для общей оценки инвестиционных проектов существуют в крупном плане технический, коммерческий, финансовый, институциональный и экономический (обобщающий) виды анализа.

И, наконец, в десятом разделе даётся обобщенное изложение главного содержания ТЭО − резюме. Хотя оно по последовательности разработки ТЭО выполняется последним, но по значимости и для практических целей помещается в начале.

Кроме того к ТЭО прилагаются различные вспомогательные документы − протоколы намерений, согласования, графики, материалы исследований и т.д.

Для принятия более уверенного решения по реализации намерений инвестиционного проекта наряду с технико-экономическим обоснованием (ТЭО), особенно по сравнительно крупным и сложным объектам, в рыночных условиях требуется более развёрнутый и в то же время краткий итоговый документ.

В этих целях составляется бизнес-план. Он является основным документом, который позволяет разносторонне обосновывать реальные возможности инвестиционного проекта, доказательно определять размеры издержек (расходов) и выгод (доходов), глубже проанализировать такие важные показатели, как безубыточность, окупаемость, конкурентоспособность и др.

Иными словами, бизнес-план представляет собой своеобразный специальный инструмент управления инвестиционным проектом, оригинальную форму изложения сути и содержания технико-экономического обоснования проекта инвестирования. Его основная задача заключается в том, чтобы дать целостную системную оценку достаточной эффективности и перспектив инвестиционного проекта.

На практике встречается достаточное разнообразие бизнес-планов, которые отличаются друг от друга по масштабам и сложности инвестиционного проекта, сфере приложения капитала, продолжительности реализации, составу участвующих субъектов, разновидности и величине соотношений между расходной и доходной частями.

Разработка бизнес-плана относится к пред-инвестиционному этапу формирования проекта и в то же время является его составной и неотъемлемой частью. В бизнес-плане заранее должна быть намечена экономически желаемая и практически осуществимая ситуация ведения бизнеса в инвестиционной сфере.

Нередко бывают случаи, когда разработка бизнес-плана осуществляется раньше, чем ТЭО. Это случается, например, по сравнительно несложным и некрупным объектам. Бизнес-план в ряде случаев может быть и заменителем ТЭО, а по наиболее крупным и сложным объектам может служить в качестве обобщающего итогового и в то же время компактного документа.

В бизнес-плане должны быть достаточно подробно и убедительно изложены цели и пути достижения создаваемого данным проектом производства (выпуска продукции или оказания услуг), а также доказательно должна быть обоснована требуемая эффективность инвестиций. В этом заключается его основное отличие и преимущество перед ТЭО.

В бизнес-плане должны быть описаны основные аспекты будущего проекта, а также проанализированы все проблемы, с которыми могут встретиться участники организации и осуществления инвестиционного процесса, определены способы их решения в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Его ценность определяется ещё и тем, что он может и должен:

Давать возможность установления жизнеспособности, выхода на рынок и закрепления на нём будущего предприятия;

Являться важным инструментом получения финансовых и кредитных источников как от внутренних, так и, особенно, внешних инвесторов.

Кроме того, в основном содержании бизнес-плана должны быть отражены чётко структурированная система данных о коммерческих намерениях, возможности и перспективах практического осуществления проекта, потребность и состояние финансовых, материальных и трудовых ресурсов и др.

Состав и степень детализации содержания бизнес-плана зависят главным образом от трёх основных факторов:

Характера, под которым подразумевается производство и выпуск будущим предприятием новой или традиционной продукции (услуг);

Размерности, заключающиеся в том, что проектируемый объект является крупным, многопрофильным комплексом или отдельным сравнительно небольшим объектом;

Сложности будущего проекта − означает функционально сложный, технологический, энергетический, уникальный комплекс или обычный простой объект.

Качество и обоснованность бизнес-плана значительно зависит от того, насколько удачно осуществлены предварительный сбор и надлежащая обработка достаточно достоверной исходной информации, как определены цели и задачи будущего проекта. На этом этапе необходимо учитывать особенности намечаемых проектом техники и технологии, новизну и конкурентоспособность предстоящей к выпуску продукции (оказания услуг), степень проработки ряда организационных, финансовых, рыночных и других вопросов.

Следует иметь в виду, что разработка реального бизнес-плана (что является его главным требованием) − дело нелёгкое и достаточно трудоёмкое, особенно по объектам промышленно-производственного назначения. Достаточно сказать, что даже корректировка одного показателя может вызвать необходимость перерасчёта во всех разделах абсолютного большинства расчётных и итоговых по всему бизнес-плану показателей. Это обстоятельство усложняется ещё и тем, что разработчики бизнес-плана должны получать, анализировать и использовать довольно большой объём как внутренней, так и внешней исходной информации, умело регулировать возникающие новые связи во взаимоотношениях между участниками формирования и реализации инвестиционного проекта. Однако эти трудности значительно могут быть облегчены путём полной компьютеризации разработки бизнес-плана.

