Биография даргомыжский александр сергеевич кратко. Композитор А. С. Даргомыжский: биография, творческое наследие

В 1813 году 2 февраля в Тульской губернии родился Александр Сергеевич Даргомыжский. К сожалению, неизвестно точное название села, в котором родился будущий композитор. В тот же год, спустя несколько месяцев от рождения мальчика, Даргомыжские покидают Тульскую губернию и отправляются в имение под Смоленском. Оно располагается вблизи г. Вязьма. Именно в имении Твердуново совсем юный Александр проводит первые годы детства. В возрасте 3 лет Саша вместе с семьёй переезжает в Смоленск, а спустя ещё год – в Петербург. Имение же родителей, Твердуново, навсегда остаётся в памяти композитора. Много позже, в возрасте 48 лет, он вернётся сюда. Вернётся, чтобы раздать бывшим подневольным крестьянам не только положенные им доли земли, но все земли, какие им приходилось обрабатывать ранее. Налог на землю он также не стал повышать. Такое поведение богатого помещика вызвало недоумения и пересуды.

С юного возраста Александр любил посещать музыкальные представления, оперы. В 22 года в его жизни состоялось судьбообразующее знакомство. Михаил Иванович Глинка стал его верным другом и вдохновителем. Именно благодаря общению с Михаилом Ивановичем, Александр Сергеевич решается на написание крупного произведения. К сожалению, его опера «Эсмеральда» очень долго ожидала постановки, а признания практически не снискала. Это становится серьёзной душевной травмой для композитора.

После неудачной постановки оперы Александр Сергеевич посвящает себя написанию романсов. Многие из них (к примеру, «Мне минуло 16 лет») впоследствии были изданы и стали известны.

В 1843 году композитор уезжает из страны и возвращается только в 1845 году. Следующая опера Даргомыжского, «Русалка», которая создавалась с 1848 по 1855 год, была поставлена только в мае 1856 года. Это был успех! Положительные отзывы критиков очень повлияли на дальнейшее творчество Александра Сергеевича. Позже, когда ажиотаж от постановки заметно утихает, и Даргомыжский вновь начинает переживать кризис в творчестве, он решает вновь отправиться в Европу.

Увидев, как в Европе ценят его «Русалку», Александр Сергеевич возвращается в Россию и начинает активно работать над произведением «Каменный гость». Однако, ослабленное здоровье композитора, а также занимаемый им пост в руководстве музыкального общества не позволяют композитору завершить начатую работу. В январе 1869 года он умирает. «Каменный гость» впоследствии был завершён. Постановка также состоялась, но лишь в 1872 году в Петербурге.

Биография подробнее

Александр Сергеевич Даргомыжский, музыкальный деятель, педагог и автор музыкальных произведений середины 19-го века, появился на свет 2 (14) февраля 1813 года в российской глубинке, в Тульской губернии (Белёвский уезд, село Троицкое). Однако в плане места рождения будущего музыканта есть разночтения. По некоторым источникам этим местом является сельцо Воскресенское Чернского уезда, что в Тульской губернии. Отец будущего музыканта и композитора, Сергей Николаевич, являлся незаконнорожденным потомком зажиточного помещика и носил фамилию Ладыженский, который впоследствии был отправлен на воспитание к Боучарову (армейскому полковнику) и проживал в его поместье Даргомыжка, отсюда и будущая фамилия Александра Сергеевича. Мама композитора, Мария Борисовна Козловская, княжеского происхождения, вступила в брак с Сергеем Николаевичем против воли своих родителей. Семья была большая, кроме маленького Саши в ней было ещё пятеро детей.

В 1817 году вся семья переезжает в столицу, отец получил работу в Санкт-Петербурге. Александр получает возможность учиться музыке. В 1821 году музыкальные занятия с Александром начинает проводить, известный в столице музыкант А. Т. Данилевский. Для занятий с мальчиком родители пригласили известного пианиста Франца Шоберлехнера. Кроме этого значительное влияние на становление будущего автора оказали: крепостной музыкант Воронцов, познакомивший мальчика со скрипкой и поощрявший его композиторские эксперименты, Бенедикт Цейбих, развивавший вокальные способности Даргомыжского.

В 1827 году молодой человек начинает трудиться в канцелярии, на государственной службе, где продвигается и достаточно успешно. В этот период он много исполняет дома произведения ведущих итальянских авторов и музыкантов. Огромное влияние на композитора оказало знакомство и работа с М. И. Глинкой, которое состоялось весной 1835 года.

