Как начать писать и стать известным. Что нужно для работы. Ричард Форд: О чужой славе и чужом успехе…

Писательское искусство - это умение облачать человеческий опыт в литературную форму. Писательство - это особое ремесло, требующее соблюдения различных техник и канонов. Для того, чтобы преуспевать в различных областях этого искусства, таких как написание научных, публицистических, технических или художественных произведений, требуется иметь степень бакалавра или магистра филологии, литературы или журналистики.

Шаги

Как почерпнуть вдохновение

    Определитесь с тем, что вы хотите написать. Художественная литература подразделяется на жанры, такие как поэзия, рассказ, повесть, роман или даже такие специфические подвиды, как мистика. Если вам сложно определиться с тем, что вы хотите написать, нужно руководствоваться тем, что бы вы хотели прочесть. Ваше лучшее произведение должно быть о чем-то, чем вы всей душой увлечены. Если ваша рукопись будет пропитана вдохновением, оно вернется вам сторицей в виде повышенного интереса читателей к написанному. Если ваша рукопись станет для вас источником вдохновения, это послужит отправной точкой для начала карьеры писателя.

  1. Выберите для себя удобный график работы. Определите время суток, место и обстановку, в которой вам будет комфортно писать. После того, как вы определите свой распорядок, творческая часть вашей натуры постепенно приспособится к работе в этих условиях. Стоит уделить внимание таким нюансам:

    • Шум: некоторые писатели предпочитают творить в абсолютной тишине. Другие слушают музыку, потому что она является для них источником вдохновения. Иные предпочитают находиться в обществе друзей, чтобы генерировать новые идеи.
    • Время: некоторые писатели собираются с мыслями перед сном. Другие предпочитают творить в утренние часы потому, что большинство людей еще спят и не мешают им. Третьи вообще предпочитают быть загруженными и пишут в обеденный перерыв. Четвертым нравится работать в период, когда много свободного времени, поэтому посвящают писательству все выходные.
    • Место. Выберите комнату, помещение или даже кресло, в котором вам будет удобно творить. Это поможет вашему мозгу настроиться на нужный лад и творчески подойти к достижению поставленных целей.
  2. Читайте и учитесь. Перечитывайте полюбившиеся произведения и анализируйте их. Выясните, что делает их столь занимательными и популярными? Попробуйте понять структуру своей любимой поэмы или проследите за становлением героев полюбившейся повести. Отмечайте для себя предложения, которые вы считаете великолепными, и задавайтесь вопросом, почему автор выбрал именно такую формулировку?

    • Не нужно ограничивать себя каким-то одним жанром или областью. Для того, чтобы обогатить свой текст опытом, вы должны стать в какой-то степени исследователем. Возможно, вам не нравится фэнтези, но другие люди любят читать и писать в этом жанре не без причины. Читайте такие книги под девизом: «Я читаю, чтобы писать. Я читаю, чтобы узнать что-то новое. Я читаю, чтобы почерпнуть вдохновение».
  3. Станьте исследователем. Замечайте самые мельчайшие детали в окружающем мире. Оглянитесь вокруг. Находите для себя загадки и пытайтесь их разгадать. Если у вас есть вопросы, ищите на них ответы с навязчивым интересом. Обращайте внимание на все странное и необычное. Когда вы начнете писать, увиденное вами поможет написать по-настоящему жизненные и интересные вещи и обогатит ваш язык новыми метафорами. Что следует учесть в своих исследованиях внешнего мира:

    • Запомните: ничто в мире не может быть скучным и заурядным. Во всем есть своя изюминка и странность.
    • Перед вами загадка: телевизор, который никак не включается, птица, которая не летает. Выясните механизм действия той или иной вещи, в каких случаях она не работает и почему.
    • Уделяйте особое внимание деталям. Листья не просто зеленые, они пронизаны длинной тонкой сетчаткой и по форме напоминают лопату.
  4. Заведите дневник. Пишите в нем о том, что видите вокруг, что вас вдохновляет. Носите его с собой повсюду. Многие известные писатели даже специально делали дополнительные карманы в своих пиджаках, чтобы носить с собой побольше клочков бумаги. Используйте свой дневник для того, чтобы генерировать новые идеи, делать заметки о том, что вы видите и слышите, или же просто вносить правки к своей рукописи. И тогда, если вы зайдете в тупик при написании своего произведения, вы сможете почерпнуть вдохновение из дневника. Вы можете делать записи о чем угодно, потому что все в мире вокруг вас может послужить источником вдохновения. Например:

    • Сны: это главный источник всего странного и необычного. Запишите их содержание, пока не забыли.
    • Картинки: фотографии и рисунки.
    • Цитаты: понравившиеся высказывания других людей, маленькие стишки, вкладыши из печенья с предсказаниями.
  5. Начните писать свое произведение. Это самая главная и тяжелая часть. Многие из нас часами сидят у монитора компьютера и не знают, о чем писать. Некоторые называют это творческим кризисом. Вам могут помочь простые упражнения, которые вдохновят вас и подкинут материал для написания рукописи.