Таким образом, бизнес-план по существу является одним из главных документов для всех партнеров формирования и реализации проекта. Он, например, необходим:

Заказчику − для составления и осуществления комплексной программы действия в процессе реализации проекта, в т.ч. организации рекламы, проведения и принятия решения по итогам тендеров, установления контактов с будущими партнёрами, заключения всевозможных контрактов (договоров) и тд.;

Инвестору (кредитору) − для определения достаточной эффективности инвестиций и целесообразности вложения капитала (предоставления кредита);

Государственным (по государственному сектору) и другим контролирующим органам − для соответствующего контроля и регулирования финансово-кредитных взаимоотношений и др.

Также как и по ТЭО твердого стандарта структуры бизнес-плана не существует, так как это зависит от множества факторов по конкретному инвестиционному проекту. Поэтому рассмотрим наиболее распространенную структуру бизнес-плана, которая приведенная ниже.

1. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Наименование и адрес предприятия

1.2. Учредители

1.3. Суть и цели проекта

1.4. Стоимость проекта

1.5. Потребность в инвестициях

1.6. Сроки окупаемости вложений

1.7. Уровень конфиденциальности материалов проекта

2. АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ В ОТРАСЛИ

2.1. Текущая ситуация в отрасли и тенденции ее развития

2.3. Ближайшие перспективы развития компании

2.4. Описание ведущих компаний отрасли

3. СУЩЕСТВО ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА

3.1. Продукция (услуги, работы)

3.2. Технология

3.3. Лицензии

3.4. Патенты

4. АНАЛИЗ РЫНКА

4.1. Потенциальные потребители продукции

4.2. Емкость рынка и тенденции его развития

4.3. Оценочная доля компании на рынке

5. ПЛАН МАРКЕТИНГА

5.2. Ценовая политика

5.5. Прогноз объемов продаж новой продукции

6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

6.1. Производственный процесс

6.2. Производственные помещения

6.3. Оборудование

6.4. Источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров

6.5. Субподрядчики

7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

7.1. Форма собственности

7.2. Партнеры, владельцы компании

7.3. Руководящий состав

7.4. Организационная структура

8. АНАЛИЗ РИСКОВ

8.1. Слабые стороны компании

8.2. Вероятность появления новых технологий

8.3. Альтернативные стратегии

9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

9.1. Отчет о прибыли

9.2. Отчет о движении денежных средств

9.3. Баланс

9.4. Показатели эффективности

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

10.1. Копии контрактов, лицензий и т.п.

10.2. Копии документов, из которых почерпнута исходная информация

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных разделов бизнес-плана.

Раздел «Краткое содержание» представляет собой аннотацию бизнес-плана. Основное назначение этой вводной части состоит в том, чтобы привлечь внимание тех, кто знакомится с содержанием проекта, с первых же слов возбудить их интерес, заставить вникнуть в детали.

По содержанию вводной части инвестор судит о том, стоит ли терять время и читать план до конца. Поэтому резюме, как, впрочем, и другие разделы бизнес-плана, должно быть написано лаконично и предельно ясно, чтобы оно легко читалось, и инвестор без труда находил ответы на все возникающие вопросы. Не стоит злоупотреблять специальной терминологией. Куда лучше привести несколько цифр, которые докажут преимущества проекта любому непосвященному.

Вводную часть бизнес-плана, как правило, составляют в последнюю очередь, после того как подготовлены все остальные разделы.

В этом разделе рекомендуется не только охарактеризовать текущее состояние отрасли, но и очертить тенденции ее развития. Особо следует рассмотреть специфику и размеры предприятия, указав, как планы его развития скажутся на производственном и научном потенциале, каналах распространения продукции, доле рынка и т.п. Нелишне перечислить потенциальных конкурентов, выявить их сильные и слабые позиции. На основе изучения прогнозов развития отрасли надлежит объяснить, на какого потребителя рассчитаны товары (услуги) компании. Необходимо привести справку о последних новинках отрасли.

При написании раздела обычно используют сведения из заслуживающих доверия источников, специальных и массовых периодических изданий и т.п.

Основное назначение раздела - дать описание продукции (услуг), которые будут предложены потребителю. При этом акцент должен быть сделан на особенностях, которые отличают предлагаемую продукцию (услуги) от продукции (услуг) конкурентов, а также на товарной политике компании, т.е. планах дальнейшего совершенствования товара (услуг). Очень важно, чтобы эти сведения были изложены ясным, простым языком. Нецелесообразно перегружать текст техническими и технологическими подробностями, специальной терминологией.

Красной нитью сквозь раздел должна проходить мысль об уникальности, предлагаемой компанией продукции (услуг), в чем бы эта уникальность ни проявлялась: новаторской технологии, неповторимом качестве, небывало низкой себестоимости или каких-то иных достоинствах, удовлетворяющих запросам взыскательных покупателей. Здесь неплохо привести таблицу, которая позволяет сопоставить технико-эксплуатационные параметры продукции (услуг) компании и конкурентов.

