Известный меценат третьяков передал. Третьяков Павел - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация


Здание Третьяковской галереи и памятник её основателю Павлу Михайловичу Третьякову. Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 год.
Далее небольшие выдержки из книги "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве", составленной по воспоминаниям дочери Третьякова Александры Павловны Боткиной.

Павел Михайлович Третьяков происходил из старого, но небогатого купеческого рода. Прадед его Елисей Мартынович, из купцов города Малого Ярославца, прибыл в 1774 году семидесятилетним стариком в Москву с семьей - женой Василисой Трифоновной, дочерью малоярославецкого купца Трифона Бычкова, и двумя сыновьями - Захаром и Осипом. О более ранних предках Павла Михайловича нам ничего не удалось узнать, так как в архиве города Малого Ярославца имеются дела и документы только начиная с 1812 года. Все, что было раньше, сгорело, вероятно, во время отступления Наполеона из России...


Павел Михайлович Третьяков. Фотография 1856г. в возрасте 24 лет - в год начала собирательства.

Павел Михайлович, хотя и полный юмора, был в делах очень серьезен и пользовался большим доверием отца (Михаила Захаровича). В 1847 году Михаил Захарович пишет: «Все обязательства и документы известны как жене, так и старшему сыну, с аккуратностию вписаны в книгу, писано же которые моей, а некоторые сыновней, Павловой, рукой». А было сыну Павлу пятнадцать лет.


Младший брат Сергей Михайлович Третьяков. Фотография. 1856 (22 лет)

Сергей же был живой и легкомысленный, любил наряжаться. Раз как-то купил себе, не спросив разрешения, щегольские ботинки, за что ему и попало от отца.

Третьяковская молодежь бывала в театрах, что любила театры мать их, не подлежит сомнению. Они сами упоминают об этом. О других видах искусства Павел Михайлович впервые заговорил в письмах к матери: он описывает свою первую поездку в Петербург:


...несколько слов о моей жизни: с 8-ми часов до 7-ми пью чай, путешествую по городу, обедаю и наконец в 7 часов в театре. Театр! Что за театры здесь. Что за артистические таланты, музыка и пр...
Был я два раза в Художественной Академии, в Казанском соборе, в церкви Благовещения, в римско-католической церкви, цирке, в пассаже и пр....
Сравнивая Петербург с Москвой, нельзя поверить, чтобы эти две столицы были одного государства...
...На днях был в Эрмитаже; видел несколько тысяч картин; картин великих художников, как то: Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурильо, С. Розы и пр. и пр. Видел несчетное множество статуй и бюстов. Начиная с неуклюжих египетских обелисков до превосходных мифологических произведений художников настоящего времени. Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия.
19 с/м ходили с В. В-м по Неве (заметьте, по Неве) в Петропавловскую крепость. Слышал один раз итальянскую оперу и два раза еще видел Каратыгина. Был также в Алекс.-Невск. монастыре....
... Что же касается до делов торговых, есть кому и без меня работать, целых двое; а если что для меня накопилось, не беспокойтесь, все сделаю. Последние дни проводил порядочно; ежедневно путешествовал по Гостиному двору, был в Публичной Библиотеке, в Румянцевском музеуме, в Горном музее, три раза на частной Выставке картин...

Поездка эта, по-видимому, сыграла решающую роль в жизни Павла Михайловича.
В ближайшие два года вокруг братьев Третьяковых (Павла и Сергея) начинают группироваться молодые люди из новой купеческой среды.
15 декабря 1853 года А.А. Медынцев, поэт их кружка, пишет поздравление Павлу Михайловичу ко дню его рождения и именин. В поздравлении имеются следующие строки:

Честной отец Архимандрит,
Любя душевно быт домашний,
Он сгонит мглу туманных дней
На рынке Сухаревой башни
Иль в небольшом кругу друзей...

