Анализ произведения платонова сокровенный человек. История создания и анализ повести "Сокровенный человек" Платонова А.П. Отдых на станции Лиски

Мечта и реальность в повести Н.В. Гоголя "Шинель" Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Образ Петербурга.

Предмет, класс Литература, 8 класс

Программа Литература: 5-9кл.: Программа по литературе для образовательных организаций–Данилова И.Н., Король Г.Н. – 3-е изд., доп. И испр.. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», Донецк: Истоки, 2017-179с.

Тип урока Урок - обобщение и углубление знаний

Технология Личностно – ориентированного обучения.

Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, презентации к уроку, раздаточный материал, иллюстрация.

Методы, используемые на уроке

Объяснительно-иллюстративный (анализ произведения; ответы на вопросы, работа с таблицей, иллюстрацией, материалом презентации)

Частично - поисковый (прием «двойной дневник»; самостоятельная работа; ответы на вопросы викторины и т.д.)

Цель: организовать деятельность по систематизации и обобщению сведений по произведению Н.В.Гоголя, выявить его основные сюжетно-композиционные и жанровые особенности.

Задачи:

- обучающие (предметные результаты): работать над овладением всеми видами речевой деятельности через текст;

-развивающие (метапредметные результаты): способствовать обучению приёмам отбора и систематизации материала на тему урока и извлекать информацию из различных источников (книги, Интернет- ресурсы); развивать способность свободно, правильно излагать свои мысли в разной форме; развивать умение понимать авторский замысел, речь, память, мышление, читательский вкус;

-воспитательные (личностные результаты): содействовать воспитанию доброты, милосердия, высоких моральных качеств у учащихся.

Сценарий урока

1. Организационный момент .

2. Формулировка цели урока .

Мало есть в литературе произведений, таящих в себе загадку. «Шинель»- одно из них. Это объясняется и спецификой жанровой формы, и пафосом произведения. Сегодня на уроке мы обобщаем и заканчиваем работу над повестью Н.В.Гоголя.

3.Обобщение и систематизация знаний.

1)Викторина

1. Унизительное положение Акакия Акакиевича начинается прямо с имени. Как герой повести получил это имя?

2. Какое особенное искусство имел Акакий Акакиевич, ходя по улице?

3. Назовите самое любимое занятие Акакия Акакиевича?

4. Какова зарплата Акакия Акакиевича?

5. Какое странное устройство имела его старая шинель?

6. Что представляла собой лестница, ведшая к Петровичу?

7. Какие части речи преобладали в речи Акакия Акакиевича?

8. При каких словах Петровича у Акакия Акакиевича ёкнуло сердце?

9. От какого слова, произнесённого Петровичем, у Акакия Акакиевича «затуманило в глазах, и всё, что ни было в комнате, так и пошло пред ним путаться»?

10. Когда впервые в жизни вскрикнул Акакий Акакиевич?

11. Откуда у Акакия Акакиевича взялась первая половина суммы на новую шинель?

12. Как он собирался найти вторую половину?

13. Как долго Акакий Акакиевич экономил вторую половину суммы?

14. Из меха какого животного был изготовлен воротник?

15. Назовите самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича?

16. Во что была завёрнута шинель?

17. С какой стати Акакий Акакиевич стал уверять сослуживцев, что это старая шинель?

18. Почему Акакий Акакиевич согласился прийти на вечер?

19. При каких обстоятельствах «старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели и с башмаком на одной ноге побежала отворять дверь, придерживая на груди своей, из скромности, рукой рубашку?»

20. Назовите приёмы и обычаи значительного лица, к которому решился обратиться за помощью Акакий Акакиевич?

21.Сколько лет было Акакию Акакиевичу?

22. При каких обстоятельствах Акакий Акакиевич так и обмер, затрясся всем телом и никак не мог стоять»?

23.Какой болезнью заболел Акакий Акакиевич, возвращаясь от значительного лица?

24. Почему после смерти Акакия Акакиевича не стали опечатывать комнату?

25. Назовите наследство Акакия Акакиевича?

26. Каким образом узнали в департаменте о его смерти?

27. Кем становится после смерти Акакий Акакиевич?

2) Элемент драматической постановки:

К нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе.

Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…

А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин.

В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”…

- Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня?

-Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным, тему «маленького человека».

-Это мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек.

-Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется мечта, которая становится смыслом жизни - новая шинель.