Убедительными доводами в пользу новой продукции (услуг) послужат возможности ее совершенствования, экономические, социальные, экологические и прочие выгоды, которые получит потребитель.

Отдельно следует прояснить вопрос о правах собственности на продукцию. Оформление патентов, регистрация авторских прав, товарных и фирменных знаков и др.

Этот раздел формируют в первую очередь, так как рыночная конъюнктура предопределяет целесообразность осуществления проекта. Назначение этого раздела состоит в том, чтобы определить основные характеристики потенциальных рынков сбыта новой продукции, а также способов продвижения новой продукции к потребителю и достижения требуемых объемов сбыта.

Для того чтобы убедить инвестора в существовании спроса на продукцию или услуги, нужно выявить тот сегмент рынка, который будет для компании главным, и определить его емкость. Выбор сегмента помимо всего прочего зависит от остроты конкурентной борьбы.

1) Общая характеристика рынка, оценка его текущих размеров (объемов продаж) и стадии развития (зарождающийся, растущий, зрелый или отмирающий).

2) Краткое описание продукции, реализуемой на данном рынке (целесообразно остановиться на том, какую стадию своего «жизненного цикла» проходит тот или иной вид продукции).

3) Анализ требований к продукции различных групп покупателей (новизна, высокий технический уровень, отменное качество, надежность в эксплуатации, модный дизайн, хорошо поставленное послепродажное обслуживание, дешевизна).

4) Оценка спроса на конкретном сегменте рынка.

5) Определение уровня конкурентоспособности продукции.

В разделе «План маркетинга» надо показать, какие меры обеспечат успешный сбыт продукции. Здесь рассматриваются следующие аспекты:

¤ постановка целей и выбор соответствующих им способов проникновения на рынок;

¤ формулирование ценовой политики и анализ ожидаемых объемов продаж новой продукции;

¤ планирование сбыта и распространения продукции;

¤ обоснование методов продвижения продукции на рынок, включая организацию послепродажного и гарантийного обслуживания, проведение рекламной кампании.

Ценовую политику строят с учетом множества разнообразных факторов, в число которых входят: конкурентоспособность продукции, структура рынка, этап жизненного цикла товара, общие цели компании, а также то, в какой степени способны влиять на уровень цен поставщики ресурсов, потребители продукции, участники сети распространения продукции, конкуренты, государство и другие рыночные агенты.

Например, при внедрении нового продукта на рынок зачастую устанавливается намеренно заниженная «цена проникновения», позволяющая быстро привлечь множество покупателей и захватить значительную долю рынка. Производители, желающие окупить затраты на научные исследования и опытно-конструкторскую разработку продукции, которая отличается высоким качеством и новизной, назначают цепу таким образом, чтобы получить максимальную прибыль.

При расчете цены наукоемкой продукции целесообразно оценить экономический эффект, который получит потребитель продукции от ее использования.

Итак, главным аргументом при выборе той или иной ценовой политики является получаемая компанией прибыль. Программа сбыта должна базироваться на анализе функционирования сложившейся сбытовой сети, оценке целесообразности использования традиционных каналов распространения продукции или создания новых. Кроме того, следует привести план рекламной кампании и стимуляции сбыта путем предоставления скидок с цены при последующей покупке новых версий и модификаций товара, гарантийного и послепродажного обслуживания клиентов и т.п.

В разделе «Производственный план» приводят описание технологии, оценку потребности в материально-технических ресурсах, а также рассматривают предполагаемое месторасположение предприятия с точки зрения его близости к рынкам сбыта.

Рекомендуется привести сведения о парке технологического оборудования, профессионально-квалификационной структуре рабочего персонала, потребной производственной мощности, планируемом уровне загрузке оборудования, а также данные о работах, выполняемых субподрядчиками.

Необходимо отразить структуру и уровень производственных издержек, выделив в их составе постоянные затраты, которые исчисляются для временного интервала, равного продолжительности эксплуатационной фазы проекта, и переменные затраты, относимые на себестоимость продукции.

Раздел «Организационный план» обычно содержит описание организационной структуры управления проектом, сведения об организационно-правовом статусе предприятия, форме собственности и потребности в персонале.

Если предприятие представляет собой общество с ограниченной или неограниченной ответственностью, следует изложить условия, на которых строится его деятельность. Характеризуя акционерное общество, надлежит указать, какие акции и в каком количестве оно выпускает.

При описании организационной структуры управления проектом целесообразно уточнить состав и правовой статус участников, права собственности и объем ответственности каждого.

Раздел обычно содержит данные о руководящем составе проекта, в том числе имена ведущих администраторов и специалистов, адреса и краткие биографические справки. Особо нужно остановиться на распределении прав, обязанностей и ответственности. Предполагается, что в идеале квалификация и навыки работников высшего звена должны дополнять друг друга, охватывая все функции управления (маркетинг, финансовый менеджмент, управление кадрами, координация производства).

Особое внимание следует уделить мотивации, в частности материальному стимулированию работников, пояснив, какие приемы позволят заинтересовать персонал в достижении намеченных бизнес-планом целей.