    • Пойдите в шумное, многолюдное место. Представьте, что ваши глаза - это видеокамера, записывающая происходящее вокруг. Возьмите свой блокнот и напишите в нем обо всем, что происходит вокруг. Пишите обо всем, что вы видите, слышите, ощущаете своим обонянием или вкусовыми рецепторами, а также на ощупь.
    • Возьмите с собой диктофон и подслушайте разговор. Но не подавайте вида собеседникам, что их записывают. После того, как услышите достаточно, перенесите разговор на бумагу. Поиграйте со словами - что-то можно убрать, изменить или добавить. Смоделируйте новую ситуацию.
    • Придумайте персонажей. К чему они стремятся? Чего боятся? Какие у них тайны? С кем состоят в родстве и где проживают? Какую фамилию они носят?
  6. Обязательно завершите свое произведение. Знаете, сколько в мире недописанных романов и историй? Миллиарды, а может даже триллионы. Поставьте цель и придерживайтесь ее, насколько бы сложной не казалась работа. Так вы сможете понять, к чему у вас лежит душа. Когда вы закончите писать произведение:

    • у вас сформируется представление о том, о чем вы действительно хотите писать;
    • вы улучшите свои писательские навыки;
    • вы научитесь проявлять упорство, чтобы закончить начатое.
  7. Станьте частью сообщества. Обмен идеями и отзывы - это один из способов почерпнуть вдохновение и улучшить качество написанного вами текста. Начинающим авторам всегда очень страшно выкладывать написанное, потому что в нем может быть очень много личного, и они попросту боятся, что их неправильно воспримут. Но писать в стол - тоже не вариант и не только потому, что никто не читает вашу работу, но и из-за того, что у вас может выработаться плохой стиль (многословность, избыточность, вычурность, склонность к пафосу или излишнему драматизму). Поэтому вместо того, чтобы бояться, подумайте о том, что каждый потенциальный читатель может подкинуть вам новые идеи и что конструктивная критика помогает развиваться и улучшать качество текста.

    Позаботьтесь о том, чтобы вы были материально обеспечены. Быть писателем практически то же самое, что и супергероем: с утра рутинная работа в офисе, а по ночам - писательская деятельность, в которой вы можете быть сыщиком, укротителем драконов или принцем на белом коне. Некоторые писатели, конечно, безработные, но их на самом-то деле очень мало. Постоянная работа - это совсем неплохо. Между прочим, она даже может вам помочь достичь своей цели и стать писателем. Подыскивая постоянную работу, учитывайте следующие факторы:

    • Покроет ли она расходы на повседневные нужды? Хорошая работа должна приносить прибыль, достаточную для того, чтобы вы могли обеспечить себя всем необходимым и спокойно заниматься творчеством. Ибо лишние волнения и беспокойства негативно скажутся на вашей работе над произведением.
    • Остается ли у вас достаточно времени и сил после работы на написание рукописи? Хорошая работа должна быть достаточно простой и не слишком энергоемкой, чтобы вы не чувствовали себя изнуренным.
    • Она вас отвлекает? Заниматься чем-то еще, кроме писательской деятельности, весьма полезно. Если вы будете работать только над одним проектом, то он вам скоро наскучит. Поэтому смена рода деятельности время от времени весьма благотворно скажется на вашем творчестве.
    • На этой работе можно встретить других творческих личностей? Атмосфера в коллективе очень важна, поэтому вам должно быть приятно работать плечом к плечу со своими коллегами. Между прочим, творческих личностей - не только писателей и актеров - можно встретить повсюду.

    Как облачить вдохновение в словесную форму

    1. Завладейте вниманием читателей. Увлеките их своим произведением. Заставьте их читать вашу работу не отрываясь и просить продолжения. Чтобы добиться такого эффекта, используйте вот такие маленькие хитрости:

      • Чувства. Мы познаем и воспринимаем окружающий мир через призму чувств. Если вы хотите, чтобы ваша работа была захватывающей и увлекательной, заставьте своих читателей видеть, слышать, осязать действительность на вкус, на запах и на ощупь вместе с вами
      • Акцентируйте внимание на деталях. Через них можно передать особый подтекст в событиях, описанных в тексте. Избегайте общих формулировок вроде «Она была красива», вместо них давайте более развернутую характеристику: «У нее были длинные золотистые косы, в которые были вплетены ромашки».
    2. Пишите о том, что знаете. Если вы хорошо в чем-то разбираетесь, вы можете более детально и реалистично это описать. Если вам недостает каких-то деталей, проведите исследование. Найдите необходимую информацию в интернете или же порасспрашивайте людей, разбирающихся в конкретной области. Чем больше у вас будет информации о ситуации, людях или обстановке, тем реалистичнее получится изложенный на бумаге текст.

      Продумайте структуру повествования . Классическим вариантом является так называемая «линейная структура»: начало, кульминация и развязка. Но есть и другие типа построения «каркаса» повествования. История может брать начало в гуще событий или же перемешиваться с воспоминаниями. Исходите из того, как, на ваш взгляд, должны развиваться события.