В 1841 году Даргомыжский заканчивает работу над своим первым крупным произведением, оперой «Эсмеральда», которая не имела какого-то особого успеха у публики. В этот период он пишет романсы, даёт уроки вокала (причём зачастую на абсолютно безвозмездной основе). Через пару лет композитор оставляет службу и в течение двух лет посещает Европу, знакомится с различными композиторами, авторами и музыкантами того времени, изучает музыкальный материал и фольклор. Пишет оперу «Торжество Вакха». Видное место среди работ Александра Сергеевича занимает опера «Русалка», написанная в период с 1848 по 1855 год.

В 60-е годы Даргомыжский работает над операми «Мазепа» и «Рогдана», которые остались незавершёнными, пишет произведения для оркестра, вокальные камерные произведения и произведения для фортепиано. А в 1866 – 1869 годах композитор трудится над своим самым знаменитым творением, оперой «Каменный гость», по одной из «Маленьких трагедий» (написанных А. С. Пушкиным). Своё самое известное произведение автор не успевает завершить, завершал работу над «Каменным гостем» Ц. А. Кюи.

Завершил свой земной путь известный отечественный композитор 5 (17) февраля 1869 года, прожив 56 лет. Последние дни он провёл совершенно один – у великого русского композитора не было ни семьи, ни наследников.

Композиторы и музыканты различных стран проявляли себя разными способами. Моцарт и Бетховен, Римский – Корсаков и Глинка – все они велики и их поступки и знания отпечатались в развитии классической музыки

  • Погорельский Антоний

    Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой

  • Александр Даргомыжский оказал огромное влияние на развитие русского музыкального искусства. Садясь за фортепиано, этот человек полностью преображался. Он восхищал всех своей страстью к музыке и лёгкой игрой, хотя в повседневной жизни он не производил яркого впечатления на людей.

    Музыка - именно та область, где он раскрывал свой талант, а затем дарил миру великие произведения.

    Детство

    Александр родился в деревне Троицкой в 1813 году 2/14.02. Его семья была большая, помимо него было ещё пятеро детей. До пяти лет маленький Саша не разговаривал. Его голос поздно сформировался. На всю жизнь он остался у него высоким с небольшой хрипотцой, что не считалось недостатком, а помогало ему трогать сердца слушателей во время пения.

    В 1817 году Даргомыжские переезжают в Петербург. Его отец получил там должность в канцелярии. А Александр начинает свое музыкальное образование. Тогда он впервые сел за фортепиано. Страсть к различным видам искусства ему прививали дома. Его мать, Мария Борисовна, тесно соприкасалась с литературой. Атмосфера в доме располагала к творчеству. Вечерами дети устраивали спектакли, а в дневное время занимались гуманитарными предметами: и поэзией, и иностранными языками, и историей.

    Его первая учительница музыки - Луиза Вольгенборн. Прозанимавшись с ним два года, она дала ему мало знаний на этом поприще. Поэтому преподавателя пришлось сменить. С 1821 года Александр начинает занятия с А.Т. Данилевским, уже известным человеком в музыкальных кругах. После нескольких занятий с ним Даргомыжский делает успехи. Помимо регулярных уроков с педагогом, мальчик пробовал сам сочинять мелодии.

    Творческая деятельность не вызвала одобрения у строгого педагога. Он считал неприличным дворянину посвящать время сочинительству. В эту же пору у будущего композитора появляется второй преподаватель - крепостной Воронцов, который обучал мальчика игре на скрипке. В отличие от Данилевского, он поощрял творческие эксперименты Александра. Чтобы добавить сыну концертной практики, его родители пригласили пианиста Франца Шоберлехнера. Они прозанимались с 1828 по 1831 годы. За это время Даргомыжский отточил свое мастерство до такой степени, что уже в 30-е годы был знаменит на весь Петербург. Помимо игры на музыкальных инструментах, Александр имел тягу к пению. Он занимался с педагогом по вокалу Бенедиктом Цейбихом, который стал последним учителем композитора. После занятий с ним Даргомыжский самостоятельно продолжил свой музыкальный путь.

    Зрелые годы

    В 1827 году Александр начинает работать в канцелярии. На службе он имел значительные успехи. Однако его жизнь все еще неразрывно связана с музыкой и с сочинительством. В 1835 году его близким знакомым становится М. Глинка, с которым он занимался музицированием. Опера этого композитора - «Жизнь за царя» - вдохновила Даргомыжского на написание собственного большого произведения.

    Сюжет для оперы он взял по книге Гюго «Лукреция Борджиа». Однако впоследствии он отказался от этой драмы и обратился к «Собору Парижской Богоматери». В 1841 году он закончил работу, назвав ее «Эсмеральда». Однако опера не имела успеха. Сначала она пролежала долгих 8 лет в столе композитора, а затем после пары лет постановок в Большом театре в Москве совсем забылась. Подавленный музыкант, тем временем, не опускал руки и продолжал писать романсы, а также давать уроки по вокалу.