Таким образом, ознакомление с организационным планом позволит инвестору составить представление о том, кто и как будет руководить проектом, каким образом сложатся отношения между участниками.

В разделе «Анализ рисков» рассматривают вероятность возникновения при реализации проекта неблагоприятных событий, приводят обусловливающие их причины и меры предотвращения или снижения ущерба.

Ситуации, грозящие неблагоприятными последствиями, должны быть описаны просто и объективно. При этом необходимо сделать их привязку к конкретным фазам реализации проекта (пред-инвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной), раскрыть природу и происхождение опасности (действия конкурентов, собственные промахи и просчеты, изменение налогового законодательства и т.д.).

Даже если ни один из внутренних и внешних факторов не заключает в себе сколько-нибудь серьезной угрозы, следует все-таки их перечислить и пояснить, почему опасаться нечего.

Определяя меры снижения рисков, надо привести перечень конкретных мероприятий, в том числе таких: создание резервов для покрытия непредвиденных расходов, распределение риска между участниками проекта, страхование.

Включение в бизнес-план пессимистического сценария, рисующего наихудший вариант развития событий, и плана выхода из кризиса позволит инвестору сформулировать мнение о степени рискованности вложений в проект.

Назначение раздела заключается в прогнозной оценке экономической эффективности проекта на основе анализа притоков и оттоков денежных средств.

Финансовый план составляют на срок 3 − 5 лет. Он включает в себя: отчет о прибыли; отчет о движении денежных средств; баланс; совокупность показателей, характеризующих платежеспособность и ликвидность предприятия, соотношение привлеченных, заемных и собственных средств.

Последовательность изложения должна быть такова:

Исходные предпосылки, на основе которых выполняются расчеты (обычно базой расчетов служат пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный прогноз);

Расчет потребных финансовых ресурсов, исходя из прогнозируемых объемов производства и сбыта продукции;

Источники финансирования и условия привлечения заемного капитала;

Постатейный расчет текущих доходов и затрат (производственных расходов, издержек обращения, затрат на обслуживание кредитов, обязательных отчислений и т.п.) с указанием сроков и размеров поступлений и платежей;

Прогноз движения чистого денежного потока, доходов и расходов;

Балансовый план;

Расчет экономической эффективности проекта.

В настоящее время, несмотря на определенную новизну составления бизнес-планов, накоплен определенный опыт их формирования. Однако разработчики бизнес-планов не всегда правильно учитывают показатели этого важного документа, вследствие чего осуществление инвестиционных проектов происходит с нарушением сроков выполнения работ, входящих в проект, и превышением их стоимости.

Как показал анализ деятельности кредитных отделов коммерческих банков и конкурсной комиссии при министерстве финансов РФ, имеющиеся недостатки инвестиционного проектирования по их характерным признакам условно можно разделить на две группы: общие и методические.

Одна из основных проблем инвестиционного проектирования состоит в том, что бизнес-план (план деловой деятельности предприятия) всегда является «адресным», т.е. ориентированным на конкретного инвестора. Универсальных, пригодных «но все случаи жизни», бизнес-планов попросту не существует. Поскольку каждый инвестор определяет свои условия возможного выделения средств, он имеет свои требования к составу и полноте обосновывающих материалов. Учет этого обстоятельства является основополагающим в инвестиционном проектировании. Например, бизнес-план, разработанный для какого-либо коммерческого банка в целях привлечения кредита, учитывает основные требованиям именно этого банка и не может отвечать критериям других инвесторов.

Чаще всего при разработке инвестиционного проекта дается неправильная оценка стоимости проекта и общей потребности в инвестициях. Показатели, формирующие их, являются в определенном отношении родственными, но лишь отчасти близкими по содержанию. Как экономическая категория понятие «инвестиции» значительно шире, и сметная стоимость - это только одна из его составляющих.

Сметная стоимость проекта - сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответствии с проектными материалами. Этот показатель является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и его доставке, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.

Исходя из сметной стоимости, определяется балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов предприятия. Сметная стоимость проекта не учитывает потребности в оборотных средствах и некоторых других видах затрат, необходимых для реализации инвестиционного проекта. При этом стоимость оборудования складывается как сумма всех затрат на его приобретение и доставку: контрактной цены (включая запасные части), таможенных платежей, прочих расходов по закупке и транспортировке, налога на добавленную стоимость.

Объем оборотных средств рассчитывается (по действующим в отрасли нормативам) как минимальная потребность в них для запуска производства в рамках данного инвестиционного проекта. Общая сумма средств по всем источникам должна быть равна объему инвестиций.

Практика рассмотрения инвестиционных проектов показывает, что значительной проблемой бизнес-планирования является определение собственных средств предприятия. Нередки случаи, когда в бизнес-планах в их составе указываются основные фонды, денежные эквиваленты имущественных и неимущественных прав и другие активы, что является методически неправильным.