      Продумайте. от какого лица будет вестись повествование. В общем, существует девять способов подачи информации. Три основных - это повествование от первого, второго и третьего лица. Если не можете определиться с тем, от какого лица будет вестись повествование, подумайте, какое количество информации должны получить читатели, и от этого отталкивайтесь в своем выборе.

      • Повествование ведется от первого лица, употребляется местоимение «Я»:
        • Участие: рассказчик - одно из действующих лиц в повествовании; он не просто сухо излагает историю, но и выражает собственное отношение к повествованию.
        • Обособление: рассказчик повествует не свою собственную историю, а, к примеру, главного героя.
        • Множественное число (мы): коллективный рассказчик, например, большая группа людей.
      • Повествование от второго лица. Используется местоимение «Ты»:
        • Рассказчик обращается к себе на «ты», пытаясь отогнать от себя неприятные мысли, переживания и воспоминания.
        • Ты: персонаж, наделенный собственным характером.
        • Ты: прямое обращение к читателю.
        • Ты: читатель - действующий персонаж в повествовании.
      • Повествование от третьего лица: используются имена персонажей:
        • Всеведущий: рассказчик ведает всем, имеет полную свободу действий и власть над повествованием и свободно и открыто высказывает свои суждения.
        • Ограниченный: в этом повествовании чего-то не хватает. Оно напоминает узкое окно с маленькими бойницами из-за недостатка информации.
        • Мысли и переживания одного из персонажей. В «Гарри Поттере» делается акцент на мыслях и переживаниях Гарри.
        • Прямой наблюдатель. Рассказчик описывает ситуацию, но не может вычленить из нее чувства и переживания героев.
        • Рассказчик словно подглядывает в замочную скважину, шпионит, просчитывает ситуацию наперед, но ограничен тем, что видит в узкую щель, и не владеет всей информацией.

    Общие правила написания произведений

    1. Начните с простых слов. Простота и лаконичность - сестра таланта. Несмотря на то, что вам, несомненно, понадобится большой толковый словарь, длинные и сложные предложения поставят читателей в тупик. Начните с малого. Не стоит заниматься словоблудием и писать вычурные и помпезные тексты лишь потому, что они красиво звучат. Задайтесь целью сделать так, чтобы ваш текст был понятным и доходчивым. Ни больше, ни меньше.

      Начните с простых и коротких предложений. Они понятны и читабельны. Конечно, это не значит, что нельзя писать длинные и сложные предложения. Просто более короткие предложения быстрее передают читателю информацию и не заставляют его натыкаться на айсберг непонимания.

    2. Позвольте глаголам сделать свое дело. Они придают тексту динамизм и соединяют предложения по смыслу. Также они позволяют очень точно описывать происходящее.

      • Обратите внимание на некоторые «проблемные» глаголы, такие, как: «был», «шел», «чувствовал», «имел». В целом, они, конечно, вполне приемлемы, но не придают тексту изюминку. Поэтому вместо них можно использовать синонимы.
      • Используйте действительный залог вместо страдательного, возьмите это за правило.
        • Действительный залог: «Кошка нашла своего хозяина». Здесь кошка выполняет поиск. Она - действующее лицо.
        • Страдательный залог: «Хозяин был найден котом». В этом предложении кот немного оторван от действия. Хозяин нашелся, и кот никого не ищет.
    3. Не переборщите с прилагательными. Начинающие писатели частенько ими злоупотребляют. Нет, в них, конечно, нет ничего плохого, кроме того, что они иногда могут быть избыточными и непонятными, по сравнению с другими частями речи. Не нужно возле каждого существительного употреблять прилагательное.

      • Иногда прилагательные излишни. «Я наблюдал, как он поднял последнюю пешку и поставил ею мат королю, одержав успешную победу». Разве победа может быть неуспешной? Здесь прилагательное повторяет то, что все и так знают, и не несет смысловой нагрузки.
      • В других же случаях прилагательные необходимы. Например, он - сильный соперник. В чем его сила заключается? В разуме или физических данных? Уточнение здесь просто необходимо.
    4. Изучайте словари. Держите словарь и тезаурус под рукой. Когда вы встречаете незнакомое слово, ищите его значение. Невозможно называть себя хорошим писателем, если вы не интересуетесь этимологией слов. В то же время используйте свой словарный запас с умом. То, что вы знаете значение слов «амбивалентность», «агностицизм» и «кибернетика», не означает, что вы можете без объяснений их использовать в тексте.

      • Изучите корни слов. Корни слов, особенно латинские заимствования в русском языке, помогут вам расшифровать значение незнакомого слова без помощи толкового словаря.
    5. Говорите прямо, что имеете в виду. Заманчиво использовать повседневные слова там, где не надо. Часто, когда нам не удается подобрать слово, мы используем «достаточно хорошую» альтернативу. Однако учтите - что приемлемо в устной речи, не всегда годится для письменной.

