Что дает балет. К станку! Чем полезны занятия балетом? Как происходит отбор детей

Балет – это такой вид искусства, для которого нужно родиться. Как бы ни была девочка талантлива, старательна, исполнительна, если она родилась не с теми физическими данными, дорога в классический балет ей закрыта. При приеме в хореографическое училище смотрят на все – на фигуру, на длину частей тела, на размер головы, уже не говоря о подвижности суставов и растяжке. Например, есть такой стандарт – ноги балерины должны составлять как минимум 52% от роста девочки. Если эта цифра меньше, то ребенка забракуют, как собаку на выставке.

Поэтому данные для балета у ребенка должны быть с самого рождения. Если они действительно есть (и если это подтверждают специалисты), то заниматься с ребенком нужно начинать в возрасте трех-четырех лет. Таких маленьких девочек не берут в училища, но для них существуют балетные школы и студии, где их учат растяжке, основным позициям и движениям. Для ребенка, всерьез решившего заниматься балетом, очень важны постоянные тренировки.

Ребенок, посвятивший свою жизнь балету, не будет успевать в общеобразовательной школе – это совершенно точно. Поэтому если потом что-то пойдет не так и из балета придется уйти, то у ребенка просто не будет достаточного образования.

В один прекрасный момент девочке придется выдержать вступительный экзамен в хореографическое училище. В России очень сильна балетная школа, но хорошие училища есть далеко не во всех городах. Точнее, они есть всего в нескольких городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке, Новосибирске. Если вы проживаете в другом городе, то придется либо переехать всей семьей в один из этих центров, либо отправить туда ребенка одного. Благо, такие училища предусматривают общежития. Но представьте, что ваш ребенок в возрасте 9-10 лет будет вынужден начать самостоятельную жизнь.

А может случиться и так, что ребенка в училище не примут. И если до этого девочка уже не один год бредит балетом и не мыслит без него своей жизни, то представьте, что она при этом почувствует.

Но даже если ваша девочка отвечает всем требованиям балета, то подумайте, на что вы можете ее обречь. Конкуренция в балете просто чудовищна, из тридцати девочек, пришедших на просмотр в училище, могут взять только одну, из тридцати девочек, поступивших в училище, доучатся пятнадцать, а ведущие роли будет танцевать только одна. Невероятный физический труд, эмоциональная измотанность, постоянные диеты и ограничения, постоянная конкуренция вместо дружбы – вот что ждет девочку-балерину. Не стоит забывать и о специфике преподавания балета. Преподаватели, - бывшие балерины – обычно невероятно требовательны, и бывают довольно грубы с учениками. Это объясняется особенностями балетного искусства.

Пальцы балерины в косках (профессиональное название пуантов) стираются в кровавые мозоли каждый день и почти никогда не заживают.

Очень часто у девочек, которых отчисляют из хореографического училища, начинаются проблемы с нервной системой – они переживают сильнейшие депрессии и стрессы, которые придется лечить с психотерапевтом.

В том возрасте, когда следует начинать заниматься балетом, ребенок еще не может адекватно оценить, нужно ли ему это. Решение целиком и полностью принимают родители. Подумайте, не боитесь ли вы потом услышать от девочки упрек в том, что она была лишена детства и ее жизнь сломана?

Ведь есть хореографические студии и школы танцев. Туда примут всех, вне зависимости от физических данных. Там ребенка научат и держать осанку, и растягивать мышцы, и красиво, изящно двигаться. Пусть после такой студии девочка не станет солисткой Мариинки, зато воплотит свое желание танцевать, при этом ведя полноценную жизнь и будучи многосторонним человеком.

Не пытайтесь воплотить в ребенке свои нереализованные мечты и амбиции. У него должна быть своя жизнь и свой выбор.

Артистка балета, Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева (2004-2009 гг.).
Занимается балетом с 1996 года, фламенко с 2004 года.
Образование : Московская государственная академия хореографии при Большом театре, специальность – педагог-хореограф (2012 г.); школа-студия (училище) при ГААНТ им. Игоря Моисеева, квалификация – артистка балета (диплом, 2007 г.).
Курсы : школа-студия (училище) при ГААНТ им. Игоря Моисеева, этнический танец фламенко (2006-2007 гг.); Московский государственный институт физической культуры и спорта, тренер по оздоровительной программе пилатес (диплом, 2008 г.), тренер по классической аэробике (диплом, 2008 г.).
Опыт тренерской работы – с 2006 года (педагог-балетмейстер в детском клубе).