    В 1843 году он выходит в отставку и отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с известными музыкантами. Спустя два года он возвращается на родину, и все время посвящает изучению фольклора и написанию произведений на его основе. Главным музыкальным творением, в котором четко прослеживались фольклорные элементы, была «Русалка». Первый раз на сцене ее показали в 1856 году. Она долгое время держалась в репертуаре театров.

    В обществе он приблизился к кругу писателей, придерживающихся демократических взглядов. Он даже участвует в выпуске журнала «Искра». В 1859 году Александр становится одним из руководителей Русского музыкального общества. В это же время он ищет новый сюжет. Отвергнув несколько Пушкинских «трагедий», он останавливается на «Каменном госте». Однако возникший у него творческий кризис, в связи с пренебрежением к нему юных композиторов, мешал написанию музыки. Тогда Даргомыжский вновь отправляется за границу.

    Большим открытием для него стало то, что его произведения пользуются популярностью у иностранцев. Вдохновлённый этим, он вновь обретает веру в себя и возвращается в Россию, чтобы закончить своего «Каменного гостя». Но многочисленные неудачи и непризнание уже сыграли свое дело. Здоровье композитора подорвано. Александр не успевает дописать оперу и поручает закончить ее Цезарю Кюи. Даргомыжский умирает в 1869 году 5/17.02. в возрасте 55 лет в одиночестве: жены и детей у знаменитого композитора не было.

    Творчество Даргомыжского

    Необычные музыкальные решения сделали Александра новатором в классической музыке. Так, например, его опера «Русалка» была первой в своем роде психологической драмой с элементами фольклора. А знаменитый «Каменный гость» был основан на «мелодических речитативах», положенных на музыку. Композитор считал себя писателем «драматической правды» и старался воспроизводить пение человека таким образом, чтобы в нем отражались всевозможные эмоциональные оттенки.

    Если ранние работы музыканта полны лирического начала, то в поздних все чаще встречается драматизм и яркая страсть. В своих произведениях он старался отобразить исключительно напряженные моменты, конфликты человеческой жизни, наполненной как положительными, так и отрицательными эмоциями. Спокойствие в музыке было чуждо для него.

    Знаменитые произведения Даргомыжского

    • «Эсмеральда» (1841)
    • «Торжество Вакха» (1848)
    • «Русалка» (1855)
    • «Казачок» (1864)
    • «Каменный гость» (1869)
    • После отмены крепостного права был одним из тех помещиков, кто отпустил крестьян на волю.
    • Не был женат, но в обществе ходили слухи о его романтической связи со своей ученицей Любовью Миллер.
    • Преподавал вокал певцам совершенно бесплатно.
    • Всю жизнь прожил с родителями.
    • При жизни к произведениям композитора проявляли не слишком большой интерес. Только спустя десятилетия после его смерти, музыка Даргомыжского была оценена потомками по достоинству. Будучи основоположником реализма в музыке, он оказал огромное влияние на музыкантов последующих поколений.

    Композитор, один из основоположников рус. классич. музыки. Последователь М.И.Глинки. Гл. произведение - оп."Русалка"(1855, по драм. поэме А.С.Пушкина) знаменовало Рождение нового жанра рус. оперы - нар. бытовой психол. драммы. В творчестве Д. выражены критические социальные тенденции (песни "Старый капрал", "Титуральный советник" и др.).


    Даргомыжский, Александр Сергеевич - знаменитый русский композитор. Родился 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер 17 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в коммерческом банке;

    Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей.

    Она была хорошо образована; стихи ее печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: "Подарок моей дочери".

    Один из братьев Даргомыжского прекрасно играл на скрипке, участвуя в камерном ансамбле на домашних вечерах; одна из сестер хорошо играла на арфе и сочиняла романсы.

    До пятилетнего возраста Даргомыжский вовсе не говорил, и его поздно сформировавшийся голос остался навсегда писклявым и хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слез выразительностью и художественностью вокального исполнения на интимных собраниях.

    Образование Даргомыжский получил домашнее, но основательное; он прекрасно знал французский язык и французскую литературу.

    Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться играть на фортепиано.

    Его учитель, Адриан Данилевский, не только не поощрял влечения своего ученика с 11-летнего возраста к сочинению, но истреблял его композиторские опыты.