3)- Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз»; «сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась»; «шинель тоже служила предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом» Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

-Что такое мечта? Мечта́ - особый вид воображения, заветное , исполнение которого часто сулит . Это могут быть просто желания, по каким-то причинам не выполненные в момент их возникновения, но всё же желает, чтобы они воплотились в

Презентация «Мечта и реальность»

4). Выявление личностного отношения к изучаемому материалу при помощи приема «двойной дневник» и ответов на вопросы учителя.

Заполните таблицу (на партах у учащихся). Что положительного и что отрицательного принесла шинель герою?

Заполняют таблицу, отвечают на вопросы, выражая личностное отношение к вопросу (примерные ответы):

+ -

1.Стал ближе к обществу 1.Забросил работу

2.Стал заметнее (о нем заговорили) 2.Стал делать ошибки

3.Стал увереннее 3.Испытал потрясение от встречи со «значительным лицом 4.Умер

Учитель : Итак, главный герой повести «Шинель» умирает.

- Почему герой умер?

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

(никто не помог; окружающие люди остались равнодушными к его горю) После такого унижения Акакий Акакиевич впал в горячку и «наконец испустил дух». Но на этом автор не завершает повесть, а история неожиданно принимает фантастическое окончание.

ФИЗМИНУТКА

Видеоролик о Петербурге

Существует исторический анекдот о том, как Петр Первый спросил у своего любимого придворного шута Балакирева, что говорят в народе о Петербурге. Пётр ожидал, видимо, услышать нечто для города и для себя лестное. Шут же ответил царю так:

С одной стороны - море,

С другой горе,

С третьей мох,

А с четвертой ох.

-Оправдал ли шут надежды Петра?

Нет, не оправдал, сказал ему своё мнение и мнение народа, которое не понравилось царю.

Говорили, что Петербург – суровый, жестокий город.

В Петербурге было много горя, боли, неприятного испуга.

Это большой город на берегу моря, он мощный, влиятельный.

Учитель:

Надеюсь, вы согласны, что, Петербург - город величественных дворцов, город красоты, город-музей. Но мы знаем, что многие писатели показывали в своих произведениях другой Петербург. Он изображался как противоречивый город, в котором произошло много трагических событий. Мы можем предположить, что Петербург, изображенный в повести "Шинель" Н.В. Гоголя - совершенно особенный.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Петербург в творчестве Гоголя»

За великолепием и пышностью выступает другой Петербург - город мелких чиновников, мастеровых, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола, что такой жертвой является и Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».

5 .Психологический тренинг:

Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник).

Элемент драматической постановки:

Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич.

Значительное лицо : “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю!

- Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли?

6.Целостное осмысление полученной информации: обобщение, выводы по теме «Образ Петербурга в повести Гоголя «Шинель»

Гоголь показал в повести «Шинель» мир чиновников Петербурга, в котором развивается конфликт произведения. В то же время мы видим, как сам Петербург становится самостоятельным персонажем.

Тема «маленького человека» родилась именно в петербургском климате, который ускорил смерть чиновника. Гоголь показал и жизнь высшего сословия, которого не трогает жизнь простого человека. О людях здесь судят не по их нравственным качествам: чем выше их положение, чем они богаче, тем лучше выглядит мех на их пальто, тем более уважаем человек в Петербурге!!!

Становится ясно, что Петербург – город контрастов и противостояния.

Причиной несчастий героя становится даже погода Петербурга, петербургский ветер, мороз, площади, улицы – всё это участники трагедии, которую описывает Гоголь. Гоголь показывает, что Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.

    Постепенно Петербург становится самостоятельным персонажем.

    Петербург – город резких контрастов и противостояния.

Петербург влияет на жизнь людей, часто даже управляет ею.

7. Диспут.– Предлагаю разделиться на два лагеря и поспорить. Тему сегодняшнего диспута сформулируем так: «Нужны ли обществу «башмачкины»?

III. Вывод

Если человек живет в обществе, не нарушает законов, добросовестно и в меру своих способностей выполняет свою работу, он обладает всеми правами и свободами демократического общества. Он заслуживает уважительного к себе отношения. Этот принцип называется принципом гуманизма . Гуманизм – это любовь к человеку, человеколюбие. Ведь еще в Библии сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя».

Заключительное слово учителя:

И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие, убил город Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”,

В Петербурге в окружении Башмачкина человека ценили не за внутренние качества, а за внешние детали – за то, какая на нем шинель. Потеря шинели привела героя к смерти.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

І V ДЗ

Составить синквейн на любой образ по повести «Шинель» (1 сущ., 2 прил., 3 глагола, предложение, слово-вывод)

Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

А.Н. Островский (3 часа). Жизнь и творчество (обзор) .Пьеса « Снегурочка ». Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке» «Снегурочка». Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка. Гуманизм театра Островского. Ф.И.Тютчев. Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема могущества и бессилия человека Трагическое звучание темы любви.