      • Во-первых, у автора нет возможности общаться с читателями напрямую. Поэтому он не может проиллюстрировать свой текст мимикой или жестами, чтобы внести ясность в разговор персонажей. Читатель предоставлен сам себе и может полагаться лишь на слова, чтобы вычленить из них смысл произведения.
      • Во-вторых, читатели будут воспринимать написанное вами буквально, поскольку они не допускают возможности задать писателю вопросы о том, что же именно он имел в виду. Читатель полагает, что написанное следует понимать в прямом смысле. Если писатель не делает сносок с объяснениями непонятных слов или моментов в тексте, то читатель будет чувствовать себя неловко.
      • Знаки пунктуации незаметны, но весьма значимы. Стоит употребить знаки препинания в меньшем, чем необходимо, количестве - и читатели не смогут понять смысла предложений. Вспомните пресловутое «казнить нельзя помиловать». От того, как вы расставите запятую, будет зависеть человеческая жизнь. Переборщите с пунктуацией - и ваши читатели будут отвлекаться от смысла написанного. Поверьте, никому не захочется читать предложения, в которых вместо слов одни тире, запятые и точки с запятыми.
      • Писать ради славы и богатства - пустое занятие.
      • Будьте готовы внести изменения в книгу. Возможно, издатель предложит внести некоторые изменения в ваше произведение. Постарайтесь найти компромисс, или обратитесь к другому издателю.
      • Пишите все, что приходит на ум - пригодится все. Помните, слова должны вписываться в мир, вами описываемый.

Спросите окружающих: как стать писателем? Что для этого требуется? Подавляющее большинство ответит: литературный талант. А что такое талант? Врожденные данные? До некоторой степени - да. Но как абсолютный слух не делает человека музыкантом, так и природные способности к литературе не сделают автора Мастером.

Если бы талант являлся ключевым фактором, то Толстой лет в шестнадцать написал бы «Войну и мир»: зачем ждать, если все и так при тебе?

Роль врожденных способностей

Писательские способности, вернее, склонность излагать мысли в письменном виде, - это важное, но далеко не единственное условие. Жизненный опыт, образование и навыки играют ничуть не меньшую роль.

Невозможно впервые надеть коньки и тут же выиграть олимпийскую медаль. Точно так же невозможно сесть за стол и сразу, без подготовки, написать хорошую книгу.

Роль обучения

Многим кажется, что если ты достаточно много читаешь, то это гарантия того, что ты сможешь хорошо писать. Но никто не заиграет на фортепьяно после посещения чужого концерта; никто не научится рисовать после просмотра альбома с репродукциями великих художников. То же самое происходит и в сфере литературы: если мы хотим научиться писать, нам нужно пройти через стадию обучения.

Теория и практика

Как и любой вид искусства, литература основывается на четких правилах. Некоторые писатели осваивают их интуитивно - и это занимает годы, однако тот же объем информации можно получить гораздо быстрее - из учебников.

Разумеется, одной теории мало: обязательно нужна практика. Мы все начинаем с нуля: учим буквы, складываем слова в предложения, - но кто-то останавливается в развитии на уровне школьного сочинения, а кто-то идет дальше.

Что такое успех в литературе?

Золотое правило успеха: каждое ваше произведение должно быть лучше предыдущего. Тогда рано или поздно вы доберетесь до цели - просто потому, что не сойдете с дистанции. Добиться этого можно только в одном случае - если вы страстно любите свое дело. Любите не просто писать, а расти над собой и постоянно учиться новому.

Выживание на рынке искусства

Мастер работает не за деньги, не ради славы - он работает из любви. Но искусство всегда отнимает массу времени, и автору приходится решать извечную дилемму: если зарабатывать деньги, то некогда писать по-настоящему, а если писать и не зарабатывать, кто будет кормить семью?

Что нужно знать начинающему автору?

Сегодня книжный рынок затарен: книг и писателей намного больше, чем он может потребить. Поэтому выделиться из общей массы невероятно трудно. Вы потратите годы на то, чтобы написать Книгу Всей Жизни, месяцами, если не годами, будете пристраивать ее в издательство, а она выйдет тиражом в три тысячи экземпляров и растворится в книжном потоке. Так что железные нервы - совершенно необходимое качество для писателя: иначе в этой профессии не выжить.

Казалось бы, невелико счастье издаться крошечным тиражом за смешные деньги. Но новичку пробиться в печать отнюдь непросто, даже если у него великолепная рукопись. Единственное, что ему поможет, - знание издательского рынка. Тогда он будет действовать с точным расчетом, понимая, кто и при каких условиях может купить права на его произведение.

Крайне важны навыки бизнесмена . Рукопись - это товар, и ее надо уметь продать. Причем не только издателю, но и читателю. Если вы не будете активно продвигать свое произведение, вполне возможно, о его существовании узнают только работники книжных складов да несколько сотен случайных покупателей.

Чем вам может помочь «Справочник писателя»?

Справочник писателя - это то, чему я научилась за 15 лет в литературе. Вы не найдете здесь абстрактных теорий - все советы неоднократно проверены опытом. Моя точка зрения может не совпадать с классическим литературоведением, но я и не выступаю здесь как литературовед. Моя цель - дать полезную информацию.

Разумеется, я не утверждаю, что писать надо только так и никак иначе. Справочник писателя - это ориентиры, на которые стоит обратить внимание, а уж автор должен сам решать, в какую сторону ему идти.