Отзывы

Конечно, мы упустили время. До поступления в студию Моисеева оставалось каких -то две недели. Ну, что можно за это время сделать? Никто не соглашался готовить его. "Две недели? С ума сошли? Не-е-ет", вот такие были ответы. Мы приехали к Сорокиной без особой надежды. Глянув на

нашего мальчика, она сказала: "пусть заходит в зал". И сразу начала работать! (Кстати, едва она вышла, у меня сразу почему -то появилась надежда: спокойная, уверенная в себе, доброжелательная. Плюс -невероятное обаяние! Что значит школа Моисеева!) Через час наш парень выбежал через из зала, мокрый с ног до головы и говорит нам ошеломлённо: со мной ещё никто так не занимался! (А он с 3-х лет в танцах). Дальше то, что было, я не знаю даже, как описать. Ермолай не стоял после прыжка на одной ноге, шатался. Она поставила (оказалось, существовал порок в преподавании. С ним ещё поступала девочка из его ансамбля, так вот - не поступила). Он делал шене через раз. Стал делать непрерывно. Не мог сесть на левый шпагат, стал садиться. Как она это делала -я не знаю! Она поставила танец, сделала необходимый хронометраж....Короче, наступил день экзаменов. Вы не представляете, как это трудно ждать решения прошёл твой ребёнок на экзаменах или нет! Я лично не спал. Каково же было моё удивление, когда утром мне позвонила Сорокина и сказала: я не спала, поднялась в 6 утра, волнуюсь, прошёл Ермолай или нет. Нет, вы представляете? Она волнуется за моего ребёнка, как за своего! Что -то затягивали с опубликованием результатов. Три дня на нервах... Я настолько боялся не увидеть нас в списках, что не заходил на сайт, где их должны были вывесить. Догадайтесь, кто первый мне позвонил сказать, что наш сын поступил? Сорокина! От всей нашей семьи низко вам кланяюсь, Анна Александровна! Пусть у вас будет, как можно больше учеников, чудо вы человек! Большое вам спасибо от всех нас! Всегда будем помнить, как вы нам помогли. Здоровья вам и вашим замечательным деткам. Честно, от всей души!

Основная школа Илзе Лиепа расположена на Рублево-Успенском шоссе, более камерные студии – на Солянке и в Павловской гимназии. Педагоги используют авторскую методику знаменитой балерины Илзе Лиепа. Эта методика основана на сочетании гимнастики и пилатеса. Сама Илзе также кчаствует в составлении программ обучения. В программе школы: балетная гимнастика, основы классического танца, хореография и основы акробатики. Группы в школе Илзе Лиепы возрастные: 2,5-4 года, 5-6 лет, 7-8 лет и 9-12 лет. Самые маленькие начинают с азов — занимаются ритмикой, танцами и подвижными играми. Серьезная балетная подготовка начинается с 5 лет. Несколько раз в год учащиеся демонстрируют свое мастерство в отчетных концертах.

2. Хореографическая студия Ксении Белой
Возраст: от 2 лет
Студия на Патриарших прудах / на Фрунзенской




Хореографическую Студию открыла в 1999 году Ксения Белая – выпускница балетмейстерского факультета Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС). Балетом здесь занимаются серьезно, что подтверждают регулярные выступления учеников в в Большом Кремлевском Дворце, Концертном зале им.Чайковского, Доме Музыки. Преподают в студии классические и современные танцы, танцы народов мира и демиклассические постановки. На занятиях малыши знакомятся с народным творчеством, учатся чувствовать музыку и ритм, занимаются гимнастикой, актерским мастерством, изучают историю мирового танца, этикет и даже историю искусств. Самые маленькие занимаются хореографией, после чего могут выбрать курс по душе: классический танец или джаз-модерн.

3. Мастерская балета Егора Симачева
Возраст: от 2 до 11 лет
22 филиала в Москве



«Мастерскую балета Егора Симачева» можно считать важным популяризатором детского балета в столице. Первая студия была открыта в Саду Эрмитаж в 2011, а сегодня в городе работают уже 16 филиалов Мастерской. С детьми занимаются балерины Большого театра. Здесь есть три возрастные группы — от 2,5 до 4 лет, от 5 до 7 и от 8 до 11 лет. В зависимости от возраста, уровня подготовки и возможностей ребенку помогают выбрать необходимую нагрузку, чтобы тренировки не нанесли ущерба здоровью. Среди необычных услуг студии — уроки балета на французском или английском языке, причем и балетом, и языками можно начать заниматься с «нуля».