В экономической науке понятие «собственные средства» включает в себя финансовые ресурсы предприятия, формируемые за счет уставного фонда, чистой прибыли, целевых, страховых фондов и т.д. Использование заемных средств (кредитов, ссуд, кредиторской задолженности и т.п.) не входит в понятие собственных средств.

Также немало важной ошибкой является определение расчетного периода в бизнес-плане. Например, для конкурсных инвестиционных проектов продолжительность принимаемого в бизнес-плане расчетного периода определяется условиями финансирования проекта и не может быть меньше срока выплаты долгов по кредитам, т.е. должна охватывать весь срок погашения кредита от начала кредитования до его окончания.

Принятый расчетный период разбивается на шаги: по кварталам (полугодиям) и годам. При этом в качестве понятия «годы» имеются в виду не календарные годы, а расчетные.

Получаемый таким образом расчетный период включает в себя время освоения инвестиций, ввода объекта в действие, достижения проектных показателей, «нормального» функционирования предприятия.

Для инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку в форме выделения средств из Бюджета развития РФ для финансирования высокоэффективных проектов, принятый период расчета не может быть менее трех лет с начала реализации проекта.

Для проектов на предоставление государственных гарантий и ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований РФ, продолжительность расчетного периода не может быть меньше срока действия кредитного соглашения.

Таким образом, учет всех негативных последствий, связанных с отступлением от методических рекомендаций по расчету эффективности инвестиций, положительно скажется не только на внедрении инвестиционных проектов, но и на притоке реальных инвестиций в развитие страны.

В данной работе рассматривался пред-инвестиционный этап проекта, который начинается с формирования инвестиционного замысла и определения инвестиционных возможностей. Эта работа проводится в рамках технико-экономического исследования с целью получения убедительных доводов в пользу осуществления инвестиционного проекта, способов его осуществления и рентабельности не только у заказчика (инвестора и его партнеров), но и при необходимости у внешних структур, принимающих решения о целесообразности реализации этого проекта в данной местности (на данном предприятии).

Технико-экономические исследования необходимы для создания первого пред-проектного документа обоснования инвестиций − декларации об инвестиционных намерениях, целью подготовки которой является заинтересовать потенциальных инвесторов.

Следующий шаг − разработка технико-экономического обоснования целесообразности инвестиций (ТЭО инвестиций), который базируется на принятых заказчиком и одобренных потенциальными инвесторами инвестиционных предложениях (указанные в декларации об инвестиционных намерениях) и содержит оценки рисков, требуемых ресурсов и ожидаемых результатов.

Таким образом, в ТЭО определяются традиционные параметры проектируемого предприятия: производственная мощность, номенклатура и качество выпускаемой продукции, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами. На основе сравнения вариантов выбираются наиболее эффективные технические, организационные, экономические решения по эксплуатации и строительству объекта, включая выбор конкретной площадки для строительства и определения расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятий.

Если принимается решение о продолжении проекта, то на основе материалов ТЭО и дополнительной информации с целью снижения неопределенности результатов инвестирования составляется бизнес-план проекта. Как правило, бизнес-план составляет та же команда специалистов, которая готовила ТЭО проекта.

Бизнес-план является, подобно технико-экономическому обоснованию (ТЭО), четко структурированным, требующим тщательной проработки документом, описывающим цели предприятия и способы их достижения. Особенность бизнес-плана состоит не столько в точности и достоверности количественных показателей, сколько в содержательном, качественном обосновании идей проекта.

Предпринимателю бизнес-план помогает обрести ясное видение будущего дела, служит руководством к действию. Для инвесторов, желающих с выгодой вложить деньги, - это документ, дающий представление об ожидаемых объемах продаж и прибыли, помогающий прогнозировать риск инвестирования.

Итак, подготовка бизнес-плана позволяет предприятию оценить эффективность инвестиционного проекта в условиях конкуренции, определить перспективы развития производства и сбыта продукции.

Таким образом, бизнес-план завершает пред-инвестиционный этап и является инструментом управления инвестиционным проектом на инвестиционном и эксплуатационном этапе.

1. Гейдаров М.М. Анализ инвестиционных проектов: Учебное пособие. − Алматы, 2006.

2. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебное пособие. − М.: «Дашков и КО», 2009.

  1. www.md-bplan.ru− «MD-Бизнес-план»: информационный портал о бизнес-планах.
  2. www.bizplan.ru − Бизнес-планирование, составление бизнес плана, ТЭО.

Экономическое обоснование в его простейшей форме указывает причину, по которой соответствующая организация намерена выполнить данный проект. Экономическое обоснование обычно включает обсуждение выгод, которые организация может получить в результате успешного выполнения данного проекта, возможных альтернатив, а также финансовый анализ с целью определения инвестиционной привлекательности данного проекта.