    Обучение игре на фортепиано закончилось у Шоберлехнера, ученика Гуммеля. Учился Даргомыжский и пению, у Цейбиха, сообщившего ему сведения об интервалах, и скрипичной игре у П.Г. Воронцова, участвуя уже с 14-летнего возраста в квартетном ансамбле.

    Настоящей системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было, и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе.

    Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы "Contredanse nouvelle" и "Вариации" для фортепиано, написанные: первое - в 1824-м, второе - в 1827 - 1828 гг. В 1830-х годах Даргомыжский был известен в музыкальных кругах Петербурга как "сильный пианист", а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: "Oh, ma charmante", "Дева и роза", "Каюсь, дядя", "Ты хорошенькая" и других, мало отличающихся от стиля романсов Верстовского, Алябьева и Варламова, с примесью французского влияния.

    Знакомство с М.И. Глинкой, передавшим Даргомыжскому привезенные им из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовало расширению его знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же он принялся и за изучение оркестровки.

    Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа "Notre Damе de Paris" и только по окончании оперы (в 1839 г.) перевел его на русский язык.

    "Эсмеральда", остающаяся неизданной (рукописная партитура, клавираусцуг, автограф Даргомыжского, хранятся в центральной нотной библиотеке Императорских театров в Петербурге; нашелся в нотах Даргомыжского и литографированный экземпляр 1-го действия), - произведение слабое, несовершенное, не могущее идти в сравнение с "Жизнью за царя".

    Но в нем уже обнаружились особенности Даргомыжского: драматизм и стремление к выразительности вокального стиля, под влиянием знакомства с сочинениями Мегюля, Обера и Керубини. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 г. в Москве и в 1851 г. в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. До 1843 г. Даргомыжский состоял на службе, сначала в контроле министерства двора, потом в департаменте государственного казначейства; затем он всецело посвятил себя музыке.

    Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского; он занялся сочинением романсов, которые вместе с более ранними были изданы (30 романсов) в 1844 г. и доставили ему почетную известность.

    В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

    Близко сошелся он с Галеви и с Фетисом, который свидетельствует, что Даргомыжский советовался с ним относительно своих сочинений, включая сюда и "Эсмеральду" ("Biographie universelle des musiciens", Петербург, X, 1861). Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

    Отзывы заграничной печати по поводу исполнения сочинений Даргомыжского на частных собраниях в Вене, Париже и Брюсселе содействовали некоторой перемене отношения к Даргомыжскому дирекции театров. В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха".

    Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

    Эта опера, как и первая, слаба по музыке и не типична для Даргомыжского. Огорченный отказом в постановке "Вакха", Даргомыжский снова замкнулся в тесный круг своих поклонников и поклонниц, продолжая сочинять небольшие вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты) и романсы, тогда же изданные и сделавшиеся популярными.

    Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына (по мужу Кармалина; напечатаны интереснейшие письма к ней Даргомыжского), М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гирс, Павлова, княгиня Манвелова, А.Н. Пургольт (по мужу Молас).

    Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: "Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором". Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы; а между тем дуэт князя и Наташи, в исполнении Даргомыжского и Кармалиной вызвал слезы у Глинки.

    Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за "Русалку", Даргомыжский закончил ее в 1855 г. и переложил ее в 4 руки (неизданное переложение хранится в Императорской Публичной Библиотеке). В "Русалке" Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный Глинкой.

    Новое в "Русалке" - ее драматизм, комизм (фигура свата) и яркие речитативы, в которых Даргомыжский опередил Глинку. Но вокальный стиль "Русалки" далеко не выдержан; рядом с правдивыми, выразительными речитативами встречаются условные кантилены (итальянизмы), закругленные арии, дуэты и ансамбли, не всегда вяжущиеся с требованиями драмы.

    Слабой стороной "Русалки" является еще в техническом отношении оркестровка ее, не могущая идти в сравнение с богатейшими оркестровыми красками "Руслана", а с художественной точки зрения - вся фантастическая часть, довольно бледная. Первое представление "Русалки" в 1856 г. (4 мая) в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К. Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело.

    Опера выдержала до 1861 г. всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 г. с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер. В Москве "Русалка" поставлена впервые в 1858 г. Первоначальный провал "Русалки" подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры "Эсмеральды" и "Русалки", и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

    Последний период творчества Даргомыжского, наиболее оригинальный и значительный, можно назвать реформаторским. Его начало, коренясь уже в речитативах "Русалки", ознаменовывается появлением ряда оригинальных вокальных пьес, отличающихся то своим комизмом - или, вернее, гоголевским юмором, смехом сквозь слезы ("Титулярный советник", 1859), то драматизмом ("Старый капрал", 1858 г.; "Паладин", 1859), то тонкой иронией ("Червяк", на текст Беранже-Курочкина, 1858), то жгучим чувством отвергнутой женщины ("Расстались гордо мы", "Мне все равно", 1859) и всегда замечательных по силе и правде вокальной выразительности.