А.А.Фет. «Культ мгновения» в лирике Фета. Радость слияния человеческой души с миром природы. Стихотворение «Я тебе ничего не скажу..».

А.К.Толстой . Слово о поэте. Лирика. «Средь шумного бала, случайно..» «Не ветер вея с высоты…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад» .Стихи о любви и природе. Тема любви в лирике А.К.Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа .

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. «Отрочество». Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Белые ночи». Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи».

Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.


Из русской литературы XX века
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. Гуманистический пафос рассказа «Гамбринус».

Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

А.М.Горький . «Песня о Соколе». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах , о славе…», «О весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.

Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворение «О дряни». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как социальная опасность. Особенности поэтического языка В.В.Маяковского.

А.А.Ахматова . Биография поэта. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой.Роль художественной детали.

М.А. Булгаков . Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество(обзор).


«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике .

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

М. Карим. Слово о писателе .Стихотворения из сборника «Европа – Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами.

Муса Джалиль . Бессмертный подвиг поэта-патриота. «Моабитские тетради»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Б.Ш. Окуджава .Слово о поэте. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры.

В.С. Высоцкий . Слово о поэте. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю ». Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений.
Из зарубежной литературы

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира .

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Подведение итогов (1 ч .)
Произведения для заучивания наизусть


  1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор)

  2. А.С. Пушкин 1 стихотворение (на выбор из предложенных)

  3. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок)

  4. Н.В. Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор)

  5. А. Блок 1 стихотворение (на выбор из предложенных)

  6. О Родине и о родной природе(2-3 стихотворения на выбор)

Учебно-тематическое планирование
Количество часов:

Всего -70 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 1 час..

Уроков внеклассного чтения-6.

Уроков развития речи- 4,

Административных контрольных уроков ________.

Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)




Название раздела, темы уроков

Кол-во

Тип и форма

урока, виды контроля



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт
1.

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

вводный контроль чтения литературы, заданной на лето

Интерес русских писател ей к историческому прош лому своего народа. Значе ние художественного произведения в культур ном наследии страны

З н а т ь образную природу словесного искусства.

У м е т ь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа



Прочитать статью учебника с.3-4, Пересказать вступительную статью; ответить на вопросы.
2.

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как малый песенный жанр.

1

Комбинированный. Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Исторические и лирические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен.

Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен, определение «народ ная песня», «историческая песня».Уметь слушать, работать с художественным текстом , определять жанровые особенности исторических народных песен, роль в них ИВС.

Выучить и исполнить песню.
3
Предания как исторический жанр русской народной прозы» . Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком.»

1



Предания «О Пугачёве », «О покорении Сибири Ермаком»Особенности содержания и художеств енной формы. Предание (развитие представления).

Знать особенности содержания и художественной формы преданий

Прочитать статью Д. С. Лихачёва «У истоков русской культуры» с 22-23.
4
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А. Невского

1

Комбинирован ный Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

История написания «Жития…»Защита русск их земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвован ия. Художественные особенности воинской повести и жития. Житие как жанр литературы.

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры. Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир.

Подготовить устную или письменную характеристику (по выбору) А.Невского
5.

Внеклассное чтение «Шемяка «посулы» любил, потому он так и судил". «Шемякинский суд» как сатирическое произведение XVII века.

1

Комбинирован ный. Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Изображение действитель ных и вымышленных событий- главное новш ество литературы 17в. Новые литературные герои-крестьяне и купеч еские сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Сатирическая повесть как жанр

Уметь анализировать произведение, рассуждать на нравственную тему. Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство

пересказ

6.

Д. И. Фонвизин . Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Понятие о классицизме.

1

Изучение нового материала, урок-портрет Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

Слово о писателе. Создание «Недоросля Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении .

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, его место в развитии драматургии и театра, историю создания пьесы и её сценическую судьбу, содержание пьесы, определение понятия «классицизм», черты классицизма; действующих лиц, сюжет комедии. Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно -этические темы, давать характеристику герою, выражать свое отношение к поступкам героев

Уметь выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию



Выучить определение «юмор», «сатира» (Словарь литературоведческих терминов). Знать основные правила классицизма.

7.

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» «Экзамен Митрофанушки»

1

Анализ эпизода Текущий контроль – ответы на вопросы учебника

«Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии.

Дать характе ристику Ми трофанушке

8.

Д. И. Фонвизин «Недоросль» Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

1

Урок-портрет. Комедия, идея.