4. Студия классического балета «АкТер»
Возраст: от 3 до 13 лет
4 филиала


Балетная студия «АкТер» работает при Государственном академическом театре классического балета, а ее воспитанники активно участвуют в постановках театра. Также учащиеся выступают на зарубежных площадках. Художественный руководитель студии – Терещенко Оксана Георгиевна - закончила Московское государственное балетное училище при Большом театре и является солисткой театра. Балетное искусство в студии преподают детям в возрасте от 3 лет, есть возрастные группы для мальчиков и девочек 3-6 и 6-8 лет. На занятиях дети изучают классический танец, народно-характерный танец и актерское мастерство.

5. Балетная школа «Щелкунчик»
Возраст: от 3 до 10 лет
Школа на Ленинском пр., 32

Филиалы в клубах «Рибамбель» на Кутузовском пр., 48 и в Ботаническом саду

Уважаемую в Москве школу основала в 2000 году народная артистка РСФСР, известная балерина Наталья Чеховская. В школе «Щелкунчик» есть подготовительное отделение для детей 3-10 лет и профессиональные классы для детей от 10 лет (1-й балетный класс). Обучают в школе по программе «Классический танец» С.Н. Головкиной, утверждённой Министерством культуры РФ. В распоряжении учеников: просторный танцевальный зал с зеркалами и удобные раздевалки. На просмотр можно прийти в любой будний день с сентября по май, а также в отдельные дни в июне.

Первый отборочный экзаменационный тур

Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы - одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это - выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).

Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", X-образными а) и O-образными б) ногами.


Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.


После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора

На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость - кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника - лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток - сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.


Третий, заключительный, тур отбора

Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: "Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость... Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство - скрывать свои недостатки за блестками таланта".


Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы - это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем - это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.






Ссылка на сайт:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968

Что дадут ребенку занятия балетом, какие выгоды для себя он получит, выбрав именно этот вид танцев, читайте в нашем материале.

Если ваш ребенок после просмотра стал интересоваться балетом, ходить на цыпочках, просить пуанты или в случае с девочками балетную пачку, стоит задуматься, может стоит его отвести в балетную студию. Тем более, что в занятии балетом есть масса положительных моментов.

Балет способствует развитию силы и выносливости, концентрации внимания, пониманию музыки и ритма, формирует любовь к танцу, помогает завести новые знакомства и развивать социальные навыки ребенка.

Если этого не достаточно, то вот еще 8 причин, чтобы отвести ребенка в балетную студию

Балет научит ребенка понимать свое тело

Вне зависимости от личного отношения к танцам, любой человек должен уметь чувствовать свое тело и управлять им. Особенно когда речь идет о детях.

Структурированный, методичный подход, который используют при обучении балету, поможет ребенку изучить собственную анатомию, понять, где его сильные и слабые стороны, развить координацию движений. Это знание сослужит ему хорошую службу вне зависимости от того, чем он будет заниматься в будущем.

Красивая осанка

Балерины известны своим изяществом и великолепной осанкой. Если ребенок перестанет заниматься балетом, то даже через много лет его будут спрашивать, не занимается ли он танцами. Для детей важно то, что занятия балетом помогают накачать продольные мышцы спины. Это станет отличной защитой от сколиоза, которому подвержены практически все школьники.

Грация

Грация - это не только особенность тела, но и личности, поведения. Если вы хотите видеть своего ребенка элегантным и грациозным, вам стоит познакомить его с балетом.

Крепкие мышцы и крепкое здоровье

Занятия балетом развивают мышечную силу, но при этом балерины не выглядят как бодибилдеры. Балет помогает развивать силу и гибкость, которые пригодятся в любом виде танца или спорта, если ребенок решит уйти из балета и заняться другим видом активности.

Балет - основа всех танцевальных техник

Балет, бесспорно, уникален. Но в то же время он служит базисом для остальных стилей танца, будь то бальный танец или контемпорари. Каким бы танцем ребенок ни увлекался в будущем, балетное прошлое не даст о себе забыть.

Заняти балетом научат ребенка понимать классическое искусство

У балета богатейшая история, которая берет свое начало в XV веке в Италии. С тех пор многие элементы изменились, но сама форма осталась прежней. Это достигается не только благодаря обучению, но и постоянным исполнением традиционного репертуара “Сильфиды” или “Лебединого озера”, например. Изучение этого репертуара, понимание его, добавит ребенку ценности, как художнику, вне зависимости от того, какой вид искусства он выберет в будущем.