Упоминание рынка Сухаревой башни не случайно: в эти годы Павел Михайлович ходит на Сухаревку и покупает эстампы и книги. В его карманной книжке за 1853 год мы читаем запись - «покупка картин». Это явно не картины маслом. Это цены доказывают: 8 рублей, 3 рубля, 75 рублей за 8 штук. Но ходит он часто, в июле он был там пять раз...
Но уже в следующем году Павел Михайлович покупает картины маслом. В октябре 1854 года в карманной книжке он опять записывает - «покупка картин». На этот раз девять картин он купил за девятьсот рублей...эти девять картин, купленные Павлом Михайловичем, и были его первой покупкой картин старых голландских художников...

Весной 1856 года Павел Михайлович познакомился в Петербурге с (художниками) Худяковым и братьями Горавскими, Аполлинарием и Ипполитом. С Аполлинарием Горавским они с одного свидания почувствовали друг к другу расположение, и Павел Михайлович пригласил его в гости в Москву...

Аполлинарий (Горавский) пишет Павлу Михайловичу:

«Если бы я знал, что дома все здоровы, так не выехал бы из Москвы, мы бы успели осмотреть с Вами все картинные галереи и по крайней мере хоть две или три недели лишних провели бы у Вас. Верите ли, я так к Вашему семейству привык и обязан ему, что навсегда останется в моей душе благодарность и буду питать истинное расположение и всегдашнюю память... В корпус к братьям я послал письмо нонче же. Вы, пожалуйста, их не балуйте и не берите в дом так часто, и так уже немало для них делаете всевозможного удовольствия».

С 1857 года уже несколько художников бывают у Третьяковых, они делаются близкими и восторженными друзьями всей семьи.
Очень часто посещал Павла Михайловича В.Г. Худяков, когда жил в Москве. Об их отношениях можно судить только из писем Худякова из Петербурга. Безусловно, Павел Михайлович ценил его как художника, ценил его суждения и вкус, доверял ему свои планы...
Вообще Павел Михайлович, когда чувствовал симпатию к кому-нибудь, выражал ее в письмах так тепло и ласково, что, глядя на его карточку со строгим, слегка сумрачным выражением, не верится, что эти письма пишет этот человек. И притом он был доверчив и шел навстречу всякому проявлению расположения...

(Как уже отмечалось) первой покупкой Павла Михайловича было собрание картин старых голландцев. Картины эти украшали комнаты в Толмачах.


Дом Третьяковых в Толмачах. Фотография 90-х годов

Когда Павел Михайлович начал собирать картины русских художников, он их развешивал сначала в своем кабинете внизу. Со временем, когда там стало тесно, картины развешивали в столовой, потом в гостиной. Старых голландцев он отправил в Ильинский переулок, где с 1865 года жила его мать. Когда выстроена была первая галерея и картины из жилых комнат перевешены были на новое место, на опустевшие стены вернулись голландцы и оставались там до конца жизни Павла Михайловича. Были ли все эти картины оригиналами, сказать трудно. Впоследствии Павел Михайлович говорил, что, купив их, он сразу понял, что слишком мало имеет знаний и опыта, чтобы рисковать покупать безошибочно работы старых западных мастеров, и решил приобретать только картины русских художников с выставок или от самих авторов.
В 1853 году появилось описание галереи Прянишникова. Павел Михайлович не мог не заинтересоваться этим собранием и, конечно, увидев его, не мог не увлечься желанием последовать примеру Прянишникова. Но у Прянишникова, который мог быть отцом Павла Михайловича, собраны были произведения его современников, наших старейших лучших мастеров. Молодому Павлу Михайловичу в тот период это было бы не по силам, и он начинает собирательство со своих современников.

Началом своего собрания, первой картиной русских художников, Павел Михайлович называет «Искушение» Шильдера. Он помечает это приобретение в каталоге 1856 годом...


Шильдер Николай Густавович. Искушение.

По документальным данным первой покупкой Павла Михайловича является картина Худякова «Финляндские контрабандисты». Картина написана в 1853 году, он купил ее в 1856 году, посетив мастерскую Худякова в Петербурге. 10 мая(вероятно по старому стилю) помечена расписка з получении задатка. 14 мая Худяков получил остальные деньги.