    Эти вокальные пьесы были новым шагом вперед в истории русского романса после Глинки и послужили образцами для вокальных шедевров Мусоргского, написавшего на одном из них посвящение Даргомыжскому - "великому учителю музыкальной правды". Комическая жилка Даргомыжского проявилась и в области оркестрового сочинения. К тому же периоду относятся его оркестровые фантазии: "Малороссийский казачок", навеянный "Камаринской" Глинки, и вполне самостоятельные: "Баба-Яга, или С Волги nаch Riga" и "Чухонская фантазия".

    Последние две, оригинально задуманные, интересны и по оркестровым приемам, показывающим, что Даргомыжский обладал вкусом и фантазией в комбинировании красок оркестра. Знакомство Даргомыжского в середине 1850-х годов с композиторами "балакиревского кружка" было благотворно для обеих сторон.

    Новый вокальный стих Даргомыжского оказал влияние на выработку вокального стиля молодых композиторов, что особенно сказалось на творчестве Кюи и Мусоргского, познакомившихся с Даргомыжским, как и Балакирев, ранее остальных. На Римского-Корсакова и на Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, явившиеся осуществлением на практике тезиса, высказанного им в письме (1857) к Кармалиной: "Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды". Оперный композитор по призванию, Даргомыжский, несмотря на неудачи с казенной дирекцией, не мог долго выдержать бездействие.

    В начале 1860-х годов он принялся было за волшебно-комическую оперу "Рогдана", но написал только пять номеров, два сольных ("Дуэтино Рогданы и Ратобора" и "Комическая песня") и три хоровых (хор дервишей на слова Пушкина "Восстань, боязливый", сурового восточного характера и два женских хора: "Тише лейтесь ручейки" и "Как денница появится светоносная"; все они впервые исполнялись в концертах Бесплатной Музыкальной Школы 1866 - 1867 гг.). Несколько позже он задумал оперу "Мазепа", на сюжет "Полтавы" Пушкина, но, написав дуэт Орлика с Кочубеем ("Опять ты здесь, презренный человек"), на нем и остановился.

    Не хватало решимости затрачивать силы на большое сочинение, судьба которого казалась ненадежной. Путешествие за границу, в 1864 - 65 годах, способствовало подъему его духа и сил, так как было очень удачно в артистическом отношении: в Брюсселе капельмейстер Гансенс оценил талант Даргомыжского и содействовал исполнению в концертах его оркестровых вещей (увертюры к "Русалке" и "Казачка"), имевших громадный успех. Но главный толчок к необыкновенному пробуждению творчества дали Даргомыжскому его новые молодые товарищи, особенности талантов которых он быстро оценил. Вопрос об оперных формах стал тогда очередным.

    Занимался им Серов, собираясь стать оперным композитором и увлекаясь идеями оперной реформы Вагнера. Занимались им и члены балакиревского кружка, особенно Кюи, Мусоргский и Римский-Корсаков, решая его самостоятельно, исходя во многом из особенностей нового вокального стиля Даргомыжского. Сочиняя своего "Вильяма Ратклифа", Кюи тотчас же знакомил Даргомыжского с написанным. Знакомили Даргомыжского со своими новыми вокальными сочинениями также Мусоргский и Римский-Корсаков. Их энергия сообщилась и самому Даргомыжскому; он решил смело вступить на путь оперной реформы и затянул (по его выражению) лебединую песню, принявшись с необыкновенным рвением за сочинение "Каменного гостя", не изменяя ни единой строки пушкинского текста и не прибавляя к нему ни единого слова.

    Не останавливала творчества и болезнь Даргомыжского (аневризм и грыжа); в последние недели он писал, лежа в постели, карандашом. Молодые друзья, собираясь у больного, исполняли сцену за сценой оперы по мере ее создания и своим энтузиазмом давали угасавшему композитору новые силы. В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил "Каменного гостя" Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Римский-Корсаков. Стараниями друзей "Каменный гость" был поставлен в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г. и возобновлен в 1876 г., но в репертуаре не удержался и до сих пор далеко не оценен по достоинству.