Этот сайт для тех, кто хочет сделать карьеру в литературе. Кто влюблен в свою профессию, кто не представляет жизни без черновиков и авторских экземпляров. Для тех, кто готов учиться, преодолевать трудности и совершать невозможное.

Как и в любой профессии, в писательстве врожденный талант имеет второстепенную важность. Писательские способности – это один из ключевых элементов успеха, но далеко не самый главный. Больший вес имеет жизненный опыт, образование (и тут мы говорим не об университетском образовании, а о личностном) и, конечно же, практика.

Как и любой вид искусства, писательское дело основывается на четких правилах. Конечно, некоторые писатели сами выводят эти правила со временем, но изучить их гораздо проще. И если вы хотите зарабатывать на жизнь писательством, то будьте готовы к тому, что, несмотря на романтизм профессии, вам придется загонять себя в четкие рамки сроков и тематик.

Итак, начнем с советов профессионалов начинающим писателям. Ведь у кого учиться, как не у тех, кто добился признания в желаемой сфере.

Стивен Кинг

Король ужасов знает, как написать действительно шедевральную книгу. От его произведений невозможно оторваться, а плавность и гармоничность повествования, даже у далеких от писательского ремесла людей, вызывает восхищение. И вот несколько советов начинающим писателям от Стивена Кинга:

Нил Гейман

Весьма талантливый английский фантаст тоже может сказать пару весомых и полезных советов новичкам. Его советы достаточно просты, но вместе с тем очень полезны:

Рэй Брэдбери

Пару кратких советов дает начинающим писателям и всеми любимый создатель более восьмисот литературных произведений. Классик научной фантастики считает, что:

Курт Воннегут

Один из наиболее значимых американских писателей также имеет в запасе несколько наставлений о том, как правильно и главное хорошо писать короткие рассказы:

Эрнест Хемингуэй

Несмотря на то, что сам Хемингуэй говорил, что рассуждать о его ремесле – совершенно бесполезное понятие, все же у него проскакивали некоторые мысли по этому поводу в его произведениях, интервью, статьях и письмах:

Марк Твен

Эксцентричный и поистине гениальный писатель дает новичкам весьма острые и ироничные советы, которые точно будут чертовски полезны каждому из вас:

Чак Паланик

Создатель легендарной книгиБойцовский клуб” дает своим коллегам практические и действенные советы, к которым, мы считаем, стоит прислушаться:

1. Справочник писателя

Начало – это всегда самый сложный этап в карьере писателя, так как за неимением опыта он попросту не знает, как грамотно оформить свою рукопись. Писательница Эльвира Барякина создала книгу, в которую она вложила все свои знания о том, как нужно писать, и о том, как правильно подать свое произведение, чтобы оно стало успешным.

2. Как стать писателем

Еще одна книга-пособие от опытного и одного из самых издаваемых фантастов. В этой книге Юрий Никитин передал свой бесценный опыт, в который входит многолетнее общение с другими писателями, лекции Литинститута и масса секретных писательских приемов.

3. Как писать книги

После того, как мэтр ужасов был сбит машиной, ему довелось переосмыслить свои взгляды на жизнь. Именно в этот период и вышла его книга, в которой Стивен Кинг рассказывает молодым писателям о тонкостях и особенностях писательского ремесла. Сложно не согласиться, что у Кинга есть чему поучиться.

4. Золотая роза

В этой книге Константин Паустовский рассказывает о том, где же писателю взять вдохновение, какую роль играет его внутренний мир и как происходит накопление “золотой пыли” бесценного опыта и жизненных приключений, из которых и создается “золотая роза” – книга.

5. Стилистика и литературное редактирование: Учебник

Конечно, мало кто будет в восторге от изучение скучной теории, но так построен любой вид искусства, что именно теория является его краеугольным камнем. Поэтому в наш список полезных книг для писателей мы включаем учебник, подготовленный учеными двух ведущих лингвистических школ – московской и петербургской.

Зарабатывать писательским мастерством сегодня стало очень популярно, и не случайно – этот вид деятельности имеет множество преимуществ. Например, возможность реализовать свой талант, сказать то, что вы хотите, большой аудитории, свободный график работы, и – если развиваться – то и неплохой доход. Если ваша мечта – стать писателем, думаю, вам будет полезно узнать, с чего начать, какие перспективы стоят перед вами, и каких подводных камней следует опасаться.