На практике - особенно в случае крупных проектов или проектов, заключающих в себе значительный риск для организации, - экономическое обоснование нередко оформляется в виде самостоятельного документа и прилагается к форме инициализации проекта. В случае небольших и средних проектов (которые встречаются чаще всего) выгоды - в том числе экономия, сокращение издержек, возможность получения дополнительного дохода и т.п. можно перечислить непосредственно в форме инициализации проекта.

Экономическое обоснование во многом похоже на анализ, который мы выполняем при совершении крупной покупки. Например, вы собрались купить новый автомобиль с откидным верхом и готовы выложить за него сумму, не превышающую 35 000 долл. Сначала вы должны выяснить, какие из автомобилестроительных компаний выпускают автомобили с откидным верхом и в которых можно , укладывающиеся в заданный вами ценовой диапазон (с точки зрения управления проектами, вы рассматриваете альтернативные варианты).

Затем вы определяете желательные для себя технические характеристики автомобиля и договариваетесь с дистрибьютором относительно окончательной цены (с точки зрения управления проектами, вы определяете выгоды от этих технических характеристик). Вы можете также рассмотреть финансовые альтернативы и решить, какая процентная ставка и вид оплаты отвечают реальным возможностям вашего бюджета.

Если вас прежде всего интересует общая сумма, которую придется выложить за этот автомобиль (с учетом выплаты процентов), тогда вам следует выбрать вариант оплаты с наименьшей процентной ставкой, которую удастся найти. Но если для вас имеет значение сумма ежемесячных выплат, тогда при поиске все тех же вариантов с наименьшей процентной ставкой вы должны отдать предпочтение таким, условия которых позволяют растянуть выплаты на как можно более продолжительный период. В экономическом обосновании рассматриваются аналогичные факторы.

Элементы экономического обоснования

Для документирования экономического обоснования не существует твердых правил. Обычно вы пытаетесь определить материальные результаты выполнения (или невыполнения) соответствующего проекта. Под словом материальные мы подразумеваем «поддающиеся измерению» - экономию затрат, повышение производительности или мощности, повышение доходов, увеличение доли рынка, принадлежащей компании, и т.п. В процессе общения с лицами, заинтересованными в выполнении вашего проекта, вы можете выяснить, что является для них самым важным.

Приведенный ниже список позволит вам составить некоторое представление о типах материальных элементов, которые необходимо иметь в виду, определяя экономическое обоснование проекта. Не все эти элементы должны быть документированы для каждого проекта; однако чем сложнее проект и чем больший риск заключается в нем для вашей организации, тем больше таких элементов необходимо включить в экономическое обоснование:

  • экономия;
  • сокращение издержек;
  • возможности, связанные с получением дополнительного дохода;
  • увеличение доли рынка, принадлежащей компании;
  • удовлетворение клиента;
  • анализ денежных потоков.

Анализ денежных потоков документируется как часть экономического обоснования соответствующего проекта. Цель такого анализа заключается в том, чтобы помочь лицам (или комитетам), рассматривающим запросы, выбрать проекты, подходящие для реализации. Мы рассмотрим несколько методов анализа денежных потоков в статье про «Критерии отбора проектов». Помимо элементов, поддающихся измерению, в экономическое обоснование следует включить также нематериальные элементы, в том числе возможные, хотя и непланируемые затраты организации. В приведенном ниже списке содержится ряд примеров подобного рода:

  • издержки переходного периода;
  • эксплуатационные расходы;
  • изменения в бизнес-процессах;
  • изменения, касающиеся персонала;
  • повторяющиеся выгоды.

Другие соображения, связанные с экономическим обоснованием

Наряду с затратами, выгодами и анализом денежных потоков в экономическом обосновании необходимо учесть альтернативные решения или методы практической реализации соответствующего проекта. Например, существуют тысячи поставщиков, предлагающих миллионы продуктов, которые умеют делать х, у и z, однако у каждого из них есть своя цена. Является ли, например, готовое решение, предлагаемое за 2 млн долл., более выгодным вариантом, чем альтернативный вариант решения, который частично покупается на стороне, а частично реализуется собственными силами данной организации?

Вопросы именно такого рода очень часто приходится рассматривать в экономическом обосновании. Каждый из альтернативных вариантов должен включать и материальные, и нематериальные элементы, перечисленные в предыдущем разделе. Экономическое обоснование должно завершаться теми или иными выводами и рекомендациями. Если экономическое обоснование надлежащим образом подготовлено и документировано, оно говорит само за себя. Однако в любом случае будет нелишним указать, какая альтернатива является наилучшей для вашей организации.

Экономическое обоснование может быть подготовлено опекуном или руководителем проекта — это зависит от культуры соответствующей организации. Однако независимо оттого, кто готовит экономическое обоснование проекта, именно опекун несет ответственность за его финансовую эффективность, в то время как руководитель отвечает за успешное планирование, исполнение и практическую реализацию. Образно говоря, руководитель следит за правильным выполнением формы проекта, но наполняет содержанием (инвестициями) эту форму опекун, от чего в итоге и зависит величина прибыли, обеспечиваемая конечным продуктом (или результатом) данного проекта.