Идеал человеческого достоинства, гражданско го служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, вы ражающие авторскую по зицию происходящего.

1.Выписать афоризмы.

2.Стародум о воспитании.



9.

Проблема воспитания и идея гражданского служения в комедии «Недоросль». Идея возмездия за безнравственность

1

Комбинирован ный, эвристическая беседа с элементами анализа

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и её представление о жизни. Бессмертие комедии Фонвизина.

З н а т ь содержание пьесы, черты классицизма.

Ответ оставил: Гость

Женские роли большие роли

Ответ оставил: Гость

Толстой описал в своем рассказе "кавказский пленник" о том, как жилин и костылин - два офицера из гарнизона - попали в татарский плен во времена войны на кавказе. они вместе ехали по опасной дороге, и когда горцы напали на жилина, костылин бросился спасать свою жизнь, даже не подумав товарищу. однако в плену жилин не пал духом, он все время думал над планом побега из неволи. при этом, как человек действия он все время чем-нибудь занимался: жителям аула, лепил из глины куколок, чинил какие-то вещи. жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что впоследствии спасло ему жизнь. ему приходилось надеяться только свою силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес. костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным, оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. он надеялся на постороннюю. его медлительность и слабость стали причиной того, что их первый побег провалился. во второй раз бежать жилину дина – девочка, с которой он успел подружиться. костылин бежать отказался. в итоге жилин сбежал из плена один и добрался до гарнизона, а костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в плачевном состоянии. герои эти являются полными противоположностями: жилин – сильный и смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой. я считаю, что костылину серьезно повезло, ведь его могли и не выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не прожил. читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. толстой пытался донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим согласен.

Ответ оставил: Гость

Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П. Пла-тонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писа-теля. Герои Платонова — это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое буду-щее. Поиск ответов на вечные вопросы и строительство но-вого часто сопряжен с мотивом странничества, сиротства. Эти постоянно сомневающиеся и жаждущие истины люди, любимые герои А. П. Платонова, ищут «смысл жизни в серд-це». Насыщенность повествования, философичность и уни-версальность обобщений отличают произведения А. П. Пла-тонова, свой метод писатель определил так: «Сущностью, сухою струею, прямым путем надо писать. В этом мой новый путь».

Повесть «Сокровенный человек» (1928). Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Граждан-ской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссий-ском десанте. Он не понимает смысла своего существова-ния, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомне-вается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим. Его несет по земле в общем людском потоке по «проселкам революции». На сложные жизненные вопро-сы герой старается вначале не обращать внимания, но со-кровенный внутренний мир берет верх над всем внешним. Широко распространенное в «новой» литературе 20-х гг., «преображения» сознания героя под влиянием революции с Пуховым не происходит. На фоне скрытого вырождения хо-роших идей «природный дурак» Пухов остро ощущает несо-ответствие ожиданий и реальности и испытывает разоча-рование, а потому некоторые его шутки провоцируют читательскую грусть. Показателен яркий эпизод экзамена, который сдает Фома Пухов: «Что такое религия? — не уни-мался экзаменатор. — Предрассудок Карла Маркса и народ-ный самогон. — Для чего нужна религия буржуазии? — Для того, чтобы народ не скорбел. — Любите ли вы, товарищ Пу-хов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь поло-жить? — Люблю, товарищ комиссар, — ответил Пухов, что-бы выдержать экзамен, — и кровь лить согласен, только что-бы не зря и не дуриком!»

Чувство разочарования в конце 1920-х гг. становится для самого Платонова острым, болезненным. Стихия, которая должна была преобразовать общество, подчинилась офици-озной обрядности. Радость жизни, рожденная революцией, и тревога за ее будущее отражаются в повести.

Вся композиция повести подчинена решению авторского замысла, отразившегося в самом названии: пройти с героем его дорогу, на которой Пухов пытается уяснить все происхо-дящее вокруг него. В пути и происходит саморазвитие пер-сонажа. «Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работав-шим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение». Причин, по которым герой отправляется в путь, автор открыто не называет, но читатель понимает их самостоятельно. «Сокровенный чело-век» — это человек, с необычным, сокрытым в глубине души миром, стремящимся к познанию окружающего и не под-дающегося навязываемым извне общепринятым представ-лениям о жизни.