Как стать писателем – вариант первый, общедоступный

Человеку без специального образования проще всего начинать карьеру писателя в Интернете. Наверняка, в своих мечтах вы сразу же пишете великолепный роман (детектив, серию рассказов), который становится бестселлером и лауреатом многочисленных премий. Очень достойная , но без практики шансы, что именно так все и произойдет, стремятся к нулю. Я не пытаюсь охладить ваше желание стать писателем, просто пытаюсь подготовить к действительности, а она такова, что начинать свой творческий путь и накапливать лучше всего на просторах сети Интернет, благо, сейчас доступ к нему есть повсеместно. Какие варианты есть у начинающего писателя:

  • Завести блог. Можно сделать это на одной из бесплатных платформ, например, а можно сразу зарегистрировать домен и создать свой сайт с несложным дизайном (это вполне может сделать любой опытный пользователь ПК). Зачем мне блог, спросите вы, когда я хочу издавать книги? Многие издатели в России и мире публикуют записи популярных блогов в виде книги (то есть, фактически, свою книгу вы пишете каждый день, а потом она получает обложку, проходит редактуру и отправляется в печать). Чем шире аудитория и больше посещаемость вашей странички в сети, тем больше шансов на публикацию.
  • Податься в копирайтеры. Копирайтер – человек, пишущий тексты, статьи, новости и прочее словесное наполнение для различных сайтов в Интернете. Плюсы: вы набьете руку, отточите свой стиль и язык и, вообще, прочувствуете, что значит получать деньги за написание какого-либо текста, можете заработать репутацию на уважаемых и читаемых ресурсах, которая пригодится вам в будущем. Минусы: велик шанс так и остаться копирайтером, особенно, если работа вам нравится и приносит достаточно денег, мечты о писательстве могут померкнуть очень легко. Поэтому важно писать не только по долгу работы, но и для себя, чтобы не забывать о главной цели.

Я уже немного пишу (написал что-нибудь) – как стать писателем?

Если вы успешно закончили несколько рассказов (или один большой), написали роман или повесть, пора узнать, насколько ваше востребовано аудиторией и ценно для критиков. Самый простой вариант проверить это – отправить свое произведение на один из литературных конкурсов, например, премию « ». Конкурс проходит ежегодно, победители получают денежные призы, которые можно потратить на продолжение образования или публикацию своих трудов. Победители «Дебюта» публикуются в различных журналах, получают интересные предложения, обзаводятся связями в литературном мире. Конкуренция во всех категориях премии высока, поэтому попадание в лонг-лист и шорт-лист претендентов – само по себе уже достижение.

Кроме «Дебюта» существуют и другие литературные премии, гранты и мероприятия, позволяющие молодым писателям проявить себя.

Стоит ли публиковаться в России?

Если вы написали что-то действительно стоящее, не спешите отправлять свою рукопись в одно из отечественных изданий. К сожалению, в России даже на очень популярных книгах писатели много не зарабатывают, поэтому имеет смысл перевести свое творение на английский язык и отправить в одно из зарубежных книгоиздательств.

Советы тем, кто хочет стать писателем:

  • Пишите каждый день. Поставьте себе писательский минимум, например, 500 или 1000 слов в день, и пишите их, несмотря ни на что. И всегда заканчивайте начатые произведения.
  • Пишите плохо. Пусть вам пока не нравится то, что выходит из-под вашего пера, все равно, упорно продолжайте писать. Пишите плохо, и со временем вы напишете что-то хорошо (с гораздо большей вероятностью, чем если не будете писать вообще).
  • Осторожно относитесь к . С одной стороны, она вам нужна как объективный взгляд на результаты творчества, а, с другой, критика может лишить желания продолжать писать. Важно найти границу, до которой вы готовы прислушиваться к чужому мнению и что-то менять в своем творчестве.
  • Если вам кажется, что писать не о чем, выйдите из дома, пройдитесь по городу – скорее всего, вы получите свое .
  • Пишите о том, что знаете, что пережили, в чем разбираетесь – это лучший способ написать книгу, которая будет популярна у читателей. Ваш жизненный опыт уникален, и он может оказаться интересен большому числу людей. В сочетании с вашим воображением и именно этот опыт способен создать литературный шедевр.

Начинающему писателю необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным. Главное в писательстве – болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики.

Какие качества нужны писателю? Пожалуй, самые главные - фантазия и умение образно изложить свои мысли на бумаге. Но вот найти работу благодаря связям в этом деле не получится точно. Чтобы стать успешным писателем, придется сначала писать в стол, затем рассылать свои нетленки по редакциям, а потом месяцами ждать ответа. Повезет или нет, покажется ли ваш труд не только интересным, но и в востребованном читателями формате - это уже решат издатели. Поэтому необходимо быть не только талантливым, но и очень терпеливым и активным, ведь сам себя не продашь - никто не купит.

Любовь надо отвоевывать

Сформулировать точные указания, которые помогут вам стать писателем, никто, разумеется, не в силах. Однако многие с готовностью рассказывают о своем пути на этом поприще, о том, как молодым талантам можно сделать себе имя.

Для начала мы пообщались с автором любовных и исторических романов, детективов и фантастики Елены Арсеньевой. Родилась Елена Грушко (псевдоним она взяла позже) в Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно - сценарный факультет ВГИКа. После этого работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток» и в Хабаровском книжном издательстве. Переехав в Нижний Новгород, она стала региональным представителем «Молодой гвардии».

Первым произведением Елены была новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток». Критик газеты «Литературная Россия», делавшая обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, буквально разгромила дебютантку, но та не расстроилась и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля». Если сначала Елена была поклонником реализма и документалистики, то позже ее стали привлекать сказки и фантастика: так появились повести «Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и другие.