Весомая часть финансового анализа со специальной формой оценки воздействия показывает, как написать экономическое обоснование. Пример использования такой формы, прослеживающий процесс изменения чистых финансовых потоков, которые возникают как результат реализации мер, будет представлен в этой статье. Такого плана оценка денежных потоков в корпоративных программах должна быть направлена на позитивные изменения социально-экономической сферы.

Закон

Российская законотворческая практика чётко обозначила, как написать экономическое обоснование, пример которого представлен в статье 105 (Регламент Госдумы РФ), и касается он финансовой целесообразности при внесении законопроектов, требующих для реализации определённых материальных затрат. Правительство рассматривает до представления законопроекта соответствующие материалы.

Прежде всего готовят пояснительную записку, где изложена концепция законопроекта со всеми предметами законодательного урегулирования. Второй документ демонстрирует, как написать экономическое обоснование. Пример этот не универсален, поскольку рассчитан для конкретного проекта и соблюдает интересы определённого заказчика. Естественно, каждый случай требует индивидуального подхода - всякий раз с другими расчётами и планами, поскольку финансовые обоснования пишутся всюду и всеми - от законодателей Государственной думы до учеников на уроках технологии в средней школе.

ФЭО

Как написать экономическое обоснование? Пример вы можете видеть ниже. Все зависит от объекта, которому оно посвящено: технические ли это регламенты, организации со своими собственными стандартами или даже национальная экономика, ищущая финансовые пути для экономического подъёма. Возьмём, например, техническое регулирование, которое нуждается в чётко прописанных финансовых обоснованиях для изменения норм или технических регламентов.

При внедрении проекта неминуемо будут перераспределяться затраты, выгоды и риски каждого субъекта государства, предприятия или сообщества. Не многие знают, как написать экономическое обоснование. Образец существует для каждого вида деятельности, но его нельзя назвать универсальным. Осуществление такой процедуры требуется на начальном этапе - при проектировании, что позволяет не допустить множества ошибок и приобрести массу возможностей.

Плюсы экономического обоснования

Прежде всего, с написанием обоснования прогнозируются изменения издержек, выявляются риски и выгоды всех субъектов экономики. Это связано с точной оценкой финансового и экономического эффекта в связи с изменением определённых норм. Издержки оптимизируются посредством корректировки направлений развития экономики, а разработка новых норм будет помогать выполнению этой задачи.

Конкретное моделирование обеспеченного воздействия этих разрабатываемых норм пошагово подскажет, как написать экономическое обоснование. Образец вряд ли отражает действительное положение данного предприятия, отрасли, общества. Выявить выигрышные и проигрышные стороны может только человек, находящийся внутри ситуации. Требования перемен должны быть эффективно гармонизированы со всеми системами, подвергающимися техническому регулированию, с использованием всех преимуществ внедрения какого-либо проекта.

Законопроекты

Нормативные правовые акты тоже требуют материальных или финансовых затрат, а потому законодатель, предлагающий новый проект, должен написать экономическое обоснование, то есть предоставить конкретные финансовые расчёты. В этих обоснованиях, прямо связанных с введением новой нормы или изменением правового акта, должны быть прописаны доходы и расходы бюджетов на всех уровнях, затраты каждого субъекта экономики, затраты общества (или третьих лиц), налоговые поступления, указана бюджетная эффективность.

Так делаются все реформы в государстве: изменяются механизмы управления, вводятся саморегулируемые организации, изменяются правила торговли и производства, участниками ассоциаций и объединений предоставляются определённые новые услуги. По правде сказать, эффективность введения любого законопроекта прямому и точному расчёту редко поддаётся, что общество сейчас и наблюдает воочию - множество ошибок и неточностей сопровождают их. Видимо не все законодатели знают, как написать экономическое обоснование проводимых операций. При проведении реформ особенно важен прогноз социально-экономических последствий и эффектов.

Как нужно?

Финансово-экономическая оценка любого нововведения должна быть максимально точной и заблаговременно выявлять политические, административные, экономические и другие эффекты и последствия. Как написать экономическое обоснование отчуждения имущества у государства, лучше всех знают "младореформаторы", а вот последствия этих знаний теперь преодолевает общество - с огромным трудом, болью и потерями. А ведь необходимо было оценить в денежной форме не только свои приобретения, но и наши потери (это из раздела экономического обоснования под названием "дополнительные затраты"). Выявлено ли было воздействие таких изменений на финансы всех заинтересованных сторон и бюджетов абсолютно всех уровней? А это является непременным условием правильного составления экономического обоснования.

Нет, ничего выявлено не было, просто огромное число граждан страны "в рынок не вписались". Как написать экономическое обоснование по нехватке зарплаты, которую люди не видели по несколько месяцев? Надо было провести тщательный анализ всех изменений структуры доходов, расходов и рисков субъектов экономики, всего общества, то есть третьих лиц, и это является незыблемым правилом составления экономических обоснований. Нужен был детальный анализ всего, что связано с изменениями механизмов управления. Необходимо было в этом финансовом расчёте честно оценивать (монетизированно оценивать!) перераспределение выгод, причём для абсолютно всех сторон, заинтересованных или затронутых переменами.