    Однако значение "Каменного гостя", логически завершающего реформаторские идеи Даргомыжского, несомненно. В "Каменном госте" Даргомыжский, как и Вагнер, стремится осуществить синтез драмы и музыки, подчиняя музыку тексту. Оперные формы "Каменного гостя" настолько гибки, что музыка течет непрерывно, без всяких повторений, не вызываемых смыслом текста. Достигнуто это отказом от симметричных форм арий, дуэтов и прочих закругленных ансамблей, и вместе с тем отказом от сплошной кантилены, как недостаточно эластичной для выражения быстро сменяющихся оттенков речи. Но здесь пути Вагнера и Даргомыжского расходятся. Вагнер центр тяжести музыкального выражения психологии действующих лиц перенес в оркестр, а вокальные партии у него оказались на втором плане.

    Даргомыжский сосредоточил музыкальную выразительность на вокальных партиях, находя более целесообразным, чтобы сами действующие лица говорили о себе. Оперными звеньями в непрерывно текущей музыке Вагнера являются лейтмотивы, символы лиц, предметов, идей. Оперный стиль "Каменного гостя" лишен лейтмотивов; тем не менее характеристики действующих лиц у Даргомыжского ярки и строго выдержаны. В уста их вложены речи различные, но однородные для каждого. Отрицая сплошную кантилену, Даргомыжский отверг и обыкновенный, так называемый "сухой" речитатив, мало выразительный и лишенный чисто музыкальной красоты. Он создал вокальный стиль, лежащий между кантиленой и речитативом, особый певучий или мелодический речитатив, достаточно эластичный, чтобы находиться в постоянном соответствии с речью, и в то же время богатый характерными мелодическими изгибами, одухотворяющий эту речь, приносящий в нее новый, недостающий ей эмоциональный элемент.

    В этом вокальном стиле, вполне отвечающем особенностям русского языка, и заключается заслуга Даргомыжского. Оперные формы "Каменного гостя", вызванные свойствами либретто, текстом, не допускавшим широкого применения хоров, вокальных ансамблей, самостоятельного выступления оркестра, не могут, конечно, считаться непреложными образцами для всякой оперы. Художественные задачи допускают не одно, не два решения. Но разрешение оперной проблемы Даргомыжского настолько характерно, что в истории оперы забыто не будет. Даргомыжский имел не только русских последователей, но и иностранных.

    Гуно намеревался написать оперу по образцу "Каменного гостя"; Дебюсси в своей опере "Пеллеас и Мелизанда" осуществил принципы оперной реформы Даргомыжского. - Общественно-музыкальная деятельность Даргомыжского началась лишь незадолго до его смерти: с 1860 г. он состоял членом комитета по рассмотрению сочинений, представляемых на конкурсы Императорского Русского Музыкального Общества, а с 1867 г. был избран директором Санкт-Петербургского Отделения Общества. Большинство сочинений Даргомыжского издано у П. Юргенсона, Гутхейля и В. Бессель. Оперы и оркестровые сочинения поименованы выше. Фортепианных пьес Даргомыжский написал немного (около 11), и все они (кроме "Славянской тарантеллы", соч. в 1865 г.) относятся к раннему периоду его творчества.

    Особенно плодовит Даргомыжский в области небольших вокальных пьес для одного голоса (свыше 90); им написано еще 17 дуэтов, 6 ансамблей (на 3 и 4 голоса) и "Петербургские серенады" - хоры для разных голосов (12 ©). - См. письма Даргомыжского ("Артист", 1894); И. Карзухин, биография, с указателями сочинений и литературы о Даргомыжском ("Артист", 1894); С. Базуров "Даргомыжский" (1894); Н. Финдейзен "Даргомыжский"; Л. Кармалина "Воспоминания" ("Русская Старина", 1875); А. Серов, 10 статей о "Русалке" (с собрания критических сочинений); C. Cui "La musique en Russie"; В. Стасов "Наша музыка за последние 25 лет" (в собрании сочинений). Григорий Тимофеев.

    Даргомыжский Александр Сергеевич родился 14 ноября 1813 года в имении Троицкое Белевского уезда Тульской губернии. С 1817 года жил в столице, Санкт-Петербурге. В детстве получил прекрасное музыкальное образование. Помимо базового фортепиано, хорошо играл на скрипке, имел успех в вокальном исполнении. Современники отмечали, что высокий хрипловатый голос мальчика «трогал до слез».

    Учителями будущего композитора в разные периоды были Луиза Вольгеборн, Франц Шоберлехнер и Бенедикт Цайбиг. В юности Даргомыжский идет по стопам отца, по карьерной лестнице госслужбы, и на некоторое время забывает о композиции.

    Ключевым в творчестве композитора стало знакомство с . С 1835 года Даргомыжский изучает теорию музыки по его конспектам, неоднократно выезжает в европейские страны. К сорока годам творчество Даргомыжского выходит на пик. В 1853 году в Санкт-Петербурге с большим успехом проходит концерт, состоящий только из его произведений. Параллельно с композицией Даргомыжский издается в популярных сатирических журналах «Искра» и «Будильник», принимает активное участие в создании Русского музыкального общества. С 1867 года становится руководителем Петербургского отделения Общества.