Худяков Василий Григорьевич. Стычка с финляндскими контрабандистами

«Случай, который доставил мне приятное удовольствие познакомиться с Вами, надеюсь, будет верным залогом и на будущее время, когда, быть может, придется возвратиться мне из чужих краев; и всегда мне очень приятно будет вести переписку с любителем, с молодым, сочувствующим всему изящному и прекрасному»

Устанавливаются дружеские взаимные услуги. Павел Михайлович старается привлекать художников к сотрудничеству в собирании картин и за это помогает им продавать их вещи, делается посредником между ними и любителями....

Собрание Павла Михайловича, зародившееся в 1856 году, быстро увеличивалось.
В 1872 году было принято решение о постройке галереи.


Проект фасада Третьяковской галереи


Эскиз фасада Третьяковской галереи

С 1860 года у Третьякова родилось намерение сделать свое собрание общественным достоянием - он составил завещание, в котором говорилось:

«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие»

Некоторые из ранних приобретений П.А.Третьякова:


Привал арестантов» В. И. Якоби


«Бабушкины сказки» В. М. Максимова


«Сельский крестный ход на Пасхе» Перов


Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума

В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.


Так выглядел зал галереи вскоре после передачи коллекции городу в 1892 г. Фотография позволяет судить об изначальном плане экспозиции.


Картины художников XVIII века в зале № 2 Третьяковской галереи. 1898


Экспозиция Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Мемориальный зал Сергея Михайловича Третьякова, умершего в 1892г.
Сергей Михайлович Третьяков также был страстным коллекционером картин. В завещании он написал:

Из художественных произведений, находящихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайлович Третьякова взять для присоединения к своей коллекции... всё то, что он найдёт нужным, с тем, чтобы взятые им художественные произведения получили то же назначение, какое он даст своей коллекции.


Для картины Крамского «Лунная ночь» художнику позировала вторая жена С. М. Третьякова - Елена Андреевна


Портрет П.М. Третьякова кисти Ильи Репина, ГТГ, 1883

Третьяков Павел Михайлович скончался 04.12.1898 г.
Из книги:

Человека не стало, но остались дела его, которые пышно разрослись. Особенного расцвета достиг венец его жизни - «Национальная Народная галерея», о создании которой он мечтал с молодых лет. Переданная им пятьдесят лет назад из рук в руки своей родине, значительно увеличившая свои собрания в советские годы, она прославилась на весь мир и прославила И увековечила его имя - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.

Нужно только добавить, что с момента создания Третьяковской галереи прошло уже сто шестьдесят лет...


Основатель Третьяковской галереи. Коллекционер произведений изобразительного искусства.

Павел Третьяков родился 27 декабря 1832 года в городе Москва. Мальчик вырос в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых трудились несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках в Старом Гостином дворе перешли к серьезному бизнесу.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства. Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году. Ими стали работы «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи.

Затем коллекция пополнилась картинами Ивана Трутнева, Алексея Саврасова, Константина Трутовского, Федора Бруни, Льва Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором указал следующее: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» Валерия Якоби, «Последняя весна» Михаила Клодта, «Бабушкины сны» Василия Максимова, «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Тройка» Василия Перова. В 1864 году в собрании Третьякова появилась первая картина, написанная на сюжет русской истории, «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого.

При этом большую часть времени Третьякова отнимали торгово - промышленные дела, управление Костромской льнопрядильной фабрикой, забота о магазинах. Существенную часть своей жизни Павел Михайлович посвящал благотворительной деятельности. Меценат помогал Арнольдовскому училищу для глухонемых, попечителем которого являлся. Также принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества.

В 1870-е годы в собрании Третьякова появились картины «Христос в пустыне» Ивана Крамского, «Сосновый бор» Ивана Шишкина, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Николая Ге. Приобретаемые картины Павел Третьяков размещал в своем московском доме в Лаврушинском переулке, однако постепенно места для них становилось все меньше и меньше

Павел Третьяков в 1874 году построил на собственные средства здание в Москве для картинной галереи, открыв в ней в 1881 году залы для посетителей и заложив основы Третьяковской галереи как общедоступного публичного музея. Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Василия Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом.