«Иногда успех к писателю приходит быстро, а порой его ждут годами. Я всегда принимала активное участие в общественной жизни: посещала семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске и многие другие специализированные конвенты», - вспоминает Елена. Вскоре судьба преподнесла ей новый подарок - знакомство во время поездки в Москву с писателем-фантастом Юрием Медведевым. Несколько лет они издавали в соавторстве книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту.

В конце 90-х Елена Грушко начала писать исторические произведения и детективы, тогда же обзавелась и псевдонимом. Сейчас на ее счету более семидесяти романов - детективных, исторических, любовных, а также сборников исторических новелл. «Главное в писательстве - болеть этим делом, получать от него удовольствие и не отчаиваться, даже если вас не признают критики. Любовь надо отвоевывать», - резюмирует автор.

Пишу в стол, а зарабатываю журналистикой

К сожалению, далеко не всем, избравшим писательскую стезю, так везет. Вот история Татьяны: «Еще в период учебы на филологическом факультете ННГУ я начала работать журналистом и уже в 25 лет стала главным редактором нижегородского светского издания. Но все это время мечтала писать книги». Татьяна была главредом трех печатных изданий, но через 15 лет приняла судьбоносное решение уйти работать фрилансером , чтобы иметь время для создания своих произведений. Она сама рассылала предложения по московским издательствам, пока одно из них не согласилось опубликовать ее книгу, в которой рассказывается о профессии журналиста. В итоге гонорар за нее составил 18 тысяч рублей. Такая же сумма должна была перечисляться за каждые 5 тысяч проданных экземпляров.

Позже Татьяна написала еще два исторических романа, но вот уже четыре года издательства отказываются от них - «не формат». «Сейчас я выложила свои романы в Интернете - у меня появились свои поклонники, мы с ними переписываемся. Я не отчаялась - думаю, все еще впереди, - говорит она. - Главное, я получаю удовольствие от процесса, что очень важно. А зарабатываю в качестве журналиста в свободном полете».

Писатель создает новую Вселенную

Восходящая звезда издательства «Эксмо» Ольга Володарская - автор романов в жанрах мелодрамы и детектива («Стерва на десерт», «Убийство в стиле ретро», «Призраки солнечного юга», «Плачь, влюбленный палач», «Кара Дон Жуана»). Несмотря на жуткие названия, в ее книгах принципиально нет криминальных авторитетов, торговцев оружием или наркотиков. Ольга призналась, что в детстве была страшной фантазеркой, обожала книги Волкова про Изумрудный город и любила представлять, как однажды попадет в волшебную страну. Ее первое собственное произведение было посвящено приключениям девочки Оли и ее четвероногих друзей. С тех пор она постоянно что-то сочиняет: то сказки, то рассказы, то киносценарии.

Серьезно заняться писательством Ольга решилась в двадцать пять лет, после того, как завершила первый большой труд - историческую мелодраму «Жена Синей Бороды». «Я никому не давала читать свои книги: прятала рукописи, ставила пароль на компьютер - словом, писала в стол, - рассказывает она. - Только первый детективный роман „Стерва на десерт“ увидел своих читателей». Этот жанр как раз и был выбран пять лет назад только из-за своей популярности. Читая детективы, Ольга всегда сразу же вычисляла убийцу и полагала, что писать их так же скучно. Но все оказалось намного интереснее, и за третий роман она взялась уже с большим азартом. «Написать новую книгу - все равно что создать новую Вселенную, - объясняет Ольга. - Ведь ты придумываешь свой мир, населяешь его людьми и придумываешь их судьбы. Может быть, у меня мания величия, но я считаю, что писатель создает новый мир».

Из старой жизни - по частям

Ольга Володарская советует начинающим писателям запастись терпением и упрямством. В свое время она отнесла в издательство несколько книг: «И когда меня наконец пригласили на встречу, я даже не обрадовалась - так долго ждала. В 2008 году контракт все-таки был заключен, а до этого держалась я на плаву только благодаря издательству „Подвиг“, которое платило мало, но все же помогало выжить. Работала я тогда в информационно-вычислительном центре за компьютером. Каждый день приходила домой и писала».

После долгожданного заключения договора Ольга уходила из старой жизни «не целиком, а по частям». Уволилась с работы не сразу - сначала брала административный отпуск: боялась прощаться с коллективом, привычным режимом и укладом. Но когда ушла окончательно, то началась совершенно новая жизнь: не надо было вставать в шесть утра и нестись сломя голову на утреннюю электричку - можно было и полениться. «Теперь не представляю, как можно вернуться в прошлое. Мне по душе свобода, и в этом плане я счастливый человек. Мое рабочее место там, где есть ноутбук. Это так здорово, что можно работать в такси, самолете, в гостях».

Герои ищутся на курортах

По словам Ольги, сегодня явно не будет пользоваться популярностью истории про то, как люди поднимают завод: «Нужно писать про гламурную жизнь, хорошо читаются и детективы. Правда, сейчас рынок стал более разнообразным, а буквально пять назад лет на них был бешеный спрос». В среднем Ольга пишет три книги в год. Дело это энергозатратное, поэтому после завершения каждой рукописи она едет отдыхать, «заряжается» и часто именно на курортах начинает размышлять над новым сюжетом.