    «Могучая кучка» и творчество Даргомыжского

    Александр Сергеевич Даргомыжский – один из вдохновителей и организаторов «Могучей кучки». Как и другие члены общества, исповедовал принципы народности, национального характера и оттенка музыки. Для его творчества характерно горячее сочувствие к простым, «маленьким» людям, раскрытие душевного мира человека. Не только в музыке, но и в жизни А.С. Даргомыжский следовал своим принципам. Одним из первых в России дворян он освободил своих крестьян от крепостничества, оставил им всю землю и простил долги.

    Фундаментом для появления новых приемов и средств музыкальной выразительности стал главный эстетический принцип Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

    Наиболее ярко принцип «музыкальной правды» просматривается в речитативах произведений Даргомыжского. Гибкие, мелодичные музыкальные приемы передают все оттенки и краски человеческой речи. Знаменитый «Каменный гость» не только стал воплощением декламационной формы пения, но и сыграл значительную роль в развитии русской классической музыки.

    Были по достоинству оценены как современниками, так и потомками. Очень точно обобщил творчество Александра Сергеевича другой русский музыкальный классик Модест Петрович Мусоргский:

    «Даргомыжский – великий учитель музыкальной правды!»

    Александр Сергеевич Даргомыжский ушел из жизни 17 января 1869 года, совершив перед тем длительное зарубежное турне (Берлин, Лейпциг, Брюссель, Париж, Лондон). Похоронен в Александро-Невской лавры, неподалеку от М. Глинки.

    Даргомыжский. Самые известные сочинения:

    • опера «Эсмеральда» (1838-1841);
    • опера-балет «Торжество Вакха» (1848), «Русалка» (1856), «Каменный гость» (1866-1869, сочинение завершили после смерти композитора Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков в 1872 году);
    • неоконченные оперы «Рогдана» и «Мазепа»;
    • фантазии «Баба-Яга, или с Волги nach Riga», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия»;
    • произведения для фортепиано «Блестящий вальс», «Табакерочный вальс», Две мазурки, Полька, Скерцо и другие;
    • вокальные произведения. Даргомыжский – автор более чем сотни песен и романсов, среди которых «И скучно, и грустно», «Шестнадцать лет», «Я здесь, Инезилья», «Мельник, «Старый капрал» и др., хоровые произведения.

    А.С. Даргомыжский. «Каменный гость». Трансляция из Мариинского театра

    Я не намерен снизводить...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды.
    А. Даргомыжский

    В начале 1835 г. в доме М. Глинки появился молодой человек, оказавшийся страстным любителем музыки. Невысокий, внешне ничем не примечательный, он совершенно преображался за фортепиано, восхищая окружающих свободной игрой и великолепным чтением нот с листа. Это был А. Даргомыжский, в скором будущем крупнейший представитель русской классической музыки. В биографиях обоих композиторов немало общего. Раннее детство Даргомыжского прошло в имении отца неподалеку от Новоспасского, и его окружала та же природа и крестьянский уклад, что и Глинку. Но в Петербург он попал в более раннем возрасте (семья переехала в столицу, когда ему было 4 года), и это наложило свой отпечаток на художественные вкусы и определило интерес к музыке городского быта.

    Даргомыжский получил домашнее, но широкое и разностороннее образование, в котором первое место занимали поэзия, театр, музыка. В 7 лет его стали обучать игре на фортепиано, скрипке (позже он брал уроки пения). Рано обнаружилась тяга к музыкальному сочинительству, но она не поощрялась его учителем А. Данилевским. Свое пианистическое образование Даргомыжский завершил у Ф. Шоберлехнера, ученика знаменитого И. Гуммеля, занимаясь с ним в 1828-31 гг. В эти годы он часто выступал как пианист, участвовал в квартетных вечерах и проявлял все больший интерес к композиции. Тем не менее в этой области Даргомыжский еще оставался дилетантом. Не хватало теоретических познаний, к тому же юноша с головой окунулся в водоворот светской жизни, «был в пылу молодости и в когтях наслаждений». Правда, уже тогда имели место не только развлечения. Даргомыжский посещает музыкально-литературные вечера в салонах В. Одоевского, С. Карамзиной, бывает в кругу поэтов, художников, артистов, музыкантов. Однако полный переворот в его судьбе совершило знакомство с Глинкой. «Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизили нас... Мы скоро сошлись и искренно подружились. ...Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях», - писал Даргомыжский в автобиографической записке.