Меценату удалось собрать целую галерею этюдов Александра Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений мастера. В 1885 приобрел у Василия Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова представлены художники Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Исаак Левитан, Валентин Серов.

В августе 1892 года Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. Официальное открытие музея состоялось 15 августа 1893 года под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, Третьяков по прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. В 1893 году Третьяков выбран в действительные члены Академии художеств. Предприниматель носил титул советника коммерции, являлся членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Начиная с 1893 года ежегодно издавал каталоги собрания галереи.

27 декабря 1832 года родился Павел Третьяков, предприниматель, основатель Третьяковской галереи.

Российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи Павел Михайлович Третьяков родился 27 (15 по старому стилю) декабря 1832 года в Москве в купеческой семье.

Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле , работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. После смерти отца, в 1850 году, братья продолжили его дело и от разнообразной торговли в лавках (полотном, хлебом, дровами) в Старом Гостином дворе перешли к серьезному предпринимательству.

В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства . Первые картины Третьяков приобрел в 1856 году — это были работы "Искушение" Николая Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова (именно этот год принято считать годом основания Третьяковской галереи).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Перед Вами биография блистательного человека Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи. Родился он в богатой семье 27 декабря 1832 года, принадлежал к купеческому роду.

В детстве получил отличное домашнее образование. Повзрослев, помогал отцу в коммерческих делах. После смерти отца семейным предприятием руководила мать, а когда её не стало, Павел взял инициативу в свои руки.

С братом Сергеем, построил несколько фабрик в Костромской губернии. Дело имело успех. На фабриках трудилось много народу, предприятие приносило прибыль.

В 1865 году Третьяков взял в жены Веру Мамонтову. Вера любила музыку и, так же, как и её супруг, живо интересовалась искусством.

Павел Михайлович известен нам, прежде всего как основатель . С чего же началась его тяга к коллекционированию?

В 1854 году он покупал картины у Сухаревской Башни, первыми его приобретениями оказались полотна голландских художников. Через несколько лет Третьяков приобретает картины Худякова и Шильдера. Картины этих художников стали основой для будущей выдающейся коллекции.

В 1860 году Павлом Третьяковым была сформулирована идея создания русской национальной художественной галереи. Он коллекционировал в основном произведения современников, приобретал картины на художественных выставках, заглядывал и в мастерские, где покупал только что написанные картины. Третьяков делал очень многое для поддержки русских художников.

Павел Михайлович не ограничивался одиночными покупками. У , например, купил разом аж 144 картины и еще 127 рисунков написанных карандашом. У купил 102 этюда, а у Виктора Васнецова были куплены собрания его эскизов.

В коллекции Третьякова были представлены лучшие работы лучших русских художников. , Перова, - всё было собранно в одну большую дорогостоящую коллекцию.

В 90-ые годы 19 века Павел Михайлович обращает внимание на древнерусскую живопись. Коллекцию начинают пополнять иконы. Брат Сергей разделял его увлечения и тоже собирал картины, правда европейских художников. В 1892 году Сергей умер, и свою коллекцию он завещал Павлу.

Так, Третьяковская галерея пополнилась залами художников западной школы. Коллекция становилась все более и более значительной. Слава о ней разнеслась не только по всем городам и весям Российской Империи, но и в Европе. Европейцы, приезжавшие в Россию, во что бы то ни стало хотели увидеть потрясающую коллекцию.

В последний летний месяц 1892 года Третьяков подарил свою коллекцию своему городу - Москве. В коллекции Павла Михайловича насчитывалось множество картин, икон и рисунков. Спустя год состоялось открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

После того, как коллекция картин стала государственной, он не бросил любимого дела, продолжая покупать картины и всячески помогать художникам, год за годом, пополняя свой музей новыми произведениями русского искусства.

Меценат Павел Третьяков оставил огромный след в русской истории, собрав великолепную коллекцию картин. Он помогал художникам найти в жизни применение своего таланта. Судьба многих талантливых живописцев была непростой, а Павлу Михайловичу удавалось сделать её чуть лучше. Умер Павел Третьяков в конце 1898 года, похоронен в Москве.

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться - с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!