В современной цивилизации, по мнению писателя, поте-ряно родство человеческих душ, связь между человеком и миром природы. Долгий путь обретения истины в себе, что-бы изменить что-то и вокруг, совершает Фома Пухов. Он на-много честнее окружающих его «строителей будущего». «Природный дурак» не стремится воспользоваться возмож-ностью карьерного роста. Герой отправляется в Новорос-сийск, определяя для себя свое решение внутренней необхо-димостью: «Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал — тифозных эшелонами прут, а мы си-дим — пайки получаем!.. Революция-то пройдет, а нам ни-чего не останется!» Показателен в этом плане другой персо-наж повести, воплощающий в себе иную правду времени, — матрос Шариков. Фома не терпит лозунговости, пустой бол-товни, Шариков же прекрасно усвоил дух времени, нашел себе «теплое» местечко и на совет Пухова лично «укреплять революцию» делом («бери молоток и латай корабли») отве-чает настоящим хозяином: «Чудак ты, я ж руководитель Кас-пийского моря! Кто ж тогда будет заправлять тут всей крас-ной флотилией?»

Знаменательно, что духовный поиск не приводит к внеш-ним изменениям главного героя: в начале повести мы видим его машинистом снегоочистителя, а в конце машинистом нефтяного двигателя. Поезд (а в творчестве А. П. Платонова это символ революции, сам писатель отмечал: «Слова о па-ровозе-революции превратили для меня паровоз в ощуще-ние революции»), в который садится герой, идет в неизвсст- ном направлении (этот символ приобретает эпический характер). Вспыхнувший было интерес к собственному буду-щему («Куда он [поезд] едет?»), быстро сменяется у Пухова смирением («Поезд трогался куда-то дальше. От его хода Пухов успокаивался и засыпал, ощущая теплоту в ровно ра-ботающем сердце»). Фоме нужно пройти по дорогам страны самому, увидеть все собственными глазами, прочувствовать своим сердцем (сказывается неверующая натура). Новорос-сийск, освобождение Крыма от Врангеля (механик на судне «Шаня»), поездка в Баку и встреча с матросом Шариковым составляют определенные этапы жизни героя и обретения Пуховым смысла своего существования. Сама дорога, дви-жение становится сюжетообразующим началом, и как толь-ко герой останавливается где-то, его жизнь теряет остроту, утрачивается духовный поиск. Зворычный и Шариков, на-пример, в своем застывшем состоянии такого развития не получают.

Попытка героя разобраться, как изменилась жизнь людей под влиянием «исторической бури», приводит персонаж к мысли, что истинная цель, подлинные чувства утрачены. Звучащий на страницах повести мотив смерти тесно связан с мотивом всеобщего сиротства. (И тот и другой становятся центральными в творчестве А. П. Платонова.) Тема смерти вводится в повествование не случайно. Революция не только не смогла воскресить мертвых (философская идея Н. Федо-рова была воспринята самим А. П. Платоновым), но принес-ла, и автор постоянно обращает на это внимание читателя, новые смерти.

Некая бесчувственность сердца главного персонажа в начале пути (режет колбасу на гробе жены) сменяется ощу-щением глубокого единения с миром, что и понимается как смысл жизни. В финале повести происходит прозре-ние: «Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно дога-дывался о самом важном и мучительном. Он даже остано-вился, опустив глаза, — нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость ре-волюции». Материал с сайта

Своеобразие языка. В произведении находит свое отра-жение авторское представление о нерасторжимости мира внешнего и внутреннего, материального и нематериального. В повести «Сокровенный человек» изображение жизни осу-ществляется в единстве комического и трагического начала. Язык платоновского произведения отразил поиски нового языка, под знаком которого прошло начало XX в. Символи-ческие образы, которые в ряде произведений писателя по-вторяются, начинают выполнять лейтмотивную функцию. «Странный» язык повествователя Платонов использует для выражения внутреннего мира героя, который не имеет слов для передачи своих переживаний и умозаключений. В осно-ве языка Платонова лежит книжная речь с обилием отвле-ченной лексики (На стенах вокзала висела мануфактура с агитационными словами), смещением привычных языковых связей, когда последующее слово трудно предсказуемо, свертыванием и развертыванием предложений (Наконец по-езд уехал, постреливая в воздух — для испуга жадных до транс-порта мешочников), намеренным использованием тавтоло-гических повторов и др.

А. П. Платонов создает произведения, в которых изобра-жает не вещи, не предметы, а их смысл, писателя интересует не быт, а бытие, суть вещей. Образ Фомы Пухова, соединяя в себе «высокую трагическую и смеховую культуру», стано-вится одним из целой галереи ищущих и сомневающихся платоновских героев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • в чем смысл финала повести сокровенный человек
  • анализ повести сокровенный человек платонова
  • сокровенный человек рецензия
  • в чем идейный смысл повести сокровенный человек
  • платонов поиски положительного героя