    Именно тогда перед Даргомыжским впервые по-настоящему встал вопрос о смысле композиторского творчества. Он присутствовал при рождении первой классической русской оперы «Иван Сусанин», принимал участие в ее сценических репетициях и воочию убеждался в том, что музыка призвана не только услаждать и развлекать. Музицирование в салонах было заброшено, и Даргомыжский приступил к восполнению пробелов в своих музыкально-теоретических познаниях. Для этой цели Глинка передал Даргомыжскому 5 тетрадей, содержавших записи лекций немецкого теоретика З. Дена.

    В своих первых творческих опытах Даргомыжский уже проявлял большую художественную самостоятельность. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он стремится воссоздать в музыке разнообразные человеческие характеры, согревая их своим сочувствием и состраданием. Все это повлияло на выбор первого оперного сюжета. В 1839 г. Даргомыжский закончил оперу «Эсмеральда » на французское либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской богоматери». Ее премьера состоялась лишь в 1848 г., и «эти-то восемь лет напрасного ожидания», - писал Даргомыжский, - «легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

    Неудача сопутствовала и следующему крупному произведению - кантате «Торжество Вакха » (на ст. А. Пушкина, 1843), переработанной в 1848 г. в оперу-балет и поставленной только в 1867 г. «Эсмеральда», явившаяся первой попыткой воплотить психологическую драму «маленьких людей», и «Торжество Вакха», где состоялась впервые в рамках масштабного сочинения ветрена с гениальной пушкинской поэзией, при всех несовершенствах были серьезным шагом к «Русалке ». Путь к ней прокладывали также и многочисленные романсы. Именно в этом жанре Даргомыжский как-то сразу легко и естественно достиг вершины. Он любил вокальное музицирование, до конца жизни занимался педагогикой. «...Обращаясь постоянно в обществе певцов и певиц, мне практически удалось изучить как свойства и изгибы человеческих голосов, так и искусство драматического пения», - писал Даргомыжский. В молодости композитор нередко отдавал дань салонной лирике, однако даже в ранних романсах он соприкасается с главными темами своего творчества. Так бойкая водевильная песня «Каюсь, дядя» (ст. А. Тимофеева) предвосхищает сатирические песни-сценки позднего времени; острозлободневная тема свободы человеческого чувства находит воплощение в балладе «Свадьба» (ст. А. Тимофеева), столь любимой впоследствии В. И. Лениным. В начале 40-х гг. Даргомыжский обратился к поэзии Пушкина, создав такие шедевры, как романсы «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград». Пушкинская поэзия помогала преодолевать влияние салонного чувствительного стиля, стимулировала поиск более тонкой музыкальной выразительности. Все теснее становилась взаимосвязь слова и музыки, требовавшая обновления всех средств, и в первую очередь - мелодии. Музыкальная интонация, фиксирующая изгибы человеческой речи, помогала вылепить реальный, живой образ, а это вело к формированию в камерном вокальном творчестве Даргомыжского новых разновидностей романса - лирико-психологических монологов («Мне грустно», «И скучно, и грустно» на ст. М. Лермонтова), театрализованных жанрово-бытовых романсов-сценок («Мельник» на ст. Пушкина).

    Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 г. (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат - неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более четкую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях - все это способствовало серьезным сдвигам в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 40-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Ее главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» - жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека - были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка», обличительных романсах конца 50-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).

    «Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 г., открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой. Первое представление «Русалки» 4 мая 1856 г. в Петербурге вызвало интерес публики, однако высший свет не удостоил оперу своим вниманием, а дирекция императорских театров отнеслась к ней недоброжелательно. Ситуация изменилась в середине 60-х гг. Возобновленная под управлением Э. Направника, «Русалка» имела успех поистине триумфальный, отмеченный критикой как признак того, что «воззрения публики... радикально изменились». Эти изменения были вызваны обновлением всей социальной атмосферы, демократизацией всех форм общественной жизни. Отношение к Даргомыжскому стало иным. За минувшее десятилетие его авторитет в музыкальном мире сильно возрос, вокруг него объединилась группа молодых композиторов во главе с М. Балакиревым и В. Стасовым. Активизировалась и музыкально-общественная деятельность композитора. В конце 50-х гг. он принимал участие в работе сатирического журнала «Искра», с 1859 г. стал членом комитета РМО, участвовал в разработке проекта устава Петербургской консерватории. Так что когда в 1864 г. Даргомыжский предпринял новое заграничное путешествие, зарубежная публика в его лице приветствовала крупного представителя русской музыкальной культуры.