О целесообразности

Именно честный и беспристрастный анализ ситуации ещё до начала каких-либо изменений способен помочь в оценке целесообразности любого проекта прежде всего в денежном отношении. Тогда и даются рекомендации по его соответствию данному положению дел. Процедуры экономических обоснований должны проводиться уже на самом первом этапе, когда проект существует ещё в стадии разработки. Проектирование изменений норм правового регулирования требует достаточно веских обоснований, поскольку лишь тогда прогнозируются риски, выгоды и издержки самых разных субъектов экономики. Лишь экономическое обоснование может расписать расходы, основываясь на ожидаемом повышении доходов или сокращении затрат. Деньги тратятся для того, чтобы в будущем заработать значительно больше или расходовать меньше.

Финансовые тонкости

Как написать экономическое обоснование для банка, чтобы убедить его инвестировать проект? Сначала нужно разобраться с некоторыми непреложными истинами заёмного характера. Учитывает ли написанное обоснование то, что деньги сегодня, как правило, стоят дороже, чем через даже самое короткое время? Ведь банк даст их, разумеется, под процент. Но даже если есть личные свободные суммы, способные покрыть расходы, просчитан ли в обосновании тот процент на депозите, который неминуемо будет потерян при вложении денег в проект?

Как написать экономическое обоснование к договору с банком, чтобы в нём было доказано, что все расходы будут эффективно и с лихвой погашены, то есть будущие доходы окупят проценты по кредиту или превысят процент по депозиту? Нужно найти в данном проекте самые многообещающие стороны и доказать в обосновании, что все предлагаемые расходы на самом деле принесут экономию или доходы, равные запланированным. И не нужно искать готовых форм и распечатанных бланков. Нужно помнить, что твёрдых правил документирования финансово- или технико-экономического обоснования просто не существует.

Форма экономического обоснования должна быть самой простой и с обязательным указанием причины, которая повлияла на решение данной организации выполнять этот проект. А вот обсуждение предполагаемых выгод должно быть очень детальным, с приложением альтернатив, которые, возможно, будут кстати, и подробнейшим финансовым анализом, который определит инвестиционную привлекательность проекта. На практике обычно никто не знает, как написать технико-экономическое обоснование, особенно для проектов, где предполагается значительный риск. Чаще всего оно оформляется как самостоятельный документ и служит приложением к точной форме инициализации данного проекта. Если же, собственно, проект невелик, то все выгоды можно перечислить прямо в форме инициализации.

Отдельные элементы

Обычно определяются и указываются результаты выполнения проекта в его материальном аспекте, то есть все параметры поддаются измерению: экономия по затратам, повышение мощности или производительности, увеличение рынка, повышение доходов и тому подобное. Перед написанием обоснования есть смысл поговорить с людьми, заинтересованными в инвестициях проекта, или с разрешительными органами на предмет того, что именно они хотят в обосновании увидеть, что для них самое важное.

И всё же некоторые материальные элементы нужно иметь в виду в обязательном порядке при написании обоснований. И чем сложнее будет проект, тем большее количество таких элементов будет в нём присутствовать: сокращение издержек, экономия, возможность получения дохода дополнительно, увеличение принадлежащей компании доли рынка, полное удовлетворение клиента, направления денежных потоков. Последнее документируется как главная часть экономического обоснования проекта.

Денежные потоки

Этот анализ имеет целью помощь комитетам или лицам, которые рассматривают проекты, выбрать самые подходящие для реализации. Элементы, поддающиеся измерению, уже перечислены выше, но ими экономическое обоснование не исчерпывается. Есть и нематериальные, и их много. К примеру, из основных можно выделить переходный период и его издержки, расходы на эксплуатацию, изменение бизнес-процесса, замену персонала и тому подобное.

Отдать должное в экономическом обосновании необходимо и альтернативным решениям, перечислив все доступные методы реализации проекта на практике. Например, среди тысяч поставщиков с миллионами предлагаемых одинаковых продуктов практически не бывает одной и той же цены.

Каким образом сделать приобретение выгодным? В экономическом обосновании придётся ответить на многие, часто неудобные или просто трудные вопросы. Выгоднее купить готовое решение или найти альтернативный, собственный вариант. А можно частично купить, частично реализовать его самостоятельно. Именно таких ответов в экономическом обосновании должно быть много.

Опекунство

В зависимости от культуры данной организации экономическое обоснование пишет опекун или сам руководитель проекта. Но несёт ответственность за проект в любом случае опекун, то есть инвестор, именно он отвечает за финансовую эффективность, в то время как руководитель планирует, выполняет и практически реализует. Руководитель - форма, а опекун - содержание, то есть инвестиции. И потому главное - довести до инвестора точный объём затрат на весь проект, обозначить верные сроки окупаемости и спрогнозировать привлекательные результаты работы.