Вопросы которые задал мне роман капитанская дочка. Тематическая викторина по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему а.с.пушкин капитанская дочка
  • изображение народной войны в капитанской дочке
  • как автор относиться бунту в капитанской дочке
  • вопросы к капитанской дочке
  • рассказ капитанская дочка.глава 7 ответы на вопросы

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

Глава 3. «Крепость»

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)

2. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

Глава 4 «Поединок»

1. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)

2. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

3. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)

4. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)

Глава 5. «Любовь»

1. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)

2. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)

3. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)

4. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)

Глава 6. «Пугачевщина»

1. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)

2. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)

3. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)

4. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)

Глава 7. «Приступ»

1. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)

2. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)

Глава 8. «Незваный гость»

1. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)

Глава 9. «Разлука»

1. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)

2. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)

3. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

Глава 10 «Осада города»

1. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)

2. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимч, который перешел на сторону Пугачева)

3. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)

Глава 11 «Мятежная слобода»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)

2. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)

Глава 12. «Сирота»

1. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)

2. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? (у своих родителей в деревне)

Глава 13. «Арест»

1. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)

3. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)

Глава 14. «Суд»

1. Кто донес на Гринева? (Швабрин)

2. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

3. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)

4. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)

5. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

6. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)

7. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)


Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1. Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв Б) Андрей Петрович Гринёв В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор Б) подполковник В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв Б) Григорий Петрович Гринёв В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12Б) 14В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) ПреображенскийБ) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математикеБ) рассказал о борзом кабелеВ) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец ПаульБ) француз БопреВ) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцомБ) дворникомВ) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петьБ) любил выпитьВ) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французскиБ) ничемуВ) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцыБ) скакать на лошадиВ) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство

Б) за пьянство

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15Б) 16В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелсяБ) обрадовалсяВ) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в МосквуБ) в ПетербургВ) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить - Родине служитьБ) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублейБ) 75 рублейВ) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напилсяБ) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить - себе вредить

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Б, 7. Б, 8. В, 9. Б, В. 10. Б, 11. В,

12. Б, В, 13. А, 14. В, 15. В, 16. Б, 17. В, 18. В, 19. В, 20. В, 21. А, 22. В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»- 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом - возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;

Б) татары;

В) русские;

Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам;

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;

Б) была повешена;

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1. Б, В, Г, 2. А, Б, 3. А, 4. Г, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б, 9. А, 10. В, 11. А, 12. А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее

Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) КазаньБ) ОренбургВ) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;Б) И. И. Зурин;В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;Б) был ужасно худ и бледен;

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову - капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;Б) оправдать;В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубыеглаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение;

Б) признать невиновность жениха Маши;

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца - капитана Миронова;

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии;

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою;

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу;

В) странным образом бежал из-под стражи, большеникто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1. Б, 2. А, 3. А, 4. Г, Б, 5. А, Д, 6. А, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. А, 11. Б, 12. А,

13. А, 14. Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 " СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гриневаи Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1. А, В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

1.Ответьте на вопросы.

1.Какую народную песню поют на пирушке пугачевцы? (Не шуми, мати зеленая дубравушка…»

2.Как называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего на государственную или военную службу? (Недоросль)

3.Какой журнал читал батюшка Петра Гринева, когда принял решение отправить сына служить? («Придворный календарь»)

4.По какой реке шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик)

5.Акулину Памфиловну, попадью, называли вестовщицей. Кто это, вестовщица? (Любительница рассказывать новости)

6.Когда (в повести названа точная дата) в Белогорской крепости получили письмо, сообщающее о возможном нападении Пугачева? (в начале октября 1773г)

7.Перед наступлением Пугачева комендант решает вопрос о том, как быть с Машей. « Да с Машей то что делать? Хорошо, если отсидимся или дождемся сикурса, ну а коли злодеи возьмут крепость.» Сикурс- это устаревшее слово. Каким синонимом его можно заменить? (Помощь)

8.На военном совете в Оренбурге предлагают действовать «ни наступательно, ни оборонительно…» А как? (Подкупательно)

9. Кто передает письмо Марии Ивановны Гриневу? (Урядник, Максимыч)

10.Где происходит еще одно встреча Гринева и Пугачева? (В Бердской слободе)

11.В Бердской слободе самыми близкими к Пугачеву оказываются два человека. « Господа-енералы»,- называет их Пугачев. Назовите их. (Хлопуша-Рваные ноздри. Белобородов)

12.Пугачев бежал, преследуемый (КЕМ?). Это подполковник, впоследствии генерал.Один из усмирителей пугачевского восстания.

13.Петр Гринев был освобожден от заключения по именному повелению царя. (Когда это случилось? Что такое именное повеление?) (В 1774 году. Именное повеление - повеление царя или царицы).

2. Кто это?

1. «..он был добрый малый, но ветрен до крайности…» (м.Бопре)

2.»..высокий барин лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах» (Зурин И.И., ротмистр гусарского полка, находился в Симбирске при приеме рекрут)

3.» он был лет 40, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (Вожатый)

4.»..молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.Он был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. (Швабрин Алексей Иванович)

5.(..девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная.» (Мария Ивановна)

6. « Она не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние?» (Василиса Егоровна)

7. «На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами.Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза» (Пугачев на троне)

8.»Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (Пугачев на пирушке)

9.»..бледная,худая, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» (Мария Ивановна)

10. «…она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие» (императрица)