Так, например, произошло с романом «Кара Дон Жуана», задуманным в 2003 году во время отдыха в Адлере. Ольга сидела у моря, а рядом с ней играла черноволосая смуглая серьезная девочка. Она подбирала камушки и бросала в воду, стараясь попасть в купающихся детишек. Так появилась героиня Кара. А с прообразом главного персонажа Сергея автор познакомилась на набережной Абхазии. Он жил в этой стране, но покинул ее во время конфликта с Грузией. «Над этим романом я работала примерно шесть месяцев, если не считать периода „вынашивания“. Я долго придумываю сюжет, а потом начинаю его быстро записывать. При этом часто результат получается другим - не таким, как планировала изначально».

Ольга призналась, что известным писателям завидуют менее успешные коллеги: «Не понимаю, как можно кого-то критиковать, но люди у нас любят злословить: „За этого заплатили, поэтому он издается, за этого пишут рабы, а эта вообще бездарность, просто у нее муж знаменитый“. Абсолютно бездарный человек может пробиться благодаря деньгам, но долго он все равно не продержится».

Писательница считает, что всегда интереснее пробовать что-то новое. Сама она балансирует на грани детектива и мелодрамы, но есть те, кто виртуозно владеют одним жанром и становятся в нем непревзойденными. «Например, Агата Кристи - какая же она молодец! Все произведения гениальны, проходных среди них нет», - восхищается она.

Верьте в себя!

Какие советы можно дать начинающим писателям? Ольга Володарская подчеркивает: будьте готовы к долгому и тернистому пути. Ее первую книгу переиздавали три раза и заплатили только 25 тысяч рублей. «Начинала работать я с литературным агентом, - делится она опытом. - Если брать агента, то непременно „акулу“, который должен отлично разбираться в этом бизнесе. Ничего не могу сказать - мой был порядочным человеком, многое держалось просто на честном слове. А ждать ответа по поводу договора с хорошим, честным издательством можно бесконечно».

Наша героиня ждала года два. Дебютантам могут сказать, что книга понравилась, но до момента заключения контракта пройдет еще очень много времени. Когда она пришла на встречу с главным редактором издательства, оказалось, что он отлично знает ее книги. Например, спросил Ольгу, как она смогла так правдоподобно описать Рио-де-Жанейро. Но она туда никогда не ездила: просто черпает информацию со слов знакомых или же смотрит журналы и различные альманахи.

Итак, запаситесь терпением и сдавайте в издательства сразу несколько книг. Также очень важно верить в себя: если близкие, друзья, коллеги относятся к вашему занятию как к баловству, не стоит их слушать, идите своим путем. «Мама очень мной гордится, а вот муж - известный переводчик - как писателя всерьез не воспринимает, - рассказывает Ольга. - По его мнению, тому, кто пишет хуже Гюго, нечего и браться за это дело. Меня это не обижает, да и читательская аудитория у меня женская, а не мужская».

Хорошо ли быть Львом Толстым?

Ольга уверена, что творческий кризис, при котором идеи действительно иссякают, может настигнуть любого писателя: «Я чувствую, что когда у меня кончается вдохновение (а это обычно бывает к середине романа), меня одолевают тяжкие мысли, наступает несколько дней паники. Думаю, в этих случаях лучше всего сделать перерыв, пожить для себя, а еще лучше поменять обстановку. Не зря же голливудские звезды берут себе передышку, которая иногда затягивается на несколько лет».

Единственный и основной доход Ольги - писательство. Она признается, что если бы жила на ренту или была замужем за миллионером, то издавала бы одну книгу в год, но вкладывала в нее все свои силы. Не было бы безумной спешки и конкретных сроков сдачи. «Хорошо быть Львом Толстым, когда можно и в лаптях походить, и писать долго свои четыре тома, - рассуждает она. - Я нисколько не умаляю достоинств нашего классика, но не думаю, что художник должен быть голодным. Все же лучше быть сытым и при этом не терять желания творить».

Как правило, солидные гонорары автор начинает получать после трех-четырех публикации высоким тиражом. Первое вознаграждение в среднем составляет 20–30 тысяч рублей, при этом книга может создаваться месяцами или даже годами. Издатель предпочитает, чтобы начинающий писатель принес на просмотр несколько произведений или серию с продолжением.

Число женщин-авторов в России с каждым годом растет. Чтобы стать успешным фрилансером, надо быть дисциплинированным, обязательным и ответственным. Елена Арсеньева призналась, что пишет не менее 7–8 часов в день, включая выходные. Кроме того, много времени приходится проводить в библиотеках, чтобы изучать архивы и выяснять необходимые сведения.

Ольга желает всем читателям хороших и разных книг: «Я понимаю, что значит испытывать литературный голод. Раньше мне казалось, что я прочитала уже все достойные моего внимания книги и постоянно искала такую, которая бы произвела на меня бо льшее впечатление, чем, например, „Сто лет одиночества“ Маркеса».